Поурочные планы по Технологии, 6 класс, для мальчиков
план-конспект занятия по технологии (6 класс) на тему

Козлова Галина Юрьевна

Соответствуют рабочей программе, составленной на основе программы технологического образования школьников, утвержденной Федеральным экспертным советом Министерства образования  РФ, Программы общеобразовательных учреждений. Технология. Трудовое обучение 1-4, 5-11классы. Под редакцией Ю.Л. Хотунцева, В.Д.Симоненко.  Москва. Просвещение. 2008. 

Используемые учебники:

1.     Технология. Учебник для учащихся 6 класса сельских общеобразовательных учреждений. Под ред. В.Д.Симоненко. М, «Вентана - Граф», 2004.

2.     Технология. Индустриальные технологии. 6 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. А.Т.Тищенко, В.Д.Симоненко, М., Вентана - Граф, 2013.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТ

В КРЕСТЬЯНСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

ЗАНЯТИЕ №1

                        ТЕМА:  Правила ТБ при работе на УОУ.

                      ЦЕЛЬ: Закрепление знания правил техники безопасности при выполнении с/х работ.

                                  Ознакомление с правилами уборки и учета урожая.

                                  Профессия – овощевод.

                      УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. ТБ при работе на УОУ. 2. Уборка и учет урожая.

                                  3. Пр.р. «Уборка и учет урожая».

                      ОБОРУДОВАНИЕ: Инструкции по технике безопасности, учебники, с/х инструмент.

                      МЕТОД: Беседа; рассказ; инструктаж; практическая работа..

                      МЕСТО: Кабинет, учебно – опытный участок.

                      ВРЕМЯ: 2*40.

                      М.С. Природоведение, математика, биология, Т – 5.

                      Р.К. Уборка корнеплодов в Георгиевском районе.

Ход занятия.

                      В.Ч. Организационный момент.

                               Входная контрольная работа.

                      О.Ч. 1. Правила техники безопасности при выполнении практических работ на пришкольном учебном опытном участке (согласно инструкции № 28 по технике безопасности при работе на пришкольном участке).

                               2. Уборка и учет урожая.

    Приемы уборки и хранения зависят от культуры и ее назначения. Например, клубни картофеля после уборки рекомендуется немного подсушить на воздухе, а для корнеплодов моркови это не рекомендуется, так как у нее через тонкую поверхность корнеплода теряется много влаги.

    Столовую свеклу, репу обычно убирают раньше, а морковь – позже. Это объясняется тем, что у таких растений, как свекла, репа, часть корнеплода разрастается над поверхностью почвы и осенние заморозки могут повредить его, а у моркови весь корнеплод находится в почве.

    Наибольший прирост корнеплодов (примерно 40 %) происходит с 1 по 20 сентября. Поэтому приступать к уборке корнеплодов желательно тогда, когда температура воздуха снизится до 4 – 6 градусов. При такой температуре прекращается прирост корнеплодов.

    От своевременной и качественной уборки урожая во многом зависит сохранность урожая. Урожай моркови от подзимних посевов на хранение не закладывают.

    Для хранения овощей сооружают специальные овощехранилища, подвалы, погреба, траншеи, бурты.

                              3. Практическая работа «Уборка и учет урожая».

                     З.Ч. Итог занятия. Оценка работ учащихся. Ответы на вопросы.

Д/З  с. 59 – 61.

ЗАНЯТИЕ №2

                        ТЕМА: Овощеводство. Характеристика основных овощных культур.

                      ЦЕЛЬ: Ознакомить учащихся с овощеводством, как отраслью народного хозяйства.

                                  Ознакомить с характеристикой основных овощных культур.

                      УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Овощеводство, как отрасль народного хозяйства.

                                   2. Характеристика основных овощных культур. 3. Пр.р. «Отбор семенников

                                   овощных культур».

                      ОБОРУДОВАНИЕ: Плакаты, с/х инструмент, тара.

                      МЕТОД: Беседа; рассказ;  практическая работа..

                      МЕСТО: Кабинет, учебно – опытный участок.

                      ВРЕМЯ: 2*40.

                      М.С. Природоведение,  биология.

                      Р.К. Районированные сорта с/х культур.

Ход занятия.

                      В.Ч. Организационный момент.

                              Повторение: - ПТБ;

                                                    - правила уборки и учета урожая.

                      О.Ч. 1. Овощеводство как отрасль народного хозяйства.

    Овощеводство – отрасль растениеводства.

    Важнейшая задача овощеводства – обеспечит население овощами в течение всего года. Овощи – источник здоровья и долголетия. Человек давно оценил пользу овощных растений и возделывает их с незапамятных времен. Например, кочанную капусту, лук, огурец, репу – около 40 веков, морковь, свеклу, сельдерей, горох, салат, чеснок, спаржу – более 20 веков. В нашей стране выращивается более 60 видов овощных культур.

                              2. Характеристика основных овощных культур.

    По продолжительности жизни овощные растения делятся на однолетние, двулетние и многолетние.

    По характеру получаемого продукта их разделяют на группы:

         плодовые (огурец, томат, кабачок, тыква, перец и др.);

         корнеплодные (морковь, свекла, редька, репа и др.);

         стеблеплодные (капуста кольраби, спаржа);

         листовые (салат, капуста кочанная, щавель и др.);

         цветковые (капуста цветная, капуста брокколи);

         луковичные (лук репчатый, чеснок).

                              3. Практическая работа «Отбор семенников овощных культур».

                      З.Ч. Итог занятия. Ответы на вопросы. Оценка работ учащихся.

Д/З  с. 61 – 70.

 

   

                               

ЗАНЯТИЕ №3

                        ТЕМА:  Характеристика почв.

                      ЦЕЛЬ: Ознакомить учащихся с характеристикой почв. Ознакомить с профессией

                                   агронома.

                      УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Характеристика почв. 2. Пр.р. «Обработка почвы».

                      ОБОРУДОВАНИЕ: Плакаты, с/х инструмент.

                      МЕТОД: беседа, рассказ, практическая работа.                                                                                                                                  

                      МЕСТО: Кабинет, учебно – опытный участок.

                      ВРЕМЯ: 2*40.

                      М.С. Природоведение,  Т - 5.

                      Р.К. Местные особенности осенней обработки почвы.

Ход занятия.

                      В.Ч. Организационный момент.

                              Повторение: - овощеводство;

                                                    - характеристика основных овощных культур.

                      О.Ч. 1. Характеристика почв.

    Почва – поверхностный слой земли, обладающий плодородием.

    Плодородие – способность почвы обеспечить растение необходимыми элементами питания, водой и другими условиями.

    Составной частью почвы является перегной, или гумус, который образуется в результате разложения органических веществ.

    К плодородным относят черноземы и серые лесные почвы. Менее плодородными считаются подзолистые и дерново-подзолистые почвы.

    Подзолистые почвы образовались под лесным покровом в процессе разложения лесной подстилки. Ее плодородный слой достигает 10 – 12 см, перегноя содержит 0,5 – 2,5%.

    Дерново-подзолистые почвы образовались под влиянием луговой, болотной, степной растительности. Плодородный слой у них до 20 см. Содержание перегноя 2 – 3%.

    Серые лесные почвы образовались под лесостепной растительностью. Плодородный слой от 20 до 60 см с содержанием перегноя от 1,5 до 8%.

    Черноземы образовались под влиянием степной растительности в условиях умеренного климата и ограниченных осадков. Наиболее плодородны тучные черноземы. Глубина плодородного слоя у них достигает 80 – 100 см, содержание перегноя более 10%.

                         2. Практическая работа «Обработка почвы».

                      З.Ч. Итог занятия. Ответы на вопросы. Оценка работ учащихся.

Д/З  с. 70 -71.

         

ЗАНЯТИЕ №4

                        ТЕМА: Взаимосвязь культурного растения с природной средой.

                      ЦЕЛЬ: Показать учащимся взаимосвязь растений с природной средой. Рассказать

                                   о способах улучшения сельскохозяйственных угодий.

                      УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Взаимосвязь культурного растения с природной средой.

                                   2. Способы улучшения с/х угодий. 3. Пр.р. «Обработка почвы с внесением

                                   удобрений».

                      ОБОРУДОВАНИЕ:  С/х инвентарь.

                      МЕТОД: беседа, рассказ, практическая работа.                                                                                                                                  

                      МЕСТО: Кабинет, учебно – опытный участок.

                      ВРЕМЯ: 2*40.

                      М.С. Природоведение,  География.

                      Р.К. Местные особенности осенней обработки почвы.

Ход занятия.

                      В.Ч. Организационный момент.

                              Повторение: - ПТБ;

                                                    - характеристика почв.

                      О.Ч. 1. Взаимосвязь культурного растения с природной средой.

    Факторы, влияющие на рост и развитие культурных растений: почва, погодные условия, уход за растениями, качество семян.

                               2. Способы улучшения с/х угодий.

    Орошение – искусственное увлажнение почвы, проводимое с целью обеспечения культивируемых растений водой. Влагозарядный полив – проводят до посева озимых , если сухое лето или осень. Предпосевной полив – проводят весной, когда в почве накоплено мало зимней влаги. Посадочный полив – в период посадки или рассады овощных культур. Вегетационные поливы – проводят во время роста растений (вегетации). Удобрительные поливы – при подкормке посевов или посадок удобрениями.

    Осушение заболоченных земель делает пригодными их для земледелия, создавая условия для нормального развития  корневой системы растений. Осушают почвы путем создания системы каналов.

    Лесные полосы бывают разного назначения. Полезащитные – шириной 10 – 20 м увлажняют воздух, накапливают снег, обогащают почву влагой. Располагают лесные полосы с севера на юг и с востока на запад. Площадь поля между лесными полосами обычно бывает не менее 100 – 150 га.

    Почвозащитные лесные полосы предохраняют почву от водной и ветровой эрозии, образования оврагов.

