Поурочные планы по технологии (девочки) 7класс
план-конспект урока технологии (7 класс) по теме

Мурашова Татьяна Валентиновна

Планы составлены по программе В.Д.Симоненко

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx18.88 КБ
Файл 2.docx20.9 КБ
Файл 3.docx24.76 КБ
Файл 4.docx24.36 КБ
Файл 5.docx31.28 КБ

Предварительный просмотр:

План урока №1

Тема:  Вводный инструктаж по охране труда. Загрязнение окружающей среды промышленными   отходами.

Цели урока:

  • повторить правила техники безопасности при кулинарных и швейных работах;
  • ознакомить учащихся с содержанием предмета в новом учебном году;
  • познакомить с  загрязнением окружающей среды промышленными  отходами;
  • формировать навыки соблюдения санитарно-гигиенических требований;
  • воспитывать мотивацию к учебной деятельности.

Тип урока: беседа.

Ход урока.

  1. Организационный момент (3-5мин.)
  • Проверка готовности к уроку.
  • Проверка списочного состава.
  • Сообщение темы и цели урока.

  1. Повторение пройденного материала (5-7мин.)
  • Какие правила ТБ нужно соблюдать при кулинарных и швейных работах?
  • Какие санитарно-гигиенические требования знаете?

  1. Объяснение нового материала (60-70мин.)        

Современная цивилизация осуществляет невиданное давление на природу. Загрязнение природной среды промышленными выбросами оказывает вредное действие на людей, животных, растения, почву, здания и сооружения, снижает прозрачность атмосферы, повышает влажность воздуха, увеличивает число дней с  туманами, уменьшает видимость, вызывает коррозию металлических изделий.

Под загрязнением окружающей среды следует понимать изменение свойств среды (химических, механических, физических, биологических и связанных с ними информационных), происходящие в результате естественных или искусственных процессов и приводящие к ухудшению функций среды по отношению к любому биологическому или технологическому объекту.

Используя различные элементы окружающей среды в своей деятельности, человек изменяет её качество. Часто эти изменения выражаются в неблагоприятной форме загрязнения. Загрязнители - это остатки того, что мы производим, используем и выбрасываем прочь. Загрязнение увеличивается не только оттого, что с ростом населения уменьшается доступное для каждого человека пространство, но и оттого, что потребности на душу населения непрерывно увеличиваются, так что из года в год каждый из нас выбрасывает все больше и больше.

Всё то, что человек добывает, производит, выращивает, потребляет, в конце концов, превращается в отходы. Часть из них удаляется вместе со сточными водами, другая часть в виде газов, паров и пыли попадает в атмосферу, но большая часть выбрасывается в виде твёрдых отходов. Каждый житель планеты «производит» ежедневно до 1,5 килограммов мусора.

Гора твёрдых бытовых отходов (ТБО) растёт с каждым днём – за год у нас в стране их собирается примерно 60 млн. тонн. В состав БО (мусора) входят зола, шлак, бумага, пластмасса, пищевые отходы, металл, стекло и пр. Ещё более разнообразны составляющие промышленных отходов: древесина, бумага, текстиль, кожа, резина, гипс, соли, шлаки, зола, формовочная земля, металл, отходы животного происхождения, строительный мусор. Как утверждают специалисты, с начала двадцатого века в России накопилось 80 миллиардов тонн только твёрдых отходов и ежегодно к ним добавляется ещё по 7 миллиардов. Свалки вокруг заводов отнимают земли, портят ландшафты, содержат токсичные вещества и патогенную микрофлору.

Засилье отходов нарушает естественный баланс среды, что в будущем может иметь катастрофические последствия для мира животных, растений и климатических условий Земли. Объектами разных видов загрязнения становятся почва, реки и моря, а также воздушная среда. Газы, жидкости, твердые отходы, бытовой мусор и сточные воды пагубно влияют на состояние окружающей среды - ее загрязнение кое-где достигает опасных уровней.

Содержащиеся в сточных водах вредные организмы плодятся в моллюсках и вызывают у человека многочисленные болезни. В питьевой воде все чаще встречаются сложные химические соединения, которые пагубно влияют на гормоны, отвечающие в нашем организме за скорость обмена веществ и половые функции. Увеличение числа случаев астмы и болезней бронхов свидетельствует о пагубных последствиях загрязнения воздуха.

 (Работа в тетрадях)

  1. Закрепление материала. Подведение итогов урока. Рефлексия (5-7мин.)
  • Что такое загрязнение окружающей среды?
  • Что входит в состав бытовых отходов?
  • Расскажите о загрязнении воздуха, почв, воды промышленными отходами.

Выставление оценок. Анализ урока.

  1. Домашнее задание (2мин.)

Записи пересказывать. Оформить тетрадь.



Предварительный просмотр:

План урока №2

Тема:  Понятие о микроорганизмах. Пищевые инфекции. Первая помощь при отравлениях.

Цели урока:

  • познакомить учащихся с полезным и вредным воздействием  микроорганизмов на пищевые продукты, источниками и путями проникновения болезнетворных микробов в организм человека, с заболеваниями, передающимися через пищу;
  • формировать навыки соблюдения санитарно-гигиенических правил при работе с пищевыми продуктами;
  • учить приемам оказания первой помощи при пищевых отравлениях.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

  1. Организационный момент (3-5мин.)
  • Проверка готовности к уроку.
  • Проверка списочного состава.
  • Сообщение темы и цели урока.
  • Проверка домашнего задания.

  1. Повторение пройденного материала (5-7мин.)
  • Что такое загрязнение окружающей среды?
  • Что входит в состав бытовых отходов?
  • Расскажите о загрязнении воздуха, почв, воды промышленными отходами.

  1. Объяснение нового материала (40-45мин.)

Человечеству издавна знакомы различные заболевания, унесшие жизни множества людей. Вина за это приписывалась колдунам и ведьмам, которых инквизиция карала, сжигая на костре. Немало несчастных пострадало от этого варварства. Но никто не подозревал, что истинными виновниками болезней являются микробы, вирусы, бациллы. Но именно благодаря существованию этих микроорганизмов происходит круговорот веществ в природе. Деятельность их широко используется в кулинарии. Они повышают качество выпечки, ускоряют процесс брожения в виноделии, влияют на производство кисломолочных продуктов, используются при перегонке спирта, при получении дрожжей, в медицине при изготовлении лекарств.

 Важно знать: при приготовлении пищи в домашних условиях необходимо учитывать вмешательство бактерий и микробов в процессы обработки и сохранения продуктов.
Инфекция, иначе инфекционный процесс, - это совокупность явлений, возникающих и развивающихся в организме при внедрении и размножении болезнетворных микробов.

 Заболевания, передающиеся через пищу: брюшной тиф, дизентерия, холера, сальмонеллез, инфекционный гепатит.  Основные признаки таких заболеваний - боль в области живота, рвота, понос, головная боль, головокружение, слабость или потеря сознания.
Основными источниками инфекции являются больные люди и животные, а переносчиками инфекции - мухи, тараканы, грызуны. Пищевые отравления:

Микробные - не передаются от больного человека к здоровому и имеют только пищевой путь передачи.

Немикробные - отравление продуктами, ядовитыми по своей природе (грибы, примеси химических веществ).

Отравления нитратами, нитритами, которые используются в качестве пищевых добавок в производстве.

Отравление веществами из окружающей среды (вредные химические вещества, пестициды).

Правила, позволяющие избежать отравления.

  • Обязательно мыть руки.
  • Использовать при приготовлении пищи инструменты с соответствующей маркировкой.
  • Убирать рабочие места.
  • Хранить инвентарь и посуду в строго отведенных местах.
  • Раздельно хранить сырье и готовую продукцию.
  • Недопустимо использовать продукты с истекшим сроком хранения.
  • Соблюдать правила и сроки хранения продуктов.
  • Применять достаточную тепловую обработку.
  • Продукты, не требующие тепловой обработки, тщательно промывать теплой, а затем горячей водой.

Первая медицинская помощь при пищевых отравлениях.

  • Выяснить, какой продукт стал причиной отравления, и изъять его.
  • Промыть желудок пострадавшему тремя – четырьмя стаканами бледно-розового раствора марганцовокислого калия и вызвать рвоту.
  • Дать пострадавшему активированный уголь (20- 30 таблеток на 1 стакан воды).
  • Повторно промыть желудок через 2-3 часа.
    (Работа с учебником)

  1. Практическая работа «Определение сроков годности консервов» (15-20мин.)

  1. Закрепление материала. Подведение итогов урока. Рефлексия. (5-10мин.)
  • Что такое микроорганизмы?
  • Назовите полезные и вредные воздействия, микроорганизмов на пищевые продукты.
  • Как избежать пищевых инфекций?
  • Назовите, признаки, пищевых отравлений.
  •  Как, оказать первую медицинскую помощь при отравлении?

Выставление оценок. Анализ урока.

  1. Домашнее задание (3-5мин.)

§ 1, ответить на вопросы, принести продукты для п/р, повторить правила ТБ при кулинарных работах. Записать рецепт в тетрадь. Принести спецодежду.



