Рабочая программа по географии для 9 класса
рабочая программа по географии (9 класс) по теме

Рабочая программа составлена для работы по учебнику  географии под редакцией Алексеева

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Rabochaya_programma_po_geografii_dlya_9_klassa.doc399.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Погромская средняя общеобразовательная школа имени А. Д. Бондаренко Волоконовского района Белгородской области»

«Согласовано»

Руководитель МО

_____________Т.И. Андрющенко

Протокол № 1  от

«     » августа 2011 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по

УВР МОУ» Погромская СОШ»

____________

«____»____________2011 г.

«Утверждено»

Директор МОУ» Погромская СОШ»

___________С.И.Андрющенко

Приказ № ___ от «__»_____2011 г.

Рабочая программа учебного курса

«География. Россия. Хозяйство и географические районы»

(базовый уровень)

для  9  класса

Составитель: учитель географии

МОУ « Погромская СОШ»

Дворниченко Е.А.

2011   год

 

2. Пояснительная записка

Рабочая программа по географии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования,  примерной программой основного общего образования. (методического пособия для учителей Петина А.Н., Сластиной Т.В.  «География Белгородской области, 8-9 классы. Белгород, БелГУ, 2006.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

Цели. 

Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводится  68 часов, из расчета 2-х учебных часов в неделю.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

 Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Реализовать данные цели позволяет используемый учебно-методический комплект:

Учебники: 

1. «География России. Хозяйство и географические районы». Учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений / под редакцией А.И. Алексеева.  - М.: Дрофа, 2009.

2. «География Белгородской области»: Учебное пособие для 8-9 классов общеобразовательной школы. В 2 частях. Часть 2. Население и хозяйство. - М.: МГУ, 2008.

Атлас:

«География России. Население и хозяйство. 9 класс». – М.: Дрофа, 2009

 Контурные карты: «География» 9 класс/ под ред. В.И.Сиротина. – М.: Дрофа, 2009.

Рабочая тетрадь для учащихся:

1. Баринова И.И., В.Г.Суслов «Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт. Россия: хозяйство и экономические районы – М.: Экзамен, 2009.

2. Гайворонская Н.И., Голеусов П.В., Лисецкий Ф.Н. и др. Рабочая тетрадь по географии Белгородской области. В 2 частях. Часть первая. – М.: Изд-во МГУ, 2008.

Методические пособия для учителя: 

1. Поурочные разработки по географии России:9 класс: к учебнику под редакцией В.П.Дронова. «География России: 8-9 классы(1 и 2 части) / С.Н.Грушина. – М.: Изд. «Экзамен», 2008.

2. Элькин Г.Н. География населения и хозяйства России . 9 класс: Методическое пособие. Санкт-Петербург: «Паритет», 2002.

3. Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: население и хозяйство России. 9 класс.М.: «Вако», 2005 и др.

4. Петин А.Н., Сластина Т.В. География  Белгородской области 8-9 класс: Методическое пособие для учителей (примерное поурочное планирование),  Белгород:  Изд-во БелГУ, 2006.

Хрестоматия: «За страницами учебника географии, 8-9 классы. Книга для чтения. Составитель К.П.Сергеева. – М.: Просвещение, 1997

атлас.

7. «География. Школьный курс. Тренажеры. Подготовка к экзаменам. Словарь терминов» - В помощь учащимся. Издательство «Учитель» и др.

3. Требования к уровню подготовки учащихся

Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

В результате ученик 9 класса должен:

1.Называть и показывать:

  1. основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
  2. основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
  3. географические районы, их территориальный состав;
  4. отрасли местной промышленности.

2.Описывать

  1. природные ресурсы;
  2. периоды формирования хозяйства России;
  3. особенности отраслей;
  4. традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
  5. экономические связи районов;
  6. состав и структуру отраслевых комплексов;
  7. основные грузо - и пассажиропотоки.

3.Объяснять:

  1. различия в освоении территории;
  2. влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
  3. размещение главных центров производства;
  4. сельскохозяйственную специализацию территории;
  5. структуру ввоза и вывоза;
  6. современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.

Критерии оценки знаний и умений выпускников основной школы:

Ответ выпускника оценивается по пятибалльной шкале. При оценивании ответов и выставлении отметки можно руководствоваться следующими примерными критериями, которые носят рекомендательный характер.

                   Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
  4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
  3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
  4. Ответ самостоятельный;
  5. Наличие неточностей в изложении географического материала;
  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
  9. Понимание основных географических взаимосвязей;
  10. Знание карты и умение ей пользоваться;
  11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

 

Оценка "3" ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
  2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
  3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
  7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
  8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
  9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
  10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
  11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
  12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
  2. Не делает выводов и обобщений.
  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
  6. Имеются грубые ошибки  в использовании карты.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
  2. Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

 

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
  2. допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
  2. или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  1. не более двух грубых ошибок;
  2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
  3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
  4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
  5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
  2. или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  1. не приступал к выполнению работы;
  2. или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

  1. Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
  2. Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

 

Оценка качества выполнения

практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

 Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательно сти. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических

и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учи телем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена уча щимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного резуль тата (перестановка пунктов типового плана при характеристи ке отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебни ку, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение уме ниями, необходимыми для самостоятельного выполнения ра боты.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении ре зультатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выпол нивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполне ние работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретиче ского материала, но испытывали затруднения при самостоя тельной работе с картами атласа, статистическими материала ми, географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные ре зультаты не позволяют сделать правильных выводов и полно стью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подго товки учащегося.

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.

Требования к выполнению практических работ на контурной карте.

Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты ( в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

Правила работы с контурной картой.

1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.

2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.

3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.

4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.                                                                            5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы .                                 6. Не забудьте подписать работу внизу карты!                                                                                                      Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!

Рабочая программа рассчитана на 68 часов ( 2 часа в неделю).

               Практических работ всего – 14, из которых итоговых практических работ – 5, оценки по которым заносятся в классный журнал, 9 практических работ- обучающие, оценки по которым не выставляются.

                                     Вид контроля

Количество часов

Практические работы

             14

Зачеты

             1

Тестовый контроль

             2

Практические работы.

1. Практическая работа №1 

« Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства»

( обучающая).

2. Практическая работа  №2

 « Характеристика одного из угольных бассейнов» ( итоговая).

  1. Практическая работа №3 « Определение главных районов размещения отраслей  машиностроения»(обучающая).

