Обобщающий урок по теме Географическая карта
план-конспект урока географии (6 класс) по теме

Урок построен по материалам художественных произведений

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Obobshchayushchiy_urok_po_teme_Geograficheskaya_karta.doc120.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по теме « Географическая карта»

Урок-практикум. « Путешествия и приключения в  художественных произведениях»

( Интегрированный урок география-история-литература)

6 класс.

Цель урока:

  • повторить тему « Географическая карта», повторить основные понятия из этой темы, применить знания по определению географических координат, формировать умения работы с контурной картой;
  • развивать познавательный интерес к географии, развивать воображение, речь, расширять кругозор учащихся; раскрыть значимость знаний о географических координатах для практической жизни людей.
  • воспитывать любовь к книге, потребность в чтении.

Оборудование:

  • физическая карта полушарий
  • атлас 6 класс
  • набор контурных карт
  • компьютер
  • мультимедийный проектор
  • набор цветных карандашей
  • книги о путешествиях и приключениях

А. Никитин « Хождение за три моря»

Д. Дефо « Робин Крузо»

Д Свифт « Путешествия Гулливера»

Л. Буссенар «Похитители бриллиантов»

Ж.Верн « Дети капитана Гранта», « 20 тысяч лье под водой»,

 « Таинственный остров»

 «Пять недель на воздушном шаре»

 Г. Адамов «Тайна двух океанов»

                  В. Каверина «Два капитана»

I. Организационный момент

II.Фронтальный опрос.

  • Дать определение меридиана.
  • Дать определение параллели.
  • Можно ли выбрать параллель для совершения самого длинного кругосветного путешествия?
  • Можно ли выбрать меридиан для совершения самого длинного кругосветного путешествия?
  • Что такое градусная сеть?
  • Дать определение географической широты.
  • В пределах скольких градусов она  может быть?
  • Дать определение географической долготы.
  • В пределах скольких градусов она  может быть?
  • Для чего необходимо определять географические координаты?
  • Где находится точка, широта и долгота которой 0°?
  • Найдите на карте точку с координатой 90° с. ш.

III. Основная часть. Практическая работа.

             Сегодня на уроке мы будем определять географические координаты необычных объектов: из литературных произведений . В литературе немало примеров путешествий, приключений. Любой писатель имеет право на художественной вымысел. Но где проходит она, грань, невидимая грань между правдой и вымыслом? Порой правда и вымысел бывают очень  тесно переплетены,  Кроме того, в связанных между собой романах существует множество расхождений в датах, «подгонка» дат к реальным событиям.
Многое о чем писали авторы – вымышлено, но есть и описание того, что было на самом деле.

Все свои действия мы будем наносить на контурную карту.

1 задание. слайд 1

«Хо́жение за три моря» (Хождение за три моря) 

       В XV веке русские купцы вели оживленную торговлю со странами Востока. Для заморской торговли в 1466 году  из Твери отправились купцы, среди которых был Афанасий Никитин. В Нижнем Новгороде они присоединились к каравану посольства, ездившего к великому князю московскому Ивану III, и вместе с ним поплыли вниз по Волге. Близ Астрахани на караван напал татарский хан Касим и захватил судно, на котором находился весь товар  Афанасия Никитина. Возвращаться было рискованно: товары Никитин набрал в долг, а поэтому на родине его ждала долговая тюрьма. Он решил продолжать путешествие. Никитин сел на шуйское судно и поплыл к берегам Индостана, а там отправился в глубь страны.

Около трех лет провел Никитин в Индии. Все отчетливее стал он ощущать тоску по родине. В его дневнике появляются такие патриотические строки о России: «В сем мире нет страны, подобной ей, хотя бояре Русской земли не добры. Но да устроится Русская земля и да будет в ней справедливость!» Истосковавшись по родине, в начале 1472 года Никитин отправляется в обратный путь. На небольшом судне он достиг берегов Африки, затем с караваном купцов добрался до берегов Черного моря. Отсюда он доплыл до Крыма и, встретившись с земляками — русскими купцами, направился домой, но вблизи Смоленска в 1472 году умер от болезни. Его записи сберегли и доставили в Москву шедшие вместе с ним купцы.

Три моря — Каспийское, Индийское и Черное — прошел Афанасий Никитин, много народов увидел, но лучше своей земли так и не нашел. «... На этом свете нет страны, подобной Руси...» — писал он в своей книге. А.Никитин первым из русских правдиво описал Индию

        В путешествии А.Никитин вел дневник и оставил потомкам описание путешествия, которое называется «Хождение за три моря».

 
Нанесем на контурную карту основные точки из этого путешествия:

Г Тверь ( 56 с.ш. 35 в.д.)

