РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Факультатив «Азбука здоровья» для обучающихся 2 классов
рабочая программа по физкультуре

Беспалов Анатолий Игоревич

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Факультатив  «Азбука здоровья» для  обучающихся 2 классов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_azbuka_zdorovya_2023_24_2_kl_.docx39.64 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

‌Департамент образования и молодежной политики
 Ханты-Мансийского автономного округа-Югры‌‌

Муниципальное образование Советский район‌

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2г. Советский»

РАССМОТРЕНО

на заседании МО

учителей начальных классов

__________

Протокол

от «» августа   2024 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_________

от «» августа   2024 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор школы

___________

Приказ

от «» августа   2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Факультатив  «Азбука здоровья»

для  обучающихся 2 классов

г. Советский 2024‌ г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа факультатива «Азбука здоровья» для обучающихся 2 классов на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в программе воспитания.

Цель программы: формирование культуры безопасности как качества личности, представленное в виде совокупности знаний и осознанных действий, направленных на понимание опасных и безопасных факторов окружающей действительности, готовности к адекватной оценке опасной ситуации и способности выстраивать социальные взаимоотношения по обеспечению безопасных действий на уровне личности и группы, потребности младших школьников в двигательной активности.

Содержание обучения завершатся перечнем универсальных учебных действий (УУД) – познавательных, коммуникативных и регулятивных, которые возможно формировать средствами  факультативного  курса  с   учётом   возрастных особенностей   младших   школьников. С учётом того, что выполнение правил совместной деятельности строится на интеграции регулятивных (определенные волевые усилия, саморегуляция, самоконтроль, проявление терпения и доброжелательности при налаживании отношений) и коммуникативных (способность вербальными средствами устанавливать взаимоотношения) универсальных учебных действий, их перечень дан в специальном разделе – «Совместная деятельность».

Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения. В тематическом планировании описывается программное содержание  курса, а также раскрываются методы и формы организации обучения и характеристика деятельностей, которые целесообразно использовать при изучении той или иной программной темы. Представлены также способы организации дифференцированного обучения.

Рабочая программа факультативного курса интегрирует знания о физкультуре и спорте, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам детей младшего школьного возраста.  

Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и его здоровье», «Человек и спорт», «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации.  Отбор содержания курса  осуществлён на основе следующих ведущих идей:

–  раскрытие роли человека в природе и обществе;

– освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и его здоровье» «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и познание».

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФАКУЛЬТАТИВНОГО  КУРСА  «Азбука здоровья»

Построение программного материала    направлено на реализацию системно-деятельностного подхода, как основного механизма достижения личностных, метапредметных  результатов освоения программы в контексте ФГОС.  Обучающиеся учатся  выполнять задания по заданным темам, практические задания. Занятия факультатива  строятся в соответствии со следующими этапами системно-деятельностного подхода:

  1. Мобилизующий этап – включение воспитанников в активную деятельность.
  2. Целеполагание – формулирование целей занятия по схеме: вспомнить – узнать – научиться.
  3. Момент осознания недостаточности имеющихся знаний.
  4. Коммуникация.
  5. Рефлексия – осознание и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился.

Используемые технологии обучения:

Информационно-коммуникационные технологии (электронные презентации, мультимедийные тренировочные упражнения).

Технология мини-исследования (постановка проблемы исследования, определение темы исследования, формулирование цели исследования, выдвижение гипотезы, проверка гипотезы, интерпретация полученных данных, выводы по результатам исследовательской работы, применение новых знаний в учебной деятельности).

Игровые технологии  спортивные и подвижные игры, дидактические игры, ролевые игры.

Виды деятельности:

  1. игровая;
  2. познавательная;
  3. частично-поисковая;
  4. социальное творчество.

Формы организации деятельности:

  1. познавательная беседа;
  2. экскурсия;
  3. игра (спортивная, ролевая, сюжетно-ролевая, игра-рассуждение, организационно-деятельностная).

