Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
рабочая программа по географии (8 класс)

Палкина Мубарак Садыкжановна

Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geografiya_8kl_21-22god.docx44.18 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет Администрации Шелаболихинского района Алтайского края по образованию

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Крутишинская средняя общеобразовательная школа»

Шелаболихинского района Алтайского края

                   Принято         

  на педагогическом  совете

  протокол  от  30.08.2021 №1                                

                                       Утверждено

               приказом МБОУ « Крутишинская СОШ»

               от   30.08.2020 № 68        

                                         

 Рабочая программа

по географии

(общественно-научные предметы)

Основное общее образование

8 класс

на   2021-2022учебный год

                                                                                                Разработчик  программы:

М.С.Палкина,

учитель географии  

с.  Крутишка

2021г

Пояснительная записка

       Рабочая программа  разработана на основе

- В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина ГЕОГРАФИЯ . 5-9 классы. 10 - 11 классы. Программы общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2019.

 -В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  ГЕОГРАФИЯ . 8 класс.  Учебник для  общеобразовательных организаций  М., «Просвещение», 2015.  

 

Планируемые результаты

Предметные:

В результате изучения географии России к концу 8 класса  обучающийся научится:

- оценивать воздействие географического положения России, и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;

 -использовать знания о мировом, зональном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий в контексте  реальной жизни;

-различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы России, и ее отдельных регионов;

-оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России;

-оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;

-различать (распознавать, приводить примеры) демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов; факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории страны, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;

-использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе населения России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;

-находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;

-различать (распознавать) показатели, характеризующие отраслевую; функциональную и территориальную структуру хозяйства России;

-использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для объяснения особенностей отраслевой, функциональной и территориальной структуры хозяйства России на основе анализа факторов, влияющих на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;

-объяснять и сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;

-сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;  

В результате изучения географии России обучающийся получит возможность научиться:

-оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемогрофическими, геополитическими и геоэкономическими изменениями, а также развитием глобальной коммуникационной системы;

-давать оценку и приводить примеры изменения значения границ во времени, оценивать границы с точки зрения их доступности;

-делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;

-оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику;

-объяснять различия в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России

-обосновывать возможные пути решения проблем, развития хозяйства России;

-выбирать критерии для сравнения, сопоставления, места страны в мировой экономике;

-объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;

-оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России.

Личностные результаты: 

- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству; чувства гордости за свою Родину; прошлое и настоящее многонационального народа России; воспитание чувства долга перед Родиной;                                                                                                                   -  формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;                                                                                                                                                                                                                      -  формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развитию науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современному мира;                                                                                                                              -  формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и технческими средствами информационных технологий;                                                                                                                                                  - освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу, формирование основ социально-критического мышления;                                                                                                                                                         -  формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;                                                                                                                                                                                                                          - развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;

-формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;                                                                                                                                                        - формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного отношения к окружающей среде;                                                                                                                                                                                                        -формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

-усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения при чрезвычайных  ситуациях;                                                                                                                                                                                                                                - развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные:                                                                                                                                                                                                                                        - овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;                                    

- умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения;                                                                                

- формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определения понятиям, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, логически рассуждать, делать умозаключения и выводы, выполнять практические и познавательные задания;                                                                                            - умение организовать  и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;                                                                                                                

 -  умение извлекать информацию из различных источников; умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики

-  умение пользоваться методами наблюдения, моделирования, объяснения, прогнозирования;                                                                                                               - умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия;                                                                      

- формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия своих одноклассников, аргументированное обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности.

Содержание учебного предмета

Раздел 5. Особенности географического положения России

Географическое положение России. Территория и акватория. Государственная территория России. Географическое положение страны, его виды. Особенности географического положения России, его сравнение с географическим положение и других государств. Географическое положение России как фактор развития её хозяйства.

Границы России. Государственные границы России, их виды, значение. Морские и сухопутные границы,
воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской
Федерации Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время: роль в хозяйстве и жизни людей. Определение поясного времени для разных городов России.

История освоения и изучения территории России. Формирование и освоение государственной территории России. Выявление изменений границ страны на разных исторических этапах.

Современное административно-территориальное устройство страны. Федеративное устройство страны. Субъекты Федерации, их равноправие и разнообразие. Федеральные округа.

Раздел 6. Природа России

Природные условия и ресурсы России. Природные условия и природные ресурсы. Природно-ресурсный капитал и экологический потенциал России. Оценка и проблемы рационального использования природных ресурсов.
Основные ресурсные базы. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Сравнение природно-ресурсного потенциала различных районов России.

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Основные этапы формирования земной коры на
территории России. Особенности геологического строения России: основные тектонические структуры. Основные формы рельефа и особенности их распространения на территории России. Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых.

Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Современные процессы, формирующие рельеф. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа под влиянием деятельности человека. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.

Климат и климатические ресурсы. Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков, испаряемости по территории страны. Климатические пояса и типы климатов России. Определение по синоптической карте особенностей по годы для раз личных пунктов. Составление прогноза погоды.

Изменение климата под влиянием естественных факторов. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Определение особенностей климата своего региона.