Г. Астрахань( 46 с.ш. 48 в.д.)

Г. Смоленск ( 54 с.ш. 32.в.д.)

Подпишем моря .

 2 задание.

Один  из  самых известных  романов  Даниеля  Дефо  «Приключение  Робинзона  Крузо».

      Полное название романа  - «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего 28 лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки близ устья реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля, кроме него, погиб, с изложением его неожиданного освобождения пиратами, написанные им самим»

 За время своей жизни на острове он столкнулся с различными трудностями и опасностями как природного происхождения, так и исходящими от дикарей. Все события записаны в виде дневника и создают реалистичную картину псевдодокументального произведения. Вероятнее всего, роман написан под влиянием реальной истории, произошедшей с Александром Селькирком, который провёл на необитаемом острове в Тихом океане четыре года  слайд 2

 (сегодня этот остров в составе архипелага Хуана Фернандеса назван в честь литературного героя Дефо).

Не всем известно, что история  о жизни Робинзона Крузо  превратилась в литературную эпопею, состоящую из трёх частей.

Во второй части (1720), названной «Дальнейшие приключения Робинзона Крузо» и принятой публикой гораздо более прохладно,  герой в очередной раз отправляется в скитания: посещает свой любимый остров, совершает кругосветное путешествие, в конце которого оказывается в далекой и загадочной России.

Третья часть эпопеи, носящая название «Серьёзные размышления в течение жизни и удивительные приключения Робинзона Крузо, включающие его видения ангельского мира» (1721), не является в полной мере художественным произведением, а скорее представляет  собой эссе на социально-философские и религиозные темы.  

Нанесем на контурную карту  два объекта. Это Город Йорк в Англии ( 53 с. ш. 1 з. д.) и остров

Робинзона Крузо.( Архипелаг Хуана Фернандеса  80.з.д 33.ю.ш.) слайд 3 ( он в Тихом океане, Д.Дефо перенес его в Атлантический)

3 задание. Джонатан Свифт « Путешествия Гулливера»

В страну Лилипутию.

На первой странице этой книжки было написано: «4 мая 1699 года мы снялись с якоря в Бристоле»
Много недель и месяцев плыла «Антилопа» по Южному океану. Дули попутные ветры. Путешествие было удачное. Но вот однажды, при переходе в Восточную Индию, корабль настигла страшная буря. Ветер и волны погнали его неизвестно куда. А в трюме уже кончался запас пищи и пресной
воды. Двенадцать матросов умерли от усталости и голода. Остальные едва передвигали ноги. Корабль бросало из стороны в сторону, как ореховую скорлупку. В одну тёмную, бурную ночь ветер понёс «Антилопу» прямо на острую скалу. Матросы заметили это слишком поздно. Корабль ударился об утёс и разбился в щепки. Только Гулливеру и пяти матросам удалось спастись в шлюпке.

В Бробдингнег.

Гулливер прожил дома недолго. Не успел он хорошенько отдохнуть, как его снова потянуло в плавание.
«должно быть, уж таков я по природе,- думал он.- Беспокойная жизнь морского бродяги мне больше по сердцу, чем мирное житьё моих сухопутных друзей». Одним словом, через два месяца после своего возвращения на родину он уже снова числился врачом корабле «Адвенчер», отправлявшемся в дальнее плавание под командой капитана Джона Николса. 20 июня 1702 года «Адвенчер» вышел в открытое море. Ветер был попутный. Корабль шёл на всех парусах до самого мыса Доброй Надежды. Здесь капитан приказал бросить якорь и запастись свежей водой. « Адвенчер»  зазимовал у мыса Доброй Надежды.
слайд 4
Только в марте 1703 года на корабле опять были поставлены паруса, и он благополучно совершил переход до Мадагаскарского пролива.
19
 апреля, когда корабль был уже недалеко от острова Мадагаскар, лёгкий западный ветер сменился жестоким ураганом.
Двадцать дней корабль гнало на восток. Вся команда измучилась и мечтала только о том, чтобы этот ураган наконец утих
.

Нанесем на контурную карту  и найдем координаты этих объектов:

Г. Бристоль ( 51 с.ш.2з.д.)

Мыс Доброй Надежды (34 ю. ш. 18.в.д.)

4 задание. 

 «Похитители бриллиантов» - самое знаменитое произведение Луи Буссенара, автора классических приключенческих романов и неутомимого путешественника, рассказывает о трех французах, отправившихся на поиски сокровищ в Южную Африку во времена "алмазной лихорадки".

