" ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ"
календарно-тематическое планирование по географии на тему

РОССОВА ОЛЬГА ЕВГЕНЬЕВНА

ПРОГРАММА "ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ВО ВНЕКЛАСНОЙ РАБОТЕ"  ВКЛЮЧАЕТ ЦЕЛИ, НАПРАВЛЕНИЯ , ФОРМЫ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ РАЗНЫХ ВОЗРАСТОВ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ НАПРАВЛЕНИИ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа

 

       

    Разработана учителем географии

МОУ СОШ 2 им. А. С. Пушкина

                                                           Россовой Ольгой  Евгеньевной

 ЦЕЛИ:

  1. формирование у школьников знаний научных основ природопользования;
  2. формирование необходимых убеждений  и навыков экологической направленности;
  3. воспитание нравственных принципов и активной жизненной позиции в области охраны окружающей среды;
  4. воспитание умений в области рационального использования природных ресурсов.

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ:

  1. природоохранное краеведение;
  2. озеленение населённых пунктов;
  3. внутреннее озеленение школы;
  4. лесовосстановление и охрана лесов;
  5. борьба с эрозией почв;
  6. охрана зелёных насаждений с помощью пернатых друзей;
  7. охрана полезных ископаемых;
  8. создание экологических троп;
  9. охрана малых рек и родников.

ЗАДАЧИ:

Возраст

Задачи педагога

6-10 лет

  1. Пробуждать активность и интерес учащихся к деятельности по охране и улучшению окружающей среды.
  2. Воспитывать бережное отношение к природе, умение видеть и понимать её красоту.
  3. Прививать знания о законах развития природной среды, формировать целостный взгляд на взаимоотношение  человека с окружающей средой, подводить учащихся к осмыслению взаимосвязей явлений  в природе.

10-14 лет

  1. Расширять активный интерес учащихся к охране природы, их самостоятельность и инициативу.
  2. Воспитывать эмоциональное отношение к природе, формировать у каждого ответственность за состояние окружающей среды.
  3. Расширять экологические знания о современных экологических проблемах и взаимосвязях между отдельными явлениями в природе, показывать последствия воздействия человека на природу.

14-17 лет

  1. Развивать у учащихся экологическое мышление. Формировать соответствующие научные знания, интересы и способности к активному исследованию проблем экологической направленности, поощрять самостоятельность, инициативу, творческий подход к решению вопросов, связанных с охраной природы.

«Положительное,

что приносит хороший результат,

приемлемо использовать

во внеклассной работе»

ФОРМЫ РАБОТЫ:

  1. школьные и скверо-парковые лесничества;
  2.  экологические походы и экскурсии;
  3.  клубы друзей природы;
  4.  отряды «зелёных» и «голубых» патрулей;
  5.  краеведческо-экологические кружки;
  6.  викторины, олимпиады, вечера;
  7.  научные конференции, пресс-конференции;
  8.  смотры-конкурсы и т.д.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:

Экологическое воспитание учащихся одно из важных направлений не только в учебной деятельности, но и во внеклассной работе. Объектами изучения могут быть отдельные элементы природы, так и природные комплексы. Причём эти работы должны базироваться на теоретических проработках проблем, выполняться непосредственно в пределах своей местности, хорошо планироваться и иметь законченный результат – отчёт в виде карт, рефератов, которые передаются в муниципальные отделы по охране природы. Результаты необходимо показывать всем учащимся, родителям, педагогам школы не только для привлечения  большого количества учащихся к экологическим проблемам, но и воспитания экологического самосознания, сопричастности к происходящему. Вполне по силам учащимся 5-6 классов  проводить наблюдения за источниками загрязнения р. Белой,  учащимся старших классов можно проводить исследования  данных  лаборатории  «минудобрения», определять их влияние на окружающую среду.  Учащиеся   под лозунгом «Чистый город – здоровые люди» занимаются проблемами загрязнения дворов бытовым мусором, контролируют своевременность его вывоза, наличие мусоросборников.  Учащимся необходимо знать о необходимости утилизации пластиковой тары, и наносимом экологическом ущербе при её отсутствии. Учащиеся занимаются и сбором мусора, поскольку  практика имеет наибольшее значение.  Детям прививается любовь и гордость за чистый город.

Большая работа проводится в походах и экскурсиях. На основе собранных материалов можно подготовить картосхемы, на которые нанести нарушения природных условий, объектов.  При проведении экскурсий учащиеся должны видеть и понимать последствия негативного влияния на окружающую среду предприятий с устаревшими технологиями. Дети должны понимать принципы работы водоочистных сооружений, пыле- и газоулавливающих установок, а также знакомится с системами утилизации промышленных и бытовых отходов.

Работа по охране природы должна стать обязательной составной частью экологического воспитания школьников и чётко планироваться.

На мой взгляд, в воспитательной работе не только уместно, но и целесообразно широко использовать в силу своей высокой нравственности следующие принципы. Они просты в изложении, несут глубокую смысловую нагрузку и доступны для любого возраста. Очень важно донеси их до учащихся.

Принцип единства – все мы являемся частью природы.

Принцип смирения – мы представляем собой  ценный вид, однако не более важный, чем другие.  Все живые существа, включая человека, имеют свою значимость.

Принцип уважения к природе - каждое живое существо имеет право на жизнь. Наличие этого права нее зависит от степени полезности для нас.

Принцип сотрудничества – наша роль заключается  в понимании и сотрудничестве с природой, а не в её завоевании.

Принцип любви, заботы и радости – лучшее в жизни - не материальное.

Принцип охраны природы – недостойно человека быть причиной преждевременного исчезновения каких-либо видов, существующих в природе.

Принцип – чти свои корни - Земля без нас  может существовать, а мы без неё – нет, истощенная Земля –истощенная экономика.

Принцип «непосредственный опыт – лучший учитель» -  чтобы любить и понимать природу и самого себя, необходимо затратить время на непосредственное познание, чувственное восприятие воздуха, воды, почвы, растений, животных и других компонентов природы. Теоретического изучения Земли по книгам  и телевидению  недостаточно.

Принцип – «Люби свой край » - изучайте и любите природу своего края, живите в согласии с ней, ступайте по земле с осторожностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-ориентированный проект "Экологическая тропа как элемент экологического воспитания во внеклассной работе по биологии"

Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. В условиях среднего образования он направлен не только на овладение знаниями и умениями, но на развитие мы...

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ МБОУ ЗАЛАРИНСКАЯ СОШ№ 1

Представляю свой опыт работы в экологическом воспитании и образовании в нашей школе...

Реализация регионального компонента как одного из направлений духовно-нравственного воспитания во внеклассной работе по английскому языку.

Сегодня регионоведческий компонент при преподавании английского языка играет важную роль в духовно- нравственном воспитании. этому способствует коммуникативная направленность предмета....

Обобщение опыта работы Повышение профессиональной компетенции учителя литературы через освоение инновационных технологий воспитания во внеклассной работе

Учитель обобщает свой опыт работы  по повышению профессиональной компетенции через освоение инновационных технологий  воспитания во внеклассной работе...

Формирование духовно нравственного и гражданско - патриотического воспитания через внеклассную работу

Условия жизни на сегодняшний день способствуют тому, что большинству родителей приходится значительную часть времени проводить на работе. В результате нравственно-духовное воспитание школьников в семь...

Экологическое воспитание через внеклассную деятельность.

Экологическая культура – составная часть общей культуры человека. Она начинается с любви к родному краю, с бережного и чуткого отношения к северной природе. Экологическое воспитание на современн...

«Практическая деятельность воспитанников основа экологического воспитания» (из опыта работы)

В статье обобщен опыт работы по экологическому воспитанию в условиях СРЦН. Вовлечение детей в эколого-практические действия, живое общение с природными объектами, действия по улучшению качества окружа...