Обучения двигательным действиям в лыжном спорте
методическая разработка по физкультуре

Обучения двигательным действиям в лыжном спорте

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon 1.zip187.57 КБ

Предварительный просмотр:

Обучения двигательным действиям в лыжном спорте


Содержание

Введение

3

Глава I. Обучения двигательным действиям в лыжном спорте

6

1.1. Этапы обучения двигательным действиям в лыжном спорте

6

1.2. Методы обучения двигательному действию в лыжном спорте

16

1.3. Техника и методика обучения

26

Заключение

45

Список литературы

47


Введение

Человеку, появившемуся на свет, не даны никакие умения и навыки, которые так необходимы для того, чтобы участвовать в жизни общества и творить. Первое, чему начинает учиться вступающий в жизнь человек—двигательные действия. Обучение им продолжается все то время, пока он прогрессирует в любой из сфер своего бытия.

Человек познает новое о себе и об окружающем мире, расширяется и совершенствуется круг его знаний, умений и навыков, и это познание осуществляется через движения, посредством движений, в движениях.

Актуальность темы: развитие двигательных действий занимает важное место в физическом воспитании школьников. Многие школьники не могут выполнить нормативы, требуемые в школах, не могут добиться высоких результатов в беге, прыжках, метании, потому, что им мешает плохая техника движений,  недостаточное развития двигательных действий.

Обучение двигательным действиям необходимо в любой деятельности. Однако только в сфере физического воспитания изучение их является ядром обучения, поскольку здесь двигательная деятельность выступает и как объект, и как средство, и как цель совершенствования. Суть специфики обучения в физическом воспитании в том, что основная масса нового познается при освоении разнообразных двигательных действий, выступающих в форме физических упражнений.

Движение является одним из главных условий существования животного мира и прогресса в его эволюции. От активности скелетной мускулатуры зависит резервирование энергетических ресурсов, экономное их расходование в условиях покоя и как следствие этого — увеличение продолжительности жизни. Наиболее целесообразны в этом плане малоинтенсивные (стайерные) формы деятельности скелетной мускулатуры, обеспечивающие достижение к зрелому возрасту максимально сниженных затрат энергии в состоянии покоя.

Практический опыт, экспериментальные исследования ученых дают надежные основания для заключения о том, что активная двигательная деятельность сдерживает возрастные инволюционные изменения, способствует удлинению периода активной творческой жизни.

От здоровья каждого человека зависит богатство и благосостояние нашего общества, ускорение научно-технического прогресса и социально-экономического развития страны. Иначе говоря, здоровье подрастающего поколения — важнейшая социальная категория.

Высокий уровень физической и умственной работоспособности людей, занимающихся физическими упражнениями, сохраняется значительно дольше, чем у не занимающихся. Снижение активности двигательных действий пагубно сказывается на здоровье. В первую очередь оно способствует развитию сердечно-сосудистых расстройств, приводит к нарушению обмена веществ. Физические упражнения предупреждают атеросклеротические изменения в сосудах, уменьшают риск заболевания ишемической болезнью сердца.

Способность противодействовать изменениям внутренней среды организма, которыми сопровождается выполнение физических упражнений, является специфическим свойством тренированного организма. Вместе с тем физические упражнения повышают и так называемую неспецифическую, т. е. естественную, защитную устойчивость организма: человек обретает надежную способность активно бороться с болезнетворными агентами внешней среды. Наблюдения за состоянием здоровья детей, систематически занимающихся в различных спортивных секциях, показывают, что у них снижается частота так называемых простудных заболеваний. В случае заболевания (например, при вспышке гриппа) такие дети переносят болезнь значительно легче, чем не занимающиеся спортом.

Темой данной работы является: обучения двигательным действиям в лыжном спорте.

Объект исследования: учебно-тренировочный процесс в лыжном спорте.

 Предмет исследования: обучения двигательным действиям на примере лыжного спорта (попеременный двухшажньш ход).

Цель работы: изучить обучения двигательным действиям в лыжном спорте.

Рабочая гипотеза: предполагается что, зная этапы, методы обучения двигательным действиям, а также технику и методику обучения лыжного хода мы можем достичь наиболее положительного результата в процессе обучения.

Задачи работы:

1. Ознакомиться с этапами обучения двигательным действиям в лыжном спорте.

2. Дать характеристику методам обучения двигательным действиям используемых  в лыжном спорте.

3. На примере попеременного двухшажного хода рассмотреть технику и методику обучения (применяемые упражнения при обучении).    

Данная курсовая работа состоит из введения, 1 глав, заключения, и списка литературы из 20 источников.


Глава I. Обучения двигательным действиям в лыжном спорте

1.1. Этапы обучения двигательным действиям в лыжном спорте

Основываясь на закономерностях формирования двигательных навыков в теории и методике физического воспитания ребенка, педагог решает практические задачи обучения.

Каждой стадии навыка соответствует определенный этап обучения:

1-й этап — начальное разучивание двигательного действия;

2-й этап — углубленное разучивание;

3-й этап — закрепление и совершенствование двигательного действия. [16, 26]  

Первый этап обучения. Проводится изучение элементов с объединением этих элементов в целостный двигательный навык и разучивается способ передвижения в целом. На этом этапе происходит образование необходимых условий рефлекторных связей и образование целостного динамического стереотипа.

Человеку, не стоявшему на лыжах и не привыкшему передвигаться с таким отягощением, лыжи мешают. Носки и пятки лыж скрещиваются и цепляются одна за другую и за снег, при потере бокового равновесия они мешают быстро переставить ногу — все это вызывает у новичков падение и в связи с этим неуверенность, которая тормозит обучение. Следовательно, еще до обучения отдельным способам передвижения надо осветить общие основы владения лыжами. На первых занятиях выдвигаются две общие педагогические задачи: овладеть лыжами как снарядом («чувство лыжи»), развить чувство сцепления лыжи со снегом («чувство снега»).

Эти задачи решаются применением подводящих упражнений:

- поочередное поднимание ноги с лыжей и движение ею по воздуху вниз и вверх, вправо и влево;

- поочередное поднимание носков лыж; выполнять движение лыжей вверх, вниз, вправо и влево, не отрывая пятку от снега; то же, но поднимая пятку лыжи, прижимая носок лыжи к снегу;

- повороты переступанием на месте вокруг пяток и вокруг носков лыж;

- боковые приставные шаги на два и четыре счета; упражнение выполняется 4-8 раз подряд в ускоряющем темпе;

- повороты: махом кругом, через лыжу вперед и через лыжу назад с правой и с левой ноги, прыжком (с опорой и без опоры на палки);

- ходьба ступающим шагом по неглубокой целине без палок;

- ходьба ступающим шагом на лыжах с палками по целине, среди деревьев и кустарников, вслед за преподавателем, постоянно меняющим направление; при этом приобретается умение управлять лыжами, учитывать их длину или расстояние до препятствия (дерева, куста и т.п.);

- подъемы и спуски лесенкой, прямо и наискось;

- спуски в средней стойке с пологих склонов;

- подъем на пологие склоны ступающим шагом в медленном и быстром темпе.

Следует добиваться совершенного их выполнения путем многократного повторения. Они применяются на первых уроках, чтобы занимающиеся могли освоить общие основы для дальнейшего обучения способам передвижения на лыжах. После этого надо переходить к разучиванию всех способов передвижения на лыжах. [15, 101]  

Наиболее характерными новыми навыками являются спуски. У начинающих лыжников при спуске проявляется защитный рефлекс. Чтобы снять боязнь крутизны, не следует начинать обучение поворотам, пока лыжник достаточно освоит спусков. Обучение элементам поворотов лучше начинать на горизонтальной площадке после небольшого спуска. Сначала надо освоить короткие, достаточно крутые спуски и затем постепенно более длинные и крутые. Поскольку страх вызывает возбуждение, сковывающее мышцы, надо приучить лыжника расслаблять мышцы перед спуском. Это ослабляет чувство страха и обеспечивает сохранность равновесия. После опасных упражнений внимание снижается, поэтому после них не следует давать новые трудные задания. Падения значительно учащаются при переходе в более грудные условия. Поворот выполняется с трудом, если скорость спуска выше скорости, обычной для этого лыжника.

В начале обучения спускам, торможениям и поворотам не следует пользоваться склонами с плохим снежным покровом. Следует переходить с простых склонов на более сложные постепенна. Если переход будет совершен резко, то сильное раздражение, которым являются новые свойства местности, вызовут у лыжника сильные реакции, задерживающие закрепление и совершенствование навыков, и соответственно защитную реакцию. Преодоление боязни и воспитание привычки противодействовать внешним раздражителям — первейшая задача при обучении спускам, торможениям, поворотам, падениям.

