Главные вкладки
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Факультатив «Азбука здоровья» для обучающихся 2 классов
рабочая программа по физкультуре
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Факультатив «Азбука здоровья» для обучающихся 2 классов
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 39.64 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и молодежной политики
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
Муниципальное образование Советский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2г. Советский»
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей начальных классов __________ Протокол от «» августа 2024 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _________ от «» августа 2024 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор школы ___________ Приказ от «» августа 2024 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Факультатив «Азбука здоровья»
для обучающихся 2 классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа факультатива «Азбука здоровья» для обучающихся 2 классов на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в программе воспитания.
Цель программы: формирование культуры безопасности как качества личности, представленное в виде совокупности знаний и осознанных действий, направленных на понимание опасных и безопасных факторов окружающей действительности, готовности к адекватной оценке опасной ситуации и способности выстраивать социальные взаимоотношения по обеспечению безопасных действий на уровне личности и группы, потребности младших школьников в двигательной активности.
Содержание обучения завершатся перечнем универсальных учебных действий (УУД) – познавательных, коммуникативных и регулятивных, которые возможно формировать средствами факультативного курса с учётом возрастных особенностей младших школьников. С учётом того, что выполнение правил совместной деятельности строится на интеграции регулятивных (определенные волевые усилия, саморегуляция, самоконтроль, проявление терпения и доброжелательности при налаживании отношений) и коммуникативных (способность вербальными средствами устанавливать взаимоотношения) универсальных учебных действий, их перечень дан в специальном разделе – «Совместная деятельность».
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения. В тематическом планировании описывается программное содержание курса, а также раскрываются методы и формы организации обучения и характеристика деятельностей, которые целесообразно использовать при изучении той или иной программной темы. Представлены также способы организации дифференцированного обучения.
Рабочая программа факультативного курса интегрирует знания о физкультуре и спорте, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам детей младшего школьного возраста.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и его здоровье», «Человек и спорт», «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации. Отбор содержания курса осуществлён на основе следующих ведущих идей:
– раскрытие роли человека в природе и обществе;
– освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и его здоровье» «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и познание».
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Азбука здоровья»
Построение программного материала направлено на реализацию системно-деятельностного подхода, как основного механизма достижения личностных, метапредметных результатов освоения программы в контексте ФГОС. Обучающиеся учатся выполнять задания по заданным темам, практические задания. Занятия факультатива строятся в соответствии со следующими этапами системно-деятельностного подхода:
- Мобилизующий этап – включение воспитанников в активную деятельность.
- Целеполагание – формулирование целей занятия по схеме: вспомнить – узнать – научиться.
- Момент осознания недостаточности имеющихся знаний.
- Коммуникация.
- Рефлексия – осознание и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился.
Используемые технологии обучения:
Информационно-коммуникационные технологии (электронные презентации, мультимедийные тренировочные упражнения).
Технология мини-исследования (постановка проблемы исследования, определение темы исследования, формулирование цели исследования, выдвижение гипотезы, проверка гипотезы, интерпретация полученных данных, выводы по результатам исследовательской работы, применение новых знаний в учебной деятельности).
Игровые технологии спортивные и подвижные игры, дидактические игры, ролевые игры.
Виды деятельности:
- игровая;
- познавательная;
- частично-поисковая;
- социальное творчество.
Формы организации деятельности:
- познавательная беседа;
- экскурсия;
- игра (спортивная, ролевая, сюжетно-ролевая, игра-рассуждение, организационно-деятельностная).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Реализация рабочей программы предполагает включение обучающихся в такие виды деятельности, как игровая, познавательная, социально-значимая, ценностно-ориентированная, спортивно-оздоровительная.
Занятия факультативного курса проводятся в форме бесед, рассказов, подвижных игр и игровых ситуаций, экскурсий, весёлых спортивных стартов.
Физическое воспитание младших школьников, процесс формирования у них здорового образа жизни предполагает усиление внимания к формированию представлений о культуре здоровья и физической культуры, наличие у детей первоначального опыта самостоятельного выбора в пользу здорового образа жизни, интереса к физическому развитию, спорту посредствам включения в такие виды деятельности, как игровая, познавательная, социально значимая деятельность, ценностно-ориентированная, спортивно-оздоровительная, которые предполагают:
- начальное самоопределение младших школьников в сфере здорового образа жизни (организация исследований, обмена мнениями учеников о здоровье человека, биологических основах деятельности организма, различных оздоровительных системах и системах физических упражнений для поддержания здоровья, традициях физического воспитания и здоровьесбережения в культуре народов России, ХМАО-Югры и других стран);
- предоставление школьникам возможностей предъявления сверстникам индивидуальных достижений в различных видах спортивных состязаний, подвижных играх, демонстрация успехов деятельности спортивных и туристической секций;
- предъявление примеров ведения здорового образа жизни из жизни жителей края (олимпийские чемпионы);
- ознакомление обучающихся с основами ведения здорового образа жизни, физической культуры, с народными играми ХМАО-Югры, со спортивно-оздоровительной инфраструктурой ближайшего социума;
- включение младших школьников в санитарно-просветительскую деятельность и пропаганда занятий физической культурой в ходе детско-родительских и семейных соревнований;
- коллективные прогулки;
- фотовыставки, конкурсы;
- дискуссии и беседы по проблемам здорового образа жизни современного ученика (о режиме дня, труда и отдыха, питания, сна, о субъективном отношении к физической культуре);
- разработка обучающимися памяток и информационных листовок о нормативно-правовом обеспечении права граждан на сохранение здоровья, о возможностях получения медицинской помощи, об отечественной системе медицинского страхования;
- выступление перед одноклассниками по вопросам заботы о собственном здоровье, истории международного и отечественного спорта;
- спортивные соревнования для детей и родителей.
