«Методические особенности развития скоростных способностей у учащихся 12-13 лет учебно-тренировочной группы в беге на короткие дистанции».
проект по физкультуре (6 класс)

Хомякова Елена Васильевна

«Развития скоростных способностей у учащихся учебно-тренировочной группы в беге на короткие дистанции»

 

Актуальность.

 Проблема подготовки высококвалифицированного бегуна сводится в основном к решению двух равнозначных задач: найти одаренного ребенка и на основе возрастных особенностей специализации в легкоатлетическом спорте и творческого использования средств и методов современной системы спортивной тренировки подготовить его к достижению (Волков Л.В., 2002; Жилкин А.И., 2006).

           На этапе углубленной специализации в легкой атлетике тренировочный процесс приобретает все более выраженный специализированный характер. Удельный вес специальной подготовки - физической, технической, психологической - существенно увеличивается. Это происходит не столько за счет общей подготовки, сколько благодаря преимущественному росту количества специально-подготовительных и соревновательных упражнений. Существенно увеличивается соревновательная практика в спринтерском беге, и усиливается ее влияние на содержание и структуру тренировки (Лимарь П.Л., 1963; Врублевский Е.П., 2008).

           С целью совершенствования физической и технической подготовленности спринтера необходимо шире разнообразить тренировочные средства, условия их выполнения и места проведения занятий. Очень важно использовать разнообразные средства и методы в воспитании физических качеств легкоатлетов.

Таким образом, актуальным является разработка эффективных методов развития быстроты у легкоатлетов на этапе углубленной спортивной специализации.

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью совершенствования средств и методов воспитания быстроты у легкоатлетов учебно-тренировочных групп; разработкой эффективных методов развития быстроты у легкоатлетов в учебно-тренировочном процессе.

 

Объект исследования. Учебно-тренировочный процесс учащихся 12-13 лет.

Предмет исследования: Методические особенности развития скоростных способностей у учащихся 12-13 лет.

Цель исследования: Определить методические особенности развития скоростных способностей у учащихся 12-13 лет.

Задачи исследования:

          1. Проанализировать литературные источники о планировании тренировочного процесса в легкой атлетике и развитии скоростных способностей, формах их проявления.

2. Определить методические особенности развития скоростных способностей у учащихся 12-13 лет.

3. Подобрать методику развития скоростных способностей у учащихся 12-13 лет в подготовительном периоде учебно-тренировочного процесса.

4. Подготовить практические рекомендации для тренеров-преподавателей по развитию скоростных способностей у учащихся 12-13 лет в подготовительный период.

Практическая значимость работы характеризуется тем, что методические особенности для развития скоростных способностей юных легкоатлетов в подготовительный период, выявленные в ходе исследования можно широко использовать тренерами-преподавателями в их педагогической деятельности.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, и списка литературы. 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методические особенности развития скоростных способностей у учащихся 12-13 лет учебно-тренировочной группы в беге на короткие дистанции Хомякова Елена Васильевна учитель физической культуры высше й квалификационной категории 2024 год

Слайд 2

Предмет • средство и методы развития скоростных способностей у учащихся 12-13 лет Объект • учебно- тренеровочный процесс учащихся 12-13 лет, направленный на развитие скоростных способностей

Слайд 3

Цель Подобрать и определить наиболее эффективную методику для развития скоростных способностей у учащихся 12-13 лет на основе анализа литературных источников.

Слайд 4

Задачи Проанализировать литературные источники о планировании тренировочного процесса в легкой атлетике и развитии скоростных способностей, формах их проявления. Определить методические особенности развития скоростных способностей у учащихся 12-13 лет. Подобрать методику развития скоростных способностей у учащихся 12-13 лет в подготовительном периоде учебно-тренировочного процесса. Подготовить практические рекомендации для тренеров-преподавателей по развитию скоростных способностей у учащихся 12-13 лет в подготовительный период.

Слайд 5

Проблема заключается в том, что с одной стороны есть необходимость в воспитании скоростных способностей у учащихся в возрасте 12-13 лет, а с другой стороны недостаточно литературных источников , где освещен вопрос данного физического качества у учащихся в полугодичном цикле данного возраста. Проблемы исследования

Слайд 6

Соединение скоростных и других физических способностей

Слайд 7

Анализ литературного источника Диагностика уровня скоростных способностей у учащихся 12-13 лет. 2. Педагогический эксперимент в МБОУ СОШ № 20 ГОЩ, в котором участвуют 8 человек в возрасте 12-13 лет. 3. Итоговое тестирование скоростных способностей учащихся 12-13 лет 4. Выводы по проделанной работе. Исследование

Слайд 8

Ф.И. Год рожд . Бег на 30 м. Челночный бег 3*10 м. Бег на месте ( 10 сек). Густов Иван 2011 6,01 8,34 20 Егоров Владим 2012 6,09 8,85 20 Коротун Софья 2011 5,89 9,05 21 Кулаев Серафим 2011 5,73 8,26 22 Ласкутникова Алена 2012 5.52 8,92 19 Мартьянов Кирилл 2011 5,71 8,66 20 Третьяков Максим 2012 5,99 9, 0 8 18 Шишкин Илья 2011 5,76 8,51 21 Первоначальное тестирование

Слайд 9

Недельный цикл тренировки специально-подготовительного этапа строится следующим образом: Понедельник - Развитие специальной выносливости, ускорения, интервальный бег. Вторник - совершенствование скоростно-силовых способностей. Среда - отдых. Четверг – Общеразвивающие упражнения развитие специальной выносливости. Пятница – отдых Суббота - совершенствование общей выносливости. Воскресенье – отдых. Первоначальное тестирование

Слайд 10

Тренировочный процесс

Слайд 11

Первоначальное тестирование На специально-подготовительном этапе происходит становление спортивной формы , который строится по системе мезоциклов различного типа

Слайд 12

Вывод для первоначального тестирования Проведенный эксперимент показывает положительное влияние экспериментальной методики на развитие скоростных способностей у учащихся 12-13 лет.

