Оздоровительный эффект применения элементов подвижных и спортивных игр на занятиях по физической культуре с детьми младшего школьного возраста в условиях начальной школы
статья по физкультуре

Оздоровительный эффект применения элементов подвижных и спортивных игр на занятиях по физической культуре с детьми младшего школьного возраста в условиях начальной школы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Оздоровительный эффект применения элементов подвижных и спортивных игр на занятиях по физической культуре с детьми младшего школьного возраста в условиях начальной школы

Младший школьный возраст - это время интенсивного формирования роста тела, развития функций всех систем организма и психики, раскрытия способностей становления личности. Вместе с тем это благоприятный период для положительного оздоровительного воздействия на всеобщее развитие детей средствами физической культуры. Именно в школьном возрасте имеются все возможности для всестороннего, гармоничного развития, образования, воспитания и оздоровления. Необходимым условием гармоничного развития личности школьника является достаточная двигательная активность. Однако в последние годы из-за насыщенности учебной программы отмечается дефицит времени в режиме учебного дня, недостаточная двигательная активность, обусловливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьезных изменений в онтогонистическом развитии организма школьника. Единственная возможность нейтрализовать отрицательное проявление, возникающее у школьников при продолжительном и напряженном умственном труде – это активный отдых от занятий и организованная физическая деятельность, включающая разнообразные игры, элементы спортивных игр, спортивные упражнения и др.

Значительное место в младшем школьном возрасте на уроке физической культуры отводится подвижным играм и эстафетам с элементами спортивных игр и соревнований.

Их использование способствует формированию нравственных качеств личности (смелости, честности, решительности, организованности и т. д.), закрепляет двигательные навыки и вырабатывает у детей умение применять их в усложненной игровой ситуации.

Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Подвижные игры являются признанным традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Кенеман А.В. отмечает, что оздоровительный эффект, достигаемый при проведении спортивных игр, тесно связан с положительными эмоциями детей, влияющими на психику ребенка.

Эмоциональный подъем создает у детей стремление к достижению общей для всех цели и выражается в ясном осознании задачи в лучшей координации движений, более точной ориентировке в пространстве и игровых условиях, в ускоренном темпе выполнения заданий. При такой увлеченности детей и захватившей их радостной устремленности к достижению цели повышается роль воли, помогающей преодолевать различные препятствия. Элементы спортивных игр служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитания физических качеств. В процессе игры ребенок направляет свое внимание на достижение цели, а не на способ выполнения движения.

Качашкин В.М. отметил, что двигательная деятельность - спортивная игра обладает определенной спецификой: она требует от ребенка быстрой реакции на сигналы и неожиданные изменения игровой обстановки. Различные ситуации, возникающие в игре, создают необходимость в изменении характера движения и действий, степени мышечного напряжения, быстром изменении направления движения.

В подвижной игре и элементах спортивных игр ребенок учится регулировать степень напряжения, внимания и мышечной деятельности: в зависимости от складывающейся игровой ситуации он может чередовать движения с отдыхом. Это содействует воспитанию наблюдательности, сообразительности, способности ориентироваться в изменяющихся условиях окружающей среды, находить выход из создавшегося положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять смелость, ловкость, инициативу, выбирать самостоятельно способ достижения цели.

Игровая деятельность, в какой бы форме она не выражалась, всегда радует ребенка, а элементы спортивных игр с многообразными моментами веселой неожиданности особенно благоприятно влияет на повышение положительных чувств у детей. В этом источнике радостных эмоций заключается великая воспитательная сила. В содержании спортивных игр заключено много познавательного материала, расширяющего кругозор ребенка.  

Правильное физическое воспитание детей - одна из ведущих задач школы.

Хорошее здоровье, полученное в младшем школьном возрасте, является фундаментом общего развития человека. Однако в современной научной и учебно-методической литературе ничего не говорится о методике применения элементов спортивных игр с целью воздействия их на отдельные стороны физической подготовленности детей младшего школьного возраста в годичном цикле прохождения учебного материала по физическому воспитанию в условиях школы. Это и определило актуальность нашего исследования, целью которого являлась - разработка методики проведения занятий по физической культуре с целенаправленным использованием элементов спортивных игр с детьми младшего школьного возраста в условиях школы.

Исследование проводилось на протяжении 2013-2014 учебного года на базе средней общеобразовательной школы №1 г. Суража. В исследовании приняли участие дети в возрасте 7-8 лет в количестве 40 человек, отнесенные по состоянию здоровья к основной медицинской группе. Экспериментальная программа включала 4 цикла прохождения учебного материала с комплексным применением элементов спортивных и подвижных игр и целенаправленным воздействием на различные стороны физического состояния школьников.

Экспериментальная методика включала разработанные комплексы и задания с элементами спортивных и подвижных игр, направленные на развитие физических способностей детей младшего школьного возраста. В экспериментальной группе в основной части использовались комплексы и задания с элементами спортивных игр, которые занимали 15-20 минут общего времени. Комплексы предлагались детям на каждом занятии с определенной направленностью на развитие отдельных двигательных способностей.

За время педагогического эксперимента было проведено 4 цикла занятий. Каждый цикл включал по 6 занятий.

В 1 цикле использовались элементы волейбола.

Во 2 цикле - элементы баскетбола и футбола.

В 3 цикле использовали элементы волейбола.