Если лыжник с сильным типом высшей нервной деятельности хочет выполнить трудный спуск и настроится на это, то он сможет его выполнить. Но у лыжника со слабым типом высшей нервной деятельности, хотя он одинаково подготовлен в техническом отношении, при этом возникают торможение, угнетение центральной нервной системы, боязнь неблагополучного исхода попытки. Ему кажется, что он не в силах выполнить спуск. Воспитывая уверенность в своих силах, можно изменить реакцию на сильные раздражители или хотя бы ослабить их отрицательное действие. Такое воспитание может быть основано на принципе доступности и постепенности в освоении навыка. В этих целях при обучении спускам на лыжах следует требовать, чтобы занимающиеся начинали спуск с движения скользящим шагом, а не ждали, пока лыжи сами тронутся с места. [15, 103]  

При обучении большое значение имеет так называемый перенос навыков. Если у обучаемого имеется запас двигательных навыков, сходных с навыком изучаемого способа передвижения на лыжах, то усвоение последнего значительно облегчается. Запас сходных навыков создается при помощи различных упражнений, главным образом специально-подготовительных. Овладение новым движением обогащает двигательный опыт лыжника, при этом устанавливается большое количество связей, которые могут быть использованы при последующем обучении. Одни навыки могут положительно влиять на другие (положительный перенос), иные же, наоборот, тормозят развитие последующих (отрицательный перенос). Перенос навыка будет положительным в том случае, если упражнения, применяемые для одного навыка, сходны по своей форме и характеру и для другого. Отрицательный перенос навыка появляется в том случае, если подготовительные упражнения сходны только по внешнему виду, но различны по координации. Если движения в имитационных упражнениях сходны с движениями лыжной техники, то стереотипы, образующиеся при применении имитационных упражнений, также сходны со стереотипами движений в лыжной технике. Вырабатывая стереотипы имитационных движений, лыжники формируют определенные навыки, которые облегчают и ускоряют овладение лыжной техникой и ее совершенствование.

Преподавателю очень важно знать условия, замедляющие темпы развития и вызывающие ослабление навыка.

Эти условия можно разделить на:

- объективные: плохие инвентарь, снаряжение, одежда, обувь, учебная площадка и склон; неудовлетворительное состояние снега, плохая погода, ветер, снегопад, мороз; неудачно Подобранная мазь для смазки лыж и т. д.;

- субъективные: пассивное отношение занимающихся к данному упражнению, плохая заинтересованность, неуверенность в своих силах и возможностях; пониженное настроение и самочувствие занимающихся.

Неправильные методические приемы могут вызвать задержку в усвоении навыка при условиях, когда происходит замена одних методов работы или способов выполнения упражнений другими; закрепленные старые способы выполнения движения возникают в неизменной форме при выполнении нового движения.

Примером этого может служить замедленное изучение нового способа передвижения из-за того, что ранее усвоена техника передвижения с ошибками. При длительном перерыве в обучении или отсутствии повторения упражнения навык может разрушаться, причем сначала разрушаются детали движения, а сама структура, основа движений, остается. Угасание условного рефлекса зависит в некоторой степени от индивидуальных особенностей.

Чем слабее закреплен навык, тем скорее он угасает, и наоборот.

Навык передвижения на лыжах представляет Собой целостное единство более простых навыков (элементов). Поэтому обучение всегда должно охватывать сложные действия в их целостном единстве. Часто возникает необходимость расчленить сложное действие на ряд более легких, подобранных так, чтобы облегчить дальнейшее усвоение движения в целом. При этом отдельные элементы не следует доводить до закрепленного спортивного навыка.

Расчленяя сложное действие на составные части, надо выделить наиболее существенные, важные элементы движения, типичные для данного сложного действия. При этом надо следить за тем, чтобы не было коренного изменения самой структуры этого действия. Например, изучение попеременного лыжного хода эффективнее тогда, когда выработаны следующие элементы этого навыка: отталкивание ногой с использованием силы маха другой ноги, позволяющее быстро скользить на одной лыже; своеобразное отталкивание палкой, увеличивающее скольжение; движение туловищем, связывающее воедино движения рук и ног. [12, 98]  

Соединение этих элементов в целостные движения выполняется при участии сознания.

Само объединение элементов навыка в сложное действие может проводиться двумя путями:

- постепенным наращиванием последовательно связанных элементов, вплоть до полного изучения всего сложного навыка;

- объединением всех отдельных элементов навыка сразу в полный сложный навык.

Применение того или иного метода обучения зависит от подготовленности занимающихся и их способности воспринимать и выполнять упражнения. [6, 77]  

Второй этап обучения. Происходит дальнейшее изучение целостного навыка и его закрепление. Закрепление навыка является следствием упрочения временных связей в коре больших полушарий головного мозга.

Упрочению подлежат не все двигательные реакции. Сохраняются и закрепляются только те движения, которые действительно необходимы и выражают постоянные отношения взаимодействия лыжника с внешней средой. Случайные же связи пропадают в процессе повторения упражнений. С самого начала следует добиться, чтобы лыжник мог сам анализировать свои движения и определять ошибки, а преподаватель только направлял бы его на верный путь. Чем точнее будет осознан каждый элемент навыка, тем более совершенным станет движение. Дальнейшее совершенствование, доведенное до автоматизма, нисколько не снижает роль сознаний в управлении движениями. В нужный момент хороший спортсмен всегда может сосредоточить внимание на каком-либо элементе техники и выделить его из общего числа элементов. Поворот на лыжах продолжается доли секунды, однако спортсмен успевает проконтролировать и исправить положение лыжи тела, обратив внимание на любой элемент, любую деталь движения.

Неосознанное движение не может быть расчленено на элементы, оно воспринимается слитно.

Обычно более медленные движения запоминаются легче, а быстрые — труднее. Надо не просто механически повторить много раз подряд одно и то же движение полностью, чтобы его прочно запомнить, а добиваться активного воспроизведения непрочно разученных элементов этого движения.

Часто начальная и конечная часть движения закрепляется в памяти лучше, чем середина; в других случаях быстрее усваивается та часть, которая выполняется на меньшей скорости. Часть, наиболее трудную для усвоения, следует изучать дополнительно.

Для прочного закрепления важно, чтобы количество одновременно изучаемого материала было не слишком большим, посильным для занимающихся.

При закреплении навыка необходимо предупреждать возникновение ошибок. В случае, если ошибка все же появилась, следует немедленно прекратить закрепление навыка до тех пор, пока соответствующими упражнениями ошибка не будет исправлена.

Не следует переходить к изучению следующего приема, пока предыдущий не закрепится в достаточной степени. Это особенно важно, когда изучаемый прием сходен с первым, например, при изучении поворота из упора непосредственно вслед за поворотом упором. Вторая причина смешения материала заключается в недостаточном использовании сравнения и сопоставления одного приема с другим.

Все приемы должны быть закреплены прочно. Поверхностное изучение нередко приводит к ошибкам. Надо давать такие конкретные задания, чтобы занимающиеся могли сосредоточить внимание на определенных моментах техники. Например, чтобы они следили только за тем, как переносить вес тела, или за плавностью движения по дуге выполняемого поворота, или за постоянным нарастанием крутизны постановки лыж на ребро и т. д.

Часто удавшееся однажды движение лыжник не может воспроизвести вторично потому, что он не закрепил его в достаточной степени. Чтобы закрепить движение, надо постепенно приучить лыжника к устойчивому выполнению движения при наличии любых раздражителей (возгласы, флаги и т. п.). При этом большое значение имеют контрольные тренировки, участие в соревнованиях и прогулках по незнакомой местности.

Таким образом, в процессе правильного обучения различным способам передвижения на лыжах происходит постепенное закрепление навыков, находятся правильные пути для решения двигательной задачи. [11, 39]  

Третий этап обучения. Совершенствуется целостный спортивный навык путем устранения излишних движений, многократного повторения и доведения его до автоматизма. В совершенствовании навыка принимает участие весь организм в целом, повышается его функциональная подготовленность. Ведущая роль при этом принадлежит коре больших полушарий головного мозга.

Многократное повторение определенного способа передвижения на лыжах приводит к автоматизации движений.

Лыжник, выполняющий движение точно и согласованно, сможет перенести сравнительно большую нагрузку, чем лыжник, не овладевший автоматизированным навыком. По мере совершенствования определенных навыков на стадии автоматизации происходит уточнение мышечной ориентации, в результате уточняются и движения, но роль органов зрения, слуха, вестибулярного аппарата и осязания сохраняется. В связи с совершенствованием двигательного навыка, в результате взаимодействия различных анализаторов достигается более точное дифференцирование отдельных деталей движения, что выражается в различных специфических ощущениях. Становится очень тонким «чувство лыж», «чувство снега», «чувство динамического равновесия», что помогает регулировать уступающие и преодолевающие усилия мышц. Совершенствуется чувство скорости, темпа и ритма, развивается умение передвигаться экономично в любых изменяющихся условиях. В целом дальнейшее совершенствование навыков идет за счет развития физических качеств, причем эти качества совершенствуются не всегда параллельно, одни из них могут быть развиты лучше, другие хуже. При этом перестраивается деятельность не только двигательного аппарата, но и всего организма в целом. В процессе совершенствования двигательного навыка увеличивается интенсивность обменных процессов, происходят сложные биохимические изменения в обмене веществ. Эти изменения особенно значительны в процессе тренировки, которая является дальнейшим продолжением третьего этапа обучения.

Учитывая единство обучения и тренировки, следует заметить, что методы обучения больше применяются на первых двух этапах. На третьем же преобладают методы тренировки. В дальнейшем полностью переходят на тренировочный процесс, хотя совершенствование спортивной техники продолжается.

Подводящие упражнения. Эти упражнения представляют собой упражнения, сходные по форме и характеру с элементами сложного навыка. Подводящие упражнения имеют наибольшее применение на первом, частично на втором и эпизодически на третьем этапе обучения. Выбор подводящих упражнений во многом зависит от методической подготовленности преподавателя. Следует иметь в виду, что подводящие упражнения нередко требуют многократного повторения, но не доводятся до закрепления как самостоятельный спортивный навык.

Ошибки и их исправление. В течение всех трех этапов у обучающегося часто возникают ошибки. Своевременное определение ошибок и их исправление намного ускоряют само обучение. Ошибки по их значению можно разделить на основные и частные. Основные ошибки нарушают основу движения, частные ошибки являются индивидуальным отклонением от правильной техники, снижают эффективность движений, но не искажают основы движения. Частных ошибок бывает больше, чем основных, и они очень разнообразны.

В практике различают ошибки случайные и привычные. Случайные ошибки появляются у лыжников, когда владение техникой у них еще не автоматизировалось. Эти ошибки легче ликвидировать; они непрочны и довольно быстро исчезают. Привычные ошибки — это те отклонения, которые своевременно не были исправлены и автоматизировались, закрепились, стали устойчивыми. [10, 132]  

Для предупреждения ошибок надо, чтобы обучающиеся правильно поняли способ передвижения. Первоначальное разучивание надо проводить особенно тщательно, следя за тем, чтобы быстрота движений не нарушала правильности передвижения. Плохо выполняемое движение занимающиеся должны повторять, стараясь понять и исправить ошибку, добиваясь правильного выполнения.

Наблюдать сложное движение трудно. Преподавателю, чтобы заметить какую-либо ошибку, надо вначале следить за передвижением в целом, а затем поочередно наблюдать только за элементами движения, например за правым (левым) коленом или движениями рук и т. д.

Наблюдать за выполнением какого-либо хода лучше всего на расстоянии 15—20 м, причем надо просмотреть 3—4 последовательных, цикла движений. Следя за выполнением передвижения, важно уметь определить правильность формы движений, найти ошибку и установить ее происхождение. Прежде всего, надо исправить основные ошибки. На ошибках частных можно вначале не останавливаться, но необходимо следить, чтобы они не стали привычными. Чтобы исправить ошибки, следует еще раз разъяснить и показать способ передвижения, повторить его, дать подготовительные упражнения; если возможно выделить из способа передвижения, трудно усваиваемые движения, то необходимо разучивать их отдельно.

После вторичного объяснения надо потребовать от занимающихся принять правильное положение и проделать движение на месте, а затем на небольшой скорости, чтобы проверить, правильно ли выполняется движение.

При повторном появлении ошибки надо вновь прекратить выполнение движения и добиться того, чтобы обучающиеся поняли и запомнили нужное движение.

При последующем дифференцировании наступает специализация рефлекса. Чем дальше прогрессирует дифференцирование, тем точнее внутреннее торможение отграничивает корковые очаги, затормаживая все неподкрепленные связи. [12, 126]  

1.2. Методы обучения двигательному действию в лыжном спорте

В учебной работе по лыжному спорту и лыжной подготовке в школе для решения задач обучения используется целый ряд методов и методических приемов, которые объединены в три большие группы: словесные методы, методы наглядного воздействия, практические методы.

В понятие «метод» входит ряд методических приемов. Методический прием - это часть целостного метода, применяемого в каких-либо конкретных условиях обучения передвижению на лыжах (передвижение под уклон при изучении скользящего шага) или для решения каких-то конкретных задач. Например, показ поворота в движении из упора - метод.

Но замедленный показ только части поворота (подготовительных движений и входа в поворот) - методический прием. Количество методических приемов, применяемых при обучении способам передвижения на лыжах, очень велико.

С совершенствованием техники и методики обучения методические приемы улучшаются, видоизменяются или исключаются из практики работы, вместе с тем возникают и новые. Каждый учитель должен постоянно совершенствовать методику обучения, применяя новые методические приемы, вводя новые упражнения. Все это новое должно служить одной цели - улучшать эффективность обучения в лыжном спорте. Порой различия в уровне качества обучения определяются разным объемом методических приемов, которым оперируют школьные учителя и тренеры по лыжному спорту. [9, 119]  

Словесные методы. При сообщении теоретических знаний и в обучении способам передвижения на лыжах широко используются различные методы слова: рассказ, описание, объяснение, беседа, разбор, задание, указание, подсчет и команда. Все эти методы применяются с целью создания у школьников ясного представления о форме движений, для раскрытия их характера (содержания) при показе упражнений и помощи ученику в исправлении ошибок во время непосредственного выполнения какого-либо хода в целом или в его отдельных деталях. Кроме этого, учитель в конце занятий проводит разбор техники, подводит итоги, дает оценку действий и поведения учеников, обсуждает ход обучения и решения задач. Важную роль в понимании техники ходов и ее освоении играют указание, команда или подсчет именно в момент приложения усилий при отталкивании или начале этих движений и т.п. Например, при изучении согласованности движений в попеременном четырехшажном ходе движения руками могут быть выполнены под команды «Вынос-вынос!», «Толчок-толчок!»

Учитывая специфические условия, в которых происходит обучение в лыжном спорте (ветер, низкие температуры, мокрый снег и др.), учитель должен до минимума сократить время объяснения (как, впрочем, и показа) упражнения или хода в целом. Затем он максимально кратко объясняет ход и приступает к его практическому освоению. Возможно, что если показ и рассказ не обеспечили полного и правильного понимания движения, то объяснение деталей техники продолжается в процессе движения на лыжне. В этом случае объяснение может быть направлено только на часть учеников, не освоивших данный элемент хода. При использовании словесных методов обучения учитель должен всегда пользоваться единой и общепринятой в лыжном спорте терминологией. Все применяемые термины должны отражать основу данного элемента хода, быть краткими, точными и понятными ученикам. Речь учителя всегда должна быть литературно правильной и достаточно громкой с учетом специфики лыжного спорта.

Все словесные методы кажутся довольно близкими, но каждый имеет свое содержание и специфику использования. Так, описание создает у юных лыжников чаще всего представление о форме хода в целом, а объяснение является важным приемом для уточнения деталей хода, взаимодействия сил.

Ученики в этом случае всегда должны получить ответ на вопрос: «Почему этот элемент хода выполняется именно так?» Подобные различия имеются и между командой и указанием и т.д. Задание как метод обучения тоже имеет свою специфику. Учитель может дать индивидуальное задание одному или группе учеников по повторению и совершенствованию какого-либо хода на уроке. В то же время может быть дано домашнее задание, как всему классу, так и индивидуально отдельным учащимся. [13, 146]  

Методы наглядного воздействия. На уроках лыжной подготовки в школе из этой группы в основном используется метод показа всего способа передвижения в целом или отдельных его деталей. Показ всегда должен быть образцовым по форме и характеру движений, с необходимой скоростью, силой, амплитудой и расслабленностью движений.

Ни в коем случае недопустим неточный, небрежный показ, так как ученики могут принять его за образец. Из практики работы по лыжному спорту известно, что ученики порой точно копируют учителя или тренера, его манеру выполнения хода в целом или отдельных деталей, в том числе индивидуальные особенности и даже возможные ошибки. Все это требует от учителя постоянной работы по совершенствованию своей техники передвижения на лыжах.

Учитель в отдельных случаях может поручить показ техники хода на уроке ученику, занимающемуся уже не первый год в группе ДЮСШ по лыжному спорту. Это допустимо в таких случаях: учитель не может по состоянию здоровья (легкая травма) показать ход или поворот в движении и др.; если он должен объяснять детали хода, а при показе удаляется от группы учеников и его пояснения не расслышат; когда у учеников возникло сомнение в возможности выполнения какого-нибудь спуска или поворота, показ сложного поворота хорошо подготовленным учеником снимет это предубеждение; в случае необходимости более наглядно показать индивидуализацию техники или форму ее исполнения именно школьником.

Расположение класса, группы к плоскости показа имеет большое значение для восприятия деталей хода. Обычно ход показывают в профиль, значительно реже спереди (когда, например, необходимо показать перенос массы с лыжи на лыжу). При показе поворота, если позволяет профиль склона, можно разместить группу не только сбоку спуска, но и внутри дуги поворота. Показ ошибок и «как не следует делать» допустим, в том случае, если ученики в состоянии анализировать детали хода, спокойно, критически и заинтересованно относятся к изучению хода, спуска или поворота. Совершенно недопустимы копирование ошибок учеников и передразнивание манеры исполнения.

При показе обычно демонстрируют весь способ передвижения в целом, затем, если это позволяет техника, - по частям, а потом - вновь в целом. Выполнение поворота или хода на высокой скорости порой затрудняет восприятие школьниками отдельных его деталей. Учитель, если это возможно, должен показать способ передвижения в замедленном темпе. Такой замедленный показ допускается только как временный методический прием для создания у школьников более быстрого и лучшего представления о характере движений.

Перед уроком или на вводных уроках по лыжной подготовке возможно применение и других методов наглядного воздействия - демонстрации рисунков (отдельных поз и положений в цикле хода), кинограмм движения в целом, фрагментов кинофильмов по технике лыжных ходов. Хороший эффект дают рисунки мелом на доске в сопровождении объяснения отдельных движений в цикле хода. Главное при этом - точность рисунка и краткость, ясность даваемых пояснений.

Вполне естественно, что учитель не всегда сможет изобразить всю фигуру лыжника, но в этом нет необходимости. Важно не загромождать рисунок деталями, а выполнять его отдельными штрихами.

Последовательность в выполнении рисунков создает у учеников запоминающееся представление об очередности отдельных фаз движений.