Слайд 13

Промежуточное тестирование Недельный цикл тренировки специально-подготовительного этапа строится следующим образом: Понедельник - р азвитие специальной выносливости, ускорения, интервальный бег . Вторник - совершенствование скоростно-силовых способностей, упражнения на гибкость, у скорения. . Среда - отдых. Четверг – развитие специальной выносливости. Пятница – развитие силовых способностей Суббота - совершенствование общей выносливости, контрольный бег. Воскресенье – отдых .

Слайд 14

Тренировочный процесс. Силовая часть.

Слайд 15

Промежуточное тестирование Ф.И. Год рожд . Бег на 30 м. Челночный бег 3*10 м. Бег на месте ( 10 сек). Густов Иван 2011 - 8,80 18 Егоров Владим 2012 - 9,05 19 Коротун Софья 2011 - 9,22 20 Кулаев Серафим 2011 - 8,76 20 Ласкутникова Алена 2012 - 9,17 17 Мартьянов Кирилл 2011 - 9,00 17 Третьяков Макс 2012 - 9,28 16 Шишкин Илья 2011 - 8,91 19

Слайд 16

Вывод для промежуточного тестирования Промежуточное тестирование показывает небольшое западание скоростных способностей и выносливость у легкоатлетов 12-13 лет. Имеет смысл продолжать в этом направлении

Слайд 17

Итоговый уровень развития скоростных способностей легкоатлетов

Слайд 18

Вывод. Анализ тестирования должен показать положительное влияние экспериментальной методики на развитие скоростных способностей у лёгкоатлетов 12-13 лет, кроме одного юноши. Вероятнее всего, его результат ниже по причине отсутствия на уроках и тренировках .

Слайд 19

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Тема доклада:

«Методические особенности развития скоростных способностей у учащихся 12-13 лет учебно-тренировочной группы в беге на короткие дистанции».

Выполнила:

Хомякова Елена Васильевна

учитель физической культуры

высшей квалификационной категории

         

2024 год

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………….………………………….3

ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРНЫМ ИСТОЧНИКАМ…..………………………………………...5

1.1 Общие закономерности планирования тренировочного процесса в легкой атлетике………………………………………...………………………………….5

1.2 Понятие скоростных способностей и форм их проявления………..……..6

1.3 Анатомо-физиологические особенности детей 12-13лет.………….…..…7

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ЛЕГКОАТЛЕТОВ 12-13 ЛЕТ…..…………………...…10

2.1 Методы и организация исследования…………..…………….…….…..…..10

2.2 Методика развития скоростных способностей легкоатлетов 12-13 лет в подготовительный период и результаты исследования………….……………11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…17

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..19

«Развития скоростных способностей у учащихся учебно-тренировочной группы в беге на короткие дистанции»

Актуальность.

 Проблема подготовки высококвалифицированного бегуна сводится в основном к решению двух равнозначных задач: найти одаренного ребенка и на основе возрастных особенностей специализации в легкоатлетическом спорте и творческого использования средств и методов современной системы спортивной тренировки подготовить его к достижению (Волков Л.В., 2002; Жилкин А.И., 2006).

           На этапе углубленной специализации в легкой атлетике тренировочный процесс приобретает все более выраженный специализированный характер. Удельный вес специальной подготовки - физической, технической, психологической - существенно увеличивается. Это происходит не столько за счет общей подготовки, сколько благодаря преимущественному росту количества специально-подготовительных и соревновательных упражнений. Существенно увеличивается соревновательная практика в спринтерском беге, и усиливается ее влияние на содержание и структуру тренировки (Лимарь П.Л., 1963; Врублевский Е.П., 2008).

           С целью совершенствования физической и технической подготовленности спринтера необходимо шире разнообразить тренировочные средства, условия их выполнения и места проведения занятий. Очень важно использовать разнообразные средства и методы в воспитании физических качеств легкоатлетов.

Таким образом, актуальным является разработка эффективных методов развития быстроты у легкоатлетов на этапе углубленной спортивной специализации.

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью совершенствования средств и методов воспитания быстроты у легкоатлетов учебно-тренировочных групп; разработкой эффективных методов развития быстроты у легкоатлетов в учебно-тренировочном процессе.

Объект исследования. Учебно-тренировочный процесс учащихся 12-13 лет.

Предмет исследования: Методические особенности развития скоростных способностей у учащихся 12-13 лет.

Цель исследования: Определить методические особенности развития скоростных способностей у учащихся 12-13 лет.

Задачи исследования:

          1. Проанализировать литературные источники о планировании тренировочного процесса в легкой атлетике и развитии скоростных способностей, формах их проявления.

