рабочая программа по направлению "Баскетбол"
рабочая программа по физкультуре
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ФИЗКУЛЬТУРНО- СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«БАСКЕТБОЛ»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 402.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Ханты-Мансийский автономный округ–Югра
Комитет образования администрации Березовского района
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Центр «Поиск» (МАУ ДО «Центр «Поиск»)
РАССМОТРЕНА и ПРИНЯТА на заседании методического совета от «____»________20___г. Протокол №__________ | УТВЕРЖДЕНА Директором МАУ ДО «Центр «Поиск» _________ В.П. Рокин Приказ от №_____ «___»__________2023 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ФИЗКУЛЬТУРНО- СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«БАСКЕТБОЛ»
Возраст детей: от 10 до 17 лет
Срок реализации: 1 год
Автор – составитель:
Педагог дополнительного образования
Садомина Надежда Геннадьевна
Саранпауль, 2023 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная общеобразовательная программа физкультурно-спортивной направленности. Баскетбол – командный вид спорта. Участие в соревнованиях помогает юным баскетболистам совершенствоваться в мастерстве. Однако реализация физических качеств должна осуществляться в зависимости от возрастных особенностей. Это положение непосредственно связано с индивидуализацией подготовки юных игроков. В баскетболе индивидуализация осуществляется по нескольким критериям: по возрасту, полу, игровому амплуа, антропометрическим признакам, биологическому созреванию. И нельзя требовать от детей больше, чем они могут выполнить на данном возрастном этапе. Программа «Баскетбол» предназначена для физкультурно-оздоровительной работы с обучающимися, проявляющими интерес к физической культуре и спорту. Данная программа предоставляет доступные для обучающихся упражнения, способствующие овладению отдельными элементами техники и тактики игры в баскетбол, развитию физических способностей, приобретению теоретических сведений, а также навыков участия в игре и организации самостоятельных занятий.
Новизна и оригинальность данной образовательной программы заключается в том, что в ней предусмотрено уделить большее количество учебных часов на разучивание и совершенствование тактических приёмов, что позволит учащимся идти в ногу со временем и повысить уровень соревновательной деятельности в баскетболе. Реализация программы предусматривает также психологическую подготовку, которой в других программах уделено незаслуженно мало внимания. Кроме этого, по ходу реализации программы предполагается использование ИКТ для мониторинга текущих результатов, тестирования для перехода на следующий этап обучения, поиска информации в Интернет, просмотра учебных программ, видеоматериала и т.п.
Нормативно-правовые основы проектирования дополнительных общеобразовательных программ.
Нормативные акты | |
Основные характеристики программ | Федеральный закон от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №273) (ст. 2, ст.12, ст. 75) |
Порядок проектирования | Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение правительства РФ от 31.03.22 №687) Федеральный закон № 273-ФЗ (ст. 12, ст. 47, ст. 75), |
Условия реализации | Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»" (54 стр.) (действуют с 01.01.2021 г. до 01.01.2027 г.). Письмо Минпросвещения России от 07.05.2020 №ВБ-976/04 «О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий» |
Содержание программ | Федеральный закон №273-Ф3 (п.9, 22, 25 ст. 2; п. 5 ст.12; п. 1, п. 4 ст. 75), Приказ Минпросвещения России от 27.07. 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (зарегистрировано в Минюсте России 26.09.22 №70226) |
Организация образовательного процесса | Федеральный закон №273-Ф3 (ст.15, ст16, ст.17; ст.75), - Устав МАУ ДО «Центр «Поиск». |
Направленность программы: физкультурно - спортивная
Уровень освоения программы: базовый, т.е. предполагает развитие и совершенствование у занимающихся основных физических качеств, формирование различных двигательных навыков, укрепление здоровья.
Актуальность. Реализация программы восполняет недостаток двигательной активности, имеющийся у детей в связи с высокой учебной нагрузкой. Для современных детей, ведущих малоподвижный образ жизни, вовлечение их в различные секции, в условиях агрессивной информационной среды, формирует позитивную психологию общения и коллективного взаимодействия, занятия в кружке, секции способствуют повышению самооценки, тренируясь в неформальной обстановке, в отличие от школы, где предъявляются строгие требования к дисциплине, ребенок более раскрепощается, что раскрывает его скрытые возможности по формированию логического мышления.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что занятия позволят обучающимся восполнить недостаток навыков и овладеть необходимыми приемами игры, количество учебных часов отведенных на изучение раздела «Баскетбол» в школьной программе недостаточно. В ходе освоения программы дети приобретут не только простейшие умения обращения с мячом. Специально подобранные игровые упражнения создают неограниченные возможности для развития координационных способностей: ориентирование в пространстве, быстрота реакций и перестроение двигательных действий, точность дифференцирования, воспроизведение и оценивание пространственных, силовых и временных параметров движений, способность к согласованию движений в целостные комбинации. В возрасте 7-17 лет необходимо учить детей согласовывать индивидуальные и простые командные технико-тактические взаимодействия (с мячом и без мяча) в нападении и защите. Поэтому начальный курс баскетбола представлен «технико-тактической подготовкой». Отличительной особенностью элементов является их логическая обусловленность требованиями игрового противоборства. Задания для выполнения ряда упражнений на занятии даются с учетом возрастных особенностей детей. Такие приемы техники, как передвижение, повороты, прыжки входят составной частью в игровые действия и отдельно не рассматриваются.
Отличительной особенностью программы является упор на изучение новейших тактических действий и приёмов и современных методических приёмов, что позволяет достигнуть более высокого результата в игре, а также внедрение в процесс обучения активной психологической подготовки. Занятия по ней позволяют объединять мальчиков и девочек в одну группу. Использование ИКТ помогает более точно отслеживать текущую успеваемость и проводить отбор для перехода на следующий этап обучения.
Возраст и категория детей, участвующих в реализации данной программы:
Программа разработана для учащихся 10 - 17 лет. Зачисление осуществляется при желании ребенка по заявлению его родителей (законных представителей), не имеющих медицинских противопоказаний. Также необходимо учитывать психолого-педагогические и возрастные особенности детей, занятия проводятся группой, коллективно. По разновозрастным группам по принципу: от простого к сложному.
Календарный учебный график на 2023 – 2024 учебный год
Год обучения | Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Количество учебных часов | Режим занятий |
1 год обучения | 20.09.2023 | 31.05.2024 | 32 | 72 | 2 раза в неделю 4,5 часа |
Срок продолжительности реализации программы и режим занятий:
- 1 год обучения;
- 144 часа;
- 2 раза в неделю, 4,5 часа, 2 группы по 72ч в год.
Цель программы – формирование физической культуры личности в процессе всестороннего развития физических качеств обучающихся через овладение техникой, тактикой игры в баскетбол и ее основными правилами.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить учащихся с интереснейшим видом спорта баскетболом, правилами игры, техникой, тактикой, правилами судейства и организацией проведения соревнований.
- формировать необходимые теоретические знания для игры в баскетбол;
- обучить техническим приемам и правилам игры, тактическим действиям игры;
- обучить приемам и методам контроля физической нагрузки при самостоятельных занятиях;
- Обучить жизненно важным двигательным умениям и навыкам; правильному выполнению упражнений.
- Сформировать знания о способах общей физической подготовки, начальные навыки судейства.
Развивающие:
- Способствовать развитию физических способностей (силовые, скоростные, скоростно-силовые, координационные, выносливость, гибкость);
- развивать специальные двигательные навыки и психологические качества ребенка;
- повысить техническую и тактическую подготовку в данном виде спорта;
- совершенствовать навыки и умения игры;
- Расширить спортивный кругозор детей;
- Развить начальные навыки судейства.
Воспитательные:
- воспитывать волю, смелость, настойчивость, дисциплинированность;
- Воспитывать потребность в здоровом образе жизни. Пропагандировать здоровый образ жизни, привлекая семьи учащихся к проведению спортивных мероприятий и праздников;
- Прививать любовь и устойчивый интерес к систематическим занятиям физкультурой и спортом;
- Воспитывать понимание дружного сплоченного коллектива, воспитывать культуру поведения.
Личностные:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию с учетом устойчивых познавательных интересов;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Мотивационные:
- создание комфортной обстановки на занятиях и мероприятиях, создание условий для атмосферы доброжелательности и сотрудничества в коллективе объединения, способствовать активной деятельности воспитанников.
Условия реализации программы:
- групповая с организацией индивидуальных форм работы внутри группы, в парах, подгрупповая;
- программа деятельности спортивной секции, тематического планирования секции спортивных игр: «Баскетбол».