При показе движений на лыжне или при демонстрации кинограмм очень важно приучить школьников активно воспринимать показ, как бы мысленно воспроизводить все движения в цикле хода вслед за учителем. Но в этом случае движения должны восприниматься и мысленно повторяться в целом, не задерживая внимание на деталях.

Позднее, когда ученики освоят на практике ход в целом, следует обратить внимание и на отдельные детали техники способа передвижения.

При показе и демонстрации необходимо соблюдать правила: не перегружать урок излишним показом и наглядными пособиями, а поэтому показывать только то, что имеет самое непосредственное отношение к материалу урока; всегда в показе выделять главные детали, обращая на них внимание учеников; обеспечивать высокое качество показа, методически грамотно организовывать показ - правильно выбирать место группы и направление движения при показе в зависимости от освещенности (солнце не должно мешать ученикам), рельефа лыжни, закрытости от ветра, а также время показа в ходе урока - перед началом обучения, своевременно по ходу урока, при появлении типичных ошибок и др.

При занятиях лыжным спортом в школьной секции помимо показа более широко применяются различные методы демонстрации. Это отличает методику обучения на учебно-тренировочных занятиях от школьного урока.

В ДЮСШ более широкое применение находят технические средства обучения, которые обеспечивают самое разнообразное применение методов наглядного воздействия. На школьном уроке по лыжной подготовке широкое применение технических средств обучения несколько затруднено в связи с большой наполняемостью класса и ограниченным временем урока, но во внеклассной (секционной) работе и тем более на учебно-тренировочных занятиях в ДЮСШ они должны постоянно применяться в полном объеме.

Помимо этого, в лыжном спорте возможно применение технических средств обучения с использованием звуковой и световой сигнализации и строчной зрительной информации о начале или окончании движения, цикла хода, устройства, задающего темп движений. Такие приборы разработаны и могут применяться при обучении юных лыжников в ДЮСШ. Нет необходимости в большом количестве таких устройств, их можно поочередно использовать при работе с юными лыжниками, допускающими ошибки или недостаточно быстро осваивающими какие-либо детали хода. [7, 96]  

Практические методы. Словесные и наглядные методы дают учащимся только представление об изучаемом способе передвижения на лыжах, практические методы позволяют полученные представления перенести на непосредственное практическое освоение движений. Основная цель этих методов - воспитать и закрепить у школьников умения и навыки, необходимые для передвижения на лыжах в разнообразных условиях. При обучении в лыжном спорте применяются две основные разновидности практического метода: целостного разучивания упражнения и расчлененного (по частям) разучивания. Эти методы тесно связаны между собой и взаимодополняют друг друга. В процессе совершенствования техники способов передвижения на лыжах (один из этапов обучения) применяются игровые и соревновательные методы выполнения упражнений. [13, 142]  

Метод целостного разучивания упражнений наиболее распространен в лыжном спорте. Этот метод с большим успехом используется для изучения любых способов передвижения на лыжах (от простых до самых сложных) - ходов, спусков, поворотов в движении и др.

При использовании этого метода порой целесообразно проводить обучение в облегченных условиях: при отличном скольжении, под уклон и т.д. (например, при освоении одновременных ходов). В таких условиях внимание учеников легко сосредоточить на точности движений, а не на силе отталкивания, что порой влияет на качество освоения элементов хода. В освоении поворотов тоже очень важно правильно подобрать рельеф склона.

Например, первоначальное изучение поворота на параллельных лыжах на спаде или бугре облегчает вход в поворот и др. Вполне естественно, что в дальнейшем внешние условия усложняются, способствуя совершенствованию техники.

При начальном обучении, и то не всегда, целесообразно выполнять движения в замедленном темпе с последующим постепенным ускорением движений. Все эти методические приемы имеют временный характер и чаще всего применяются при первоначальном разучивании. Как только управление движением перейдет в стадию умения, целесообразно начать совершенствование способа движений на обычной скорости; в противном случае может произойти закрепление нерационального темпа и ритма движений. Все исправления ошибок при выполнении ходов, поворотов и других элементов происходят непосредственно во время движения.

Большое значение при обучении и совершенствовании техники способов передвижения на лыжах имеет выполнение движений под команду учителя. Он может передвигаться по параллельной лыжне и подавать команды в момент начала какой-либо фазы или элемента движения. Например, можно фиксировать внимание школьников на деталях техники хода («Вынос!», «Толчок!», «Подсед!»), поворота («Бросок!» - туловища, «Перенос!» - массы тела) или на характере усилий («Быстро!», «Рывок!», «Легко!», «Сильнее!») Очень важно выполнение хода без излишнего напряжения - этого тоже можно добиться, своевременно подавая команды или указания, обращая внимание на сильные и слабые элементы движения, подчеркивая моменты расслабления. Как методический прием можно использовать и выполнение движений под личные команды или подсчет самим занимающимся.

Вместе с тем школьник, «подсказывающий» себе моменты, фазы и прочее, должен предварительно хорошо изучить теорию данного хода.

Можно практиковать передвижение по лыжне за учеником, хорошо владеющим техникой хода, копируя его, тем самым, сопоставляя свои и его движения, добиваясь совершенствования техники. Для овладения расслаблением помимо обычного изучения техники целесообразно применять передвижение с частой сменой темпа, чередуя участки с максимальной и умеренной интенсивностью. С этой же целью используют и передвижение в затрудненных условиях (по глубокому снегу без лыжни или по очень мягкой не накатанной лыжне) с последующим выходом на хорошо подготовленный участок. В этом случае выход на твердую лыжню позволит переключиться на выполнение движений с большей легкостью, без излишнего напряжения. [14, 92]  

Метод расчленения цикла следует применять при изучении более сложных по координации способов передвижения на лыжах, если структура хода или поворота позволяет это сделать (например, попеременный четырехшажный ход). Возможно применение этого метода и с учениками, которые по какой-либо причине не в состоянии были сразу освоить ход целостным методом.

При этом целесообразно обратить внимание на изучение, совершенствование и закрепление отдельных главных частей и наиболее сложных элементов всего хода. Если в выполнении хода появились ошибки, необходимо перейти от целостного метода к расчлененному и изучить отдельно нужный элемент движения. Так, при появившихся ошибках в работе ног в попеременном двухшажном ходе следует вернуться к совершенствованию скользящего шага и его элементов (подседания, свободного скольжения и др.) с применением подводящих упражнений и в различных вариантах.

Изучив детали техники, необходимо вернуться к целостному методу и совершенствовать весь ход. Однако следует помнить, что длительное расчленение основных способов передвижения на лыжах нецелесообразно и даже опасно, так как может произойти закрепление этих расчлененных действий. Затем трудно будет «собрать» их в единое целое. Большое значение для изучения техники передвижения на лыжах имеют подводящие и имитационные упражнения.

Подводящие упражнения больше всего применяются при начальном обучении, а имитационные - как в начале, так и при совершенствовании техники. Необходимо использовать такие подводящие упражнения, которые сходны по структуре и характеру нервно-мышечных напряжений с элементами хода или поворота. К каждому способу передвижения на лыжах может быть создана система подводящих упражнений, которая базируется на таком явлении, как положительный перенос навыков. Подбор упражнений, характер расчленения должны определяться учителем и тренером в зависимости от индивидуальных условий и особенностей каждого ученика (группы). Длительность применения зависит от сложности и значения элемента хода, а также от уровня подготовленности юных лыжников. Длительное и безграмотное применение подводящих упражнений, их неверный подбор (отрицательный перенос навыка) могут принести больше вреда, чем пользы, и надолго затянуть процесс обучения.

В процессе обучения и совершенствования техники способов передвижения у школьников, особенно в младшем возрасте, целесообразно шире использовать игровой и соревновательный методы в виде игр и игровых заданий.

При изучении техники передвижения на лыжах все перечисленные методы и множество методических приемов имеют большое значение в построении процесса обучения. Ни один из методов не является универсальным, и их сочетание во многом влияет на качество учебного процесса по лыжной подготовке и лыжному спорту. Словесные методы и методы наглядного воздействия взаимно дополняют и уточняют друг друга. Они могут сочетаться в уроке в различных вариантах. Их соотношение во многом определяется возрастом и подготовленностью учеников. В младших классах метод показа применяется более широко, а объяснение только дополняет его. Объяснение в этом возрасте не должно носить углубленного характера, а быть достаточно образным, простым и доходчивым.

В старших классах помимо показа способа в целом необходимо более подробно рассказать о деталях, а не ограничиваться только описанием формы движений. При совершенствовании хода или движений, которые ученики уже выполняют автоматически, нецелесообразно подробно разбирать их детали, так как во время выполнения хода ученики переключают свое внимание на детали (например, в скользящем шаге на подседание) и в итоге может наступить деавтоматизация движений. Это имеет смысл в том случае, если необходимо исправить какую-либо деталь в цикле хода. Все это связано с возрастными особенностями восприятия у школьников. [7, 113]  

При обучении возможны следующие варианты сочетания словесных методов с наглядными: при изучении нового способа передвижения на лыжах учитель вначале называет его, объясняет, а затем показывает в целом (такое сочетание обычно применяется при более сложных ходах); при изучении простого способа достаточно вначале показать, а затем кратко объяснить движения; при изучении наиболее сложных способов передвижения на лыжах (например, поворота на параллельных лыжах, попеременного четырехшажного хода) обычно вначале следует объяснение, затем показ в обычном и замедленном темпе и уже потом - разъяснение деталей движений.