В 4 цикле - элементы баскетбола и футбола.

После проведения четырех циклов, экспериментальная программа повторяется. Во всех циклах первое занятие уделялось развитию быстроты и координационных способностей, на втором занятии - ловкости и выносливости. На третьем занятии осуществлялось целенаправленное воздействие на скоростно-силовые способности и гибкость. Во время четвертого занятия мы уделяли внимание на развитие силы, координационных способностей и выносливости. На пятом занятии физические упражнения и задания были направлены на развитие быстроты, скоростно-силовых способностей и гибкости. Шестое занятие было направлено на развитие ловкости и силы.

Проведение педагогического эксперимента было основано на использовании элементов спортивных игр для успешного овладения школьниками младшего возраста подвижными и спортивными играми, в которых применяются мячи, для развития у них разнообразных двигательных способностей, создающих определенную базу дальнейшего спортивного совершенствования детей. В нашей программе нет разделения игр для девочек и мальчиков, не существует также и строгого правила, какие игры могут нравиться тем и другим. Учитывая, что главным требованием к упражнениям с элементами спортивных игр является постоянное изменение и усложнение действий, задания в каждом из комплексов составлены по возрастающей сложности. Первыми во всех циклах подобраны наиболее легкие, хорошо знакомые детям упражнения, эстафеты и игры, которые школьники могут выполнять без предварительного разучивания.

Данные упражнения не требуют много времени на объяснение и выполнение, но помогают детям почувствовать мяч, настраивают их на характер предстоящих действий, зарождаются предпочтения к конкретной спортивной игре.

В конце этапа было проведено повторное тестирование по определению показателей физической подготовленности и физического развития с целью определения эффективности используемых средств и методов физического воспитания детей опытных групп.

За время педагогического эксперимента произошли определенные изменения в показателях жизненной емкости легких, что свидетельствует об увеличении резервных возможностей дыхания детей, использовавших элементы спортивных игр в учебном процессе.

За экспериментальный период показатели жизненной емкости легких в экспериментальной и контрольной группах увеличились, а сравнительный анализ выявил превосходство экспериментальной группы над контрольной группой.

Таким образом, под влиянием физических упражнений с использованием элементов спортивных игр у детей увеличиваются резервные возможности дыхания, отчетливо возрастает жизненная емкость легких. За время проведения эксперимента несколько изменились и средние величины показателей кистевой динамометрии. Судя по всему, это связано с применением на занятиях мячей, которые усилили нагрузку на мышцы рук, что привело к улучшению результата в данном тесте. Однако достоверно значимых различий как внутри, так и межгрупповых различий не выявлено.

Были зафиксированы улучшения показателя в беге на 30 метров, которые имели достоверную значимость.

Предположительно существенную роль в развитии данного качества у школьников экспериментальной группы сыграли элементы спортивных игр, в которых детям приходилось выполнять специфические ускорения, с целью овладения мячом.

Применение разработанной методики оказало положительное влияние на метание мешочков с песком правой и левой рукой в экспериментальной группе, где было получено достоверно значимое отличие (р<0,05). Вероятно, это связано с активным использованием на занятиях разнообразных мячей, которые усилили нагрузку на мышцы рук, что и привело к улучшению результата в данных показателях.

Педагогический эксперимент, проведенный по предложенной методике целенаправленного внедрения элементов спортивных игр в учебно-воспитательном процессе в условиях начальной школы дал положительный результат.

Все вышеизложенное - позволяет сделать заключение о том, что систематическое целенаправленное использование комплексов элементов спортивных игр и заданий, направленных на улучшение физического состояния школьников оказывает несколько более выраженный оздоровительный эффект по сравнению с регулярным использованием типовой программы в начальной школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсы повышения квалификации: аттестационная работа «Использование методов психолого-педагогической диагностики на занятиях по физическому воспитанию с детьми младшего школьного возраста"

В работе рассмотрены особенности физического воспитания детей на современном этапе: почему возникла необходимость в занятиях физического воспитания младших школьников в условиях дополнительного ...

Обобщение опыта работы по организации проектной деятельности с детьми младшего школьного возраста в условиях коррекционной школы.

В статье предоставлен опыт работы  по организации   проектной деятельности  младших школьников  с нарушением интеллекта где,  каждый ученик может выбрать для себя занятие...

Использование логопедических технологий с детьми младшего школьного возраста в условиях логопункта

Учителя школы могут использовать материал в своей работе. Технологии очень интересны и полезны для детей школьного возраста....

Особенности применения игрового и соревновательного метода на уроках физической культуры с детьми младшего школьного возраста

Педагогический процесс должен строиться с учётом реальных психофизических возможностей, возрастных особенностей занимающихся, а сам процесс физического воспитания нужно строить так, чтобы он был напра...

Особенности проведения занятий по физической культуре с детьми старшего дошкольного возраста в условиях Крайнего Севера

Аннотация. В статье представлен анализ результатов анкетного опроса инструкторов по физической культуре, работающих в дошкольных образовательных учреждениях. Анкетирование проводилось с целью выя...

Оздоровительный эффект применения элементов подвижных и спортивных игр на занятиях по физической культуре с детьми младшего школьного возраста в условиях начальной школы

Оздоровительный эффект применения элементов подвижных и спортивных игр на занятиях по физической культуре с детьми младшего школьного возраста в условиях начальной школы...