Материально-техническое обеспечение программы:
Спортивный инвентарь и оборудование:
- Помещение спортзала (баскетбольная площадка); 7
- Баскетбольные мячи – 15 шт;
- Баскетбольный щит – 4 шт;
- Набивные мячи – 10 шт;
- Скакалки – 15 шт;
- Стойки – 6 шт;
- гантели, мешочки с песком, палки.
- Рулетка, аптечка, свисток – 1шт
Техническое оснащение
- проектор;
- экран;
- видео – диски;
- магнитофон;
- компьютер.
Дидактическое обеспечение программы
- Картотека упражнений по волейболу (карточки).
- Картотека общеразвивающих упражнений для разминки
- Схемы и плакаты освоения технических приемов в баскетболе.
- Электронное приложение к «Энциклопедии спорта»
- «Правила игры в баскетбол».
- Видеозаписи выступлений учащихся.
- «Правила судейства в баскетболе».
- Регламент проведения турниров по баскетболу различных уровней.
Санитарно – гигиенические требования
Для реализации программы необходимо иметь:
- светлое просторное помещение;
- в кабинете осуществляется влажная уборка и проветривание;
- в наличии имеется аптечка с медикаментами для оказания первой медицинской помощи.
Кадровое обеспечение программы
Реализация программы и подготовка занятий осуществляется педагогом дополнительного образования в рамках его должностных обязанностей.
Педагог осуществляет дополнительное образование учащихся в соответствии со своей общеразвивающей программой.
Планируемые результаты.
По окончании обучения, обучающийся должен знать :
Знать:
- историю возникновения баскетбола;
- гигиенические требования к местам занятий баскетболом и инвентарю, спортивной одежде и обуви;
- правила техники безопасности при выполнении игровых действий;
- термины и основные правила игры;
- технические и тактические приемы игры;
- правила судейства.
- Уметь:
- выполнять упражнения, направленные на развитие силы и быстроты сокращения мышц, которые участвуют в выполнении технических приемов, скорости, силы, координации, гибкости, выносливости (скоростной, силовой, игровой), быстроты перехода от одних действий к другим.
- выполнять элементы: передвижения боком, спиной вперед, ускорения, остановки, повороты, старты из различных исходных положений; удары по неподвижному и катящемуся мячу внутренней стороной стопы и средней частью подъема; остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы и подошвой; ведение мяча внешней и внутренней стороной стопы по прямой, с изменением направления движения и скорости ведения правой и левой ногой; выбивание мяча ударом ногой и ловля катящегося мяча.
- выполнять индивидуальные и простые групповые тактические взаимодействия (с мячом и без мяча) в нападении и в защите.
- выполнять позиционное нападение без изменений и с изменением позиций игроков.
- выполнять нападение в игровых заданиях с атакой и без атаки ворот.
- выполнять двустороннюю игру по упрощенным правилам (с уменьшенным составом команд).
- применять полученные знания в игре и организации самостоятельных занятий;
- провести судейство игры; выступать в школьных соревнованиях.
- разрабатывать и укреплять различные группы мышц.
Развитие следующих качеств:
- улучшат координацию движений, быстроту реакции и ловкость;
- улучшат общую выносливость организма к продолжительным физическим нагрузкам;
- повысятся адаптивные возможности организма - противостояние условиям внешней среды стрессового характера;
- коммуникабельность обучающихся в результате коллективных действий.
Личностные результаты:
∙ Развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
∙ Формировать умения наблюдать за своим самочувствием, его контролем;
∙ Развитие нравственных и волевых качеств, развития психических процессов и свойств личности;
∙ Развивать навыки анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
∙ Формировать умения, направленные на ведение здорового образа жизни.
∙ Содействие правильному физическому развитию;
∙ Развивать мотивы спортивной тренировки и личностный смысл занятий в спортивной секции;
Метапредметные результаты:
∙ Формировать умения организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементарные соревнования;
∙ Развивать жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных условиях;
∙ Формировать способности конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
∙ Развивать умения распределять функции и роли в совместной деятельности и осуществлять взаимный контроль;
∙ Развитие потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
Предметные результаты:
∙ Овладение основными приемами техники и тактики игры;
∙ Приобретение необходимых теоретических знаний;
∙ Повышение специальной, физической, тактической подготовки школьников по баскетболу;
∙ Подготовка учащихся к соревнованиям по баскетболу
Регулятивные УУД:
-Определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;
- Проговаривать последовательность действий во время занятий;
-Учиться работать по определенному алгоритму;
-Адекватно воспринимать оценку учителя.
Познавательные УУД:
-Уметь делать выводы в результате совместной работы учителя и учащихся;
-Определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-Активно включаться в процесс по выполнению заданий;
-Выражать творческое отношение к выполнению заданий.
Коммуникативные УУД:
-Умение оформлять свои мысли в устной форме;
-Слушать и понимать речь других;
-Учиться работать в паре, группе, выполнять различные роли;
-Участвовать в коллективном обсуждении.
Учебно-тематический план на 2023-2024 учебный год:
1год обучения
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов | Формы контроля | ||
всего | Теория | Практика | |||
1. | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности | 1 | 1 | Опрос, тестирование | |
2. | Основы знаний | 2 | 2 | Выполнение упражнений, участие в соревнованиях, проверка физической готовности | |
3. | Передача мяча | 10 | 10 | Диагностика Выполнение упражнений, участие в соревнованиях, проверка физической готовности | |
4. | Ведение мяча | 10 | 10 | Диагностика Выполнение упражнений, участие в соревнованиях, проверка физической готовности | |
5. | Броски | 10 | 10 | Диагностика Выполнение упражнений, участие в соревнованиях, проверка физической готовности | |
6. | Игра в нападении | 11 | 11 | Диагностика Выполнение упражнений, участие в соревнованиях, проверка физической готовности | |
7. | Игра в защите | 11 | 11 | Диагностика Выполнение упражнений, участие в соревнованиях, проверка физической готовности | |
8. | Игровая деятельность | 15 | 15 | Выполнение упражнений, участие в соревнованиях, мониторинг, тестирование | |
9. | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 | участие в соревнованиях, зачет |
Итого | 72 | 4 | 68 | ||
Содержание 1 года обучения:
1раздел. Вводное занятие 1ч
Теория: История возникновения и развития баскетбола. Современное состояние баскетбола. Инструктаж по технике безопасности. Правила безопасности при занятиях баскетболом. Спортивная форма. Ознакомление с программой. Способы самоконтроля состояния здоровья в школе и дома.
2раздел. Основы знаний 2ч
Теория: а) гигиенические требования к местам занятий баскетболом и инвентарем, спортивной одежде и обуви. Оборудование площадки для игры в баскетбол; б) основные правила игры: состав команд и функции игроков, игровое время, начало игры и спорный бросок, перерывы в игре и замены игроков, игра мячом и вбрасывания, нарушения в игре, жесты судий. Последние олимпийские игры. Победители и призеры в мужских и женских командах. Лучшие мировые волейбольные игроки.
Значение спортивных соревнований для популяризации вида спорта. Правила соревнований по баскетболу и мини-баскетболу.
Практика. Правила игры, судейские жесты, фолы и наказания. Жесты судьи.
Тестирование
3раздел. Передача мяча 10ч
Практика. Сочетание различных способов передвижения с выполнением технических приемов нападения при активном сопротивлении защитников в условиях, приближенных к игровым. Прыжки с разворотом на 90-360 градусов после ускорений, различных по направлению и способу передвижения. Передачи мяча. Передача мяча двумя руками сверху. Передача мяча двумя руками от плеча (с отскоком). Передача мяча в прыжке с поворотом на 180 градусов. Передача мяча назад в движении. Передача крюком. Передача мяча из-за спины в пол в движении. Передача мяча одной рукой после ведения. Чередование различных способов передач после выполнения других технических приемов нападения в условиях, приближенных к игровым ситуациям.
Практика: а) передача одной рукой от плеча; б) двумя руками от груди; в) выбор конкретной передачи в зависимости от расстояния; г) передачи на месте и в движении; д) логика выбора вида передачи в тех случаях, когда перед игроком с мячом располагается защитник; е) приемлемые виды передач для каждой конкретной ситуации при сопротивлении защитников; ж) ситуационная техника передач.