Внутренние воды и водные ресурсы. Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы России. Выявление зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом. Характеристика крупнейших рек страны. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России.
Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климат ограмм,

Определение возможностей её хозяйственного использования.

Крупнейшие озёра, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны.

Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России. Внутренние воды иводные ресурсы своего региона и своей местности.

Почва и почвенные ресурсы. Почва — особый компонент природы. Факторы образования почв. Основные типы почв, их свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв на территории России.

Почва — национальное богатство. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе их хозяйственного
использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их
загрязнением. Знакомство с образцами почв своей местности, выявление их свойств и особенностей
хозяйственного использования.

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. Растительный и животный мир России: видовое
разнообразие, факторы, его определяющие. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.

Природно-хозяйственные зоны. Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах.

Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории России. Памятники Всемирного природного наследия.

Раздел 7. Население России

Численность населения России. Численность населения России в сравнении с другими государствами.
Особенности воспроизводства российского населения на рубеже XX и XXI вв. Основные показатели,
характеризующие население страны и её отдельных территорий. Прогнозирование изменения численности населения России и её отдельных территорий. Половой и возрастной состав населения страны. Своеобразие полового и возрастного состава населения России и определяющие его факторы. Средняя прогнозируемая продолжительность жизни мужского и женского населения России.

Народы и религии России. Россия — многонациональное государство. Многонациональное, как специфический фактор формирования и развития России. Определение по статистическим материалам крупнейших по численности народов России. Определение по карте особенностей размещения народов России, сопоставление с политико-административным делением РФ. Использование географических знаний для анализа территориальных аспектов межнациональных отношений. Языковой состав населения. География религий.

Особенности размещения населения России. Географические особенности размещения населения: их
обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Основная полоса
расселения. Городское и сельское население. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни
страны. Сельская местность, сельские поселения. Определение и сравнение показателей соотношения городского и сельского населения в разных частях страны по статистическим данным. Выявление закономерностей в размещении населения России.

Миграции населения России. Направления и типы миграции на территории страны. Причины миграций и
основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. Определение по статистическим материалам показателей миграционного прироста для отдельных территорий России.

Человеческий капитал страны. Понятие человеческого капитала. Трудовые ресурсы и экономически активное население России. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны.
Географические различия в уровне занятости и уровне жизни населения России, факторы, их определяющие.
Качество населения.

Раздел 8. Хозяйство России

Особенности хозяйства России. Отраслевая структура, функциональная и территориальная структуры хозяйства страны, факторы их формирования и развития. Экономико-географическое положение России как фактор развития её хозяйства. Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства.

Производственный капитал. Понятие производственного капитала. Распределение производственного капитала по территории страны. Общие особенности географии хозяйства России: основная зона хозяйственного освоения и зона Севера, их особенности и проблемы. Условия и факторы размещения предприятий. Важнейшие межотраслевые комплексы и отрасли. Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Состав, место и значение в хозяйстве. Нефтяная, газовая, угольная промышленность: география основных современных и перспективных районов добычи, систем трубопроводов. Электроэнергетика: типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы. ТЭК и охрана окружающей среды. Составление характеристики одного из нефтяных и угольных бассейнов по
картам и статистическим материалам.

Машиностроение. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Машиностроение и охрана окружающей среды. Определение главных районов размещения отраслей трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения по картам.

Металлургия. Состав, место и значение в хозяйстве. Чёрная и цветная металлургия: факторы размещения
предприятий. География металлургии чёрных, лёгких и тяжёлых цветных металлов: основные районы и центры. Металлургия и охрана окружающей среды.

Химическая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий.
География важнейших отраслей: основные районы и химические комплексы. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.

Лесная промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды.

Агропромышленный комплекс. Состав, место и значение в хозяйстве. Сельское хозяйство. Состав, место и значение в хозяйстве, отличия от других отраслей хозяйства. Земельные ресурсы и сельскохозяйственные угодья, их структура. Земледелие и животноводство: география основных отраслей. Определение по картам и эколого-климатическим показателям основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.

Сельское хозяйство и охрана окружающей среды. Пищевая промышленность. Состав, место и значение в
хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Пищевая промышленность и охрана окружающей среды. Лёгкая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Лёгкая промышленность и охрана окружающей среды.

Сфера услуг (инфраструктурный комплекс). Состав, место и значение в хозяйстве. Транспорт и связь. Состав, место и значение в хозяйстве. География отдельных видов транспорта и связи: основные транспортные пути и линии связи, крупнейшие транспортные узлы. Транспорт и охрана окружающей среды. География науки. Состав, место и значение в хозяйстве, основные районы, центры, города науки. Социальная сфера: географические различия в уровне развития и качестве жизни населения.

Тематическое планирование

№ п\п

Раздел /Темы

Кол-во часов

Россия в мире (6 ч)

6

1

 Россия на карте мира. Особенности географического положения.

1

2

 Учимся с «Полярной звездой» (1) «Есть ли страны холоднее, чем Россия?»

1

3

 Россия на карте часовых поясов.
Практическая работа №1 Определение поясного времени для разных городов
России»

1

4

Как ориентироваться по карте России.
Практическая работа №2 « Анализ административно- территориального деления России»

1

5

 Формирование и освоение территории России.  Русские землепроходцы и
исследователи.

