открытый урок "Тайны ледяного континента"
методическая разработка (география, 7 класс) по теме

Шадрина Ирина Николаевна

урок в 7 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Antarktida.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: « Тайны ледяного континента».

Цель: ознакомить учащихся с именами путешественников, внесших вклад в открытие и изучение Антарктиды; создать представление о своеобразии и уникальности природы материка.

Задачи: 1) Образовательные: способствовать приобретению новых знаний о природе материка, подвести учащихся к объяснению причин своеобразия материка и пониманию закономерности зонального характера изменения природных условий в Антарктиде.

  1. Развивающие: продолжить обучение методам географических исследований, совершенствовать умения школьников работать с различными источниками географической информации, развивать мышление, привлекая учащихся к решению познавательных задач.
  2. Воспитательные: воспитание у школьников организованности, умения концентрировать внимание, стремление рационально использовать время, отведенное на решение познавательных задач, формирование опыта равноправного сотрудничества учителя и учащихся в процессе самостоятельного добывания знаний; воспитывать в детях чувство национальной гордости.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: коллективная работа (урок-экспедиция).

Методы: исследовательский, коммуникативный.

Средства обучения: учебник, атлас, ИКТ, магнитофон.

Ход урока.

  1. Орг.момент (1 мин.)
  2. Постановка цели, мотивация (4 МИН.)

Нашу работу я хочу начать с эпиграфа:   « Познания и странствия неотделимы друг от друга» (К. Паустовский)

Эти слова я выбрала не случайно, ведь нам сегодня предстоит отправиться в экспедицию на удивительную землю.

Ледяная пустыня, самое холодное и суровое место на земле. Там нет даже травы, и только лишайник появляется летом на прибрежных скалах. Только самые высокие горы внутри континента возвышаются над ледяным щитом. Там не живут люди, и даже в наши дни только временно находятся здесь ученые и прочие члены экспедиций. Этот континент способен завладеть воображением человека. Люди, которые побывали здесь, стремятся туда снова, оставляя дома, а вернувшись, продолжают мечтать о суровой, пустынной, но удивительно прекрасной земле.

Ребята, вы, наверное, догадались, куда мы сегодня отправимся?

Уч-ся: в Антарктиду.

Учитель: Верно.

Цель, которую мы поставим перед собой - разузнать, какие тайны скрывает от нас Антарктида и выяснить, в чем уникальность этого материка?

Поэтому наша экспедиция пройдет под лозунгом «Тайны ледяного континента».

  1. Изучение нового материала (35 МИН)

Этот материк был открыт для людей еще в начале 19 века.

Так кто же первым отправился к Антарктиде?

Сколько льда в Антарктиде и света!

Здесь холодные дуют ветра.

Здесь не видно привычного лета,

Даже летом мороз, холода.

Материк этот долго искали,

Пробивались сквозь бури и лед,

Кук решил, что не надо медали,

Ни за что он вперед не пройдет.

Но отважные русские люди

Смело шли все вперед и вперед,

Покорить Антарктиду решили,

Вышли в море на судне «Восток».

Со стихией сражались умело,

И награда за это была.

Антарктида любила лишь смелых

И открыла свои берега.

Как видно из этого стихотворения, первым на поиски ледяного континента отправился Дж. Кук, но пробраться сквозь льды к Антарктиде так и не смог.

Но я испытываю гордость, когда говорю о том, что именно наши русские люди Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев открыли этот материк. Это была первая русская антарктическая экспедиция, которая на судах «Восток» и «Мирный» подошла к берегам суровой земли.

Датой открытия Антарктиды считается 16 января 1820 г.

Важно еще сказать об открытии Южного полюса. Первым его достиг норвежец Р. Амундсен 16 декабря 1911 г., а месяцем позже 18 января 1912г. Р. Скотт. Именно эти люди получили первые сведения о внутренних районах материка.

Ребята, мы последуем примеру этих людей. Давайте представим, что мы полярники, которым предстоит исследовать ледяной континент. Но, поскольку, мы еще совсем юные полярники, я предлагаю взять с собой учебники и атласы. Эти источники информации помогут вам в пути.

