ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ЮНЫЕ АТЛЕТЫ»
рабочая программа по физкультуре
Актуальность данной программы заключается в том, что приоритетной задачей Российского государства признана всемирная поддержка физической культуры и массового спорта, как важной основой оздоровления нации.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 88.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
"Центр дополнительного образования для детей"
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
«Юные атлеты»
Целевая группа – обучающиеся 7-9 лет.
(форма реализации программы – очная, базовый уровень)
Рассмотрена на заседании методического совета 23 июля 2020г. протокол № 3 | "Утверждена" на педагогическом совете № 2 от 24 июля 2020г. Приказ № 39 от 24.07.2020г. Директор Центра: ______________ М.А.Новикова |
Направленность: Физкультурно-спортивная. Программа рассчитана на 2 год Общая трудоемкость - 432 ч. | |
Разработана педагогом дополнительного образования Левашовой Н.В. |
Омская область, Нижнеомский район, с. Нижняя Омка
2020г.
I.Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные атлеты» имеет физкультурно-спортивную направленность.
1.Актуальность данной программы заключается в том, что приоритетной задачей Российского государства признана всемирная поддержка физической культуры и массового спорта, как важной основой оздоровления нации. Понятие «здоровье» - это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и состояние полного физического, душевного и социального благополучия человека
Новизна программы в том, что в ней прослеживается углубленное изучение различных видов спортивной подготовки с применением специальных упражнений на развитие координационных способностей, силы, силовой выносливости, беговой выносливости, скорости в беге, овладение техникой двигательных действий и тактическими приемами в игровой деятельности. Программа особенно будет интересна и полезна детям младшего школьного возраста, детям 7 - 9 лет. Условия набора в группы, предоставления медицинского заключения.
Наполняемость группы 12-15 человек.
Программа рассчитана на 2 год обучения. Форма обучения - очная.
Уровень программы – базовый.
Продолжительность одного занятия – 2 часа (один академический час – 45мин.) Перерыв между учебными занятиями - 10 минут.
Общее количество часов в неделю – 6 часов.
36 рабочих недель, 216 часов каждый год обучения.
2.Цель программы - развивать двигательную активность обучающихся по средствам общефизических упражнений, по программе «Юные атлеты»
3.Задачи:
- формировать уровень физической активности школьников путем усвоения новых знаний и умений.
- развивать потребность в саморазвитии опорно-двигательного аппарата с помощью общефизических упражнений.
- сформировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми, навыки самостоятельной работы и работы в группе.
-создавать условия для развития активной гражданской позиции, принципам здорового образа жизни.
4.Планируемые результаты.
Личностными результатами освоения учащимися содержания данной программы являются следующие умения:
-активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами:
-характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
-находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
-общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
-организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
-планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
-видеть красоту движений, телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
-технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Результаты по профилю программы:
В результате регулярного посещения занятий учащиеся смогут:
- повысить уровень своей физической подготовленности;
- будут уметь технически правильно осуществлять двигательные действия;
-будут использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
- будут уметь проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей;
- будут уметь разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности;
- у учащихся будет сформирован интерес к постоянным самостоятельным занятиям физической культуры и дальнейшему самосовершенствованию;
II.Учебно – тематическое планирование.
Первого года обучения.
№ | Разделы и темы | Теория | Практика | Всего |
| ||||
1 | История физической культуры и спорта. | 1 | 1 | |
2 | Режим дня, личная гигиена, соблюдение гигиены при занятии спортом. | 2 | 2 | |
3 | Техника безопасности при занятии физической культурой и спортом. | 1 | 1 | |
4 | История развития и возрождения ВФСК ГТО | 1 | 1 | |
2. Общая физическая подготовка 116часов | ||||
1 | Организующие команды и приёмы | 6 | 6 | |
2 | Упражнения с движениями частей собственного тела. | 1 | 33 | 34 |
3 | Разновидности спортивной ходьбы | 4 | 4 | |
4 | Разновидности и техника бега | 10 | 10 | |
5 | Прыжки и многоскоки | 6 | 6 | |
6 | Броски, ловля, передачи и метания мяча | 10 | 10 | |
7 | Гимнастические и акробатические упражнения | 1 | 19 | 20 |
8 | Упражнения с предметами | 14 | 14 | |
9 | Упражнения в парах | 12 | 12 | |
3. Подвижные игры 45 часов | ||||
1 | Сюжетно-ролевые игры | 1 | 16 | 17 |
2 | Элементы спортивных игр | 1 | 9 | 10 |
3 | С элементами индивидуальных видов спорта | 1 | 7 | 8 |
4 | С элементами единоборств | 1 | 5 | 6 |
5 | Национальные игры | 1 | 3 | 4 |
4. Специальная физическая подготовка 36 часа | ||||
1 | Упражнения для развития быстроты | 12 | 12 | |
2 | Упражнения для развития силы. | 5 | 5 | |
3 | Упражнения для развития выносливости. | 4 | 4 | |
4 | Упражнения для развития ловкости. | 7 | 7 | |
5 | Упражнения для развития гибкости. | 8 | 8 | |
5. Соревнования и конкурсы 8 часов | ||||
1 | Внутренние | 6 | 6 | |
Районные | 2 | 2 | ||
6. Контрольные испытания 6 часов | ||||
1 | Текущие (промежуточные) | 3 | 3 | |
2 | Контрольные | 3 | 3 | |
Общее количество часов | 211 | 216 | ||
Второго года обучения
№ | Разделы и темы | Теория | Практика | Всего |
| ||||
1. | История физической культуры и спорта. | 1 | 1 | |
2. | Режим дня, личная гигиена, соблюдение гигиены при занятии спортом. | 1 | 1 | |
3. | Техника безопасности при занятии физической культурой и спортом. | 1 | 1 | |
4. | История развития и возрождения ВФСК ГТО | 1 | 1 | |
5. | Теоретические основы выполнения тестовых испытаний ГТО. | 1 | 1 | |
2. Общая физическая подготовка 116часа. | ||||
1 | Организующие команды и приёмы | 6 | 6 | |
2 | Упражнения с движениями частей собственного тела. | 1 | 33 | 34 |
3 | Разновидности спортивной ходьбы | 4 | 4 | |
4 | Разновидности и техника бега | 10 | 10 | |
5 | Прыжки и многоскоки | 6 | 6 | |
6 | Броски, ловля, передачи и метания мяча | 10 | 10 | |
7 | Гимнастические и акробатические упражнения | 1 | 19 | 20 |
8 | Упражнения с предметами | 14 | 14 | |
9 | Упражнения в парах | 12 | 12 | |
3. Подвижные игры 45 часов | ||||
1 | Сюжетно-ролевые игры | 1 | 16 | 17 |
2 | Элементы спортивных игр | 1 | 9 | 10 |
3 | С элементами индивидуальных видов спорта | 1 | 7 | 8 |
4 | С элементами единоборств | 1 | 5 | 6 |
5 | Национальные игры | 1 | 3 | 4 |
4. Специальная физическая подготовка 34часов | ||||
1 | Упражнения для развития быстроты | 12 | 12 | |
2 | Упражнения для развития силы. | 5 | 5 | |
3 | Упражнения для развития выносливости. | 4 | 4 | |
4 | Упражнения для развития ловкости. | 7 | 7 | |
5 | Упражнения для развития гибкости. | 6 | 6 | |
5. Соревнования и конкурсы 10 часов | ||||
1 | Внутренние | 6 | 6 | |
2 | Районные, в том числе по тестам ГТО 1 ступени | 4 | 4 | |
6. Контрольные испытания 6 часов | ||||
1 | Текущие (промежуточные) | 2 | 2 | |
2 | Контрольные | 2 | 2 | |
3 | Нормы ГТО | 2 | 2 | |
Общее количество часов | 211 | 216 | ||
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Первого года обучения.
