Идея развития познавательного интереса.
статья по географии по теме

Стекленёва Светлана Юрьевна

Неизвестность - мотивировка учебного процесса. Познавательный процесс ведёт к развитию способностей. У кого больше интереса, у того быстрее развиваются способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon steklenyova.igrovye..doc665 КБ

Предварительный просмотр:

Заявка на участие в конференции

Параметры, обязательные для заполнения

Автор №1

Фамилия, имя, отчество

Стекленёва Светлана Юрьевна

E-mail каждого автора

steklenewa@yandex.ru

Контактный телефон (желательно, сот.)

8(84573)2-2402

89271094917

Почтовый адрес на который высылать сборник (обязательно с указанием индекса и Ф.И.О. получателя)

413900, Саратовская область, Духовницкий район, р.п. Духовницкое, ул. Пугачёвская, дом 2 «Д», Стекленёвой Светлане Юрьевне

Необходимое количество экземпляров сборника

1

Полное наименование учреждения

МОУ «СОШ р.п. Духовницкое, Духовницкого района, Саратовской области»

Факультет (для сотрудников вузов)

Кафедра (для сотрудников вузов)

Учёная степень

Учёное звание

Должность

Учитель географии и биологии высшей категории

Название статьи

Игровые технологии на уроках географии как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Количество страниц в статье

4

Сумма и дата оплаты (не забудьте к сумме статьи прибавить 100р. для пересылки сборника)

400р за статью + 100р за пересылку = 500р.

27.09. 2011.

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.

© С.Ю. Стекленёва

МОУ «СОШ р.п. Духовницкое Саратовской области»

р.п. Духовницкое, Саратовская область

Игровая деятельность присуща практически абсолютно всем людям, независимо от возраста. В ходе игры педагог имеет возможность в увлекательной форме предложить детям тот материал, который в традиционной форме усваивается очень слабо и без интереса, выработать у детей умение сосредотачиваться, самостоятельно мыслить, развивать внимание и стремление к знаниям. Если в среднем звене преобладают такие игры, как игры – путешествия, игры – сказки, то в старших классах на лидирующие позиции выходят ролевые игры, связанные с видами деятельности, разнообразными общественными сферами, подготавливающие учащихся к будущей самостоятельной жизни.

Окружающий нас мир с каждым днём становится всё более непредсказуемым, динамичным, требующим от человека поисковой активности. Желание новых впечатлений, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать – важнейшие черты поведения детей.

Как повысить интерес учащихся к изучению школьных дисциплин? Этот вопрос волнует многих учителей.

Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более новым и глубоким знаниям. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. Познавательный интерес – это один из важнейших мотивов обучения школьников. И задача педагога, в развитии познавательного интереса у учащихся, состоит не в том, чтобы быть экскурсоводом в путешествии знаний, а в том, чтобы быть консультантом, помощником.

Любая деятельность протекает более эффективно и даёт качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. С мотивацией деятельности теснейшим образом связано её стимулирование. Стимулировать – значит побуждать, давать толчок, импульс к мысли, чувству и действию.

В школе я активно применяю различные методы стимулирования, среди которых наиболее распространёнными являются: соревнование, познавательная игра, учебная дискуссия, поощрение. Согласитесь, что детям в высшей степени свойственно стремление к здоровому соперничеству, первенству, самоутверждению. Действительно, переживая чувство удовлетворения, школьник испытывает подъём бодрости и энергии, уверенность в собственных силах и дальнейшем движении вперёд.

На мой взгляд, если информация, полученная на уроке, заинтересовала учащихся, то у школьников возникает желание изучать географию и после звонка с урока. Хорошо организованные и интересно проведённые уроки помогают обобщить знания детей, проявить их инициативу и самостоятельность, способствуют развитию индивидуальных качеств, раскрытию талантов. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Совместная творческая работа сближает учащихся и учителей, способствует формированию настоящего коллектива единомышленников.

Главный стимул учиться – неизвестность. Смысл учебного процесса – не передача суммы знаний, а сама личность школьника. Неизвестность манит. Неизвестность – это мотивировка движения. Школьники не получают готового знания, они сами, ошибаясь, упираясь в тупик, блуждая, идут к нему. Момент напряжения, сбора сведений, поиска ответов может продолжаться очень долго. Но рано или поздно, к решительным и настойчивым приходит удача.

В настоящее время для практики обучения географии характерно сочетание традиционных и новых педагогических технологий. Я думаю, что в настоящее время, игровые методики приобрели большую популярность и отличаются разнообразием. Игра может рассматриваться с разных позиций:

- как форма активного обучения (нестандартный урок);

- как форма организации учебной деятельности;

- как новая технология обучения.

Игровые технологии помогут учителям формировать у учащихся интерес к предмету, расширить их кругозор, вселить уверенность в свои силы, и возможно, преуспеть в играх, что в свою очередь может привести к успехам в учёбе и жизни.

Новые возможности проведения игр оказывают компьютеры. В них можно заложить не только разнообразную информацию в виде текста, картосхем, статистического материала, но и наглядно моделировать изучаемые процессы и явления, обрабатывать информацию, подводить итоги. Это значительно облегчает работу учителя по подготовке игры, и оценке её результатов, сделает деятельность учащихся более содержательной и приблизит её к реальной жизни.

Практика работы в школе № 90 города Самары и МОУ «СОШ р.п. Духовницкое Саратовской области» убеждает в том, что даже небольшие изменения в организации учебной деятельности – создание проблемной ситуации, введение игровых моментов благотворно влияют на учеников.

Без интереса к предмету, без умения добывать новые знания школьники быстро могут потерять мотивацию в образовательном процессе, снизится их внимательность, а как следствие и успеваемость. На мой взгляд, в таких условиях важной задачей становится привитие школьникам интереса к изучаемому предмету. Одним из методов достижения данной цели является применение на уроках игровых технологий.

Например, каждый урок я провожу с географической разминки – «Дата - Событие». Ученики пришли на урок. Записывая дату на доске, школьники  вспоминают различные события данного времени, но  которые происходили в разные годы. Практикую и умения показывать  по географической карте страны или  природные ландшафты, где произошли данные события. К следующему уроку, ученики самостоятельно готовятся к выступлению, так как дата урока им уже известна из  школьного расписания.

 На уроках географии использую различные источники информации: учебники, атласы, глобус, справочники. Источником информации является и компьютер. Открываются новые возможности: создание презентаций, слайд – шоу, игры, интерактивное моделирование физических объектов, электронные карты, тестовый контроль.

Считаю рациональным выводить на экран планы характеристик, описаний, планы практических работ, таблицы, справочные материалы.

На уроках – практикумах учащиеся совершенствуют свои умения составлять карты, заполнять таблицы, работать со статистическими материалами. Большое внимание уделяю тому, какой вклад вносят учащиеся в создание презентаций. Поэтому стараюсь превратить эту работу в творческий процесс с элементами проектной деятельности. В этом случае, на мой взгляд, у учащихся возникает интерес к поиску необходимой информации в различных источниках.

На уроках для развития познавательной деятельности учащихся использую карты - мозаики. Карты – мозаики представляют собой географические как тематические, так и контурные карты, выполненные на картонной основе. Главная цель работы с такими картами – заинтересовать учащихся, повысить мотивацию деятельности, вызвать желание работать с картой.

Использование карт – мозаик позволяет отработать знание географической номенклатуры, при этом можно использовать самые разнообразные формы самостоятельной деятельности: индивидуальные, парные, групповые. По моему мнению, преимуществ у данной формы работы несколько. Прежде всего, возрастает интерес к предмету, учащиеся во много раз быстрее усваивают правильно номенклатуру, возникает элемент соревнования в знании географической карты. Вот такая самостоятельная деятельность школьников может перейти на качественно иной, творческий уровень. От сбора готовых карт постепенно ученики переходят к самостоятельному составлению карт – мозаик. При оценке работ учащихся учитываю сложность выполняемого задания, степень самостоятельности и оформления.

В школе ученик проводит значительную часть своей жизни. На уроке в большей степени осуществляется его познание: создаётся фундамент образования, происходит воспитание, общение, развивается его творческая индивидуальность, формируется личность. Таким образом, истоки становления человека начинаются с урока в школе. И поэтому к уроку необходимо подходить не как к застывшей форме организации обучения, а как к источнику развития детей, раскрытию их способностей и возможностей в обучении.

Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но и практически невозможна. Вот поэтому в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.

Литература

  1. Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотворчества. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000 – 144 с.
  2. Галеева Н.Л., Мельничук Н.Л. Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках географии: Методическое пособие для учителя по освоению и использованию педагогической технологии «ИСУД» - дидактического ресурса личностно-ориентированного образовательного процесса. – 2-е изд. – М.: «5 за знания», 2007. – 128 с.
  3. Подунов Л.С. Слагаемые мастерства педагога. М.: ДОСААФ, 1990. – 96 с.
  4. Сиротин В.И. Сборник заданий и упражнений по географии. 6 – 10 кл. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006. – 265 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса школьников как способ формирования творческой личности Нежинская Марина Викторовна учитель русского языка и литературы Всегда остается актуальным вопрос о формировании приемов познавательной деятельности у школьников.

Развитие познавательного интереса школьников как способ формирования творческой личностиНежинская Марина Викторовнаучитель русского языка и литературыВсегда остается актуальным вопрос о формиров...

«Развитие познавательных интересов детей, через познавательно-исследовательскую деятельность»

«Развитие познавательных интересов детей, через познавательно-исследовательскую деятельность»...

Познавательные игры как средство развития познавательного интереса к биологии.

 Для поддержания и укрепления интереса учеников к урокам особое значение имеет организация учебной деятельности учащихся так, чтобы она была разнообразной по формам и видам учебной работы ...

«Развитие познавательного интереса к математике, как одно из условий формирования познавательных действий»

Применение приемов и методов, обеспечивающих высокую активность в учебном познании, является средством развития познавательных действий обучаемых....