Во всех случаях за показом и объяснением в любых их сочетаниях следует практическое выполнение хода по первому представлению. Учитель наблюдает за учащимися и по ходу передвижения по учебному кругу делает замечания, разъяснения и исправления. В том случае, если у нескольких школьников имеются типичные ошибки, целесообразно остановить всю группу и указать на них, объяснить причину появления и обратить внимание на пути их устранения. После этого ученики продолжают движение по учебному кругу и исправляют указанные ошибки.

Применение всех методов и приемов обучения с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей обеспечивает прочное освоение техники лыжного спорта. [9, 75]  

1.3. Техника и методика обучения

Попеременный двухшажньш ход. Цикл движений в попеременном двухшажном ходе состоит из двух скользящих шагов и попеременных отталкиваний палками на каждый шаг. Прежде чем перейти к описанию техники в целом и методике обучения данному ходу, необходимо дать биомеханическии анализ пяти основных фаз цикла. На рисунках изображены положения лыжника в начале и в конце каждой фазы.

1-я фаза - свободное скольжение (рис. 1).

Рис. 1. Свободное скольжение

Главная задача - уменьшить возможную потерю скорости и подготовиться к отталкиванию палкой. В этой фазе очень важно уменьшить силу трения лыж о снег, дать отдых мышцам, не затягивать время скольжения.

Все движения в этой фазе выполняются следующим образом. Закончен толчок ногой, лыжник скользит на другой лыже. Обе палки и нога, окончившая толчок, находятся в воздухе, не касаясь опоры. Лыжник не может еще увеличить скорость, он скользит за счет предварительных усилий, используя силы инерции. Продолжительность свободного скольжения у сильнейших лыжников варьируется от 0,12 до 0,18 с. В течение фазы скорость движения несколько уменьшается, так как лыжник не отталкивается от опоры, движущих сил нет, а сила трения и в какой-то мере сила сопротивления воздуха оказывают тормозящее воздействие. Поэтому необходимо стремиться к минимальному уменьшению снижения скорости. Сильнейшие лыжники не допускают предельной длины выпада, а также выносят лыжу вперед энергичным маховым движением, но с мягкой загрузкой вниз, очень постепенно и плавно. Для этого очень важно в конце выпада добиться вертикального положения голени. Наклон голени приводит к усилению давления на лыжу.

Увеличение давления на лыжу значительно снижает скорость скольжения, что вызвано различными ошибками:

1.В начале фазы при постановке лыжи на снег «ударом» происходит резкая загрузка лыжи.

2. Перемещение различных частей тела вверх и вниз во время свободного скольжения, что также усиливает давление на скользящую лыжу. Это может быть вызвано следующими ошибками:

а) голень наклонена вперед во время скольжения, колено находится над носком ботинка, сгибание при скольжении в коленном и тазобедренном суставах опорной ноги - все эти действия с целью «облегчения» давления вначале действительно смягчают «удар» при загрузке лыжи, но затем вызывают большее давление лыжи на снег;

б) активное выпрямление опорной ноги и туловища и быстрые движения обеих рук и маховой ноги вверх. Во всех перечисленных случаях в фазе свободного скольжения опускание частей тела в конце приводит к торможению, увеличению инерционных сил, направленных вниз, и увеличению давления на лыжу. [3, 112]  

Ускоренные движения вверх также вызывают появление сил инерции, направленных вниз, с тем же конечным результатом - усиление давления на лыжу. Так, высокий, резкий мах ногой назад - вверх после отталкивания является ошибкой и может увеличить давление на лыжу. Правильно выполненный толчок вызывает подъем, носка ботинка над лыжей не выше чем на 20-25 см, но движение вверх по инерции с замедлением (туловище - ноги и т.д.) как результат отталкивания в предыдущей фазе не усиливает давление, а в отдельных случаях при правильном выполнении толчка («на взлет») может даже снизить его.

Моментами фазы свободного скольжения являются отрыв толчковой лыжи от снега и постановка палки на снег. В момент отрыва лыжи наблюдается полное выпрямление толчковой ноги, которая составляет вместе с туловищем прямую линию. Угол сгибания опорной ноги в коленном суставе около 136-138°, голень в это время расположена вертикально. Рука, закончив толчок, образует вместе с палкой прямую линию, кисть ее находится на уровне таза, немного сзади. Другая рука вынесена вперед, почти полностью выпрямлена, кисть не выше подбородка.

2-я фаза - скольжение с выпрямлением опорной ноги (рис. 2).

Рис. 2. Скольжение с выпрямлением опорной ноги

Главная задача - увеличить скорость скольжения. С этой целью очень важно при отталкивании палкой включить в работу более мощные мышцы туловища, обеспечить жесткую передачу усилий на скользящую лыжу и подготовиться к подседанию на опорной ноге. Началом фазы является постановка палки на снег под углом вперед 70-80°. Рука чуть согнута в локтевом суставе, локоть слегка отведен в сторону. В скользящем шаге эта фаза - самая продолжительная; у квалифицированных лыжников, передвигающихся с высокой скоростью, она длится от 0,20 до 0,24 с. Место постановки палки во многом зависит от условий скольжения: с улучшением скольжения - больше вперед, у крепления лыжи; с ухудшением условий - больше назад, ближе к каблуку ботинка. [3, 112]  

Во время этой фазы происходит постепенное выпрямление опорной ноги. Лыжник усиливает нажим на палку, стремясь увеличить скорость скольжения. Под давлением руки палка немного сгибается. У лыжников, развивающих высокую скорость передвижения благодаря эффективной работе палки при отталкивании, давление на лыжу уменьшается и скорость скольжения может увеличиться.

Выпрямление опорной ноги в этой фазе создает благоприятные условия для выполнения маха, который производится более выпрямленной ногой.

Благодаря этому повышается линейная скорость при выносе стопы с лыжей, а подсед в следующих фазах выполняется быстрее и глубже. В некоторых случаях (при малой скорости, плохом скольжении и ошибках в 1-й фазе - лыжа слишком прижата к снегу), несмотря на отталкивание палкой, скольжение в этой фазе замедляется. Увеличение длительности 2-й фазы также уменьшает скорость. Оканчивается фаза в тот момент, когда опорная нога начнет сгибаться в коленном суставе (на протяжении всей фазы проходило ее выпрямление). За первые две фазы (свободное скольжение и скольжение с выпрямлением опорной ноги) лыжник проходит наибольшее расстояние. [3, 112]  

3-я фаза - скольжение с подседанием (рис. 3).

Рис. 3. Скольжение с подседанием

В этой фазе очень важно быстро остановить скользящую лыжу, ускорить выполнение подседания, обеспечить высокую скорость маховых движений рукой и ногой и ускорить перекат. Начинается эта фаза с момента подседания (сгибания ноги в коленном суставе). Характерна для начала фазы следующая поза: опорная нога почти выпрямлена, носок маховой ноги почти на уровне пятки опорной ноги; туловище, принимающее участие в отталкивании палкой, наклоняется вперед на 5-7° больше по сравнению со 2-й фазой. Маховая рука выпрямлена, толчковая немного согнута, а кисти рук почти на одном уровне (поравнялись друг с другом). За время этой фазы происходит подседание со сгибанием опорной ноги в коленном и тазобедренном суставах. Так как скорость моментально до нуля и лыжа останавливается, необходимо стремиться к сокращению времени на эту фазу, выполнять все действия быстрее. Продолжительность фазы колеблется от 0,06 до 0,09 с, у сильнейших лыжников - около 0,06 с. В этой фазе резко увеличивается скорость выноса маховой ноги, причем она выносится вперед не коленом, а как бы стопой. [3, 114]  

Ошибкой будет выполнение маха коленом вперед, ногой, согнутой больше, чем требуется. Попытка вынести согнутую ногу как можно дальше вперед по воздуху приводит к слишком длинному выпаду, постановке лыжи на снег «ударом» и резкой ее загрузке, что приводит к значительному увеличению трения при последующем скольжении. Маховый вынос ноги начинается с движения таза вперед, его расположение под стопой к началу 3-й фазы позволяет выполнить энергичный бросок тела вперед. При этом происходит заметный поворот таза вокруг вертикальной оси. Отставание таза недопустимо. Наклон туловища к концу фазы значительно увеличивается.

Фаза скольжения с подседанием заканчивается остановкой ноги.

4-я фаза - выпад с подседанием (рис. 4).

Рис. 4. Выпад с подседанием

Главное - обеспечить максимальную скорость выпада и завершить подседание для эффективного окончания отталкивания ногой.

Фаза начинается с момента остановки лыжи. В этой фазе уже начинается активное отталкивание за счет энергичного разгибания в тазобедренном суставе, одновременно происходит подседание в коленном суставе.

Подседание происходит не только в коленном, но и в голеностопном суставе - голень наклоняется вперед, а поднимание стопы над лыжей задерживается (пятка поднята над лыжей на 3-6 см). Происходит значительное растяжение и напряжение мышц толчковой ноги - это способствует более мощному, резкому отталкиванию.

Продолжительность фазы колеблется от 0,03 до 0,12 с, а у сильнейших лыжников она самая короткая - 0,03 с. Скорость в этой фазе может достигать максимума - до 13 м/с. В начале фазы наклон туловища увеличивается еще на 1-3° и достигает максимальных пределов для всего скользящего шага, что способствует усилению давления на палку. Толчковая рука находится на уровне бедра, а маховая - впереди колена толчковой ноги примерно на 30-50 см. Стопы ног находятся на одном уровне или стопа маховой ноги выводится вперед на 5-15 см.

Хотя остановка лыжи и разделяет 3-ю и 4-ю фазы, расчленение это весьма условно, подседание в той или иной фазе выполняется одним непрерывным движением, слитно. Сгибание опорной ноги в коленном суставе продолжается до окончания 4-й фазы. На это уходит от 0,09 до 0,21 с. У лыжников, передвигающихся с наиболее высокой скоростью, это время наиболее короткое - 0,09 с. [3, 114]  

5-я фаза - отталкивание с выпрямлением толчковой ноги (рис. 5).

Рис. 5. Отталкивание с выпрямлением толчковой ноги

Главная задача фазы - завершить отталкивание палкой и лыжей, обеспечить скорость движения маховой ноги к концу выпада и выполнить отталкивание на направление «на взлет».

В начале фазы сгибание толчковой ноги в коленном суставе наибольшее, бедро практически вертикально; маховая нога выдвинута вперед и опережает толчковую на 35-50 см. Наклон туловища уже немного уменьшается. Толчок палкой закончен, рука и палка - прямая линия, а маховая рука выпрямлена вперед-вниз под углом около 45°.

В этой фазе происходит отталкивание за счет энергичного выпрямления ноги в коленном суставе, причем стопа оказывает давление на лыжу точно вниз, прижимая ее к снегу. Быстрое выпрямление ноги в коленном суставе передает толчок по линии бедро - таз - туловище. Такое отталкивание вперед-вверх способствует движению туловища вначале вперед-вверх, а потом вперед-вниз. При правильно выполненном толчке давление на лыжу в 1-й и 2-й фазах уменьшено, трение также уменьшается, способствуя быстрому скольжению. Продолжительность фазы колеблется от 0,06 до 0,12 с, у сильнейших лыжников - около нижней границы, а скорость движения - до 10,33 м/с. Фаза заканчивается в момент отрыва лыжи от снега. В этот момент, скользящий шаг закончен и начинается скользящий шаг на другой лыже.

Следует отметить, что подседание и отталкивание лыжей представляют собой единое, неразрывно связанное действие, очень короткое по времени и пространству. У квалифицированных лыжников - в пределах всего 0,2 с, а опорная лыжа перемещается всего на 10-15 см.

В целом следует отметить, что все элементы в цикле хода сливаются в единое действие. Маховые движения рукой и ногой органически связаны с отталкиванием палкой и лыжей.

Продолжительность всех фаз у лыжников различной квалификации довольно вариативна, но у сильнейших лыжников она короче. Между фазами существует определенный временной ритм. Если взять продолжительность самой короткой, 4-й, фазы (выпад с подседанием) за единицу, то соотношение времени всех фаз будет выглядеть следующим образом: 5-7-2-1-2. Длительность периодов скольжения и стояния лыжи относится как 4:1.

Длина скользящего шага суммируется из двух показателей - длины выпада и длины скольжения. Длина выпада (расстояние между стопами в момент отрыва толчковой лыжи от опоры) у сильнейших лыжников, передвигающихся с высокой скоростью, равна 90-100 см, а длина скольжения - от 2,30 до 2,60 м. Уменьшение или увеличение времени отдельных фаз или длины выпада и скольжения приводит к снижению скорости передвижения на лыжах.

Все изложенные здесь фазы скользящего шага, движения рук и туловища в цикле хода взаимосвязаны и взаимообусловлены по времени и амплитуде и составляют единую структуру движения. Скорость скольжения в цикле хода в целом достигает 6,5 м/с, а длина скользящего шага - до 3,20-3,50 м. Общая продолжительность цикла хода по времени - 0,50-0,55 с, темп движений - до 120 шагов/мин. [3, 114]  

Методика обучения попеременному двухшажному ходу

Попеременный двухшажный ход является основным способом передвижения, изучению которого в школе уделяется основное внимание. Он очень часто применяется при передвижении на лыжах в разнообразных условиях скольжения и рельефа местности и имеет большое прикладное значение. Наиболее эффективен этот ход на равнине при плохих и средних условиях скольжения, на пологих подъемах (до 2°) при любом скольжении, а также на подъемах большой крутизны (до 5°) при хороших и отличных условиях скольжения и сцепления лыж со снегом.

В цикл движений попеременного двухшажного хода входят два скользящих шага и сопровождающие их толчки разноименными палками.

Ход выполняется следующим образом (рис. 6): 

Рис. 6. Попеременный двухшажный ход

1. Начало первой фазы свободного скольжения. Закончен толчок правой ногой, лыжа отрывается от снега. Лыжник переходит к одноопорному скольжению на левой лыже, голень левой ноги в момент окончания толчка правой и начала скольжения находится в вертикальном положении. Толчок направлен по прямой линии - туловище и правая нога. Правая рука выносит палку вперед.

2-3. Скольжение на левой лыже, правая нога расслаблена и движется назад-вверх, немного сгибаясь в коленном суставе. Го лень опорной ноги по-прежнему вертикальна. Правая рука продолжает вынос палки, левая расслаблена и немного отбрасывается по инерции назад. Угол наклона туловища не меняется.

4-6. Продолжается одноопорное скольжение на левой. После отталкивания правой ногой опорная левая слегка выпрямляется, начинается движение туловища «на взлет». Правая нога слегка согнута в коленном суставе, расслаблена и находится в крайнем заднем положении, что создает хорошие условия для последующего махового выноса ее вперед. Правая рука выводит нижний конец палки вперед, а левая, расслабленная, находится в крайнем заднем положении.

7. Свободное скольжение закончено, начало махового выноса правой ноги вперед. Правая палка ставится на снег, а левая начинает выноситься вперед.

8. Начало толчка почти выпрямленной правой рукой. Палка находится под углом - это позволяет сразу начать эффективное отталкивание. Продолжаются вынос левой палки вперед, выпрямление опорной ноги в коленном суставе и маховый вынос правой ноги вперед.

9-13. Скольжение с опорой на палку. В первой фазе отталкивания правая рука, сгибаясь в локтевом суставе, усиливает толчок, левая энергично выносится вперед. Несмотря на выпрямление опорной ноги, вследствие сильного нажима правой рукой на палку давление на опорную лыжу не увеличивается, а может даже уменьшаться, что способствует поддержанию скорости. Начинается наклон туловища вперед.

14. Момент окончания скольжения с выпрямлением ноги. Опорная нога почти полностью выпрямляется, маховая приближается к ней, а лыжа опускается на снег. Создается жесткая опора: система «рука - туловище - опорная нога». С целью предупреждения раннего переката таз вперед не выводится. Туловище максимально наклонено вперед. Уменьшается угол отталкивания правой рукой, что значительно увеличивает горизонтальную составляющую силу толчка, продолжается вынос вперед левой палки.

15-16. Правая нога поравнялась с левой, началось отталкивание с разгибанием в тазобедренном суставе. Уменьшается угол сгибания ноги в колене - момент подседания. Правая рука продолжает отталкивание (в это время усилие на палку максимальное), левая энергичным движением выносится вперед. Так выводится вперед и одновременно начинается постепенная загрузка маховой ноги.

17-18. Продолжается отталкивание левой ногой с выпрямлением в коленном суставе и загрузка маховой ноги. Правая рука заканчивает толчок, а левая вынесена вперед.

19. Продолжается толчок левой ногой. Правая рука после окончания толчка, расслабленная по инерции, отбрасывается назад.

20. Закончен толчок ногой, его направление по линии голень - бедро - туловище вызывает движение тела вперед-назад и сохранение скорости движения в фазе одноопорного скольжения. Окончена половина цикла. Во второй его части все движения рук и ног повторяются в такой же последовательности, и заканчивается весь цикл хода. [2, 100]  

Попеременный двухшажный ход, несмотря на привычную (как при ходьбе без лыж) перекрестную координацию, довольно сложен и требует значительного количества времени на его освоение. Наличие фазы скольжения, необходимость координировать по времени работу рук и ног, изменение ритма движения при преодолении подъемов создают определенные трудности в овладении этим ходом. Поэтому изучение попеременного двухшажного хода начинается в начальной школе после повторения и восстановления навыков в передвижении скользящим шагом.

Скользящий шаг повторяется во всех его вариантах (без палок, с палками, держа их за середину, заложив руки за спину) на равнине и под уклон. Важно обратить внимание на восстановление и дальнейшее развитие равновесия.

Учитель 2-3 раза показывает ход на разных скоростях, обращая внимание на согласованность движений. Затем, кратко объяснив школьникам его технику, предлагает принять несколько раз положение посадки на месте и начать движение попеременным двухшажным ходом. После прохождения учениками 2-3 кругов этим ходом по первому представлению следует приступить к изучению его техники, в первую очередь работы рук, так как школьники скользящим шагом уже овладели. Учитель вновь, стоя на месте, объясняет и показывает вынос и постановку палки, а также движение отталкивания. Затем ученики имитируют работу рук на месте без палок и с палками, держа их за середину. [1, 135]  

Изучив работу рук на месте, следует перейти к упражнениям на лыжне.

Все упражнения выполняются на хорошо накатанной лыжне, под уклон, с твердой опорой для палок.

1. Скользя на двух лыжах, ученик поочередно выносит палку рукой вперед, ставит ее на снег под углом кольцом назад и, нажимая на нее движением туловища и руки, заканчивает отталкивание. После выполнения этого движения одной рукой выполняется то же самое другой.

2. То же самое, но упражнение выполняется непрерывно без остановок, вынос и отталкивание палками происходят попеременно - одна рука выносит палку, другая в это время выполняет отталкивание.

Упражнения обязательно выполняются при хорошем скольжении, чтобы при отталкивании ученикам не требовалось прилагать больших усилий - иначе ошибки неизбежны. Вместе с тем у учеников при освоении движений руками могут возникать следующие ошибки: вынос палок кольцом вперед, вялая постановка палки и слабый нажим на нее в первый момент, отсутствие «навала» туловища (недостаточный его наклон), незаконченный толчок палкой, неверное направление отталкивания (в сторону - назад). Исправление этих ошибок происходит при повторении упражнений после объяснения и правильного показа движений учителем.

При совершенствовании отталкивания лыжами помимо упражнений, перечисленных при освоении скользящего шага, применяются упражнения для освоения махового выноса ноги с лыжей, подседания на толчковой ноге и отталкивания ею.

1. Маховые движения ногой с лыжей. Начинаются спокойным отведением одной ноги назад и маятникообразным движением вперед и назад. Упражнение выполняется 6-8 раз каждой ногой, амплитуда маха постепенно усиливается за счет небольшого поворота таза. Руки с палками свободно опущены, помогают сохранять равновесие.

2. Передвижение вперед короткими скользящими шагами, акцентируя внимание на махе ногой, а не на силе отталкивания другой. Увеличение скольжения происходит за счет маха. Руки с палками совершают небольшие маятникообразные движения (ученик держит палки за середину).

3. Скольжение на одной лыже, обращая внимание на отталкивание другой (приставной скользящий шаг). При очередном шаге на скольжении коротким быстрым движением сгибают ногу в колене, выполнив подседание с акцентом давления на носок ботинка. Расстояние между ногами примерно в полстопы. Из этого положения, усилив давление вниз, сильно отталкиваются ногой.

4. То же самое с отталкиванием разноименной палкой.

Оба упражнения выполняются несколько раз с одной ноги, затем с другой. В дальнейшем обращают внимание на согласование быстрого выпада с махом разноименной рукой. Однако длительное применение указанных упражнений нецелесообразно, так как школьники уже изучали скользящий шаг в целом, и это может нарушить уже выработанный динамический стереотип. [19, 94]  

При совершенствовании скользящего шага у учащихся могут появляться следующие ошибки: медленное подседание; отклонение бедра назад; слабый мах ногой; медленный выпад; давление на лыжу направлено не вниз, а назад; ранний отрыв каблука ботинка от лыжи; незаконченный толчок стопой и др.

В дальнейшем при изучении попеременного двухшажного хода основное внимание обращается на освоение общей схемы движений, на согласованность в работе рук и ног. Для этого помимо упражнений, применяемых для изучения скользящего шага и вышеперечисленных подводящих упражнений, используется целостный метод обучения с исправлением ошибок в цикле хода.

Обучение попеременному двухшажному ходу проходит на учебных кругах и лыжнях, как на равнине, так и с включением пологих подъемов (до 3-4°). При передвижении в такие подъемы школьники добиваются лучшей согласованности в работе рук и ног. Для лучшего контроля за техникой целесообразно распределить учеников по группам в зависимости от степени владения передвижением на лыжах. Более слабая группа располагается на внутреннем кругу учебной площадки, более подготовленные передвигаются по наружной лыжне. На учебном кругу учитель, как правило, не останавливает весь класс, если не видит грубых ошибок у большинства учеников, а ограничивается замечаниями в адрес отдельных занимающихся. Можно остановить школьника, объяснить ему причину ошибки, при необходимости следует вновь показать движение. Весь класс останавливается только при неверном выполнении движений целым рядом учеников или при показе и объяснении нового упражнения или движения. При изучении техники необходимо последовательно акцентировать внимание учащихся на важнейших элементах хода. Не следует сразу указывать на ряд мелких ошибок, что затрудняет их исправление, так как внимание учеников в этом случае будет рассеиваться. [18, 119]  

При изучении этого хода у школьников наиболее часто встречаются следующие ошибки:

1. Передвижение на прямых ногах - короткий скользящий шаг, слабый толчок почти прямой ногой. Исправление этой ошибки начинается с повторения посадки при скользящем шаге, изучения более низкой посадки, скольжения на более согнутой ноге. Особое внимание следует обратить на подседание перед толчком и энергичный перекат над стопой.

2. Двухопорное скольжение может быть вызвано двумя причинами - ранней загрузкой маховой ноги в связи с неверно усвоенным движением или плохо развитым чувством равновесия, что приводит к быстрому опусканию лыжи на снег и ее загрузке.

Для устранения этой ошибки применяются упражнения для развития равновесия и более активного переноса массы тела с одной лыжи на другую. С этой целью можно применить имитационные упражнения на месте и различные упражнения для освоения скользящего шага без палок.

3. «Подпрыгивающий» ход - вертикальные колебания, вызванные неверным направлением толчка (больше вверх, чем вперед). Для исправления этой ошибки необходимо более активно выполнять перекат вперед.

4. Незаконченный толчок палкой. Причиной возникновения этой ошибки может быть неверная подготовка петли у палки. Как слишком длинная, так и слишком короткая петли приводят к изменению хвата - палка зажимается в кулак, поэтому рука полностью не распрямляется. Устранение этой причины, как правило, приводит к исправлению ошибки. Необходимо также научить школьников более низкому проведению кисти при отталкивании и полному выпрямлению руки в локтевом суставе.

При обучении школьников часто могут возникнуть и другие, менее грубые ошибки: отведение локтя в сторону при постановке палки, вынос палки слишком согнутой рукой, чрезмерные вертикальные колебания туловища, слабый и незаконченный толчок ногой, активное сгибание ноги назад-вверх после окончания толчка, неправильное положение головы (опущенная или запрокинутая) и т.д. Овладев техникой и теорией попеременного двухшажного хода и методикой обучения, учитель должен обнаружить эти ошибки и объяснить ученикам, указать пути их устранения. [20, 68]  

В дальнейшем при совершенствовании попеременного двух - шажного хода в целом необходимо обратить внимание учащихся на выполнение следующих основных требований:

1. Мягкая и постепенная загрузка мышц в начале свободного скольжения; недопустимы постановка лыжи ударом и слишком длинный выпад.

2. Маховые движения выполняются быстро и почти выпрямленными ногой и рукой и начинаются в момент постановки противоположной палки на снег; мах ногой усиливается поворотом таза.

3. Энергичное выполнение подседания перед отталкиванием ногой с одновременным усилением нажима на палку.

4. Постановка палки на снег с наклоном вперед энергичным движением, с немедленным давлением вниз; усиление отталкивания палкой за счет увеличения наклона туловища («навал»): жесткая передача усилия с палки на скользящую лыжу; при окончании отталкивания рукой рука и палка - одна прямая линия.

Указанные требования объясняются ученикам в процессе совершенствования хода, акцентируется внимание на их выполнение. Однако в отдельном занятии достаточно указать на 2-3 отдельных элемента движения, в которых ученики допускают наиболее заметные ошибки. Попытка сразу предъявить все требования не даст желаемого результата, так как внимание школьников будет рассеиваться.

Успешное овладение техникой попеременного двухшажного хода облегчит изучение учащимися и других способов передвижения на лыжах, так как скользящий шаг является основным элементом и других ходов (кроме бесшажного). [2, 162]  

Большая часть детей приходит в школу, не умея передвигаться на лыжах. В этом случае методика обучения скользящему шагу и попеременному двухшажному ходу будет отличаться от вышеизложенной.

Обучение технике на уроках лыжной подготовки ведётся путём постановки и решения следующих задач:

Задача № 1: Создать правильное понятие и представление о технике попеременно-двухшажного хода.

Данная задача решается путём использования следующих средств:

1. Рассказать о технике данного двигательного действия, достигнутых результатах и рекордах в России и мире. А также привести примеры лучших результатов спортсменов школы. Показать видеозаписи чемпионатов мира и олимпийских игр на дистанциях классическим ходом.

2. Показать кинограммы, плакаты, кинокольцовки по технике движений в попеременно-двухшажном ходе.

3. Показать технику выполнения попеременно-двухшажного хода в целом.

4. Опробование техники попеременно-двухшажного хода учащимися.

Задача № 2: Научить посадке лыжника в скользящем шаге.

Данная задача решается путём использования следующих средств:

1. Скользящий шаг, руки за спину, без палок.

2. Скользящий шаг с широкой амплитудой работы рук, без палок.

Задача № 3: Научить работе ног в попеременно-двухшажном ходе.

С наклоном туловища лыжник нажимает на палку и, не допуская её поперечных колебаний, сильно давит на снег. Выпрямление руки и палки в одну линию завершается отталкивание палкой, которое выполняется быстро и до конца назад.

Важную роль в данном ходе играет положение туловища лыжника. На протяжении цикла оно меняется несколько раз: после отталкивания палкой туловище выпрямляется, при наличии отталкивания палкой оно наклоняется вперёд - лыжник производит "Навал" на руку и палку.

Попеременная работа рук и ног создаёт условия для поочерёдного отдыха работающих мышц, экономного расхода сил.

Данная задача решается путём использования следующих средств:

1. Имитация путём отталкивания правой (левой) ногой на месте.

2. Скольжение на одной лыже, отталкиваясь ногой без лыжи, поочерёдно для правой и левой ног (самокат).

3. То же, что п. 2, но на двух лыжах, поочерёдно выполнять упражнение правой и левой ногой.

4. Скольжение на одной ноге после трёх-четырёх шагов разбега.

5. Имитация выноса ноги вперёд с переносом веса тела на месте.

6. То же, что п. 5, но с небольшим скольжением на широком шаге.

7. Скользящий шаг в целом под уклон.

8. Скользящий шаг на определённом участке на количество шагов (чем меньше - тем лучше).

Задача № 4: Научить работе рук в попеременно-двухшажном ходе.

Данная задача решается путём использования следующих средств:

1. Имитация движения рук на месте.

2. То же, что п. 1, но с палками за середину.

3. Скользящий шаг с палками за середину.

4. После разгона - скольжение на двух лыжах с попеременным отталкиванием палками сзади.

5. Вынос и постановка палок в снег на месте (попеременно).

6. Передвижение по учебной лыжне с попеременным отталкиванием палками.

Задача № 5: Научить согласованию движений рук и ног в попеременно-духшажном ходе.

Данная задача решается путём использования следующих средств:

1. Имитация движения рук и ног с палками на месте.

2. Вынос и постановка палок в снег попеременно на месте.

3. Фиксация положения рук и ног в фазе свободного скольжения (на растянутом шаге в медленном темпе).

4. Выполнение хода в целом.

Задача № 6: Совершенствование техники попеременно-двухшажного хода.

Данная задача решается путём использования следующих средств:

1. Выполнить упражнения из задач № 2, 3, 4, 5.

2. Согласование движений рук и ног при выполнении хода в целом в среднем темпе.

3. То же, что п. 2, но в быстром темпе на скорость.

4. Совершенствование техники путём участия в школьных, районных и областных соревнованиях по лыжным гонкам.

Встречающиеся ошибки.

- передвижение на прямых ногах: короткий скользящий шаг, слабое отталкивание лыжей.

Исправление: повторить посадку лыжника при скользящем шаге, особое внимание обратить на подседание перед толчком и энергичный перекат над стопой;

- двухопорное скольжение: вызывает ранняя загрузка маховой ноги при неверно усвоенном движении ног или плохим равновесием, что приводит к быстрому опусканию лыжи на снег и её загрузке.

Исправление: применять имитационные упражнения на месте и упражнения для усвоения скользящего шага без палок;

- подпрыгивающий ход: вертикальные колебания тела, вызванные неверным направлением толчка ногой.

Исправление: более активно выполнять перекат с подседанием вперёд;

- незаконченный толчок палкой: рука с палкой остаётся согнутой в локте и не выходит за проекцию туловища.

Исправление:

- проводить кисть ниже, выпрямлять руку в локте броском палки назад;

- короткий скользящий шаг: недостаточный вынос маховой ноги вперёд;

- незаконченное отталкивание палками: отталкивание палкой в сторону при широком разведении рук.

Исправление: ставить палки ближе к креплению лыж, толчок рукой выполнять ближе к туловищу. [17, 289]  


Заключение

Обучение двигательным действиям занимает центральное место в физическом воспитании.

Разработанная с учетом педагогических закономерностей система действий педагога, целенаправленное применение которой позволяет организовать теоретическую и практическую деятельность учащегося, обеспечивающую освоение им двигательных действий, направленных на развитие физических качеств и формирование личности, называется методом.

Знакомство с этапами, методами обучения двигательному действию позволяет сделать вывод о том, что ни один из них, применяемый в отдельности, никогда не сможет оказаться как единственно полноценный и самый эффективный. Каждый метод, хотя и обладает своими ярко выраженными особенностями, которые не позволяют заменить его другими методами, в то же время оправдывает себя только в тесной связи с ними.

В зависимости от способа освоения структуры двигательного действия в процессе разучивания методы подразделяются на метод разучивания упражнения по частям (расчлененно-конструктивный); метод разучивания упражнения в целом (целостно-конструктивный); метод сопряженного воздействия.

Они обеспечивают оптимальные условия для обучения двигательным действиям и развития физических качеств и предполагают: твердо предписанную программу движений (состав движений, порядок их повторения, изменения и связи друг с другом); точную дозировку нагрузки и отдыха; создание или использование внешних условий, облегчающих управление действиями занимающихся.

В зависимости от сложности техники, двигательным действиям можно обучать в целом или по частям это хорошо видна на нашем примере лыжного спорта, а в частности на попеременном двухшажном ходе. В курсовой работе раскрыты как этапы, так и методы обучения двигательному действию, а также изучена техника и методика обучения лыжному ходу, приведены упражнения которые используются в обучении по данному ходу.  Выбор метода обучения двигательным действиям на разных этапах обучения зависит от сложности осваиваемого двигательного действия и физической подготовленности обучающихся.

В построении процесса обучения каждому отдельному двигательному действию можно выделить ряд относительно завершенных этапов, которым соответствуют определенные стадии формирования двигательного умения и навыка.

Структура обучения технике двигательных действий характеризуется следующим: в начале формируются знания о двигательных действиях - в результате чего происходит осознание способов варьированная модели двигательного действия затем - оптимизирование двигательного действия и, наконец, интерпретация техники (индивидуализация). Принципы обучения двигательным действиям группируются по следующим признакам: принцип воспитывающего обучения, принцип научности, принцип доступности обучения. 


Список литературы

1. Антонова О.Н. Кузнецов В.С. Лыжная подготовка: Методика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М., 2006. – С. 135.

2. Антонова О.Н. Лыжная подготовка: Методика преподавания: Учеб. пособие. — М., 2008. – С. 100,162.

3. Бутин И.М. Лыжный спорт: Учебник. — М., 2000. – С. 112,114.

4. Германн Валльнер и Вернер Вёрндле Карвинг: Австрийская методика обучения катанию на лыжах. - Издательство Brüder Hollinek, версия 2008 г.

5. Максименко A.M. Основы теории и методики физической культуры. — М., 2002.

6. Матвеев JI.П. Общая теория спорта: Учебник. — М., 2008. – С. 77.

7. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физ. культ. — М., 2001. – С. 96,113.

8. Методика физического воспитания учащихся 10—11 классов: Пособие для учителя / Под ред. В. И. Ляха. — М., 2004.

9. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. JI. Б. Кофмана. — М., 2 изд. 2002. – С. 119,75.

10. Основы теории и методики физической культуры: Учеб. для колледжей физ. культ. / Под ред. А. А. Гужаловского. — М., 2006. – С. 132.

11. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для ин-тов физ. культ.: В 2 т. / Под общ. ред. А. Д. Новикова. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 2006. – С. 39.

12. Теория и методики физического воспитания: Учеб. для пединститутов / Под ред. Б. А.Ашмарина. — М., 1990. – С. 98,126.

13. Теория и методика спорта: Учеб. пособие для училищ олимпийского резерва / Под общ. ред. Ф. П.Суслова, Ж. К.Холодова. — М., 2007. – С. 146,142.

14. Теория спорта. Учеб. Пособие для УФК. Под общ. ред. Ф. П.Суслова,  -  М. 2004. – С. 92.

15. Теория физического воспитания и спорта. Учебник для УФК и Спорта. Под общ. ред. А.П. Мельникова. -  М. 2002. – С. 101,103.

16. Физическое воспитание учащихся 5—7 классов: Пособие для учителя / Под ред. В. И. Ляха, Г. Б. Мейксона. — М., 2004. – С. 26.

17. Фомин А.П. «Лыжный спорт»,  Фис., 1 изд. - М; 2002. – С. 289.

18. Фомин А.П. «Лыжный спорт»,  Фис., 2 допол. и пер. изд. - М; 2006. – С. 119.

19. Юрченков А.П. «Лыжный спорт»,  Фис.,  М; 2002. – С. 94.

20. Юсипов, И.Т. Лыжная подготовка: Методика преподавания: Учеб. пособие. — М., 2005. – С. 68.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предписания алгоритмического типа как эффективный метод обучения двигательным действиям.

Метод предписания алгоритмического типа является одной из составных частей программированного обучения. Он предусматривает разделение учебного материала на серии учебных заданий, последовательно...

«Система обучения двигательным действиям на уроках физкультуры при изучении темы «Спортивная игра – баскетбол».

Разработана программа «Система обучения двигательным действиям на уроках физкультуры при изучении темы «Спортивная игра – баскетбол». Цель данной работы заключается в изучении вопросов обучения двигат...

Основы теории и методики обучения двигательным действиям

Основы теории и методики обучения двигательным действиям...

План-клнспект урока по теме: "Обучение двигательным действиям на уроках физической культуры при изучении темы спортивная игра - баскетбол"

В уроке используется много не стандартного оборудования. Очень большой диапозон различных упражнений и заданий. Урок можно разбить на несколько уроков и получится блок уроков по определённому напрвлен...

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ

Образовательный процесс в сфере физического воспитания, прежде всего, преследует такую цель, как формирование и совершенствование необходимых двигательных умений, навыков, а также непосредственно связ...

Программа обучения двигательному действию в рамках III этапа (закрепления и совершенствования; на примере избранного вида спорта (плавание) и избранного двигательного действия (гребок при плавании кролем на груди)) с использованием приемов воображения

В данной методической разработке обозначена важность использования приемов воображения на всех этапах обучения двигательному действию. Представлен порядок действий для закрепления и совершенствования ...