    Водоохранные лесные полосы служат для укрепления берегов рек, водохранилищ, оросительных систем.                                                                  

    Зеленые массивы украшают населенные пункты, выполняют санитарную функцию, а также являются местом поселения птиц.

    Борьба с разрушением водой и ветром верхнего слоя почв – вспашка полей поперек склона + лесные полосы.

    Известкование кислых и гипсование засоленных почв.

                            3. Практическая работа «Обработка почвы с внесением удобрений».

    З.Ч. Итог занятия. Ответы на вопросы. Оценка работ учащихся.

Д/З  с. 72 -77.

ЗАНЯТИЕ №5

                        ТЕМА: Экскурсия к сельскохозяйственным машинам.

                      ЦЕЛЬ: Наблюдение за основными с/х машинами и механизмами, ознакомление с

                                  работой почвообрабатывающих машин и механизмов. Профессия – сельский

                                  механизатор.

                      УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Основные сельскохозяйственные машины. 2. Назначение

                                  с/ х машин.3. Особенности профессии сельского механизатора.

                      МЕТОД: Экскурсия, наблюдения, беседа.

                      МЕСТО: Поля ООО «Заветное».                                                                

                      ВРЕМЯ: 2*40.

                      М.С. Биология, Т - 5.

                      Р.К. Обработка почвы в ООО «Заветное».

Ход занятия.

                      В.Ч. Организационный момент.

                               Сообщение цели и задач данного занятия.

                               Вводный инструктаж о правилах проведения экскурсий.

                      О.Ч. Экскурсия к с/х машинам.

                               1. Основные с/х машины.

                               2. Назначение различных почвообрабатывающих машин и механизмов.

                               3. Особенности профессии сельского механизатора (беседа с механизаторами).

                      З.Ч. Итог экскурсии. Ответы на вопросы учащихся.  

ТЕХНОЛОГИЯ

ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ

ЗАНЯТИЕ №6

                        ТЕМА:  Устройство токарного станка по обработке древесины.

                      ЦЕЛЬ: Закрепление знания правил техники безопасности при выполнении работ в

                                  столярной мастерской. Ознакомление учащихся с устройством токарного

                                  станка по обработке древесины.

                      УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Правила безопасной работы в столярной мастерской.

                                   2. Составные части машин.

                                   3. Устройство токарного станка по обработке древесины. 4. Пр.р «Изучение

                                   устройства токарного станка по обработке древесины».

                      ОБОРУДОВАНИЕ: Инструкции по технике безопасности, учебники, плакат, токарные

                                   стамески, токарный станок СТД – 120 М.

                      МЕТОД: Беседа; рассказ; инструктаж; практическая работа..

                      МЕСТО: Столярная мастерская.

                      ВРЕМЯ: 2*40.

                      М.С. Природоведение, математика.

                      Р.К.Деревообрабатывающие предприятия г.Георгиевска.

Ход занятия.

                      В.Ч. Организационный момент.

                              Повторение: - что такое технология;

                                                    - задачи раздела.

                      О.Ч. 1. Правила техники безопасности при выполнении практических работ в столярной мастерской (согласно инструкций № 27, 22 по технике безопасности).

                               2. Составные части машин.

    Основные части технологической машины: двигатель, кнопочная станция, механизм передачи, исполнительный механизм – рабочий орган (шпиндель).

    Механизмы передачи движения: зубчатый (цилиндрический, конический), ременный (с плоским ремнем, с клиновидным ремнем), реечный, цепной, фрикционный.

    Стойка – неподвижное звено механизма или машины.

    Ведущее – одно из звеньев, которое передает движение другому. Ведомое – звено, которое получает движение от ведущего звена.

    Передаточное отношение i – отношение частоты вращения ведущего звена к частоте вращения ведомого звена или диаметра ведомого звена к диаметру ведущего звена

                             

                               i = n1/n2  = D2/D1,

    где n1 – частота вращения ведущего колеса (оборотов в минуту, т.е. мин-1); n2 – частота вращения ведомого колеса (оборотов в минуту); D1 – диаметр ведущего колеса, D2 – диаметр ведомого колеса (мм).

                            3. Устройство токарного станка по обработке древесины.

    Токарные станки предназначены для изготовления (точения) деревянных изделий, имеющих в поперечном сечении форму круга.

    Основные части станка: 1 – основание; 2 – электродвигатель; 3 – станина; 4 – ограждение ременной передачи; 5 – кнопочная станция; 6 – светильник; 7 – передняя бабка; 8 – шпиндель; 9 – подручник; 10 – задняя бабка; 11 – защитный экран.

   

 Шпиндельные приспособления для крепления заготовок при точении: патрон, планшайба, трезубец.

    Инструменты, применяемые для точения древесины – стамески:

    -  желобчатые полукруглые выпуклые и вогнутые    применяют для черновой обработки древесины;

    -  косые   применяют для чистовой, окончательной обработки поверхностей, а также для подрезания торцов и вытачивания конусов.

                           

                           4. Практическая работа «Изучение устройства токарного станка по обработке древесины».

    З.Ч. Итог занятия. Ответы на вопросы. Оценка работ учащихся.

Д/З § 8 – 10, с. 42 -62.

 

 

ЗАНЯТИЕ №7

                        ТЕМА:  Решение конструкторско-технологических задач.

                      ЦЕЛЬ: Ознакомить учащихся с основами конструирования и моделирования изделий

                                   из древесины с использованием маршрутно-технологической карты.

                      УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Основы конструирования и моделирования изделий.

                                   2. Пр.р. «Упражнения по управлению СТД - 120 М».

                      ОБОРУДОВАНИЕ: Маршрутно-технологические карты, таблицы, токарные

                                   стамески, токарный станок СТД – 120М.

                      МЕТОД: Беседа; рассказ;  практическая работа..

                      МЕСТО: Столярная мастерская.

                      ВРЕМЯ: 2*40.

                      М.С. Рисование, математика.

                      Р.К.Деревообрабатывающие предприятия г.Георгиевска.

Ход занятия.

                      В.Ч. Организационный момент.

                              Повторение: - ПТБ;

                                                    - составные части машин;

                                                    - устройство СТД – 120 М;

                                                    - инструменты.

                      О.Ч. 1. Основы конструирования и моделирования.

    Конструирование – это один из этапов создания изделия. «Конструкция» - в переводе с латинского означает «устройство».

    Многовариантность в конструировании называют вариативностью.

    Дизайн – внешний вид изделия. В переводе с английского «дизайн» означает «замысел, проект, рисунок».

    Свойства изделия, составляющие его качество:

    -  Технологичность присуща изделию, если оно изготовлено с наименьшими затратами времени, труда, средств и материалов.

    -  Прочность – свойство изделия воспринимать заданную нагрузку без разрушения.

    -  Надежность – свойство изделия служить безотказно в течение длительного срока.

    -  Экономичным считают изделие, которое при использовании не требует дополнительных расходов.

    Модель – уменьшенный или увеличенный образец (копия) изделия, который изготавливают, чтобы понять его устройство и принцип действия. «Модель» - от латинского «мера, образец, норма». «Копия» – от латинского «множество». 

                           2. Практическая работа «Упражнения по управлению СТД – 120 М».

    З.Ч. Итог занятия. Ответы на вопросы. Оценка работ учащихся.

Д/З § 7, с. 38 - 41.

ЗАНЯТИЕ №8

                        ТЕМА:  Производство пиломатериалов.

                      ЦЕЛЬ: Ознакомить учащихся с видами и производством пиломатериалов. Закреплять

                                   Умение решать конструкторско-технологические задачи, выполнять точение на

                                    СТД – 120М. Обратить внимание на экологический аспект производства:

                                    переработка отходов древесины.

                      УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Производство пиломатериалов. 2. Пр.р. «Решение

                                    конструкторско-технологических задач. Точение на СТД – 120М».

                      ОБОРУДОВАНИЕ: Маршрутно-технологические карты, таблицы, токарные

                                   стамески, токарный станок СТД – 120 М, образцы пиломатериалов,

                                    стенд «Виды пиломатериалов».

                      МЕТОД: Беседа; рассказ;  практическая работа..

                      МЕСТО: Столярная мастерская.

                      ВРЕМЯ: 2*40.

                      М.С. Рисование, математика, природоведение.

                      Р.К.Деревообрабатывающие предприятия Георгиевского района.

Ход занятия.

                      В.Ч. Организационный момент.

                              Повторение: - ПТБ;

                                                    - качество изделия.

                      О.Ч. 1. Производство пиломатериалов.

    Пиломатериалы: брусья, бруски, обрезные и необрезные доски и т.д.

    В России основной объем пиломатериалов получают на лесопильных рамах. Подают бревна к лесопильным рамам цепными бревнотасками.

    Лесопильная рама состоит из пильной рамки с набором вертикально закрепленных полосовых пил. Набор пил в пильной раме, установленных на определенном расстоянии одна от другой для выпиливания досок заданной толщины, называют поставом. Перед рамой и позади нее на рельсах установлены тележки для размещения на них бревен и досок.

    Принцип работы лесопильной рамы следующий. Бревно с бревнотаски сбрасывают на установленную впереди рамы тележку и подают его между двумя подающими вращающимися рифлеными вальцами. Вальцы захватывают бревно и проталкивают его на движущуюся вверх – вниз пильную раму с пилами. Пилы распиливают бревно на пиломатериал, который захватывается расположенными сзади рамы рифлеными вальцами и подается на установленную позади рамы тележку.

    Доски получают обрезные, то есть опиленные с двух кромок, и необрезные.

    Обрезные доски на лесопильных рамах получают путем распиливания бревна за два прохода. За первый проход выпиливают центральный брус и боковые доски. Затем брус поворачивают на пласть и распиливают на второй раме на доски требуемой толщины, или изменяют постав на той же раме после накопления брусьев и пропускают их через нее.

