Главные вкладки

    обобщающий урок по теме "Гидросфера" (6 класс)
    методическая разработка по географии (6 класс) по теме

    Главной целью урока является обобщение и закрепление знаний учащихся. Урок проводится в игровой форме. Игра проводится в несколько этапов: 1 этап - викторина; 2 этап - тест; 3 этап - кроссворд. Данный урок способствует развитию логического мышления у учащихся, а также формированию у них познавательного интереса.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon gidrosfera.doc92 КБ

    Предварительный просмотр:

    Обобщающий урок по теме «Гидросфера» (6 класс)

    Образовательно-воспитательные задачи:

     - обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Гидросфера»;

     - проверить знания учащихся по данной теме;

     - развивать у учащихся логическое мышление;

     - поддерживать у учащихся интерес к учебной деятельности.

    Оборудование: физическая карта мира, атлас

    Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

    Ход урока:

    1. Организационный момент.
    2. Проведение викторины.

     Целью нашего сегодняшнего урока является проверка знаний и умений. Первым этапом нашего урока будет географическая викторина. Но эта викторина необычная, так как в ней будут присутствовать вопросы разноуровневого характера. Вопросы разделены на 3 группы: легкие – на 1 балл, сложные – на 2 балла, повышенной сложности – на 3 балла. Каждая группа вопросов будет иметь свой цвет. От того, карточек какого цвета вы наберете больше, будет зависеть оценка за урок.

    Вопросы на 1 балл

    1. Что такое река? (Это постоянный поток воды, текущий в выработанном им углублении, называемом руслом)
    2. Назовите самый большой и глубокий океан и покажите его на карте. (Тихий)
    3. Место впадения реки в другую реку, озеро или море. (Устье)
    4. Назовите и покажите на карте самый большой остров Земли. (Гренландия)
    5. Что такое озеро? (Скопление воды в природном углублении)
    6. Назовите и покажите на карте самый широкий и глубокий пролив. (Пролив Дрейка)
    7. Перечислите океаны в порядке убывания их площади и покажите их на карте. (Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый)
    8. Назовите и покажите на карте самую длинную реку в мире. (Нил)
    9. Что такое остров? Назовите и покажите на карте крупнейшие острова. (Остров – это небольшой участок суши, со всех сторон окруженный водой. Гренландия, Мадагаскар, Исландия и др.)
    10. Что такое ледник? (Скопление пресного льда на суше)
    11. Что такое море? (Море – это часть океана, отличающаяся от него свойствами воды, течениями, живыми организмами)
    12. Назовите великую русскую реку и покажите ее на карте. Что означает ее название? (Волга, «светлая», «священная»)
    13. Как называется река, впадающая в главную реку? (Приток)
    14. Назовите притоки реки Волги. (Ока, Кама, Дон)
    15. Какой материк омывается четырьмя океанами? Покажите его на карте. (Евразия)

    Вопросы на 2 балла

    1. Москва является портом 5 морей. Назовите и покажите эти моря на карте.(Белое, Балтийское, Черное, Азовское, Каспийское)
    2. Как называется местность, с которой река со своими притоками собирает воду? (Бассейн) Какая река имеет самый большой бассейн? (Амазонка)
    3. В чем отличие грунтовых и межпластовых вод? (Грунтовые воды находятся на первом от поверхности водоупорном слое, а межпластовые воды – между двумя водоупорными слоями)
    4. На какие группы по происхождению делятся озера? К каким озерам относятся: а) озеро Ладожское, б) озеро Виктория? (Вулканические, тектонические, ледниковые, запрудные, старицы; а) ледниковое, б) тектоническое)
    5. Чем отличается внутреннее море от окраинного? Приведите примеры. (Внутреннее море далеко вдается в сушу и соединено с океаном проливом (Средиземное, Красное, Азовское), а окраинное находится на окраине материка (Баренцево, Берингово, Карибское)
    6. Проливов, соединяющих моря одного океана или моря различных океанов, много, но только два пролива непосредственно соединяют воды двух океанов. Назовите и покажите на карте эти проливы. (Проливы Дрейка и Магелланов у берегов Южной Америки; они соединяют Тихий и Атлантический океаны)
    7. Реки могут быть равнинные и горные. В чем выражаются различия этих рек? (а) падение и уклон реки; б) скорость течения; в) режим и питание реки; г) наличие и количество порогов и водопадов)
    8. В чем отличие водопроницаемых пород от водоупорных? (Водопроницаемые породы легко пропускают воду, а водоупорные – ее задерживают)
    9. Какие существуют типы питания рек? (Дождевое, снеговое, ледниковое, грунтовое, смешанное)
    10. На какие виды делятся ледники? В чем их отличие? (Горные и покровные. Покровные образуются в полярных областях, а горные – в горах; различия в форме ледника, в высоте снеговой границы)