4. Практическая работа №4

« Определение эффективности размещения отраслей пищевой промышленности»( обучающая).

5. Практическая работа №5

« Характеристика одной из транспортных магистралей России»

( итоговая).

6. Практическая работа № 6

 « Внешние территориально- производственные связи Центральной России и Центрального района» ( стр. 210)( обучающая.)

7. Практическая работа № 7

« Сравнение географического положения 2-х столиц: Москвы и Санкт- Петербурга.( итоговая).

8.Практическая работа № 8 « Характеристика Самарского промышленного узла»( обучающая).

9. Практическая работа №  9 « Определение  проблем Северного Кавказа»

( обучающая).

10. Практическая работа № 10 

« Выявление и анализ условий для развития хозяйства Дальнего Востока»

( обучающая).

11. Практическая  работа  № 11.

«Составление  картосхемы  внешних  экономических  связей  России  со  странами  Дальнего  и  Ближнего  Зарубежья» ( итоговая).

12. Практическая работа №12

« Определение ЭГП Белгородской области». ( обучающая)

13. Практическая работа №13

 « Оценка изменения численности населения Белгородской области»

( обучающая).

14. Практическая работа №14

« Оценка размещения населения  Белгородской области» ( итоговая)

                              Учебно-тематический план

Раздел, тема

Кол-во часов по рабочей программе

Раздел 1. Хозяйство России.

22

Раздел 2.  Регионы России.

34

 Раздел 3  «Россия в современном мире»  

2

 Раздел 4 «География Белгородской области»  

10

Итого:

68

4. Календарно-тематический план

п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки похождения

Примечание

1 Раздел «Хозяйство России»  – 22 часа

1.

Введение. Что изучает география хозяйства России.

1

2.

Понятие хозяйства.

1

3.

Особенности развития хозяйства.

1

4.

Первичный сектор экономики. Сельское хозяйство. Растениеводство.

1

5.

Животноводство.

Практическая работа №1 

« Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства»

( обучающая)

1

6.

Лесное хозяйство

1

7.

Рыбное хозяйство

1

8.

Вторичный сектор экономики.

Топливно- энергетический комплекс.

1

9.

Угольная промышленность.

1

10.

Практическая работа  №2

 « Характеристика одного из угольных бассейнов» ( итоговая)

1

11.

Нефтяная и газовая промышленность.

1

12.

Электроэнергетика

1

13.

Машиностроение. Практическая работа №3 « Определение главных районов размещения отраслей  машиностроения»(обучающая)

1

14.

Особенности географии военно- промышленного комплекса.

1

15.

Металлургическая промышленность.

1

16.

Химическая промышленность

1

17.

Пищевая и легкая промышленности.

 Пр. работа №4

« Определение эффективности размещения отраслей пищевой промышленности»( обучающая)

1

18.

Третичный сектор экономики. География коммуникаций. Практическая работа №5

« Характеристика одной из транспортных магистралей России»

( итоговая)

1

19.

География науки.

1

20.

Информационная инфраструктура

1

21.

География обслуживания и рекреационного хозяйства.

1

22.

 Тестирование по теме: «Хозяйство России».

1

2 Раздел «Регионы России»– 34 часа

23

Районирование России.

1

24.

Восточно- Европейская равнина. Волга.

1

25.

Центральная Россия.

1

26.

Центральный район: особенности населения.

1

27.

Хозяйство Центрального района.

1

28.

Москва- столица России.

1

29.

 Города Центрального района.

Практическая работа № 6

 « Внешние территориально- производственные связи Центральной России и Центрального района»

 ( стр. 210)( обучающая)

1

30.

Центрально- Черноземный район.

1

31.

Волго- Вятский район.

1

32.

Северо- Западный район.

1

33.

Города на старых водных путях.

1

34.

Санкт-Петербург.

1

35.

Практическая работа № 7

« Сравнение географического положения 2-х столиц: Москвы и Санкт- Петербурга.( итоговая)

1

36.

Калининградская область.

1

37.

Европейский Север. Географическое положение и природа.

1

38.

Этапы развития хозяйства Европейского Севера.

1

39.

Поволжье. ГП и  природа Поволжья.

1

40.

Население и хозяйство Поволжья. Практическая работа № 8 

« Характеристика Самарского промышленного узла»( обучающая)

1

41.

Северный Кавказ. ГП, природные условия и  население.

1

42.

Хозяйство Северного Кавказа. Практическая работа №  9 

« Определение  проблем Северного Кавказа» ( обучающая)

1

43.

Южные моря России.

1

44.

Урал. ГП и  природа.

1

45.

Этапы развития и современное хозяйство Урала.

1

46.

Природа Сибири. Население и хозяйственное освоение.

1

47.

Природа и ресурсы гор Южной Сибири.

1

48.

Арктические моря.

1

49.

Западная Сибирь. Природные условия и ресурсы.

1

50.

Хозяйство Западной Сибири.

1

51.

Восточная Сибирь. Природные условия и ресурсы.

1

52.

Байкал. Хозяйство Восточной Сибири.

1

53.

Дальний Восток. Природные условия и ресурсы.

1

54.

Моря Тихого океана.

1

55.

Население и хозяйство Дальнего Востока.

Практическая работа № 10

« Выявление и анализ условий для развития хозяйства Дальнего Востока» ( обучающая)

1

56.

Зачет по теме « Регионы России»

1

3 Раздел «Россия в современном мире»  – 2 часа

57.

Место России среди стран мира.

1

58.

Взаимодействие России с другими странами мира.

Практическая  работа  № 11.

«Составление  картосхемы  внешних  экономических  связей  России  со  странами  Дальнего  и  Ближнего  Зарубежья». ( итоговая)

1

4 Раздел «География Белгородской области»  –   10 часов

59.

Территория, границы, ЭГП Белгородской области.

Практическая работа №12

« Определение ЭГП Белгородской области» ( обучающая)

1

60.

Природные ресурсы, история освоения  Белгородской области.

1

61.

Население Белгородской области.

Практическая работа №13

 « Оценка изменения численности населения Белгородской области»

( обучающая)

1

62.

Половозрастная структура населения. Размещение населения Белгородской области.

Практическая работа №14

« Оценка размещения населения  Белгородской области» ( итоговая)

1

63.

География отраслей хозяйственного комплекса  Белгородской области.

1

64.

Сельское хозяйство Белгородской области.

1

65.

Инфраструктурный комплекс.  Историко- культурный потенциал Белгородской области.

1

66.