Предварительный просмотр:

План урока №3

Тема:  Кисломолочные продукты и блюда из них.

Цели урока:

  • познакомить учащихся со значением кисломолочных продуктов в питании человека, с ассортиментом кисломолочных продуктов; научить готовить блюда из творога;
  • научить готовить простоквашу, творог в домашних условиях, блюда из творога;
  • прививать навыки ведения ЗОЖ;
  • воспитывать познавательный интерес к предмету, умение работать индивидуально и в группе;
  • развивать творческое мышление.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

  1. Организационный момент (3-5мин.)
  • Проверка готовности к уроку.
  • Проверка списочного состава.
  • Сообщение темы и цели урока.

  1. Повторение пройденного материала (3-5мин.)
  • Что такое микроорганизмы?
  • Назовите полезные и вредные воздействия, микроорганизмов на пищевые продукты.
  • Как избежать пищевых инфекций?
  • Назовите, признаки, пищевых отравлений.
  • Как, оказать первую медицинскую помощь при отравлении?

  1. Объяснение нового материала (15-20мин.)

Кисломолочные продукты изготавливают путем сквашивания молока, добавляя в него разные виды микроорганизмов, каждый из которых способен изменять молоко и придавать ему новые вкусовые, диетические, биологические и лечебные свойства. Кисломолочные продукты содержат огромное количество живых бактерий однородного состава. Они насыщены солями кальция фосфора, магния, железа, натрия. Следует отметить, что кисломолочные продукты усваиваются легче молока.

По характеру брожения кисломолочные продукты делятся на две группы:

  • продукты, полученные путем молочнокислого брожения (простокваша, сметана, творог, сыр);
  • продукты, полученные при смешанном   брожении - молочном и спиртовом (кефир, кумыс).

Ассортимент кисломолочных блюд.

Творог. Своеобразный концентрат белка и кальция, который содержится в молоке и обладает высокой биологической ценностью. Используют для его приготовления цельное и пастеризованное молоко. Творог легко портится, поэтому его следует употреблять в пищу в течение 12 часов, если он не помещен в холодильник, а если помещен — в течение 36 часов.

Качество творога оценивают по вкусу и запаху, консистенции и цвету, кислотности, содержанию жира и влаги. Цвет творога должен быть белым, со слегка кремовым оттенком; вкус и запах чистыми, кисломолочными, без посторонних привкусов и запахов, консистенция однородная, комочки творога легко раздавливаются.

Для приготовления творога в домашних условиях молоко кипятят, затем быстро охлаждают до комнатной температуры. В охлажденное молоко вводят закваску (в качестве закваски можно использовать сметану, кефир, прокисшее молоко). Заквашенное молоко перемешивают, закрывают крышкой и ставят в теплое место. Для ускорения процесса заквашивания молоко можно подогреть. Творог отделяется и остается сверху, а прозрачная зеленоватая жидкость - сыворотка, внизу. Молоко нельзя переквашивать, иначе творог получится кислым. Творог отделяют от сыворотки, выкладывая его на сито или дуршлаг, покрытые марлей, охлаждают и слегка отпрессовывают, или подвешивают так, чтобы сыворотка могла стечь.  Для приготовления творога на 1 литр молока берут 50-75 гр.закваски.

Сметана . Русский национальный продукт. Улучшает питательность и вкус соусов и приправ. Высокое содержание жира, чистый кисломолочный вкус, умеренная густота, однородная консистенция, белый с кремовым оттенком цвет. Хранят при температуре от 0 до 1С 24ч.  Сметану готовят из пастеризованных сливок специальной закваской из смешанных культур молочнокислых бактерий.

Простокваша. Хранят при температуре не выше 8С не более 36 часов. Виды простокваши: ряженка, варенец, десертная. Содержание жира: нежирная, жирная (3,2%), повышенной жирности (4-6%). Простоквашу можно приготовить и в домашних условиях, для этого кладут в стакан сметану и, размешивая ее, постепенно вливают охлажденное кипяченое или пастеризованное молоко. Заквашенное молоко накрывают бумагой или крышкой и ставят в теплое место, через 18-20 часов простокваша будет готова.

Ряженка и варенец. Готовят так же, как и простокваша, но из  топленого молока.

Кефир. Продукт смешанного брожения. В пищевой промышленности кефир получают из молока путем добавления к нему кефирного грибка. Кефир легко усваивается, оказывает тонизирующее воздействие. Он, как и другие кисломолочные продукты (простокваша, ацидофилин), влияет на работу желудка и кишечника. Так, свежий, однодневный кефир поможет справиться с проблемой запоров, а двух- или трехдневный кефир, напротив, обладает закрепляющим действием.