«Испарения поднимаются из глубины в виде исполинских султанов и слегка покачиваются на ветру, никогда, однако; не теряя ни своей круглой формы, ни своей силы сцепления. Они видны за десять километров при низкой воде и с расстояния вдвое большее в сезон дождей, когда вода поднимается. У основания они имеют светло-перламутровый цвет и темнеют кверху. Эти две особенности лишь усиливают их сходство с дымом...

От облака поднимается струя пара вышиною в 800 м, и две лучезарные сверкающие радуги играют на этой алмазной пыли. Распыленная вода поднимается высоким столбом и снова падает дождем мельчайших брызг в раскрытую бездну»

 Укажите место, в котором оказались герои романа Л. Буссенара «Похитителя бриллиантов», если характерной особенностью тех мест, в которых происходит действие, является беспрерывный глухой гул, который слышен уже в 16 км от пункта, расположенного на 25°в. д. и 17° юш

  Это водопад Виктория  слайд 5

  Нанесем его на контурную карту.

 5 задание по  произведениям Жюля Верна..

 « Дети капитана Гранта», « 20 тысяч лье под водой»,

 « Таинственный остров» «Пять недель на воздушном шаре»

1. 26 июня 1864 г. экипаж яхты «Дункан», принадлежащей лорду Эдуарду Гленарвану, виднейшему члену Королевского яхт-клуба Темзы и богатому шотландскому землевладельцу, вылавливает в Ирландском море акулу, в животе которой находит бутылку с запиской на трех языках: английском, немецком и французском. слайд 6

Начнем с английского документа.

В этом документе строки и слова были расположены следующим образом:

….. 62 ………………… Bri ……………. gow sink ……………………………………… stra ………….. aland …………………………….

……….. skipp … Gr …………………………

…………………………… that monit … of long and ………………………………….. ssistance …………………… lost

Второй клочок бумаги был попорчен сильнее, чем первый. На нем сохранились лишь немногие бессвязные слова, расположенные в следующем порядке:

7 Iuni ………………… Glas ………………… zwei …….. atrosen ………………………. graus ……………………… bringt .. ihnen

— Это написано по-немецки, — воскликнул Джон Манглс, взглянув на бумагу.

— Прочтем теперь французский документ, — сказал Гленарван, — нам это будет нетрудно, так как мы все знаем этот язык.

Вот точное воспроизведение третьего документа:

трех (trois) . ачтовое (ats) ……. тания (tannia) ……………… гония (gonie) ….. южный (austral) ……………………………. дости (abor) контин (contin) . пл (pl) ….. жесток (cruel) . инд (indi) ………………… брош (jete) ….. долго (ongit) . и 37ь11'

………………… шир (lat)

— Тут есть цифры! — воскликнула Элен. — Смотрите, господа! Смотрите!

— Итак, решено! Я соединю обрывки этих слов и фраз и дополню пробелы теми обрывками слов, смысл которых ясен, а затем мы сравним и обсудим.

Гленарван тотчас же взялся за перо и через несколько минут подал своим друзьям бумагу, где было написано следующее:

7 июня 1862 трехмачтовое судно «Британия» Глазго потерпело крушение ………………. гони южн берег …………………………. два матроса Капитан Гр ……………………….. дости …. контин ……. пл ………….. жесток инд брошен этот документ ……………… долготы и 37ь11' широты …………….. Окажите им помощь погибнут

 И вот 25 августа на поиски капитана Гранта выходит яхта «Дункан»  из Глазго.

Г. Глазго ( 55 с.ш. 4 з.д.)

     Достоверно было известно, что капитан Грант вышел  30 мая 1862 г. на своем судне из порта Кальяо, который расположен рядом со столицей Перу — городом Лима. Определите географические координаты Лимы.

Г. Лима ( 12.ю.ш. 76 з.д )

    Определите географические координаты Панамского канала и скажите, сколько лишних, градусов широты пришлось пройти «Дункану», огибая Южную Америку, чтобы достичь ее западного побережья на 37° ю. ш.

Панамский канал (9.с.ш.79.з.д.)

Только 15 августа 1914 года по Панамскому каналу прошел первый океанский пароход: закончилось труднейшее строительство этой водной магистрали, связавшей через Панамский перешеек Атлантический и Тихий океаны. Поэтому « Дункану» пришлось совершать плавание вдоль берегов Южной Америки к Маггеланову проливу.

                              «Между тем «Дункан» с изумительной быстротой несся по пути Веспуччи и Магеллана. 15 сентября он пересек тропик Козерога и взял курс к знаменитому проливу. Несколько раз едва заметной полоской на горизонте показывались низкие берега Патагонии. До них было больше десяти миль, и Паганель, даже глядя в свою знаменитую подзорную трубу, мог получить об американском побережье лишь весьма неясное представление.