Города Белгородской области.

1

67.

Внешнеэкономический связи Белгородской области.

1

68.

Зачет по теме « География Белгородской области. География России. Хозяйство и географические районы»

1

 

5. Содержание программы учебного предмета

Курс географии 9 класса рассчитан на 68 часов. В него включены следующие темы:

  1. Хозяйство России, на данную тему отводится 22 часа. В данную тему включены вопросы изучения первичного, вторичного и третичного секторов экономики РФ.

2. Регионы России, данная тема рассчитана на 34 часа. В данную тему включены вопросы изучения регионов РФ.

3. Россия в современном мире- на данную тему отведено 2 часа

4. География Белгородской области- на данную тему отведено 10 часов,  где учащиеся будут изучать экономико- географическое положение Белгородской области, природные ресурсы,  хозяйство, население, внешнеэкономические связи  Белгородской области

6. Средства контроля

  1. Текущий контроль ( тестирования) по темам «Хозяйство России», «Европейская часть России», «Районы России». 
  2. Кроме вышеперечисленных основных форм контроля проводятся текущие самостоятельные работы, цифровые географические диктанты в рамках каждой темы в виде фрагмента урока.

Рабочая программа предусматривает выполнение 14  следующих практических работ:

Практическая работа №1

« Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства»( итоговая)

Цель работы: определить основные районы выращивания зерновых и технических культур, главные районы животноводства. Сделать вывод от каких причин зависит размещение основных отраслей сельского хозяйства.

Задания:

  1. Пользуясь картами атласа выделите основные районы выращивания зерновых и технических культур, основные районы животноводства.
  2. Результаты работы оформите в  виде таблицы:

Основные культуры и направления животноводства

Основные районы производства

Зерновые культуры:

- рожь

- пшеница

- кукуруза

- рис

Технические культуры:

-лен

- сахарная свекла

- подсолнечник

Оленеводство

Скотоводство:

- молочное

- молочно- мясное

- мясное

Свиноводство

Овцеводство

  1. Сделайте вывод: от каких причин зависит география основных отраслей сельского хозяйства.

Практическая работа №2

« Характеристика одного из угольных бассейнов» ( итоговая)

Цель: научиться давать характеристику угольного бассейна по картам атласа, статистическим материалам.

Оборудование: карта полезных ископаемых, таблицы учебника, текст учебника.

Бассейн

Доля подземной добычи, %

Средняя глубина добычи, м

Средняя мощность пласта, м

Калорийность

угля, тыс.кал/кг

Добыча, млн. т.

Запасы, млрд.т.

Кузнецкий

589

185

1,85

0,88

98

725

Печорский

100

298

1,53

0,8

22,7

214

Канско- Ачинский

-

-

100

0,47

32

601

1-й вариант- Печорский угольный бассейн

2-й вариант- Кузнецкий

Ход работы:

1. Географическое положение бассейна                          2. Способ добычи угля.

3. Глубина добычи.                                                            4. Мощность пластов.

5. Качество угля.                                                                6. Себестоимость добычи.

7. Величина добычи, запасы угля.                                   8. Потребители.

9. Проблемы бассейнов.                                                    10. Перспективы развития бассейна

Пример выполнения работы:

1. Печорский угольный бассейн  расположен на северо- востоке европейской  части России, на северо- востоке Республики Коми. Центром бассейна является город Воркута, расположенный за северным полярным кругом. Другой город в бассейне- Инта. До Воркуты проложена  железная дорога – Печорская ( Коноша- Воркута).

2. Весь уголь добывается дорогим подземным способом.

3. Глубина добычи 298 м.- это глубже, чем в Кузбассе.

4. Пласты средней мощности 1,53 м. ( в Кузбассе-1,85м.)

5. Угли  высококачественные ( 0,8 тыс. ккал/кг)

6. Угли дорогие ( себестоимость высокая), т.к. шахтеры имеют «северные надбавки» к зарплате.

7. Добыча угля в 4 раза ниже, чем в Кузбассе.

8. Запасы угля меньше, чем в Кузбассе в 3 раза.

9. Потребителями угля являются предприятия Европейского Севера.

10. Бассейн имеет небольшие перспективы развития из-за высокой себестоимости углей.

11. Проблемы бассейна связаны с трудностями реализации дорогого угля, в условиях рыночной экономики. Экологические проблемы связаны с использованием терриконов. Социальные проблемы обострились из-за несвоевременной выплаты зарплаты, инфляции. Люди уезжают из Воркуты в более благоприятные для жизни регионы.

Практическая работа №3

 « Определение главных районов размещения отраслей  машиностроения»(обучающая)

Цель работы: определить главные районы размещения отраслей машиностроения, закрепить умения  добывать знания по картам атласа.

   Ход работы:

    На контурную карту России нанесите государственную границу России и границы её экономических районов и обозначьте:

  1. Основную зону расселения населения России  (треугольник  Санкт-Петербург - Ростов-на-Дону - Новосибирск);
  2. Главные центры электротехнической промышленности России: Александров, Биробиджан, Владикавказ, Воронеж, Казань, Москву, Нижний Новгород, Новосибирск, Кемерово, Пермь, Подольск, Самару, Санкт-Петербург, Томск, Уфу, Чебоксары;
  3. Важнейшие центры чёрной металлургии России: Волгоград, Екатеринбург, Комсомольск-на-Амуре, Липецк, Магнитогорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Новотроицк, Старый Оскол, Тулу, Челябинск, Череповец, Электросталь;
  4. Крупнейшие центры тяжёлого машиностроения (Екатеринбург, Колпино, Комсосольск-на-Амуре, Новокузнецк, Орск, Черемхово, Электросталь);
  5. Сделайте вывод о размещении трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения.

Практическая  работа №4

« Определение эффективности размещения отраслей пищевой промышленности»( обучающая)

Цель работы: определить эффективность размещения отраслей пищевой промышленности, закрепить умения  добывать знания по картам атласа

Задания:

  1. Определить эффективность размещения отраслей молочной промышленности.
  2. Определить эффективность размещения отраслей сахарной промышленности.

Практическая работа №5

« Характеристика одной из транспортных магистралей России»( итоговая)

Цель: научиться давать характеристику транспортной магистрали по картам атласа, статистическим материалам.

Оборудование: карта транспорта России.

1-й вариант- Транссибирская магистраль

2-й вариант- Байкало- Амурская магистраль

Ход работы:

1. Протяженность магистрали.

2. Направление магистрали.

3. Природные условия, в которых функционирует магистраль, влияние этих условий на эффективность работы магистрали.

4. Крупные транспортные узлы магистрали.

5. Состав и направление грузопотоков.

6.Перспективы развития магистрали.

Практическая работа № 6

« Внешние территориально- производственные связи Центральной России и Центрального района» ( стр. 210)( оценочная)

Цель: научиться составлять на контурной карте внешние территориально- производственные связи Центральной России или Центрального района.

Оборудование: карта, текст учебника.

Вариант1- Центральная Россия

Вариант2- Центральный район

Ход работы:

1. Обозначить на контурной карте границы Центральной России или Центрального района.

2. Показать стрелками разного цвета, что получает Центральная Россия  или Центральный район  из других регионов страны и стран СНГ и что вывозит.

3. Сделайте вывод об особенностях внешних территориально- производственных связей Центральной России или Центрального района.

Сравниваемые

города

 черты

Москва

Санкт-Петербург

Где расположен

город

Расположена

 в центре

 европейской

части России

Находится

 на северо-западе

европейской

части России

Какое ГП имеет

Сухопутное

 положение

Приморское

 положение

на берегу

 Финского залива

Транспортное

 положение

Крупнейший

транспортный

узел России;

от города

 расходятся

11 железных дорог, автомобильные

дороги, авиалинии,

порт 5 морей

Крупный

транспортный

узел, от города

 расходятся

веером 6

железных дорог,

автомобильные дороги, порт Балтийского моря

На каких реках

расположен

Находится

на реке

 Москве, которая

соединяется с

 Волгой каналом

 имени Москвы.

Через Волгу и

каналы (Волго-

Балтийский,

Волго-Донской) имеет выход к 5 морям

Находится в

 устье реки

Невы на 108

 островах.

Через

 судоходную

Неву и Волго

-Балтийский

 канал

имеет выход

 в Белое

море, в Волгу

Как

 строился город

Город

Строился

 не по плану.

Главная

площадь – Красная,

центр – Кремль.

От центра

 Расходятся

 радиусы – улицы, которые пересекаются

 кольцами – Садовое кольцо, Бульварное

 кольцо, МКАД.

Город

строился по

плану: на

побережье –

промышленные

предприятия.

Нет набережных

улиц. Главная

улица –

Невский

проспект.

Основная

единица

города –

площадь.

Город

имеет много

мостов,

каналов,

протоков.

Планировка города

Планировка

 радиально-

кольцевая

Планировка

прямоугольная

Год основания

Год

основания - 1147

Год

основания

- 1703

Практическая работа № 7

« Сравнение географического положения 2-х столиц: Москвы и Санкт- Петербурга ( итоговая).

Цель работы: сравнить географическое положение Москвы и Санкт- Петербурга, закрепить умения работать с картами атласа.

Выполнение практической работы:

  1. Сравнение ЭГП:
  1. положение окраинное, центральное;
  2. положение приморское, сухопутное;
  3. транспортное положение;
  4. положение на реке.
  1. Планировка города:
  1. радиально-кольцевая, прямоугольная;
  2. явный центр города;
  3. год основания;
  4. другое.

Практическая работа № 8

« Характеристика Самарского промышленного узла»( оценочная)

Цель работы: дать характеристику Самарского промышленного узла, закрепить умения работать с картами атлас, добывать по ним самостоятельно знания.

Ход   работы:

Дайте  экономико-географическую  характеристику  промышленного  узла  по  следующему  типовому  плану:

  1. Географическое  положение  промышленного  узла.  
  2. Состав
  3. Природно- ресурсная база
  4. Отрасли специализации и центры
  5. Проблемы и перспективы развития.

 Пример выполнения работы:

  1. В состав Самарского промышленного узла входят: Самара, Тольятти, Новокуйбышевск, Чапаевск, Жигулевск.
  2. Узел расположен в  северной части Поволжья.  Здесь пересекаются железные дороги, судоходная Волга, нефтепроводы и газопроводы.
  3. В районе узла имеются водные ресурсы Волги, нефть местная и привозная, сера
  4. Машиностроение ( Самара, Тольятти), автомобилестроение ( Самара, Тольятти), нефтеперерабатывающая ( Новокуйбышевск), химическая ( Новокуйбышевск, Самара,  Тольятти, Чапаевск), электроэнергетика ( Волжская ГЭС), пищевая ( Самара)
  5. Экологическая: загрязнение Волги стоками промышленных предприятий, необходимость конверсии военных предприятий.

Практическая работа №  9

« Определение  проблем Северного Кавказа» ( оценочная)

Цель работы: определить проблемы Северного Кавказа на основе текста учебника, карт атласа.

  1. Заполнить таблицу: ( пример выполнения)

Проблема

Причины

Пути решения

Водная

Дефицит воды на равнине

Строительство

 Оросительных

 каналов

Экологическая

Эрозия почв, накопление ядохимикатов

и минеральных удобрений в почве,

реках и Азовском море

Насаждение

 лесопосадок,

 уменьшение

 использования

ядохимикатов

Азовского моря

Попадание

ядохимикатов

и удобрений

Создание

очистительных

сооружений на

предприятиях

Политическая

Многонациональный

 район, соседствует

со странами Кавказа

Повышение

материального

благосостояния населения,

создание равных

условий

с развитыми экономическими

районами РФ

Терроризма

Борьба

  с терроризмом

Портовых

 точек и морского

 транспорта

Нехватка портов, не

справляются с отправкой увеличивших грузов

Расширение

портового

хозяйства,

строительство

 новых портов

Практическая работа № 10 

« Выявление и анализ условий для развития хозяйства Дальнего Востока».

Цель работы: выявить и проанализировать условия для развития хозяйства Дальнего Востока, закрепить умения добывать  знания по картам самостоятельно.

1.Заполнить таблицу:

Название отрасли

Объяснение

причин

и условий для ее развития

Рыбная промышленность

Горнодобывающая

промышленность

Цветная металлургия

Лесная промышленность

Целлюлозно- бумажная

Угольная промышленность

Практическая работа №11

Составление  картосхемы  внешних  экономических  связей  России  со  странами  Дальнего  и  Ближнего  Зарубежья.

Цель работы:  составить картосхему внешних экономических связей России со странами Дальнего Востока и Ближнего Зарубежья, закрепить умения самостоятельно добывать знания по картам атласа.

