Материк - Северная Америка
методическая разработка по географии (7 класс) по теме

Тимошенко Лариса Николаевна

Урок - игра по географии в 7 классе. Материал можно использовать, как урок - обобщение по теме материк - Северная Америка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_-_igra._materik_severnaya_amerika._7_klass.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – игра

На тему: «Материк Северная Америка».

«Познания и странствия неотделимы друг от друга».

К.Паустовский

Цели урока:

  1. Обучающая: закрепить знания учащихся, полученные при изучении темы “Северная Америка”; создать образ путешествия, используя нетрадиционную форму обучения;
  2.  Развивающая: продолжить формирование умения работать с дидактическим материалом, с творческими заданиями; анализировать настенные карты и карты атласа; использовать презентацию.
  3.  Воспитательная: воспитывать чувство товарищества, дружбы, умение работать в группах; воспитать взаимоуважение и активное участие всех учеников на уроках географии.

Оборудование урока:

- физическая карта Северной Америки;

- карта путешествия;

- картины объектов Северной Америки (г. Шелихов, Ниагарский водопад, каньон реки   Колорадо, Кордильеры, Йеллоустонский национальный парк, природные зоны);

- дидактические материалы;

- контурные карты;  

- эмблемы;

- мозаика карты Северной Америки;

- шкатулка;

- атлас

Ход урока

 

I. Организационный момент. Подготовка к основному этапу урока.

Учитель:

«Ребята, многие из вас, как и я, любят путешествовать. Но, какое - же путешествие может быть в середине учебного года? И вот я вспомнила слова поэта А.Твардовского:

                                                   Есть два разряда путешествий.

                                                  Один – спускаться с места вдаль,

                                                  Другой сидеть себе на месте.

                                                 Листать обратно календарь.

      Ребята, перед  путешествием я нашла шкатулку, в которой обнаружила записку со странными словами. Помогите, пожалуйста, разобраться и объяснить значение этих слов:

  Лоцман - человек,  который  проводит  корабли  в  опасных  и  трудных местах.

     Люк - отверстие в палубе.

     Миля - морская мера длины, равная 1852 метрам.  Часто  нас,  моряков,

упрекают за то, что  мы  никак  не  перейдем  на  километры,  а  мы  и  не

собираемся, и вот почему: часть меридиана от экватора до полюса  разделена

на 90 градусов  и  каждый  градус  на  60  минут.  Величина  одной  минуты

меридиана как раз и составляет милю.

     Трос  -  снасть,  всякий  канат,  веревка,  веревочка.  Если  веревка

привязана хотя бы одним концом к чему-нибудь на судне, она уже  становится

частью такелажа.

     Трюм - корабельное брюхо, помещение для груза на корабле.

     Флюгер - легкий флажок на мачте для определения направления ветра.

     Якорь - На этом слове удивительным образом замыкается круг  морского

словаря, ибо якорь на голландском языке называется, произносится и пишется

точно так же, как и бочонок для вина - анкер, с  которого  начинался  этот

словарик.

      Фут - мера длины, около 30 сантиметров.

     Штормтрап - веревочная лестница. По ней  и  в  тихую  погоду  нелегко

взбираться, а в шторм и подавно. Особенно в зрелом возрасте!

       Ну, что ж, думаю, что вы догадались, что наше путешествие будет морским.

       Взяла я старый календарь и на одной из страниц увидела карту неопубликованного плавания капитана Врунгеля. В комментарии к карте говорилось, что капитан Врунгель спрятал клад. Вы только что изучили Северную Америку, у вас есть много отважных и любознательных ребят и поэтому я приглашаю вас на поиски клада капитана Врунгеля. Согласны? Путешествие сказочное, капитаном буду я, а вы юнгами. На палубе нашего корабля 2 каюты, располагайтесь по удобнее.

Правила игры:

   В каждой команде есть старший юнга, который следит за выполнением заданий, сообщает об их выполнении.

   Успешно справившаяся с заданием команда награждается «орденом Врунгеля».

   Не выполнившая задание команда получает «спасательный круг».

Награждение проводится после каждого задания.

Представление команд.

   А теперь юные искатели приключений, в путь!

II. Обобщение, систематизация знаний.

                                     Северная Америка - волшебный материк,

                                     Как много интересного он в себе таит:

                                     На востоке – равнины, на западе – горы,

                                     Есть там реки, моря и озёра.

                                     

                                     И как это здорово и правильно,

                                     Что среди множества наук

                                     Мы изучаем географию,

                                     Чтоб стал понятен мир вокруг.

     И пока я вам читала это стихотворение, наш корабль отчалил от острова, а как он называется вам нужно узнать:

                                  « На Аляску я летал,
                                    Побывал в Исландии,
                                    И, в конце концов, попал
                                    В снежную…(
Гренландию).

    Учитель: Что вы знаете об этом острове?