4раздел. Ведение мяча 10ч
Ведение мяча с различными комбинациями сочетаний шагов. Чередование выполнения различных способов ведения мяча в игровых ситуациях. Ведение мяча со зрительным контролем и без него. Сочетание различных способов ведения мяча с выполнением других технических приемов нападения в усложненных условиях. Проходы к кольцу с последующей атакой корзины при активном сопротивлении защитников. Перевод мяча за спиной. Практика: а) стойка при высоком и низком ведении; б) характер контакта кисти ведущей руки с мячом; в) изменения направления движения; г) вышагивание, скрёстный шаг, поворот; д) перевод мяча перед собой и за спиной; е) повороты при ведении мяча, ведение мяча с поворотом; ж) перевод мяча между ногами.
5раздел. Броски 10ч
Броски мяча. Бросок мяча одной рукой с места с разворотом вправо, влево. Добивание мяча в одно касание. Броски мяча изученными способами после выполнения других технических приемов нападения в условиях, приближенных к игровым ситуациям. Сочетание выполнения бросков мяча из различных точек, разноудаленных от щита, в условиях жесткого сопротивления и установленного лимита времени. Ведение мяча. Ведение мяча с высоким и низким отскоком.
Практика: а) основные характеристики бросков; б) бросок двумя руками от груди; в) техника выполнения точностных бросков в движении; г) бросок «на один счет», бросок «на два счета», бросок «на три счета»; д) бросок с места или с легким подскоком на один счет с подниманием локтя на одну четверть. Дистанция 3-4 м (11-13лет); е) бросок с легким подскоком или в невысоком прыжке на один счет с подниманием локтя на одну четверть или чуть выше. Дистанция 4-5,5 м (12-14 лет); ж) бросок с легким подскоком или в невысоком прыжке на один счет с подниманием локтя на одну четверть или чуть выше. Дистанция 4-5,5 м (14-17 лет); з) броски одной рукой в движении сверху и снизу; и) корректировка техники бросков; к) подбор и добивание мяча.
Обманные действия. Сочетание финтов с последующим выполнением технического действия нападения. Сочетание способов передвижения с выполнением технических приемов игры в защите в игровых ситуациях. Выбивание мяча при броске в движении. Ловля в прыжке в движении двумя и одной рукой мячей, отскочивших от щита. Сочетание передвижения в защите с выполнением различных способов овладения мячом, отскочившим от своего щита, кольца.
6раздел. Игра в нападении 11ч
Тактика нападения
Индивидуальные действия игрока без мяча. Выход для получения мяча. «Передай мяч и выходи». Обманные движения («финты»).
Индивидуальные действия игрока с мячом. Обманные движения («финты») перед обыгрыванием соперника.
Групповые действия. Взаимодействие двух игроков при вбрасывании мяча – «двойка». Применение быстрого паса при подборе мяча у своего кольца.
Командные действия. Понятие «быстрый прорыв».
Практика: а) взаимодействие двух и трех нападающих; б)ситуационная техника (в этом отличие предлагаемого материала от традиционного, не встречавшегося до сих пор в учебниках и учебных пособиях); в) взаимодействие двух нападающих: передача и рывок к корзине; передача и рывок к корзине с изменением направления движения; рывок за спиной защитника; г) взаимодействие трех нападающих: взаимодействие двух игроков задней линии и крайнего нападающего; д) взаимодействие двух игроков задней линии и центрового.
7раздел. Игра в защите 11ч
Тактика защиты
Индивидуальные действия. Выбор места и способа противодействия нападающему сопернику. Выбор места и способа противодействия при быстром прорыве соперников. Система личной защиты.
Командные действия. Организация защитных действий против быстрого прорыва. Смешанная система защиты. Противодействие применению комбинаций.
Практика: а) групповые взаимодействия защитников: действие в численном меньшинстве; б) противодействие заслонам; в) создание ситуации оправданного риска при попытке перехватить мяч; г) индивидуальные защитные действия: держание нападающего с мячом в позиции игрока задней линии; держание игрока с мячом на линии штрафного броска, держание игрока с мячом на боковой линии в области штрафного броска; д) защита в численном меньшинстве.
8раздел. Игровая деятельность 15ч
Практика: а) применение полученных знаний в игре; б) самостоятельные решения игровых ситуаций.
9раздел. Итоговое занятие 2ч
Подведение итогов за год. Анализ работы. Награждение отличившихся детей.
2 год обучения
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов | Формы контроля | ||
всего | Теория | Практика | |||
1. | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности | 1 | 1 | Опрос, тестирование | |
2. | Общая физическая подготовка | 12 | 2 | 10 | Выполнение упражнений, участие в соревнованиях, проверка физической готовности |
3. | Специальная физическая подготовка | 7 | 1 | 6 | Диагностика Выполнение упражнений, участие в соревнованиях, проверка физической готовности |
4. | Техническая подготовка | 30 | 4 | 26 | тестирование на умение выполнять пройденные технические приёмы |
5. | Тактическая подготовка | 12 | 3 | 9 | тестирование на умение выполнять пройденные технические приёмы |
6. | Правила игры | 8 | 2 | 6 | тестирование на умение выполнять пройденные технические приёмы, |
7. | Итоговое занятие, тестирование | 2 | 1 | 1 | Контрольные упражнения |
Итого | 72 | 14 | 58 | ||
Содержание программы 2-го года обучения
1раздел. Введение 1ч
История возникновения и развития баскетбола. Современное состояние баскетбола. Правила безопасности при занятиях баскетболом. Жесты судей. Участие в судействе соревнований.
2раздел. Общая физическая подготовка 12ч
Теория: Гигиена сна, питание, одежды, обуви. Гигиенические требования к инвентарю и уход за ним. Сведения об использовании естественных факторов природы и закаливание организма.
Практика: Общеразвивающие упражнения для рук и плечевого пояса. Из различных исходных положений (в основной стойке, на коленях, сидя, лёжа) - сгибание и разгибание рук, вращения, махи, отведение и приведение, рывки одновременно обеими руками и разновременно, во время ходьбы и бега. Спортивные и подвижные игры.
Бег с остановкой и с резким изменением направления. Челночный бег. Челночный бег, отрезки пробегаются лицом, спиной, вперёд, правым, левым боком, приставным шагами. То же с набивными мячами в раках. Бег в колонну по одному – по постоянно меняющемуся зрительному сигналу выполняется определённое задание: ускорение, остановка, изменение направления и способа передвижения, повороты на 360 градусов, имитация передачи и т.д. То же, но занимающиеся передвигаются в парах, тройках от лицевой до лицевой линии. Одиночные и серийные прыжки, толчком одной и двух ног, с доставанием одной и двумя руками подвешенных предметов. Выпрыгивание из исходных положений стоя толчковой ногой на опоре 50-60 см. Спрыгивание с возвышенности 40-60 см с последующим прыжком через планку (прыжки в глубину с последующим выпрыгивание вверх), установленную в доступном месте, то же, но с разбега 7 шагов. Прыжки по наклонной плоскости выполняются на двух, одной ноге под гору и с горы, отталкивание максимально быстрое. Разнообразные прыжки со скакалкой, прыжки через барьер толчком одной и двух ног. Выпрыгивание на гимнастические маты. Прыжки с места различными способами.
3раздел. Специальная физическая подготовка 7ч
Теория: Самоконтроль, предупреждение травматизма. Зависимость появления травм от неправильного отношения к гигиеническим требованиям.
Практика: 1. Связочный аппарат. Упражнения для шеи и туловища. Наклоны, вращения, повороты головы, наклоны туловища, круговые вращения туловищем, повороты туловища, поднимание прямых и согнутых ног в положении лёжа на спине, из положения, лёжа на спине переход в положение сидя, смешанные упоры в положении лицом и спиной вниз, угол из исходного положения лёжа, сидя и в положении виса, различные сочетания этих движений. 2. Упражнения, направленные на развитие силы. Упражнения для рук и плечевого пояса. Из различных исходных положений (в основной стойке, на коленях, сидя, лёжа) - сгибание и разгибание рук, вращения, махи, отведение и приведение, рывки одновременно обеими руками и разновременно, во время ходьбы и бега. 3. Упражнения для развития навыков быстроты ответных действий Строевые упражнения. Шеренга, колонна, фланг, интервал, дистанция. Перестроения: в одну, две шеренги, в колонну по одному, по два. Сомкнутый и разомкнутый строй. Виды размыкания. Построение, выравнивание строя, расчёт по строю, повороты на месте. Переход на ходьбу и бег, на шаг. Остановка. Изменение скорости движения строя. 4. Упражнения для развития прыгучести. Упражнения для ног: Поднимание на носки, сгибание ног в тазобедренных суставах, приседания, приведения и махи ногой в переднем, заднем и боковом направлениях, выпады, пружинистые покачивания в выпаде, подскоки из различных исходных положений ног (вместе, на ширине плеч, одна впереди другой и т. п.), сгибание и разгибание ног в смешанных висах и упорах, прыжки. 5. Упражнения, направленные на развитие специальной ловкости Упражнения для развития всех групп мышц. Могут выполняться с короткой и длинной скакалкой, набивными мячами, мешочками с песком, палками. 6. Упражнения, направленные на развитие выносливости (скоростной, прыжковой, игровой)
4раздел. Техническая подготовка 30ч
Теория: Значение технической подготовки в баскетбол. Правила игры в баскетбол. Стойки и перемещения.