 25 сентября «Дункан» был уже у Магелланова пролива и уверенно вошел в него. Пароходы, направляющиеся в Тихий океан, обычно предпочитают этот путь. Точная длина Магелланова пролива составляет всего триста семьдесят шесть миль. Он настолько глубок, что по нему даже у самых. берегов могут проходить суда большого водоизмещения. По берегам много источников пресной воды, рек, изобилующих рыбой, лесов, богатых дичью, сколько угодно легкодоступных мест для стоянок.слайд 7

      Магелланов пролив ( 53.ю.ш. 70 з.д.)

   Долгие приключения ожидали отважных путешественников с яхты « Дункан» для спасения капитана Гранта. Они прошли вдоль всей 37 параллели.

  Поднявшись на борт яхты «Дункан» после своего спасения, капитан Грант помог восстановить полный текст записи, найденной в бутылке. В ней сообщались следующие координаты крушения его судна: 37° ю. ш., 153° з. д. Определите по карте, где следовало вести поиски капитана.

  Только обрывок слова abor, ввел в заблуждение проницательного географа. Паганель упорно видел в нем корень глагола aborder (причаливать), между тем как это было частью французского названия острова Марии-Терезы, где и нашли приют потерпевшие кораблекрушение на «Британии»:
остров Табор. Правда, этой ошибки трудно было избежать, раз на всех корабельных картах «Дункана» этот остров значился под названием острова Марии-Терезы.
— Все равно! — восклицал Паганель и в отчаянии рвал на себе волосы.— Я не должен был забывать об этом двойном названии! Это непростительная ошибка, заблуждение, недостойное секретаря Географического общества! Я опозорен!

О.Табор (риф  Марии-Терезы)

18 марта, через одиннадцать дней после того, как «Дункан» отплыл от острова Табор, показались берега Америки, а на следующий день яхта бросила якорь в бухте Талькауано.
Она вернулась сюда после пятимесячного плавания, во время которого, строго придерживаясь тридцать седьмой параллели, обошла вокруг всего земного шара. Участники этой достопамятной, не имевшей прецедента в летописях английского Клуба путешественников экспедиции побывали в Чили, в пампах, в Аргентинской республике, в Атлантическом океане, на островах Тристан-да-Кунья, в Индийском океане
слайд 8, на острове Амстердам, в Австралии,слайд 9 в Новой Зеландии, на острове Табор в Тихом океане.слайд 10 И усилия путешественников увенчались успехом:
они возвращали на родину моряков, потерпевших крушение на «Британии».

О. Тристан-да- Кунья ( 37 ю.ш.12.з.д.)

О. Амстердам ( 37.ю.ш. 77.в.д.)

2. «Таинственный остров»

        В книге повествуется о событиях, происходящих на вымышленном острове, где остановился капитан Немо на своей подводной лодке «Наутилус». Основными персонажами являются пятеро американцев, которые оказываются на необитаемом острове в Южном полушарии.

     Герои романа  « Таинственный остров» отправились в путешествие на воздушном шаре из города Ричмонд /США/ 38 с.ш., 78 з.д. Унесенные ураганом, они оказались на необитаемом острове, который назвали остров Линкольна: 35°ю.ш, 150°з.д. Обозначьте на карте маршрут и укажите направление их вынужденного путешествия.

           Ричмонд /США/ 38 с.ш., 78 з.д.

           Линкольна: 35°ю.ш, 150°з.д

        Герои романа Ж. Верна «Пять недель на воздушном шаре» поднялись в воздух с острова Занзибар (6° ю. ш.; 39° в. д.). Укажите эту точку на карте. (слайд 12)

Занзибар (6° ю. ш.; 39° в. д.).слайд11

6 задание :Г. Адамова «Тайна двух океанов»

«Перед ними стеной метра в два вышины тянулась сложенная из огромных плит терраса. Словно зачарованные, закинув головы, они не сводили глаз с нескольких гигантских статуй. Они стояли на удлиненных торсах, без ног, с едва намеченными под грудью руками, примитивные и мощные, безмолвные и грозные, и пристально глядели вперед, в безмолвное пространство океанам

  • Иван Степанович; если мы не на простой подводной горе, то что же это за остров?
  • Это остров Рапа-Нуи.Таинственный, загадочный остров, доставляющий массу хлопот и мучений географам, этнографам и историкам  всего цивилизованного мира. Слыхал ли ты что-нибудь об этом острове?
  • Рапа-Нуи... Нет,— признался Павлик,— первый раз слышу,
  • Гм.. Нечего сказать, хорош! Но, может быть, ты знаешь его под именем Вайгу, как его иногда называют?
  • Нет, Иван Степанович,— смутился Павлик,—и Вайгу не знаю.

