урок - дебаты. Идеальный транспорт существует.
план-конспект урока по географии (10 класс) по теме

Дмитриева Клара Васильевна

разработка урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc68.5 КБ
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_uroka_po_geografii.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Открытый урок.

 Одно из основных умений современного человека – умение не только сформулировать идею, раскрыть и объяснить основные её понятия, но и суметь грамотно и весомо доказать свою позицию, убедить окружающих в весомости своего мнения. Всем этим критериям, на мой взгляд соответствует педагогическая технология – дебатов. Ведь именно данная технология развивает у учащихся компетентностный подход не только к получению образования, но и к информации в целом.

За три недели до урока учащиеся самостоятельно выдвигают тему основываясь на двух основных критериях: равные дискуссионные  возможности для команды утверждения и отрицания и актуальность данного вопроса для современного молодого современного жителя планеты. Темой дебатов стал тезис – идеальный транспорт существует. Далее учащие исключительно по своему желанию делятся на две основные команды – утверждения, отстаивающая тезис и отрицания, опровергающая его, и две вспомогательные команды – судьи и итогисты.

Команды утверждения и отрицания состоят из пяти человек: три спикера, вопросист – ошибист (составляет вопросы для спикеров команды оппонентов, фиксирует ошибки конкурентов) и спикер, осуществляющий техническую поддержку команды.

Команда судей тоже состоит из пяти учеников, в  задачу которых входит оценка выступлений команд, заполнения судейского протокола.

Судейский протокол

Судья___________________________

Место проведения________________

Дата__________ Дисциплина____________________ Преподаватель_________________________

Тема

Состав утверждающей

стороны:

1.

2.

3.

Номер

Состав отрицающей

стороны

1.

2.

3.

Номер

Спикер

Содержание

Структура

Способ

Всего

Спикер

Содержание

Структура

Способ

Всего

У 1

О 1

У 2

О 2

У 3

О 3

Итого:

-

-

-

-

Итого:

-

-

-

-

Лучший спикер (фамилия)

Лучший спикер (фамилия)

Команда-победитель (сторона)

Итогисты – особые участники дебатов, которые подводят итоги в конце занятия, составляя интеллект – карту, на основе выступления команд.

Учитель выполняет на уроке функцию таймкипера – особый участник дебатов, который следит за соблюдением регламента.

Урок строился по следующей схеме.

Первый этап – поочередное выступление спикеров команд утверждения и отрицания.

Спикер

Время

Функция

У 1

5 мин.

Представил команду и дал определение транспортной системы мира, обосновал актуальность данной темы для современного человека, объяснил ключевые понятия: транспорт, грузооборот, пассажирооборот, тонажность, транспортная инфраструктура Привел основные доводы в пользу традиционных видов транспорта, поочередно рассматривая плюсы каждого из них. В данном случае ребята отнесли к традиционным видам транспорта: автомобильный, железнодорожный, трубопроводный, авиационный, морской и речной. Рассмотрели положительные стороны каждого из них, маневренность автомобильного, пассажиро и грузооборот железнодорожного, скорость авиационного и электронного, тонажность морского транспорта.

ВО о к У 1

3 мин.

ВО о задал вопрос с целью принизить значение аргументов У 1 и обнаружить слабые места позиции утверждения. Вопрос такой: какой вид транспорта из перечисленных  спикер считает идеальным с точки зрения экологического аспекта?

О 1

5 мин.

 У 1 выдвигает все возможные отрицающие аргументы. В противовес выступлению первого спикера команды утверждения, освещает основные минусы традиционных видов транспорта, а именно высокая себестоимость и сильная зависимость от погодных условий авиационного. Небольшая скорость автомобильного, узкая специализация трубопроводного и прочее.

ВО у к О 1

3 мин.

ВО у задал вопрос к О1 - какой вид транспорта наиболее динамично развивается ?

У 2

5 мин.

Освещает все положительные стороны новых видов транспорта( гелиотранспорт, электромобиль, транспорт на воздушной подушке, скоростной пассажирский трубопровод, автомобиль движущийся по рельсам и другое ).

ВО о к У 2

3 мин.