Практика: Овладение техникой передвижений: остановки, повороты и стойки. Стойка игрока. Перемещение в стойке боком, спиной вперёд, лицом. Остановка двумя шагами и прыжком. Техника ведения мяча. Ведение мяча правой и левой рукой. Ведение мяча с разной высотой отскока. Ведение с изменением направления. Ведение с пассивным сопротивлением защитника. Техника передачи мяча. Ловля и передача мяча в парах, тройках на месте и в движении. Передача мяча одной рукой от плеча, двумя – от груди, с отскоком от пола. Передача мяча со сменой мест, в движении. Передача мяча с пассивным сопротивлением защитника. Техника бросков мяча. Бросок мяча одной рукой от плеча с места и в движении. Бросок мяча после ведения два шага. Бросок мяча после ловли и ведения. Бросок после остановки. Бросок одной рукой от плеча со средней дистанции. Штрафной бросок. Освоение индивидуальных защитных действий. Вырывание и выбивание мяча. Защитные действия. Закрепление техники и развитие координационных способностей. Комбинация из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок.
5раздел. Тактическая подготовка 12ч
Теория: Правила игры в баскетбол. Значение тактической подготовки в баскетбол.
Практика: Тактика нападения. Позиционное нападение (5:0) без смены мест. Позиционное нападение (5:0) со сменой мест. Нападение быстрый прорыв (1:0), (2:1). Взаимодействие двух игроков «Отдай мяч и выйди». Тактика защиты. Личная защита (1:1). Зонная защита. Двухсторонняя игра по упрощенным правилам. Тактика нападения. Позиционное нападение в игровых взаимодействиях 2:2, 3:3, 4:4, 5:5. Нападение быстрым прорывом (1:0), (2:1), (3:2). Взаимодействие двух игроков «Отдай мяч и выйди». Тактика защиты. Тактика защиты. Взаимодействие двух игроков в защите и нападение через заслон. Позиционная игра против зонной защиты. Двухсторонняя игра. Освоение индивидуальных и командных защитных действий. Перехват мяча. Вырывание и выбивание. Защитные действия (1:1), (1:2). Защитные действия против игрока с мячом и без мяча. Борьба за отскок от щита. Зонная защита 3:2, 2:3.
6раздел. Правила игры 8ч
Теория: Правила безопасности при выполнении игровых действий. Правила игры.
Практика: Судейство игр: отработка навыков судейства школьных соревнований. Соревнования. Техника безопасности при участии в соревнованиях.
7раздел. Итоговое занятие 2ч
Тестирование. Итоговая игра в баскетбол. Анализ работы за год и за весь курс. Подведение итогов за год и за весь курс. Награждение отличившихся детей.
Оценочные материалы
Программа предусматривает промежуточную и итоговую аттестацию результатов обучения детей.
В начале года проводится входное тестирование. Промежуточная аттестация проводится в виде текущего контроля в течение всего учебного года. Она предусматривает 1 раз в полгода зачетное занятие по общей и специальной физической подготовке при выполнении контрольных упражнений.
Итоговая аттестация проводится в конце второго года обучения и предполагает зачет в форме контрольной игры в баскетбол. Итоговый контроль проводится с целью определения степени достижения результатов обучения и получения сведений для совершенствования программы и методов обучения.
В конце учебного года (в мае месяце) все учащиеся группы сдают по общей физической подготовке контрольно-переводные зачеты. Результаты контрольных испытаний являются основой для отбора в группы следующего этапа многолетней подготовки.
Контрольные игры проводятся регулярно в учебных целях как более высокая ступень учебных игр с заданиями. Кроме того, контрольные игры незаменимы при подготовке к соревнованиям.
Календарные игры применяются с целью использования в соревновательных условиях изученных технических приемов и тактических действий.
По итогам этих испытаний обучающиеся, выполнившие нормативные требования, переводятся в группы следующего года обучения. Не выполнившие норматив остаются в группе на повторный курс обучения.
Контрольно-оценочная деятельность в рамках промежуточной и итоговой аттестации.
Целью промежуточной аттестации является:
- проверка соответствия общей физической подготовки обучающихся требованиям настоящей программы;
- диагностика уровня освоения образовательной программы обучающимися.
Основными критериями оценки являются: регулярность посещения занятий, положительная динамика развития физических качеств занимающихся, уровень освоения теоретических и умений по основам физической подготовки. Для детей 11 лет оценивается индивидуальная динамика уровня физической подготовленности без учета контрольных нормативов. Сдача контрольных нормативов проводится во время учебно-тренировочного занятия, полностью посвященного определению уровня физической подготовленности.
Оценка уровня знаний по теоретической подготовке.
Контроль уровня знаний по теоретической подготовке проводится в форме устного опроса одновременно со всей группой. Учащимся задаются вопросы на которые они должны дать краткий однозначный ответ. Оценивание происходит по системе: «зачет» или «не зачет».
Тестовые задания для оценки уровня физической подготовки.
Контрольные нормативы.
Техническая подготовка
Оценка | Прыжок в длину с места | Челночный бег 66,4м | Бег 30 метров | Бег 1000 метров |
5 | 190 | 6,2 | 4,9 | 4,10 |
4 | 180 | 6,5 | 5,2 | 4,20 |
3 | 170 | 6,7 | 5,4 | 4,30 |
Контрольные нормативы.
Тактическая подготовка
оценка | Штрафные броски | Броски с дистанции | Скоростная техника | Передача мяча в стену на скорость |
5 | 12 | 11 | 17 | 24 |
4 | 10 | 9 | 19 | 22 |
3 | 9 | 7 | 21 | 16 |
Штрафные броски выполняются по 2 броска в каждое кольцо. После первого броска мяч подаёт игроку его партнёр, после второго броска игрок сам подбирает мяч ведёт его к противоположному кольцу и там выполняет 2 броска в той же последовательности. Упражнения выполняется 5 минут (20 бросков).
Броски с дистанции выполняются последовательно от десяти равно удалённых точек, по 2 с каждой точки. Точки располагаются симметрично по обе стороны щита на линии, параллельно лицевой, а также проходят через проекцию центра кольца и по линиям под углом 45 градусов и 90 градусов к щиту. Считается число попаданий.
Скоростная техника. При выполнении обводки 3-секундной зоны игроку необходимо обязательно попасть в кольцо; если мяч не попал в кольцо, следует выполнить дополнительные броски до тех пор, пока он не попадает в кольцо. Секундомер останавливается после того, как игрок выполнит упражнения в обратную сторону (левой рукой) и мяч попадёт в кольцо. При выполнении ведения следует соблюдать правила игры.
Передача мяча в стену на скорость. Встать на расстоянии 2-3 метра от стены лицом к ней и выполнять передачи мяча двумя руками от груди в стену в течение 20 секунд, стараясь сделать как можно больше передач.
Контрольные испытания:
1.Бег 30 м на скорость. Упражнение выполняется в парах на беговой дорожке с высокого старта.
2.Поднимание туловища из положения лежа на спине за 30 сек. Упражнение начинать из положения сидя, ногами упираться в мат / ноги не держать/, руки за головой. По сигналу туловище опустить на мат, голову, лопатки положить на мат. Поднимая туловище локтями коснуться коленей. Стопы от пола не отрывать.
- Прыжок в длину с места. Замер делается от контрольной линии до ближайшего к ней следа испытуемою при приземлении. Из трех попыток учитывается лучший результат.
- Кросс. Бег выполняется в группе без учета времени.
- Бег 30 м( 5х6м). На расстоянии 6 м чертятся две линии - стартовая и контрольная. По зрительному сигналу учащийся бежит, преодолевая расстояние 6 м пять раз. При изменении движения в обратном направлении обе ноги испытуемого должны пересечь линию.
- Испытания на точность передачи в паре. Каждый учащийся выполняет по 10 передач учитывается количественная и качественная сторона исполнения.
