Рабочая программа по географии 10 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
рабочая программа по географии (10 класс)

Палкина Мубарак Садыкжановна

Рабочая программа по географии 10 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geografiya_10_kl_21-22god.doc112.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет Администрации Шелаболихинского района Алтайского края по образованию

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Крутишинская средняя общеобразовательная школа»

Шелаболихинского района Алтайского края

                   Принято

на педагогическом  совете

протокол  от   30.08.2021 №1                              

                                  Утверждено

приказом «МБОУ  Крутишинская СОШ»                

                             от 30.08.2021 № 68

Рабочая программа

по географии

                                                       Среднее общее образование

10 класс

на 2021-2022 учебный год

Разработчик программы:

М.С. Палкина,

учитель географии

с.  Крутишка

2021г

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе

  • В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина ГЕОГРАФИЯ. 10 класс. Программы общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2010.  
  • Гладкий Ю.Н. География. 10 класс: учеб. для общеобразовательных организаций: базовый и углубленный уровень / Ю. Г. Гладкий, В. В. Николина. – 2-е изд.- М.: Просвещение, 2020.

                                                   

Результаты освоения курса географии

Личностные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования должны отражать:

    1)  сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности  перед Родиной, гордости за свой край;

    2)  сформированность гражданской позиции выпускника как сознательного, активного и ответственного члена российского общества, уважающего закон и правопорядок, осознающего и принимающего свою ответственность за благосостояние общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

    3)  сформированность  мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанному на диалоге культур;

    4)  сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими нравственными ценностями и идеалами российского гражданского общества;

    5)  сформированность толерантности сознания и поведения личности в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

    6)  сформированность навыков  сотрудничества со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, учебно-инновационной и других видах деятельности;

    7)  сформированность нравственного сознания, чувств и поведения на основе  усвоения общечеловеческих нравственных ценностей;

    8)  готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;  сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

    9)  сформированность  эстетического отношения к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений,

  10)  принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни;

  11)  осознанный выбор будущей профессии на основе понимания её ценностного содержания и возможностей реализации  собственных жизненных планов;  отношение к профессиональной деятельности как возможности  участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

  12)  сформированность основ экологического мышления, осознание влияния социально-экономических процессов на  состояние природной среды; приобретение опыта природоохранной деятельности;

    Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования должны отражать: 

    1) умение самостоятельно определять цели и составлять планы;  самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать урочную и внеурочную (включая внешкольную) деятельность;  использовать различные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях;

       2)  умение продуктивно общаться и взаимодействовать  в процессе совместной деятельности;  

      3)  владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познавания;

     4) способность и готовность к самостоятельной информационно-позновательной  деятельности, включая учение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

    5)  умение ориентироваться в социально-политических и экономических событиях, оценивать их последствия;

    6)  умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;

    7)  умение использовать языковые средства в соответствии с целями и задачами деятельности;

    8) владения навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований.

      Предметные результаты освоение образовательной программы освоения  среднего общего образования  по курсу географии на базовом уровне должны отражать:

  1. владение представлениями о современной географической науке, её участии в решении важнейших проблем человечества;
  2. владения географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;
  3. сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;
  4. владения умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
  5. владения умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных, социально-экономических и экологической процессов явлений;
  6. владения умениями географического анализа и интерпретации и географической информации;
  7. владение умениями применять географические знания объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению её условий;
  8. сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.

Содержание курса географии

География. 10—11 классы. Базовый и углублённый уровни

Тема 1. Человек и ресурсы Земли

     Начало освоения планеты человеком. Ойкумена. Взаимодействие человечества и природы, изменение окружающей среды в прошлом и настоящем. Природа и цивилизация.

     Круговорот вещества и ресурсные проблемы. Природные ресурсы, их основные виды, размещение и крупнейшие месторождения. Природно-ресурсный потенциал. Роль природных ресурсов в современной экономике. Ресурсообеспеченность стран мира. Истощение природных ресурсов и малоотходные технологии.

     Ископаемые ресурсы: горючие, рудные и нерудные. Обеспеченность ими различных стран и регионов. Земельные ресурсы. Деградация почв, её масштабы.

      Водные ресурсы. Роль воды в жизни человека. Водопотребление. Восполнение дефицита пресных вод. Гидроэнергоресурсы.

      Лесные ресурсы. Запасы и размещение лесов. Лесистость. Лесопользование и лесовосстановление.

      Ресурсы Мирового океана: биологические, минеральные и энергетические. Роль Океана. Энергия приливов. Проблемы и пути использования ресурсов Мирового океана.

     Ресурсы традиционной и нетрадиционной энергетики. Главные их преимущества. Агроклиматические, рекреационные ресурсы. Виды природопользования. Рациональное и нерациональное природопользование.

Практические работы: 1) оценка обеспеченности  основными видами природных ресурсов:

 2) сравнение обеспеченности минеральными ресурсами Российской Федерации и Саудовской Аравии.

3) сравнительный анализ ресурсообеспеченности населения в различных районах земного шара (на примере лесных ресурсов).

