Поурочные планы по технологии (девочки) 8 класс
план-конспект урока технологии (8 класс) на тему

Мурашова Татьяна Валентиновна

Планы составлены по программе В.Д.Симоненко

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx26.63 КБ
Файл 2.docx22.46 КБ
Файл 3.docx25.04 КБ
Файл 4.docx21.68 КБ
Файл 5.docx26.69 КБ

Предварительный просмотр:

План урока №1

Тема:  Вводный инструктаж по охране труда. Виды питания. Понятие об обмене веществ.

Цели урока:

  • повторить правила техники безопасности при кулинарных и швейных работах;
  • познакомить с понятием обмена веществ, с суточным потреблением белков, жиров, углеводов, с проблемой авитаминозов;
  • формировать навыки соблюдения санитарно-гигиенических требований;
  • воспитывать мотивацию к учебной деятельности;
  • развивать творческие способности обучающихся, умение анализировать информацию, культуру питания;
  • прививать навыки ЗОЖ.

Тип урока: беседа.

Ход урока.

  1. Организационный момент (3-5мин.)
  • Проверка готовности к уроку.
  • Проверка списочного состава.
  • Сообщение темы и цели урока.

  1. Повторение пройденного материала (5-7мин.)
  • Какие правила ТБ нужно соблюдать при кулинарных и швейных работах?

  1. Изучение нового материала (70мин)

Ваше здоровье - самое ценное, что у вас есть. На всю жизнь человеку даётся только один организм. Если вы небрежно обращаетесь, с какими-то предметами, их можно заменить, но заменить свой организм вы не сможете.

Многие болезни всего лишь результат неправильного питания. Можно сохранить здоровье, если следить за характером питания. Сегодня мы будем говорить о том, как качество жизни можно улучшить благодаря правильному питанию.

 Питание- это поступление питательных веществ в организм. Питание организму жизненно необходимо. И оно должно соответствовать требованиям организма, т.е включать биологически полноценные белковые вещества растительного и животного происхождения, жиры, минеральные вещества, витамины, а также достаточное количество углеводов для энергозатрат организма.

 Питательные вещества нужны организму ежесуточно, и потребность в них зависит от роста, возраста, пола, физиологических особенностей, климата.

Потребители

Белки (г)

Жиры (г)

Углеводы )

Энергия

ккал.

всего

животные

всего

растительные

Дети 11…13 лет

96

58

96

15

300

2860

Юноши 14…17 лет

106

64

106

20

423

3160

Девушки 14…17 лет

93

56

93

20

366

2760

 Мужчины

113

68

106

32

451

3300

 Женщины

96

58

90

27

383

2800

Спортсмены муж.

154

77

145

44

616

4500

Спортсмены жен.

120

60

113

34

478

3500

Мужчины, занятые тяжёлым физ.трудом

132

66

145

43

637

4500

Поступление достаточного количества витаминов, выполняющих в организме роль катализаторов, обеспечивает нормальный обмен веществ. В рационе должно быть достаточно фруктов и овощей, которые одновременно являются поставщиками основных минеральных солей и растворимых в воде витаминов.

Водорастворимые – С, Р, РР, Н, группы В.

Жирорастворимые – А, D, Е, К.

ОСНОВНЫЕ  ГРУППЫ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ ДЛЯ ОБОГАЩЕНИЯ ВИТАМИНАМИ:

  • мука и хлебобулочные изделия - витамины группы В;
  • продукты, детского питания - все витамины;
  • напитки, в том числе сухие концентраты, - все витамины, кроме А, D;
  • молочные продукты - витамины A, D, E, C;
  • маргарин, майонез - витамины A, D,E;
  • фруктовые соки - все витамины, кроме A, D;

Пищевые добавки:

  1. Запрещённые: Е 103, 105, 111, 121, 123, 125, 126, 130, 152.
  2. Опасные: Е 102, 110, 120, 124, 127.
  3. Канцерогенные: 131, 210-217, 248, 330.
  4. Вызывающие расстройства кишечника: Е 221-226.
  5. Вызывающие нарушение давления: Е 250, 251.

Работа с таблицами «Содержание витаминов в продуктах питания».

Чтобы процесс обмена веществ в организме был сбалансированным, питание должно быть разнообразным. Правильное питание обеспечивает нормальное физическое развитие ребёнка, предупреждает возникновение таких отклонений, как отставание в росте, малокровие, ожирение, аллергические проявления, расстройство пищеварения,  улучшает состояние иммунной системы, повышает сопротивляемость организма к отрицательным факторам окружающей среды. Питание влияет на развитие центральной нервной системы, интеллект, состояние работоспособности.

