Методическая разработка урока в 7 классе "Антарктида - ледяной континент"
учебно-методический материал по географии (7 класс) на тему

Песчанская Елена Николаевна

Урок с использованием опорных конспектов и схем. Тип урока - урок исследование, с применением ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon antarktida.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по курсу географии  Материков и океанов 7 класс представлена на   всероссийском конкурсе педагогов «Образование взгляд в будущее», тема работы   «Антарктида - ледяной континент»

             

Тема урока:  «Природа Антарктиды»

По дидактическим  целям – урок  добывания  нового знания, следовательно, необходимо    создать условия для освоения и осмысления нового учебного материала, применения  учебных действий в различных учебных ситуациях, выявить уровень усвоения учебного материала средствами технологии группового и самостоятельного обучения.

   

Тип урока. По характеру познавательной деятельности – проблемный. 

                    По организации познавательного процесса  - групповой

Цель:

Получить знания об особенностях природы Антарктиды

Задачи:

1. сформировать у учащихся знание  взаимосвязи природных компонентов на примере природного комплекса Антарктиды.

2.сформировать познавательный интерес учащихся, желание самостоятельного поиска знаний; способствовать развитию творческого мышления через моделирование ситуации и решение творческих задач.

3. формировать опыт коммуникативного сотрудничества учащихся и учителя в процессе групповой и самостоятельной работы. Расширить экологические знания; сформировать у учащихся убеждённость в необходимости охраны природы этого материка.

Методы: частично поисковый, исследовательский.

  

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: учебник. География материков и океанов.

В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенёв. – Москва «Просвещение» 2008

«Физическая карта полушарий» , «Физическая карта Антарктиды»;

атлас для 7 класса; дидактические материалы; видеофильм «Антарктида»;

тематические слайды.

                                            Структура урока

Оргмомент: Добрый день дорогие друзья! Рада приветствовать вас на уроке географии. Займите пожалуйста свои места на полярных станциях, которые вы выбрали. Внимательно посмотрите, всё ли готово к уроку.

Целеполагание и мотивация: Наше путешествие по континентам  Земли продолжается, и впереди по курсу – Антарктида. Самый южный материк нашей планеты.

-Ребята, а какие ассоциации возникают у вас со словом «южный»

 (тёплый, солнечный…… )

 

-Предлагается к просмотру набор слайдов

Цель – создать образ « ледяного, безмолвного, холодного материка»

                                                               Здесь Солнце стынет.

                                                              А слеза мгновенно

                                                             Становится как дробь,

                                                            Шумит дыханье…

                                                                               (С.Данилов.)

Антарктида – континент парадоксов и тайн. Открытая позже других материков, наиболее удалённая, закованная в ледниковый панцирь, она до сих пор остаётся для учёных великой загадкой.

Только в Антарктиде

  • находясь на равнине, человек испытывает «горную болезнь».
  • При температуре  -30С  можно загореть, как в тропиках.
  • Несмотря на жестокую суровость климата, существует жизнь, даже под 2х километровым слоем льда.
  • 10 тысяч лет назад была «тропическим раем»,  а теперь застыла в ледяном безмолвии.

Это об Антарктиде Великий английский мореплаватель Джеймс Кук, который счёл безрассудным дальнейшее движение на юг в поисках южного материка в1775 году:

«Даже будучи открытым и исследованным (этот материк), всё равно не принёс бы пользы ни мореплаванию, ни географии, ни биологии, ни другим отраслям науки».

Согласны ли вы с высказыванием великого путешественника?

Посовещавшись одну минуту,  выскажите мнение группы

( учащиеся высказывают разные предположения)

Что ж мнения разделились, возник спорный вопрос!

На экране  высказывание Д.Кука.  

«Даже будучи открытым и исследованным (этот материк), всё равно не принёс бы пользы ни мореплаванию, ни географии, ни биологии, ни другим отраслям науки».

Так ли это?     Общая проблема для разрешения 

 

Каждая группа выдвинула свою гипотезу, своё предположение, которое нужно или подтвердить, или опровергнуть.

Поэтому, добро – пожаловать на полярные научно – исследовательские станции.

Только путём исследования природы материка мы можем найти веские аргументы и доказательства в подтверждение, или опровержение ваших гипотез

 На столах названия трех станций: биологов, климатологов, геологов

 ( предварительно сформированы 3 группы)

Ребята, а почему именно по трем направлениям буде проходить наше исследование?  

( предположительные ответы о главных природообразующих факторах)

Вспомните, пожалуйста, комплексную характеристику природы материка.

-Какие 3 основных компонента природы мы выделяем?  (Рельеф и геологическое строение, климат, органический мир)

- Рельеф и геологическое строение изучают? – геологи.

- Климат? – метеорологи.

- Органический мир? – биологи.

Вы  конечно  помните, что и история открытия Антарктиды, и покорение Южного полюса, и современные исследования - это легендарные, героические страницы, вписанные полярниками в историю географической науки.

- Скажите, возможно - ли изучить природу такого неприступного континента, в одиночку?

-Конечно нет!

Поэтому только в составе экспедиций отправляются полярники к берегам Антарктиды. Экспедиция – это команда, где от чёткой работы каждого, зависит результат общего дела, где в экстремальных условиях без поддержки и помощи товарища, просто не обойтись.

 Перед каждой станцией будет стоять своя задача, а чтобы её выполнить быстро и правильно, вы должны не просто  работать в группе, а стать на некоторое время настоящей командой полярных исследователей. А самая главная ваша задача, результатами экспедиции подтвердить или опровергнуть, высказанные вами предположения. ( четко формулируется цель)

Что ж, вижу, вы готовы к открытию тайн ледяного континента.

-руководители станций – получите пакеты с заданиями

( приложения 1;2;3)

- постарайтесь правильно распределить работу в команде

- результаты исследований и выполнения заданий вносите вот в такие опорные схемы ( приложение 4) с помощью символов,  значков, рисунков, надписей. Эти результаты и станут вашими главными аргументами в решении спора.

- Чтобы отметить достижение каждого и работу команды, каждая станция получает «зачётный лист»  (приложение 5) руководитель заполняет его по ходу работы, итоговая оценка обсуждается всей командой.

 

   Ребята, наша Антарктическая экспедиция продлиться всего лишь 10 минут, а вот полярники остаются на материке на зимовку. Более 6 месяцев, а иногда – более года, вдали от дома, в условиях длинной полярной ночи и сурового климата, находятся полярники. В такой ситуации без помощи и наблюдения психолога, просто не обойтись. Поэтому в составе каждой полярной экспедиции обязательно присутствует психолог. На наших станциях тоже работают  психологи, которые в конце урока также представят результаты своих исследований.

Психологи получают задание для изучения уровня познавательной активности в течение  урока  (приложение 6).

  Я желаю вам успеха, станции приступают к работе !

- группы работают на фоне спокойной музыки.

- идёт консультирование в процессе работы

- на экран выводятся видео - заставки – рабочий материал групп

Заключительный этап урока:

  • Группы представляют свои исследования и подтверждают гипотезы.

Ребята, мы видим, что ваши веские аргументы опровергают мнение великого путешественника Д.Кука. А вот в 18 веке, это мнение надолго  погасило интерес к южному материку и отодвинуло его открытие почти на 100 лет.

Оказывается, и в науке бывают ошибочные мнения.

Вполне возможно, что и ваши гипотезы, через некоторое время будут кем – то опровергнуты,  потому что наука не стоит на месте, она постоянно движется вперёд.

Наше исследование успешно завершилось, вы получили великолепные результаты,

! не забудьте внести свои достижения в зачётный лист.

Собрав вместе дневники всех станций, мы получили очень  много информации об Антарктиде. Объединив исследования каждой команды в месте мы получим единый опорный конспект.( приложение 7)

 Конспекты раздаются  всем учащимся.

Этот конспект поможет вам систематизировать знания, полученные вами и в любое время их вспомнить. Кто знает, может быть кому  то из вас, Антарктида запала в душу и он станет настоящим полярным исследователем?

Поэтому я предлагаю вам заполнить дома вот такое резюме…………….

А кто не станет полярником, такое умение тоже пригодится в жизни.

Нам осталось подвести итог нашей встречи:

  • Ребята вас заинтересовало исследование материка?

Посмотрим ,  что скажут на этот счёт психологи?

  • Анализ исследований психологов.

Ребята, я очень рада, что вам было приятно и комфортно работать на уроке.

  • Надеюсь,  это подтвердят  и ваши зачетные листы.

Очень хочется закончить встречу словами великого русского учёного М.В.Ломоносова. «Везде исследуйте всечасно, что есть велико и прекрасно».

Потому что обращены они именно к вам, мои маленькие искатели.

Спасибо за урок!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - игра "Будущее ледяного континента" 7 класс, Антарктида.

Чтобы заинтересовать детей с ОВЗ на уроках чаще использую занимательные моменты, игры. Эта игра используется при изучении материка Антарктида. Цель этой игры - обобщить и расширить знания учащихся о с...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка урока "По странам и континентам"

Методическая разработка интегрированного урока в 7 классе.Разработали учитель географии Мазурова В.И. и учитель ОБж Гладкова НюФ.Цель урока: продолжить работу по организации проектной деятельности уча...

Методическая разработка урока "В зоопарке" методическая разработка по английскому языку (5 класс)

Данный урок основан на учебнике Spotlight 5. Тема урока: В зоопарке . УМК: «Английский в фокусе» (Spotlight- 5) Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Тип урока: урок актуализ...

Методическая разработка урока «Лучшая методическая разработка по ФГОС» Тема . Сигналы и знаки при кодировании информации. Символы как средство кодирования информации.

Цель урока: изучить технологии получения, обработки и использования информации, т.е. дать представление о сущности информации и формах её материального воплощения.Задачи:- образовательные:...