Кумыс. Вырабатывается из кобыльего молока. Содержит не менее 0,8% жира.

Йогурт. Продукт с повышенным содержанием сухих обезжиренных веществ молока, полученный из пастеризованного молока, сквашенного особым способом.

Сыр. Питательная ценность сыра определяется прежде всего высоким содержанием белков  - 25%, минеральных веществ, особенно солями кальция. Белки сыра хорошо усваиваются.  Различают сычужные и молочнокислые сыры. Первые изготавливаются путем свертывания молока сычужными ферментами — ферментами животных (ягнят, телят, птицы).

  1. Практическая работа «Приготовление  творожных пончиков /пудинга/»(50-55мин.)

 «Пудинг из творога»

Рецептура: творог-150гр., крупа манная-15гр., сахар-15гр., яйца-10гр. (1/4 шт.), изюм-20гр., масло сливочное-5гр., ванилин-0,02гр., сухари-5гр., сметана-5гр., сметана при подаче-20гр. Выход 220гр.

Технология приготовления.

В протертый творог добавляют растертые с сахаром желтки, масло, соль, изюм. Отдельно заваривают манную крупу с добавлением ванилина и охлаждают. Соединяют вместе подготовленный творог и заваренную манную крупу и тщательно вымешивают. Массу выкладывают в форму и выпекают в жарочном шкафу в течение 25-35минут. Готовый пудинг кладут на тарелку и подают   со сметаной.

 Последовательность выполнения работы:

  • Творог протереть через сито, яйца вымыть, отделить желток от белка, белок убрать в холодильник.
  • Поставить на огонь кастрюлю с водой и довести до кипения.
  • Изюм перебрать, помыть, обсушить.
  • В кипящую воду добавить ванилин и всыпать тонкой струйкой манную крупу, и, постоянно помешивая, заварить её. Остудить массу.
  • Яичные желтки растереть с сахаром. Масло сливочное размягчить (часть масла оставить для подготовки формы).
  • В протертый творог добавить растертые с сахаром яичные желтки, соединить с размягченным маслом, изюмом, солью, заваренной манной крупой.
  • 7. Форму для пудинга смазать маслом, посыпать сухарями.
  • 8. Белок достать из холодильника, взбить и внести в подготовленную массу в 2-3 приема, осторожно перемешивая.
  •  Выложить массу в форму, смазать поверхность сметаной и запечь в жарочном шкафу в течение 25-35 минут.
  • Готовый пудинг вынуть из жарочного шкафа и оставить в форме на 5-10 минут.
  •  Переложить готовый пудинг на десертную тарелку и полить сметаной.

Текущий инструктаж. Дегустация блюд.

  1. Закрепление материала. Подведение итогов урока. Рефлексия (5-7мин.)
  • Какое значение имеют кисломолочные продукты в питании человека?
  • Назовите группы брожения кисломолочных продуктов.
  • Какие кисломолочные продукты вы знаете?
  • Как приготовить творог в домашних условиях?
  • Как приготовить простоквашу в домашних условиях?

Выставление оценок. Анализ урока.

  1. Домашнее задание (2-3мин.)

п.   читать, записать рецепты любимых блюд из творога.



Предварительный просмотр:

План урока №4

Тема:  Виды теста. Дрожжевое и слоеное.

Цели урока:

  • познакомить учащихся с инструментами, приспособлениями и продуктами, используемыми при приготовлении мучных изделий, с классификацией теста;
  • сформировать знания, а также умения готовить блюда из  слоеного теста;
  •  научить соблюдать технику безопасности на уроках;
  • воспитывать аккуратность, опрятность в работе, культуру труда;
  • развивать внимательность в работе.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

  1. Организационный момент (3-5мин.)
  • Проверка готовности к уроку.
  • Проверка списочного состава.
  • Сообщение темы и цели урока.
  • Проверить выполнение д.з.

  1. Повторение пройденного материала (3-5мин.)
  • Какие кисломолочные продукты вы знаете?
  • Как приготовить творог в домашних условиях?
  • Как приготовить простоквашу в домашних условиях?

  1. Объяснение нового материала (15-20мин)

Изделия из теста – важнейший продукт в питании человека. Они содержат белки, углеводы, витамины, аминокислоты, минеральные вещества. Основным продуктом в приготовлении теста является мука. Мука - порошкообразный продукт, который получается в результате измельчения зерен пшеницы, ржи, кукурузы и т.д. Качество муки определяют по цвету, запаху, вкусу.