2. Определить методические особенности развития скоростных способностей у учащихся 12-13 лет.

3. Подобрать методику развития скоростных способностей у учащихся 12-13 лет в подготовительном периоде учебно-тренировочного процесса.

4. Подготовить практические рекомендации для тренеров-преподавателей по развитию скоростных способностей у учащихся 12-13 лет в подготовительный период.

Практическая значимость работы характеризуется тем, что методические особенности для развития скоростных способностей юных легкоатлетов в подготовительный период, выявленные в ходе исследования можно широко использовать тренерами-преподавателями в их педагогической деятельности.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, и списка литературы. 

ГЛАВА 1. Анализ научной и методической литературы поисследуемой проблеме

1.1 Общие закономерности планирования тренировочного процесса в легкой атлетике

  Структура современной спортивной тренировки строится по циклам: большие (макро-), средние (мезо-) и малые (микро-). Макроциклы – это самые крупные и сложные формы планирования. По длительности они бывают годичные, полугодичные и многолетние (например, четырехгодичный – олимпийский). Мезоцикл – это средний тренировочный цикл продолжительностью от 2 до 6 недель, включающий относительно законченный ряд микроциклов. Микроцикл – это малый цикл тренировки, чаще всего с недельной или около недельной продолжительностью, включающий обычно от двух до нескольких занятий (Холодов, Ж.К. Кузнецов, В.С., 2000).

Необходимо учитывать, что с ростом и развитием организма, достижением зрелого возраста видоизменяется направленность тренировки, ее задачи средства и методы, необходимо также учитывать, что чем раньше начинается специализация, тем быстрее начинается уровень спортивного мастерства и заканчивается спортивная карьера (т.е. необходима вначале хорошая база ОФП и СФП).

При составлении тренировочного плана необходимо учитывать конкретные задачи и цели; определять пути, формы, средства и методы осуществления поставленных целей и задач.

Исходными положениями построения годовой подготовки являются, возраст начала специализации, время для достижения высокого результата, длительность периода, демонстрация такого результата
(Камаев, О.И., 2000).

          В систему планирования входят: цели, задачи, определение основных показателей подготовки (ОФП и СФП, техника и тактика), спортивные результаты, контрольные нормативы, тренировочные и соревновательные нагрузки, средства восстановления.

Построение тренировочного процесса в годичном цикле. В настоящее время применяются три основных варианта построения полугодичной тренировки (Камаев, О.И., 2000).

В первом варианте год составляет один большой цикл тренировки и делится на три периода: подготовительный - продолжительность 7 мес. (октябрь-апрель), соревновательный - 4 месяцев (май - сентябрь) и переходный 1 месяц (октябрь).

Подготовительный период делится на три этапа: осеннее - зимний подготовительный - 3 мес., зимний соревновательный - 1 мес. И весенне-подготовительный - 3 мес. Соревновательный период делится на два этапа: ранний соревновательный - 1 мес. (май) и этап основных соревнований - июнь - сентябрь.

Первый вариант используется в подготовке начинающих легкоатлетов.

Недельный цикл тренировки подготовительного периода может строится следующим образом:

  • Понедельник - Развитие специальной выносливости, ускорения, интервальный бег.
  •  Вторник - совершенствование скоростно-силовых способностей.
  • Среда - отдых.
  • Четверг – Общеразвивающие упражнения развитие специальной выносливости.
  • Пятница – отдых
  • Суббота - совершенствование общей выносливости.
  • Воскресенье – отдых.

Известно, что спортивная форма зависит от фундамента ОФП. Поэтому основательность этой базы в данный период во многом определяется уровнем ОФП. Подготовительный период состоит из двух крупных этапов-обще-подготовительного и специального-подготовительного (Мелленберг, Г.В., 2002).

Обще-подготовительный этап обеспечивает предпосылки совершенствования спортивной формы (расширяет функциональные возможности, повышает уровень общей работоспособности и т.д.).

На специально-подготовительном этапе происходит становление спортивной формы. На этом этапе осуществляется более глубокая специализация, повышается интенсивность, снижается объем ОФП, вводятся соревнования.

1.2. Понятие скоростных способностей и форм их проявления

  Прежде всего, нужно дать точное определение понятие быстроты и скорости. О быстроте и скорости говорят и тогда, когда определенное расстояние спортсменам удается преодолевать за минимальное время, и тогда, когда необходимо выполнить технический прием.

  Под быстротой, или скоростными способностями, принято понимать комплекс функциональных свойств человека, непосредственно и преимущественно определяющих скоростные характеристики движений, а также время двигательной реакции.

  В качестве основных видов скоростных способностей различают:

  1. быстроту простой и сложной реакции;
  2. быстроту выполнения отдельных двигательных актов;
  3. быстроту, проявляемую в темпе (частоте) движений (Зациорский В.М., 1976; Матвеев Л.П., 1977).

  Исследованиями установлено, что все указанные виды или формы скоростных качеств относительно независимы. Это значит, что спортсмен, обладающий высокой скоростью двигательной реакции, совсем не обязательно должен быть быстр в выполнении отдельных двигательных актов и обладать высокой частотой движений. Относительная независимость различных видов проявления скоростных способностей человека объясняется специфичностью физиологических механизмов, лежащих в их основе. Эти проявления быстроты довольно автономны. Время двигательной реакции в ряде движений (или цикла движений) может не коррелироваться с другими проявлениями быстроты. Существенную роль играет здесь фактор наследственности.

   Во многих движениях, выполняемых с максимальной скоростью, различают две фазы: фазу увеличения скорости (фазу разгона) и фазу относительной стабилизации скорости.

Первая фаза характеризует стартовое ускорение, вторая - дистанционную скорость. Обе фазы относительно независимы друг от друга, но если первая опирается на латентное время двигательной реакции и частоту движения, то вторая кроме частоты (темпа) движения базируется и на других составляющих дистанционной скорости (например, в беге на 60 и 100 м - на технику выполнения движения, длину ног, силу отталкивания). Следовательно, дистанционной скорости присущи элементы, которые существенно изменяются под влиянием учебно-тренировочной работы - техника бега, скоростно-силовые показатели.

Вывод: определять понятие быстроты лишь как преодоление определенного расстояния за минимальный отрезок времени - значит, сужать это понятие, сводя его только к понятию «скорость». Но суть этого понятия как физического качества значительно шире.

1.3. Анатомо-физиологические особенности детей 12-13 лет

Организуя и проводя занятия с данным контингентом обучающихся, необходимо принять во внимание их возрастные морфофункциональные и психологические особенности.

Медико-биологическими исследованиями установлено, что у детей-подростков при росте тела в длину продолжается морфофункциональное развитие организма. Наблюдается увеличение массы тела, окружностей и экскурсии грудной клетки, жизненной емкости легких, мышечной силы, физической работоспособности. В этот период биологического развития, период завершения становления организма подростка, его организм обладает достаточно высокой пластичностей, адаптацией к физическим нагрузкам (Холодов Ж.К., 2003).

В обеспечении снабжения тканей кислородом важным фактором является скорость кровотока. Для укрепления сердечно-сосудистой системы важное значение имеет разносторонняя физическая подготовка, строгая дозировка и постепенное повышение физических нагрузок, систематичность занятий физическими упражнениями. Особенно велика роль физического воспитания в развитии дыхательного аппарата. Преподаватель должен обращать внимание на правильное формирование и увеличение подвижности (экскурсии) грудной клетки, на укрепление дыхательных мышц. Учащихся необходимо научить правильно дышать и помочь им овладеть навыками грудного и диафрагмального (брюшного) дыхания. При этом следует учитывать, что развитие дыхательной системы происходит в единстве с развитием других систем организма и в различные возрастные периоды представляются разные требования к развитию физических качеств. Развитие тех или иных физических качеств надо рассматривать не только с точки зрения совершенствования двигательных способностей, но и обязательно с точки зрения обеспечения нормального протекания процесса физического развития и повышения функциональных способностей растущего организма.

Теоретическая подготовка. В процессе обучения должны получить теоретические знания по таким вопросам: общее сведение о физическом движении и организации физического воспитания; гигиенические основы физического воспитания; теоретические знания по гимнастики, легкой атлетики, спортивным играм и плаванию.

    Давая теоретические знания по отдельным видам общей физической подготовки учащихся, следует познакомиться с основными техниками различных видов спорта, профилактикой травматизма с инвентарем и правилом ухода за ним. (Бугаков А.И., 2003).

Об особенностях психического развития судят на основании трех групп психических явлений: психические процессы (ощущения, восприятие, представления, память, мышление - познавательные; эмоции - эмоциональные; воля - волевые); психические свойства личности (темперамент, характер, способности, потребности, мотивы) и психические состояния (монотония, утомление, стресс, напряженность). (Коренберг В.Б., 1997).

У подростков повышается способность понимать структуру движений, точно воспроизводить и дифференцировать отдельные (силовые, временные и пространственные) движения, осуществлять двигательные действия в целом. Осмысление восприятия, возможность выполнять упражнения на основе только словесных указаний педагога, умение самостоятельно разделить сложное движение на фазы и элементы, более высокая способность сосредоточению - эти и другие психические процессы позволяют ребятам глубоко анализировать технику изучаемых двигательных действий, определять ошибки, как собственные, так и своих одноклассников. В ходе обучения и воспитания учителю целесообразно опираться на эти психологические особенности (Дергач А.А., 1986).

В силу высокого уровня развития мыслительных процессов у подростков ярко выражено стремление к самосовершенствованию и самопознанию, сознательному обучению и тренировке. В отличие от детей мотивы удержания у них более длительны. Подростки этого возраста более внимательны не только при показе, но и при объяснении, а также при изложении теоретических вопросов (например, объяснение закономерностей развития физических способностей). Эмоции учащихся становятся более устойчивыми, проявляется способность к сопереживанию, увеличивается число переживаемых чувств, возникает юношеская любовь, носящая оттенок лиричности, мечтательности, искренности. Поддержка этого здорового чувства, уважение к нему со стороны взрослых вызывают у подростков стремление преодолеть свои недостатки, выработать положительные качества личности, повысить свои физические качества и улучшить телосложение.