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Реализация рабочей программы предполагает включение обучающихся в такие виды деятельности, как игровая, познавательная, социально-значимая, ценностно-ориентированная, спортивно-оздоровительная.

Занятия факультативного курса проводятся в форме бесед, рассказов, подвижных игр и игровых ситуаций, экскурсий, весёлых спортивных стартов.  

Физическое воспитание младших школьников, процесс формирования у них здорового образа жизни предполагает усиление внимания к формированию представлений о культуре здоровья и физической культуры, наличие у детей первоначального опыта самостоятельного выбора в пользу здорового образа жизни, интереса к физическому развитию, спорту посредствам включения в такие виды деятельности, как игровая, познавательная, социально значимая деятельность, ценностно-ориентированная, спортивно-оздоровительная, которые предполагают:

  • начальное самоопределение младших школьников в сфере здорового образа жизни (организация исследований, обмена мнениями  учеников о здоровье человека, биологических основах деятельности организма, различных оздоровительных системах и системах физических упражнений для поддержания здоровья, традициях физического воспитания и здоровьесбережения в культуре народов России, ХМАО-Югры и других стран);
  • предоставление школьникам возможностей предъявления сверстникам индивидуальных достижений в различных видах спортивных состязаний, подвижных играх, демонстрация успехов деятельности спортивных и туристической секций;
  • предъявление примеров ведения здорового образа жизни из жизни жителей  края (олимпийские чемпионы);
  • ознакомление обучающихся с основами ведения здорового образа жизни, физической культуры, с народными играми ХМАО-Югры, со спортивно-оздоровительной инфраструктурой ближайшего социума;
  • включение младших школьников в санитарно-просветительскую деятельность и пропаганда занятий физической культурой в ходе детско-родительских и семейных соревнований;
  • коллективные прогулки;
  • фотовыставки, конкурсы;
  • дискуссии и беседы по проблемам здорового образа жизни современного ученика (о режиме дня, труда и отдыха, питания, сна, о субъективном отношении к физической культуре);
  • разработка обучающимися памяток и информационных листовок о нормативно-правовом обеспечении права граждан на сохранение здоровья, о возможностях получения медицинской помощи, об отечественной системе медицинского страхования;
  • выступление перед одноклассниками  по вопросам заботы о собственном здоровье, истории международного и отечественного спорта;
  • спортивные соревнования для детей и родителей.

 Содержание курса включает:

1 модуль «Безопасность в квартире»

Дом как среда обитания человека и возможные способы защиты человека от экстремальных воздействий в жилище.

Среда обитания человека и её факторы, влияющие на безопасность. Возможные неблагоприятные факторы жилища (нарушение температурного режима, сквозняки, чрезмерный наружный шум и др.). Способы защиты человека от неблагоприятных факторов в жилище.

Формы организации: беседа, путешествие, сказка, практическая работа.

Виды деятельности:

- участвовать в беседе, задавать вопросы, вступать в диалог, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения, формулировать правила;

- применять правила пользования острыми, колющими и режущими предметами: ножницами, ножом, иголкой, отвёрткой, булавкой, спицей. Соблюдать правила безопасного поведения. Объяснять правила противопожарной безопасности при использовании утюга, плиты, ёлочных гирлянд, бенгальских огней. Объяснять правила поведения при открытых окнах, балконах. Осваивать правила поведения в разных ситуациях: как вести себя дома.

- Пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративноприкладного искусства, художественного конструирования в собственной художественнотворческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы.

- Находить сведения, факты, заданные в явном виде. Формулировать несложные выводы, основываясь на тексте. Находить аргументы, подтверждающие вывод.

-  Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

2 модуль «Безопасность на улице и на дороге»

Поведение на улице. Безопасность на детской площадке. Безопасность на спортивной площадке. Опасные места на улице. Что делать если потерялся в городе? Переходим улицу.

Формы организации: беседа, игра, выставка рисунков, самостоятельная работа.

Виды деятельности:  

- объяснять элементарные правила поведения на проезжей части, игровой площадке, при пользовании мячом, велосипедом, роликами;

-  объяснять и применять правила поведения на детской площадке, при пользовании качелями, горками, каруселями;

-  соблюдать правила безопасного поведения на спортивной площадке; различать опасные места на улице: открытый колодец, гаражи, линии электропередач; применять правила безопасного поведения на улице, при общении с незнакомыми людьми; соблюдать правила дорожного движения при переходе через улицу;

-  участвовать в беседе, задавать вопросы, вступать в диалог,  формулировать правила;

-  проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

- выполнять на основе знакомства с персональным компьютером (другими средствами ИКТ) как техническим средством, его основными устройствами и их назначением базовые действия, используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорнодвигательного аппарата эргономичные приёмы работы; выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку). Пользоваться компьютером для поиска и воспроизведения необходимой информации. Пользоваться компьютером для решения доступных учебных задач с простыми информационными объектами (текстом, рисунками, доступными электронными ресурсами).

3 модуль «Безопасность на природе »

Ядовитые растения. Ядовитые и съедобные ягоды. Ядовитые и съедобные грибы. Опасные насекомые.

Формы организации: беседа, исследование, проект, самостоятельная работа.

Виды деятельности:

-  различать съедобные и ядовитые растения на примере своей местности;

- различать опасных насекомых;

- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательной организации, социума, этноса, страны;

- участвовать в беседе, задавать вопросы; вступать в диалог;  формулировать правила.

4 модуль «Безопасность и еда»

Зачем нужно мытье рук? Чем опасны немытые овощи? Гигиена питания.

Функции питания. Основные типы питательных веществ, необходимых организму. Рациональный режим питания. Основные правила приёма пищи. Фастфуды и правильное питание.

Формы организации: беседа, викторина, игра, самостоятельная работа.

Виды деятельности:

- применять на практике элементарные правила гигиены; моделировать в ходе практических работ ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья;  знать элементарные правила гигиены;

-  формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;

-  проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- участвовать в беседе, задавать вопросы; вступать в диалог; отвечать на  вопросы и оценивать свои достижения, формулировать правила.

5 модуль «Здоровье и полезные привычки»

Распорядок дня и здоровье. Умывание. Выбор одежды по сезону.

Распорядок дня и чувство времени. Влияние выполнения распорядка дня на самочувствие и здоровье. Наиболее оптимальный распорядок дня для ученика второго класса.

Формы организации: беседа, самостоятельная работа,  игра.

Виды деятельности:

- участвовать в беседе, задавать вопросы, вступать в диалог, отвечать на  вопросы, оценивать свои достижения, формулировать правила;

- моделировать в ходе практических работ ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья; моделировать в ходе практических работ ситуации по здоровому питанию; моделировать в ходе практических работ ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья;

- формулировать собственное мнение и позицию. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

-  проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

6 модуль «Человек и движение»

Подвижные игры, подвижные игры с элементами спортивных игр. Влияние двигательной активности на здоровье человека.

Формы организации: игра

Виды деятельности:

-  формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;

-  проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

-  играть в подвижные игры.

МЕСТО  КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ  

Общее число часов, отведённых на изучение  факультатива «Азбука здоровья» во 2 классе составляет 34 часа (1  час в неделю).  

ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ

 Личностными результатами изучения данного курса являются:

  • формирование у детей необходимых умений и навыков безопасного    поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных  опасных и чрезвычайных ситуаций;
  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый и безопасный образ жизни;
  • социальная культура: ценностное отношение к значимым нормам и правилам поведения;  
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;  
  • развитие самостоятельности суждений;
  • осознание ответственности человека за общее благополучие;
  • навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты:

Познавательные универсальные учебные действия:

  • понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;
  • на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть – целое; причина – следствие; изменения во времени и в пространстве);
  • сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
  • объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
  • определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
  • формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
  • моделировать ситуации на основе изученного материала.  

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения;  
  • признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;
  • соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику;
  • конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений.