Содержание курса включает:
1 модуль «Безопасность в квартире»
Дом как среда обитания человека и возможные способы защиты человека от экстремальных воздействий в жилище.
Среда обитания человека и её факторы, влияющие на безопасность. Возможные неблагоприятные факторы жилища (нарушение температурного режима, сквозняки, чрезмерный наружный шум и др.). Способы защиты человека от неблагоприятных факторов в жилище.
Формы организации: беседа, путешествие, сказка, практическая работа.
Виды деятельности:
- участвовать в беседе, задавать вопросы, вступать в диалог, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения, формулировать правила;
- применять правила пользования острыми, колющими и режущими предметами: ножницами, ножом, иголкой, отвёрткой, булавкой, спицей. Соблюдать правила безопасного поведения. Объяснять правила противопожарной безопасности при использовании утюга, плиты, ёлочных гирлянд, бенгальских огней. Объяснять правила поведения при открытых окнах, балконах. Осваивать правила поведения в разных ситуациях: как вести себя дома.
- Пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративноприкладного искусства, художественного конструирования в собственной художественнотворческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы.
- Находить сведения, факты, заданные в явном виде. Формулировать несложные выводы, основываясь на тексте. Находить аргументы, подтверждающие вывод.
- Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
2 модуль «Безопасность на улице и на дороге»
Поведение на улице. Безопасность на детской площадке. Безопасность на спортивной площадке. Опасные места на улице. Что делать если потерялся в городе? Переходим улицу.
Формы организации: беседа, игра, выставка рисунков, самостоятельная работа.
Виды деятельности:
- объяснять элементарные правила поведения на проезжей части, игровой площадке, при пользовании мячом, велосипедом, роликами;
- объяснять и применять правила поведения на детской площадке, при пользовании качелями, горками, каруселями;
- соблюдать правила безопасного поведения на спортивной площадке; различать опасные места на улице: открытый колодец, гаражи, линии электропередач; применять правила безопасного поведения на улице, при общении с незнакомыми людьми; соблюдать правила дорожного движения при переходе через улицу;
- участвовать в беседе, задавать вопросы, вступать в диалог, формулировать правила;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
- выполнять на основе знакомства с персональным компьютером (другими средствами ИКТ) как техническим средством, его основными устройствами и их назначением базовые действия, используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорнодвигательного аппарата эргономичные приёмы работы; выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку). Пользоваться компьютером для поиска и воспроизведения необходимой информации. Пользоваться компьютером для решения доступных учебных задач с простыми информационными объектами (текстом, рисунками, доступными электронными ресурсами).
3 модуль «Безопасность на природе »
Ядовитые растения. Ядовитые и съедобные ягоды. Ядовитые и съедобные грибы. Опасные насекомые.
Формы организации: беседа, исследование, проект, самостоятельная работа.
Виды деятельности:
- различать съедобные и ядовитые растения на примере своей местности;
- различать опасных насекомых;
- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательной организации, социума, этноса, страны;
- участвовать в беседе, задавать вопросы; вступать в диалог; формулировать правила.
4 модуль «Безопасность и еда»
Зачем нужно мытье рук? Чем опасны немытые овощи? Гигиена питания.
Функции питания. Основные типы питательных веществ, необходимых организму. Рациональный режим питания. Основные правила приёма пищи. Фастфуды и правильное питание.
Формы организации: беседа, викторина, игра, самостоятельная работа.
Виды деятельности:
- применять на практике элементарные правила гигиены; моделировать в ходе практических работ ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья; знать элементарные правила гигиены;
- формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- участвовать в беседе, задавать вопросы; вступать в диалог; отвечать на вопросы и оценивать свои достижения, формулировать правила.
5 модуль «Здоровье и полезные привычки»
Распорядок дня и здоровье. Умывание. Выбор одежды по сезону.
Распорядок дня и чувство времени. Влияние выполнения распорядка дня на самочувствие и здоровье. Наиболее оптимальный распорядок дня для ученика второго класса.
Формы организации: беседа, самостоятельная работа, игра.