Не понимаю. Абсолютно не понимаю, чему вас только учили... Не-знать ничего и даже не слышать об острове Рапа-Нуи, или Вайгу, это чудовищно!»

Догадываетесь ли вы, какой остров послужил прообразом Рапа-Нуй, или Вайгу? И каковы координаты подлодки «Пионер», которая доставила героев романа Г. Адамова «Тайна двух океанов» на этот остров?

( о. Пасхи в Тихом океане) ( 27 ю.ш. 109 з.д.) слайд 12

    7 задание «Два капитана» В. Каверина ( на резерв )

      Художественное  произведение, которое с наибольшей достоверностью напоминает  реальные события 1912 года по освоению Арктики.

    В 1944 году  роман «Два капитана»  появился в свет. Автора буквально завалили  вопросами о прототипах  главных  героев - капитана  Татаринова  и  капитана  Григорьева. «Я воспользовался  историей  двух  отважных  завоевателей  Крайнего Севера. У одного  я  взял  мужественный  и  ясный  характер, чистоту  мысли, ясность  цели – все, что  отличает  человека  большой  души. Это был  Седов. У  другого – фактическую  историю  его  путешествия. Это был  Брусилов»,- вот  так  вдохновенно писал  Каверин  о  прототипах  капитана  Татаринова.

(слайд14)

                 « С детских лет Саня Григорьев умел добиваться успеха в любом деле. Он вырос мужественным и храбрым человеком. Мечта разыскать остатки экспедиции капитана Татаринова привела его в ряды летчиков-полярников. Жизнь капитана Григорьева полна героических событий: он летал над Арктикой, сражался против фашистов. Его подстерегали опасности, приходилось терпеть временные поражения, но настойчивый и целеустремленный характер героя помогает ему сдержать клятву, данную себе еще в детстве: «Бороться и искать, найти и не сдаваться».

    « Из письма капитана Татаринова жене:«… пишу и тебе о  нашем открытии: к северу от Таймырского полуострова на картах не значится никаких  земель. Между тем, находясь на широте 790 35’, к востоку от Гринвича, мы заметили  резкую серебристую полоску, немного выпуклую, идущую от самого горизонта…Я убежден, что это земля…Пока я назвал ее твоим именем…».Саня Григорьев выясняет, что  это была Северная  Земля, открытая в 1913 году лейтенантом Б.А.Вилькицким.

         «1915 года, марта месяца, 16 дня в широте 79° и в долготе от Гринвича 90° с борта дрейфующего судна «Святая Мария» при хорошей видимости и ясном небе была замечена на восток от судна неизвестная обширная земля с высокими горами и ледниками, сообщает рапорт начальника экспедиции капитана Татаринова. Определите, какая земля (острова) была открыта этой экспедицией.

Архипелаг  Северная Земля слайд 13

IV. Итог урока

1.Итак, где же вымысел, а где правда  в литературных произведениях? Понятно, что в настоящей литературе есть и то, и другое. И даже в фантастике и сказках, где собственно всё - художественный вымысел. Много художественных произведение посвящено путешествиям, приключениям – реальным и вымышленным.

2.Назовите произведения с которыми мы сегодня работали.

3.Все ли в них было на самом деле?

4.Какое из произведений вам особенно запомнилось?

5. Объясните, докажите, почему?

6.Для чего нужно определять географические координаты?

7.Можно ли определить местонахождения точки только по одному значению координаты?

Домашнее задание:

Подобрать сведения, привести примеры о необходимости определения географических координат, где это применимо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по теме "Географическая карта", 6 класс

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Географическая карта", 6 класс...

Обобщающий урок по теме "Географические открытия"

Данный материал предназначен для систематизации и обобщения знаний обучающихся по теме "История открытия и освоения Земли"...

Конспект урока на тему: " Географические карты ", 6 класс

формировать знания о географической карте ка источнике географической информации....

технологическая карта урока по теме "Географическая карта и ее масштаб" 6 класс

Технологическая карта урока по географии 6 класс по теме "Географическая карта и ее масштаб"...

Итоговый урок по теме "географическая карта" для 6-ого класса

Цель урока: - повторить тему “Географическая карта”; применить знания по определению географических координат, измерению высот и глубин, направлений на карте; проследить причинно-следствен...

Урок на тему "Географическая карта - особый источник информации"

Предмет: география Класс: 5 Тема " Географическая карта - особый источник информации"...