1

6

 Наше национальное богатство и наследие

1

Россияне (10 ч)

10

7

 Численность населения России.

1

8

 Воспроизводство населения России.

1

9

Своеобразие половозрастной структуры населения России и факторы, её определяющие.

Практическая работа №3 «Составление сравнительной характеристики половозрастного состава населения различных регионов России.»

1

10

Учимся с «Полярной звездой». (2)  Анализ половозрастных пирамид регионов России.

1

11

Народы и религии России.  

1

12

Географические особенности размещение населения России.

1

13

 Города и сельские поселения Урбанизация.

1

14

 Миграции населения. Практическая работа №4 «Определение на основе различных источников информации основных направлений миграционных потоков России.»

1

15

 Трудовые ресурсы и экономически активное население.

1

16

 Россияне.Обобщение темы.

1

Природа России (16 ч)

16

17

 История развития земной коры.

1

18

 Рельеф: тектоническая основа.

1

19

 Рельеф: скульптура поверхности.

1

20

Полезные ископаемые России. Практическая работа №5 «Выявление взаимосвязи между строением земной коры, рельефом и полезными ископаемыми России.»

1

21

 Учимся с «Полярной звездой». (3) Систематизация информации о полезных ископаемых России.

1

22

 Солнечная радиация.

1

23

 Атмосферная циркуляция.

1

24

 Зима и лето в нашей северной стране.

1

25

 Учимся с «Полярной звездой». (4) Климатические пояса и типы климатов России.

1

26

Комфортность климата.
Практическая работа №6 «Анализ агроклиматических ресурсов Алтайского края для развития сельского хозяйства»

1

27

Моря, омывающие территорию России.

1

28

Внутренние воды и водные ресурсы России.
Практическая работа №7 «Составление сравнительной характеристики рек европейской и азиатской частей России»

1

29

Озёра России и закономерности их размещения.

1

30

 Водные дороги и перекрёстки.

1

31

 Учимся с «Полярной звездой». (5) Преобразование рек человеком. Экологические
проблемы.

1

32

Почва — особое природное тело. Практическая работа № 8 «Составление характеристики почв своей местности».

1

Природно-хозяйственные зоны (6 ч)

6

33

 Северные безлесные зоны.

1

34

 Лесные зоны.

1

35

 Степи и лесостепи.

1

36

Зоны полупустынь и пустынь.

1

37

 Субтропики. Высотная поясность в горах.

1

38

 Учимся с «Полярной звездой». (6) Практическая работа № 9 «Описание природно-хозяйственной зоны своей местности».

1

Хозяйство России (22 ч)

22

39

Особенности хозяйства России.
Практическая работа №10 «Сравнение природного – ресурсного капитала различных регионов России».

1

40

 Особенности национальной экономики России.

1

41

 Учимся с «Полярной звездой». (7) Реализация проекта «Что мы оставим потомкам»

1

42

 Топливно-энергетический комплекс. Угольная промышленность.
Практическая работа №11 «Составление характеристики угольного бассейна

России»(по выбору)

1

43

 Нефтяная промышленность.

1

44

 Газовая промышленность.

1

45

 Электроэнергетика.

1

46

 Чёрная металлургия.

1

47

 Цветная металлургия.

1

48

 Машиностроение. Практическая работа №12«Определение главных районов размещения трудоемкого и металлоёмкого машиностроения.»

1

49

 Химическая промышленность.

1

50

Лесопромышленный комплекс.

1

51

 Сельское хозяйство. Растениеводство. Практическая работа №13 «Определение по картам  основных  районов выращивания зерновых и технических культур в
России».

1

52

 Сельское хозяйство. Животноводство.

1

53

 Учимся с «Полярной звездой». (8) Агропромышленный комплекс. АПК своего района.

1

54

 Транспортная инфраструктура. (1)  

1

55

 Транспортная инфраструктура. (2)  

Практическая работа №13«Составление характеристики одного из видов
транспорта.»

1

56

 Социальная инфраструктура.

1

57

 Учимся с «Полярной звездой». (9) Социальная инфраструктура. Сфера услуг своего района, её особенности.

1

58

 Информационная инфраструктура.

1

59

 Информационная инфраструктура.

1

60

 Повторение «Хозяйство России».

1

Повторение (10 ч)

10

61

Россия в мире.

1

62

Россия в мире.

1

63

Россияне.

1

64

Россияне.

1

65

Природа России.

1

66

Природа России.

1

67

Природно-хозяйственные зоны.

1

68

Природно-хозяйственные зоны.

1

69

Хозяйство.

1

70

Хозяйство.

1

Итого                                                                                                                       

70ч.

Лист внесения изменений

Дата

Содержание

Обоснование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа на основе программы авторского коллектива под руководством В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников "Линия жизни" 5—9 классы.» - М.: Просвещение , 2011.),

Рабочая  программа составлена на основе программы авторского коллектива под руководством  В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников "Л...

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 9 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 9 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 10 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 10 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещени...

Рабочая программа по географии 11 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 11 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещени...