Значение коллектива для решения учебно-воспитательных задач при занятиях физической культурой и спортом.
методическая разработка по физкультуре
Выступление на тренерском совете ГБПОУ "МССУОР №1" Москомспорта 02.09.2025г с докладом на тему "Значение коллектива для решения учебно-воспитательных задач при занятиях физической культурой и спортом"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Коллектив и его свойства К оллектив представляет собой малую социальную группу, которая обладает определенными свойствами: Целенаправленностью – стремлением к общей цели; Мотивированностью – общим побуждением к совместной деятельности и ее осуществлению; Целостностью – единством членов коллектива; Структурированностью – взаимным распределением функций, задач, прав, обязанностей, ответственности; Согласованностью – гармоничным сочетанием членов коллектива; Организованностью – подчиненностью порядку; Продуктивностью – результативностью в деятельности.
Формирование коллектива Систему формирования коллектива, способного воспитывать человека, впервые предложил и реализовал отечественный педагог и писатель Антон Семенович Макаренко (1888-1939).
Этапы формирования коллектива На первом этапе (низкий уровень развития коллектива) все бразды управления воспитанниками педагог брал на себя: ставил цели, выбирал формы коллективной деятельности и оценивал результаты. На втором этапе (процесс формирования коллектива и лидеров) инициатива частично переходила к членам коллектива, имеющим сильно развитое понимание общих интересов и положительное отношение к начинаниям педагога.
Этапы формирования коллектива На третьем этапе главным звеном управления всей работой становились органы самоуправления. Ослаблялась ведущая роль воспитателя и усиливалась значимость общественного мнения в целях воспитания. Коллектив руководствовался законами параллельного и индивидуального действия и системой перспективных линий . На четвертом этапе члены коллектива предъявляли требования к самим себе, исходя из общих задач, охватывающих широкий нравственный план. Процесс воспитания перерастал в самовоспитание личности.
Основные показатели Основными показателями успешности функционирования коллектива являлись высокие нравственные (и другие) качества каждого его члена: т рудолюбие; д исциплинированность; о тветственность; к оллективизм; ц елеустремленность; у бежденность; чувство гордости.
Спортивный коллектив Спортивный коллектив представляет собой группу, занимающуюся учебно-тренировочной и соревновательной деятельностью в специфических условиях отдельных видов спорта. Его формирование подчинено общим закономерностям становления коллектива. Спортивный коллектив проходит стадии первоначального сплочения, складывающегося общественного мнения и при благоприятных условиях – превращения в инструмент индивидуального развития входящих в него членов. Основным «пусковым » механизмом формирования коллектива является перспектива, или «завтрашняя радость».
Функции педагога Создание спортивного коллектива требует от педагога выполнения целого ряда последовательных функций: диагностирования исходного состояния группы; целеполагания; планирования и соответствующей ему организации жизни и деятельности воспитанников; регулирования внутригрупповых отношений и внешних влияний; контроля реального продвижения группы к намеченной цели; педагогического анализа, позволяющего определить обоснованность, эффективность, недочеты и другие показатели в действиях педагога и предопределить последующий этап развития группы.
Нравственный климат Нравственный климат – атмосфера удовлетворения основных социальных потребностей личности – это «индикатор » благополучия в коллективе. Он обусловливает определенную степень целенаправленности и сплоченности, которые вместе с системой ценностей, уровнем мотиваций непосредственно влияют и на результативность деятельности занимающихся, и на формирование и совершенствование их личности.
Задачи Прикладные задачи сводятся к использованию отработанной системы педагогических действий, которая включает: снятие агрессивных реакций предупреждением, переводом в желаемое направление; регулирование коммуникативного поведения отдельных воспитанников оптимизацией их психологического состояния; научение согласованным действиям; коррекцию поведения лидеров привитием навыков эффективного общения в ситуации реального взаимодействия; ускорение межличностной адаптации воспитанников в коллективе «насаждением » способов продуктивного общения и адекватного реагирования на собственные ошибки и замечания.
Система воспитательных мероприятий Система воспитательных мероприятий – совокупность сменяющихся во времени актов взаимодействия с воспитанниками. Эффективность функционирования спортивного коллектива не означает отсутствие в нем сложных ситуаций. Разбалансирование целей, несовпадение интересов, дисгармония в отношениях и другие показатели дестабилизации могут обострять социальную обстановку.
Система воспитательных мероприятий В одном случае противоречие легко удается уладить и уйти от противоборства. Типичные исходы конфликта здесь сводятся к: сглаживанию (снятию эмоционального возбуждения участников); компромиссу (нахождению решения, оптимального для участников). В другом – обычных мер оказывается недостаточно: конфликт приходится «принимать » к управлению. Педагогу важно знать позитивные и негативные функции конкретного конфликта, владеть специальными умениями коллективообразования в стадии конфликта и использовать его последствия в целях дальнейшего развития сплоченности занимающихся.
Спасибо за внимание!)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оптимизация физического воспитания как ведущий фактор формирования здорового образа жизни и повышения мотивации учащихся к занятиям физической культурой и спортом.
Материал прпедставлен во Всероссийском конкурсе "Мастер педагогического труда по учебным и внеучебным формам физкультурно-спортивной работы "...

Повышение мотивации школьников к активным занятиям физической культурой и спортом как результат реализации этнокультурного компонента программы физического воспитания учащихся V-ХI классов
С 1999 года на базе МОУ «Оленекская средняя общеобразовательная школа им. Х.М. Николаева» реализуется Программа физического воспитания с этнокультурным компонентом для учащихся V-ХI классов МОУ «Олене...

Анкета для определения уровня личностной мотивации к занятиям физической культурой и спортом, а также избранного вида спорта
Данная анкета может быть использована с целью выявления мотивации к занятиям физической культурой учеников...

Формирование в детской и семейной среде системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры здорового питания.
Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия.Современная наука утверждает, что только 20% уровня здоровья зависят от наследственных факторов, 20% - от экологии,...

Доклад. Тема: Формирование в детской и семейной среде системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры здорового питания.
Доклад. Тема: Формирование в детской и семейной среде системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры здорового ...

Создание места для занятия физической культурой и спортом «Спорт для всех! Спорт для каждого!"
Актуальность реализации данного проекта связана с тем, что в соответствии со «Стратегией развития физической культуры и спорта РФ на период до 2020 года», в соответствии с ФЗ от 04.12.2007...
Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» - одно из решений задачи по привлечению обучающихся к активным занятиям физической культурой и спортом в общеобразовательной школе.
На сегодняшний день проблема в области физического воспитания остается масштабной. По статистике, достаточно большой процент школьников имеют проблемы со здоровьем, у многих из них стало нормой не ход...