Регулятивные универсальные учебные действия:

1) Самоорганизация:

  • планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи;
  • выстраивать последовательность выбранных действий и операций.

2) Самоконтроль и самооценка:

  • осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
  • находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины;
  • корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);
  • предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
  • объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя;
  • оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их.

Совместная деятельность:

  • понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности;  
  • коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
  • проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
  • выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого;
  • ответственно выполнять свою часть работы.

Предметные результаты обучения нацелены на решение прежде всего образовательных задач:

-  осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;

-  расширение знаний о правилах поведения в среде обитания, на дорогах и в транспорте;

-  знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение режима дня;

-  расширение кругозора и культурного опыта школьника.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ                    2 класс

№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Дата изучения

Виды деятельности

Виды, формы контроля

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

 Модуль 1.  Безопасность в квартире

Среда обитания человека и её факторы, влияющие на безопасность. Правила пользования острыми, колющими и режущими предметами

2

Участвовать в беседе, задавать вопросы, вступать в диалог, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения,  осуществлять  взаимодействие  с  одноклассниками.

 

 

Модуль 2.  «Безопасность на улице и на дороге»

Поведение на улице. Безопасность на детской площадке. Опасные места на улице. Правила пешеходного перехода улицы. Правила дорожного движения.

5

Участвовать в беседе, задавать вопросы, вступать в диалог, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения,  осуществлять  взаимодействие  с  одноклассниками.

Практическая  работа  

 

Модуль 3.  Безопасность на природе

Ядовитые растения. Ядовитые и съедобные ягоды. Ядовитые и съедобные грибы. Опасные насекомые.

2

Участвовать в беседе, задавать вопросы, вступать в диалог, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения,  осуществлять  взаимодействие  с  одноклассниками.

   

 

Модуль 4.  Безопасность и еда

Зачем нужно мытье рук? Чем опасны немытые овощи? Гигиена питания. Функции питания. Основные типы питательных веществ, необходимых организму. Рациональный режим питания. Основные правила приёма пищи. Фастфуды и правильное питание.

2

Участвовать в беседе, задавать вопросы, вступать в диалог, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения,  осуществлять  взаимодействие  с  одноклассниками.

Творческая  работа  

 

Модуль 5.  Здоровье и полезные привычки

Распорядок дня и здоровье. Умывание. Выбор одежды по сезону. Распорядок дня и чувство времени. Влияние выполнения распорядка дня на самочувствие и здоровье. Наиболее оптимальный распорядок дня для ученика второго класса.

3

Оценивать свои достижения,  осуществлять  взаимодействие  с  одноклассниками.

Практическая    

Модуль 6.   Человек и движение

20

Подвижные игры, подвижные игры с элементами спортивных игр. Влияние двигательной активности на здоровье человека.

Играть в подвижные игры, осуществлять взаимодействие с одноклассниками.

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

Виды и формы деятельности по реализации воспитательного потенциала

  • Побуждение обучающихся соблюдать  общепринятые нормы поведения, правила общения, принципы учебной дисциплины и самоорганизации.
  • Демонстрация учителем  коммуникативной культуры в различных ситуациях.
  • Организация работы обучающихся с получаемой социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения.
  • Применение игровых форм работы.
  • Применение форм  работы, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ОЗОЖ для 5 класса к учебному пособию М.Ю.Михайлиной,М.В.Лысогорской,М.А.Павловой"Здоровый образ жизни"

Рабочая программа по ОЗОЖ для 5 класса содержит пояснительную записку, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки обучающихся, календарно-тематический план....

Рабочая программа спортивной секции для 5х классов по ФГОС "В здоровом теле - здоровый дух"

Рабочая программа внеурочной деятельности спортивной секции «В здоровом теле-здоровый дух» составлена  в соответствии:·        с требованиями Федерального госуд...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Здорово быть здоровым"

         Внеурочная деятельность курса «Здорово быть здоровым» предназначена для учащихся 10-х классов в рамках, спортивно-оздоровительного направления. Пот...