Тема 2. Политическая карта мира

     Формирование политической карты мира: древний, средневековый, новый и новейший периоды. Количественные и качественные изменения на политической карте мира. Современная политическая карта мира.

     Государство — главный объект политической карты. Формы правления: монархическая и республиканская. Формы государственного устройства:  унитарное и федеративное. Типы государств. Главные критерии типологии. Политическая география и геополитика.

 Практические работы:    нанесение на контурную карту государств  с разными формами правления и разными формами государственного устройства.

Тема 3. География населения

     Рост численности населения Земли. Демографический взрыв: его причины и последствия. Депопуляция. Теория демографического перехода. Демографическая политика. Типы воспроизводства населения.

     Состав и структура населения. Этнический состав: одно и многонациональные государства. Основные очаги этнических конфликтов. Возрастно-половой состав населения мира. Качество населения. Занятость населения. Географические особенности размещения населения. Плотность населения. Формы расселения: городское и сельское расселение. Урбанизация как всемирный процесс. Основные причины и типы миграций в мире.

      Практические работы: 1) сравнительный анализ демографической политики восточноазиатских и западноевропейских стран;

2) Анализ рассредоточения основных языковых групп населения на Земле;

 3) Анализ и сравнение половозрастных пирамид развитой и развивающейся  стран.

Тема 4. География культуры, религий, цивилизаций

Содержание понятия «география культуры». Культурный регион и культурный ландшафт. Основные линии распространения цивилизаций. Современные цивилизации. Всемирное наследие ЮНЕСКО.

География религий. Мировые, национальные, местные традиционные религии. Христианство, ислам, буддизм.

Цивилизация Востока. Китайско-конфуцианская, индуистская, исламская, японская, негро-африканская. Цивилизация Запада. Западноевропейская, латиноамериканская, православная. Практические работы:  сравнительная характеристика традиционных особенностей двух культур (на выбор учителя).

Тема 5. География мировой экономики

      Мировая экономика, основные этапы её развития. Аграрные, индустриальные и постиндустриальные страны. Россия в зеркале мировой экономики. Отраслевая и территориальная структуры хозяйства мира. Глобализация мировой экономики. Научно-техническая революция на современном этапе.

      Международное разделение труда. Факторы, определяющие размещение экономики. География отраслей производственной сферы. Добывающая промышленность. Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Электроэнергетика.

     Обрабатывающая промышленность. Металлургия, машиностроение, химическая, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, лёгкая, пищевая промышленность.

     Сельское хозяйство, его роль в мировой экономике. Аграрные отношения. Земледелие. Зерновые и технические культуры. «Зелёная революция». Животноводство.

     Транспорт (сухопутный, морской, речной, авиационный) и сфера услуг. Основные международные магистрали и транспортные узлы. Внешняя торговля, конвертируемость валюты, экономическая интеграция. География отраслей непроизводственной сферы. Сфера услуг. Мировая торговля и туризм.

     Практические работы: 1) Нанесение на контурную карту мира аграрных, индустриальных и постиндустриальных стран. 2) Характеристика одной из отраслей растениеводства/животноводства (по выбору учащегося).

Тема 6.  Регионы и страны.

    Регион. Региональная география. Культурно-исторические регионы мира. Центры экономической мощи и «полюсы» бедности.

    Англо-Саксонская Америка.

    Соединённые Штаты Америки. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. История открытия и освоения. Особенности населения. Роль иммиграции в формировании американской нации. Экономика США.

    Канада. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Особенности населения. Развитие экономики.

       Практические работы:  характеристика одной из отраслей экономики США.

     Латинская Америка. Географическое положение. Политическая карта региона. Природные условия и ресурсы. Население: этнический состав, темпы роста. Экономика: современные экономические преобразования, отрасли специализации. Регионы Латинской Америки: Карибский регион, Андские страны, Атлантический регион. Особенности их развития.                            Практическая работа: нанесение на контурную карту основных природных ресурсов Латинской Америки.

     Западная Европа. Географическое положение и состав региона. Традиционные субрегионы, Западной Европы. Природные условия и ресурсы. Население. Экономика.

      Германия. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Экономика.               Великобритания. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Экономика. Внутренние различия.

      Франция. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Экономика. Внутренние различия. Италия. Географическое положение. Население. Экономика. Внутренние различия.

          Практические работы: 1) выполнение теста «Природные ресурсы Германии».

2) Характеристика одного из регионов Франции.

3) сравнительная экономико-географическая характеристика двух государств Западной Европы (по выбору учащегося)

         Центрально-Восточная Европа. Состав региона. Географическое положение. Население. Экономика. Внутренние различия.

         Постсоветский регион. Географическое положение. Образование СНГ. Белоруссия и Молдавия. Страны Закавказья.

       Центрально азиатский регион. Природные условия и ресурсы. Население. Экономика. Особенности и проблемы развития промышленности и сельского хозяйства стран СНГ.

       Практические работы: 1) Характеристика одной из отраслей экономики Белоруссии. 2) Миграционная политика Центрально азиатского региона.

Выявление причин военного конфликта в Абхазии и Южной Осетии в 2008 г.