    Вопросы на 3 балла

    1. Отчего зависит соленость? (От испарения, от поступления пресной воды: атмосферных осадков, рек)
    2. Чем отличается половодье от паводка? (Половодье – это ежегодно повторяющийся длительный подъем уровня воды в реке, а паводок – нерегулярный и кратковременный подъем уровня воды в реке)
    3. От каких причин зависит скорость просачивания подземных вод? (От водопроницаемости горных пород, т. е. от размеров частиц горных пород и величины пор между ними)
    4. Почему Волга разливается весной, а Амур – летом? (Потому что на реке Волге весной тает снег, что способствует повышению уровня воды в реке, а река Амур подпитывается за счет летних муссонных дождей)
    5. Почему Мурманск – незамерзающий город-порт (690 с. ш., 330 в.д.), в отличие от расположенного южнее Санкт-Петербурга (600 с. ш., 300 в. д.)? (Потому что в Баренцевом море проходит ветвь теплого Северо-Атлантического течения, которое приносит на материк тепло и влагу)
    6. Каковы причины загрязнения вод Мирового океана? (Разлив нефти при добыче, авариях на танкерах; отходы промышленных предприятий, сток с с/х полей и т. д.)
    7. В чем отличие сточного озера от бессточного? (В сточные озера реки могут впадать, а также вытекать из них; а в бессточные озера  - реки могут только впадать)
    8. Почему реки, берущие начало в горах, разливаются летом? (Потому что они питаются за счет таяния ледников, которое происходит летом)
    9. В чем отличие ледников от льда, образующегося при замерзании воды? (Ледник образуется при постоянно низкой температуре, а лед при замерзании воды образуется кратковременно, при понижении температуры)
    10. Почему озеро Танганьика называют сестрой Байкала? (Потому что оба они имеют тектоническое происхождение, так как образовались в результате раздвижения литосферных плит; они почти одинаковые по форме (совпадают очертания))

    1. Тестирование по теме «Гидросфера»

    1 вариант

    1.Водную оболочку образуют:

    1. Мировой океан и воды в ледниках;
    2. Пресные подземные и поверхностные воды;
    3. Воды Океана, суши и атмосферы.

    2.Покровное оледенение распространено:

    1. в Гренландии;
    2. в Гималаях;
    3. на Памире;
    4. в Кордильерах.

    3.Самая большая соленость в Мировом океане зафиксирована в:

    1. Персидском заливе;
    2. Аравийском море;
    3. Красном море.

    4.Подземные воды, содержащие повышенное количество растворенных веществ и газов, называют:

    1. Межпластовыми;
    2. Минеральными;
    3. Грунтовыми.

    5.Соленость воды в Океане зависит от:

    1. Испарения и поступления пресной воды;
    2. Возможности легко растворять соли;
    3. Скорости перемешивания воды.

    6.Самый высокий водопад расположен в:

    1. Африке;
    2. Южной Америке;
    3. Северной Америке.

    7.Горные ледники отсутствуют только в:

    1. Африке;
    2. Австралии;
    3. Южной Америке.

         8.В долинах равнинных рек часто образуются озера:

    1. Запрудные;
    2. Остаточные;
    3. Старицы.

    9.При движении горные ледники образуют:

    1. Айсберги;
    2. Морены;
    3. Снеговую границу.

    10.Приливные явления вызваны:

    1. Движениями земной коры;
    2. Землетрясениями и извержениями подводных вулканов;
    3. Притяжением вод Океана Луной.

    2 вариант

    1.Воды суши представлены:

    1. Морями;
    2. Поверхностными и подземными водами;
    3. Водами в ледниках.

    2.Главная причина возникновения теплых и холодных течений в Мировом океане:

    1. Приливы и отливы;
    2. Постоянные ветры Земли;
    3. Рельеф морского дна.

    3.Высота снеговой линии зависит от:

    1. Температуры теплого сезона года и количества осадков;
    2. Температуры холодного сезона года и количества осадков.

