поурочные планы
календарно-тематическое планирование по географии (6 класс) по теме

поурочное тематическое планирование 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6_geo.doc148.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

   Учащийся, получая географическое образование, должен овладеть основами науки, включая знания и умения, которые потребуются ему для самообразования и ориентации в жизни по вопросам экологии, экономики и политики в глобальном, страноведческом и краеведческом аспектах.

   Начальный курс физической географии является лишь частью учебного предмета физическая география, разработанного для изучения в течение трех лет (VI—VIII классы). В нем система общеземлеведческого содержания в той или иной мере представлена в каждом из трех курсов. Программой предусмотрена связь и преемственность между этими курсами в направлении расширения и углубления, обобщения знаний и приемов учебной работы как по содержанию теоретического характера (общие понятия, знания о связях между компонентами природы, между природой и хозяйственной деятельностью человека), так и по региональным разделам.

   Главной целью выделения начального курса является обеспечение первого этапа физико-географического образования учащихся, при изучении которого они овладевают азбукой нового предмета география. При этом учащиеся должны приобрести некоторые знания и приемы учебной работы на относительно завершенном уровне и подготовиться к усвоению следующего курса .

   Начальные географические знания учащиеся получают в начальных классах при изучении курса «Природоведение», «Окружающий мир».

   В число важнейших образовательных задач обучения физической географии в школе входит усвоение учащимися знаний о компонентах географической оболочки и их частях.      

  Задачи  начального курса физической географии:

--- дать элементарные физико-географические знания о земной поверхности в целом по оболочкам Земли и об их частях, т. е. подготовить учащихся к пониманию неоднородности географической оболочки на планетарном и региональном уровнях;

---сформировать основные общие предметные физико-географические понятия и представления;

---обеспечить усвоение достаточно полных и относительно завершенных знаний о компонентах природы и природных комплексах своей местности, о населенном пункте, где находится школа, и о населении ближайшего окружения, условиях его жизни и быта, хозяйственной деятельности, о связях между природой и человеком;

---сформировать определенную систему топографо-картографических знаний, которая должна обеспечить «географичность» содержания, т. е. создать условия для изучения индивидуальных особенностей географических объектов и явлений, в том числе их положения в пространстве.

---обучение учащихся способам самостоятельной деятельности, с помощью которых они должны приобретать новые знания и умения и применять их в новых учебных ситуациях.  

Формы и методы:

-общеклассные,  групповые, индивидуальные, работа в парах

- словесные  (лекция, рассказ, беседа), наглядные (иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные), практические (выполнение практических работ, самостоятельная работа с литературой (обычной и электронной), самостоятельные письменные упражнения, самостоятельная работа за компьютером; самоконтроль,

Педагогические технологии: ИКТ, игровое обучение, проблемное обучение, разноуровневое обучение, метод проектов, педагогика сотрудничества

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ ОСНОВНОГО  ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

(Базовый уровень)

Пояснительная записка

Статус документа

Данная рабочая программа составлена на основании:

  • стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.
  • примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2004 г.

Начальный курс географии – это первый по счету школьный курс географии.

Начальный курс географии достаточно стабилен, с него начинается изучение географии в школе. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.

При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топограф – картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.

Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

Цели. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Цель курса:

 заложить основы географического образования учащихся.

Задачи, решаемые в этом курсе, для достижения поставленной цели, можно сформулировать следующим образом:

Показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;

Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;

Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;

Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории;

А самое главное – показать школьникам что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.

Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)

        В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
  1. географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем;
  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды,
  2. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  1. определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;
  1. учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  1. наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;
  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Используемый УМК:

  1. Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс – М.: Дрофа, 2003.
  2. В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт „Физическая география, начальный курс“. 6 класс – М.: Дрофа, 2007.
  3. А.В.Шатных. Начальный курс географии. Рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2007.
  4. Атлас. Физическая география, начальный курс. 6 класс.
  5. Мультимедийная программа: География 6-10 класс.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов для обязательного изучения учебного предмета «География», из расчета 1-го учебного часа в неделю.

Обращаем внимание на то, что в Федеральном базисном учебном плане для образовательных учреждений Российской Федерации 1 час в неделю учебного предмета «География» в VI классе перенесен в региональный (национально-региональный) компонент. Этот час рекомендуется использовать учителям географии для проведения практических работ по темам начального курса географии (VI класс) с использованием краеведческого материала и выполнения практических работ на местности.

Рабочая программа рассчитана на 35 часов.

Количество часов

Всего 35 часов; в неделю 1 час.