«Надо есть не то, что есть, а то, что нужно есть».

                                                                                (А.Шопенгауэр)

«Мы живём не для того, чтобы есть, но едим для того, чтобы жить»

                                                                                                              (древние философы)

Обмен веществ  представляет собой сложный процесс превращения химических элементов в организме, обеспечивающий его рост, развитие, деятельность и жизнь в целом. Обмен веществ – основной признак жизни, если обмен веществ прекращается – прекращается жизнь.

В процессе обмена веществ в организме образуется необходимая для жизнедеятельности энергия, происходит синтез различных химических соединений, идущих на построение нашего тела. Длительное нарушение равновесия между поступлением отдельных пищевых веществ и их распадом приводит к нарушению обмена веществ.

Оптимальным для здорового человека признан такой рацион, при котором  соотношение белков, жиров и углеводов находится в соотношении 1: 1: 5, т. е дневные нормы потребления белков и жиров одинаковы, а потребление углеводов в 5 раз больше. Кроме того, с пищей должны поступать  необходимое количество витаминов и минералов.

  1. Закрепление материала. Подведение итогов урока (5-7мин.)
  • Что такое пищевой рацион?
  • Питательные вещества и их значение?
  • Отгадайте питательные вещества.

Выставление оценок, анализ урока.

  1. Домашнее задание (2мин.)

Подготовить сообщение о калорийности блюд. Записи в тетрадях пересказывать.



Предварительный просмотр:

План урока №2

Тема:  Калорийность пищи.

Цели урока:

  • дать общее понятие о калорийности блюд;
  • познакомить с суточным расходом энергии человека в зависимости от различных факторов;
  •  научить рассчитывать калорийность блюд;
  • прививать чувство меры;
  • воспитывать доброжелательные отношения в коллективе;
  • развивать у учащихся творческое мышление, умение работать в группах.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

  1. Организационный момент (3-5мин.)
  • Проверка готовности к уроку.
  • Проверка списочного состава.
  • Сообщение темы и цели урока.

  1. Повторение пройденного материала (3-5мин.)
  • Что такое пищевой рацион?
  • Питательные вещества и их значение?

  1. Изучение нового материала (20-25мин)

Заслушать сообщение девочек о калорийности блюд.

Калорийностью пищи называется количество энергии, которое выделяется ею при усвоении организмом. Эта энергия поддерживает жизнь и здоровье человека. Количество энергии оценивается   килокалориями или килоджоулями (ккал и кДж).

Калория (от латинского слова калор - тепло, жар). Калория - это количество теплоты, которое необходимо передать 1 г. воды для нагревания ее на 1 С. Ее краткое обозначение: кал.
 Пользуются  также более крупной единицей количества теплоты - килокалорией: 1 ккал =1000 кал.

Один грамм различных питательных веществ даёт организму определённое количество тепла:

  • 1г. жировых веществ– 9 ккал или 37,7 кДж
  • 1г. белковых веществ– 4 ккал или 16,7 кДж
  • 1г. углеводов– 3,75 ккал или 15,7 к Дж.

Чтобы определить свою нормальную массу тела и узнать свои энергозатраты, можно провести расчет.

Нормальная масса тела =  (рост - 100) х 0,85(девушки)  или  0,9(юноши)

Все пищевые продукты по калорийности подразделяют на 4 группы:

  • Калоригены (400-900 ккал в 100г продукта) – жир свиной, сахар, шоколад, сухари, печенье, сырокопченые колбасы, масло сливочное.
  • Высококалорийные продукты (260-400 ккал) – хлебобулочные изделия, крупы, макаронные изделия, творог, сметана, варенье, мороженое.
  • Калорийные продукты (100-260 ккал) – нежирное мясо, рыба, сливки, хлеб ржаной.
  • Малокалорийные продукты (до 100 ккал) – овощи, фрукты, ягоды, молоко, морская рыба.

Потребность человека в энергии, зависящая от возраста, пола, характера работы, приближённо равна 2700-2900 ккал в сутки.

В каждом организме израсходованные калории должны быть восстановлены равноценным количеством принятых с пищей. Если здоровый человек зримо худеет или полнеет, нужно скорректировать баланс энергии, пересмотреть содержание рациона.

А теперь обратимся к вопросу: при физической нагрузке, занятиях спортом важнее учитывать расход энергии или ее поступление с пищей? Например, при выполнении утренней гимнастики расходуется всего 60 килокалорий, эту энергию покрывают три кусочка сахара или одна шоколадная конфета.

Во время занятия в группе здоровья расходуется 200—300 килокалорий. А «набрать» их и с излишком можно, съев после занятий кусочек торта или городской булки с чаем.

Для того чтобы израсходовать энергию, поступающую в организм с 30 граммами сливочного масла или 100 граммами хлеба, необходимо пройти пешком расстояние в четыре-пять километров или около 30 минут заниматься гимнастикой. Если сократить калорийность вашего питания только на 200 ккал в день, то вам удастся похудеть на 500 г за 17,5 дней. Если заниматься дополнительно по полчаса прыжками через скакалку, то можно похудеть на 500 г после каждого занятия.

Продукты

Количество, г

Калорийность, ккал на 100 г продукта

Расчет калорийности пищи, ккал

Завтрак 

Творог

Сыр голландский

Хлеб пшеничный

Масло сливочное

Кофе натуральный со сгущенным молоком

 

Обед

Суп из говядины

Курица отварная

Макароны

Салат из помидоров

Компот

Хлеб ржаной

 

Ужин

Сосиски

Картофель

Каша манная

Хлеб пшеничный

Чай

 

 

125

50

30

25

200

 

 

150

125

100

100

200

50

 

 

150

100

100

30

200

 

86

380

236

661

310

 

 

187

241

332

19

223

190

 

 

324

83

326

236

-

 

107,5

190

70,8

165,25

620

итого: 1153,55 ккал

 

280,5

301,25

332

19

446

95

итого: 1473,75

 

486

83

326

70,8

-

итого: 965,8

  1. Практическая работа «Расчет калорийности блюд» (40-45мин.)

Работа с таблицами в тетрадях.

  1. Закрепление материала. Подведение итогов урока. Рефлексия (5-7мин.)
  • Что такое калорийность пищи?
  • На какие группы по калорийности делятся пищ. продукты?
  • В каких единицах измеряется калорийность пищи?

Анализ урока. Выставление оценок.

  1. Домашнее задание (2мин.)

Записи в тетрадях пересказывать.

Оформить практическую работу для сдачи.

Написать в тетрадь рецепты блюд из птицы (салат, первое блюдо, второе блюдо).

Спецодежда и продукты для пр.р.



Предварительный просмотр:

План урока №3

Тема:  Виды домашней птицы. Блюда из птицы.

Цели урока:

  • познакомить с видами домашней птицы, с первичной обработкой птицы;
  • научить выполнять первичную обработку птицы;
  • воспитывать доброжелательные отношения в коллективе, культуру труда;
  • развивать у учащихся творческое мышление, умение работать в группах.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

  1. Организационный момент (3-5мин.)
  • Проверка готовности к уроку.
  • Проверка списочного состава.
  • Сообщение темы и цели урока.
  • Проверить выполнение д/з.

  1. Повторение пройденного материала (3-5мин.)
  • Что такое калорийность пищи?
  • На какие группы по калорийности делятся пищевые  продукты?
  • В каких единицах измеряется калорийность пищи?

  1. Объяснение нового материала (20-25мин.)

Мясо — один из самых древних продуктов питания человека. Наши первобытные предки ели его сырым, а, научившись добывать и хранить огонь, стали поджаривать. Со временем человек начал приручать животных, а затем и разводить их. 

В родовом обществе с животными были связаны многие верования и обряды. В каждом роду был свой тотем — вид животного или растения, якобы состоящего в родстве с данной группой людей. Тотемному животному или растению причинять вред и употреблять его в пищу запрещалось. Тотемизм был распространен у всех народов мира. Пережитки его сохранились практически во всех религиях, и нашли отражение во многих преданиях. Вот одно из них.

Когда над древней Индией опускалась ночь и звезды серебряной сеткой покрывали небо, над страной раздавался пронзительный крик. Это кричали священные солнечные птицы. Они предупреждали человека о том, что наступает полночь и злые духи, победившие солнце, бродят по земле. Но к утру снова проносился тот же звонкий крик «ку-ка-ре-ку» — теперь он возвещал, что злые духи уходят и скоро утро.

Безвестные путники проникали в эту страну и увозили чудесных птиц в Китай. Две с половиной тысячи лет назад в Индию отправились солдаты из Персии. Когда войско царя Дария вернулось из похода, солдаты взяли с собой богатую добычу: алмазы, ткани, краски, пряности. Привезли они и очень красивых солнечных птиц: с золотистой грудью, рыжей, как огонь, спиной, с длинным черно-зеленым изогнутым, словно серп, хвостом. Это были дикие предки петухов. Вместе с ними путешественники и воины привозили и кур.

Натуралисты посещали леса Индии, предгорья Гималаев и острова Малайского архипелага, где обитают дикие куры, и узнали, что живут они преимущественно в кустарниках, зарослях бамбука, легко перелетают с дерева на дерево, а гнезда устраивают на земле. Узнали, что дикие куры бывают бурые, желтые, пестрые, встречались даже белые дикие петухи и совсем черные курочки.

В Персии всерьез поверили индийской сказке о том, что солнечные птицы предостерегают человека от ночных злых духов. И там был издан приказ держать петухов в каждом доме. Причем строго запрещалось убивать их. Тем временем солнечные птицы стали появляться и в других странах. Две тысячи лет тому назад их завезли в поселения и города на берегу Черного моря — в Керчь, в Херсон, возле Севастополя.

Вскоре куры стали кудахтать, а петухи горланить по всей Руси, превратившись из неприкосновенной сказочной птицы... в продукт питания. Широко распространились они и в странах Европы, а в иных местах стали самым дешевым и доступным для всех мясным продуктом.

 К XVIII веку широко распространились куры и в странах Европы, а в иных местах стали самым дешевым и доступным для всех мясным продуктом.

Так было и на Корсике. Остров буквально кишел курами. В бедных семьях их чаще всего просто отваривали — таким образом, получались и суп, и отварное мясо на второе. 

Рассказывают, что, употребляя птицу почти ежедневно в течение трех десятилетий (и в детстве и в годы военной службы), Наполеон, в конце концов, приобрел к ней стойкое отвращение и, став консулом, а затем и императором, приказал своим поварам, чтобы они никогда, ни под каким видом не смели ему подавать курицу. Ослушнику грозила гильотина. Все свято исполняли требования Наполеона. 

До тех пор, пока его поваром не стал Лягюпьер. Это был виртуоз кулинарного искусства, не привыкший к тому, чтобы ему мешали в его кулинарных замыслах и придумках. Он молча выслушал распоряжение императора и на следующий день подал ему на обед... курицу, причем никак, внешне не замаскированную. Наполеон был вне себя от бешенства. 

Вызванный для объяснения Лягюпьер, хладнокровно заявил императору, что последний волен его казнить, но пусть вначале попробует хотя бы кусочек блюда. Если оно не понравится, то Лягюпьер готов расстаться со своей головой. Удивленный Наполеон из любопытства попробовал блюдо кулинара и был поражен, что оно не имеет специфического запаха и вкуса куриного мяса, столь раздражающего его.

С тех пор Лягюпьер получил разрешение включать куриное мясо в императорское меню и каждый раз готовил птицу так, что вкус ее был иным.

История эта поучительна. Ведь приедается любая пища, и мясо тоже, если из него готовить одно и то же. Искусный же повар из одного вида мяса всегда может приготовить множество не похожих по вкусу блюд.

Блюда из домашней птицы, особенно из кур, индеек, легко усваиваются организмом человека. Они имеют большое значение в питании не только взрослого человека, но также детей и больных.

Мясо домашней птицы содержит больше полноценных белков, чем мясо крупного и мелкого скота, в нем меньше соединительной ткани, жир его имеет более низкую температуру плавления.

В предприятия общественного питания домашняя птица поступает главным образом остывшей, охлажденной или мороженой в ощипанном виде. Птица может быть непотрошеной, полупотрошеной и потрошеной.

В полупотрошеной тушке птицы не должно быть кишечника, а в потрошеной — внутренних органов (кроме легких, почек и сальника), головы, ног и крыльев. Голова удаляется по 2-й шейный позвонок включительно, ноги — по пяточный сустав, крылья — по локтевой сустав.

По упитанности и качеству обработки домашнюю птицу подразделяют на I и II категории.

Тушки птицы, дважды замороженные, с изменившимся цветом, независимо от упитанности и качества обработки, к реализации в предприятиях общественного питания не допускаются и используются для промышленной переработки.

Мясо дичи отличается особым вкусом: оно имеет горьковатый, но приятный вкус и содержит вещества, возбуждающие аппетит.

Дичь — глухари (черный, серый), рябчики, куропатки (белая, серая), тетерева и фазаны.

Первичная обработка птицы.

Первичная обработка домашней птицы и дичи состоит из следующих операций: оттаивания (если птица мороженая), ощипывания, опаливания, потрошения, промывания, формовки (заправки) и приготовления полуфабрикатов.

Оттаивание. Оттаивают мороженую домашнюю птицу и дичь в камере хранения при температуре от 3 до 6° или непосредственно в цехе при 15—20°.

Ощипывание. У оттаявших тушек перья ощипывают, начиная с шейки. Чтобы при этом не повредить кожи, ее следует растягивать пальцами левой руки в том месте, где выдергивают перья. Ощипывают тушку быстрыми движениями рук, выдергивая сразу по нескольку перьев в направлении, обратном их естественному росту. Ощипывают домашнюю птицу непосредственно после убоя, так как у остывшей птицы перья выдергиваются с трудом, и кожа может разорваться. Чтобы ускорить и облегчить ощипывание только что убитой птицы, ее погружают на одну минуту в горячую воду (70-80°).

