Природоведение 5 класс и география 6 класс
методическая разработка по географии (6 класс) по теме

Афанасьева Людмила Павловна

Предлагаю материал по двум урокам- Природоведение 5 класс - урок обощения и повторения проводится в форме космического путешествия, параллено идет подготовка к контрольной работе по теме: " Вселенная". второй урок - география 6 класс по теме " Ветер" - урок изучения нового материала. Для проведения уроков я использую диск " Кирилла и Мефодия" 6 класс и мультимедийное приложение к учебнику А.А. Плешакова и Н.И. Сонина природоведение 5 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uroki_dlya_mmc.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по теме: « Вселенная», природоведение 5 класс.

( подготовка к контрольной работе).

Цель урока: проверка и систематизация полученных знаний по теме « Вселенная».

Задачи урока:

Образовательные:

1. обобщить представления учащихся о строении Вселенной, Солнечной системы; звездном небе и созвездиях; о галактиках.

Воспитательные:

1. содействовать в ходе урока формированию познаваемости мира и природы

2. содействовать в ходе урока формированию умения работать в одной команде

Развивающие:

1. осуществлять дальнейший познавательный интерес к предмету

2. развивать у учащихся самостоятельность мышления на уроке, в ходе учебной деятельности.

Урок проводится в форме игры « Космическое путешествие».

Актуализация знаний

    Ребята, мы с вами закончили изучение темы « Вселенная» и теперь вы много знаете о планетах и звездах, астероидах и кометах. Пришло время показать мне свои знания, которые пригодятся вам для успешного выполнения контрольной работы на следующем уроке.

    И сегодня на уроке мы совершим космический полет по следующим станциям:

1 станция « Терминологическая»

2 станция « Логическая»

3 станция « Планетарная »

4 станция « Научная»

5 станция « Итоговая»

Класс делится на группы по рядам, каждая группа получает маршрутный лист путешествия, в котором командир корабля выставляет полученные за задания баллы на каждой станции.

Станция « Терминологическая»

 На этой станции каждая команда получает термины по теме «Вселенная», которые нужно объяснить, за каждый правильно объясненный термин команда получает 1 балл.( в сумме 3 балла).

Команда  «Орбита».

Вселенная,      звезда,   метеорит.

Команда « Земляне»

Астероид,    созвездие,   галактика.

Команда «Спутник »

Метеор, Солнечная система, планета.

Станция « Логическая»

 На этой станции проверяется не только знание фактического материала, но и умение объяснить природные закономерности.( 4 балла)

Команда « Орбита»

Нарисуйте схему, показывающую различие звезд по размерам. Объясните, чем звезды отличаются от планет?

Команда « Земляне»

Нарисуйте основные части кометы, объясните, когда и почему у кометы появляется хвост?

Команда «Спутник »

Подпишите на схеме названия планет- гигантов, объясните их новые признаки.

Станция « Планетарная»

Каждая команда получает описание планеты, по характерным признакам нужно определить название планеты. ( 2 балла)

  Поверхность этой планеты похожа на Лунную: те же многочисленные кратеры, горы. Из- за близости к Солнцу поверхность планеты нагревается до + 400 градусов. Атмосферы и спутников не имеет. ( Меркурий).

По размерам эта планета лишь немногим меньше Земли, температура + 500 градусов, большую ее часть занимают холмистые равнины. Обнаружены и горные районы. Спутников не имеет, атмосфера плотная ( Венера).

В два раза меньше Земли, на ее поверхности- пустыни, кратеры, горы. Имеет тонкую разреженную атмосферу, на полюсах видны белые полярные шапки, температура – 70 градусов. Два спутника ( Марс).

Эта планета представляет собой быстро вращающийся шар. В атмосфере расположены длинные слои облаков. Есть кольцо, узкое и не заметное. В центре планеты есть ядро, температура  - 130 градусов, спутников 28 ( Юпитер).

Имеет самое большое число спутников, самая необычная по внешнему виду планета: ее окружают яркие кольца. Ширина колец огромна- десятки тысяч километров. ( Сатурн)

Одна из планет- близнецов, не видна с Земли невооруженным глазом. Планету случайно открыл в телескоп в 1781 году английский астроном Уильям Гершель. ( Уран).

Станция « Научная»

   На этой станции соревнуются капитаны команд, которые получили опережающее задание, подготовить рассказ об одном из ученых , которые перевернули мир.( 5 баллов)

Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей.

Наше космическое путешествие подходит к концу, чтобы не сбиться с курса, воспользуемся компасом. ( динамическая пауза).

Север, запад, юг, восток-

Компас очень нам помог.

« север»- левая рука указывает вперед,

«запад»- влево

«юг»- правая рука большим пальцем показывает назад, за плечо

« восток»- правая рука вытягивается вправо.

И у нас осталась станция итоговая, где мы подводим итог и команды получают оценки за урок. Выставляем только оценки « отлично» и « хорошо» для положительной мотивации к дальнейшему изучению предмета.

Приложение

Маршрутный лист.