Контрольные нормативы для учащихся
№ п/п | Контрольные упражнения | девочки | мальчик и |
| |||
1 | Бег 30м с высокого старта (с) | 6,0 | 6,2 | 6,5 | 5,7 | 5,9 | 6,1 |
2 | Поднятие туловища из положения лежа за 30 с | 18 | 13 | 8 | 22 | 17 | 13 |
3 | Прыжок в длину с места (см) | 185 | 165 | 150 | 190 | 175 | 160 |
4 | Кросс без учета времени | 500 м | 1000м | ||||
5 | Бег 30м (6х5) (с) | 11.8 | 12,1 | 12,4 | 11,5 | 11,8 | 12.0 |
Карта учёта результатов обучения
по образовательной программе: БАСКЕТБОЛ,
год обучения: __________________
группа № ______________________
ФИО ребенка | Теоретическая подготовка | Практическая подготовка | Учебно-интеллектуальные умения | Учебно-коммуникативные умения | Учебно-организационные умения и навыки | редметные достижения ребёнка | итого | ||||||||
1 | 1полу годие | 2полу годие | 1п | 2п | 1п | 2п | 1п | 2п | 1п | 2п | 1п | 2п | 1п | 2п | |
2 | |||||||||||||||
3 | |||||||||||||||
4… | |||||||||||||||
Теоретическая подготовка ребёнка
Теоретические знания
Владение специальной терминологией
Практическая подготовка ребёнка
Практические умения и навыки, предусмотренные программой
Владение специальным оборудованием и оснащением
Творческие навыки
Учебно-интеллектуальные умения:
Подбирать и анализировать специальную литературу
Пользоваться компьютерными источниками информации
Осуществлять учебно-исследовательскую работу
Учебно-коммуникативные умения:
Слушать и слышать педагога
Выступать перед аудиторией
Вести полемику, участвовать в дискуссии
Учебно-организационные умения и навыки:
Умение организовать своё рабочее место
Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности
умение аккуратно выполнять работу
Предметные достижения ребёнка:
На уровне детского объединения
На уровне школы
На уровне района, города
На региональном, всероссийском, международном уровне
Контрольные нормативы в прыжке вверх с места (см)
возраст | пол | Оценка высоты прыжка | ||
средний | Выше среднего | высокий | ||
12 лет | Д М | 24-28 25-30 | 29-33 31-35 | 34 и выше 36 и выше |
13 лет | Д М | 25-30 28-33 | 31-35 34-38 | 36 и выше 39 и выше |
14 лет | Д М | 25-31 31-36 | 32-37 37-41 | 38 и выше 42 и выше |
15 лет | Д М | 31-36 37-41 | 38-40 42-44 | 41 и выше 44 и выше |
16 лет | Д М | 37-40 42-44 | 41-43 45-47 | 44 и выше 48 и выше |
17 лет | Д М | 41-44 45-46 | 45-46 47-50 | 47 и выше 51 и выше |
Контрольные нормативы в беге на 20 м(сек)
возраст | девочки | мальчики | ||||
высокий | Выше среднего | средний | высокий | Выше среднего | средний | |
12 лет | 3,8 и менее | 3,9-4,0 | 4,1 | 3,7 и менее | 3,8-4,0 | 4,0-4,3 |
13 лет | 3,7 и менее | 3,8-4,1 | 4,2-4,4 | 3,5 и менее | 3,6-3,8 | 3,9-4,1 |
14лет | 3,5 и менее | 3,6-4,0 | 4,1-4,3 | 3,3 и менее | 3,4-3,7 | 3,8-4,1 |
Контрольные нормативы в беге 3*10 м. с ведением мяча (сек.)
возраст | девочки | мальчики | ||||
высокий | Выше среднего | средний | высокий | Выше среднего | средний | |
15 лет | 8.6 | 8.8 | 9.0 | 8.3 | 8.5 | 8.8 |
16 лет | 8.5 | 8.7 | 9.0 | 8.1 | 8.4 | 8.7 |
17лет | 8.4 | 8.6 | 9.0 | 8.0 | 8.3 | 8.6 |
Передачи и броски мяча
№ п/п | Контрольные упражнения | Год обучения | |
1 год | 2 год | ||
1. | Передача мяча двумя руками от груди в мишень (диаметр 60 см, высота 1 м, расстояние 2,5 м), ловля без отскока от пола (количество раз) | 20 | 22 |
2. | 5 штрафных бросков (попаданий) | 2 | 2 |
3. | 10 бросков по кольцу после ведения с двойного шага (попаданий) | 6 | 7 |
Формы аттестации:
Вид контроля | Форма и содержание | Дата проведения |
1.Вводный контроль. | Собеседование, тренировочные занятия | Сентябрь |
2.Текущий контроль. | Соревнования, тренировочные занятия | В течение года. |
3.Промежуточный контроль | Соревнования | Ноябрь, апрель |
4.Контрольно-оценочные и переводные испытания | Контрольные испытания. Соревнования. | Декабрь Май |
Форма обучения: очная, групповая, дистанционная (периоды карантина, эпидпоказания).
Виды занятий: тренировки, спортивные эстафеты, спортивные игры, соревнования.
Форма проведения занятий:
- групповая;
- игровая;
- индивидуально-игровая;
- в парах;
- индивидуальная;
- практическая;
- комбинированная;
- соревновательная.
Методические условия:
Программы деятельности спортивной секции;
Тематического планирования секции спортивных игр: «Баскетбол».
Календарно-тематическое планирование
на 2023 – 2024 учебный год
1 год обучения
Дата | Тема занятия | Количество часов | |||
Всего | Теория | Практика | |||
1 раздел. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности 1ч | |||||
| История возникновения и развития баскетбола. Современное состояние баскетбола. Инструктаж по технике безопасности. Правила безопасности при занятиях баскетболом. Спортивная форма. Ознакомление с программой. Способы самоконтроля состояния здоровья в школе и дома. Последние олимпийские игры. Победители и призеры в мужских и женских командах. Лучшие мировые волейбольные игроки. | 1 | 1 |
| |
2 раздел. Основы знаний 2ч | |||||
Ггигиенические требования к местам занятий баскетболом и инвентарем, спортивной одежде и обуви. Оборудование площадки для игры в баскетбол; Основные правила игры: состав команд и функции игроков, игровое время, начало игры и спорный бросок, перерывы в игре и замены игроков, игра мячом и вбрасывания, нарушения в игре, жесты судий. Правила соревнований по баскетболу и мини-баскетболу. Жесты судьи, фолы и наказания. Тестирование | 2 | 2 | |||
3 раздел. Передача мяча 10ч | |||||
Сочетание различных способов передвижения с выполнением технических приемов нападения при активном сопротивлении защитников в условиях, приближенных к игровым. Прыжки с разворотом на 90-360 градусов после ускорений, различных по направлению и способу передвижения. Передачи мяча. Передача мяча двумя руками сверху. Передача мяча двумя руками от плеча (с отскоком). | 2 | 2 | |||
Передача мяча в прыжке с поворотом на 180 градусов. Передача мяча назад в движении. | 2 | 2 | |||
Передача крюком. Передача мяча из-за спины в пол в движении. Передача мяча одной рукой после ведения. | 2 | 2 | |||
Чередование различных способов передач после выполнения других технических приемов нападения в условиях, приближенных к игровым ситуациям. | 2 | 2 | |||
Приемлемые виды передач для каждой конкретной ситуации при сопротивлении защитников; ситуационная техника передач. | 2 | 2 | |||
4 раздел. Ведение мяча 10ч | |||||
Ведение мяча с различными комбинациями сочетаний шагов. Чередование выполнения различных способов ведения мяча в игровых ситуациях. | 2 | 2 | |||
Ведение мяча со зрительным контролем и без него. Сочетание различных способов ведения мяча с выполнением других технических приемов нападения в усложненных условиях. | 2 | 2 | |||
Проходы к кольцу с последующей атакой корзины при активном сопротивлении защитников. Перевод мяча за спиной. | 2 | 2 | |||
Стойка при высоком и низком ведении; характер контакта кисти ведущей руки с мячом; изменения направления движения. | 2 | 2 | |||
Вышагивание, скрёстный шаг, поворот; перевод мяча перед собой и за спиной; повороты при ведении мяча, ведение мяча с поворотом; перевод мяча между ногами. | 2 | 2 | |||
5 раздел. Броски 10ч | |||||
Броски мяча. Бросок мяча одной рукой с места с разворотом вправо, влево. Добивание мяча в одно касание. | 2 | 2 | |||
Броски мяча изученными способами после выполнения других технических приемов нападения в условиях, приближенных к игровым ситуациям. | 2 | 2 | |||
Сочетание выполнения бросков мяча из различных точек, разноудаленных от щита, в условиях жесткого сопротивления и установленного лимита времени. Ведение мяча. Ведение мяча с высоким и низким отскоком. | 2 | 2 | |||