Итак, мы отправляемся (звучит музыка)

Ой, как холодно! Но нам предстоит нелегкий путь.

Давайте посмотрим, по какому плану мы будем работать:

  1. Ледяной покров
  2. Подледный рельеф
  3. Климат
  4. Органический мир

Каждый пункт плана – это шаг, который ведет нас к достижению цели. Шаг за шагом мы пройдем по Антарктиде.

Для вас заготовлены инструкционные карты с заданиями, которые должны будут выполнены вами в течение экспедиции.

Но, обратите внимание, что на выполнение каждого задания отводится определенное время, придерживайтесь его.

Работа по инструкционным картам – 25 мин.

После выполнения каждого задания-проверка результатов.

Молодцы! Вы настоящие полярники!

  1. Закрепление:

Тестирование по южным материкам ( Самый-самый):

1-Африка

2-Австралия

3-Южная Америка

4-Антарктида

Тест (цифровой диктант):

Южные материки:

самый жаркий, самый влажный, самый высокий, самый сухой, самый южный, самая большая пустыня мира, самый холодный.

Итак, вы закончили знакомство с южными материками. Каждый из них по-своему уникален и обладает своими рекордами:

Африка-самый жаркий

Австралия-самый сухой

Южная Америка-самый влажный материк

Антарктида- ?

А в чем же уникальность Антарктиды?

  1. Заключительный этап, Д/з:

Ну что, наша экспедиция подошла к концу. Спасибо вам за отличную работу, но вам предстоит дальнейшая работа дома.

Д/з: § 36, 37.

 

Написать сочинение на тему: « Из воспоминаний полярника» (Творческое задание)

И в заключение хочу зачитать вам стих:

Как это здорово и правильно,

Что среди множества наук

Мы изучаем географию,

Чтоб стал понятен мир вокруг!

Инструкционная карта « Тайны ледяного континента»

Шаг 1. Ледниковый покров Антарктиды.

Пользуясь учебником, установите соответствие ( укажите стрелками):

Средняя толщина ледяного щита                             а) 1000 м

                                                                                       б) 2000 м

Максимальная толщина ледяного покрова              в) 3500 м

                                                                                      г) 4500 м

За счет толщи льда Антарктида оказалась самым                                материком на Земле.

Шаг 2. Подледный рельеф.

Пользуясь картой атласа (стр. 48), определите, какие формы рельефа скрыты под ледяным щитом Антарктиды?

  1.                                                                        

Впишите пропущенные слова:

В основании большей части материка лежит                                                                   .

В западном полушарии в период складчатости образовались горы, продолжение Анд                       Южной Америки-                                                       . Здесь находится самый высокий горный массив Винсон, высота которого               м    , а также глубочайшая впадина, глубина которой            м . На островах в море есть действующий вулкан                     .

В недрах Антарктиды обнаружены полезные ископаемые                                                    

 

Шаг 3. Климат Антарктиды.

Пользуясь климатической картой атласа (стр. 48), проследите изменение температуры, давления и осадков по 70˚ в.д.  Сделайте вывод.

Укажите стрелкой в каком направлении дуют ветры. Почему? 

Побережье

Внутренние  районы

Побережье                                     Внутренние районы

                       

Абсолютный минимум температур отмечен в районе научной станции «                    « и составил -            ˚

Почему Антарктида- самый холодный материк на Земле? Укажите не менее 3-х причин.

                                                             

                                                                                                                           

Шаг 4. Органический мир.        

Пользуясь учебником, определите, какими видами животных и растений представлен органический мир Антарктиды? Почему животный мир Антарктиды связан с омывающими материк водами?

Почему даже самые суровые районы материка не являются биологической пустыней?

Замысел урока.

Тема недели педагогического мастерства « Развитие творческих способностей учащихся на уроках географии».

Проект урока, на котором будет реализован замысел, полностью соответствует заявленной теме.

Тема урока «Тайны ледяного континента».