Раздел 1. Теоретическая подготовка (5 часов)
1.1История физической культуры и спорта: физическая культура как система разнообразных форм занятий физической подготовкой и укреплением здоровья человека. Возникновение физической культуры у древних людей. История древних Олимпийских игр: миф о Геракле и возникновении первых спортивных соревнований, появление мяча и игр с мячом. Характеристика основных физических качеств силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесии. Закаливание организма, его значение в укреплении здоровья человека.
1.2Режим дня и личная гигиена. Физические упражнения, их отличие от обыденных движений, связь с физическим развитием и развитием физических качеств. Закаливание организма, его значение в укреплении здоровья человека. Осанка и ее значение. Самостоятельное планирование режима дня.
1.3Техника безопасности: предупреждение травм на занятиях, общие правила поведения на занятиях.
1.4История развития и возрождения ВФСК ГТО. Возникновение Комплекса ГТО (24.05.1930). Основные вехи его развития. Причины прекращения существования комплекса. (1991г). Возрождение комплекса (4.04.2013г).
Раздел 2. Общая физическая подготовка (116 часа)
1.2 Организующие команды и приемы: построение в шеренгу и колонну; выполнение основной стойки по команде “Смирно!”; выполнение команд “Вольно!”, “Ровняйся!”, “Шагом марш!”, “На месте!” и “Стой!”; размыкание в шеренге и колонне на месте; построение в круг колонной и шеренгой; повороты на месте налево и направо по команде “Налево!” (“Направо!”); размыкание и смыкание приставными шагами в шеренге; повороты кругом с разделением по команде “Кругом! Раз-два”; перестроение по два в шеренге и колонне; передвижение в колонне с разной дистанцией и темпом, по “диагонали” и противо-ходом;
2.2 Упражнения с движениями частей собственного тела. Упражнения для рук и плечевого пояса. Из различных исходных положений, на месте и в движении, по кругу или по периметру площадки сгибание и разгибание рук, вращение в плечевых, локтевых и запястных суставах. Махи, отведение и приведение, рывки назад, в сторону.
Упражнения для ног. Сгибание и разгибание ног в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах; приведения, отведения и махи вперед, назад и в сторону, выпады с пружинистыми покачиваниями; вращение в тазобедренном суставе ноги, согнутой в коленном суставе; приседания; прыжки из различных исходных положений.
Упражнения для шеи и туловища. Повороты, наклоны, вращения головы. Наклоны туловища, круговые вращения и повороты туловища. Из положения, лежа на спине поднимание ног с доставанием стопами головы. Из положения, сидя упор кистями рук сзади - поднимание ног с выполнением с крестных движений. Из исходного положения (основная стойка) перейти в упор, сидя, затем в упор, лежа, обратно в упор лежа и переход в положение основной стойки.
3.2Разновидности спортивной ходьбы: на носках, пятках, внешняя и внутренняя сторона стопы, скестно, правым боком и левым боком в приседе и полу приседе, ходьба по скамейке, с мешочком на голове.
4.2Разновидности бега: бег в колонне, семенящий бег, трусцой. Приставным правым (левым) боком, с высоким подниманием бедра, за хлёстом голени, бег с вращением, бег с прыжками и ускорением, с изменяющимся направлением движения (“змейкой”, “по кругу”, “спиной вперед”), из разных исходных положений и с разным положением рук; высокий старт с последующим стартовым ускорением. Низкий старт с последующим ускорением, челночный бег «3 х 10м», бег с изменением темпа.
5.2Прыжки и многоскоки: на месте (на одной, с поворотами вправо и влево), с продвижением вперед и назад, левым и правым боком, в длину и высоту с места; спрыгивание и запрыгивание на горку матов. На месте и с поворотом на 90 и 100 градусов, по разметкам, через препятствия; в высоту с прямого разбега, со скакалкой.
6.2Броски, ловля, передачи и метания мяча: Броски мяча баскетбольного в корзину, с отскоком от пола, большого мяча (1кг) на дальность двумя руками из-за головы, от груди. Из-за головы, с отскоком от пола. Ловля и передачи мяча в парах в тройках, с перемещением, от груди, от плеча. Ловля и передача теннисного мяча. Метание малого мяча правой и левой рукой из-за головы, стоя на месте, в вертикальную цель. Малого мяча на дальность способом “из-за головы”.
7.2Гимнастические и акробатические упражнения: упоры (присев, лежа, согнувшись, лежа сзади); седы (на пятках, с наклоном, углом); группировка из положения, лежа и раскачивание в плотной группировке (с помощью); перекаты назад из седа с группированием и обратно (с помощью); из упора присев назад и боком; из положения, лежа на спине, стойка на лопатках (согнув и выпрямив ноги); кувырок вперед в группировке; из стойки на лопатках, полу переворот назад в стойку на коленях. Прикладное-гимнастические упражнения, передвижение по гимнастической стенке вверх и вниз, горизонтально лицом и спиной к опоре; ползание и пере ползание по-пластунски; преодоление полосы препятствий с элементами лазанья, пере лазания поочередно пере махом правой и левой ногой, пере ползания; хождение по наклонной гимнастической скамейке.