Опаливание. Опаливают домашнюю птицу и некоторые виды дичи, чтобы удалить мелкие волоски и перья, оставшиеся после ощипывания тушки. Ошпаренную птицу не опаливают. Перед опаливанием тушки расправляют, чтобы на них не было складок кожи. Для этого крылья следует развернуть и, взяв одной рукой тушку за голову, а другой рукой за ножки, немного растянуть и опалить на некоптящем пламени газовой или спиртовой горелки.

Приготовление полуфабрикатов.

Котлетная масса. Котлетную массу чаще всего приготовляют из мяса кур, индеек, рябчиков, тетеревов, куропаток, глухарей и фазанов.

При изготовлении котлетной массы из тушек домашней птицы используют филе и мякоть ножек, а из тушек дичи (кроме фазана и куропатки) — только филе. Ножки фазана и куропатки также можно использовать для приготовления котлетной массы, так как они не имеют горького привкуса. С филе и мякоти ножек снимают кожу и отделяют мясо от костей.

Подготовленное мясо два раза пропускают через мясорубку, соединяют с предварительно замоченным в молоке черствым пшеничным хлебом из муки не ниже 1-го сорта (с хлеба срезают корку и замачивают его в молоке за 15 минут до использования), солят и тщательно перемешивают.

В котлетную массу из дичи, кроме хлеба и соли, кладут молотый горький перец. Затем котлетную массу вновь пропускают через мясорубку, добавляют в нее сливочное масло, которое перед этим хорошо разминают, и все еще раз тщательно перемешивают.

На 1 кг мяса берут 250 г пшеничного хлеба, 320—350 г молока или сливок, 30 г сливочного масла, 20 г соли, 0,1 г молотого перца (последний кладут только в котлетную массу из дичи).

Из котлетной массы формуют котлеты и биточки.

Полуфабрикаты укладывают на деревянные лотки или металлические луженые противни, посыпанные молотыми сухарями, и до тепловой обработки хранят при температуре от 0 до 5° в холодильных камерах, холодильных шкафах или на льду не более 24 часов.

  1. Практическая работа «Первичная обработка птицы» (40-45мин.)

Текущий инструктаж.

Приготовление полуфабрикатов (котлетной массы).

  1. Закрепление материала. Подведение итогов урока. Рефлексия (5-7мин.)
  • Какое значение в питании имеет мясо птицы?
  • Перечислить виды птицы?
  • Что включает первичная обработка птицы?
  • Ассортимент блюд из птицы.

Выставление оценок. Анализ урока.

  1. Домашнее задание (2-3мин.)

Спецодежда и продукты для пр.р. Написать 3 рецепта блюд из птицы.



Предварительный просмотр:

План урока №4

Тема:  Виды тепловой обработки, применяемые при приготовлении блюд из птицы.

Цели урока:

  • познакомить с видами тепловой обработки птицы и их особенностью;
  • формировать навыки приготовления блюд;
  • воспитывать доброжелательные отношения в коллективе;
  • развивать у учащихся творческое мышление, умение работать в группах.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

  1. Организационный момент (3-5мин.)
  • Проверка готовности к уроку.
  • Проверка списочного состава.
  • Сообщение темы и цели урока.
  • Проверить д/з.

  1. Повторение пройденного материала (3-5мин.)
  • Какое значение в питании имеет мясо птицы?
  • Перечислить виды птицы?
  • Что включает первичная обработка птицы?
  • Ассортимент блюд из птицы.

  1. Объяснение нового материала (20-25мин.)

Варка.

Тушки кур, цыплят, индеек закладывают в воду. При одновременной варке кур, индеек в кастрюлю сначала кладут индеек, потом кур и последними цыплят. Кастрюлю накрывают крышкой и нагревают до кипения. После закипания с бульона снимают пену, добавляют нарезанные коренья, лук, соль и варят при очень слабом кипении. По мере готовности птицы из кастрюли сначала вынимают цыплят, которые варятся 25-30 мин, затем - кур (45-60 мин), потом индеек (1,5-2 ч). Утки варятся 1 ч, гуси - 1-2 ч. Готовность проверяют вилкой, ножом, прокалывая ими толстую часть ножки.

Жарение.