 Все виды теста можно разделить на две группы: тесто дрожжевое и бездрожевое. К бездрожжевым видам теста относятся сдобное пресное, бисквитное, заварное, слоеное и песочное.

 Все изделия из теста должны иметь пористую структуру, чтобы при выпечке горячий воздух легче проникал в изделие. Вещества, которые создают такую структуру, называются разрыхлителями. Для дрожжевого теста разрыхлитель - дрожжи.

При приготовлении изделий из бездрожжевого теста применяют химические разрыхлители и механические приемы разрыхления. К химическим разрыхлителям относятся питьевая вода и углекислый аммоний. К механическим приемам разрыхления теста относятся раскатка (при изготовлении слоеного теста) и взбивание (при изготовлении бисквита). Кроме того, вещества, содержащиеся в яйцах и молоке, действуют на тесто так же, как и механические приемы разрыхления, т. е. придают ему пористость.

Наиболее характерны для русской кухни изделия из дрожжевого теста. В рукописях XVI и начала XVII в. впервые упоминается о слоеном тесте. Простое пресное тесто было известно много раньше, чем дрожжевое; многие виды его широко применяются и в настоящее время для приготовления пельменей, лапши и т. п.

Дрожжевое тесто.

В  зависимости от соотношения компонентов различают крутое, мягкое и опарное дрожжевое тесто. Чтобы тесто получилось воздушным, необходимо муку просеять, прежде чем насыпать ее в приготовленную посуду. В муке сделать углубление, в которое раскрошить свежие дрожжи и добавить указанное в рецепте количество жидкости, предварительно нагретой до 30° С, немного сахара и, в зависимости от рецепта - еще немного муки по краям углубления.

Опару (первичное дрожжевое тесто) необходимо поставить на 15 минут для брожения в теплое место, защищенное от сквозняков, и закрыть посуду крышкой. В тепле дрожжи начинают 'работать' и образуют воздушные пузырьки, которые поднимают тесто. Оно увеличивается в объеме, образуя характерные трещинки. После брожения к тесту добавляют остальные ингредиенты, подогретые до комнатной температуры. А далее тесту необходим только кислород, поэтому тесто долго и усиленно вымешивают, а потом еще и взбивают. Для взбивания можно использовать деревянную ложку, но предпочтительнее работать руками, чтобы лучше чувствовать консистенцию теста. Готовое тесто должно быть мягким, эластичным и не прилипать к пальцам.

 Затем тесто должно еще добродить в теплом месте, пока его объем не увеличится вдвое. После этого тесто нужно еще раз вымесить, чтобы удалить накопившийся углекислый газ, сформовать и поставить в последний раз для брожения. Таким образом, готовят мягкое и тяжелое дрожжевое тесто. В тяжелое дрожжевое тесто с большим количеством жира часто добавляют еще яйца, сушеные фрукты и другие приправы. Опарное дрожжевое тесто готовится быстрее. Из дрожжей, сахара и небольшого количества молока замешивают смесь, называемую опарой. В другой посуде смешивают остальные ингредиенты, затем вливают туда опару. Замешивают миксером в однородную массу. Тесто оставляют бродить только один раз.

 Слоеное тесто.

Основными ингредиентами слоеного теста являются мука, соль, вода и сливочное масло. Такое тесто, из которого выпекают хрустящие, поджаристые слойки, требует много внимания и большой точности при приготовлении. В зависимости от ингредиентов различают классическое слоеное тесто и упрощенное.

Для приготовления классической слойки сначала замешивают мягкое тесто из муки и воды и затем закатывают в него холодное сливочное масло (масло и муку берут из расчета 1:1). Приготовление классического слоеного теста требует больших затрат времени и сил. Основные составляющие - тесто и сливочное масло - закатывают тонкими слоями. Раскатать основное тесто из муки и воды ровным слоем и положить в центр пласта плоский кусок охлажденного масла. Затем масло со всех сторон накрыть краями теста и скалкой раскатать прямоугольник. Прямоугольник сложить втрое: сначала середину пласта накрыть левой его третью, потом правой, затем сложить еще раз вдвое. На некоторое время положить тесто на холод. После этого тесто повернуть так, чтобы его открытые края были справа и слева от вас. Раскатать тесто от себя, повернуть на 90° и раскатать пласт в длинный прямоугольник. Снова сложить тесто, как описано выше. Этот процесс специалисты называют 'тюрнированием'. Его нужно повторить 4 или 5 раз. Однако тесто необходимо каждый раз ставить на холод, чтобы слои не слипались.