Плановых контрольных уроков 1, зачетов 1, тестов  4 ч.;

Административных контрольных уроков  1ч.

Тема урока

Практиче ская работа

Домашнее задан

Задачи урока, методы и формы обучения

Дата

Обору-дование

план

факт

1

Введение -1 час

Что изучает физическая география. Развитие географических знаний о Земле.

№1  «Наблюдение за погодой, h Солнца над горизонтом»

c.3-4

§1,2 в.2с.7

Познакомить учащихся с

наукой географией, что она изучает. Правила работы с учебником, картами, тетрадью.

Карта полушарий, атлас, рис

2

План местности и географическая карта – 10 ч

Что такое план местности.

.

§4 с10-11 в4 с12

Сформировать понятие «план местности», Способах изображения с помощью условных знаков  

Атлас, план местности, физическая карта полуша-рий

3

Масштаб плана

§5 с12-14 в3,4,5с14

Сформировать у уч-ся понятие «масштаб», познакомить с различными видами масштаба. Формирование умения определять масштаб, перевод из одного вида в др.

Атлас, план местнос-ти, физическая карта полушарий

4

  Определение направлений по плану. Азимут.

№2Ориентирование

§6 c15-16 в.4,5 с16-17

Формирование умений определять стороны горизонта, расстояния, направления на плане местности.

Атлас, физическая карта полушарий

5

Относительная и абсолютная высота. Горизонтали. Изображение неровностей горизонталями

§7 с17-20 в.5,7 с.20;

Сформировать понятия «относительная» и «абсолютная» высота, способы их изображения. Формирование умения изображать неровности горизонталями, определять направления повышения или понижения местности, сравнивать склоны по крутизне.

Атлас, физическая карта  полушарий

6

Съёмка местности.

Составление простейших планов местности. Съемка местности.

§8 с21-23   в.5 с.23

Знать состав приёмов определения направлений и расстояний на местности и изображения их на плане в масштабе; формирование умений обозначения объектов условными знаками.

Планшет, принадлежности

7

 Форма и размеры Земли. Глобус. Географическая карта

№3Определение расстояний и направлений по карте

§9,10с23-27 в.4,6,7 с.27

К/к

Сформировать знания  о форме и размерах Земли, о глобусе как модели Земли. Сформировать знания о глобусе и географической карте как моделях земной поверхности.Особенности изображений.

Глобус, атлас, физическая карта полушарий.

8

 Градусная сетка Географическая широта

 

 §11,12 с27-32

в.5,6 с.29 в.4,5 с.32

 К/к

Сформировать знания  о градусной сетке,

её значении для решения практических

задач; умение определять географические координаты объектов и объектов по их координатам; умение определять направления по сторонам горизонта; взаиморасположение объектов; протяжённость объектов в градусах и километрах.

Физическая карта полушарий, атлас

9

 Географическая долгота. Координаты

№4 Обозначить на к/к населённые пункты, объекты по координатам

 §13 с32-34 в.3,4,5 с.34  к/к

 .

Физическая карта полушарий, атлас

10

 Изображение высот, глубин земной поверхности.

Значение планов местности.

§14,15 с34-37 в.4,5 с.36

в.5,6,7,9 с.37

Знать способы изображения неровностей земной поверхности.

Умение работать с планом местности.

Физическая карта полушарий, атлас

11

  Повторение темы  «Географическая карта»

Определение расстояний, направлений, географических координат точек на карте

Обобщение и систематизация  знаний  по теме  

Физическая карта полушарий

12

Литосфера -6 час Внутреннее строение Земли. Породы, слагающие земную кору.

§16,17 с38-43 в.1,2,3 с.41 в.4,5 с.44 к/к

Сформировать элементарные представления о внешних оболочках Земли;  земной коре, мантии, ядре. О породах слагающих земную кору, характер их залегания.

Физическая карта полушарий, атлас

13

Движение земной

Коры. Землетрясения.

 Работа с контурной картой.

§18 с44-48 в.2,5 с.49 к/к Сооб-щения

Дать представление   об основных формах залегания горных пород, основных видах движений, землетрясениях.

Схема, атлас, Физическая карта полушарий барельефы, картины

№14

Вулканы. Гейзеры.

№5 Обозначение на к\к  вулканов, гор, равнин

 §19 с49-52 в.3,4 с.52 к/к сообщения

Дать представление о строении вулканах, вулканических извержениях, гейзерах.; умение показать крупные  в. на карте..

Физическая карта полушарий, атлас, к\к

15

 Горы суши

Равнины суши.

№6«Нанесение географической номенклатуры». Определение высоты гор, ГП равнин.  

 

§20,21 с53-62 в.3,5,8 с.56-57

в.3,4,7 с.63  к/к

Формирование умений распознавать вершины гор, долины; классификация гор по высоте; дать представление о разнообразии гор. Умение показывать их на карте. Формирование умений находить географические объекты

на карте.

Физическая карта полушарий, атлас

16

 Равнины и горы дна  океана. Рельеф дна океана.

 

§22 с63-66 в.3,5,6 с.67

Дать представления о рельефе гор в океане, в том числе срединно-океанические хребты; характерные явления в области хребтов, равнинах дна океана.

Физическая карта полушарий, атлас, рис. учебника.

17

Рельеф своей местности Обобщение и систематизация знаний по теме «Литосфера».

§16-22

Знать рельеф своей местности, умение характеризовать его Знать рельеф Земли и взаимодействие внутренних и внешних процессов; умение показывать крупные формы рельефа  на карте, знать способы обозначения  их на карте. Определять ГП объектов рельефа.

Физическая карта полушарий,  рис., атлас

18

Гидросфера -6 час

Что такое гидросфера

Части Мирового океана

№7 Определение глубин. Заливы. Проливы, о-ва, п-ова

§23,24 с68-73 в.7,8 с.70, в3,4 с73 к/к

Сформировать понятие «гидросфера». Дать  общее представление

о Мировом океане и его составных частях, а так же характерных природных явлениях. Сформировать понятие «море».

Физическая карта полушарий, атлас

19

 Свойства вод Мирового океана Движение воды в океане.

«Работа с контурной картой»

§ 25,26   с74-79 в2,3с75 в3,4 с79

Дать представление о ветровых волнах, цунами, приливах и отливах. Причины этих движений.

Физическая карта полушарий, атлас

20

Течения. Растения и животные океана.

§27,28 с80-83 в4,5 с81 к/к сообш

Дать представление о неравномерном распределении растений и животных

Физическая карта полушарий, атлас

21

Подземные воды Реки.

Озёра

№8

 Описание реки

§29,30,31 с83-98 в5 с86 в1,6,8 с94-95 в5,6 с98 Сооб-щения

Расширить знания уч-ся о реках; показать различия и сходные черты. Умение работать с картами, планом. Расширить знания уч-ся об озёрах земного шара; показать влияние происхождения озера на его природу.

Рис., макет Физическая карта полушарий, атлас

22

Ледники. Водохранилища

 

§32,33,34 с98-104 в3,5 с101, в2с102,

Сформировать понятие о ледниках; раскрыть роль ледников в природе.

Физическая карта полушарий,  рис.

23

Проверочная работа по теме «Гидросфера»

§23-34 в1-16 с104-105

Обобщение и систематизация знаний по теме «Гидросфера».

Физическая карта полушарий, атлас

24

Атмосфера -8 час

Строение атмосферы

§35 с105-108 в3,4,5 с108

Сформировать понятие об атмосфере как о внешней газовой оболочке; познакомить уч-ся со способами и средствами изучения атмосферы.

Физическая карта полушарий, схема

25

Температура воздуха. Годовой ход температур.

№9

Составление графика хода температур

§36,37 с108-112 в3,4,5 с111,  в5 с113

Познакомить уч.-ся с элементами погоды; научить правильности измерения температуры воздуха; выявить факторы, влияющие на изменение температуры воздуха. Выявить причины годового .колебания температуры воздуха; установить взаимосвязь между высотой Солнца над горизонтом и температурой воздуха; закрепить знания уч-ся о вычислении средних температур воздуха, умение построения графиков хода температур

Физическая карта полушарий, атлас

26

Атмосферное давление

§38 с114-116 в.3,4 с.116

Показать зависимость атм.давления и высоты; завершить формирование приёмов учебной работы по наблюдению погоды

Физическая карта полушарий

27

Ветер. Роза ветров

«Составление таблицы «Воздушные массы и постоянные ветры земного шара»».

§39 с116-119 в.4,5 с.120

Сформировать понятия, выявить причины, сформировать умение построения розы ветров

схема

28

Водяной пар. Облака Атмосферные осадки

схема

§40,41 с120-127 в3,6 с124,

в3,4 с127

Выявить зависимость количества водяного пара в воздухе , температуры воздуха и подстилающей поверхности Сформировать понятие «атмосферные осадки»; выявить причины формирования различных видов атмосферных осадков

Рис.

29

Погода. Климат.

§42,43 с127-131 в2-5 с129,

в2 с131

Обобщить изучение характеристик и явлений, происходящих в атмосфере; развить у уч-ся наблюдательность, логическое мышление на примерах предсказания погоды; Изучить роль климатообразующих факторов, их влияние на климат местности Выявить причины, от которых зависит климат  нашей местности

Схема, рис

30

Распределение тепла на Земле. Климат своей местности.

№10 Описание климата своей местности

§ 44,45 с132-141 в3 с137, в3,4 с141

Сформировать представление о Солнце как основном источнике энергии, обуславлива-

ющем процессы в атм.; об особенностях освещённости поясов Земли.

Рис., карты атласа

31

Контрольная работа по теме «Атмосфера»

§35-45 в1-16 с141-142

Выявить уровень знаний по изученной теме.

Обобщить и систематизировать знания по теме.

Физическая карта полушарий, атлас

№32

Биосфера-1час

Распределение организмов. Неравномерное распределение организмов. Воздействие организмов на оболочки Земли. Почвы, растительный, животный мир своей местности.

§46,47 с142-148  в4 с145

в2,4 с148

Сформировать элементарное представление 1) об организмах как о компонентах природы, к числу которых относятся растения, животные, микроорганизмы; 2) о неравномерном их распространении на земной поверхности. Углубить знания о взаимодействии земных оболочек.

Схема, рис

№33

Взаимодействие компонентов природы – 1 час

Природный комплекс. Взаимосвязь компонентов  в ПК. Воздействие человека на ПК

§48 в.3 с.151

§49,50 в.2,4 с.155

Сформировать представление о географической оболочке и её части – биосфере; показать ПК как закономерное сочетание компонентов природы, составляющих единое целое.. Выявить положительные и отрицательные черты влияния человека на ПК.

схема

№34

Человечество на Земле – 1 час

Численность населения. Расы. Населённые пункты. Описание своего населённого пункта.

Практическая работа „Определение положения государства на материке; нанесение на контурную карту границ государств, названных в теме, столиц и определение их географических координат“

§51 в2 с158

§52 в5 с159

§53 в4,5 с 163

§54 в2 с160

§55в4,5 с163

Дать знания о составе населения мира; сформировать общие представления о внешних признаках расовых различий Сформировать .знания учащихся о населённых пунктах; обучить приёму характеристики населённых пунктов..

Физическая карта полушарий, схема, рис.

№35

Природа своей местности – 1 час

Изучить природу своей местности.

Физическая карта полушарий, атлас

Литература для учителя:

  1. Герасимова Т.П. "География 6 кл.»
  2. Герасимова Т.п., Крылова О.В. «Методическое пособие по географии».
  3. Герасимова Т.П. «Поурочное планирование».
  4. Пятунин В.Б. «Контрольные и проверочные работы по географии».
  5. Сиротин В.И. «Практические и самостоятельные работы учащихся по географии».
  6. Программа Министерства образования Российской Федерации для общеобразовательных школ.

Литература для учащихся:

  1. Герасимова Т.П. «География 6 кл».
  2. Атлас «Физическая география» 6 кл.
  3. Сборник «За страницами учебника географии» Москва, 1989г.
  4. «Занимательная география». Сборник. Москва. 1996г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

поурочные планы по ОБЖ

подборка конспектов...

Поурочные планы по технологии (девочки) 6 класс

Планы составлены по программе СимоненкоВ.Д....

Поурочные планы по технологии (девочки) 7класс

Планы составлены по программе В.Д.Симоненко...

Поурочные планы по технологии (девочки) 8 класс

Планы составлены по программе В.Д.Симоненко...

Поурочные планы по технологии (девочки) 9класс

Планы составлены по программе В.Д.Симоненко...

ПОУРОЧНЫЕ ПЛАНЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 10 КЛАССЕ К УЧЕБНИКУ А.И. Власенкова и Л.М. Рыбченковой

ПОУРОЧНЫЕ  ПЛАНЫ ПО  РУССКОМУ  ЯЗЫКУ В  10  КЛАССЕ К УЧЕБНИКУ А.И. Власенкова и Л.М.    Рыбченковой   ...

ПОУРОЧНЫЕ ПЛАНЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 11 КЛАССЕ К УЧЕБНИКУ А.И.ВЛАСЕНКОВА и Л.М.РЫБЧЕНКОВОЙ

ПОУРОЧНЫЕ       ПЛАНЫ ПО  РУССКОМУ  ЯЗЫКУ В  11  КЛАССЕ К УЧЕБНИКУ А.И.ВЛАСЕНКОВА    и Л.М.РЫБЧЕНКОВОЙ...