Цель: ознакомить учащихся с именами путешественников, внесших вклад в открытие и изучение Антарктиды; создать представление о своеобразии и уникальности природы материка.

Ставлю перед собой и учащимися образовательные, развивающие и воспитательные задачи.

На данном уроке я использую технологию деятельностного подхода к обучению, методологическая основа которого - организация учебной деятельности, связанной с широким использованием коллективных форм работы, с решением проблемных задач, с сотрудничеством между преподавателем и учащимися.

Организация творческой деятельности учащихся предполагает использование на уроке активных форм обучения. Отсюда вытекает моя задача- формировать и развивать у учащихся навыки самостоятельной познавательной деятельности, умения самостоятельно добывать знания, пользуясь различными источниками знаний ( в частности учебником и атласом).

Методы, выбранные мною (исследовательский и коммуникативный), полностью соответствуют цели и форме урока (урок- экспедиция). Путешествуя по Антарктиде, учащимся предстоит решить ряд проблемных задач, изложенных на инструкционных картах.

Данная тема входит в раздел « Южные материки» и тесно связана с предыдущими уроками. В конце урока я планирую подвести ребят к обоснованию уникальности каждого из южных материков.

Весь урок целесообразно разделен на этапы, которые логично взаимосвязаны. Для каждого этапа установлены временные рамки.

Для меня важно создать на уроке благоприятный микроклимат, поддерживать оптимальный темп работы, учитывая возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

При подготовке урока были учтены все требования общеобразовательной программы по географии.

Прогнозируемые результаты урока:

  1. четкое достижение цели и задач урока
  2. максимальное усвоение учащимися изучаемого материала

3.  реализация деятельностного подхода к обучению.

Самоанализ урока.

Цель и задачи, поставленные мною, на уроке были полностью реализованы. В целом мне удалось добиться желаемых результатов, а именно: организовать творческую деятельность учащихся на уроке, поддерживать в течение всего учебного процесса их познавательный интерес, направляя внимание школьников на решение различных проблемных задач. Ребята активно работали на уроке, не теряя при этом мотивацию.

На уроке царил благоприятный микроклимат, наблюдался полный контакт между мной и учащимися, который выражался в сотрудничестве при решении задач.

Считаю, что учащиеся усвоили весь изучаемый материал, это было заметно при подведении итогов урока.

Недостатки  вижу в том, что были нарушены временные рамки урока. Когда до конца урока оставалось 5 минут, я дала ребятам проверочный тест, хотя должна была подводить итог, делать вывод. Тест был предложен по всем южным материкам, многие учащиеся позабыли данный материал, поэтому не все справились с данным заданием. Считаю, что тест нужно было дать только по изученной теме.

Но в целом урок прошел плодотворно, деятельностный подход был реализован.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме " Страны и континенты" в рамках публичного отчета МОУ "СОШ №2"

Задачи урока:1.      Обобщить и закрепить основные знания, умения и навыки уч-ся по теме2.      Расширить знания уч-ся по данной теме3....

Антарктида-ледяной континент

презентация  к уроку "Антарктида" -географическое положение и изучение материка...

"Страны и континенты" открытый урок в 5 классе

Урок проводится с использованием интерактивной доски Whitebord. В конце урока дети показывают сценку, к которой готовились дома заранее....

Урок - игра "Будущее ледяного континента" 7 класс, Антарктида.

Чтобы заинтересовать детей с ОВЗ на уроках чаще использую занимательные моменты, игры. Эта игра используется при изучении материка Антарктида. Цель этой игры - обобщить и расширить знания учащихся о с...

Методическая разработка урока в 7 классе "Антарктида - ледяной континент"

Урок с использованием опорных конспектов и схем. Тип урока - урок исследование, с применением ИКТ....

Открытый урок по теме " страны и континенты"

Данная разработка предназначена для проведения урока по теме " Обобщающее повторение материала о странах и континентах....

Открытый урок по теме " страны и континенты"

Данная разработка предназначена для проведения урока по теме " Обобщающее повторение материала о странах и континентах....