Слоеное тесто моментального приготовления. Муку и сливочное масло берут из расчета 1:1. 250 г муки, просеянной через сито, нужно смешать с чайной ложкой соли, высыпать на стол и положить в нее кусочки охлажденного масла. Порубить муку и масло в мелкую крупку. Постепенно влить в тесто в-8 ст. л. холодной воды, замесить его и, когда оно будет готово, поставить в холодильник, прикрыв фольгой или пленкой. Затем раскатать тесто в прямоугольник и 'тюрнировать' так же, как и обычное тесто. Так что его название - тесто моментального приготовления - неоправданно.

Приготовление теста занимает в общей сложности несколько часов, поэтому нет ничего удивительного, что хозяйки предпочитают покупать готовое замороженное слоеное тесто.

Если вы используете готовое мороженое слоеное тесто, следует учитывать общие правила. Сначала тесто должно оттаять. Если оно заморожено пластами, их нужно отделить друг от друга. Пласты теста должны оттаивать по отдельности в течение 20 минут. Затем каждый пласт теста надо смочить холодной водой, положить их стопкой и раскатать на разделочной доске в один пласт до желаемых размеров и толщины.

 Раскатывать тесто скалкой сначала надо справа налево, затем в противоположном направлении, потом сверху вниз и снизу вверх. Слоеное тесто всегда уменьшается в размерах при выпекании, поэтому пласты надо раскатывать большего размера, чем в готовом виде. Чтобы тесто не деформировалось, изделия, приготовленные к выпеканию, нужно поставить на 15-30 минут в холодильник.

Слоеное тесто всегда выпекают на противне, не смазанном маслом, а на смоченным холодной водой.  Вода в процессе выпекания испаряется и придает дополнительный объем тесту.

  1. Практическая работа  «Приготовление слоек» (45-50мин)

Слойка с повидлом.

Продукты:

  • 300 г твердого растительного маргарина
  • 150 мл холодной воды
  • 0,25ч.л. соли
  •  лимонная кислота – щепотка
  •  500-600г муки
  • густое повидло или джем для начинки.

Приготовление:

Маргарин заморозить и натереть в муку. В холодной воде растворить соль и кислоту и влить в муку. Быстро замесить тесто и оставить на 20 мин в холоде. Раскатать в пласт 0,5 см и нарезать квадраты со стороной 10-12 см. На средину уложить начинку и сложить пополам, прямоугольником или уголком. Выпекать в горячей духовке (200 С) 10-15 минут. Можно использовать любую другую начинку.

Текущий инструктаж. Дегустация блюд.

  1. Закрепление материала. Подведение итогов урока. Рефлексия  (5-7мин.)
  • Назовите основные продукты, используемые для приготовления теста.
  • Зачем необходимо просеивать муку?
  • Какие вы знаете разрыхлители теста?
  • Перечислить виды теста.

  1. Домашнее задание (2мин.)

п.   читать,  выписать. Приготовить дома слоечки самостоятельно, получить оценку родителей.

 

 



Предварительный просмотр:

План урока №5

Тема:  Технология приготовления песочного и бисквитного теста.

Цели урока:

  • познакомить с технологией приготовления песочного и бисквитного теста;
  • формировать навыки приготовления блюд;
  • прививать чувство меры, красоты;
  • воспитывать доброжелательные отношения в коллективе;
  • развивать умение планировать, организовывать и выполнять работу в группах.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

  1. Организационный момент (3-5мин.)
  • Проверка готовности к уроку.
  • Проверка списочного состава.
  • Сообщение темы и цели урока.

  1. Повторение пройденного материала (3-5мин.)
  • Назовите основные продукты, используемые для приготовления теста.
  • Зачем необходимо просеивать муку?
  • Какие вы знаете разрыхлители теста?
  • Перечислить виды теста.

  1. Объяснение нового материала (20мин)

Бисквитное тесто.

Основным компонентом бисквитного теста являются свежие яйца.
Белки нужно тщательно отделить от желтков. Белки нужно поставить в холодильник - охлажденные взбиваются быстрее. Желтки растирают с сахаром добела. Чем продолжительнее процесс растирания, тем белее и пышнее масса, тем лучше будет бисквит.

Для вкуса и аромата в тесто добавляют лимонную или апельсиновую цедру, ванилин, корицу, порошок какао, орехи, мак.

Прежде чем приступить к выпечке бисквита, нужно выстлать форму чистой бумагой так, чтобы она плотно прилегала ко дну и внутренним стенкам, смазать ее сливочным маслом и посыпать панировочными сухарями или мукой.

Для приготовления теста хорошо растирают 6—7 желтков и 200 г сахара, смешивают с 200 г муки, затем, осторожно помешивая, добавляют взбитые в пену белки.
Приготовленную массу выливают в форму и сразу же ставят в разогретый духовой шкаф.