Индеек, гусей, уток солят и укладывают на противень спинкой вниз. Поверхность тушек поливают растопленным жиром птицы, а если птица тощая, то растопленным свиным салом; жирных гусей и уток поливают горячей водой и ставят в духовку. Тушки кур, цыплят кладут на противень или сковородку с жиром, разогретым до температуры 150 °С (слой жира - 3-5 см) и, периодически повертывая, обжаривают до образования поджаристой корочки по всей поверхности тушки. Для образования более поджаристой и красивой корочки тушки можно смазать сметаной. После обжаривания тушки переворачивают на спинку, ставят в духовку и доводят до готовности.

Во время жарки домашней птицы необходимо тушки периодически переворачивать и поливать жиром и выделяющимся из них соком. Продолжительность жарки индеек и гусей - 1,5-2 ч, кур - 50-60 мин, уток - 50-60 мин. Готовность мяса определяют по соку, выделяющемуся из жарящихся тушек при проколе наиболее толстых частей. Если сок бесцветный и прозрачный - мясо готово, если красноватый и мутный - мясо сырое.

Тушение.

Домашнюю птицу для тушения блюд сначала жарят, а потом тушат в соусе или бульоне, иногда с добавлением томата-пюре, овощей, грибов, специй и пряностей.

Запекание.

Мясо домашней птицы до запекания варят, тушат или жарят до полной готовности. Готовые продукты в зависимости от характера блюда заправляют соусом, укладывают в металлические сковороды, блюда, формы, в калачи, корзиночки, выпеченные из слоеного или сдобного теста, а затем запекают.

 Запекание преследует цель быстрого образования поджаристой корочки по всей поверхности запекаемого блюда; для этого требуется более высокая температура, в пределах 300-350 °С. После образования корочки температуру снижают до 150-200 °С для полного прогревания. Готовые запеченные блюда не следует хранить, так как их внешний вид и вкусовые качества ухудшаются.

Припускание.

Припускают в основном изделия из котлетной и кнельной массы, филе кур и дичи, а также цыплят и молодок. Изделия из котлетной массы укладывают в один ряд в сотейник, дно которого смазано маслом, и наливают бульон так, чтобы он покрывал изделия на 1/31/4 их высоты. Посуду накрывают крышкой и припускают на слабом огне.

Филе кур или дичи припускают в сотейнике, солят, сбрызгивают поверхность лимонным соком, чтобы цвет мяса был белым, наливают бульон так, чтобы он покрывал филе на 1/31/4 высоты, и припускают на слабом огне.

Цыплят и молодок (кур) укладывают в посуду под углом 45° к плоскости дна, на дно посуды кладут нарезанные ароматические овощи, лук и заливают бульоном и сухим белым виноградным вином на 1/31/4 высоты птицы. После этого птицу солят, посуду накрывают крышкой и припускают до готовности.

Полученный при припускании бульон используют для приготовления соусов.

  1. Практическая работа «Приготовление 2-х блюд из птицы» (40-45мин.)

Текущий инструктаж. Работа по инструкционным картам. Дегустация блюд.

Cалат слоеный с курицей

  • куриные грудки - 2 шт.
  • морковь  - 2 шт.
  • луковица - 1 шт.
  • яйцо - 3 шт.
  • шампиньоны свежие - 200 г.
  • майонез, соль -  по вкусу

Куриные грудки отварить в подсоленной воде, остудить и нарезать кубиками. Лук и морковь тонко порезать и обжарить до мягкости в масле. Шампиньоны порезать и слегка обжарить в масле. Вареное яйцо порезать кубиками. Затем ингредиенты салата уложить на блюдо в следующей последовательности:

  • 1слой - отварное куриное мясо;
  • 2 слой - лук и морковь;
  • 3 слой - яйцо кубиками;
  • 4 слой - обжаренные шампиньоны.

Затем залить салат майонезом и оставить в прохладном месте на несколько часов, чтобы все слои пропитались.

  1. Закрепление материала. Подведение итогов урока. Рефлексия(5-7мин.)
  • Какие виды тепловой обработки мяса птицы вы знаете?
  • Что такое варка?
  • Дайте определение припусканию?
  • Каким видам тепловой обработки подвергают мясо до того, чтобы его запечь?

Выставление оценок. Анализ урока.

  1. Домашнее задание (2-3мин.)

Подготовить сообщение об особенностях кухни Белоруссии. Принести продукты и спецодежду  для практической работы.



Предварительный просмотр:

План урока №5

Тема:  Блюда национальной кухни.

Цели урока:

  • познакомить учащихся с особенностями украинской кухни и ассортиментом блюд;
  • сформировать навыки приготовления струделя с яблоками;
  • воспитывать доброжелательные отношения в коллективе, культуру труда;
  • развивать у учащихся творческое мышление, умение работать в группах.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

  1. Организационный момент (3-5мин.)
  • Проверка готовности к уроку.
  • Проверка списочного состава.
  • Сообщение темы и цели урока.