Виды деятельности:
- участвовать в беседе, задавать вопросы, вступать в диалог, отвечать на вопросы, оценивать свои достижения, формулировать правила;
- моделировать в ходе практических работ ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья; моделировать в ходе практических работ ситуации по здоровому питанию; моделировать в ходе практических работ ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья;
- формулировать собственное мнение и позицию. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
6 модуль «Человек и движение»
Подвижные игры, подвижные игры с элементами спортивных игр. Влияние двигательной активности на здоровье человека.
Формы организации: игра
Виды деятельности:
- формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- играть в подвижные игры.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, отведённых на изучение факультатива «Азбука здоровья» во 2 классе составляет 34 часа (1 час в неделю).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностными результатами изучения данного курса являются:
- формирование у детей необходимых умений и навыков безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый и безопасный образ жизни;
- социальная культура: ценностное отношение к значимым нормам и правилам поведения;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений;
- осознание ответственности человека за общее благополучие;
- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты:
Познавательные универсальные учебные действия:
- понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;
- на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть – целое; причина – следствие; изменения во времени и в пространстве);
- сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
- объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
- определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
- формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
- моделировать ситуации на основе изученного материала.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения;
- признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;
- соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику;
- конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1) Самоорганизация:
- планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи;
- выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль и самооценка:
- осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
- находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины;
- корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);
- предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
- объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя;
- оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их.
Совместная деятельность:
- понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности;
- коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
- проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
- выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого;
- ответственно выполнять свою часть работы.
Предметные результаты обучения нацелены на решение прежде всего образовательных задач:
- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
- расширение знаний о правилах поведения в среде обитания, на дорогах и в транспорте;
- знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение режима дня;
- расширение кругозора и культурного опыта школьника.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Дата изучения | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Модуль 1. Безопасность в квартире | ||||||
Среда обитания человека и её факторы, влияющие на безопасность. Правила пользования острыми, колющими и режущими предметами | 2 | Участвовать в беседе, задавать вопросы, вступать в диалог, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения, осуществлять взаимодействие с одноклассниками. |
|
| ||
Модуль 2. «Безопасность на улице и на дороге» | ||||||
Поведение на улице. Безопасность на детской площадке. Опасные места на улице. Правила пешеходного перехода улицы. Правила дорожного движения. | 5 | Участвовать в беседе, задавать вопросы, вступать в диалог, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения, осуществлять взаимодействие с одноклассниками. | Практическая работа |
| ||
Модуль 3. Безопасность на природе | ||||||
Ядовитые растения. Ядовитые и съедобные ягоды. Ядовитые и съедобные грибы. Опасные насекомые. | 2 | Участвовать в беседе, задавать вопросы, вступать в диалог, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения, осуществлять взаимодействие с одноклассниками. |
|
| ||
Модуль 4. Безопасность и еда | ||||||
Зачем нужно мытье рук? Чем опасны немытые овощи? Гигиена питания. Функции питания. Основные типы питательных веществ, необходимых организму. Рациональный режим питания. Основные правила приёма пищи. Фастфуды и правильное питание. | 2 | Участвовать в беседе, задавать вопросы, вступать в диалог, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения, осуществлять взаимодействие с одноклассниками. | Творческая работа |
| ||
Модуль 5. Здоровье и полезные привычки | ||||||
Распорядок дня и здоровье. Умывание. Выбор одежды по сезону. Распорядок дня и чувство времени. Влияние выполнения распорядка дня на самочувствие и здоровье. Наиболее оптимальный распорядок дня для ученика второго класса. | 3 | Оценивать свои достижения, осуществлять взаимодействие с одноклассниками. | Практическая | |||
Модуль 6. Человек и движение | 20 | |||||
Подвижные игры, подвижные игры с элементами спортивных игр. Влияние двигательной активности на здоровье человека. | Играть в подвижные игры, осуществлять взаимодействие с одноклассниками. | |||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | |||||
Виды и формы деятельности по реализации воспитательного потенциала |
| |||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ОЗОЖ для 5 класса к учебному пособию М.Ю.Михайлиной,М.В.Лысогорской,М.А.Павловой"Здоровый образ жизни"
Рабочая программа по ОЗОЖ для 5 класса содержит пояснительную записку, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки обучающихся, календарно-тематический план....

Рабочая программа по предмету: "Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности" для учащихся 9 класса с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.
Содержание программы + календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа спортивной секции для 5х классов по ФГОС "В здоровом теле - здоровый дух"
Рабочая программа внеурочной деятельности спортивной секции «В здоровом теле-здоровый дух» составлена в соответствии:· с требованиями Федерального госуд...
Рабочая программа по географии предмет 6 класс с ограниченными возможностями здоровья С(К)КVIIвида
Адаптированная программа по географии 6 класс....
Рабочая программа по географии предмет 8 класс с ограниченными возможностями здоровья С(К)КVIIвида
Адаптированная программа по географии 8 класс....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Здорово быть здоровым"
Внеурочная деятельность курса «Здорово быть здоровым» предназначена для учащихся 10-х классов в рамках, спортивно-оздоровительного направления. Пот...