Бросок с места или с легким подскоком на один счет с подниманием локтя на одну четверть. Броски одной рукой в движении сверху и снизу; корректировка техники бросков; подбор и добивание мяча. | 2 | 2 | |||
Обманные действия. Сочетание финтов с последующим выполнением технического действия нападения. Выбивание мяча при броске в движении. Ловля в прыжке в движении двумя и одной рукой мячей, отскочивших от щита. | 2 | 2 | |||
6раздел. Игра в нападении. 11ч | |||||
Индивидуальные действия игрока без мяча. Выход для получения мяча. «Передай мяч и выходи». Обманные движения («финты»). | 2 | 2 | |||
Индивидуальные действия игрока с мячом. Обманные движения («финты») перед обыгрыванием соперника | 2 | 2 | |||
Групповые действия. Взаимодействие двух игроков при вбрасывании мяча – «двойка». Применение быстрого паса при подборе мяча у своего кольца. | 2 | 2 | |||
Командные действия. Понятие «быстрый прорыв». Взаимодействие двух и трех нападающих; ситуационная техника | 2 | 2 | |||
Взаимодействие двух нападающих: передача и рывок к корзине; передача и рывок к корзине с изменением направления движения; рывок за спиной защитника. Взаимодействие трех нападающих: взаимодействие двух игроков задней линии и крайнего нападающего; взаимодействие двух игроков задней линии и центрового. | 3 | 3 | |||
7 раздел. Игра в защите. 11ч | |||||
Индивидуальные действия. Выбор места и способа противодействия нападающему сопернику. Выбор места и способа противодействия при быстром прорыве соперников. Система личной защиты. | 2 | 2 | |||
Командные действия. Организация защитных действий против быстрого прорыва. Смешанная система защиты. Противодействие применению комбинаций. | 2 | 2 | |||
Групповые взаимодействия защитников: действие в численном меньшинстве; б) противодействие заслонам; в) создание ситуации оправданного риска при попытке перехватить мяч; | 2 | 2 | |||
Индивидуальные защитные действия: держание нападающего с мячом в позиции игрока задней линии; держание игрока с мячом на линии штрафного броска, держание игрока с мячом на боковой линии в области штрафного броска. | 2 | 2 | |||
Индивидуальные защитные действия: защита в численном меньшинстве. | 3 | 3 | |||
8 раздел. Игровая деятельность. 15ч | |||||
Техника высоко летящего мяча одной рукой, нападение двумя центрами и их взаимодействие | 2 | 2 | |||
Передача на максимальной скорости, нападение двумя центрами. Учебно-тренировочная игра. | 2 | 2 | |||
Техника ведения на максимальной скорости. Учебно-тренировочная игра. | 2 | 2 | |||
Прием нормативов по технической и специальной подготовке. Учебно-тренировочная игра. | 2 | 2 | |||
Техника передач в парах, нападения тройкой с активным заслоном. Учебно-тренировочная игра. | 2 | 2 | |||
Ведения мяча, комбинации при выполнении штрафных бросков. Учебно-тренировочная игра. | 2 | 2 | |||
Техника борьбы за мяч, отскочившего от щита. Броски в движении. Учебно-тренировочная игра. Соревнования. | 3 | 3 | |||
9 раздел. Итоговое занятие. 2ч | |||||
Подведение итогов за год. Анализ работы. Награждение отличившихся детей. | 2 | 2 | |||
Итого | 72 | 4 | 68 | ||
2 год обучения
Дата | Тема занятия | Количество часов | |||
Всего | Теория | Практика | |||
1 раздел. Введение 1ч | |||||
| История возникновения и развития баскетбола. Современное состояние баскетбола. Правила безопасности при занятиях баскетболом. Жесты судей. Участие в судействе соревнований. | 1 | 1 |
| |
2раздел. Общая физическая подготовка 12ч | |||||
Гигиена сна, питание, одежды, обуви. Гигиенические требования к инвентарю и уход за ним. Сведения об использовании естественных факторов природы и закаливание организма. | 2 | 2 | |||
Общеразвивающие упражнения для рук и плечевого пояса. Из различных исходных положений (в основной стойке, на коленях, сидя, лёжа) - сгибание и разгибание рук, вращения, махи, отведение и приведение, рывки одновременно обеими руками и разновременно, во время ходьбы и бега. | 2 | 2 | |||
Спортивные и подвижные игры. | 2 | 2 | |||
Бег с остановкой и с резким изменением направления. Челночный бег. Челночный бег, отрезки пробегаются лицом, спиной, вперёд, правым, левым боком, приставным шагами. То же с набивными мячами в раках. | 2 | 2 | |||
Одиночные и серийные прыжки, толчком одной и двух ног, с доставанием одной и двумя руками подвешенных предметов. Выпрыгивание из исходных положений стоя толчковой ногой на опоре 50-60 см. Спрыгивание с возвышенности 40-60 см с последующим прыжком через планку, установленную в доступном месте, то же, но с разбега 7 шагов. | 2 | 2 | |||
Прыжки по наклонной плоскости на двух, одной ноге под гору и с горы, отталкивание максимально быстрое. Разнообразные прыжки со скакалкой, прыжки через барьер толчком одной и двух ног. Выпрыгивание на гимнастические маты. Прыжки с места различными способами. | 2 | 2 | |||
3 раздел. Специальная физическая подготовка 7ч | |||||
Самоконтроль, предупреждение травматизма. Зависимость появления травм от неправильного отношения к гигиеническим требованиям. Связочный аппарат. Упражнения для шеи и туловища. Наклоны, вращения, повороты головы, наклоны туловища, круговые вращения туловищем, повороты туловища, поднимание прямых и согнутых ног в положении лёжа на спине, из положения, лёжа на спине переход в положение сидя, смешанные упоры в положении лицом и спиной вниз, угол из исходного положения лёжа, сидя и в положении виса, различные сочетания этих движений. | 2 | 1 | 1 | ||
Упражнения, направленные на развитие силы. Упражнения для рук и плечевого пояса. Упражнения для развития навыков быстроты ответных действий Строевые упражнения. Упражнения, направленные на развитие выносливости. | 2,5 | 2,5 | |||
Шеренга, колонна, фланг, интервал, дистанция. Перестроения. Упражнения для развития прыгучести. Упражнения для ног. Упражнения, направленные на развитие специальной ловкости Упражнения для развития всех групп мышц. | 2,5 | 2,5 | |||
4 раздел. Техническая подготовка 30ч | |||||
Значение технической подготовки в баскетбол. Правила игры в баскетбол. Стойки и перемещения. Овладение техникой передвижений: остановки, повороты и стойки. Стойка игрока. Перемещение в стойке боком, спиной вперёд, лицом. | 2 | 1 | 1 | ||
Овладение техникой передвижений. Остановка двумя шагами и прыжком. Техника ведения мяча. Ведение мяча правой и левой рукой. Ведение мяча с разной высотой отскока. | 3 | 1 | 2 | ||
Ведение с изменением направления. Ведение с пассивным сопротивлением защитника. Техника передачи мяча. Ловля и передача мяча в парах, тройках на месте и в движении. | 3 | 1 | 2 | ||
Передача мяча одной рукой от плеча, двумя – от груди, с отскоком от пола. Передача мяча со сменой мест, в движении. Передача мяча с пассивным сопротивлением защитника. | 2 | 2 | |||
Техника бросков мяча. Бросок мяча одной рукой от плеча с места и в движении. Бросок мяча после ведения два шага. | 3 | 1 | 2 | ||
Техника бросков мяча. Бросок мяча после ловли и ведения. Бросок после остановки. Бросок одной рукой от плеча со средней дистанции. Штрафной бросок. | 2 | 2 | |||
Освоение индивидуальных защитных действий. Вырывание и выбивание мяча. Защитные действия. | 2 | 2 | |||
Закрепление техники и развитие координационных способностей. Комбинация из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок. | 2 | 2 | |||
Овладение техникой передвижений. Техника передачи мяча. Техника бросков мяча. | 2 | 2 | |||