    Каждая рамная пила пропиливает паз шириной 5…7 мм, называемый пропилом. На ленточно-пильных станках ширина пропила3…4мм. При нарезании древесины лазерным лучом ширина пропила 0,4мм.

    В целях экономии древесины все большее распространение получают малоотходные технологии раскроя, а также переработки отходов лесопиления для изготовления ДСП и ДВП.

                           2. Практическая работа «Решение конструкторско-технологических задач. Точение

                               СТД – 120М».

(Диаметр бревна 0,8м; толщина бруса 100мм; высота 200мм; толщина досок 25мм; пропил5мм)

    З.Ч. Итог занятия. Ответы на вопросы. Оценка работ учащихся.

Д/З § 3, с. 17 – 20.

ЗАНЯТИЕ №9

                        ТЕМА:  Основы конструирования. Виды столярных соединений.

                      ЦЕЛЬ: Ознакомить учащихся с методом фокальных объектов при конструировании

                                  изделий, с видами столярных соединений. Формировать умение выполнять

                                  столярные соединения.

                      УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Метод фокальных объектов. 2. Виды столярных соединений

                                  3. Пр.р. «Выполнение шипового соединения».

                      ОБОРУДОВАНИЕ: Маршрутно-технологические карты, учебник, линейка, штанген-

                                  циркуль, ножовка, долото, кианка.

                      МЕТОД: Беседа; рассказ;  практическая работа..

                      МЕСТО: Столярная мастерская.

                      ВРЕМЯ: 2*40.

                      М.С. Рисование, математика.

                      Р.К.Столярные мастерские Георгиевского района.

Ход занятия.

                      В.Ч. Организационный момент.

                              Повторение: - виды пиломатериалов;

                                                    - производство пиломатериалов;

                                                    - перспективные, экономичные технологии.

                      О.Ч. 1. Метод фокальных объектов при конструировании.

    Автором метода фокальных объектов является Ч.Вайтинг (США). Этот метод используют прежде всего тогда, когда необходимо улучшить, усовершенствовать какой – либо технический объект.

    Свое название метод получил потому, что совершенствуемый объект ставится в центр внимания, в фокус. Суть метода заключается в том, что признаки нескольких случайно выбранных объектов переносят на совершенствуемый объект, в результате чего получают необычные сочетания, позволяющие преодолеть психологическую инерцию.

    Последовательность действий:

    - выбрать наугад из какой – либо книги, из словаря, из статьи несколько случайных слов;

    - составить для данных предметов их свойства и определить те из них, которые могут быть присоединены к фокальному объекту;

    - провести анализ свойств;

    - выбрать оптимальный вариант.

                           2. Виды столярных соединений.

    Во многих изделиях из древесины бруски соединяют по длине и под прямым углом: на концах брусков и на серединных участках, вырезая участки древесины на половину толщины бруска. Такое соединение брусков называют врезкой.

    Соединяемы поверхности намазывают клеем и собирают. Соединение будет более прочным, если его скрепить дополнительно гвоздями, шурупами, шкантами. Шкант – круглый деревянный стержень (от французского – «круглый шип»). Под шканты просверливают отверстия, намазывают их клеем и забивают в отверстия.

                           3. Практическая работа «Выполнение шипового соединения».

    З.Ч. Итог занятия. Ответы на вопросы. Оценка работ учащихся.

Д/З § 5, с. 28 – 33;

       § 31, с. 131 – 133.

       

ЗАНЯТИЕ №10

                        ТЕМА:  Выбор темы проектов.

                      ЦЕЛЬ: Ознакомить учащихся с основными этапами конструирования изделий, с

                                   технической эстетикой, основными требованиями к проектированию изделий.

                      УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Техническая эстетика изделий. 2. Основные требования к

                                   проектированию. 3. Пр.р. «Конструирование изделий из дерева».

                      ОБОРУДОВАНИЕ: Маршрутно-технологические карты, учебник, образцы изделий,

                                   инструменты и приспособления.

                      МЕТОД: Беседа; рассказ;  практическая работа..

                      МЕСТО: Столярная мастерская.

                      ВРЕМЯ: 2*40.

                      М.С. Рисование, математика.

                      Р.К. Местные промышленные сорта древесины.

Ход занятия.

                      В.Ч. Организационный момент.

                              Повторение: -метод фокальных объектов;

                                                    -виды столярных соединений.

                                                   

                      О.Ч. 1. Техническая эстетика изделий.

    Техническая эстетика – наука, требующая создания изделий, имеющих привлекательный внешний вид, удачное соотношение между частями изделия, хорошее световое оформление.

    Красота изделий основана на различных вычислениях, законах математики. Самым распространенным, известным еще в глубокой древности под названием «золотое сечение», является пропорциональное отношение отрезков a и b, выражающееся формулой (a + b)/a = a/b. Любая фигура, обладающая этим соотношением, будет, на взгляд человека, казаться красивой.

    Красивыми смотрятся также отношения простых чисел от 1 до 6 (1/2; 1/3; 1/4; 1/5; 1/6; 2/3; 3/4; 3/5; 4/5; 5/6).

    Очень часто для красивого оформления изделий применяют осевую или центральную симметрию. При внешней отделке изделий также надо учитывать ряд требований.

                           2. Основные требования к проектированию.

    Для того, чтобы быть уверенным в том, что ваше изделие будет нужным кому-либо, разрабатывается бизнес-план. (Бизнес – от английского business – дело, занятие.) Под бизнесом понимается любой вид деятельности, приносящий доход или иные личные выгоды. Бизнес – план – это документ, содержащий обоснование основных шагов, которые намечается осуществить для реализации какого-либо проекта.

    Основные требования, которые необходимо учитывать при создании изделий.

    Технологичность позволяет изготовить изделие на универсальном оборудовании легко и просто, без лишних затрат. Технологичной считается деталь, изготовленная с наименьшими затратами труда.

    Экономичность требует изготовления изделия с наименьшими затратами, с получением наибольшей прибыли при эксплуатации изделия или реализации технологии.

    Эргономика предусматривает изготовление такого изделия, которое обслуживалось человеком с наименьшими затратами энергии и движений, было бы удобным в использовании.

    Безопасность предусматривает создание и эксплуатацию изделий без нарушения жизнедеятельности человека. При использовании изделия должна исключаться возможность травматизма.

    Экологичность проекта заключается в изготовлении и эксплуатации изделий без существенных изменений в окружающей среде.

                           3. Практическая работа «Конструирование изделий из дерева».

    З.Ч. Итог занятия. Ответы на вопросы. Оценка работ учащихся.

Д/З § 29;30, с. 127 – 131.

 ЗАНЯТИЯ № 11 - 12

                        ТЕМА:  Технология точения древесины.

                      ЦЕЛЬ: Ознакомить учащихся с технологией точения древесины.

                                    Закрепить знания по ТБ при работе на токарном станке по обработке

                                   древесины. Формировать умение пользоваться чертежами и технологическими

                                   картами при изготовлении изделия из древесины на токарном станке.

                                   Прививать эстетический вкус.

                                    Профессии: токарь по обработке древесины, отделочник.

                      УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Технология точения древесины. 2. Технологическая карта

                                    на изготовление цилиндрического изделия. 3. Пр.р. «Изготовление изделия с

                                    круглым шипом».

                      ОБОРУДОВАНИЕ: Токарный станок по обработке древесины, токарные стамески,

                                     плакат, технологические карты, готовые изделия, шлифовальная шкурка.

                      МЕТОД: Беседа; рассказ;  практическая работа..

                      МЕСТО: Столярная мастерская.

                      ВРЕМЯ: 4*40.

                      М.С. Рисование, математика, природоведение.

Ход занятия.

                      В.Ч. Организационный момент.

                              Повторение: -основные требования к проектированию;

                                                    -основные части творческого проекта.

                                                   

                      О.Ч. 1. Технология точения древесины.

    Сущность процесса резания при точении заключается в снятии поверхностного слоя обрабатываемой заготовки в виде стружки. При этом заготовка вращается, а стамеска перемещается относительно заготовки.

    Подготовка заготовки: отрезка по длине с учетом припусков на торцах; разметка центров вращения заготовки; придание заготовке формы, близкой к цилиндрической.

    Применяемые стамески:

- для черновой обработки заготовок – желобчатые полукруглые вогнутые и выпуклые стамески;

- для чистовой, окончательной обработки – косые стамески;

- для подрезания торцов – косые плоские стамески.

                           2. Технологическая карта на изготовление изделия круглого сечения.

    Прежде чем начинать работу, изучают технологическую карту на обработку изделия (пример – технологическая карта на изготовление картофелемялки, таблица 4, с. 57).

                           3. Практическая работа «Изготовление изделия с круглым шипом».

                          З.Ч. Итог занятия. Ответы на вопросы. Оценка работ учащихся.

Д/З § 10, с. 53 - 62.

   

 

     

ЭЛЕМЕНТЫ ГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ

ЗАНЯТИЕ №  13

                          ТЕМА: Обобщение знаний по разделу «Элементы графической грамотности» за 5     класс.

ЦЕЛЬ: Обобщить знания школьников по правилам выполнения чертежей, нанесения размеров на чертеже, способам проецирования, анализу геометрической формы предметов. Закреплять умения построения изображений на основе анализа формы предмета. Продолжать формировать навыки самостоятельной работы.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Обобщение знаний по разделу «Элементы графической грамотности» за 5     класс. 2. Пр.р. «Выполнение чертежа детали».

                     ОБОРУДОВАНИЕ: Набор инструментов чертёжных; образцы чертежей; учебник.

                      МЕТОД: Беседа; рассказ; практическая работа, инструктаж.

                      МЕСТО: Учебная мастерская.

                      Время: 2*40.

                      М.С. Математика.

Ход занятия.

                      В.Ч. Орг. момент.

