Главные вкладки

    Урок по теме "ГП, исследование и открытие материка Северная Америка"
    план-конспект урока по географии (7 класс) по теме

    Разработка урока по географии с приложениями (сформированы цели урока, ход урока рефлексия)

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема «ГП, исследование и открытие материка Северная Америка»

    Цели: 1) продолжить формировать умения учащихся определять ГП материка по физической карте полушарий

                2) показать роль экспедиций европейцев в открытии Северной Америки

                3) развивать умения наблюдать, сравнивать, описывать, делать выводы. Развивать образное мышление, речь, умение выделять главное, умение работать с картой и у карты, умение обобщать материал.

                 4) воспитывать аккуратность, чувство товарищества и взаимопомощи, чувство гордости за открытия русских путешественников

     Оборудование: ФК мира, ФК Северной Америки, атлас, учебник, карточки с заданиями, таблица- раздаточный материал, контурные карты

    Ход урока

    1. Организационный момент

    – Ребята, многие из вас, как и я, любят путешествовать. Но какое же путешествие может быть в середине учебного года? И тогда я вспомнила слова поэта А. Твардовского:

    Есть два разряда путешествий.

    Один – пускаться с места вдаль,

    Другой – сидеть себе на месте.

    Листать обратно календарь.

    - Взяла я старый календарь и на одной из страниц увидела карту загадочного  плавания  на один из материков земного шара. А под картой было написано письмо. Вот оно.

        "Я знаю, что существование такого пути может быть доказано на том основании, что Земля - шар. Тем не менее, чтобы облегчить предприятие, я решился изобразить новый путь на морской карте. Отправляю Его Величеству карту, сделанную мною собственноручно. На ней изображены Ваши берега и острова, откуда Вы можете плыть непрерывно к западу; и места, куда Вы прибудете; и как далеко Вы должны держаться от полюса или от экватора; и какое расстояние Вы должны пройти, чтобы достигнуть стран, где больше всего разных пряностей и драгоценных камней. Не удивляйтесь, что я называю западом страны, где растут пряности, тогда как их обыкновенно называют востоком, потому что люди, плывущие неуклонно на запад, достигнут восточных стран за океаном в другом полушарии. Но если Вы отправитесь по суше - через Ваше полушарие, то страны пряностей будут на востоке...".

    - Кто из путешественников мог написать такое письмо в конце 15 века? (Христофор Колумб)

    - К какому открытию привело путешествие Х.Колумба в 1492 году? (Открытию Америки)

    - Я предлагаю вам совершить плавание к берегам этого материка. Мы с вами побывали уже на многих материках,  какие материки мы посетили? Тема сегодняшнего урока – Северная Америка.

    - Ребята, многие из вас, любят путешествовать. Но какое же путешествие в середине учебного года? Ия вспомнила слова поэта А. Твардовского

       Есть два разряда путешествий.

       Один- пускаться с места вдаль

       Другой- сидеть себе на месте

       Листать обратно календарь.

    - У нас нет возможности пускаться с места вдаль, но мы можем сидя на месте, листая календари, атласы, рассматривая карты, узнать что-то новое о территории.

    1. Повторение опорных знаний

    1) - Но прежде чем отправиться изучать новую территорию, давайте вспомним, на каких материках мы с вами уже побывали? (показ по карте)

    _ На столе разложены различные предметы по группам, определите, к какому материку они относятся? (учащиеся выходят к доске по желанию, берут любой предмет и определяют)

    Лёд- Антарктида

    Кофе, песок- Африка

    Какао, мулаты- Южная Америка

    Шерсть овцы, сумка- Австралия

    Джинсы, кленовый лист- ?

    - Задание:  Из предложенных на доске (интерактивная доска) характеристик определите те, которые соответствуют изученным континентам:

    1. самый маленький по площади
    2. наиболее влажный материк
    3. находится в районе Южного полюса
    4. расположена самая длинная горная цепь на суше
    5. в органическом мире много эндемиков
    6. экватор проходит почти посередине
    7. располагаются Великие озера
    8. самый жаркий материк
    9. самый холодный материк
    10. занимает по площади 3 место

    1. Усвоение новых знаний

    1- Учитель. Какие из характеристик остались невостребованными? Для какого материка, по-вашему, они подходят? Действительно, эти пункты для материка Северная Америка. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с огромными массивами суши, но уже северными. Природа Северной Америки совсем иная, чем на изученным материках. ПК её очень разнообразны, среди них много уникальных: рощи гигантских секвой, громадные озёра, множество гейзеров, глубочайшие речные долины- каньоны, здесь наблюдаются самые высокие на Земле приливы. (интерактивная доска).