 Бисквит выпекают при постоянной температуре не выше 200°С, не трогая и не сотрясая форму, чтобы тесто не осело.  Готовность определяют воткнутой в бисквит сухой деревянной палочкой – если она останется сухой, бисквит готов. Охлаждают в форме.

Приготовление бисквитного теста с подогревом

Продукты

Количество

Яйца, шт.

3

6

9

12

Сахарный песок, ст. ложки

3

6

9

12

Мука пшеничная, ст. ложки

2

4

6

8

Мука картофельная, ст. ложки

1/2

1

1,5

2

Выход выпеченных изделий, г 

200

400

600

800

Для приготовления бисквитного теста наливают в кастрюлю яйца, всыпают сахарный песок и ставят кастрюлю на водяную баню для подогрева массы до температуры 40—50°С. Во время подогрева смесь беспрерывно взбивают металлическим веничком. Когда масса подогреется до нужной температуры, кастрюлю снимают с водяной бани, сбивая, охлаждают массу до 18—20°С. При этом объем массы должен увеличиться в 2—3 раза, после чего в охлажденную массу добавляют просеянную муку и слегка перемешивают до получения однородного теста.

 Приготовление бисквитного теста без подогрева

Продукты

Количество

Мука пшеничная, ст. ложки

2

4

6

8

Сахарный песок, ст. ложки

2

4

6

8

Яичный желток, шт.

3

6

9

12

Яичный белок, шт.

4

8

12

16

Выход выпеченных изделий, г 

200

400

600

800

Белки отделяют от желтков. Веничком растирают желтки с сахаром (3/4 нормы) до тех пор, пока не исчезнут крупинки сахара, и взбивают массу до увеличения ее объема в 2—3 раза. В другой посуде на холоде (на льду, снегу, в тазу с холодной водой) взбивают веничком белки до увеличения объема в 4—5 раз, в конце взбивания постепенно добавляют сахар (1/4 нормы).
Взбитые с сахаром желтки смешивают с 1/3 частью взбитых белков, затем добавляют муку и смесь слегка перемешивают. После этого добавляют остальную часть взбитых белков и смесь перемешивают до образования однородного теста.

Приготовление масляного бисквита

Продукты

Количество

Яйца, шт.

3

6

9

12

Мука пшеничная, ст. ложки

2

4

6

8

Сахарный песок, ст. ложки

3

6

9

12

Сливочное масло, г

35

70

100

135

Крахмал, чайные ложки

1

2

3

4

Выход выпеченных изделий, г 

225

450

675

900

Крахмал можно заменить пшеничной мукой. Масло с сахаром взбивают лопаточкой до побеления, затем, продолжая взбивание, добавляют в три-пять приемов желтки. В отдельной кастрюле взбивают охлажденные белки так, чтобы они держались на поднятом веничке. Половину взбитых белков перекладывают в массу из масла, сахара и желтков и слегка перемешивают, затем добавляют муку и остальные белки и замешивают однородное тесто.

Песочное тесто.

Из песочного теста можно приготовить пироги, печенье, пирожные. В его состав входят сливочное масло, сахар, яйца и пшеничная мука, но их пропорции меняются в зависимости от вида изделий. Сливочное масло для теста необходимо предварительно поставить в теплое место, чтобы его легко можно было растереть (не растапливать!).  Муку перед употреблением нужно просеять.

 Для приготовления теста тщательно размешивают (взбивают) 200 г сахара, 300 г сливочного масла, 2 яйца. Добавляют немного соли, соды, погашенной в уксусе, всыпают 1/2 кг муки и быстро размешивают.

В песочное тесто можно добавить также лимонную или апельсиновую цедру, ванилин, корицу, толченые орехи, какао. Нельзя месить песочное тесто слишком долго, иначе оно станет плотным, жестким. Тесто готово, когда оно не приклеивается к доске и становится гладким. Вымешанное тесто на некоторое время помещают в холодильник, чтобы оно затвердело.

 Затем тесто раскатывают скалкой до нужных размеров. Для того чтобы пласты раскатанного теста переложить на противень, их нужно сначала намотать на скалку. Перед выпечкой печенье и пирожки из песочного теста смазывают яйцом, яичным белком, холодной водой или молоком.
Духовку нужно предварительно хорошо разогреть, выпекать при равномерной температуре (180—200°С).

Готовые изделия сразу снимают с противня или вынимают из формы.
Нарезают только после того, как полностью остынут.