8.2Упражнения с предметами: ОРУ с палкой, с мячом, со скакалкой, с гантелями. Комплексы подобраны из 8-10 упражнений, проводятся как фронтально, так и в движении. (Приложение3)
9.2Упражнения в парах: Комплексы ОРУ в парах, подобраны с учётом возраста занимающихся, состоят из 8-10 упражнений, проводятся фронтально. (Приложение 4)
Раздел 3. Подвижные игры (45 часов)
1.3 Сюжетно-ролевые игры: «Заяц без дома», «Гуси – лебеди», «Охотники и утки», «День и ночь», «Мышеловка», «Космонавты», и т. д.
2.3 Элементы спортивных игр
Футбол: удар внутренней стороной стопы (“щечкой”) по неподвижному мячу с места, с одного-двух шагов; по мячу, катящемуся навстречу и после ведения; подвижные игры типа “Точная передача”. Остановка катящегося мяча; ведение мяча, внутренней и внешней частью, подъема по прямой, по дуге, с остановками по сигналу, между стойками и обводка стоек; остановка катящегося мяча внутренней частью стопы.
Баскетбол: ловля мяча на месте и в движении: низко летящего и летящего на уровне головы; броски мяча двумя руками стоя на месте (мяч снизу, мяч у груди, мяч сзади за головой); передача мяча (снизу, от груди, от плеча); подвижные игры: “Бросай - поймай”, “Выстрел в небо. Специальные передвижения без мяча. в стойке баскетболиста, приставными шагами, правым и левым боком; бег спиной вперед; остановка в шаге и прыжком; ведение мяча на месте, по прямой, по дуге, с остановками по сигналу.
Волейбол: подводящие упражнения для обучения прямой нижней и боковой подаче. Стойки и перемещения, специальные движения - подбрасывание мяча на нужную высоту и расстояние от туловища; передача сверху двумя руками вперед-вверх; прием двумя руками снизу; верхняя прямая подача. «Гонка мячей», «Салки», «Невод», «Метко в цель», «Эстафета с бегом», «Эстафета с прыжками», «Охотники и утки», «Перетягивание через черту», «Встречная эстафета с мячом» и др.
3.3 С элементами индивидуальных видов спорта
На материале легкой атлетики: “Пятнашки”, “К своим флажкам”, “Не оступись”, “Быстро по местам”, “Третий лишний”, “Метко в цель”.
На материале лыжной подготовки: “Салки на марше”, “На буксире”, “Два дома”, “По местам”, “Кто дольше прокатится”. «Вызов номеров» “Шишки-желуди-орехи”, “Невод”, “Пустое место”, “Мяч соседу”.
На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений типа: «Смена мест», «Становись – разойдись», “Змейка”, “Пройди бесшумно”, “Тройка”, “Раки”, “Через холодный ручей”, “Петрушка на скамейке”, “Не урони мешочек”, «Альпинисты», “Конники-спортсмены”, “Отгадай, чей голос?”, “Что изменилось”, “Посадка картофеля”, “Прокати быстрее мяч”, эстафеты (типа: “Веревочка под ногами”, “Эстафеты с обручами”.
4.3 С элементами единоборств: Подобраны простейшие игры и игровые задания. «Пятнашки», «Петушиный бой», «Лисица и капкан», «Медведь и лайка», «Борьба на руках в упоре лёжа», «Бульдозеры», «Пушбол», «Муравей бол», «Царь горы».
5.3 Национальные игры «Городки», «Салки», «Пятнашки», «Чижик», «Кашевар», «Русская лапта». (Приложение 4)
Раздел 4. Специальная физическая подготовка (36 часов)
1.4 Упражнения для развития быстроты. Развитию быстроты перемещения способствуют рывки и бег на короткие отрезки с резким изменением направления движения и резкими остановками, для развития быстроты переключения в действиях применяются различные сочетания имитационных упражнений. Рывки и ускорения из различных исходных положений (сидя, лежа, стоя на коленях, из низкой стойки волейболиста и т.д.) по зрительному сигналу. Прыжки через скакалку с максимальной частотой вращения. Рывки с резким изменением направления и мгновенными остановками. Имитационные упражнения с акцентированием быстроты выполнения какого-то отдельного движения. Быстрое перемещение, характерное для игровых видов спорта с имитацией техники.
2.4 Упражнения для развития силы. Специальную силу развивают при помощи упражнений для отдельных мышечных групп (рук, плечевого пояса, туловища, ног) без предметов и с предметами, на гимнастической стенке, скамейке, перекладине и других гимнастических снарядах.
Упражнения для развития силы мышц кистей: сгибание и разгибание кистей в лучезапястных суставах с сопротивлением партнера, вращательные движения кистей в лучезапястных суставах, то же с гантелями в руках. Отталкивание от стены, делая акцент на движения кистями; броски набивных мячей, верхняя передача небольших набивных мячей (0,5-1 кг). Вращение кистями, наматывая на палку шнур, к концу которого подвешен груз весом 3-10 кг.
Упражнения для развития силы мышц верхнего плечевого пояса.
Сгибание и разгибание рук с сопротивлением партнера. Поднимание рук через стороны вверх и опускание вниз с сопротивлением партнера. В упоре лежа отталкивание от пола с хлопком перед грудью. Броски набивных мячей различного веса, из различных исходных положений, на разные расстояния. Игры и эстафеты с набивными мячами.
Упражнения для развития мышц туловища: вращательные движения туловища в разных направлениях (с отягощением и без). Сидя на гимнастической скамейке, наклоны назад с помощью партнера, который держит за голеностопные суставы (выполнять можно и с отягощением в руках).
Упражнения для развития силы мышц ног и прыгучести: приседания на обеих ногах и на одной ноге; прыжки со скакалкой на различную высоту в разном темпе. Прыжки в полу приседе и в полном приседе. Прыжки с разбега и с места с доставанием подвешенных предметов на максимальной высоте, с поворотами на 180 и 360, многократные на одной и обеих ногах на дальность на матах, песке, снегу. Впрыгивание на предметы различной высоты. Серийные прыжки с преодолением препятствий.
3.4 Упражнения для развития выносливости. Многократные прыжки различной высоты на одной и обеих ногах. Пятнадцатисекундные серии прыжков (в первой серии выполняется максимальное количество прыжков - 20-50, во второй – прыжки максимальной высоты и т.д.). Последовательная имитация нападающего удара и блокирование (удар - один блок, удар – два блока, и т.д.). Серийное выполнение бросков на грудь с быстрым перемещением между бросками в два - три шага (количество бросков от 5 до 10). Целесообразно чередовать упражнения, направленные на совершенствование техники, с сериями упражнений, требующих больших физических напряжений, или имитационными упражнениями большой интенсивности.
4.4 Упражнения для развития ловкости. Однократные и многократные кувырки вперед и назад с различной последовательностью; то же, но в сочетании с имитацией или выполнением отдельных приемов техники. Однократные и многократные прыжки с места и с небольшого разбега с поворотами на 90, 180, 270, и 360. Прыжки: через различные предметы и снаряды (скамейка, веревка, конь) без поворотов и с поворотами, в яму с песком, с подкидного мостика с отдельными движениями и поворотами в воздухе.
Упражнения в парах с мячом: выполняется первая передача над собой, вторая – партнеру, после чего игрок делает кувырок вперед или назад (выполнить 10-15 передач подряд, не теряя мяча).
5.4 Упражнения для развития гибкости. Основные средства для развития специальной гибкости – гимнастические упражнения, амплитуда которых постепенно увеличивается, повторные пружинящие движения, упражнения с помощью и сопротивлением партнера. Упражнения должны способствовать увеличению подвижности в суставах, Укреплению мышечно-связочного аппарата и развитию эластичности мышц и связок. Имитационные упражнения с большой амплитудой движений (без отягощений и с малыми отягощениями).
Наклоны вперед, в стороны, назад с помощью и с сопротивлением партнера. Вращательные и круговые движения туловищем при различных исходных положениях. Размахивание руками и ногами с предельной амплитудой и небольшими отягощениями. Пружинистые выпады вперед и в стороны.
Раздел 5. Соревнования (8часов)
На данном этапе спортивной подготовке соревнования проводятся до районного уровня. По календарю спортивно-массовых мероприятий ДО района.
Внутренние: соревнования по тестам ОФП (январь-2 часа), эстафеты (ноябрь-2 часа), участие в спартакиаде ( апрель - 2 часа).
Районные: Соревнования по тестам ОФП – ( апрель 2 часа )
Раздел 6. Контрольные испытания (6 часов)
Контрольные испытания на спортивно-оздоровительном этапе проводятся два раза в год, спустя пять и десять месяцев реализации программы по шести видам физических качеств общей физической подготовки:
- Скоростные (бег 30метров);
- Скоростно-силовые (прыжок в длину с места);
- Силовые (сгибание, разгибания рук в упоре лёжа – девочки, подтягивания в висе - мальчики);
- Выносливость (бег 1000 метров);
- Гибкость (наклон вперёд стоя).
Текущие нормативы принимаются на 5м-6м месяце реализации программы по четырём видам физических качеств общей физической подготовки (январь-2часа):
- Скоростные (бег 30метров);
- Скоростно-силовые (прыжок в длину с места);
- Гибкость (наклон вперед стоя на полу или на скамье).
Техника выполнения контрольных испытаний подробно описана в разделе Контрольно – оценочные средства.
Второго года обучения
Раздел 1. Теоретическая подготовка (5 часов)
1.1 История физической культуры и спорта: физическая культура как система разнообразных форм занятий физической подготовкой и укреплением здоровья человека. Возникновение физической культуры у древних людей. История древних Олимпийских игр: миф о Геракле и возникновении первых спортивных соревнований, появление мяча и игр с мячом. Характеристика основных физических качеств силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесии. Закаливание организма, его значение в укреплении здоровья человека.
2.1 Режим дня и личная гигиена. Физические упражнения, их отличие от обыденных движений, связь с физическим развитием и развитием физических качеств. Закаливание организма, его значение в укреплении здоровья человека. Осанка и ее значение. Самостоятельное планирование режима дня.
3.1 Техника безопасности: предупреждение травм на занятиях, общие правила поведения на занятиях.
4.1 История развития и возрождения ВФСК ГТО. Возникновение Комплекса ГТО (24.05.1930). Основные вехи его развития. Причины прекращения существования комплекса. (1991г). Возрождение комплекса (4.04.2013г).
5.1Теоретические основы выполнения тестовых испытаний ВФСК ГТО. Порядок прохождения тестовых испытаний ВФСК ГТО: гибкость, координационные способности, сила, скоростные возможности, скоростно – силовые возможности, прикладные навыки, выносливость.
Раздел 2. Общая физическая подготовка (116 часа)
1.2Организующие команды и приемы: построение в шеренгу и колонну; выполнение основной стойки по команде “Смирно!”; выполнение команд “Вольно!”, “Ровняйся!”, “Шагом марш!”, “На месте!” и “Стой!”; размыкание в шеренге и колонне на месте; построение в круг колонной и шеренгой; повороты на месте налево и направо по команде “Налево!” (“Направо!”); размыкание и смыкание приставными шагами в шеренге; повороты кругом с разделением по команде “Кругом! Раз-два”; перестроение по два в шеренге и колонне; передвижение в колонне с разной дистанцией и темпом, по “диагонали” и “противо ходом”;
2.2 Упражнения с движениями частей собственного тела. Упражнения для рук и плечевого пояса. Из различных исходных положений, на месте и в движении, по кругу или по периметру площадки сгибание и разгибание рук, вращение в плечевых, локтевых и запястных суставах. Махи, отведение и приведение, рывки назад, в сторону.
Упражнения для ног. Сгибание и разгибание ног в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах; приведения, отведения и махи вперед, назад и в сторону, выпады с пружинистыми покачиваниями; вращение в тазобедренном суставе ноги, согнутой в коленном суставе; приседания; прыжки из различных исходных положений.
Упражнения для шеи и туловища. Повороты, наклоны, вращения головы. Наклоны туловища, круговые вращения и повороты туловища. Из положения, лежа на спине поднимание ног с доставанием стопами головы. Из положения, сидя упор кистями рук сзади - поднимание ног с выполнением с крестных движений. Из исходного положения (основная стойка) перейти в упор, сидя, затем в упор лежа, обратно в упор лежа и переход в положение основной стойки.
3.2Разновидности спортивной ходьбы: на носках, пятках, внешняя и внутренняя сторона стопы, скестно правым боком и левым боком в приседе и полу приседе, ходьба по скамейке, с мешочком на голове.