    - Обо всём об этом мы будем на протяжении дальнейших нескольких уроков.

    - Но любое освоение территории начинается с изучения ГП. Почему?

    2. Организация самостоятельной работы (выполняется в парах)

    - Характеристику ФГП Северной Америки мы проведем по хорошо знакомому вам плану. Работу будут проводить картографы, географы, мореходы, землемеры, исследователи, путешественники. (Предлагаются разноуровневые задания, учащиеся получают задание в соответствии с уровнем сложности).

    "Картографы”: Проанализируйте физическую карту мира и сделайте вывод о положении материка: по отношению к экватору, нулевому меридиану, Берингову проливу. Запишите свой вывод.

    "Географы”: Определите крайние точки материка Северная Америка и их координаты, запишите эти данные.

    Крайняя северная точка -

    Крайняя западная точка -

    Крайняя южная точка -

    Крайняя восточная точка -

    "Мореходы”: Совершите плавание вокруг Северной Америки по морям и океанам, омывающим материк. Запишите в таблицу и покажите на карте все моря и океаны, омывающие Северную Америку, а также заливы, проливы, острова и полуострова.

     "Землемеры”:  Используя учебник или энциклопедию сделайте вывод о размерах материка и его площади, запишите эти данные.

    «Исследователи»: Используя учебник (стр. 87-90), расскажите об открытиях и исследованиях материка.

    «Путешественники»: Найдите на карте Северной Америки географические объекты, названные в честь мореплавателей и путешественников, и запишите названия этих географических объектов.

    Гудзон Генри (известный английский путешественник и исследователь полярных территорий) - ………..залив

    Барроу Джон (1764-1848гг., английский географ) - …………мыс

    Врангель Фердинанд Петрович (1796-1870гг., русский мореплаватель, адмирал, исследователь Арктики) - ……….остров

    Баффин Уильям (английский исследователь) - ……..море

    Беринг Витус Ионассен (1681-1741гг., офицер русского флота, по национальности датчанин) - ……..пролив, море

    Чириков Алексей Ильич (1703-1748гг., русский мореплаватель, капитан-командор) - ……..остров

    Шелехов Григорий Иванович (1747-1795гг., русский купец-предприниматель) - …..пролив

    Александер Маккензи (шотландский исследователь) - ………..  река

    3. Отчет групп о ФГП Северной Америки, ее открытия и  исследования.

    Защита работ у доски по физической карте мира и Северной Америки. Другие слушают и дополняют ответы, корректируют ошибки.

    3.Многие учёные принимали участие в изучении материка.

    - Сейчас я раздам карточки, в которых указана таблица (заполнена графа «Исследователи», остальные графы «Дата», «События» - заполнить по дополнительному материалу, учебнику)

    Дата

    Исследователи

    События

    Д.  Кабот

    Э. Кортес

    Х. Колумб

    Г. Гудзон

    А. Макензи

    В. Беринг

    Р. Амундсен

    Г. Шелихов

    Анализ и показ по карте самопроверка (интерактивная доска)

    1. Закрепление

    Вариант 1

    1. Подчеркните правильный ответ.

    В географических названиях Северной Америки увековечены имена исследователей материка. Именем А. Маккензи назван(а)

    (мыс, полуостров, река).

       2.  Выберите и подчеркните  правильный ответ.

    Крайняя южная точка Северной Америки – мыс Марьято – расположена  в (Северном, Южном) полушарии на широте.                                                                                                                                                                              

                А. 7°.         Б. 52°.          В. 65°.         Г. 71°.

     3.   Какой из указанных полуостровов самый северный.

                 А. Аляска        В. Юкатан.

                                 Б. Калифорния.        Г. Флорида.

                                                       Заполните пропуски в тексте:

    Самая большая изрезанность береговой линии у ….....   берегов, здесь расположен огромный по площади  …….. ......   архипелаг. В сушу вдается  .............        залив. Значительно меньше изрезаны ...........    берега, здесь выделяется …….......      залив и два полуострова   ……….. …….......................... . Самый крупный остров  ……............,  находится ……....          от материка.