Станция

Максимальный балл

Фактический балл

1 Терминологическая

3

2 Логическая

4

3 Планетарная

2

4 Научная

5

5 Итоговая

14

Оценка группы

14-13- «5»

12-10- «4»

 9-7-    «3»

Тема урока « Ветер» ( 6 класс).

Цель урока: восприятие и первичное осознание, и осмысление нового материала.

Задачи, поставленные на урок:

Образовательные:

1. сформировать представление о ветре и причинах его образования

2. уметь называть основные виды ветров

3. научиться определять направление и силу ветра.

Воспитательные:

1. содействовать в ходе урока формированию познаваемости мира и природы.

Развивающие:

1. осуществлять дальнейший познавательный интерес к предмету

2.развивать у учащихся самостоятельность мышления на уроке, в ходе учебной деятельности.

3. развивать у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале.

Ход урока:

1. Актуализация знаний

Учащимся предлагается вспомнить определение понятий « атмосферное давление», « атмосфера», « нормальное атмосферное давление», закономерность изменения атмосферного давления с высотой.

2. Активизация знаний:

Учащиеся самостоятельно определяют тему урока.

Хоть бескрылый, а летает,

Безголосый, а свистит

Хоть безрукий, но, бывает,

Груши с веток обивает

Сосны с корнем вырывает,

Так порою он сердит.

Только что он был везде-

Миг- и нет его нигде.

                                  ( Ветер).

3. После определения темы урока, учащиеся самостоятельно определяют задачи на урок, записывают тему в тетрадь

4. Объяснение нового материала.

Начинается с постановки проблемного вопроса.

Представьте, что вы находитесь в загородном доме. Тихий зимний вечер, за окном вьюга. Вы сидите перед камином, в котором горят дрова. Куда уходит дым?

Дым уходит в трубу. Почему дым вытягивает в трубу? Вспомним разницу в давлении между двумя точками земной поверхности, движение воздуха в  вертикальном направлении.

Знакомимся с определение « ветер».

Слабые ученики могут воспользоваться помощью учебника, сильные ученики составляют определение сами в тетради. Затем сравниваем полученные результаты.

Но ведь ветер перемещает воздух и, значит у него должны быть скорость и он должен перемещаться.

Задание на доске:

Обратите внимание, даны две точки Аи Б, для каждой даны значения давления.

760                720

740        720

Попробуем из этих примеров выделить закономерность, которая существует между силой ветра и величиной атмосферного давления

Чем больше разница в атмосферном давлении, тем сильнее ветер и больше его скорость.

Выполняем задания самостоятельно:

758                      759

759                      757

760                      765

763                      755

741                      744

Кроме скорости ветры различаются по направлению. Прочитайте отрывок в учебнике, как правильно определять направление ветра. Выполняем задание.

северный

южный

Северо-восточный

западный

Северо-западный

восточный

Юго-восточный

Юго-западный

Справка для любознательных

Самые сильные ветры у земной поверхности отмечены в Антарктиде на Земле Адели 87 м\с. На австралийской  антарктической станции Моусон более 300 дней в году со штормовым ветром.

На форзаце учебника знакомимся с силой ветра в баллах.

А теперь узнаем разновидности ветров.

Работа с учебником и схемами образования ветров, бриз(ночной, дневной), муссон( летний, зимний).

Заполнение таблицы.

Опишите ветры бриз и муссон

План описания

Бриз

Муссон

1. Название в переводе на русский язык.

2.  Виды ветров.

3.  Причины образования.

4.  Где их можно наблюдать.

5.  Как далеко проникают на сушу.

6.   Когда приносят осадки.

5 Заключительный этап урока

Что такое ветер?

Какие виды ветров вызнаете?

Коков механизм образования ветра?

Восстановите цепочку причинно-следственных связей: образование ветра, разница в нагревании моря и суши, разница в давлении.

6 Выводы по уроку

Что узнали?

Чему научились?

Оценки за работу на уроке.

7 Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей на уроке природоведения в 5-м классе

Данный урок способствует изучению строения и формы вулканов, развитию  логического мышления, анализу, развитию речи, творческих способностей,воспитанию умения правильно действовать в экстре...

Урок природоведения "Живые клетки" , 5 класс

Урок природоведения знакомит учащихся со строением и многообразием клеток;раскрывает значение органоидов клетки; раскрывает понятия о оболочке, цитоплазме, ядре и пластидах; знакомит с историей увел...

Итоговое тестирование по природоведению за курс 5 класса.

Эта тестовая работа может использоваться, как контрольная работа за курс 5 класса в вечерней школе....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Природоведение 5 класс Образовательной программы Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина по предмету «Природоведение» для 5 - 7 классов VIII вида. (34 часа)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПриродоведение 5 классОбразовательной программыТ.М.Лифанова, Е.Н.Соломина  по предмету «Природоведение»для 5 - 7 классовVIII вида. (34 часа)...

Урок-презентация:по природоведению Комнатные растения в классе для учащихся 6 классов

Урок-презентация:по природоведению  Комнатные растения в  классе для учащихся 6 классов...