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ 12-13 ЛЕТ

2. 1. Методы и организация исследования

2.1.1. Методы исследования

Анализ литературных источников по исследуемой проблеме

Анализ научно-методической литературы позволил выявить наиболее эффективные методики развития скоростной подготовки легкоатлетов, сформулировать цель и задачи исследования, определить тесты для оценки уровня развития скоростных способностей. Проанализировав литературные источники по проблеме планирования тренировочного процесса легкоатлетов выявлено, что основная сложность планирования спортивной тренировки определяется в первую очередь спецификой выбора тренировочных средств и методов. На этапе углубленной специализации в легкой атлетике специалисты едины во мнении о важности преимущественного роста количества специально-подготовительных и соревновательных упражнений. Однако по вопросам соотношения средств общей физической подготовки и обучения, содержания этих средств точки зрения расходятся.

Наблюдение

Метод наблюдения использовали для того, чтобы определить средства для развития скоростных способностей, которые чаще всего применяются в спортивной практике тренерами-преподавателями для подготовки легкоатлетов на тренировочном этапе.

Педагогическое тестирование

Для определения уровня развития скоростных способностей у легкоатлетов 12-13 лет использовали следующие тесты:

  1. Бег на 30 м. с ходу.

Тест используется для измерения «спринтерской скорости» в более чистом виде, чтобы исключить время реакции на старте и скоростно-силовой компонент при разбеге. Поэтому время на разгон до стартовой линии (приблизительно 8-10 м.) в этом тесте не фиксируется. Результат измеряется с точностью до 0,1 с (Лях В.И., 1999)

2.«Челночный бег» 3x10 м.

Этот тест наряду с быстротой может охарактеризовать и ловкость. Длина дистанции - 10 м, ограниченная линиями старта и финиша. За каждой линией обозначаются 2 полукруга радиусом 50 см. Исходное положение: высокий старт. По команде «марш» испытуемый пробегает 10 м, берет из полукруга стоящий на финишной линии кубик (5x5x5 см), поворачивается кругом, пробегает 10 м. к линии старта, где кладет кубик в полукруг, и возвращается, пересекая финишную черту. Результат измеряется с точностью до 0,1 с (Лях В.И., 1999).

3.Бег на месте за 10 сек (кол-во раз).

Испытуемый по команде начинает бег на месте с высоким подниманием бедра с максимальной частотой в течение 10 секунд. Руки работают как при беге. Подсчитывается количество беговых шагов за 10 сек. (Лях В.И., 1999)

Педагогический эксперимент

Для определения наиболее эффективной методики, направленной на развитие скоростных способностей легкоатлетов 12-13 лет применялся метод педагогического эксперимента, который продолжался в течение шести месяцев с ноября 2023 года по апрель 2024. Данный тренировочный период соответствовал подготовительному периоду специально-подготовительному этапу.

Математико-статистические методы

Данные методы использовали для того, чтобы определить средний показатель по группе после проведенного тестирования.

2.1.2. Организация исследования

I этап (15 сентября 2023 – 25 октября 2023 г.) - проведен анализ и обобщение источников научно-методической литературы по проблеме исследования; сформулированы цель, задачи исследования, определены методы исследования; подобраны тесты для педагогического тестирования; проведено тестирование исходного уровня развития скоростных способностей учащихся 12-13 лет.

II этап (26 октября 2023 г. – 26 апреля 2024 г.) разработана методика, направленная на повышение уровня развития скоростных способностей у учащихся 12-13 лет. Проведен педагогический эксперимент. Проведено итоговое тестирование.

III этап (22 апреля 2019 г. – 26 апреля 2024 г.) сделали сравнительный анализ результатов тестирования и окончательно сформулировали выводы по результатам исследования.

2.2 Методика развития скоростных способностей учащихся 12-13 лет в подготовительный период и результаты исследования.

На специально-подготовительном этапе для подготовки легкоатлетов 12-13 лет больший акцент был сделан на развитие скоростно-силовых и скоростных способностей. Однако были и тренировки, которые направлены на развитие общей физической подготовленности. Для общей физической подготовки использовали следующие упражнения:

1. Спортивные игры с мячом по упрощенным правилам (футбол, , баскетбол).

2. Акробатические упражнения (стойки, перевороты, кувырки назад и вперед) с последующим бегом 10-20 м, как с низкого старта.

3. Упражнения на снарядах и без снарядов для улучшения координации движений и укрепления слабых групп мышц (живота, спины, рук, ног).

4. Упражнения с отягощением (набивными мячами).

5. Упражнения на расслабление отдельных групп мышц.

6. Различные прыжки толчком одной и двумя ногами:

7. Прыжки из полуприседа в полуприсед толчком двумя («лягушка»);

8. Прыжки вперед из стороны в сторону (с ноги на ногу);

9. Прыжки на одной ноге с подъемом толчковой ноги в полете;

10. Тройной, пятерной, десятерной прыжок с места в яму;

11. Различные прыжки с разбега с преодолением горизонтальных и вертикальных препятствий.

12. Бег на месте на передней части стопы 5 сек. с последующим переходом на бег с продвижением вперед: а) в медленном темпе; б) в быстром темпе; в) чередуя - в медленном и быстром темпе.

13. Бег с высоким подниманием бедра, сохраняя положение частей тела, как в предыдущем упражнении. На месте (в упоре и без упора) и с небольшим продвижением вперед. Плечи и руки расслаблены. Бедра поднимаются до горизонтали, опорная нога полностью выпрямляется, пятка не касается пола.

14. Бег с высоким подниманием бедра 6-10 (10-15) м. с последующим переходом в бег по дистанции. Можно выполнять в размеченном коридоре или по линии.

В контрольно-подготовительном мезоцикле основная направленность тренировочных средств планировалась на воспитание скоростных способностей. Так, в контрольно-подготовительном мезоцикле подготовительного периода в экспериментальной группе 30% всего времени отводилось упражнениям на развитие общей и специальной выносливости, 50% - средствам скоростных способностям и 20% - упражнениям, воспитывающим скоростно-силовые способности.

Для совершенствования специальной физической подготовки мною используются следующие упражнения:

1. Свободный бег с акцентированием внимания на энергичном движении бедра (колена) вперед-вверх сразу после окончания отталкивания.

2. Прыжки с ноги на ногу. Толчковая нога при отталкивании полностью выпрямляется во всех суставах, а маховая, согнутая в коленном суставе, энергично посылается коленом вперед, немного вверх, туловище наклонено вперед, руки согнутые в локтевых суставах, энергично двигаются вперед - назад. Темп выполнения быстрый.

3. Бег прыжками (способствует выработке широкого шага). В момент отталкивания бедро, голень и стопа составляют почти прямую линию.

4. Бег прыжками 6 - 10 (10 - 15) м. с переходом в бег по дистанции.

5. Многоскоки на одной ноге с подтягиванием толчковой ноги вверх вперед, как при беге, и с опусканием на нее (для хорошо подготовленных физически) 6 - 10 (10 - 15).

6. Бег с захлестыванием голени.

7. «Колесо». Бег с высоким подниманием бедра и захлестыванием голени. Следить за полным выпрямлением опорной ноги. Выполнять одной ногой или обеими одновременно.

8. Бег с выхлестом голени. Во время бега с высоким подниманием бедра в верхнем положении голень активно выносится вперед.

9. Бег в ровном, спокойном темпе с постановкой стопы на переднюю часть, с увеличением скорости по сигналу.

10. Бег с ускорением (постепенно увеличение скорости). Скорость бега наращивается до тех пор, пока сохраняется свобода движения и правильная их структура.

11. Разучивание (совершенствование) отталкивания. Бег в медленном темпе с прыжком в «шаге» через определенное количество шагов (поочередно то правой, то левой ногой).

12. Бег с быстрым наращиванием скорости и последующим продвижением вперед по инерции.

13. Семенящий бег на месте (можно с опорой на гимнастическую стенку) и с небольшим продвижением вперед в медленном и быстром темпе. Обращать внимание на постановку ноги с носка и полное разгибание в коленном суставе. Выполнят свободно расслабленно.

14. Беговые движения руками при различных положениях ног: стоя, ноги на ширине плеч; стоя в шаге (одна нога вперед); стоя на чуть согнутых и сильно согнутых ногах; стоя на коленях; стоя на одном колене, другая нога вперед; стоя в глубоком выпаде; сидя на полу ноги вперед; сидя на скамье.

16. Беговые движения руками в различном темпе.

17. Беговые движения руками в положении наклона вперед с постепенным выпрямлением туловища.

18. Свободный бег, обращая внимание на работу рук.

19. Чередование бега с прикрепленными к поясу шнуром, на другом конце которого находится груз.

Упражнения на развитие быстроты планировались для выполнения в начале основной части тренировочного занятия.

Для развития быстроты реакции и движений:

1. Прыжки вверх и с полуприседа по команде с доставанием руками предметов. Интервалы между командами «Внимание!» и «Марш!» меняются от 1 до 7-й сек. Изменяется и громкость команды (хлопки руками).

2. Беговые движения руками с максимальной скоростью в сочетании с правильным дыханием. Длительность упражнений 5, 10, 15, 20 сек. Хорошим показателем является частота движений более 30 раз одной рукой за 10 сек.

3. Бег на месте с опорой руками о барьер с максимальной частотой движений в сочетании с правильным дыханием. Длительность упражнений 5, 10, 15, 20 сек. Хорошим показателем является частота движений выше 30 раз за 10 сек.

4. Спортивная ходьба с ускорением. Цель - достичь максимальной частоты движений рук и ног.

5. Лежа на спине, беговые движения ногами с большой амплитудой («ножницы»).

6. Бег, спиной вперед высоко поднимая голень.

7. Бег на прямых ногах за счет сгибания и разгибания в голеностопных суставах. Обращать внимание на продвижение вперед при минимальном сгибании ног в коленных суставах.

8. Бег под уклон по наклонной дорожке (4 - 5 градуса).

9. Бег в гору небольшой крутизны.

Для развития скорости бега.

1. И.п. - о.с. одна рука опущена или на поясе, другая согнута, как при беге. Беговые движения согнутой рукой в медленном темпе. Плечи не поднимать, рука расслаблена. Назад движения выполнять до отказа, вперед - кисть до уровня подбородка и расположена напротив него. После нескольких движений поменять руку.

2. То же, но выполнять обеими руками одновременно.

3. То же, но во время выполнения работы рук чередовать напряжение мышц рук и плеч с их расслаблением. Беговые движения, руками поднимая и опуская плечи (расслабляя их).

4. Бег на месте с различной частотой движений.

5. Тоже с продвижением вперед.

6. Ходьба с высоким подниманием бедра (на месте и в движении). Пятки не касаются опоры, руки на поясе или опущены вниз и максимально расслаблены. Туловище прямое.

7. Бег с ускорением 50-100 м.

8. Бег с горы. Цель - достичь максимальной частоты и поддержать ее на ровном участке. Длина шага должна оставаться оптимальной. Для этого целесообразно бежать по меткам.

9. Бег с около-предельной и предельной скоростью 30, 40, 60 м с низкого старта.

10. Передача эстафеты с увеличенным или уменьшенным гандикапом. Задача - убежать от партнера или догнать его.

11. Бег с низкого старта по команде на время с разными по силам партнерами на 30, 50, 60 м.

12. Участие в прикидках и соревнованиях в беге на 30, 60, 100 м с равными и более сильными партнерами.

13. Старты из исходного положения на коленях.

14. Старты из исходного положения лежа головой к финишу.

15. Старты из исходного положения стоя спиной к финишу.

16. Выпрыгивание со стартовых колодок под команду.

17. Прыжки вверх из полуприседа с доставанием руками предметов.

Для развития скоростной выносливости

1. Игра в баскетбол, футбол.

2. Повторное пробегание  400, 300, 200, 150 м со средней, около предельной и максимальной скоростью.

3. Переменный бег 3-5*100 м. Чередовать с бегом трусцой (45-60 сек.)

4. Бег 30-60 м с около предельной скоростью.

5. Участие в соревнованиях в беге на 400 и 200 м.

6. Участие в прикидках и соревнованиях в беге на 30, 60, 100, 200, 400 м с равными и более сильными партнерами.

Построение тренировочных занятий в исследуемой группе осуществлялось на основе «Примерной программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва по легкой атлетике» (Радчич И.Ю., Зеличенок В.Б., Ивочкин В.В., 2005), которая была адаптирована с учетом региональных особенностей, сроков проведения областных соревнований, условий школы.

Количество часов на виды подготовки в экспериментальной группе соответствовали количеству часов в контрольной группе. В учебно-тренировочных процесс в подготовительном периоде будет внедрена методика, направленная на повышение уровня развития скоростных способностей легкоатлетов учебно-тренировочной группы. В соответствии с объемом нагрузок по ОФП и СФП были определены нагрузки в недельном цикле тренировки в подготовительном периоде. Отличие учебно-тренировочного процесса в подготовительном периоде в исследуемой группе заключалось в целенаправленном использования специальных средств развития скоростных способностей в основной части занятий.

На основе учебного плана-графика тренировочных занятий учащиеся учебно-тренировочной группы МБОУ СОШ №20 ГОЩ, были составлены основные документы планирования, в которых были отражены следующие данные:

1. Количество тренировочных занятий и соревнований.

2. Время, затраченное на общую физическую подготовку, с представленной технологией воспитания скоростных способностей у учащихся.

3. Время, затраченное на специальную физическую подготовку.

4. Объем выполнения основных тренировочных средств.

Далее в таблице 1 даны показатели тестирования исходного уровня развития скоростных способностей учащихся 12-13 лет.

Таблица 1

Исходный уровень развития скоростных способностей учащихся 12-13 лет (октябрь 2023г)

Ф.И

Год рожд.

Бег на 30 м.

(сек)

Челночный бег 3х10 м. (сек)

Бег на месте

за 10 сек (кол-во раз)

Густов Иван

2011

6,01

8,34

20

Егоров Владимир

2012

6,09

8,85

21

Коротун Софья

2011

5,89

9,05

21

Кулаев Серафим

2011

5,73

8,26

22

Ласкутникова Алена

2012

5,52

8,92

19

Мартьянов Кирилл

2011

5,71

8,66

20

Третьяков Максим

2012

5,99

9,08

18

Шишкин Илья

2011

5,76

8,51

21

После организации тренировочного процесса по экспериментальной методике произошли изменения в показателях скоростных способностей учащихся 12-13 лет (табл. 2, 3).

Таблица 2

Уровень развития скоростных способностей учащихся 12-13 лет (январь 2024г)

Ф.И

Год рожд.

Бег на 30 м.

(сек)

Челночный бег 3х10 м. (сек)

Бег на месте

за 10 сек (кол-во раз)

Густов Иван

2011

-

8,80

18

Егоров Владимир

2012

-

9,05

19

Коротун Софья

2011

-

9,22

20

Кулаев Серафим

2011

-

8,76

20

Ласкутникова Алена

2012

-

9,17

17

Мартьянов Кирилл

2011

-

9,00

17

Третьяков Максим

2012

-

9,28

16

Шишкин Илья

2011

-

8,91

19

Таблица 3

Итоговый уровень развития скоростных способностей учащихся 12-13 лет (апрель 2024г)

Ф.И

Год рожд.

Бег на 30 м.

(сек)

Челночный бег 3х10 м. (сек)

Бег на месте

за 10 сек (кол-во раз)

Густов Иван

2011

5,8

8,1

22

Егоров Владимир

2012

5,8

8,6

22

Коротун Софья

2011

5,5

8,7

23

Кулаев Серафим

2011

5,2

8,2

25

Ласкутникова Алена

2012

5,1

8,7

21

Мартьянов Кирилл

2011

5,5

8,5

21

Третьяков Максим

2012

5,6

9,0

20

Шишкин Илья

2011

5,3

8,3

23

Анализ тестирования должен показать положительное влияние экспериментальной методики на развитие скоростных способностей у учащихся 12-13 лет.