                             

                      О.Ч. 1. Обобщение знаний по разделу «Элементы графической грамотности» за 5     класс.

Прежде чем перейти к изучению нового, восстановите в памяти основное из того, что вы узнали по черчению в прошлом учебном году.

Чертежи получают методом проецирования. Изображение на плоскости, полученное при помощи воображаемых проецирующих лучей, проведенных через точки предмета, называют проекцией этого предмета (см. рис. 38).

Если проецирующие лучи направлены к плоскости проекций под острым углом, проецирование называют косоугольным. Из косоугольных проекций вы знаете фронтальную диметрическую проекцию (см. рис. 60, а, в).

Если проецирующие лучи направлены к плоскости проекций под прямым углом, проецирование называют прямоугольным (см. рис. 42). Оно является основным способом получения изображений на чертежах. Прямоугольное проецирование используют для получения чертежей в системе прямоугольных проекций (см. рис. 49), а также наглядного изображения — прямоугольной изометрической проекции (см. рис. 60, б, г).

В машиностроительном черчении, как вы знаете, используют виды. В зависимости от того, с какой стороны мы смотрим на предмет (спереди, сверху или слева), получают вид спереди (его называют также главным видом), вид сверху, вид слева. Виды располагают в проекционной связи: вид сверху—под главным видом, вид слева — справа от главного вида, на одном уровне с ним (см. рис. 52).

Количество видов на чертеже должно быть наименьшим, но достаточным для полного выявления формы и размеров предмета.

Выявлению формы детали помогают условные значки "диаметр", "квадрат" и другие обозначения и надписи. Благодаря этому форму цилиндрических, призматических и других предметов можно передать не тремя видами, а двумя или даже одним.

Чтобы понять по чертежу форму сложного предмета, его мысленно разделяют на части, представляющие собой геометрические тела, т. е. анализируют форму (см. рис. 101). Затем мысленно объединив эти части, воссоздают общую форму предмета. Анализ формы предмета помогает и нанесению размеров на чертеже (см. рис. 116).

2. Пр.р. «Выполнение чертежа детали».

                          З.Ч. Итог занятия. Ответы на вопросы. Оценка работ учащихся.

Д/З §2-5, с. 14-43, §10-14, с.58-97.

ЗАНЯТИЕ №  14

                          ТЕМА: Общие сведения о сечениях и разрезах. Назначение сечений. Правила выполнения сечений.

ЦЕЛЬ: Дать понятие о сечениях и разрезах, применяемых для определения формы предметов, правилах выполнения, размещения и обозначения сечений. Формировать умение выполнять чертежи с применением сечений.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Общие сведения о сечениях и разрезах. Назначение сечений. Правила выполнения сечений. 2. Пр.р. «Выполнение чертежа детали с применением сечений».

                     ОБОРУДОВАНИЕ: Набор инструментов чертёжных; образцы чертежей; учебник.

                      МЕТОД: Беседа; рассказ; практическая работа, инструктаж.

                      МЕСТО: Учебная мастерская.

                      Время: 2*40.

                      М.С. Математика.

Ход занятия.

                      В.Ч. Орг. момент.

                             

                      О.Ч. 1. Общие сведения о сечениях и разрезах. Назначение сечений. Правила выполнения сечений.

Сечение — это изображение фигуры, получающейся при мысленном рассечении предмета плоскостью. На сечении показывают только то, что находится в секущей плоскости (исключение составляют цилиндрические отверстия). Сечения – способ выявления поперечной формы предмета.

Фигуру сечения на чертеже выделяют штриховкой, которую наносят тонкими линиями под углом 45.

Расположение сечений. По расположению на чертеже сечения разделяются на вынесенные и наложенные. Вынесенные располагают вне контура изображения детали (см. рис. 170) на любом месте поля чертежа, наложенные — непосредственно на видах (см. рис. 171).

Контур вынесенного сечения обводят сплошной толстой основной линией такой же толщины (s), как и линия, принятая для видимого контура изображения; контур наложенного сечения — сплошной тонкой линией (от 1/3 до 1/2); причем контур вида в месте расположения наложенного сечения не прерывают.

 Обозначение сечений. Чтобы показать, в каком месте проходит секущая плоскость, ее обозначают. Если сечение вынесенное, то, как правило, проводят разомкнутую линию, два утолщенных штриха (рис. 170). Стрелками указывают направление взгляда. Их располагают у внешних концов разомкнутой линии. С внешней стороны стрелок наносят одинаковые прописные буквы русского алфавита. Над сечением пишут те же буквы через тире с тонкой чертой внизу.

Если сечение представляет собой симметричную фигуру и расположено на продолжении линии сечения (штрихпунктирной), то стрелок и букв не наносят (см. рис. 170).

Наложенное сечение обычно не обозначают (рис. 171). Только в том случае, когда оно представляет собой несимметричную фигуру, проводят штрихи разомкнутой линии и стрелки, но буквы не наносят (рис. 172).

Особенности выполнения сечений. Большей частью сечения выполняют в том же масштабе, что и изображение, к которому оно относится, или указывают масштаб, если он изменен.

По построению и расположению сечение должно соответствовать направлению, указанному стрелками. Если секущая плоскость проходит через ось поверхности вращения (цилиндрической, конической или сферической), ограничивающей отверстие или углубление, то их контур на сечении показывают полностью (рис. 174). Некоторые размеры элементов детали удобней наносить на сечениях (рис. 175).

2. Пр.р. «Выполнение чертежа детали».

                          З.Ч. Итог занятия. Ответы на вопросы. Оценка работ учащихся.

Д/З §20-22, с.127-135.

ЗАНЯТИЕ №  15

                          ТЕМА: Разрезы. Назначение разрезов. Правила выполнения разрезов.

ЦЕЛЬ: Дать понятие о  разрезах, как способе выявления внутреннего устройства  предметов, видах и правилах выполнения, обозначения сечений. Формировать умение выполнять чертежи деталей с применением разрезов. Продолжать формировать навыки самостоятельной работы.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Разрезы. Назначение разрезов. Правила выполнения разрезов. 2. Пр.р. «Выполнение чертежа детали с применением разреза».

                     ОБОРУДОВАНИЕ: Набор инструментов чертёжных; образцы чертежей; учебник.

                      МЕТОД: Беседа; рассказ; практическая работа, инструктаж.

                      МЕСТО: Учебная мастерская.

                      Время: 2*40.

                      М.С. Математика.

Ход занятия.

                      В.Ч. Орг. момент.

                             

                      О.Ч. 1. Разрезы. Назначение разрезов. Правила выполнения разрезов.

Разрез — это изображение предмета, мысленно рассеченного плоскостью (или несколькими плоскостями). При этом часть предмета, расположенная между наблюдателем и секущей плоскостью, как бы удаляется. На разрезе показывают то, что находится в секущей плоскости и за ней (см. рис. 178, а и в). Следовательно, разрез включает сечение.

Разрез отличается от сечения тем. что на нем показывают не только то. что находится в секущей плоскости, но и то, что находится за ней.

Правила выполнения разрезов:

  1. Штриховые линии, которыми на главном виде были изображены внутренние очертания, теперь обведены сплошными основными линиями, так как они стали видимы.
  2. Фигура сечения, входящая в разрез, заштрихована. Штриховка дана только там, где сплошные части детали попали в секущую плоскость.
  3. Линия, находящаяся на передней, неизображаемой части предмета (контур среза), не показана.

Какие бывают разрезы. Положение секущей плоскости может быть вертикальным и горизонтальным (рис. 181).

При секущей плоскости, параллельной фронтальной плоскости проекций, вертикальный разрез называют фронтальным (рис. 181, а). При секущей плоскости, параллельной профильной плоскости проекций, вертикальный разрез называют профильным (рис. 181, б).

В случае, когда секущая плоскость горизонтальна, разрез называют горизонтальным (рис. 181, в).

Обозначение разрезов. На одном чертеже может быть несколько разрезов (рис. 182). Но каждый из них должен быть целесообразным.

Разрезы обычно располагают в проекционной связи: фронтальный — на месте главного вида, профильный — на месте вида слева, а горизонтальный — на месте вида сверху.

Если секущая плоскость совпадает с плоскостью симметрии детали и разрез расположен в проекционной связи, его не обозначают. В остальных случаях разрезы обозначают так же, как сечения, разомкнутой линией. Стрелки с буквами показывают направление взгляда. Над разрезом пишут те же буквы через тире (см. рис. 182).

2. Пр.р. «Выполнение чертежа детали с применением разреза».

                          З.Ч. Итог занятия. Ответы на вопросы. Оценка работ учащихся.

Д/З §23-27.1, с.136-152.

ТЕХНОЛОГИЯ

ОБРАБОТКИ МЕТАЛЛА

ЗАНЯТИЕ № 16

                        ТЕМА:  Металлы и их свойства. Виды сортового проката. Правила

                                    безопасной работы.

                      ЦЕЛЬ: Закрепление знания правил техники безопасности при выполнении работ  

                                    слесарными инструментами. Ознакомление учащихся с видами и свойствами

                                    металлов и их сплавов; видами проката металла и способами его изготовления.

                      УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Свойства черных и цветных металлов. 2. Виды сортового

                                    проката. 3. ПТБ при работе слесарными инструментами. 4. Пр.р. «Измерение

                                    штангенциркулем».

                      ОБОРУДОВАНИЕ: Инструкции по технике безопасности, учебники, образцы

                                    металлов и сплавов, образцы сортового проката, образцы изделий, слесарный

                                    инструмент.

                      МЕТОД: Беседа; рассказ; инструктаж; практическая работа..

                      МЕСТО: Столярная мастерская.

                      ВРЕМЯ: 2*40.

                      М.С. Природоведение, математика.

                      Р.К.Металлообрабатывающие предприятия г.Георгиевска.

Ход занятия.

                      В.Ч. Организационный момент.