  1. Повторение пройденного материала (3-5мин.)
  • Какие виды тепловой обработки мяса птицы вы знаете?
  • Что такое варка?
  • Дайте определение припусканию?
  • Каким видам тепловой обработки подвергают мясо до того, чтобы его запечь?

  1. Объяснение нового материала (20мин.)

(Заслушать сообщения учащихся)

Блюда украинской кухни снискали себе заслуженную славу в нашей стране и за рубежом. Украинский борщ, различные мучные изделия (пампушки, галушки, вареники,  коржи и др.), изделия и блюда из мясных (украинские колбасы, холодные закуски, дичь, птица и т. д.), растительных и молочных продуктов (ряженка, сырники), всевозможные напитки из фруктов и меда пользуются широкой популярностью.

Но особенно популярен знаменитый украинский борщ, ныне распространенный повсеместно. Для приготовления его используется до 20 различных продуктов, что и определяет его высокие вкусовые качества и питательность. Борщ готовится из свежих овощей: капусты, свеклы, помидоров и др., заправляется толченым салом с чесноком и петрушкой. Сочетание этих продуктов придает борщу удивительный аромат и вкус.

Широко распространены на Украине и различные каши: пшенная, гречневая, тыквенная, вареники с начинкой из творога, картофеля, тушеной капусты, летом — из ягод. Не менее распространены такие блюда, как тушеное мясо с картофелем — жаркое (печеня), украинские битки, шпигованные чесноком и салом, буженина, тушенная с капустой и салом, крученики и др.

Для украинской кухни характерен широкий ассортимент заправочных первых блюд. Среди них первое место занимают борщи. Их насчитывается до 30 видов (полтавский, черниговский, киевский, волынский, львовский и др.).

Значительное место в украинской национальной кулинарии исстари занимают блюда из рыбы: карась, запеченный в сметане; рыбные крученики; карп, фаршированный грибами и гречневой кашей; карп, тушенный с луком или в сметане; судак, запеченный с грибами и раками, и т. д.

Украинская национальная кулинария богата кушаньями, приготовление которых по традиции приурочивалось к различным праздникам и обрядам — свадьбе, рождению ребенка, проводам на военную службу и т. д. Так, блины из пшеничной и гречневой муки и вареники являлись обязательным блюдом на масленицу.

К наиболее торжественным праздникам пекли пироги с мясом, печенкой и другими начинками. Обрядовым блюдом был и компот из сухих фруктов — узвар.

Любимым и наиболее употребляемым продуктом служит свиное сало как в виде самостоятельного кушанья, главным образом в обжаренном виде, в виде так называемых шкварок, так и в виде разнообразной приправы и жировой основы самых разнообразных блюд. Такое отношение к свинине роднит украинскую кухню с кухнями западных славян и венгров и соседей украинцев – белорусов, однако, использование сала в украинской кухне чрезвычайно разнообразно.

Сало не только едят сырое, соленое, вареное, копченое и жареное, на нем не только готовят, им не только шпигуют всякое несвиное мясо, где сало отсутствует, но и используют его даже в сладких блюдах, сочетая с сахаром или патокой. Например, такое массовое кондитерское изделие, как вергуны, жарят, а вернее обваривают в сале.

Украинской кухне свойственно и не менее обильное использование яиц, которые служат не только и не столько для приготовления самостоятельного блюда – разного рода «яэшен», сколько для таких же непременных, как и сало, добавок в мучные, мучно-яичные и яично-фруктовые (сладкие) блюда.

Весьма характерно для украинской кухни обилие мучных изделий, причем излюбленным видом теста является пресное – простое пресное, пресное полувытяжное, заварное пресное, пресное сдобное с использованием соды как разрыхлителя, а для кондитерских блюд – преимущественно песочной. Национальными блюдами являются изделия из простого бездрожжевого теста (1): вареники, галушки, шулики, лемишки, гречаники, коржи и более новые по времени кондитерские изделия- вергуны и ставбицы.

Наряду с мучными изделиями важная роль отводится овощам. Их употребляют в виде гарниров к жирной мясной пище или подают как самостоятельные блюда с салом. Из овощей на первом месте стоит, конечно, свекла, которую можно считать национальным овощем и которую употребляют не только в свежем, но и в квашеном виде. Так, из квашеной свеклы готовят борщи с осени до весны, т. е. большую часть года.

Для украинской кухни характерно также употребление бобовых – бобов, чечевицы и особенно фасоли (но только не в стручках). Бобовые широко используются в качестве добавок к другим овощам.

Из других предпочитаемых овощных и растительных культур следует назвать морковь, тыкву, кукурузу, картофель и помидоры. Кукуруза, как и фасоль, чаще играет роль добавок. Картофель в виде пюре нашел себе широкое применение при добавлении к пюреобразным фасоли, моркови, творогу, яблокам, маку. Кроме того, картофель является хорошим поглотителем сала во вторых блюдах и сырьем для получения крахмала, используемого для приготовления сладких блюд, особенно жидких фруктовых киселей и кондитерских изделий.

Надо сказать, что растительные масла – различные олии – применялись в украинской кухне наряду с животным жиром (свиным салом) издревле, и все же подсолнечное масло получило распространение лишь в последнем столетии, причем почти вытеснило все остальные растительные масла.

Из пряностей и приправ используются преимущественно лук, чеснок, укроп, тмин, анис, мята, любисток, дудник, чабер, красный перец, из привозных пряностей – лавровый лист, черный перец и корица (для сладких блюд). Большую роль как приправа к мясным, холодным и овощным блюдам играет уксус, которым, однако, нередко злоупотребляют.

Из фруктов и ягод, любимых на Украине мочеными, свежими, сушеными и копчено-вялеными, национальными можно считать вишню, сливу, грушу, смородину, арбуз и в меньшей степени яблоки и малину.

Как уже было сказано, наиболее отличительной чертой технологии украинской кухни является комбинированная тепловая обработка продуктов. Она состоит в том, что сырой продукт – будь он животного или растительного происхождения – сначала подвергается легкому обжариванию и относительно быстрому пассерованию, или «смажению», как говорят украинцы, и только после этого – более длительной тепловой обработке, т. е. варке, запеканию или тушению.

  1. Практическая работа «Приготовление струделя с яблоками» (45-50мин.)

Струдель с яблоками.

Ингредиенты:

  • Мука пшеничная 335г
  •  вода 165г
  •  соль 5г
  •  яйцо (желток) 3/4,
  •  сахар 5г
  • масло растительное 15г

Для фарша: яблоки 851г, сахар 50г, сухари 70г, корица 1,5г

Для смазки: яйцо 1шт, пудра сахарная 10г, маргарин для смазки.

Из муки, желтков, сахара и половины нормы растительного масла замешивают пресное тесто, плотно закрывают его салфеткой и оставляют на 30 — 40 мин. Затем раскатывают пласт толщиной 1 — 1,5 см, смазывают растительным маслом, перекладывают на посыпанное мукой полотенце и растягивают руками во все стороны до тех пор, пока толщина пласта не достигнет 1 мм, после этого сбрызгивают растительным маслом. На половину подготовленного пласта укладывают слой нарезанных ломтиками яблок, посыпают их сахаром, сухарями, корицей и с помощью полотенца свертывают тесто в виде рулета, начиная с края, покрытого фаршем. Струдель смазывают яйцом, прокалывают в нескольких местах и выпекают в жарочном шкафу. Остывшее изделие посыпают сахарной пудрой.

  1. Закрепление материала. Подведение итогов урока. Рефлексия (5-7мин.)
  • Какие блюда характерны для кухни Украины?
  • Как приготовить струдель?

Выставление оценок. Анализ урока.

  1. Домашнее задание (2-3мин.)

Записи в тетради пересказ. Записать в тетрадь 2 рецепта блюд украинской  кухни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поурочные планы по технологии (девочки) 6 класс

Планы составлены по программе СимоненкоВ.Д....

Поурочные планы по технологии (девочки) 7класс

Планы составлены по программе В.Д.Симоненко...

Поурочные планы по технологии (девочки) 9класс

Планы составлены по программе В.Д.Симоненко...

Поурочные планы по Технологии, 6 класс, для мальчиков

Соответствуют рабочей программе, составленной на основе программы технологического образования школьников, утвержденной Федеральным экспертным советом Министерства образования  РФ, Программы обще...

Поурочные планы по Технологии, 7 класс, для мальчиков

Поурочные планы соответствуют рабочей программе, составленной на основе программы технологического образования школьников, утвержденной Федеральным экспертным советом Министерства образования  РФ...

Поурочные планы по Технологии, 8 класс, для мальчиков

Поурочные планы соответствуют рабочей программе, составленной на основе программы технологического образования школьников, утвержденной Федеральным экспертным советом Министерства образования  РФ...

Поурочные планы по Технологии, 9 класс, для мальчиков

Поурочные планы соответствуют рабочей программе, составленной на основе программы технологического образования школьников, утвержденной Федеральным экспертным советом Министерства образования  РФ...