4.2Разновидности бега: бег в колонне, семенящий бег, трусцой, приставным правым (левым) боком, с высоким подниманием бедра, захлёстом голени, бег с вращением, бег с прыжками и ускорением, с изменяющимся направлением движения (“змейкой”, “по кругу”, “спиной вперед”), из разных исходных положений и с разным положением рук; высокий старт с последующим стартовым ускорением. Низкий старт с последующим ускорением, челночный бег «3 х 10м», бег с изменением темпа.
5.2Прыжки и многоскоки: на месте (на одной, с поворотами вправо и влево), с продвижением вперед и назад, левым и правым боком, в длину и высоту с места; спрыгивание и запрыгивание на горку матов. На месте и с поворотом на 90 и 100 градусов, по разметкам, через препятствия; в высоту с прямого разбега, со скакалкой.
6.2Броски, ловля, передачи и метания мяча: Броски мяча баскетбольного в корзину, с отскоком от пола, большого мяча (1кг) на дальность двумя руками из-за головы, от груди. Из-за головы, с отскоком от пола. Ловля и передачи мяча в парах в тройках, с перемещением, от груди, от плеча. Ловля и передача теннисного мяча. Метание малого мяча правой и левой рукой из-за головы, стоя на месте, в вертикальную цель. Малого мяча на дальность способом “из-за головы”.
7.2 Гимнастические и акробатические упражнения: упоры (присев, лежа, согнувшись, лежа сзади); седы (на пятках, с наклоном, углом); группировка из положения, лежа и раскачивание в плотной группировке (с помощью); перекаты назад из седа с группированием и обратно (с помощью); из упора присев назад и боком; из положения, лежа на спине, стойка на лопатках (согнув и выпрямив ноги); кувырок вперед в группировке; из стойки на лопатках, полу переворот назад в стойку на коленях.
Прикладное-гимнастические упражнения: передвижение по гимнастической стенке вверх и вниз, горизонтально лицом и спиной к опоре; ползание и пере ползание по-пластунски; преодоление полосы препятствий с элементами лазанья, пере лазания поочередно пере махом правой и левой ногой, пере ползания; хождение по наклонной гимнастической скамейке.
8.2Упражнения с предметами: ОРУ с палкой, с мячом, со скакалкой, с гантелями. Комплексы подобраны из 8-10 упражнений, проводятся, как фронтально, так и в движении. (Приложение3)
9.2Упражнения в парах: Комплексы ОРУ в парах, подобраны с учётом возраста занимающихся, состоят из 8-10 упражнений, проводятся фронтально. (Приложение 4)
Раздел 3. Подвижные игры (45 часов)
1.3 Сюжетно-ролевые игры: «Заяц без дома», «Гуси – лебеди», «Охотники и утки», «День и ночь», «Мышеловка», «Космонавты», и т. д.
2.3 Элементы спортивных игр
Футбол: удар внутренней стороной стопы (“щечкой”) по неподвижному мячу с места, с одного-двух шагов; по мячу, катящемуся навстречу и после ведения; подвижные игры типа “Точная передача”. Остановка катящегося мяча; ведение мяча внутренней и внешней частью подъема по прямой, по дуге, с остановками по сигналу, между стойками и обводка стоек; остановка катящегося мяча внутренней частью стопы.
Баскетбол: ловля мяча на месте и в движении: низко летящего и летящего на уровне головы; броски мяча двумя руками стоя на месте (мяч снизу, мяч у груди, мяч сзади за головой); передача мяча (снизу, от груди, от плеча); подвижные игры: “Бросай-поймай”, “Выстрел в небо”. Специальные передвижения без мяча в стойке баскетболиста, приставными шагами правым и левым боком; бег спиной вперед; остановка в шаге и прыжком; ведение мяча на месте, по прямой, по дуге, с остановками по сигналу
Волейбол: подводящие упражнения для обучения прямой нижней и боковой подаче. Стойки и перемещения, специальные движения - подбрасывание мяча на нужную высоту и расстояние от туловища; передача сверху двумя руками вперед-вверх; прием двумя руками снизу; верхняя прямая подача. «Гонка мячей», «Салки», «Невод», «Метко в цель», «Эстафета с бегом», «Эстафета с прыжками», «Охотники и утки», «Перетягивание через черту», «Встречная эстафета с мячом» и др.
3.3 С элементами индивидуальных видов спорта
На материале легкой атлетики: “Пятнашки”, “К своим флажкам”, “Не оступись”, “Быстро по местам”, “Третий лишний”, “Метко в цель”.
На материале лыжной подготовки: “Салки на марше”, “На буксире”, “Два дома”, “По местам”, “Кто дольше прокатится”. «Вызов номеров» “Шишки-желуди-орехи”, “Невод”, “Пустое место”, “Мяч соседу”.
На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений типа: «Смена мест», «Становись – разойдись», “Змейка”, “Пройди бесшумно”, “Тройка”, “Раки”, “Через холодный ручей”, “Петрушка на скамейке”, “Не урони мешочек”, «Альпинисты», “Конники-спортсмены”, “Отгадай чей голос?”, “Что изменилось”, “Посадка картофеля”, “Прокати быстрее мяч”, эстафеты (типа: “Веревочка под ногами”, “Эстафеты с обручами”.
4.3 С элементами единоборств: Подобраны простейшие игры и игровые задания. «Пятнашки», «Петушиный бой», «Лисица и капкан», «Медведь и лайка», «Борьба на руках в упоре лёжа», «Бульдозеры», «Пушбол», «Муравей бол», «Царь горы».
5.3 Национальные игры «Городки», «Салки», «Пятнашки», «Чижик», «Кашевар», «Русская лапта». (Приложение 4)
Раздел 4. Специальная физическая подготовка (34 часов)
1.4 Упражнения для развития быстроты. Развитию быстроты перемещения способствуют рывки и бег на короткие отрезки с резким изменением направления движения и резкими остановками, для развития быстроты переключения в действиях применяются различные сочетания имитационных упражнений. Рывки и ускорения из различных исходных положений (сидя, лежа, стоя на коленях, из низкой стойки волейболиста и т.д.) по зрительному сигналу. Прыжки через скакалку с максимальной частотой вращения. Рывки с резким изменением направления и мгновенными остановками. Имитационные упражнения с акцентированием быстроты выполнения какого-то отдельного движения. Быстрое перемещение, характерное для игровых видов спорта с имитацией техники.
2.4 Упражнения для развития силы. Специальную силу развивают при помощи упражнений для отдельных мышечных групп (рук, плечевого пояса, туловища, ног) без предметов и с предметами, на гимнастической стенке, скамейке, перекладине и других гимнастических снарядах.