Ход   работы: 

      Используя  текст  учебника,  справочную  и  другую  литературу,  на контурной  карте  составьте  картосхему  внешних  экономических  связей  России  со  странами  Дальнего  и  Ближнего  Зарубежья:

1.      обозначьте  границы России  и важнейших  внешнеэкономических  партнёров  России  и  подпишите  их  названия;

2.      стрелками  различного  цвета  покажите  основные  экспортируемые  из  России  и  импортируемые  в  Россию  товары  из  стран  Ближнего  и  Дальнего  Зарубежья;

3.      сделайте  вывод  о  структуре  и  географических  особенностях внешней  торговли  России;

4.      условными  знаками  обозначьте  на  карте  другие  виды  экономического  сотрудничества  России  со  странами  Ближнего  и  Дальнего  Зарубежья.

Практическая работа №12

« Определение ЭГП Белгородской области» (тренировочная)

Цель работы: определить ЭГП Белгородской области, закрепить умения самостоятельно добывать знания по картам атласа.

Задания:

  1. Определить по картам атласа ЭГП Белгородской области.
  2.  Сделать вывод о ЭГП Белгородской области.

Практическая работа №13

« Оценка изменения численности населения Белгородской области»

( тренировочная)

Цель работы: на основе статистических данных оценить изменения численности населения Белгородской области, закрепить умения работать со статистическим материалом.

Задания:

А) Используя таблицу 5. “Численность населения России и Белгородской области, тыс. чел.” на стр. 77 определите  что происходило с численностью населения в области?

Б) По рис. 74 . “Изменение  численности населения Белгородской области” стр.77, охарактеризуйте ситуацию изменения численности населения Белгородской области по районам. Выявите районные в которых прослеживается рост, сокращение, стабильность численности населения.
В) По рис 77 стр. 79 . “Механическое движение населения Белгородской области” проанализируйте график механического движения населения Белгородской области. Какие изменения произошли  с 2002 по 2007 год  в механическом движении населения Белгородской области, с чем это связано?  (Ответ и вывод записать в тетрадь).

Г) По рис.78 « Механическое движение населения» проанализируйте  в каких районах прибывших больше, в каких районах выбывших больше?
Д) По рис.79. “Миграционный приток населения в Белгородскую область из других регионов России и стран – бывших республик СССР в 2000-2006 гг.” на стр.79 определить откуда прибывает больше всего мигрантов в Белгородскую область и с чем это связано? (Ответ и вывод записать в тетрадь).

Практическая работа №14

« Оценка размещения населения  Белгородской области» ( тренировочная)

Цель работы: на основе карты атласа « Население Белгородской области» оценить размещение населения Белгородской области, закрепить умения самостоятельно добывать знания по картам атласа.

Задания:

Определить по рис. 84, стр. 84.

-Определить в каких районах  самая высокая плотность населения?

-В каких районах самая низкая плотность населения?

-Определить плотность населения Волоконовского района.

-Определить какие населенные пункты имеют самую большую численность населения.

У- 22 Тестирование по теме «Хозяйство России»

1.Каким фактором можно объяснить размещение производства трелевочных тракторов в Петрозаводске?

1)потребительский  2)энергетический;  3)транспортный;  4)экологический.

2.В состав топливной промышленности входят:

1)нефтяная промышленность;                                2)нефтяная, газовая и угольная;

3)нефтяная, газовая, электроэнергетика;              4) газовая.

3.К лесоизбыточным районам в России относятся:

1)Европейский Север и Северный Кавказ;             2)Северный Кавказ и Восточная Сибирь;

3)Восточная Сибирь и Европейский Север;            4)Поволжье и дальний Восток.

4.овцеводство – отрасль специализации:

1)Рязанская обл.    2)Дагестан;  3)Курганская обл.  4)Мурманская обл.

5.Черноморские порты России:

1)Одесса и Новороссийск;    2)Новороссийск и Туапсе;

3)Туапсе и находка;      4)Находка и Мурманск.

6.Череповецкий металлургический комплекс расположен:

1)вблизи топливной базы;                                        2)вблизи сырья;

3)на пересечении важнейших транспортных путей;

4)вблизи потребителя.

7.Крупнейший нефтегазоносный бассейн России:

1)Тимано-печорский;   2)Волго-Уральский; 3)Западно-Сибирский;                                           4)Сахалинский.

8.Ведущеее место по производству металлов занимает металлургическая база:

1)Центральная;   2)Уральская;   3)Сибирская;     4) Южная                                              

9.Из отраслей пищевой промышленности на сырье ориентируется:

1)Рыбная и кондитерская;                                         2)кондитерская и сахарная;

2)сахарная и рыбная;                                                 4)консервная и макаронная.

10.Главный нефтеналивной порт России:

1)Новороссийск;                                                        2)Архангельск;

3)Владивосток;                                                          4)Мурманск.

11.В какой области расположена крайняя западная точка страны?

1)Псковской;                                                             2)Калининградской;

3)мурманской;                                                          4)Смоленской.

12.выберите города – центры материаллоёмкого машиностроения:

1)Москва, Новосибирск;                                          2)Кемерово, Нижний Новгород;

3)Смоленск, Екатеринбург;                                    4)Самара, Москва.

13.Основной продукт черной металлургии:

1)Чугун;        2)Чугун и сталь;   3)Чугун, сталь, прокат;       4)сталь и никель.

14.Каким и факторами обусловлено развитие целлюлозно-бумажной промышленности на севере европейской части России?

1)сырьевым;                                             2)экологическим;

3)портебительским;                                4)энергетическим.

15.Тяжелое м/с наиболее развито на Урале, Ц.России, Кузбассе благодаря:

1) высокой плотности населения;         2)наличию сырьевой базы;

3)квалифицированным кадрам;             4)развитой транспортной сети.

16.Бурый уголь добывают в бассейнах:

1)Печорском и Подмосковном;                2)Подмосковном и Канско-Ачинском;

3)Канско-Ачинском и Печорском;           4)Кузбасс  и Печорском.

17.Из отраслей химической промышленности на сырье ориентировано производство:

1)калийных удобрений;   2)серной кислоты;  3)азотных удобрений;                              

18.Посевы кукурузы совпадают с районами выращивания:

1)ржи;          2)яровой пшеницы;3)озимой пшеницы;    4)сахарной свеклы.  

19.К отраслям, обеспечивающим АПК, относятся:

1)животноводство и производство с/х техники;

2)производство с/х техники и минеральных удобрений;

3)растениеводство и животноводство.