                              Сообщение целей и тем раздела.

                      О.Ч. 1. Свойства черных и цветных металлов.

    Сплавы получают путем смешивания в расплавленном состоянии двух или нескольких металлов в точно определенном соотношении.

    Все металлы и сплавы подразделяют на черные и цветные. Черные – это железо и сплавы на его основе – сталь и чугун. Цветные – все остальные металлы и сплавы.

    Каждый металл и сплав обладает определенными механическими и технологическими свойствами.

    Механические – прочность, твердость, упругость, вязкость, пластичность.

    Технологические – ковкость, жидкотекучесть, обрабатываемость резанием, свариваемость, коррозионная стойкость.

                          2. Виды сортового проката.

    Сортовой прокат получают прокаткой (обжатием) нагретых слитков металла между валками прокатного стана. Профиль проката – форма его поперечного сечения. Основные профили проката: квадрат, полоса, шестигранник, круг, уголок, треугольник, швеллер, рельс.

    Применение проката позволяет экономить металл и уменьшать вес изделия.

    Сортовой прокат, так же как и листовой металл и проволока, является промышленным продуктом производства, предназначенным для дальнейшей обработки, и носит название полуфабриката.

 

                          3. Правила техники безопасности при выполнении практических работ слесарными инструментами (согласно инструкции № 26 по технике безопасности).

                          4. Практическая работа «Измерение штангенциркулем».

                       З.Ч. Итог занятия. Ответы на вопросы. Оценка работ учащихся.

Д/З § 15 - 18, с. 80 - 91.

ЗАНЯТИЕ № 17

                        ТЕМА:  Планирование труда.

                      ЦЕЛЬ: Ознакомить учащихся с технологией изготовления изделий из сортового                      

                                   проката. Формировать умение составлять технологические карты.

                      УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Изготовление изделий из сортового проката.

                                    2. Пр.р. «Составление технологической карты».

                      ОБОРУДОВАНИЕ: Металлообрабатывающий инструмент, технологические карты,

                                    чертежи.          

                      МЕТОД: Беседа; рассказ; практическая работа..

                      МЕСТО: Учебный кабинет.

                      ВРЕМЯ: 2*40.

                      М.С. Рисование, математика, Т – 5.

                     

Ход занятия.

                      В.Ч. Организационный момент.

Повторение:    

  • Металлы и сплавы.
  • Механические и технологические свойства.
  • Виды проката.
  • ПТБ.

                      О.Ч. 1. Планирование труда. Изготовление деталей из сортового проката.

    Производственный процесс – все действия, выполняемые для превращения заготовки в готовое изделие.

    Технологический процесс – часть производственного процесса, который включает действия по изменению формы и размеров заготовок для получения готового изделия.

    Технологическая операция – часть технологического процесса обработки или сборки изделия, выполняемой на одном рабочем месте.

    Для планирования труда разрабатывают технологические карты.

                           2. Практическая работа «Составление технологической карты».

    Разработка технологической карты на изготовление ручки (рис. 66, а), шаблона (рис. 60) или другого изделия из сортового проката.

                       З.Ч. Итог занятия. Ответы на вопросы. Оценка работ учащихся.

Д/З § 19, с. 92 - 98.

       

                   

ЗАНЯТИЕ № 18

                        ТЕМА:  Резание металла ножовкой.

                      ЦЕЛЬ: Ознакомить учащихся с основными приёмами резания металла, инструментами

                                    Формировать умение экономного использования металла.

                      УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Резание металла слесарной ножовкой. 2. Пр.р. «Разметка и

                                    резание металла».

                      ОБОРУДОВАНИЕ: Образцы изделий, заготовки, слесарный инструмент, инструкции          

                                    по технике безопасности.

                      МЕТОД: Беседа; рассказ; практическая работа..

                      МЕСТО: Учебный кабинет.

                      ВРЕМЯ: 2*40.

                                           

Ход занятия.

                      В.Ч. Организационный момент.

Повторение:    

  • Производственный процесс.
  • Технологический процесс.
  • Технологическая операция.
  • Профессии.

                      О.Ч. 1. Резание металла слесарной ножовкой.

    Основные детали слесарной ножовки: рамка, ножовочное полотно, хвостовик с ручкой. Ножовочное полотно крепится так, чтобы зубья были направлены в сторону, противоположную ручке.

    Заготовку прочно закрепляют в тисках и в месте резания делают небольшой пропил трехгранным напильником, чтобы полотно не скользило по её поверхности. Место разрезания располагают на расстоянии 10 – 15мм от края губок.

    Полосовой металл легче резать по узкой стороне. Однако толщина полосы не должна быть меньше, чем расстояния между тремя зубьями полотна, иначе зубья поломаются.

    Если заготовка имеет большую длину и рамка упирается в её торец, то ножовочное полотно поворачивают на 90˚ по отношению к рамке.

    Во время выполнения работы строго придерживаться правил техники безопасности.

                           2. Практическая работа «Разметка и резание металла».

                       З.Ч. Итог занятия. Ответы на вопросы. Оценка работ учащихся.

Д/З § 20, с.98 - 102.

ЗАНЯТИЕ № 19

                        ТЕМА:  Рубка металла.

                      ЦЕЛЬ: Ознакомить учащихся с основными приёмами рубки металла, инструментами,

                                   предназначенными для рубки. Формировать умение экономного использования  

                                   металла.

                      УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Рубка металла. 2. Пр.р. «Рубка металла».

                      ОБОРУДОВАНИЕ: Образцы изделий, заготовки, слесарный инструмент, инструкции          

                                    по технике безопасности.

                      МЕТОД: Беседа; рассказ; практическая работа..

                      МЕСТО: Учебный кабинет.

                      ВРЕМЯ: 2*40.

                                           

Ход занятия.

                      В.Ч. Организационный момент.

Повторение:    

  • Основные части слесарной ножовки.
  • Приемы работы.
  • ПТБ.

                      О.Ч. 1. Рубка металла.

    Рубку металла применяют для разделения заготовки на части, удаления лишнего металла, вырубания в деталях пазов, канавок и др. Рубка осуществляется с помощью зубила, крейцмейселя и молотка.

    Зубило представляет собой стальной стержень, имеющий режущую кромку в форме клина.

    Крейцмейсель – это узкое зубило, предназначенное для вырубания узких канавок, пазов и др.

    В зависимости от твердости и толщины обрабатываемой заготовки сила удара молотком по зубилу должна быть различной. Кистевой удар применяют для снятия небольших неровностей и тонких стружек. Локтевым ударом срубают лишний металл и разделяют заготовки на части. Плечевой удар используется для срубания толстых стружек, разрубания прутков и полос большой толщины.

    Заготовки рубят в тисках и на плите. При рубке в тисках заготовку закрепляют таким образом, чтобы разметочная риска находилась ниже уровня губок на 1.5 – 2мм. Режущую кромку зубила устанавливают на поверхность губок под углом 30 – 40 ˚ к плоскости резания. Угол наклона зубила к кромкам губок должен составлять 45 – 60˚.

    При рубке на плите зубило устанавливают вертикально на разметочную риску. После нанесения первого удара зубило устанавливают так, чтобы половина его режущей кромки находилась в уже прорубленной лунке, а половина – на разметочной риске, и наносят второй удар.

    Если толщина заготовки не больше 2мм, то металл разрубают с одной стороны. Если более 2мм, то разметочную риску наносят с двух сторон. Сначала прорубают лист с одной стороны, примерно на половину его толщины, затем переворачивают и разрубают окончательно.

                           2. Практическая работа «Рубка металла».

                       З.Ч. Итог занятия. Ответы на вопросы. Оценка работ учащихся.

Д/З § 21, с. 102 - 105.

ЗАНЯТИЕ № 20

                        ТЕМА:  Опиливание металла. Виды напильников.

                      ЦЕЛЬ: Ознакомить учащихся с основными приёмами опиливания сортового проката, с

                                  инструментами для опиливания. Формировать умения безопасной работы.

                      УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Опиливание, инструменты для опиливания. 2. Безопасные

                                 приемы опиливания. 3. Пр.р. «Опиливание металла».

                      ОБОРУДОВАНИЕ: Образцы изделий, заготовки, слесарный инструмент, инструкции          

                                    по технике безопасности, напильники, надфили.

                      МЕТОД: Беседа; рассказ; практическая работа..

                      МЕСТО: Учебные мастерские.

                      ВРЕМЯ: 2*40.

                                           

Ход занятия.

                      В.Ч. Организационный момент.

Повторение:    

  • Инструмент дл рубки металла.
  • Виды удара.
  • ПТБ.

                      О.Ч. 1. Опиливание металла, инструменты для опиливания.

     Опиливание – срезание с заготовок небольшого слоя металла (припуска) при помощи напильников для получения точных размеров, указанных в чертеже.

    Напильники бывают:

    По форме сечения (профиля):

  • Плоские.                                             -  Трехгранные.
  • Полукруглые.                                     – Круглые.
  • Квадратные.                                       – Ромбические.
  • Ножевые.

По числу зубьев на 10мм длины:

    Номер 0 – 1 – драчовые (крупная насечка);

                2 – 3 – личные (средняя насечка);

                4 – 5 – бархатные.

    Напильники бывают длиной от 100 до 400мм. При опиливании напильник выбирают на 150мм больше размера заготовки.

    Надфили – небольшие напильники длиной 80 – 160мм, толщиной 2 – 3мм, с насечкой 20 – 112 зубьев на 10мм длины.

                           2. Безопасные приемы опиливания.

    Закругленная часть ручки напильника должна упираться в ладонь правой руки. Левую руку кладут сверху на носок напильника. При обработке следует время от времени изменять направление движения напильника.

    Виды опиливания: поперечное, продольное, опиливание перекрестным штрихом, круговое.

                           3. Практическая работа «Опиливание металла».

                       З.Ч. Итог занятия. Ответы на вопросы. Оценка работ учащихся.

Д/З § 22, с.105 - 110.

ЗАНЯТИЕ № 21

                        ТЕМА:  Метод фокальных объектов.

                      ЦЕЛЬ: Ознакомить учащихся с методом фокальных объектов при конструировании

                                  изделий. Решение учащимися конструкторско–технологических задач.

                      УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Метод фокальных объектов. 2. Пр.р. «Решение

                                  конструкторско-технологических задач.

                      ОБОРУДОВАНИЕ: Образцы изделий, чертежи, технологические карты, инструменты для выполнения практической работы.

                      МЕТОД: Беседа; рассказ; практическая работа..

                      МЕСТО: Учебные мастерские.

                      ВРЕМЯ: 2*40.

                                           

Ход занятия.

                      В.Ч. Организационный момент.

Повторение:    

  • Инструмент для выполнения опиливания.
  • Виды опиливания.
  • Приемы безопасной работы.

                      О.Ч. 1.Метод фокальных объектов.

    Автором метода является Ч.Вайтинг (США). Этот метод используют прежде всего тогда, когда необходимо улучшить, модернизировать какой-либо технический объект.

    Свое название метод получил потому, что совершенствуемый объект ставится в центр внимания, в фокус. Суть метода заключается в том, что признаки нескольких случайно выбранных объектов переносят на совершенствуемый объект.

    Последовательность действий:

  • Выбрать наугад из какой-либо книги, из словаря, из статьи несколько случайных слов.
  • Теперь нужно составить для данных предметов их свойства и определить те из них, которые могут быть присоединены к данному объекту.
  • Провести анализ свойств случайных объектов, выделив полезные для данного фокального объекта.
  • Выбор оптимального варианта общего решения, общей идеи конструкции.
  • Проведение конструкторской работы по разработке технической документации, созданию и испытанию экспериментального образца и т.д.

                           2. Практическая работа «Решение конструкторско-технологических задач».

                       З.Ч. Итог занятия. Ответы на вопросы. Оценка работ учащихся.

Д/З § 31, с.131 - 133.

ЗАНЯТИЕ № 22 - 25

                        ТЕМА:  Практическая работа по выполнению творческого проекта.

                      ЦЕЛЬ: Закрепление знаний и умений по конструированию, творческому решению

                                  проектов; разметке заготовок, технологии обработки материалов, применению

                                  различных способов соединений и отделки изделий; оформлению творческого

                                  проекта; правилам техники безопасности.

                      ОБОРУДОВАНИЕ: Образцы изделий, творческих проектов; инструменты и приспособления для выполнения практической работы.

                      МЕТОД: Беседа; текущий инструктаж; практическая работа..

                      МЕСТО: Учебные мастерские.

                      ВРЕМЯ: 8*40.

                                           

Ход занятия.

                      В.Ч. Организационный момент.

Повторение:    

  • Правила техники безопасности.
  • Приемы безопасной работы.

                      О.Ч. Практическая работа по выполнению творческого проекта.

     1.  Помощь учащимся в выполнении практической работы.

     2.  Текущий инструктаж по мере необходимости.

З.Ч. Итог занятия. Ответы на вопросы. Оценка работ учащихся.

Д/З  Технология обработки материалов.

ЭЛЕКТРОТЕХНИКА

ЗАНЯТИЕ № 26

                        ТЕМА:  Устройство и принцип действия электромагнитов. Их применение.

                      ЦЕЛЬ: Показать практическое применение электромагнитов. Изучить их устройство и

                                   принцип действия. Усовершенствовать знания по разделу «Электротехника».

                                   Профессии: электромонтер, монтажник электроарматуры.

                      УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Правила безопасности при выполнении практических

                                   работ по разделу «Электротехника». 2. Устройство и принцип действия

                                   электромагнита, его применение. 3. Пр.р. «Изучение устройства электромагни-

                                   та».

                      ОБОРУДОВАНИЕ: Инструкции по технике безопасности, плакат, компас, батарейки,

                                  естественные и искусственные магниты, электроарматура.

                      МЕТОД: Беседа; рассказ; инструктаж; практическая работа..

                      МЕСТО: Учебный кабинет.

                      ВРЕМЯ: 2*40.

                      М.С. Природоведение, Т - 5.

                      Р.К. Полупроводниковый завод г. Георгиевска.

 

Ход занятия.

                      В.Ч. Организационный момент.

                      О.Ч. 1. Правила техники безопасности при выполнении практических работ по

                                   Разделу «Электротехника» (согласно инструкции № 53).

                           2. Устройство и принцип действия электромагнита.

    В глубокой древности люди обнаружили железную руду: она могла притягивать железные предметы.

    Магнетизм – свойство притягивать железные предметы.

    Изготовленные из магнитного железняка стержни различной формы сохраняют магнитные свойства и называются естественными.

    Если стержни из обыкновенного железа прижать на какое-то время к естественным магнитам, то они также приобретут магнитные свойства. Обработанные таким образом железные стержни называют искусственными магнитами.

    Если через проводник пропустить эл.ток, и рядом с ним расположить магнитную стрелку, то эта стрелка займет определенное положение: её ось (линия, соединяющая полюса) будет перпендикулярна проводнику. Если подачу тока прекратить, то стрелка займет обычное положение. Такое поведение магнитной стрелки говорит о том, что в пространстве вокруг проводника, проводящего эл.ток, действует магнитное поле. Это поле влияет на стрелку и заставляет её поворачиваться (схемы - иллюстрации).

                                   Демонстрационный опыт.

    На железный болт намотать в несколько слоев длинный изолированный провод. Прикрепить концы провода через выключатель к полюсам батарейки. Включая и выключая ток, проверить действие электромагнита с помощью компаса.

    Болт в данном электромагните играет роль сердечника, который служит для усиления действия электромагнита.

    Электромагнитом называется катушка провода, через который пропущен эл.ток, внутри которой имеется железный стержень (сердечник).

    Витки катушки называются обмоткой.

    Большей частью обмотка электромагнитов состоит из медного изолированного провода, который наматывается в несколько слоёв на каркас катушки.

    Применение электромагнитов.

На АТС при наборе телефонного номера, в кинескопе телевизора, во многих научных приборах и бытовых механизмах (приёмка металла).

                           

                           3. Практическая работа «Изучение устройства электромагнита».

                   З.Ч. Итог занятия. Ответы на вопросы. Оценка работ учащихся.

Д/З ПТБ, устройство электромагнита, применение.

ЗАНЯТИЕ № 27

                        ТЕМА:  Сборка и испытание электромагнита.

                      ЦЕЛЬ:  Закрепление знаний об устройстве и принципе действия электромагнитов.

                                   Формирование умения собирать электромагнит из деталей конструктора.

                      УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Сборка и испытание электромагнита. 2. ЛПр.р. «Сборка

                                    и испытание электромагнита из деталей конструктора».

                      ОБОРУДОВАНИЕ: Электроконструктор, плакаты, учебные таблицы, электромонтаж-

                                    ный инструмент.

                      МЕТОД: Беседа; рассказ; лабораторно - практическая работа..

                      МЕСТО: Учебный кабинет.

                      ВРЕМЯ: 2*40.

                      М.С. Природоведение, математика, Т - 5.

                      Р.К. Полупроводниковый завод г. Георгиевска.

 

Ход занятия.

                      В.Ч. Организационный момент.

                              Повторение: - магнетизм, естественные и искусственные магниты;

                                                    - способы обнаружения магнитного поля;

                                                    - устройство электромагнита.

                      О.Ч. 1. Сборка и испытание электромагнита.

        На железный болт намотать в несколько слоев длинный изолированный провод. Прикрепить концы провода через выключатель к полюсам батарейки. Включая и выключая ток, проверить действие электромагнита с помощью компаса.

    Соблюдать правила техники безопасности при выполнении электротехнических работ.

                           2. Лабораторно – практическая работа «Сборка и испытание электромагнита

                               из деталей электроконструктора».

                   З.Ч. Итог занятия. Ответы на вопросы. Оценка работ учащихся.

Д/З: ПТБ, устройство электромагнита, применение.

 

ЗАНЯТИЕ № 28

                        ТЕМА:  Практическая работа «Изготовление предметов с применением

                                    электромагнитов».

                      ЦЕЛЬ:  Ознакомление учащихся с устройством и назначением магнитного реле.

                                    Формирование умения сборки предметов с применением электромагнитов.

                      УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Устройство и назначение электромагнитного реле.

                                     2. Пр.р. «Изготовление предметов с применением электромагнитов».

                      ОБОРУДОВАНИЕ: Электроконструктор, учебные таблицы, электромонтаж-

                                    ный инструмент.

                      МЕТОД: Беседа; рассказ;  практическая работа..

                      МЕСТО: Учебный кабинет.

                      ВРЕМЯ: 2*40.

                      М.С. Природоведение, математика.

                      Р.К.  Ремонт эл.оборудования в г. Георгиевска.

 

Ход занятия.

                      В.Ч. Организационный момент.

                              Повторение: - магнетизм, естественные и искусственные магниты;

                                                    - способы обнаружения магнитного поля;

                                                    - устройство электромагнита;

                                                    - применение электромагнита.

                      О.Ч. 1. Устройство и назначение электромагнитного реле.

    Электромагнитное реле – релейный элемент в виде катушки индуктивности с ферромагнитным сердечником, якорь которого под действием управляющего электросигнала, подтягиваясь, замыкает или размыкает соединенные с ним контакты.

    Электромагнитное реле широко применяется в быту (холодильник, звонок), технике (реле – регулятор в двигателях), помогают человеку в электромеханике.

    В конструкторе «Электричество» реле представлено в электроустановочном изделии «Звонок».

                           2. Практическая работа «Изготовление предметов с применением

                               электромагнитов».

    Изготовление изделия «Звонок» из деталей конструктора «Электричество» по схеме

                   З.Ч. Итог занятия. Ответы на вопросы. Оценка работ учащихся.

Д/З: Устройство электромагнитного реле, применение.

ЗАНЯТИЕ № 29

                        ТЕМА:  Сборка и монтаж изделий с электромагнитом.

                      ЦЕЛЬ:  Изучение устройства электродвигателя постоянного тока. Формирование

                                   умения сборки электродвигателя постоянного тока из деталей конструктора.

                      УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Электродвигатель постоянного тока. 2. Пр.р. «Сборка и

                                   монтаж изделий с электромагнитом».

                      ОБОРУДОВАНИЕ: Электроконструктор, учебные таблицы, электромонтаж-

                                    ный инструмент.

                      МЕТОД: Беседа; рассказ;  практическая работа..

                      МЕСТО: Учебный кабинет.

                      ВРЕМЯ: 2*40.

                      М.С. Природоведение, математика.

                      Р.К.  Ремонт эл.оборудования в г. Георгиевска.

 

Ход занятия.

                      В.Ч. Организационный момент.

                               Повторение: - ПТБ;

                                                     - устройство и назначение электромагнитного реле.

                      О.Ч. 1. Электродвигатель постоянного тока.

    Электродвигатель постоянного тока состоит из двух частей: неподвижной – статора и вращающейся – ротора, разделенных воздушным зазором.

    Статор состоит из станины, на внутренней стороне которой расположены полюса. Станина служит для крепления сердечника индуктора с обмоткой возбуждения и подшипниковых щитков. Кроме того, станина является магнитопроводом, через который замыкается основной магнитный поток машины.

    Ротор машины состоит из сердечника, обмотки, коллектора. Сердечник выполнен в виде цилиндра из штампованных листов электротехнической стали толщиной 0.35 – 0.5мм. Листы изолированы друг от друга лаковым покрытием и собраны в единый пакет, который насажен на вал ротора. Обмотка ротора из медного провода образует замкнутую систему проводников, уложенных на сердечнике ротора и присоединённых к коллектору. Коллектор изготовлен из изолированных друг от друга пластин меди, к которым припаяны провода обмотки ротора.

    При работе машины генератором коллектор служит для выпрямления переменного тока, возбуждаемого в обмотке ротора. При работе двигателем – для подачи постоянного тока из внешней цепи в обмотку ротора.

    С помощью щёток осуществляется снятие напряжения с ротора или подача напряжения в ротор машины.

    Эл. двигатели постоянного тока обладают свойством обратимости, т.е. они могут работать как в режиме генератора, так и в режиме двигателя.

2. Практическая работа «Сборка и монтаж изделий с электромагнитом».   

                   З.Ч. Итог занятия. Ответы на вопросы. Оценка работ учащихся.

Д/З: Устройство электродвигателя, применение.

ТЕХНИКА В КРЕСТЬЯНСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

ЗАНЯТИЕ № 30

                        ТЕМА:  Способы посева с/х культур и применяемые для этого сеялки. Машины для

                                     внесения удобрений. ПТБ.

                      ЦЕЛЬ: Ознакомить учащихся со способами посева с/х культур, применяемыми    

                                  сеялками, машинами для внесения удобрений, их рабочими органами.

                      УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: 1.  Способы посева с/х культур и применяемые для этого

                                  сеялки. 2. Машины для внесения удобрений. 3. ЛПР «Ознакомление с общим

                                  устройством ПРТ – 16».

                      ОБОРУДОВАНИЕ: Плакаты, модели с/х механизмов, инструменты, инструкции по ТБ.

                      МЕТОД: Беседа; рассказ; инструктаж; практическая работа.

                      МЕСТО: Учебный кабинет.

                      ВРЕМЯ: 2*40.

                      М.С. Т – 5.

                      Р.К. Сеялки в крестьянских хозяйствах села.

                                           

Ход занятия.

                      В.Ч. Организационный момент.

                     

                      О.Ч. 1. Способы посева с/х культур и применяемые для этого сеялки.

Основным способом посева сельскохозяйственных культур в настоящее время является рядовой. Семена при этом способе высеваются рядами равномерно, заделываются на одинаковую глубину. Рядовой способ посева может быть сплошным, узкорядным и широкорядным.

Сплошной рядовой способ посева состоит в том, что семена в почве размещаются с шириной междурядий 13,5—15 см. Узкорядные посевы  имеют междурядья меньше 10 см (обычно 7,5 см). При широкорядном способе посева ширина междурядий составляет 30—45 см и более. 

В зависимости от способа посева различают сеялки:

рядовые - для посева различных культур сплошным рядовым, узкорядным, перекрестным, широкорядным и ленточным способами. Рядовую сеялку с туковысевающими аппаратами называют комбинированной; квадратно-гнездовые - для заделки гнезд семян в вершинах квадратов или прямоугольников; гнездовые - для размещения групп (гнезд семян) в параллельных рядках; пунктирные - для размещения семян в ряду на одинаковом расстоянии одно от другого; разбросные - для разбрасывания семян по поверхности поля, например семян трав при улучшении естественных кормовых угодий.

В зависимости от назначения различают универсальные и специальные сеялки. Универсальные предназначены для посева семян различных культур, например зерновые и зернотравяные сеялки для посева зерновых, бобовых и масличных культур, трав, прядильных культур. Специальные сеялки (свекловичные, хлопковые, кукурузные, овощные) рассчитаны для посева семян одной или ограниченного числа культур.

Промышленность выпускает навесные и прицепные сеялки. Зерновые сеялки обычно прицепные, что дает возможность составлять посевной агрегат из 1 - 6 сеялок. Так как технические культуры - сахарную свеклу, овощи, хлопчатник, лен, а также кукурузу на зерно - хозяйства возделывают на небольших площадях, часто на орошаемых участках, здесь выгоднее применять специальные навесные сеялки.

                           2. Машины для внесения удобрений.

    В зависимости от способов и сроков внесения удобрений различают машины для внесения удобрений:

  1. Допосевного (основного).
  2. Припосевного (рядкового или небольшими дозами вблизи гнёзд растений).
  3. Послепосевного (для подкормки растений в период их вегетации).

    Туковая сеялка служит для внесения минеральных удобрений перед вспашкой, культивацией, при подкормке всходов зерновых культур и трав. Удобрения засыпают в ящик. При движении сеялки они поступают на вращающиеся горизонтальные тарелки. Вращающиеся над тарелками сбрасыватели снимают удобрения с тарелок и сбрасывают их на почву.

    Одноосный гидрофицированный разбрасыватель минеральных удобрений служит для внесения в почву минеральных удобрений, известковых материалов и гипса. Во время передвижения разбрасывателя удобрения, находящиеся в кузове, перемещаются продольным прутковым транспортером к разбрасывающему устройству – дискам с лопатками. С его помощью удобрения разбрасываются равномерным слоем по поверхности поля.

    Заправщик-жижеразбрасыватель вакуумный предназначен для откачки жидких органических удобрений из сборников и хранилищ, вывоза их в поле и равномерного распределения по поверхности почвы. Его можно использовать для транспортировки ядохимикатов, полива деревьев, заправки  опрыскивателей.

2. Припосевное внесение минеральных удобрений осуществляется с помощью туковысевающих аппаратов, устанавливаемых на зерновых, зернотравяных, кукурузных  сеялках и картофелесажалках.

3. Для подкормки растений при их междурядной обработке используют туковысевающие аппараты, на устанавливаемые на культиваторах – растениепитателях. Во время работы культиватора- растениепитателя минеральные удобрения выводится из бункера высевающим диском в трудопроводы и далее в борозды, образованные подкормочными ножами.  

                           3.Лабораторно-практическая работа «Ознакомление с общим устройством ПРТ-16».

    

                       З.Ч. Итог занятия. Ответы на вопросы. Оценка работ учащихся.

Д/З с. 182-184, с. 110-113 

.

ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТ В КРЕСТЬЯНСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

ЗАНЯТИЕ № 31

                        ТЕМА: Понятие о сорте. ПТБ.

                      ЦЕЛЬ: Ознакомление учащихся с понятием «сорт», целью селекции, назначением

                                 фенологических наблюдений. Закрепление знаний правил техники безопасности

                                 при выполнении с/х работ.

                      УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Понятие о сорте. 2. Приемы безопасной работы на УОУ.  

                                 3. Пр.р. «Подготовка парников к посеву».

                      ОБОРУДОВАНИЕ: Инструкции по ТБ, с/х инвентарь.

                      МЕТОД: Беседа; рассказ; инструктаж; практическая работа.

                      МЕСТО: Учебный кабинет, УОУ.

                      ВРЕМЯ: 2*40.

                      М.С. Т –5, природоведение.

                      Р.К. Выращивание овощных культур в ООО «Заветное».

Ход занятия.

                      В.Ч. Организационный момент.

                              Повторение:

  • Овощные культуры.
  • Способы их выращивания.
  • Способы посадки.

                     

                      О.Ч. 1. Понятие о сорте.

  Одно из значений слова «сорт» - качество.

  Селекция – наука, занимающаяся выведением сортов культурных растений.

  Сорта обладают различными признаками, отвечающими потребностям человека: зимостойкость, устойчивость к болезням, высокая продуктивность, повышенное содержание ценных питательных веществ и др.

  Фазы развития – внешние изменения, происходящие в растении от прорастания семян до образования новых плодов и семян.

   Фенологические наблюдения – наблюдения, проводимые с целью изучения изменений растений во время их роста и развития, обусловленных сменой времен года и погодными условиями.

   У двухлетних корнеплодных растений отмечают следующие фазы развития: всходы, первый настоящий лист, начало образования корнеплода, техническая зрелость (когда корнеплоды идут на переработку или закладываются на зимнее хранение), начало вегетации, начало роста стебля, образование боковых побегов, образование соцветий, созревание семян.

                           2. Приемы безопасной работы на УОУ (согласно инструкции по ТБ № 28).

                           3. Практическая работа «Подготовка парников к посеву».

                      З.Ч. Итог занятия. Ответы на вопросы. Оценка работы учащихся.

Д.З. С. 78 – 79.

ЗАНЯТИЕ № 32

                        ТЕМА: Понятие о рассаде.

                      ЦЕЛЬ: Ознакомление учащихся с правилами выращивания экологически чистых

                                  растений. Формирование умения посева семян в рассадные ящики.

                      УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Понятие о рассаде. 2. Сооружения защищенного грунта.  

                                 3. Пр.р. «Посев семян в рассадные ящики».

                      ОБОРУДОВАНИЕ: Таблицы, учебное пособие «С/х труд», с/х инвентарь.

                      МЕТОД: Беседа; рассказ; практическая работа.

                      МЕСТО: Учебный кабинет, теплицы.

                      ВРЕМЯ: 2*40.

                      М.С. Природоведение, биология, математика.

                      Р.К. Сроки посева в нашей местности.

Ход занятия.

                      В.Ч. Организационный момент.

                              Повторение:

  • Что такое сорт? Селекция?
  • Что изучает наука фенология?
  • Фазы развития растений.

                     

                      О.Ч. 1. Понятие о рассаде.

   Рассада – посадочный материал, выращенный из семян для пересадки на постоянное место в поле, огород, в теплицу, цветник и т.п.

    Необходимость выращивания рассады определяют, сравнивая, сколько теплых дней необходимо растению для роста и развития и сколько их бывает в том районе, где выращивается культура. Например, чтобы получить урожай томатов, для растений нужно примерно 100 – 140 дней со среднесуточной температурой не ниже 15˚С. В тех районах, где теплых дней меньше нормы, на помощь приходит рассадный способ.

    Выращивая растения рассадным способом в защищенном грунте, можно раньше получить урожай или ускорить цветение декоративных растений.

                           2. Сооружения защищенного грунта.

    Теплицы-сооружения защищенного грунта, в которых можно получать овощи или декоративные растения в любое время года.

    Парники – в основном для выращивания рассады. В отличие от теплиц, в парниках подрамное пространство невелико и за растениями ухаживают снаружи, поднимая раму. По способу обогрева бывают на биологическом, солнечном, техническом (водяном, электрическом) обогреве.

    Рассадники – различные сооружения для выращивания рассады. Имеют деревянную обвязку, но без рам. Бывают теплые – на биотопливе, и холодные – без утепления.

    Паровые гряды –  предварительно выкопанные канавы шириной 90см и глубиной 30 – 35см  ранней весной заполняют начавшим разогреваться навозом, сверху почвой.

    Виды почвы для парников и теплиц:

- перегнойная почва (смесь перегноя с почвой);

- дерновая почва (перепревшая дернина, взятая с суходольного луга);

- торфяная почва (получают при перегнивании свежего торфа в кучах).

                           3. Практическая работа «Посев семян в рассадные ящики».

                      З.Ч. Итог занятия. Ответы на вопросы. Оценка работы учащихся.

Д.З. С. 79 - 84.

ЗАНЯТИЕ № 33

                        ТЕМА: Пикировка и уход за рассадой.

                      ЦЕЛЬ: Формирование у учащихся знаний о пикировке и умений выполнять пикировку

                                  рассады, ухаживать за ней.

                      УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Пикировка рассады. 2. Пр.р. «Пикировка и уход за

                                  рассадой».

                      ОБОРУДОВАНИЕ: Таблицы, с/х инвентарь.

                      МЕТОД: Беседа; рассказ; практическая работа.

                      МЕСТО: Учебный кабинет, теплицы.

                      ВРЕМЯ: 2*40.

                      М.С. Природоведение, биология, математика.

                     

Ход занятия.

                      В.Ч. Организационный момент.

                              Повторение:

  • Что такое рассада?
  • Назначение рассады?
  • Виды сооружений закрытого грунта? Их различие?

                     

                      О.Ч. 1. Пикировка и уход за рассадой.

    Пикировка – пересадка рассады в ящики, питательные кубики, грунт теплиц для того, чтобы растения получили большую площадь питания. Первую пересадку проводят тогда, когда у растений хорошо разовьются семядольные листья или начнет образовываться первый настоящий лист.

    Когда рассада приживется (примерно через 10 дней после пикировки и за 4 – 5 дней до высаживания в открытый грунт), ее подкармливают.

    Чтобы рассада была хорошо подготовленной к пересадке на постоянное место, ее закаливают. Закалку можно начинать с появлением всходов, когда воздух прогревается до 10 - 15˚С. В парниках приоткрывают рамы, а распикированную рассаду в ящиках или питательных кубиках днем выносят на воздух, а в прохладные ночи укрывают. За 3 – 4 дня до посадки на постоянное место рассаду не укрывают и сокращают полив.

                           2. Практическая работа «Пикировка и уход за рассадой».

                      З.Ч. Итог занятия. Ответы на вопросы. Оценка работы учащихся.

Д.З. С. 84 - 86.

ЗАНЯТИЕ № 34

                        ТЕМА: Агротехника овощных культур.

                      ЦЕЛЬ: Формирование у учащихся знаний и умений по применению эффективных

                                   агротехнических методов выращивания овощных культур.

                      УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Высадка рассады в грунт. 2. Высадка семенников в грунт.

                                   3. Защита культурных растений от сорняков и болезней. 4. Пр.р. «Высадка

                                   рассады в грунт».

                      ОБОРУДОВАНИЕ: Таблицы, учебные пособия,  с/х инвентарь, посадочный материал.

                      МЕТОД: Беседа; рассказ; практическая работа.

                      МЕСТО: Учебный кабинет, теплица, ПОУ.

                      ВРЕМЯ: 2*40.

                      М.С. Природоведение, биология, математика.

                     

Ход занятия.

                      В.Ч. Организационный момент.

                              Повторение:

  • Что такое рассада?
  • Что такое пикировка?
  • Подготовка рассады к высадке на постоянное место.

                     

                      О.Ч. 1. Высадка рассады в грунт.

    При наступлении теплых дней рассаду высаживают в грунт на постоянное место. Рассаду необходимо высаживать во влажную почву. Это даст возможность молодым растениям быстро восстановить нарушенную корневую систему. Высаживают рассаду во второй половине дня или в пасмурные дни.

    Уход за высаженной рассадой заключается в систематических поливах, подкормках, рыхлении междурядий и защите растений от сорняков, вредителей и болезней.

                           2. Высадка семенников в грунт.

    Перед посадкой семенников в грунт их необходимо заблаговременно вынуть из хранилища и сложить в ящики или корзины. В день посадки отбирают здоровые корнеплоды, которые по форме и размеру соответствуют размножаемому сорту.

    Вывезенные в поле или на делянки УОУ корнеплоды высаживают в тот же день. Увядание корнеплодов ухудшают их приживаемость и увеличивают количество растений, не дающих цветоносных побегов.

                           3. Защита культурных растений от сорняков и вредителей.

    Меры борьбы с сорняками:

- агротехнические (предупредительные – очистка семян, сроки и способы посева, своевременная уборка, обкашивание обочин дорог; истребительные – направленные на очищение полей от сорняков);

- химические (гербициды).

    Методы борьбы с вредителями:

- агротехнические;

- биологические;

- химические.

                           4. Практическая работа «Высадка рассады в грунт».

                      З.Ч. Итог занятия. Ответы на вопросы. Оценка работы учащихся.

Д.З. С. 87 – 93.

ЗАНЯТИЕ №  35

                        ТЕМА: Обобщение знаний по курсу Технологии 6 класса.

                      ЦЕЛЬ: Обобщение, закрепление знаний учащихся по курсу Технологии 6 класса. Развитие у школьников стремления к овладению знаниями, творческой активности. Закреплять умения и навыки по уходу за растениями.

                      УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Обобщение знаний по курсу Технологии 6 класса. 2. Пр.р. «Уход за рассадой».

                     ОБОРУДОВАНИЕ: Учебные пособия, таблицы, с/х инвентарь.

                      МЕТОД: Беседа; практическая работа.

                      МЕСТО: Учебный кабинет.

                      Время: 2*40.

                      М.С. Природоведение.

                                           

Ход занятия.

                       В.Ч. Орг. момент.

                               Повторение: Требования к выполнению работы по уходу за рассадой.

                      О.Ч. 1. Обобщение знаний по курсу Технологии 6 класса.

                               2. Практическая работа «Уход за рассадой».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поурочные планы по технологии (девочки) 6 класс

Планы составлены по программе СимоненкоВ.Д....

Поурочные планы по технологии (девочки) 8 класс

Планы составлены по программе В.Д.Симоненко...

Поурочные планы по Технологии, 7 класс, для мальчиков

Поурочные планы соответствуют рабочей программе, составленной на основе программы технологического образования школьников, утвержденной Федеральным экспертным советом Министерства образования  РФ...

Поурочные планы по Технологии, 8 класс, для мальчиков

Поурочные планы соответствуют рабочей программе, составленной на основе программы технологического образования школьников, утвержденной Федеральным экспертным советом Министерства образования  РФ...

Поурочные планы по Технологии, 9 класс, для мальчиков

Поурочные планы соответствуют рабочей программе, составленной на основе программы технологического образования школьников, утвержденной Федеральным экспертным советом Министерства образования  РФ...

Поурочные планы по Технологии, 10 класс, для мальчиков

Поурочные планы соответствуют рабочей программе, составленной на основе программы технологического образования школьников, утвержденной Федеральным экспертным советом Министерства образования  РФ...

Поурочные планы по Технологии, 11 класс, для мальчиков

Поурочные планы соответствуют рабочей программе, составленной на основе программы технологического образования школьников, утвержденной Федеральным экспертным советом Министерства образования  РФ...