Урок - игра "Будущее ледяного континента" 7 класс, Антарктида.
материал по географии (7 класс) по теме

Ковалева Вера Борисовна

Чтобы заинтересовать детей с ОВЗ на уроках чаще использую занимательные моменты, игры. Эта игра используется при изучении материка Антарктида. Цель этой игры - обобщить и расширить знания учащихся о самом необычном материке Земли, его будущем, ого проблемах и путях их решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-igra.vernyy.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-игра «Будущее ледяного континента»
(география 7 класс)

                                                                   Учитель географии ГБОУ СОШ №380
                                                                   Красносельского района
                                                                   Санкт-Петербурга
                                                                   Ковалева Вера Борисовна

Урок-игра «Будущее ледяного континента»

Цели: обобщить, углубить и расширить знания учащихся о самом необычном материке Земли, о его роли в будущем, его проблемах и путях их решения, развивать у учащихся умение работать с дополнительной литературой, формулировать вопросы.

Оформление класса: физическая карта Антарктиды, рисунки, схемы, видеосюжет.

Эпиграф. Какой будет роль юга в процессе цивилизации, в развитии наук и искусств сейчас еще не ясно, но нет сомнений, что огромные пространства юга, возможности которых в настоящее время сильно ограничены, когда-нибудь будут эксплуатироваться наряду с ресурсами других стран.

Дуглас Моусон

Ход урока

Учитель. Итак, последние занятия мы с вами посвятили изучению самого необычного материка на Земле — Антарктиды. Выяснили, что этот материк полон тайн и загадок. Сегодня мы поговорим о значении Антарктиды; о том, какое будущее ожидает материк; о его проблемах и путях их решения. Обратите внимание на эпиграф. В первых его строках как раз и отражена главная задача нашей беседы. Сегодня у нас в гостях: обозреватели,^ журналисты (их представление).

Нашу беседу начну с видеосюжета.

Учитель. Сейчас мне бы хотелось задать вопрос нашим уважаемым обозревателям. Английский путешественник Дж. Кук в своем дневнике по итогам плавания 1772-1775 гг. написал, что Антарктида обречена на вечный холод, что безрассудно идти дальше на юг для достижения материка, который, как он посчитал, «будучи открытым и исследованным, все равно не принес бы пользы ни мореплаванию, ни географии, ни другим наукам». Как вы прокомментируете высказывание Дж Кука с позиции сегодняшнего дня?

Обозреватель по экономическим проблемам. Действительно, Антарктида на первый взгляд может показаться дикой и утаенной, но сколько тайн, открытий содержит в себе этот материк! И то, что эти открытия принесут немного пользы, позвольте не согласиться. Сейчас уже разгадана тайна Гондваны, гигантского древнего континента в южном полушарии, расколовшегося на части, которые начали расходиться — дрейфовать, и заняли современное положение. Одним из осколков и была Антарктида — это знаменитая теория Вегенера.

Из этой загадки Гондваны следует практический вывод: если Антарктида имела общую геологическую историю с другими континентами южного полушария, то они должны иметь и общие полезные ископаемые: урановые руды, железные руды, медно-молибденовые руды. Южный оке л также имеет практический интерес. В последние годы ведутся комплексные исследования биологических ресурсов и т.п.

Обозреватель экологических проблем. Да сейчас вряд ли кто-нибудь сможет согласиться со словами знаменитого Дж. Кука. Ведь исследование Антарктиды — это ключ к пониманию циркуляции атмосферы и океана, изменений уровня океана, изучению прошлых изменений климата, прогнозу будущего климата планеты. Человечеству совсем не безразлично, что будет с нашей планетой через 50-200 лет, а это во многом зависит от южнополярного ледникового покрова и его взаимодействия с остальными компонентами природы, в том числе с деятельностью человека. Все мы прекрасно также знаем, что

Антарктида — накопитель пресной воды, которой не хватает во многих регионах Земли, и сейчас существуют проекты транспортировки айсбергов. Как говорил Марк Твен в книге «Пешком по Европе»: «Невыразимое наслаждение утолять жажду чистой, прозрачной водой».

Обозреватель политических проблем. Действительно, ледяной континент был никому не нужен, взгляды крупных государств были направлены на территории, богатые растениями, полезными ископаемыми, заселенные людьми, которых можно было эксплуатировать. Первой страной, которая сделала своими колониями антарктические земли, стала Англия. Именно она продавала лицензии другим странам на добычу китов, тюленей в районе Антарктического п-ва. Затем первая мировая война, отзвуки которой докатились до южного континента, наглядно показала военно-стратегическое значение антарктических территорий. Вторая мировая война вторглась уже на сам материк, где развернулись настоящие боевые действия. Параллельно с этим шла борьба за различные территории Антарктиды. Обратите внимание на карту...

И только 1 декабря 1959 г. 12 государств подписали договор об Антарктиде. Из всего этого видно, что, несмотря на ледяной панцирь, Антарктида способна принести большие доходы.

Обозреватель по социальным проблемам. Еще одно направление развития Антарктиды — проектирование на материке городов будущего. Ведь не всегда ее освоение будет ограничено лишь поселками научных станций.