20.Столица самого восточного субъекта РФ:

1)Магадан;      2)Владивосток;              3)Анадырь;                   4)Южно-Сахалинск.

21.Главные районы производства полимерных материалов:

1)Европейский Север и Ц, Россия;                 2)Поволжье и Европейский Север;

3)Ц.Россия и Поволжье;                                  4)Поволжье и Северный Кавказ.

22.Какие грузы экономичнее перевозить речным транспортом:

1)мясо, молоко;                                       2)лес, уголь, зерно;

3)кондитерские изделия;                       4)продукция легкой промышленности.

23. Установите соответствие:

Производство                                          главный фактор размещения

1.автомобльный                                     А.близость потребителя;

2.компьютеров                                       Б.развитая транспортная сеть;

3.трелевочных тракторов                      В.близость научных центров.

24. Установите соответствие:

Производство                                          Центры

1.Автомобилестроение                            А.Волгоград, Челябинск, Владимир;

                                                                  Б.Тольятти, Нижний Новгород, Ульяновск;

2.Тракторостроение                                В.Москва, Санкт-Петербург, Новороссийск.

25.Установите соответствие:

Продукция хим. пром-ти                          Потребители

1.топливо, смазочные масла;                 А.машиностроение;

2.шины, резина. Пластмассы;                 Б.транспорт;

                                                                   В.легкая промышленность.

Критерии оценивания:   Всего – 25 б.

«5» - 23-25 б.  «4»-  18-22 б  «3 -  11- 17 б    «2» -   до 10 б.

У-56    Зачет   по теме «Регионы России».

Цель: определить уровень знаний по теме «Регионы России»

Тестовая проверка

 1.С каким государством Россия имеет сухопутную границу:

1)Болгария;  2)Румыния;  3)Литва.

2.Для размещения предприятий какой отрасли решающее значение имеет потребительский фактор:

1)точное машиностроение;     2)легкая пром-ть:

3)цветная металлургия легких металлов;  4)целлюлозно-бумажная.

3.Предприятия каких отраслей размещаются рядом:

1)тяжелое м/с т черная металлургия;

2)цветная металлургия и целлюлозно-бумажная пром-ть;

3)электроэнергетика и химия органического синтеза;

4)все ответы верны;

4.Что влияет на размещение АПК:

1)природные условия территории;     2)размещение населения и его трудовые навыки;

3)производственные связи с другими отраслями;   4)все вышеуказанное.

5.Большинство АЭС строились в Европейской части России, так как на этой территории:

1)высока потребность в электроэнергетике;

2)большие залежи урановых руд;

3)развита транспортная сеть;     4)высокая плотность населения.

6.Какие регионы имеют выгодное ЭГП на пересечении транспортных путей, связывающих восточную и западную части страны:

1)Восточная Сибирь и Дальний Восток;              2)Северо-Запад и Европейский Север;

3)Урал и Поволжье;                                              4)Северный Кавказ.

7.Какой регион беден природными ресурсами:

1)Ц.Россия;          2)Восточная Сибирь;    3)Северный Кавказ;    4)Урал.

8.Какой регион имеет хорошие агроклиматические ресурсы:

1)Ц.Черноземный;    2)Поволжье;   3)Северный Кавказ;   4)все названные.

9.Что общего у Ц.Черноземного района, Поволжья и Северного Кавказа:

1)хорошие агроклиматические ресурсы;

2)специализация на черной металлургии;

3)преобладание сельского хозяйства.

10.В каких регионах топливная пром-ть является отраслью специализации:

1)Ц.Черноземный район;  2)Восточная Сибирь;   3)Поволжье.

11.В каких регионах топливная пром-ть является отраслью специализации:

1)Северный Кавказ;    2)Западная Сибирь;  3)Поволжье;   4)во всех названных.

12.Что общего у Западной Сибири, Поволжья и Северного Кавказа:

1)специализация на черной металлургии;     2)обеспеченность топливно-энергетическим ресурсами;   3)обеспеченность лесными ресурсами.

13.В каких регионах лесная пром-ть является отраслью специализации:

1)Северный Кавказ;         2)Европейский Север;   3)Поволжье;    4)во всех названных.

14.В каких регионах химическая пром-ть является отраслью специализации:

1)Центральная Россия;    2)Урал;    3)Поволжье;    4)во всех названных.

15.Какие регионы выделяются развитой гидроэлектроэнергетикой:

1)Урал;    2)Западная Сибирь;  3)Поволжье;  4)все названные.

16.Что общего у Восточной Сибири и Поволжья:

1)преобладание сельского населения;        2)высокая плотность населения;

3)развитая гидроэлектроэнергетика;        4)обеспеченность лесными ресурсами.

17.Какой регион выделяется развитым машиностроением:

1)Урал;    2)Поволжье;   3)Ц.Россия;   4)все названные.

18.В каких регионах цветная металлургия является отраслью специализации:

1)Ц.Черноземный район;   2)Восточная Сибирь;   3)Поволжье;   4)во всех названных.

19.Что общего у Урала, Европейского Севера и Восточной Сибири:

1)положение на пересечении транспортных путей, связывающих восточную и западную части;

2)на их территории расположены крупнейшие морские порты страны;

3)развитое машиностроение;       4)специализация на цветной металлургии.

20.В каком регионе пищевая промышленность является отраслью специализации:

1)Ц.Черноземный;   2)Поволжье;   3)Северный Кавказ;   4)во всех названных.

21.В каком регионе легкая промышленность является отраслью специализации:

1)Центральная Россия;  2)Дальний Восток;    3)Восточная Сибирь;  4)во всех названных.

Критерии оценивания:  Всего баллов – 21,  «5» - 18-21, «4» - 15-17, «3» -  10-14

«2» -  0  - 9

Ответы: 1-3; 2-2; 3-4; 5-1; 6-3; 7-1; 8-4; 9-1; 10-3; 11-4; 12-2; 13-2; 14-4; 15-3; 16-3; 17-4; 18-2; 19-4; 20-4; 21-1.

 

У-68               Зачет по курсу ««География России»

Цель: проверка знаний по всему курсу «География России»

Ι. Тест. 1 вариант.

1. С каким из перечисленных государств Россия имеет сухопутную границу?

1)Турция;  2)Молдавия;  3)Азербайджан;   4)Швеция.

2. Наибольшая доля городского населения характерна для:

1) Краснодарского края;             2)Мурманской области;

3) Республики Дагестан;              4) Ненецкого АО.    