    Ответ учащегося: «Гренландия (по датски «гренланд» - зелёная страна) открыта в X веке. В Исландию приплыл изгнанный из Норвегии Эрик по прозвищу Рыжий. Но в Исландии неуживчивый викинг поссорился с колонистами, и его опять прогнали. Собрав ватагу храбрецов, Эрик отправился искать новые земли. После опасного и утомительного плавания беглецы увидели сверкающую на солнце неизведанную землю. В синем море плавали причудливые ледяные горы. В воздухе стоял птичий гомон. Эрик назвал открытую землю Зелёной страной (отсюда произошло название Гренландия)».

   

    Мы плывём по сильному течению. Корабль начинает качать из стороны в сторону, и … карта нашего плавания падает со стола. От падения все названия перепутались. Как же мы продолжим путь? Юнги, выручайте.

Задание:

  1. «Картографы». Собрать карту Северной Америки. (Используем мозаику Северной Америки).

  1.  Назовите первого путешественника, открывшего Северную Америку:

а) Христофор Колумб;

б) Джон Кабот;

в) Америго Веспуччи;

г) Гудзон;

д) Маккензи;

е) Витус Беринг;

ж) Алексей Чириков;

з) Г.И.Шелихов;

и) Норманы.

      

  1. Найдите соответствия между названиями географических объектов береговой линии материка (нанесите на контурную карту):

  1. Крайний северный мыс;
  2. Крупный залив на юге материка;
  3. Пролив, отделяющий от Евразии;
  4. Крайний восточный мыс;
  5. Море на юго-востоке;
  6. Крайний южный мыс;
  7. Острова Карибского моря;
  8. Вытянутый полуостров на юго-западе;
  9. Архипелаг на севере;
  10. Море у берегов Гренландии;
  11. Крайний западный мыс.

а) Калифорния;

б) Сент-Чарльз;

в) Баффина;

г) Барроу;

д) Канадский Арктический;

е) Берингов;

ж) Мексиканский;

з) Большие Алеутские;

и) Саргассово;

к) Марьято;

л) Принца Уэльского.

  1. Установите соответствие между названиями островов и полуостровов (показать на карте), - работа с карточками:
  1. Острова;
  2. Полуострова.

а) Аляска;

б) Ванкувер;

в) Лабрадор;

г) Юкатан;

д)Ньюфаундленд;

е) Флорида;

ж) Куба;

з) Калифорния;

и) Виктория;

к) Баффинова   Земля;

л) Гренландия.

 

      Поиск клада продолжается, и вот мы уже вошли в Гудзонов залив. Мы попали на выставку картин, которые можно купить. Приобрести сможете любую, если узнаете объект Северной Америки, который изображён на картине и расскажете о нём (картины «В Кордильерах», «Ниагарский водопад», «Каньон реки Колорадо», «Йеллоустонский национальный парк»).

Задание:

  1. Рассказ по картине.
  2. Художникам – нарисовать портрет пирата.

   Мы продолжаем путешествие, и нам предстоит обогнуть полуостров Флорида. Чтобы правильно сманеврировать, я должна быть уверена в ваших знаниях и умениях. Предлагаю вам пройти квалификационный тест.

Задание:

   1. Что объединяет эти территории: Приатлантическая, Миссисипская, Примексиканская? Это:

а) возвышенности;

б) горные страны;

в) низменности.

    2. Расположите  природные зоны материка с севера на юг:

                  а) тайга;

                  б) Лесостепь;

                  в) лесотундра;

                  г) арктические пустыни;

                  д) переменно-влажные леса;

                  е) тундра;

                 ж) смешанные леса;

                  з) степь.

 

Внимание, экипаж!

Пираты взяли нас на абордаж (Плен)

Они прислали нам конверт,

А в нём пирата есть портрет.

Посмотрим, есть сходство или нет?

     Зачитываем девиз пиратов:

                                             Роджер на флаге,

                                             Холодный расчет.

                                             Сабля с мушкетом,

                                             На месте своем.

                                             Команда на взводе,

                                             Шторма ни по чем.

                                             Пиратской удаче,

                                             Воздам я поклон.

 и сравниваем портрет пирата с рисунками учащихся.

   В конверте есть и «чёрная метка». На ней написано, что нас отпустят при условии, если мы поможем им разобраться с картой. А вот и ключ к карте.

Задание:

  1. Северная Америка богата внутренними водами. Огромную водную систему образуют Великие озёра. Выберите их названия и найдите эти объекты на карте:

а) Мичиган;

б) Атабаска;

в) Эри;

г) Онтарио;

д) Виннипег;

е) Верхнее;

ж) Гурон;

б)  Большое.

  1. Кордильеры, протянувшиеся на западном побережье хребтами различной формы, необычайно красивы. Они расчленены глубокими речными долинами, называемыми:

а) моренами;

б) перевалами;

в) каньонами;

г) прериями.

 

        Мы свободны, можем плыть дальше.  От Панамского канала мы движемся на север материка по Кордильерам. В глубине гор мы остановились на станции “Минеральная”. 

Задание:

     Каждой команде даётся по одной минуте для того, чтобы написать наибольшее количество видов полезных ископаемых, расположенных в Кордильерах.