Техника бросков мяча. Бросок мяча после ловли и ведения. Бросок после остановки. Бросок одной рукой от плеча со средней дистанции. Штрафной бросок. | 2 | 2 | |||
Освоение индивидуальных защитных действий. Вырывание и выбивание мяча. Защитные действия. | 2 | 2 | |||
Закрепление техники и развитие координационных способностей. Комбинация из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок. | 2 | 2 | |||
Закрепление техники и развитие координационных способностей. Комбинация из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок. Сдача нормативов. | 3 | 3 | |||
5 раздел. Тактическая подготовка 12ч | |||||
Правила игры в баскетбол. Значение тактической подготовки в баскетбол. Тактика нападения. Позиционное нападение (5:0) без смены мест. | 2 | 1 | 1 | ||
Позиционное нападение (5:0) со сменой мест. Нападение быстрый прорыв (1:0), (2:1). Взаимодействие двух игроков «Отдай мяч и выйди». | 2 | 2 | |||
Тактика защиты. Личная защита (1:1). Зонная защита. Двухсторонняя игра по упрощенным правилам. | 2 | 1 | 1 | ||
Тактика нападения. Позиционное нападение в игровых взаимодействиях 2:2, 3:3, 4:4, 5:5. Нападение быстрым прорывом (1:0), (2:1), (3:2). Взаимодействие двух игроков «Отдай мяч и выйди». | 2 | 1 | 1 | ||
Тактика защиты. Взаимодействие двух игроков в защите и нападение через заслон. Позиционная игра против зонной защиты. Двухсторонняя игра. Освоение индивидуальных и командных защитных действий. Перехват мяча. Вырывание и выбивание. | 2 | 2 | |||
Тактика защиты. Защитные действия (1:1), (1:2). Защитные действия против игрока с мячом и без мяча. Борьба за отскок от щита. Зонная защита 3:2, 2:3. | 2 | 2 | |||
6 раздел. Правила игры 8ч | |||||
Правила безопасности при выполнении игровых действий. Правила игры. Судейство игр: отработка навыков судейства школьных соревнований. | 2 | 1 | 1 | ||
Правила игры. Судейство игр: отработка навыков судейства школьных соревнований. | 2 | 1 | 1 | ||
Техника отвлекающих действий на получении мяча с последующим проходом по щит, передачи через центрового игрока. Учебно-тренировочная игра. | 2 | 2 | |||
Соревнования. Техника безопасности при участии в соревнованиях. | 2 | 2 | |||
7 раздел. Итоговое занятие, тестирование 2ч | |||||
Тестирование. Итоговая игра в баскетбол. Анализ работы за год и за весь курс. Подведение итогов за год и за весь курс. Награждение отличившихся детей. | 2 | 2 | |||
Итого | 72 | 14 | 58 | ||
№ | Тема программы | Форма организации и проведения занятия | Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса | Дидактический материал, техническое оснащение занятий | Вид и форма контроля, форма предъявления результата |
1 | Общие основы баскетбола ПП и ТБ Правила игры и методика судейства | Групповая с организацией индивидуальных форм работы внутри группы, подгрупповая, фронтальная | Словесный, объяснение, рассказ, беседа практические задания, объяснение нового материала. Конспекты занятий для педагога. | Специальная литература, справочные материалы, картинки, плакаты. Правила судейства. | Вводный, положение о соревнованиях по волейболу. |
2 | Общефизическая подготовка баскетболиста | Индивидуальная, групповая, подгрупповая, поточная, фронтальная | Словесный, наглядный показ, упражнения в парах, тренировки | Таблицы, схемы, карточки, мячи на каждого обучающего | Тестирование, карточки судьи, протоколы |
3 | Специальная подготовка | Групповая с организацией индивидуальных форм работы внутри группы, подгрупповая, фронтальная, коллективно-групповая, в парах | Словесный, объяснение нового материала, рассказ, практические занятия, упражнения в парах, тренировки, наглядный показ педагогом. | Литература, схемы, справочные материалы, карточки, плакаты, мячи на каждого обучающего | Зачет, тестирование, учебная игра, промежуточный тест. |
4 | Техническая и тактическая подготовка баскетболиста | Групповая с организацией индивидуальных форм работы внутри группы, подгрупповая, коллективно-групповая, в парах | Словесный, объяснение, беседа, практические занятия, упражнения в парах, тренировки, наглядный показ педагогом. Учебная игра. | Дидактические карточки, плакаты, мячи на каждого обучающего Терминология, жестикуляция. | Зачет, тестирование, учебная игра, промежуточный тест, соревнование |
5 | Игровая подготовка | групповая, подгрупповая, коллективно-групповая | практические занятия, упражнения в парах, тренировки, Учебная игра. | Дидактические карточки, плакаты, мячи на каждого обучающего, видеозаписи | Учебная игра, промежуточный отбор, соревнование |
Список используемой литературы.
1. А.Н. Каинов. «Организация работы спортивных секций в школе». Программы, рекомендации. Издательство «Учитель» 2010 г.
2. Приложение к газете «Первое сентября» - «Спорт в школе» №10, май 2003 г.
3. Приложение к газете «Первое сентября» - «Спорт в школе» №17, сентябрь 2003г.
4. Приложение к газете «Первое сентября» - «Спорт в школе» №11, июнь 2003 г.
5. В.И. Лях, Г.Б. Мейксон. Физическое воспитание учащихся 5-7 классов: пособия для учителя. - Москва, «Просвещение», 2002 г.
ДЛЯ ПЕДАГОГА
1. Портных Ю.И. Игры в тренировке баскетболистов. Учебно-методическое пособие. / Ю.И.Портных., Б.Е. Лосин.-С-П.б. :ГУФК им. П.Ф.Лесгафта, 2008.-62 с. 2. Яхонтов Е.Р. Физическая подготовка баскетболистов: Учебное пособие /Е.Р. Яхонтов. 3-е изд., стереотипное: СПБ ГУФК им. П.Ф.Лесгафта. Высшая школа тренеров по баскетболу. – С-П.б.: Олимп, 2007. - 134 с.
3. Нестеровский Д.И. Баскетбол. Теория и методика обучения/ Д.И. Нестеровский.-М.: Академия, 2008 .-75 с. 6. Билл Гатмен и Том Финнеган. Всё о тренировке юного баскетболиста/ Билл Гатмен., Том Финнеган.- М.: АСТ * Астрель 2007.-307с.
4. Баскетбол: Примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮШОР/. - М.: Советский спорт. 2007. -100 с.
5.Орлан И.В.Баскетбол: Основы обучения/ФГОУ ВПО ВГАФК,Волгоград,2011.-42с. 6. Баскетбол: Учебник для ИФК / Под общ. ред. Портнова Ю. М. - М.: Астра семь, 1997.
7. Казаков С.В. Спортивные игры. Энциклопедический справочник. Р-наД., 2004. 12. Костикова Л. В. Азбука баскетбола. - М.: Физическая культура и спорт, 2001.
8. Костикова Л.В., Родионов А.В., Чернов С.Г. Целевая комплексная программа подготовки российских спортсменов к Играм XXX Олимпиады 2012 года в Лондоне (баскетбол). - М., РФБ, 2005.
9. Костикова Л.В. Суслов Ф.П. Фураева Н.В. Структура подготовки баскетбольных команд в годичном соревновательно-тренировочном цикле (методические разработки). Москва 2002г.
10. Краузе Д., Мейер Д., Мейер Дж. Баскетбол – навыки и упражнения. М. АСТ. Астрель. 2006. 216 с.
11. Официальные правила баскетбола ФИБА 2016. Утверждены ЦБ ФИБА 2016.
17. Программа для учебно-тренировочных групп спортивного совершенствования СДЮШОР. Баскетбол. - М., 2004.
12. Портнов Ю. М. Основы управления тренировочно-соревновательным процессом в спортивных играх. - М., 1996.
13. Рекомендации при работе с молодыми баскетболистами. Методическое пособие под редакцией Гомельского Е.Я. М. 2009. – 92 с.
14. Чернов С.В., Костикова Л.В., Фомин С.Г. Быстрый прорыв в баскетболе: обучение и совершенствование. Учебное пособие. М., ФК, 2009. 48
15. Яхонтов Е.Р. Психологическая подготовка баскетболистов. Учебное пособие. С-П. 2000. 58
ДЛЯ ДЕТЕЙ
1. Билл Гатмен. Все о тренировке юного баскетболиста /Билл Гатмен.- М.: АСТ: Астрель, 2006. - 211 с., ил.
2. Сортел,Н. Баскетбол 100 упражнений и советов для юных игроков/ Н Сортел.- М.: АСТ Астрель, 2005.-64 с.
Дополнительная литература:
1. Баррел Пэйе, Патрик Пайе. Баскетбол для юниоров. 110 упражнений от простых до сложных. ТВТ Дивизион. Москва 2008.
