Урок по теме "Черная металлургия" 9 класс
план-конспект урока по географии (9 класс) по теме

Конспект урока в 9 классе по теме Черная металлургия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chernaya_metallurgiya.docx22.44 КБ

Предварительный просмотр:

Урок. География  черной металлургии.               учитель: Трубенкова О.А.

Цели: Изучить структуру и значение металлургии. Познакомить с особенностями черной металлургии и проблемами металлургии. Дать определение понятию «металлургическая база». Дать характеристику металлургических баз.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично- поисковый

Тип урока:  комбинированный

Оборудование: ТСО компьютер, проектор; мультимедийный  диск 1С «География России: Хозяйство и регионы»; карты атласа; коллекция полезных ископаемых

Ход  урока:

1. Организационный  момент

2. Проверка домашнего задания : тест по теме «ТЭК»

3. Изучение нового материала:

План.

  1. Значение отрасли в народном хозяйстве
  2. Состав, структура отрасли (типы предприятий, технологические особенности)
  3. Особенности металлургии (концентрация производства, комбинирование, материалоемкость)
  4. Факторы и принципы размещение предприятий
  5. Металлургические базы России и крупнейшие предприятия, их связи по сырью и топливу
  6. Проблемы и перспективы развития отрасли

- Металлургический комплекс –  производит металл, который используется для изготовления машин, станков,  оборудования для многих заводов и т.д. Основной потребитель металла – машиностроение.

Черными металлами называют металлы, основу которых составляет железо. Для производства черных металлов необходимы железные руды, хром, марганец, кокс и другие компоненты.

Отечественная металлургия обеспечена собственной железной рудой на 100 лет. Но 90℅ добываемой руды – бедная, т.е. в ней содержится мало железа. А марганец и хром Россия почти целиком завозит: марганец с Украины и Грузии, а хром из Казахстана.

Работа с картой

Месторождения железной руды:

  1. Крупнейшее не только в России, но и в мире месторождение – КМА. При  этом руды КМА отличаются наиболее высоким содержанием металла в руде (46℅- 76℅). Кроме того они добываются открытым способом.
  2. На Урале железную руду добывают в общей сложности около 200 лет. Запасы истощились. На месте знаменитой 614-метровой горы Магнитной уже образовался карьер. Наибольшие запасы сосредоточены в Качканаре. Руды осталось на 10-20 лет.
  3. Восточная Сибирь по запасам руд уступает и Центральной России и Уралу (Коршуновское).
  4. Европейский Север по запасам руды занимает 4 место. Главные месторождения – Оленегорск, Ковдор, Костомукша.

Среднее содержание металла в руде  -36℅.

Технологическая цепочка производства черной металлургии выглядит следующим образом:

                                                                             Домна

        Лом

   Добыча железной руды          обогащение руды            плавка чугуна             плавка стали        

+ кокс, марганец               (извлечение пустой породы)

       

производство проката ( в прокатном цехе - листы, рельсы, уголки, трубы)

Чугун – сплав железа с углеродом от 2-6℅, прочный, но хрупкий материал.

Сталь – сплав железа с углеродом до 2℅.

Работа с картой атласа и диском.    

- Какие типы предприятий черной металлургии существуют?

Металлургический комбинат полного цикла

Передельная металлургия

Бездоменная металлургия

Доменная

Все стадии процесса.

Это  огромные предприятия как по занимаемым площадям (несколько км²), так и по числу работающих.

Учебник страница 388

Сталь выплавляется из металлолома

Москва («Серп и Молот»)

Производство железа методом прямого восстановления в электропечах.

Руда – сталь (Старый Оскол)

Первое в России предприятие этого типа было построено у подмосковного полустанка Затишье в 1917 году, ныне город Электросталь.

Получение чугуна

-Где же строят металлургические заводы?        (диск)

  • Металлургические заводы полного цикла размещают у сырья или у топлива или на потоках руды и топлива
  • Передельные заводы ориентируются на металлолом, потому размещаются в крупных городах, ориентируются на потребителя.
  • Металлургический завод – то еще и водоемкое предприятие, потому строится у реки, озера или пруда.
  • Металлургия – грязная отрасль, потому нельзя строить несколько металлургических заводов в одном городе.
  • Металлургический завод не может работать без железной дороги, т.к. поток сырья и топлива очень огромны.

Вопросы: 

  1. Чем объяснить размещение в Липецке крупного центра черной металлургии? (крупные запасы руды)
  2. Какие факторы размещения металлургического производства были учтены при строительстве Череповецкого комбината «Северсталь»? (на равном расстояние от сырья и потребителя)

- Скопление металлургических заводов, использующих общую рудную или топливную базу, и производящие основной металл страны называют металлургической базой.

В России 3 основные базы (диск, атлас) + 1 формирующаяся:

  1. Уральская
  2. Центральная
  3. Сибирская
  4. Дальневосточная

Задание по рядам: пользуясь текстом учебника и атласа  дать характеристику металлургических баз России по плану:

1. ГП базы

2. Величина запасов

3. Качество сырья

4.Крупные месторождения железной руды

5. Топливо (уголь)

6. Крупные заводы базы

7. Проблемы базы

Проблемы: По оценке специалистов в России накопилось сотни миллионов тонн металлолома. Такого количества нет ни в одной стране мира. Переплавка лома дает очень большой эффект. За счет использования 1т металлолома  в 7 раз сокращаются выбросы вредных веществ  в  атмосферу, в 4 раза загрязнение вод, количество отходов  уменьшается в 16 раз.

Перспективы:  Развитие бездоменного производства.

Вывод.

Домашнее задание: §25-27, таблица


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Конспект урока математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств». Презентация к уроку математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств».

Материал данного урока предназначен для  повторения  решения линейных неравенств; формирования  понятия «системы рациональных неравенств», «решение рациональных неравенств»;   форм...

мастер-класс применения ИКТ на уроках физики "Урок по физике 7 класс Тема урока: «Исследование силы Архимеда».

Цели урока:Образовательные:повторить  и обобщить изученный материал по теме: «Архимедова сила.  Плавание тел»;продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщат...

план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,

Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....