(Выигрывает та  команда, у которой будет список длиннее. После окончания времени, капитаны  отчитываются за всю команду).

      Ребята, но на корабле опять возникли проблемы: кончились запасы пресной воды. Придётся причалить к берегу, а он называется берег острова Ванкувер.

    Я получила сигнал с берега. У местных жителей, накопилось много корреспонденции, и они согласны пополнить наши запасы пресной воды, если мы поможем разобрать им почту. Юнги, за работу!

    Письма – небольшие карточки с записями.

Канада

  1. Включает материковую часть и архипелаг;
  2. На флаге – клиновый лист;
  3. Природа этой страны имеет много общего с нашей страной;
  4. Крупнейший производитель пшеницы;
  5. Коренные жители – индейцы и эскимосы;
  6. Два государственных языка;
  7. Население сосредоточено на юге страны;
  8. Лес – богатство страны;
  9. Национальный парк – Вуд Буффало;
  10. Столица – Оттава.

США

  1. Территория состоит из основной части, полуострова Аляски и Гавайских островов;
  2. На флаге 50 звёзд и 13 белых полос;
  3. Природа страны очень разнообразна;
  4. Население изготавливает на предприятиях самую разнообразную продукцию;
  5. Коренные жители – индейцы и эскимосы, много негров;
  6. Крупнейший город – Нью-Йорк;
  7. Половина населения проживает на востоке страны;
  8. Природные богатства способствуют развитию страны;
  9. Национальный парк – Йеллоустонский парк;
  10. Столица – Вашингтон.

      (Идёт проверка писем).

Здоровье сберегающая физминутка:

   Комплекс упражнений для глаз.

Упражнения выполняются сидя или стоя.  Отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании с максимальной амплитудой движений глаз.

                                                 

  1. Закрыть глаза. Не напрягая глазные мышцы, на счет  один – четыре  затем закрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5  раз.
  2. Посмотреть на переносицу и  задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть  глаза посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз
  3. Не поворачивая головы,  посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево. Вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.
  4. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом  прямо вдаль на счет 1-6; затем  налево вверх направо вниз и  посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

 

Где-то под руками были близко

Капитана Врунгеля записки.

Мир Америки ему знаком,

Он себя считает знатоком.

Попытайтесь – ка найти при чтении,

Что здесь подвергается сомнению.

Задание:

Выберите верные утверждения:

 

а) Пустыни Мексики – родина многих видов кактусов.

б) Нью-Йорк – столица США.

в) США – одна из самых развитых стран мира.

г) Каньон реки Колорадо имеет отвесные склоны разной окраски.

д) Скунс – удивительное животное Мексики.

е) Йоллоустонский национальный парк – второй в мире, основан в 1872 году.

ж) В Канаде два государственных языка – английский и французский.

з) Куба, Ямайка, Гватемала, Коста-Рика и другие страны относятся к Центральной Америке.

     Итак, с заданием вы справились, и мы продолжаем поиск клада. Перед нами архипелаг Александра.

     Но на каком из островов капитан Врунгель спрятал клад?

     А вот, кажется, подсказка (свиток). Юнги, это послание капитана.

     Узнать название сможет тот, кто прочитает свиток. Но свиток – волшебный, он разворачивается только после разгадки литературных загадок, всех поочерёдно.

   Попробуем, юнги?

Архипелаг Александра у нас впереди,

Попробуй остров Врунгеля найти.

Названье острова откроется тому,

Кто знает – что, зачем и почему.

Литературную загадку отгадай,

И к кладу свой корабль направляй.

Задание:

  1. Рядом, рядом острова

            Не один, даже не два,

           А десятки, сотни сотен,

           Жить в соседстве им охотней.

           Все родные как никак,

           Значит здесь … (Архипелаг).

  1. Все обходят это место:

      Здесь земля как будто тесто;

     Здесь осока, кочки, мхи…

     Нет опоры для ноги. (Болото).

  1. С высоты большой срываясь,

      Грозно он ревёт.

      И о камни разбиваясь,

      Пеною встаёт. (Водопад).

  1. Много тысяч лет подряд

      Снег идёт и сыплет град.

      Слой достаточно велик,

      С севера ползёт …(Ледник).

      В конце списка крупными буквами написано название острова  –  Виктория. (Победа).

      Юнги, теперь мы знаем названия острова и можем найти клад. Достаю контур Евразии (приклеен скотчем за картой).

      Ребята, как вы думаете, почему капитан Врунгель  приготовил для нас такой подарок – контур Евразии? (Будем изучать этот материк на следующих уроках).

     III. Подведём итог урока.

    (Подведение итогов урока, поощрение команд, выставление оценок).

Я знала, всё у нас получится,

Америку мы с вами будем знать.

Всем орденоносцам Врунгеля,

В журнал поставлю «хорошо» и «пять».

И в заключение хочу сказать,

Что лучше географии предмета не сыскать.

Мир географии огромен,

Стремитесь вы его познать.

    Ведь правильно сказал Константин Паустовский: «Познания и странствия неотделимы друг от друга».

    Урок окончен.