2. Гомельский Е.Я. Психологические аспекты современного баскетбола. Москва, 2010.
3. Жозе Пископо. Упражнения для победы в баскетболе. Воронеж, 2006.
4. Методы подготовки баскетболистов. Методический журнал. Современный баскетбол. Под редакцией Белаш В.В. г.Южный, октябрь, 2005 – 56 с.
5. Лихачев О.Е., Фомин С.Г., Чернов С.В., Мазурина А.В. Теория и методика обучения игре в защите в баскетболе. Учебное пособие. Москва-Смоленск, 2011.
6. Луничкин В., Чернов С., Чернышев С. Тактика позиционного нападения против личной защиты. Метод. пособие для тренеров ДЮСШ. Москва, 2002.
7. Методическое руководство для судей-секретарей по баскетболу. Москва, 2009.
8. Сидякин А.И., Гомельский Е.Я. Техника исполнения броска в прыжке. Методические рекомендации для детских тренеров по баскетболу. Москва, 2010.
9. Соколовский Б.И., Костикова Л.В. Словарь баскетбольных терминов на английском и русском языках. Москва, РФБ, 2012.
10. 100 лет российского баскетбола: история, события, люди (Текст) : справочник / Автор-составитель В.Б. Квасков. – М.: Советский спорт. 2006. – 274 с.:ил.
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
1. www.fiba.com - Вэб-сайт Международной федерации баскетбола
2. www.fibaeurope.com - Вэб-сайт Европейской международной федерации баскетбола
3. www.basket.ru - Вэб-сайт Российской федерации баскетбола
4. www.pro100basket.ru - Вэб-сайт Ассоциации студенческого баскетбола России
5. www.mbl.su - Вэб-сайт Московской баскетбольной лиги
6.www.vtb-league.com Вэб-сайт лиги ВТБ 7. www.euroleague.net - Вэб-сайт Евролиги
Воспитательный план на 2023-2024 учебный год.
месяц | Название мероприятия | Направление |
сентябрь | Мероприятие, приуроченное Международному дню мира «Как хорошо под мирным небом жить» | Духовно-нравственное воспитание |
сентябрь | Легкоатлетический кросс «Кросс нации» | Здоровье-сберегающее направление |
ноябрь | Викторина «Люблю тебя, Березовский район» | Патриотическое воспитание |
ноябрь | Беседа «Перспективы выступлений российских баскетбольных команд в еврокубках» | Духовно-нравственное воспитание |
декабрь | Акция «Тонкий лед». Первенство района по баскетболу среди юношей и девушек | Здоровье сберегающее направление |
январь | Проведение соревнований по баскетболу «Рождественский кубок» | Духовно-нравственное воспитание |
февраль | Акция «Лыжный пробег к юбилею школы» | Патриотическое воспитание |
февраль | Есть такая профессия – Родину защищать» | Патриотическое воспитание |
март | Мероприятие «Самой любимой в весенний день» | Духовно-нравственное воспитание |
апрель | Музейный калейдоскоп | Общекультурное воспитание. |
апрель | Турнир по баскетболу среди учащихся «Кубок Победы» | Здоровье сберегающее направление |
май | Акция «Вспомним всех поименно» | Патриотическое воспитание |
Дистанционные занятия.
Имитация упражнения. Техника передачи мяча. Дистанционно. |
Имитация выбивания мяча после ведения. Дистанционно. |
Имитация ловли, передачи и ведения мяча. Дистанционно. |
Комплекс упражнений на развитие мышц верхнего плечевого пояса. Дистанционно. |
Комплекс упражнений на развитие мышц брюшного пресса. Дистанционно. |
Комплекс прыжковых упражнений. Дистанционно. |
Комплекс общеразвивающих упражнений. Утренняя гимнастика. Дистанционно. |
Комплекс Утренней гимнастики с гимнастической палкой, скакалкой. Дистанционно. |
Повторить правила игры в баскетбол. Дистанционно. |
Приложение 1
Средства физической подготовки.
Как средства общей физической подготовки, используются целенаправленные упражнения для развития основных физических качеств (силы, ловкости, быстроты, выносливости, гибкости), скоординированное развитие которых является необходимым условием успешной подготовки баскетболиста.
Краткая характеристика основных физических качеств.
Сила - способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счёт мышечных усилий. Максимальная сила, которую может проявить человек, зависит с одной стороны от биохимических характеристик движения, с другой - от величины напряжения отдельных мышечных групп и их взаимного сочетания.
Быстрота - способность человека совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени.
Различают три формы проявления быстроты:
-латентное время двигательной реакции;
-скорость отдельного движения;
-частота движений.
Эти формы быстроты относительно независимы друг от друга. Сочетание трёх указанных форм определяет все случаи проявления быстроты. Обычно быстрота проявляется комплексно.
Гибкость - способность выполнять движения с большой амплитудой. Гибкость зависит от эластичности мышц и связок. Гибкость подразделяется на общую и специальную. Общая гибкость - подвижность во всех суставах, обеспечивающая выполнение жизненно необходимых двигательных действий. Специальная гибкость- гибкость для выполнения специальных двигательных действий.
Ловкость - сложное комплексное качество, не имеющее единого критерия для оценки. Это способность быстро выбирать и выполнять нужное действие исходя из требований быстроменяющейся обстановки Измерители ловкости (координационная сложность задания, точность его выполнения, время выполнения задания).
Выносливость - способность к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения её эффективности. Выносливость, это способность противостоять утомлению. Мерилом выносливости является время, в течение которого человек способен поддерживать заданную интенсивность деятельности
Приложение 2
Вопросы для определения теоретической подготовленности учащихся по правилам соревнований.
Площадка и её разметка.
Какую форму имеет площадка?
Какие требования предъявляются к площадке?
Как называются линии, ограничивающие площадку?
Что такое средняя линия?
Что такое линии нападения?
Для чего нужна линия нападения?
Что такое площадь нападения?
Какова ширина линий разметки?
Входит ли ширина линий в размер площадки?
Мяч.
Каким должен быть мяч для игры?
Кто решает вопрос о пригодности мяча?
Правила и обязанности игроков.
Что должны знать участники соревнований?
Имеет ли право игрок обращаться непосредственно к судье во время соревнований?
В чём заключается основное различие между предупреждением и персональным замечанием?
Может ли судья сделать персональное замечание игроку, не получившему до этого предупреждение?
В каких случаях применяется удаление игрока?
Разрешается ли включать в состав команды игрока, не имеющего разрешения врача о допуске к соревнованиям?
Возраст игроков.
На какие возрастные группы делятся участники соревнований?
Костюм игроков.
Каким должен быть костюм игрока?
Разрешается ли игрокам выступать без обуви?
Разрешается ли игрокам выступать в головных уборах?
Какие предметы должны быть исключены из костюма игрока?
В какой форме должны выступать команды?
Разрешается ли игрокам выступать в тренировочных костюмах?
Должна ли спортивная форма одной команды отличаться по цвету от спортивной формы другой команды?
Разрешается ли игроку изменять свой личный номер во время соревнования?
В каком прядке присваиваются номера основным и запасным игрокам каждой команды?
Какой отличительный знак должен иметь капитан команды?
Состав команды и расстановка игроков.
Каково число игроков в команде?
Какие игроки считаются основными и какие запасными?
Разрешается ли изменять состав основных и запасных игроков в следующей партии?
Разрешается ли допускать к соревнованиям игроков, не занесённых в протокол до начала соревнований?
Существует ли обязательная расстановка игроков?
Счёт и результат игры.
Когда соревнование считается законченным?
Как засчитать встречу, если команда не явилась на соревнование?
Подача и смена мест.
Что такое подача?
Как производится подача?
Когда подача считается произведённой?
Ограничивается ли время на подачу?
Приём и передача мяча.
Каким способом можно ударять по мячу?
В каких случаях передача считается не правильной?
Разрешается ли игроку ударять по мячу головой или касаться мяча телом?
Игра от сетки.
Считается ли ошибкой, если мяч коснётся сетки?
Как рассматривается касание мячом ограничительных лент на сетке? Считается ли ошибкой, если игрок прикоснётся к сетке?
Выход мяча из игры.
Когда мяч выходит из игры?
Замены игроков.
Разрешается ли замена игрока в процессе соревнования?
Когда может быть произведена замена игрока?
Даётся ли команде время на замену игрока?
Какое место должен занять запасной игрок входящий в игру?
Перерывы.
Когда команда может потребовать перерыв для отдыха?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...