Приготовление песочного теста

Продукты

Количество

Мука пшеничная,
чайные стаканы (250 мл)


1


1,5


2


2,5


3

Сахарный песок, чайные стаканы

1/4

1/3

1/2

2/3

1

Масло или маргарин, г

100

150

200

250

300

Яйца, шт.

1/2

1

1,5

2

2

Выход выпеченных изделий, г 

300

450

600

750

900

Если применяется несоленое масло, необходимо добавить в тесто немного соли.
Масло, сахар и яйца размешивают в кастрюле или миске деревянной лопаточкой до получения однородной массы. В эту массу всыпают муку и рукой замешивают тесто. Через 1—2 мин тесто разделывают. Если оно нагрелось от рук, его надо до разделки охладить.

 Наилучшая температура для теста 15—20°C. При более низкой температуре тесто затвердевает и его трудно раскатать. При температуре выше 25°C масло в тесте размягчается и может отделиться от остальных продуктов; такое тесто крошится при раскатке, а приготовленные из него изделия получаются очень жесткими. Чтобы исправить такое тесто, нужно его хорошо охладить, подержать руки в холодной воде и быстро, в течение 2 мин, перемять тесто до пластичного состояния. Если тесто не становится пластичным, надо добавить в него яичный желток.

 Все изделия следует готовить из тонко раскатанных пластов — толщиной 4—8 мм.
Перед раскаткой немного переминают тесто холодными руками, не подсыпая муки, и формуют прямоугольный кусок в виде кирпича. Этот кусок кладут на посыпанный мукой стол или доску, посыпают сверху мукой и раскатывают в пласт.

 Из раскатанного пласта ножом или выемками делают разные фигуры или переносят пласт на противень с помощью скалки. Излишек теста по краям противня зачищают ножом.
Противни должны быть чистыми, сухими, без всякой смазки, так как изделия из песочного теста к противням не пристают.  Песочные изделия выпекают при температуре 230—250°C до золотистого цвета на поверхности и внутри лепешек. Пласты теста, выпекаемые для нарезных пирожных и тортов, накалывают кончиком ножа. Во время выпечки пласты слегка приклеиваются к железному листу. Чтобы оторвать пласт от железного листа, нужно немного остудить лист, взять его обеими руками и слегка ударить краем листа о край стола или о другой предмет, пока пласт не сдвинется с места. Затем, придерживая левой рукой железный лист, правой рукой осторожно сдвинуть пласт с листа.

Приготовление ароматизированного песочного теста

Продукты

Количество

Мука пшеничная, чайные стаканы (250 мл)

1

2

3

4

Сахарный песок, чайные стаканы

1/4

1/2

3/4

1

Масло или маргарин, г

75

150

225

300

Яйца, шт.

1/2

1

1,5

2

Соль, чайные ложки

1/8

1/4

1/3

1/2

Сода, чайные ложки

1/8

1/4

1/3

1/2

Выход выпеченных изделий, г 

250

500

750

1000

  1. Практическая работа «Приготовление песочного печенья и бисквитного торта» (45-50мин.)

Текущий инструктаж. Дегустация блюд.

  1. Закрепление материала. Подведение итогов урока (5-7мин.)
  • Какие продукты входят в состав бисквитного теста?
  • Как происходить замес бисквитного теста?
  • Какие продукты входят в состав песочного теста?
  • Какой толщины должен быть раскатанный пласт?

Выставление оценок. Анализ урока.

  1. Домашнее задание (2-3мин.)

п. читать. Записать любимые семейные рецепты тортов и печений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поурочные планы по технологии (девочки) 6 класс

Планы составлены по программе СимоненкоВ.Д....

Поурочные планы по технологии (девочки) 8 класс

Планы составлены по программе В.Д.Симоненко...

Поурочные планы по технологии (девочки) 9класс

Планы составлены по программе В.Д.Симоненко...

поурочное планирование уроков технологии(девочки) 7 кл ФГОС

Поурочное планирование уроков (в рамках рабочей программы)составлено на основе Федерального государственного образовательного  стандарта основного общего образования, примерной программы основног...

поурочное планирование уроков технологии(девочки) 5 класс ФГОС

Поурочное планирование уроков (в рамках рабочей программы) составлено на основе Федерального государственного образовательного  стандарта основного общего образования, примерной программы основно...

Поурочные планы по Технологии, 6 класс, для мальчиков

Соответствуют рабочей программе, составленной на основе программы технологического образования школьников, утвержденной Федеральным экспертным советом Министерства образования  РФ, Программы обще...

Поурочные планы по Технологии, 7 класс, для мальчиков

Поурочные планы соответствуют рабочей программе, составленной на основе программы технологического образования школьников, утвержденной Федеральным экспертным советом Министерства образования  РФ...