    4.Подземные воды, имеющие температуру от +200С до +1000С, называют:

    1. Минеральными;
    2. Холодными;
    3. Термальными.

    5.Вулканическое происхождение имеют острова:

    1. Мадагаскар;
    2. Гавайские;
    3. Шри-Ланка;
    4. Тасмания.

    6.Цунами – это:

    1. Волны, вызванные морскими приливами;
    2. Волны, образующиеся при землетрясениях и извержениях подводных вулканов;
    3. Ветер в крымских степях;
    4. Причудливые формы рельефа.

    7.В долинах горных рек образуются озера:

    1. Остаточные;
    2. Старицы;
    3. Запрудные.

    8.Укажите верное утверждение.

    1. Горные породы, способные пропускать воду, называются водоупорными.
    2. Уровень грунтовых вод зависит от температуры воздуха на поверхности суши.
    3. Глина и гранит являются водоупорными горными породами.

    9.Углубление, по которому воды реки текут постоянно, называется:

    1. Руслом;
    2. Речной долиной;
    3. Поймой;
    4. Дельтой.

    10.Какое море - самое большое и глубокое?

    1. Берингово;
    2. Филиппинское;
    3. Баренцево;
    4. Охотское.

    1. Чайнворд «Гидросфера»

    а

    н

    Г

    а

    р

    а

    п

    р

    о

    м

    и

    л

    л

    е

    ф

    а

    н

    Д

    и

    г

    о

    л

    ь

    ф

    с

    т

    Р

    и

    м

    э

    х

    О

    л

    о

    т

    к

    у

    р

    о

    С

    и

    о

    ш

    е

    л

    ь

    Ф

    т

    е

    ч

    Е

    н

    и

    е

    в

    о

    д

    о

    Р

    а

    з

    д

    е

    л

    ц

    у

    н

    А

    м

    и

     

    1.Единственная река, вытекающая из озера Байкал.

    2.Единица измерения солености воды океана.

    3.Залив у восточных берегов Северной Америки, в котором высота прилива достигает 16 – 18 м.

    4.Теплое океаническое течение у берегов Северной Америки.

    5.Прибор, с помощью которого можно быстро определить глубину океана.

    6.Теплое океаническое течение у берегов Японии.

    7.Материковая отмель глубиной до 200 м.

    8.Горизонтальное перемещение масс воды в океане в виде огромных потоков, движущихся по определенным постоянным путям.

    9. Граница между бассейнами рек.

    10.Волны гигантских размеров, порожденные сильными подводными землетрясениями.

    V. Подведение итогов.

    VI. Задание на дом: сообщения о составе атмосферы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект открытого урока по теме: Слово-предмет и слово-действии (обобщающий урок) в 1 классе.

    Конспект открытого урока в 1 классе.Тема: Слово-предмет и слово-действие (обобщающее занятие).Цель: Дифференциация слов-предметов и слов-действий....

    Обобщающий урок в 7 классе по теме "Класс Млекопитающие"

    Заключительный урок в теме "Класс млекопитающие", где рассматриваются прогрессивные черты организации млекопитающих, позволившие им занять все основные среды обитания. К конспекту прилагается пре...

    Урок "Синтаксис и пунктуация"(повторительно-обобщающий урок) в 5 классе

    На уроке ведется повторение и обощение материала по теме "Синтаксис и пунктуация" в 5 классе. Использование интерактивной доски, электронного приложения к учебнику Ладыженской Т.А., доступного кроссво...

    ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Обобщающий урок по теме «Класс Млекопитающие».

    Конспект урока по биологии животных 7 класс. Базовый учебник:  Константинов В.М. Бабенко В.Г. Кучменко В.С.  Биология 7 класс. – М. : Вентана-Граф. Урок построен на использовании электр...

    классы неорганических соединений (обобщающий урок в 8 классе)

    Обобщающий урок по теме: "Основные классы неорганических соединений"...

    Обобщающий урок по теме: "Класс млекопитающие", 7 класс

    Цель: повторить и обобщить знания по  теме "Класс млекопитающие". Образовательные задачи: повторить и закрепить  полученные  знания...

    Обобщающий урок по теме: "Класс млекопитающие", 7 класс

    Цель: повторить и обобщить знания по  теме "Класс млекопитающие". Образовательные задачи: повторить и закрепить  полученные  знания...