3. Самой крупной городской агломерацией в России является:

1)Самарская;                                 2) Нижегородская;

3) Санкт-Петербургская;             4) Московская.

4. Основные запасы топливных ресурсов сосредоточены на:

1) Урале;                                       2) Северном Кавказе;

3) Западной Сибири;                  4) Дальнем Востоке.

5. В какой из перечисленных республик в составе РФ развита нефтяная промышленность?

1)Северная Осетия  - Алания;     2)Карелия;

3)Кабардино-Балкарская;            4)Татарстан.

6. Крупнейшие месторождения алмазов и золота в России расположены в пределах ……. экономических районов:

1) Северного и Центрального;                            2) Северо - Кавказского и Поволжского;

3) Восточносибирского и Дальневосточного;   4) Западносибирского и Уральского.

7. Самое крупное месторождение природного газа в Поволжье …

1)Оренбургское;  2)Астраханское; 3)Самарское.

8. Месторождения железной руды Ц.Чернозёмном районе расположены в областях:

   1)Курской и Воронежской;    2)Воронежской и Липецкой;     3)Белгородской и Курской.

   9. Самым крупным городом Ц.Чернозёмного района является:

   1) Ростов-на-Дону;         2)Воронеж;               3)Белгород.

   10.Крупнейшими морскими портами Северного района являются:

А)Архангельск, Кандалакша;   2)Мурманск, Архангельск;  3)Салехард, Диксон.

11. Центрами легкового машиностроения  в России являются:

1)Москва, Запорожье;           2)Саратов, Новосибирск;

3)Нижний Новгород, Тольятти;               4)Ижевск, Миасс.

   12.  Главными районами цветной металлургии являются:

    1) Урал и Восточная Сибирь;     2)Восточная Сибирь и Поволжье;

    3)Поволжье и Дальний Восток.

13.Установите соответствие между отраслями специализации и их центрами:

  Центры                                                            Специализация

1.Ухта                                           а)  лесная, целлюлозно-бумажная;

2.Череповец                                   б)  нефтеперерабатывающая;

3.Мурманск                                   в) черная металлургия;

4.Архангельск, Новодвинск         г) рыбная.

14. Единственный город, где производят электровозы:

1)Коломна;         2)Москва;         3)Ростов-на-Дону;        4)Новочеркасск.

   15. Самый мощный комбинат полного цикла:

         1)Новолипецкий;   2)Череповецкий;   3)Магнитогорский;   4)Новокузнецкий.

   16.  Менее всего загрязняет природную среду работа металлургического комбината в:

       1)Челябинске;   2)Магнитогорске;    3)Липецке;   4)Старом Осколе.

17. Главным фактором размещения черной металлургии является:

        1)сырьевой;   2)топливный;   3)потребительский;   4)энергетический.

18. Автомобили «Жигули» производит завод:

       1) в Набережных Челнах;     2) в Нижнем Новгороде;     3) в Тольятти.

    19. Основным звеном АПК является:

          1)растениеводство; 2)животноводство;  3)сельское хозяйство.

    20. Важнейшей зерновой культурой России является:

          1)гречиха;    2)овес;   3)пшеница.

   21. В Нечерноземье выращивают:

         1)лен-долгунец;   2)сахарную свеклу;   3)подсолнечник.

   22. Самая большая концентрация свиноводства характерна для:

        1)Архангельской обл.;  2)Краснодарского края;  3)Республики Дагестан;  4)Курской области.

ΙΙ. По описанию определите экономический район.

1. 1)на востоке района находятся месторождения угля, нефти и газа;

   2)имеются крупные запасы лесных ресурсов;

   3)на юге района – область, которая славится производством масла;

   4)на северо-западе района находится незамерзающий порт.

2. 1)отрасль специализации – гидроэнергетика;

   2)АПК имеет важное значение;

   3)машиностроение специализируется на выпуске автомобилей, троллейбусов, самолетов;

  4)на юге района открыто крупное газоконденсатное месторождение.

3. 1)район имеет выгодное ЭГП;

   2)район беден природными ресурсами;

   3)основная отрасль – машиностроение;  

  4)значительная часть населения проживает в городе – миллионере;

4. 1)в 18 в.район был «Диким полем»;

    2)находится крупное месторождение железной руды;

   3)АПК – отрасль специализации;    4)проблема рекультивации почвы.

5.1)богатые минеральные ресурсы;

    2)металлургическая база старейшая в стране;

    3)развито тяжелое машиностроение;

   4)основная проблема – экологическая.

Каждое задание оценивается в 1 балл.

 - от 25 до 27 б.      – 5

 - от 19 до 24 б.     – 4

 - от 12 до 18 б.      - 3

 -  менее 11 б .       - 2.

Ответы:        

Ι. 1-3; 2-2; 3-4; 4-3; 5-4; 6-3; 7-2; 8-3; 9-2; 10-2; 11-3; 12 -1; 13: 1б, 2в, 3г, 4а;

    14-4; 15-3; 16-4; 17-1; 18-3; 19-3; 20-3; 21-1; 22-2.

ΙΙ. 1. Европейский Север (Северный район);

     2. Поволжье;

     3. Центральный;

     4. Центрально-Черноземный.

     5. Уральский.

Зачет по курсу «География России»

Ι. Тест. 2 вариант.

1. С каким из перечисленных государств Россия имеет сухопутную границу?

      1)Армения;  2)Швейцария;  3)Индия;   4) Казахстан.

2. Какой субъект РФ имеет протяженную границу с Финляндией?

    1) Республика Коми;     2) Новгородская область;    3) Республика Карелия.

3. Какой из перечисленных городов является крупнейшим по численности населения?

    1) Пермь;       2) Тамбов;         3) Норильск;    4) Магадан.

4. В Ростовской области добывается:

    1) нефть;       2) природный газ;       3) уголь;       4) железная руда.

5. В какой из перечисленных республик в составе РФ развита нефтяная промышленность?

     1) Республика Калмыкия;            2)Карелия;

      3)Кабардино-Балкарская;            4) Республика Коми.

6. Одной из отраслей специализации Восточно-Сибирского района является:

    1) цветная металлургия;                   2)пищевая промышленность;

    3) рыбная промышленность;            4) цементная промышленность.

7. Самое крупное месторождение природного газа в Западной Сибири…

1)Уренгойское;  2)Астраханское; 3) Медвежье.