Упражнения для развития силы мышц кистей: сгибание и разгибание кистей в лучезапястных суставах с сопротивлением партнера, вращательные движения кистей в лучезапястных суставах, то же с гантелями в руках. Отталкивание от стены, делая акцент на движения кистями; броски набивных мячей, верхняя передача небольших набивных мячей (0,5-1 кг). Вращение кистями, наматывая на палку шнур, к концу которого подвешен груз весом 3-10 кг.
Упражнения для развития силы мышц верхнего плечевого пояса.
Сгибание и разгибание рук с сопротивлением партнера. Поднимание рук через стороны вверх и опускание вниз с сопротивлением партнера. В упоре лежа отталкивание от пола с хлопком перед грудью. Броски набивных мячей различного веса, из различных исходных положений, на разные расстояния. Игры и эстафеты с набивными мячами.
Упражнения для развития мышц туловища: вращательные движения туловища в разных направлениях (с отягощением и без). Сидя на гимнастической скамейке, наклоны назад с помощью партнера, который держит за голеностопные суставы (выполнять можно и с отягощением в руках).
Упражнения для развития силы мышц ног и прыгучести: приседания на обеих ногах и на одной ноге; прыжки со скакалкой на различную высоту в разном темпе. Прыжки в полу приседе и в полном приседе. Прыжки с разбега и с места с доставанием подвешенных предметов на максимальной высоте, с поворотами на 180 и 360, многократные на одной и обеих ногах на дальность на матах, песке, снегу. Впрыгивание на предметы различной высоты. Серийные прыжки с преодолением препятствий.
3.4 Упражнения для развития выносливости. Многократные прыжки различной высоты на одной и обеих ногах. Пятнадцатисекундные серии прыжков (в первой серии выполняется максимальное количество прыжков - 20-50, во второй – прыжки максимальной высоты и т.д.). Последовательная имитация нападающего удара и блокирование (удар - один блок, удар – два блока, и т.д.). Серийное выполнение бросков на грудь с быстрым перемещением между бросками в два - три шага (количество бросков от 5 до 10). Целесообразно чередовать упражнения, направленные на совершенствование техники, с сериями упражнений, требующих больших физических напряжений, или имитационными упражнениями большой интенсивности.
4.4 Упражнения для развития ловкости. Однократные и многократные кувырки вперед и назад с различной последовательностью; то же, но в сочетании с имитацией или выполнением отдельных приемов техники. Однократные и многократные прыжки с места и с небольшого разбега с поворотами на 90, 180, 270, и 360. Прыжки: через различные предметы и снаряды (скамейка, веревка, конь) без поворотов и с поворотами, в яму с песком, с подкидного мостика с отдельными движениями и поворотами в воздухе.
Упражнения в парах с мячом: выполняется первая передача над собой, вторая – партнеру, после чего игрок делает кувырок вперед или назад (выполнить 10-15 передач подряд, не теряя мяча).
5.4 Упражнения для развития гибкости. Основные средства для развития специальной гибкости – гимнастические упражнения, амплитуда которых постепенно увеличивается, повторные пружинящие движения, упражнения с помощью и сопротивлением партнера. Упражнения должны способствовать увеличению подвижности в суставах, Укреплению мышечно-связочного аппарата и развитию эластичности мышц и связок. Имитационные упражнения с большой амплитудой движений (без отягощений и с малыми отягощениями).
Наклоны вперед, в стороны, назад с помощью и с сопротивлением партнера. Вращательные и круговые движения туловищем при различных исходных положениях. Размахивание руками и ногами с предельной амплитудой и небольшими отягощениями. Пружинистые выпады вперед и в стороны.
Раздел 5. Соревнования (10часов)
На данном этапе спортивной подготовке соревнования проводятся до районного уровня. По календарю спортивно-массовых мероприятий ОУ района.
Внутренние: соревнования по тестам ОФП (январь-2 часа), эстафеты (ноябрь-2 часа), участие в спартакиаде ОУ (февраль-2 часа, апрель - 2 часа).
Районные: Соревнования по тестам ГТО (апрель-2часа),
Раздел 6. Контрольные испытания (6 часов)
Контрольные испытания на спортивно-оздоровительном этапе проводятся два раза в год, спустя пять и десять месяцев реализации программы по шести видам физических качеств общей физической подготовки:
- Скоростные (бег 30метров);
- Скоростно-силовые (прыжок в длину с места);
- Силовые (сгибание, разгибания рук в упоре лёжа – девочки, подтягивания в висе - мальчики);
- Выносливость (бег 1000 метров);
- Гибкость (наклон вперёд стоя).
Текущие нормативы принимаются на 5м-6м месяце реализации программы по четырём видам физических качеств общей физической подготовки (январь-2часа):
- Скоростные (бег 30метров);
- Скоростно-силовые (прыжок в длину с места);
- Гибкость (наклон вперед стоя на полу или на скамье).
Техника выполнения контрольных испытаний подробно описана в разделе Контрольно – оценочные средства.
IV. КОНТРОЛЬНО - ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА
Перечень испытаний и требования к их выполнению:
1. Бег на 60,100 метров.
Бег проводится по дорожкам стадиона или на любой ровной площадке с твердым покрытием. Бег на 30 м выполняется с высокого старта, бег на 60 и 100 м - с низкого или высокого старта. Участники стартуют по 2 - 4 человека.
2. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами.
Прыжок в длину с места толчком двумя ногами выполняется в секторе для горизонтальных прыжков. Место отталкивания должно обеспечивать хорошее сцепление с обувью. Участник принимает исходное положение (далее - ИП): ноги на ширине плеч, ступни параллельно, носки ног перед линией измерения. Одновременным толчком двух ног выполняется прыжок вперед. Мах руками разрешен.
Измерение производится по перпендикулярной прямой от линии измерения до ближайшего следа, оставленного любой частью тела участника.
Участнику предоставляются три попытки. В зачет идет лучший результат.
Ошибки:
1) заступ за линию измерения или касание ее;
2) выполнение отталкивания с предварительного подскока;
3) отталкивание ногами разновременно.
3. Подтягивание из виса на высокой перекладине. (мальчики)
Подтягивание на высокой перекладине выполняется из ИП: вис хватом сверху, кисти рук на ширине плеч, руки, туловище и ноги выпрямлены, ноги не касаются пола, ступни вместе.
Участник подтягивается так, чтобы подбородок пересек верхнюю линию грифа перекладины, затем опускается в вис и продолжает выполнение упражнения. Засчитывается количество правильно выполненных подтягиваний, фиксируемых счетом судьи.