Заключение

Анализ литературных источников показал, что скорость повышается за счет увеличения беговых шагов даже при некотором уменьшении их частоты. Наиболее благоприятный возраст для развития скоростных способностей, как у мальчиков, так и у девочек считается возраст от 7 до 11 лет. Несколько в меньшем темпе рост различных показателей быстроты продолжается с 11 до 14-15 лет. К этому возрасту фактически наступает стабилизация результатов в показателях быстроты простой реакции и максимальной частоты движений.

Экспериментальная методика развития скоростных способностей у легкоатлетов 12-13 лет учебно-тренировочной полугодового обучения была разработана на основе примерной программы для ДЮСШ (авторов: Радчич И.Ю., Зеличенок В.Б., Ивочкин В.В., 2005). Больший акцент в планировании направленности нагрузки для учащихся 12-13 лет был сделан в сторону скоростных, скоростно-силовых и силовых способностей, что соответствовало задачам специально-подготовительного этапа.

Благодаря предложенной методике, направленной на развитие скоростных способностей у учащихся 12-13 лет, произошел положительный сдвиг в развитии данных способностей.

И в завершении хотелось порекомендовать другим более молодым специалистам и коллегам, на что больше всего нужно обращать внимание в тренировочном процессе у спортсменов-бегунов на короткие дистанции:

- Для спринтерского бега следить за движением маховой ноги после окончания отталкивания, движением рук и дыханием.

- Улучшать координации работы мышц всего тела.

- Улучшать быстрое выбегание со старта и переход в стремительное ускорение, с тем, чтобы быстрее достичь максимальной скорости и по возможности не снижать ее до финиша.

- Укреплять недостаточно развитые групп мышц.

- Проводить тренировки, меняя обстановку (малый зал, большой зал, стадионы, условия погоды, пересечённую местность).

- Обязательно тестировать перед силовыми нагрузками, вовремя и после, чтобы точно знать и видеть, что вы правильно распределили тренировочный процесс и нагрузки.

Список литературы

  1. Матвеев, А.Д. Теория и методика физического воспитания/А.Д. Матвеев.- М.: Физкультура и спорт, 2006.- 254 с.
  2. Лях, В.И. Тесты в физическом воспитании школьников/ В.И. Лях.- М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2008.- 272 с.
  3. Баева, Т.Е. Применение статистических методов в педагогическом исследовании/Т.Е. Баева, С.Н. Бекасова, В.А. Чистяков. - СПб.: НИИХ, 2011. - 81 с.
  4. Мякинченко, Е.Б. Концепция воспитания локальной выносливости в циклических видах спорта: Автореф.дис... докт.пед: наук/ Е.Б. Мякинченко.- М.: ФиС, 2007.- 48 с.
  5. Годик, М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок/ М.А.Годик.- М.: Физкультура и спорт, 2010.-136 с.
  6. Демин П.Р. Подготовительные и специальные упражнения легкоатлетов/ Демин П.Р., М., «Советская Россия», 1964. - 86 с.
  7. Гальперин С.И. Физиологические особенности детей. - М.: Просвещение, 1965.
  8. Камаев О.И. Теоретические и методические основы оптимизации системы многолетней подготовки юных легкоатлетов: автореф. дис. … д-ра пед. наук. - М., 2010.
  9. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников: пособие для учителя. - М.:АСТ, 1998. - 271 с.:ил.
  10.  Фомин Н.А. Основы возрастной физиологии спорта. - Челябинск, 1973.
  11. Григорьев О.А. Развитие скоростно-силовых способностей // Физическая культура в школе - 2011. №6 - 73 с.
  12. Борзов В.В. Секреты скорости. - М., «Физкультура и спорт», 2011. - 45 с.
  13. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в
    физическом воспитании.: Физкультура и спорт, 1978. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности развития координационных способностей у учащихся младшего школьного возраста на уроках физической культуры средствами гимнастики»

Развитие координационных способностей у обучающихся, особенно у детей младшего школьного возраста, имеет неоспоримое значение в освоении нового двигательного действия и анализу движений. В младшем шко...

Открытый урок по физической культуре. Тема: "Реализация скоростных способностей в беге на короткие дистанции".

В этом уроке я разработал комплекс упражнений для повышения скоростных способностей....

«Особенности развития скоростных способностей по бадминтону на этапе начальной подготовки»

Еще в июле 2011 года министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко и президент Национальной федерации бадминтона России Сергей Шахрай подписали соглашение о развитии бадминто...

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ В КЛАССЕ ГИТАРНОГО АНСАМБЛЯ

Приобщение детей к миру искусства через овладение музыкальным инструментом имеет большое значение в современном образовательном пространстве. Концепция развивающего обучения, лежащая в основе учебного...

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ В КЛАССЕ ГИТАРНОГО АНСАМБЛЯ

Цель исследования - выявление теоретико-методических основ образовательного процесса учащихся в классе гитарного ансамбля детской музыкальной школы Объект исследования – процесс обучения ан...

Методические особенности развития скоростных способностей у легкоатлетов учебно-тренировочной группы

         Цель:               ´Подобрать и определить наиболее эффективную  методику для развития скоростных способнос...

Возрастные особенности развития скоростных способностей юношей 16-17 лет

Возрастные особенности развития скоростных способностей юношей 16-17 летСтарший школьный возраст (юношеский) охватывает детей с 16 до 18 лет (IX-XI классы). К этому возрасту относятся также и уча...