       Зарубежная Азия. Географическое положение. Природное своеобразие и ресурсы. Население.         Китайская Народная Республика. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Демографическая политика. Экономика. Внутренние различия. Крупнейшие экономические зоны.

     Япония. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Экономика. Крупнейшие мегалополисы. Японское экономическое чудо.

     Практические работы:  1) характеристика одной из отраслей экономики Китайской Народной Республики; 2) выполнение теста «Географическое положение Японии».

        Юго-Восточная Азия. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Экономика. Типично промышленные и типично аграрные государства.

   Южная Азия. Формирование политической карты региона. Природа и ресурсы. Население. Пестрота этнического и религиозного состава. Рост населения. Экономика.

   Юго-Западная Азия и Северная Африка. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Демографическая ситуация. Экономика. Внутренние различия.

Практическая работа: экономико-географическая характеристика одного из государств Аравийского полуострова.

    Тропическая Африка и ЮАР. Состав региона. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Медный пояс. Нефтепромыслы Нигерии. Южно-Африканская Республика — единственное экономически развитое государство Африки.

Практическая работа: экономико-географическая характеристика одного из государств Тропической Африки.

 Австралия и Океания. Природа. Население. Экономика. Внутренние различия. Океания: обособленный мир островов. Население, экономика и внутренние различия. Новая Зеландия.    Практические работы: 1) Составление картосхемы международных экономических связей

Австралии.

Тема 7. Глобальные проблемы человечества

Классификация глобальных проблем. Глобальные проблемы и география. Взаимосвязь глобальных проблем. Проблема отсталости. Продовольственная проблема. Проблема здоровья и долголетия. Пути решения проблем. Кризис взаимоотношений общества и природы. Деградация глобальной экологической среды.

Практические работы 1) раскрытие причины, сущности, путей решения одной из глобальных проблем человечества.

                                                 Тематическое планирование

п\п

Раздел/Темы

Кол-во час

1.Человек и ресурсы Земли (10 ч)

10

1

Введение. География: в чём её сила и магия? От древности до наших дней

1

2

Современное освоение планеты  

1

3

 Природные ресурсы и экономическое развитие

1

4

 Минеральные ресурсы 

1

5

 Земельные  ресурсы

1

6

Водные ресурсы  

1

7

Лесные ресурсы 

1

8

 Ресурсы Мирового

1

9

 Другие виды ресурсов

1

10

 Учимся с «Полярной звездой»   Практические работы: 1) оценка обеспеченности  основными видами природных ресурсов:

 2) сравнение обеспеченности минеральными ресурсами Российской Федерации и Саудовской Аравии.

3) сравнительный анализ ресурсообеспеченности населения в различных районах земного шара (на примере лесных ресурсов).

1

2. Политическая карта мира ( 5ч)

5

11

 Формирование политической карты мира

1

12

 Государство – главный объект политической карты

1

13

 Типы государств  Составление классификационной таблицы «Крупнейшие страны мира по формам правления».

1

14

 Политическая география и геополитика

1

15

Учимся с «Полярной звездой»  Практическая работа: нанесение на контурную карту государств  с разными формами правления и разными формами государственного устройства.

1

3. География населения ( 5ч)

5

16

Рост населения Земли

1

17

Этническая и языковая мозаика

1

18

 Возрастно-половой состав и занятость населения  

1

19

 Расселение: жители городов и деревень  

1

20

Учимся с «Полярной звездой»   Практические работы: 1) сравнительный анализ демографической политики восточноазиатских и западноевропейских стран;

2) Анализ рассредоточения основных языковых групп населения на Земле;

 3) Анализ и сравнение половозрастных пирамид развитой и развивающейся  стран.

1

4. География культуры, религий  и цивилизаций (5ч)

5

21

 Что изучает география культуры  

1

22

 География религий

1

23

 Цивилизации Востока

1

24

 Цивилизации Запада

1

25

Учимся с «Полярной звездой»   Практическая работа:   Сравнительная характеристика традиционных особенностей двух культур (на выбор учителя).

1

5. Политическая география и геополитика (8ч)

8

26

 Мировая экономика: ее состав, динамика, глобализация.

1

27

 Международное разделение  труда: кто что производит?

1

28

 Добывающая промышленность. Энергетика

1

29

Обрабатывающая промышленность

1

30

Сельское хозяйство

1

31

Транспорт и сфера услуги 

1

32

Мирохозяйственные связи и интеграция

1

33

Учимся с «Полярной звездой»    Практические работы: 1)Нанесение на контурную карту мира аграрных, индустриальных и постиндустриальных стран.

2) Характеристика одной из отраслей растениеводства/животноводства (по выбору учащегося).

1

34

География в современном мире (1ч)

1

35

География природная и география общественная (1ч)

1

Итого

35

Лист внесения изменений

Дата

Содержание

Обоснование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа на основе программы авторского коллектива под руководством В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников "Линия жизни" 5—9 классы.» - М.: Просвещение , 2011.),

Рабочая  программа составлена на основе программы авторского коллектива под руководством  В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников "Л...

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 9 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 9 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 11 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 11 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещени...