О новых технологиях в обучении
статья (география, 5,6,7,8,9,10,11 класс) по теме

 Программа "Школа-2000..." - дидактическая система по обучению и развитию, способствующая более быстрому усвоению учебного материала, создающая условия для высокого уровня знаний у учащихся, которые лучше адаптируются к исследовательской деятельности, и у них более выражен познавательный интерес.<?xml:namespace prefix = o /??>

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_obuchaem.docx18.44 КБ

Предварительный просмотр:

Мы обучаем, развиваем, ищем.

(Из опыта работы по дидактической системе «ШКОЛА 2000…»).

Митина Е.П., учитель географии, МОУ СОШ №17 г. Подольск МО

    России нужны думающие люди, умеющие самостоятельно мыслить, автономно из лабиринтных ситуаций находить выход. Чтобы обрести такой потенциал, такую интеллектуальную элиту, мало следовать лучшим традициям отечественного образования, нужно искать новые подходы к обучению, к подготовке таких кадров. 

    На мой взгляд, программу «Школа 2000…», можно отнести  именно к таким новым подходам в обучении учащихся. Ведь, обучение в школе по технологии деятельностного метода носит более естественный характер для ребенка, так как предполагает опору на его собственные активные действия.

    Дидактическая система «Школа 2000…» позволяет учителю на уроках математики, а также по другим учебным предметам, системно включать учащихся в учебную деятельность, где протекают процессы мотивации, построения и коррекции способов действий, реализации нормы и рефлексии, самоконтроля и самооценки, коммуникативного взаимодействия и др. Все эти способности составляют очень важное умение – «умение учиться».

Более того, в системе на основе деятельностного подхода осуществлён синтез новых идей и одновременно учтено всё лучшее, что было накоплено в традиционной школе. В основу этого комплекта положены такие педагогические принципы, как:

а). личностно-ориентированное обучение (адаптация, развитие, психологический комфорт);

б). деятельностно - ориентированное обучение;

г). культурно – ориентированное обучение.

     Десятилетний опыт сотрудничества нашей школы  с ассоциацией «Школа 2000…»  (или «Центр системно-деятельностной педагогики») и полученные результаты психолого-педагогических исследований показывают, что методика образования по данной программе «Школа 2000…» подходит для всех детей!

 Более того, программы и комплекты учебников «Школа 2000…» органично вписались в работу нашей школы. Ведь, по программе Петерсон могут обучаться и «слабенькие» дети и одаренные, т.к. в основе  реализации программы обучения лежит принцип минимакса. Достаточно взять в руки любые учебники Петерсон Л.Г. (Петерсон 1 класс, Петерсон 2 класс, Петерсон 3 класс, Петерсон 4 класс, Петерсон 5 класс и т.д.), и можно  увидеть, насколько логичен и последователен подход к обучению детей на любой стадии.

  Работая по экспериментальной программе, мы понимали, что положительный результат далеко, не всегда гарантирован. И дело не только в том, что некоторые предположения оказываются ошибочными. Часто задуманное просто не удаётся осуществить из-за неблагоприятных условий: кадровых, материальных, ситуативных, морально – психологических и других. Но нельзя забывать, что отрицательный результат любого педагогического эксперимента или его части тоже социально ценен, так как избавляет других педагогов от необходимости проходить испробованный путь, что предупреждает от повторения ошибок и экономит силы и время.

    Экспериментальная работа в нашей школе началась с курсовой подготовки учителей: сначала один учитель нашей школы, работавший в экспериментальном классе, прошла, углублённые курсы обучения на базе Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования и получила удостоверение учителя-методиста по данной программе. Следом на новые учебники начали переходить и другие учителя начальной школы. С каждым годом качество обучения в классах, работающих по комплекту учебников «Школа 2000…», увеличивалось (см табл. 1). В настоящее время более 80% учащихся школы обучены или обучаются по учебникам и программам «Школа 2000…».

Таблица 1

Качество обучения в классах, обучающихся по комплекту учебников «Школа 2000…»

Классы

            Учебный год

2008/2009

2009/2010

2010/2011

85

87

88

87

88

89

80

89

78

81

    Интересно было заметить, что наиболее заинтересованными в экспериментальных процессах и новой организации учебной деятельности оказались родители учащихся начальной школы, которые принимают активное участие в различных тестированиях, обсуждают «трудные» рабочие моменты в учебной деятельности и помогают учителю. Сами родители детей, работающие в системе «Школа 2000…», отмечают значительный «рост» своих детей.

    Как учитель географии обратила внимание, что дети, пришедшие из классов начальной школы, работающих по учебникам математики «Школа 2000…», по сравнению с учениками классов, обучающихся математики по традиционной системе, быстрее усваивают учебный материал. Более того, они обладают более высоким уровнем знаний, они лучше адаптированы к исследовательской деятельности, у них более выражен познавательный интерес: есть потребность познакомиться с материалами дополнительной литературы, справочниками, словарями, энциклопедиями. Учащиеся более самостоятельны, инициативны, активны и общительны. Именно ученики этих классов занимают призовые места в городских олимпиадах по географии, биологии, химии, физике, математике.

Если говорить о собственно географии, то заметила, что у детей экспериментальных классов быстрее формируется пространственное мышление, они быстрее своих сверстников осваивают самые трудные темы – такие как «Масштаб», «Градусная сетка на глобусе и карте», «Построение простейших глазомерных планов небольших участков местности» и т.д.

Важным является и то, что количество заболеваний и обострений болезней в экспериментальных классах не превышает исходного уровня здоровья. Более того, осуществляется преемственность между всеми ступенями обучения, начиная с дошкольных учреждений (дошкольное образовательное учреждение №8 «Теремок», №61 «Ручеёк»), начальными классами и, заканчивая средним звеном (5-6 классами). Создание условий для проявления познавательной активности личности ученика, сохранение его психического и физического здоровья – принцип программных документов системы «Школа 2000…» и одна из задач программы развития нашей школы. Как мне кажется, наши совместные усилия уже можно считать успешными. 

  Более того, радует тот факт, что на сегодняшний день существует возможность использования учебников математики Л.Г. Петерсон для начальной школы в сочетании с учебниками по другим учебным предметам в условиях реализации новых ФГОС НОО по двум вариантам:

1. Система учебников «Перспектива», где в качестве методологической основы принята дидактическая система Л.Г.Петерсон;

2.Открытая система Л.Г.Петерсон («Школа 2000…») – комплекс учебников, формируемый на основе авторской дидактической системы по выбору образовательных учреждений из завершённых предметных линий федерального перечня на 2011/2012 учебный год, независимо от их вхождения в ту или иную систему учебников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование новых технологий при обучении устной речи учащихся по иностранному языку в т.ч. технологии “Дебаты”.

Данная работа познакомит читателя с такими понятиями как социальная и стратегическая компетенция, тактика и стратегия общения, с тем, что из себя представляет монолог и диалог. Одна из новых педагогич...

«Сочетание старых традиции и новых технологий в обучении иностранным языкам»

Выступление на городском семинаре учителей иностранных языков....

Применение новых технологий при обучении иностранным языкам: Учебно-методический комплекс «British History» на английском языке с использованием интерактивных программ и мультимедийных презентаций

Применение новых технологий при обучении иностранным языкам: Учебно-методический комплекс "British History" на английском языке с использованием интерактивных программ и мультимедийных през...

Совершенствование коммуникативных навыков с использованием новых технологий в обучении английскому языку

В работе раскрывается подходы в обучении английскому языку на примерах использования различных технологий для совершенствования навыков устной речи обучающихся на уроках и внеурочное время....

Новые технологии индивидуального обучения

Выступление на семинаре "Новые технологии индивидуального обучения"...

Новые технологи в обучении краеведению в системе дополнительного образования

Какие методы и формы целесообразно применять в краеведческой работе? Как сделать краеведение интересным и нужным нынешним школьникам? Необходимо ли изменение и преобразование консервативных методов,...

Новые технологии в обучении краеведения в системе дополнительного образования / БелИРО.Материалы научно -практической конференции с международным участием. Белгород,2015

Практика изучения истории родного края (краеведение) показала, что обучающиеся с особым интересом воспринимают содержание полученной информации как старыми проверенными методами, так и новыми. Краевед...