СВЯЗЬ МОТИВАЦИИ И ТЕМПЕРАМЕНТА У ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ ФИЗКУЛЬТУРЫ
статья по физкультуре (5 класс)
В статье описывается связь уровня мотивации у учащихся средней школы с типом темперамента. Корреляционный анализ показал значимую положительную связь экстраверсии с уровнем мотивации.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.13 КБ |
Предварительный просмотр:
СВЯЗЬ МОТИВАЦИИ И ТЕМПЕРАМЕНТА У ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ ФИЗКУЛЬТУРЫ
Навныко О.А.
Россия, Санкт-Петербург
ГБОУ СОШ № 13
В статье описывается связь уровня мотивации у учащихся средней школы с типом темперамента. Корреляционный анализ показал значимую положительную связь экстраверсии с уровнем мотивации.
Ключевые слова: школьники, темперамент, мотивация
Введение. Организм человека является одним из самых сложных и загадочных на нашей планете. С древних времён жрецы, мудрецы, священники и учёные изучали особенности человеческого строения, поведения, психики, мышления. Различия между людьми очевидны, психика каждого человека уникальна [2, 3, 4, 5].
Психологи с самого начала становления психологии пытаются классифицировать особенности личности по определенным критериям. Одной из таких классификаций является тип темперамента, который опирается на особенности нервной системы человека (И.П. Павлов) [1],
Он классифицировал типы темперамента в зависимости от силы, уравновешенности, подвижности нервных процессов: 1. сила это способность человека выдерживать влияние раздражителей извне, не меняя своего состояния; 2. уравновешенность особенность соотношения процессов торможения и возбуждения; 3. подвижность показывает способность быстроты (быстрой или медленной) смены процессов возбуждения и торможения.
Таким образом, И.П. Павлов объясняет выделение четырех темпераментов. Меланхолик слабый тип характеризуется слабостью как возбудительного, так и тормозного процессов. Холерик, «безудержный» тип - сильный, неуравновешенный, характеризуется сильным раздражительным процессом и относительно сильным процессом торможения.
Сангвиник, «живой тип сильный, уравновешенный, подвижный. Флегматик, «спокойный» тип, сильный, уравновешенный, но с инертными нервными процессами [5, 6].
Сильная нервная система способна выдержать большую нагрузку в течение длительного времени и, наоборот, слабая нервная система не выдерживает большой и длительной нагрузки. Считается, что лица с более сильной нервной системой выносливее и стрессоустойчивее. Сила нервной системы по возбуждению проявляется в том, что человеку относительно легко работать неблагоприятных условиях, ему достаточно непродолжительного отдыха для восстановления сил после утомительной работы, он способен интенсивно работать, не теряется в необычной обстановке, настойчив. Сила нервной системы по торможению проявляется в способности человека сдерживать свою активность, например, не разговаривать, проявлять спокойствие, самообладание, быть сдержанным и терпеливым.
Уравновешенность нервных процессов отражает соотношение, баланс возбуждения и торможения. При этом уравновешенность означает одинаковую выраженность нервных процессов. Подвижность нервной системы выражается в способности быстрого перехода от одного процесса к другому, от одной деятельности к другой. Лица с более подвижной нервной системой отличаются гибкостью поведения, быстрее приспосабливаются к новым условиям.
Общеизвестно, что темперамент определяется глубиной, интенсивностью, устойчивостью эмоций, эмоциональной впечатлительностью, темпом и энергичностью действий, проявляется в поведении и деятельности. С другой стороны процессы, проходящие в обществе, в полной мере отражаются и на поведении всех его частей, а именно школьников.
Процесс изменения социальных ориентиров получил и свое отражение в системе современного образования обучающихся. Сегодня в школе постоянно происходят изменения содержания, организационных форм и инновационных технологий обучения. В связи с этим, основной задачей, стоящей перед учителем в школе, является создание психолого-педагогических условий для развития, в том числе, мотивации учебной деятельности [8, 10, 12].
Тема исследования актуальна, так как без соответствующего уровня мотивации и настроенности учеников на выполнение упражнений на уроке невозможно полноценно и качественно усвоить материал.
Наше исследование поможет помочь учителям в проведении уроков, поддержании и повышении мотивации учеников. Знание черт темперамента детей позволяет правильнее понимать некоторые особенности их поведения, дает возможность варьировать приемы воспитательных воздействий, соответственно сохранять мотивацию и обеспечивать качественное обучение.
Материалы и методы исследования. Методы исследования: наблюдение, опрос, тест на определение типа темперамента Г.Айзенка, методы математической статистики
Выборка состояла из школьников ГБОУ СОШ № 13 Санкт-Петербурга, в исследовании приняли участие 48 учащихся 5-х классов.
Результаты и обсуждение.
В 5а классе: холериков 25% (6 человек), сангвиников 21% (5 человек), меланхоликов 19% (5 человек) и флегматиков 39% (9 человек). По соотношению экстравертов-интровертов экстравертов 45% (11 человек), интровертов 55% (14 человек). Это говорит о том, что большинство учащихся 5а класса имеют сильный тип нервной системы, характеризуются спокойствием, размеренностью и обдуманностью действий, усидчивостью.