Ведущий. Итак, мы выслушали выступления наших гостей. Какие вопросы у вас к ним возникли?

1.        Совсем недавно печать уделила большое внимание антарктическому углю. Писали,
что Антарктида богата углем, как США. Какую реальную ценность он имеет?

Обозреватель по экономическим проблемам. Уголь и углистые сланцы открыты в 1908 г. геологом Фсрраром в горах земли Виктория на берегу Георга. Уголь главным образом низкого качества. Недавно было открыто месторождение в 100 км от Мак-Медро на высоте 2 км над уровнем моря — уголь высокого качества

2.        В 50-бО-е гг. в западной прессе 'промелькнуло сообщение о том, что «Антарктиде
обнаружены месторождение алмазов. В оальиепшем никаких подробностей не
было. Как вы оцениваете вероятность истинности этого сообщения?

Обозреватель по экономическим проблемам. Я уже говорил, что если Антарктида была частью Гондваны, то в наборе полезных ископаемых она должна иметь алмазы, подобные южноамериканским. В данный момент они находятся под мощным ледяным панцирем, но сейчас ученые работают над тем, как их извлечь.

З.Рано или поздно, минеральные ресурсы будут вовлечены в мировое хозяйство. Какие экономические проблемы могут возникнуть при <)обыче полезных ископаемых.

Обозреватель по экономическим проблемам. Загрязнение атмосферы твердыми частицами; загрязнение вод южного океана; загрязнение территории материка; обеспечение устойчивости ледяного покрова, так как при ее отсутствии возможно повышение уровня Мирового океана.

4. В последние десятилетия было замечено, что примерно с 1975 г. каждой весной над Антарктидой образуется так называемая озоновая дыра, содержание озона снижается до 50Л. В чем причина появлении озоновых дыр именно нас) Антарктидой, ведь там же нет промышленных предприятии, постоянных поселений?

Обозреватель по экономическим проблемам. Несмотря на то, что на Антарктиде нет промышленности, промышленных загрязнений, все они в конце концов достигают Антарктиды независимо от того, где происходит выброс, поэтому охрана природы

Антарктиды является международной проблемой. Но самой главной причиной образования озоновых дыр является то, что озоновый слой над полюсами нашей планеты очень тонкий.

5.        Возможен ли новый всемирный потоп за счет Антарктиды.

Обозреватель по экологическим проблемам. Существуют две точки зрения: первая — разрушение ледникового щита Антарктиды не является неизбежным, так как для его таяния необходимы более высокие температуры.

Вторая — антарктический ледниковый покров удерживает от выброса большого объема льда в океан - зона, где лед приморожен к лоту. При разрушении зоны возможен выброс льда в океан.

6.        Какие города будущего предвидятся а Антарктиде? Один участник, антаркти
ческой экспедиции писал, что год зимовки оелает человека одновременно старше и
моложе на 10 лет. Можете ли вы проком'монтировать эти слова?

Обозреватель по социальным проблемам. Во время таких зимовок люди испытывают минуты душевного прозрения и находят какие-то принципы жизни при соприкосновении с природой. Особую ценность имеют воспоминания человека, обладающие большой силой воздействия - они как бы тонизируют Огромное влияние на человека оказывает красота и в любом случае величие южнополярной природы. Пребывание в Антарктиде можно считать полезным для здоровья, например, по данным бельгийской экспедиции, антарктический воздух самый чистый на земле.

Ведущий. Теперь я хочу обратиться к присутствующим: «Как вы думаете, какими чертами характера должен обладала исследователь*

(Ответы учащихся.)

Ведущий Ко всем тем качествам, которые вы назвали, необходимо еще добавить везение. Руаль Амундсен писал в своей книге «Южный полюс»: «Побеждает тот, у кого все в порядке, кое-кто называет это везением. Поражение непременно ожидает того, кто не принял заблаговременно нужных мер: это называется невезением».

7. Расскажите об особенностях правового режима Антарктиды.

Ведущий. Уважаемые журналисты, как вы думаете, какого же будущее ледяного континента?

Журналист. На суровом материке дружно работают специалисты разных стран мира, всегда оказывающие помощь и содействие друг другу. Здесь, на полюсе холода в штормовой прибрежной полосе, самых суровых условиях они учатся жить в мире и дружбе, что является, может быть самым ценным результатом всех антарктических экспедиций.

Подведение итогов урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект урока по географии 7 класс по теме "Географическое положение. Открытие и исследование Антарктиды".

Урок с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо...

урок географии в 7 классе на тему "Антарктида - загадочный материк"

Урок на тему "Антарктида - загадочный материк". Технология критического мышления....

урок в 7 классе Антарктида

урок презентация...

конспект урока географии в 8 классе "Антарктида. Обобщение"

Тема урока: «Антарктида. Обобщающий урок».Цели: обобщить знания учащихся по теме «Антарктида»ЗадачиОбучающие:- закрепить знания учащихся по теме «Антарктида».Коррекционно-развивающие:- активизация мыс...

Методическая разработка урока в 7 классе "Антарктида - ледяной континент"

Урок с использованием опорных конспектов и схем. Тип урока - урок исследование, с применением ИКТ....