Ошибки:
1) подтягивание рывками или с махами ног (туловища);
2) подбородок не поднялся выше грифа перекладины;
3) отсутствие фиксации на 0,5 сек. ИП;
3) разновременное сгибание рук.
4.1.Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (девочки)
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа выполняется из ИП: упор лежа на полу, руки на ширине плеч, кисти вперед, локти разведены не более 45 градусов, плечи, туловище и ноги составляют прямую линию. Стопы упираются в пол без опоры.
Сгибая руки, необходимо коснуться грудью пола (или платформы высотой 5см), затем, разгибая руки, вернуться в ИП и, зафиксировав его на 0,5 сек., продолжить выполнение упражнения.
Засчитывается количество правильно выполненных сгибаний и разгибаний рук, фиксируемых счетом судьи.
Ошибки:
1) касание пола коленями, бедрами, тазом;
2) нарушение прямой линии "плечи - туловище - ноги";
3) отсутствие фиксации на 0,5 сек. ИП;
4) разновременное разгибание рук.
4.2. Подтягивание из виса на высокой перекладине. (юноши)
Подтягивание из виса на высокой перекладине выполняется из ИП: вис хватом сверху, кисти рук на ширине плеч, руки, туловище и ноги выпрямлены, ноги не касаются пола, ступни вместе.
Участник подтягивается так, чтобы подбородок поднялся выше грифа перекладины, затем опускается в вис и, зафиксировав ИП на 0,5 с, продолжает выполнение испытания (теста). Засчитывается количество правильно выполненных попыток.
Ошибки (попытка не засчитывается):
1) подтягивание рывками или с махами ног (туловища);
2) подбородок не поднялся выше грифа перекладины;
3) отсутствие фиксации на 0,5 с ИП;
4) поочередное сгибание рук.
5. Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на полу или на гимнастической скамье.
Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами выполняется из исходного положения (далее – ИП): стоя на полу или гимнастической скамье, ноги выпрямлены в коленях, ступни ног расположены параллельно на ширине 10 - 15 см.
Участник выступает в спортивной форме, позволяющей спортивным судьям определять выпрямление ног в коленях.
При выполнении испытания (теста) на полу участник по команде выполняет два предварительных наклона. При третьем наклоне касается пола пальцами или ладонями двух рук и удерживает касание в течение 2 с.
При выполнении испытания (теста) на гимнастической скамье участник по команде выполняет два предварительных наклона, ладони двигаются вдоль линейки измерения. При третьем наклоне участник максимально наклоняется и удерживает касание линейки измерения в течение 2 с. Величина гибкости измеряется в сантиметрах. Результат выше уровня гимнастической скамьи определяется знаком «-», ниже - знаком «+».
Ошибки (испытание (тест) не засчитывается):
1) сгибание ног в коленях;
2) удержание результата пальцами одной руки;
3) отсутствие удержания результата в течение 2 с.
6. Бег на дистанцию 1000 метров.
Бег проводится по дорожкам стадиона или на любой ровной площадке с твердым покрытием. Бег на 1000 м выполняется с произвольного старта. Участники стартуют по 8-10 человек.
Таблица контрольных испытаний представлена в приложении 5.
Государственные требования к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) 1и 2 ступень (возрастная группа от 6 до 9лет). (Приложение 6)
7.Метание мяча и спортивного снаряда.
Для испытания (теста) используются мяч весом 150 г и спортивные снаряды весом 500 г и 700 г.
Метание мяча и спортивного снаряда проводится на стадионе или любой ровной площадке в коридор шириной 15 м. Длина коридора устанавливается в зависимости от подготовленности участников.
Метание выполняется с места или прямого разбега способом «из-за спины через плечо».
Участник выполняет три попытки. В зачет идет лучший результат. Измерение производится от линии метания до места приземления мяча, спортивного снаряда.
Участники II - IV ступеней комплекса выполняют метание мяча весом 150 г.
Ошибки (попытка не засчитывается):
1) заступ за линию метания;
2) снаряд не попал в «коридор»;
3) попытка выполнена без команды спортивного судьи.
Диагностическая карта
Название детского объединения, год обучения______________________________________________
Направление__________________________________________________________
Педагог__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ п/п | Фамилия, имя обучающегося | Дата рождения | Знания, умения, навыки, предусмотренные программами по которым работает педагог. | ИТОГ | ||
20_____ - 20______ учебный год | ||||||
С | Т | И | ||||
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 | ||||||
6 | ||||||
7 | ||||||
8 | ||||||
9 | ||||||
10 | ||||||
11 | ||||||
12 | ||||||
13 | ||||||
14 | ||||||
15 | ||||||
C, Т, И – виды диагностики (стартовая – октябрь, текущая – декабрь, итоговая – апрель, май).Отличное усвоение – 5 Хорошее - 4 Удовлетворительное -3 Слабое (недостаточное) - 2 (Данные суммируются, высчитывается процент эффективности усвоения программного материала).
V.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1.Учебно – методическое и дидактическое обеспечение программы.
В процессе реализации программы используются:
-учебно-методическое пособие. Е. А. Короткова Теория и методика физической культуры. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2014,
-презентации по темам «История физической культуры и спорта»,
«Режим дня, личная гигиена, соблюдение гигиены при занятии спортом»
- инструкция «Техника безопасности при занятии физической культурой и спортом»,
-видеофильм «История развития и возрождения ВФСК ГТО»
-инструкция по Регистрации на сайте ВФСК ГТО и работе в личном кабинете,
- методические сборники подвижных игр,
- методические рекомендации по подготовке и проведению тестирования ВФСК ГТО, (Мин спорта Р.Ф.)
- методическое пособие, в том числе по самостоятельной подготовке граждан к выполнению нормативов и требований ВФСК ГТО для физкультурно – спортивных работников и организаторов тестовых мероприятий (Мин спорта РФ 1.12.2014),
-Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской
Федерации» от 04.12.2007г. №329-ФЗ,
-приказ Министерства спорта Российской Федерации от 8 июля 2014 г. N575 «Об утверждении государственных требований к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне» (ГТО)",
- таблицы оценки результатов (тестов) в рамках фестивалей ВФСК ГТО (мальчики 9 лет),
- таблицы оценки результатов (тестов) в рамках фестивалей ВФСК ГТО (девочки 9 лет),
- протоколы оценки физических качеств и контрольных нормативов,
- протокол выполнения государственных требований к физической подготовленности граждан Российской федерации,
-сводный протокол выполнения государственных требований к физической подготовленности граждан Российской федерации,
-протокол тестирования знаний, умений в области физической культуры и спорта,
-нормативы ВФСК ГТО 1-2 ступеней,
-общая классификация физических упражнений,
-сборники ОРУ на месте и в движении.