В 56 классе: 30% холерики (7 человек), сангвиники (9 человек), 20% меланхолики (5 человек), 12,5% флегматики (3 человека). По соотношению экстравертов интровертов экстравертов (16 человек), 32,5% интровертов. Такие данные говорят о том, что учащиеся 56 класса активны, подвижны, импульсивны, преимущественно со слабым типом нервной системы.
Таким образом, по результатам тестирования на выявления типа темперамента мы видим, что в 5а классе большинство интровертов (флегматиков и меланхоликов) 56%, а в 56 экстравертов (сангвиников и холериков) 67,5%.
По данным нашего исследования, усредненным типом темперамента 5а класса является меланхолик (интроверт), которому характерны: низкий уровень психической активности, замедленность движений, сдержанность моторики речи, высокая эмоциональная чувствительность, глубина и устойчивость эмоций, но слабое их внешнее проявление.
В 56 классе усредненным типом темперамента является холерик с характерными для него высоким уровнем психической активности, энергичностью действий, резкостью, стремительностью движений. Холерик вспыльчив, нетерпелив, тороплив, ярко проявляет свои эмоции.
Понимание особенностей средних показателей темперамента в этих группах будет требовать к себе определенный педагогический подход в каждом классе.
Общеизвестно, что мотивация сильно влияет на успеваемость, так как мотив это то, что побуждает человека к действию и учебная мотивация определяется:
самой образовательной системой, образовательным учреждением, осуществляется учебная деятельность; где
организацией образовательного процесса;
субъектными особенностями обучающегося;
субъектными особенностями педагога и, прежде всего системой отношения его к ученику, к делу.
Для того, чтобы узнать точнее связан ли уровень мотивации в классе с типом темперамента мы провели корреляционный анализ и получили значимую положительную связь экстраверсии с уровнем мотивации (0,67), это говорит о том, что, чем сильнее проявления экстраверсии, тем выше мотивация в классе.
Заключение
На основании вышесказанного рекомендации [7,9,11]: можно предложить следующие мотивационные
1. для сангвиника чаще менять род занятий, объект общения, необходимо ставить новые интересные цели, требующие от него сосредоточенности;
2 для холерика важен частый контроль его действий, в общении с ним недопустима резкость, несдержанность, любой его поступок должен быть требовательно и справедливо оценен;
3. флегматика нужно вовлечь в активную деятельность и заинтересовать. Он требует к себе систематического внимания. Его нельзя быстро переключать с одной задачи на другую;
4. в отношении меланхолика недопустимы резкость, грубость, повышенный тон, ирония. Он требует особого внимания, следует вовремя хвалить его за проявленные успехи, решительность и волю. Отрицательную оценку следует использовать как можно осторожнее, всячески смягчая се негативное воздействие.
Применяя точную, соответствующую темпераменту мотивацию можно повысить эффективность обучения школьников.
Литература.
1. Батаршева, А.В. Темперамент и характер: Психологическая диагностика. - М.: ВЛАДОС, 2001.
2. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М.: ЧеРо, при участии изд-ва «Юрайт», 2002.
3. Дубровина, И.В. Психология: Учебник для студ. 2-е изд., стереотип. М.: Академия, 2002.
4. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. 4-е изд. М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
5. Рогов Е.И. Психология человека. М.: Гуманит, изд. центр ВЛАДОС, 2001.
6. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 4-е изд., перераб. и доп. Ростов н/Д: Феникс, 2001.
7.
8.
9.
10.
11.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сопряженное психофизическое развитие младших школьников на уроках физкультуры.
Работая с детьми разных возрастов, мы не только влияем на их физическое развитие, но и способствуем развитию ...
УРОК ФИЗКУЛЬТУРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ
Основной целью профессиональной деятельности учителя физической культуры считаю формирование у учащихся физических и психических качеств, устойчивых мотивов сохранения и укрепления здоровья, бер...

Реализация программы сохранения здоровья и развития физических способностей школьников на уроках физкультуры и во внеурочной деятельности
Презентация к реферату[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6694668","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_larg...

Сбережение и укрепления здоровья младших школьников на уроках физкультуры с помощью скандинавской ходьбы.
О пользе скандинавской ходьбы для здоровья, я впервые узнала на курсах «Финская ходьба, как вид активности». Подумала, почему бы не применить этот вид занятий на уроках физической культуры в нашей шко...

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ ФИЗКУЛЬТУРЫ
В работе раскрываются современные методические аспекты синтеза патриотического воспитания и физического развития в рамках школьного образования. Теоретически обосновывается и практически утверждается ...