                        Вариант 2

    1. Подчеркните правильный ответ.

    В географических названиях Северной Америки увековечены имена исследователей материка. Именем Г. Гудзона назван Гудзонов (хребет, залив, остров).

              2.  Выберите и подчеркните  правильный ответ.

    Крайняя восточная точка Северной Америки –

                    мыс Сент – Чарльз –  расположен в (Западном, Восточном) полушарии на долготе:

                    А. 168°.       Б. 94°.       В. 81°.       Г. 55°

               3.  Какой из указанных полуостровов самый южный?

                   А. Калифорния.        В. Юкатан.

                   Б. Флорида        Г. Лабрадор.

                                  Заполните пропуски в тексте:

    Самая большая изрезанность береговой линии у ….....   берегов, здесь расположен огромный по площади  …….. ......   архипелаг. В сушу вдается  .............        залив. Значительно меньше изрезаны ...........    берега, здесь выделяется …….......      залив и два полуострова   ……….. …….......................... . Самый крупный остров  ……............,  находится ……....          от материка.

    - Сравнить ГП Южной Америки и Северной Америки

    Учитель задаёт вопросы, учащиеся записывают в тетради , и ставят плюсы в нужную колонку.

    Таблица «Сравнение ГП Южной и Северной Америки»

    Признаки, по которым ведётся сравнение

    Южная

    Америка

    Северная Америка

    Является частью света Америка

    Имеет большую площадь

    Омывается водами трёх океанов

    Пересекает экватор

    Пересекает тропик

    Пересекает нулевой меридиан

    На западе омывает Тихий океан

    На востоке омывает Атлантический океан

    Пересекает полярный круг

    Береговая линия сильно изрезана

    Имеет большее количество климатических поясов

    Задание: определите признаки, характерные для Североной Америки и Южной Америки. Поставьте в нужную клетку знак «+» или «-». Сделайте вывод.

    Вывод: в ГП Южной и Северной Америки есть различия, связанные с тем, что Северная Америка находится в северном полушарии, а Южная Америка в южном.   И есть сходства, связанные с тем, что два материка, являются одной частью света.

    IV. Подведение итогов. Самооценка

     - Ребята, были ли у вас сомнения при выполнении этой работы, использовали ли вы подсказки: учебник, подсказку соседа, учителя или справились самостоятельно? Учитывайте все это при самооценке.

     Дополните предложение:      Сегодня на уроке я

    • Вспомнил…
    • Узнал новое…
    • Научился…
    • Самым трудным на уроке было…
    • Самым интересным на уроке было…

    V. Домашнее задание: изучить параграф 42

    - задание с контурной картой: нанести на контурную карту географическую номенклатуру материка Северная Америка.

    - найти значение (перевод) географических названий Северной Америки

    Гренландия  Лабрадор  Ньюфаундленд   Флорида  Юкатан  Карибское  Аляска  Калифорния

    Гренландия – (по-датски - «зеленая страна») открыта в 10 в. викингами

    Гудзонов – по имени английского мореплавателя Гудзона, открывшего его в 1610 г.;

    Лабрадор – «земледелец» (португ.); Ньюфаундленд – «вновь открытая земля» (англ.);

    Флорида – «цветущий» (исп.);  Юкатан – «мы вас не понимаем» (индейский);

    Карибское – по имени индейцев карибов; Аляска – «большая земля» (алеутский);

    Калифорния – «горячий горн», «раскаленная сковородка».

    1. Домашнее задание

    Записи в тетради, обозначить на контурной карте все изученные объекты по ГП

          6. Выставление оценок


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок "Географическое положение Северной Америки. История исследования и открытия материка

    Сформировать представление о размерах материка, его очертаниях и особенностях географического положения в целом....

    Материк - Северная Америка

    Урок - игра по географии в 7 классе. Материал можно использовать, как урок - обобщение по теме материк - Северная Америка....

    Контурные карты материка Северная Америка

    В помощи учителю и ученикам......

    Урок по теме "ГП, исследование и открытие материка Северная Америка"

    Разработка урока по географии с приложениями (сформированы цели урока, ход урока рефлексия)...

    Конспект урока «Географическое положение и природные особенности материка Северная Америка»

    Данный конспект урока сотавлен с применением технологии РКМЧП...

    Жизнь на материке Северная Америка.

    Жизнь на материке Северная Америка....