8. Месторождения железной руды Ц.Чернозёмном районе расположены в областях:

          1)Курской и Воронежской;    2)Воронежской и Липецкой;     3)Белгородской и Курской.

   9. Самым крупным городом  Северо-Западного  района является:

           1) Псков;         2) Новгород;               3) Санкт - Петербург.

  10. В каком из перечисленных городов выпускают зерноуборочные комбайны?

       1) Самара;        2) Ростов-на-Дону;      3) Астрахань;             4) Оренбург.

11. Центрами легкового машиностроения  в России являются:

1)Москва, Запорожье;                                 2)Саратов, Новосибирск;

3)Нижний Новгород, Тольятти;               4)Ижевск, Миасс.

   12.  Главными районами  черной  металлургии являются:

    1) Урал и Ц.-Черноземный район;     2) Северо-Западный район и Поволжье;

    3)Поволжье и Дальний Восток.

13.Установите соответствие между отраслями специализации и их центрами:

  Центры                                                            Специализация

1. Липецк                                       а) черная металлургия;

2.Якутск                                         б) производство никеля;

3.Мончегорск                                 в) тракторостроение;

4. Петрозаводск

14. Назовите  город, где производят локомотивы:

1)Коломна;         2)Москва;         3)Ростов-на-Дону;        4)Новочеркасск.

   15. Челябинск является центром:

         1) автомобилестроения;      2) тракторостроения;      4) химической промышленности.

   16.  Менее всего загрязняет природную среду работа металлургического комбината в:

       1)Челябинске;   2)Магнитогорске;    3)Липецке;   4)Старом Осколе.

17. Главным фактором размещения  предприятий по производству алюминия является:

        1)сырьевой;   2)топливный;   3)потребительский;   4)энергетический.

18. К какому типу природных ресурсов относятся лесные ресурсы?

      1) неисчерпаемым;     2) исчерпаемым  возобновимым;   3) исчерпаемым невозобновимым.

    19. Основным направлением сельского хозяйства Центрально-Черноземного района является:

         1) льноводство;          2) овцеводство;    3) свекловодство;  4) виноградарство и плодоводство.

    20. Крупный район рисоводства создан:

         1) на Кубани;        2) на юге Западной Сибири;    3) в Нечерноземье.

   21. На юге западной Сибири основной зерновой культурой является:

          1) яровая пшеница;    2) рис;      3) ячмень;     4) кукуруза.

   22. Пастбищное овцеводство развивают:

         1) в Нечерноземье;     2) на Прикаспийской низменности;    3) на Северном Урале.

ΙΙ. По описанию определите экономический район.

1. 1)на порожистых реках созданы небольшие ГЭС;

   2)на западе района развита горнодобывающая промышленность;

   3)реки используются для сплава леса;

   4)найдены месторождения алмазов.

2. 1)плодородные почвы;

    2)водная проблема;

    3)политическая нестабильность;

    4)район имеет избыток трудовых ресурсов.

3. 1)самый маленький по площади;

    2)имеется крупный морской порт;

   3)проблема – наводнения в крупнейшем городе;

   4)выделяется наукоемким и трудоемким машиностроением.

4. 1)отрасль специализации – гидроэнергетика;

     2)АПК имеет важное значение;

     3)машиностроение специализируется на выпуске автомобилей, троллейбусов, самолетов;

     4)на юге района открыто крупное газоконденсатное месторождение.

5. 1)приливная электростанция;

    2)отток населения;

   3)наличие целлюлозно-бумажных комбинатов;

    4)на юге района находится крупный металлургический комбинат.

Каждое задание оценивается в 1 балл.

 - от 25 до 27 б.      – 5

 - от 19 до 24 б.     – 4

 - от 12 до 18 б.       - 3

 -  менее 11 б .       - 2.

Ответы:

Ι. 1-4; 2-3; 3-1; 4-3; 5-4; 6-1; 7-1; 8-3; 9-3; 10-2; 11- 3; 12-1; 13-1а,2б,3в;  14-1; 15-2; 16-4; 17-4; 18-2; 19-3; 20-1; 21-1; 22-2.

ΙΙ 1. Европейский Север;

2. Северный Кавказ;

3. Северо-Западный район;

4. Поволжье;

5. Европейский Север.

7. Учебно-методические средства обучения

Основная литература:

  1. А.И. Алексеев « География России. Хозяйство и географические районы». Москва. Дрофа 2009 год.

2. Атлас. Экономическая и социальная география России. 9 класс.

3. Интернет- ресурсы.

Дополнительная литература:

  1. С.А. Малиновская « География 9 класс. Поурочные планы»изд. « Учитель»
  2. Е.А. Жижина « Поурочные разработки по географии « Население и хозяйство 9 класс», изд. « Вако» 2006 год
  3. Г.Н. Элькин « География населения и хозяйства России». Ментодическое пособие Санкт- Петербург « Паритет» 2002 год
  4. Т.Н. Воробцова « География 9 класс. Поурочные планы» изд. « Учитель- АСТ»
  5. И.И. Курицын « Российская Федерация: социально- экономическая география». Москва. Школьная пресса 2001 год.

Методические пособия для учащихся:

  1. Н.Н.Петрова. Тесты по географии. 6 – 10 классы. – М.:Дрофа,2008.
  2. А.А.Летягин. Тесты. География. 6 – 10 классы. – М.: «АСТ»,1999.
  3. В.В.Барабанов. Тематический тестовый контроль по экономической и социальной географии России. 9 класс. – М.: ТЦ «Сфера»,2005.
  4. Государственная итоговая аттестация – 2006, 2007, 2008, 2009. География. 9 класс. Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме. – М.: АСТ:Астрель.
  5. Атлас. География России. Хозяйство и географические регионы. 8 класс
  6. Ром В.Я., Дронов В.П. “Школьный практикум. География России. Население и       хозяйство” Москва, изд. “Дрофа”, 1999
  7. Интернет-ресурсы:

http://www.prosv.ru -  сайт издательства «Просвещение» (рубрика «География»)

http:/www.drofa.ru  -  сайт издательства Дрофа (рубрика «География»)

http://www.center.fio.ru/som- методические рекомендации учителю-предметнику

Наглядный материал. Карты:

1.Политико-административная карта России.

2.Физическая карта России.

3.Топливная промышленность.

4.Северо-Западный район.

5.Южный экономический район

6.Уральский экономический район.

7.Экономическая карта России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной

Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной...

Рабочая программа по географии 5 класс.В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учеб-ник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 5 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просве...

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...