2.Материально техническое обеспечение
-легкоатлетический манеж
-гимнастические маты;
-гимнастическая скамья;
-высокая, низкая перекладина;
-тумба для измерения гибкости;
-ноутбук с доступом в сеть «Интернет»
-мячи и гранаты для метания;
-прыжковая яма;
-мячи (набивной, тенистый, волейбольный, футбольный, баскетбольный из расчета 1 мяч на 2-х обучающихся);
-скакалки;
-кегли;
-обручи;
-секундомер и рулетка.
3.Перечень информационных ресурсов
-https://user.gto.ru/ -сайт ГТО(24.05. 2020)
-http://zdd.1september.ru / - газета "Здоровье детей"(10.04.2020)
-http://spo.1september.ru / - газета "Спорт в школе"(12.11.2019)
-http://festival.1september.ru / - Фестиваль пед. идей «Открытый урок»(15.12.2019)
-http://sportlaws.infosport.ru Спортивное право. База данных, содержащая
нормативные и законодательные акты, регулирующие правовые, организационные, экономические и социальные отношения в сфере физической культуры и спорта(20.07.2020)
-http://kzg.narod.ru / - Журнал «Культура здоровой жизни».(5.09.2019)
VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для педагога
Нормативно-правовое основание разработки программы.
Рабочая программа разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2.Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации, режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
4. Приказ. Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" (Зарегистрировано в Минюсте России 29.11.2018 N 5283
5.Локальные нормативные акты МБУ ДО «Центр дополнительного образования для детей» Нижнеомского муниципального района.
- А.В. Исакова, Н.В. Васильева . 300 упражнений с мячом (учебно-практическое издание для специалистов в области физической культуры и спорта) Омск БОУДПО «ИРООО», 2009.
- Артёменко методическое пособие для преподавателей-организаторов ОБЖ «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни». – Воронеж, 2009.
- В.И. Дубровский «Гигиена физического воспитания и спорта». М.: Владос, 2003.
- Журнал «Физическая культура в школе».
- Ижевский безопасности жизнедеятельности. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. – М. : Просвещение, 2009. – 160 с.
- Кузнецов. В. С, Колодницкий, Г. А. Физкультурно-оздоровительная работа в школе. - М., 2003. -Урок в современной школе / ред. Г. А. Баландин, Н. Н. Назаров, Т. Н. Казаков. - М., 2004. - Спорт в школе / под ред. И. П. Космина, А. П. Паршикова, Ю. П. Пузыря. - М., 2003.
- Настольная книга учителя физической культуры / под ред. Л. Б. Кофмана. - М., 2000.
- Озолин Н. Г. Современная система спортивной тренировки. М., 2002.
- Психология физической культуры и спорта: учебник для высших физкультурных учебных заведений / под ред. профессора Г. Д. Бабушкина, профессора В. Н. Смоленцевой. – Омск: СибГУФК, 2007. – 270 с.
- Программа физкультурно-оздоровительной работы на 2010-2015 года Российской академии государственной службы при президенте РФ.
- Спортивные игры/ Под ред. Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова. – М., 2002
- Спортивные игры на уроках физкультуры / ред. О. Листов. - М., 2001.
- Физкультура: методика преподавания. Спортивные игры / под ред. Э. Найминова. - М., 2001.Ю.Д. Железняк. Юный волейболист. – М., 1988.
- Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской
Федерации» от 04.12.2007г. №329-ФЗ,
- Ю.Д. Железняк, Ю.Н Портнов, В.П. Совин. Спортивные и подвижные игры. М.: Академия, 2002.
- Ю.Г. Коджаспиров Развивающие игры на уроках физической культуры. – М., 2003.
Для детей
1. Михаил Залесский. Как стать сильным .М.: Росмэн-Издат, 2000. - 128 c.
2. Елена Качур. Если хочешь быть здоров .. - М.: Детское издательство "Елена", 2011. - 675 c.
3. Книга юного джентльмена. - М.: Чайка, 2014. - 311 c.
4. Н И Котятова Футбол - М.: Росмэн-пресс, 2013. - 524 c.
5. В. Крапивник, И. Усвицкий. Будь сильным, здоровым!. - М.: Детская литература. Москва, 2011. - 156 c.
6. В. И. Малов. Я познаю мир. Футбол - М.: АСТ, Астрель, 2007. - 400 c.
7. Софья Прокофьева . Румяные щеки. - М.: ЁЁ Медиа, 1988. - 782 c.
8. Михаил Санадзе. Когда я вырасту , я стану хоккеистом .Поляндрия - 2017 .
9. Евгения Ярцева Издательство «Издательский дом Мещерякова»
Серия «Энциклопедия Олимпийских игр. 2012г.
10. Михаил Пегов . Олимпийские игры. ФОМА – 2014.
Для родителей
1.Виктор Сухов. 10 вопросов детскому тренеру. ЛИТЕРА – 2013г.
2.Илья Мельников . Режим юного спортсмена.
3.Андрей Козенко. Формула чемпиона. Книга для родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа "Юный обществовед" (12-15 лет)
Дополнительная общеобразовательная программа «Юный обществовед» составлена на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию 2010 г.Необходимость создания данной программы в...

Дополнительная общеобразовательная программа «Юные инспектора движения»
Дополнительная общеобразовательная программа "ЮИД" расчитана для учащихся 11-13 лет. Данная программа опробирова и дала положительные результаты....

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный журналист»
Актуальность программы состоит в её социальной направленности на формирование активной жизненной позиции в процессе коммуникативного общения. Новизна данной программы состоит в том, что она...

Дополнительная общеобразовательная программа "Юный корреспондент"
Дополнительная общеобразовательная программа "Юный корреспондент"...

Дополнительная общеобразовательная программа " Юный дизайнер. От протого к сложному"
Данная программа является нормативным документом учреждения дополнительного образования....

Дополнительная общеобразовательная программа " Юный дизайнер. развитие мастерства"
Данная программа является нормативным документом учреждения дополнительного образования....

Дополнительная общеобразовательная программа "Юный инспектор движения"
Дополнительная общеразвивающая программа «Юный инспектор дорожного движения» направлена на формирование у школьников культуры безопасности жизнедея...