Вопрос ВО о к У 2 – какой из перечисленных новейших видов транспорта спикер считает уместным использовать на территории Северо- Запада?

О 2

5 мин.

Опровергает аргументы У 2, приводит аргументы, доказывающие несостоятельность новейших видов транспорта. Усиливает отрицающую линию.

ВО у  к О 2

3 мин.

Вопрос ВО у к О 2 – как вы думаете, какой из новейших видов транспорта более других подходит для перемещения как по воде, так и по сущее?

У 3

5 мин.

Опровергает аргументы и доказательства отрицающей линии, представляет идеальный на взгляд команды вид транспорта – транспорт на воздушной подушке.

О 3

5 мин.

Опровергает аргументы и доказательства утверждающей линии, усиливает позицию отрицания, подводит своеобразный итог выступления спикеров обоих команд

У 1, У 2, У 3  - первый, второй и третий спикеры команды утверждения.

О 1, О 2, О 3 -первый, второй, третий спикеры команды отрицания.

ВО у – вопросист – ошибист команды утверждения.

ВО о – вопросист – ошибист команды отрицания.  

Второй раунд – раунд ошибок.

В течения первого раунда вопросисты – ошибисты обоих команд не только внимательно следят за выступлением спикеров команды оппонентов, составляя  вопросы, но и фиксируют ошибки противоположной команды. В течении 6 минут второго раунда обоим командам предоставляется право поочередно представить в выгодном для своей команде свете ошибки оппонентов, объяснить, пояснить уточнить или опровергнуть ошибку. Раунд длится не более трех- пяти минут.

Третий раунд - пока команда судей принимает решение, выступает команда итогистов. Они представляют нарисованную за урок интеллект – карту, отражающую основные плюсы и минусы всех существующих видов транспорта.

           Интеллект- карта составляется командой итогистов в течение всего урока основываясь на выступление обоих команд.



Предварительный просмотр:

                           Конспект открытого урока по географии.

                         

                          Тема: Идеальный транспорт существует.

 

Тип урока: урок - дебаты.

Цели урока:

     1.    Содержательные:

  1. сформировать представление о мировой транспортной системе, её структуре и географии;
  2. охаректиризовать современные  виды транспорта ;
  3. актуализация ранее полученных знаний, творческое переосмысление возможностей их применения);
  4. стимуляция творческой, поисковой деятельности в условиях состязания.
  1. Коммуникационные
  1. выполнение коллективной задачи;
  2. согласованность в обсуждении проблемы и выработка подхода к ее решению;
  3. соблюдение специально принятых правил и процедур совместной деятельности);
  1. Развивающие и воспитательные:
  1. воспитание толерантности к различным мнениям;
  2. развитие критического мышления;
  3. воспитание социально осведомленных граждан;
  4. развитие интереса к текущим событиям;
  5. развитие умения переработки информации для убедительного изложения;
  6. обучение эффективному представлению своей позиции, ее аргументации;
  7. формируют стиль публичного выступления;
  8. приобретение лидерских качеств.

Ход урока:

Две  команды, каждая из 3 участников (спикеров). Команда отстаивающая тезис – Идеальный транспорт существует – команда утверждения. Команда, опровергающая тему – команда отрицания.

 Суть дебатов – убедить нейтральную третью сторону (судей) в том, что аргументы команды лучше, чем аргументы оппонентов.

 Правила проведения дебатов:

В каждой команде три игрока (спикера). Это первый, второй и третий спикеры команды утверждения (У 1, У 2, У 3) и первый, второй, третий спикеры команды отрицания (О 1, О 2, О 3). В ходе игры спикеры поочередно, в соответствии с правилами и регламентом, выступают с речами. В раунде перекрестных вопросов спикеры задают вопросы и отвечают на вопросы.

Спикер

Время

Функция

У 1

5 минут

Представляет команду и дает определение темы, обосновывает ее актуальность, объясняет ключевые понятия, вводит критерий, представляет все аргументы команды в организованной форме.

У 1

3 минуты

Команда отрицания задает вопросы с целью принизить значение аргументов У 1 и обнаружить слабые места позиции утверждения. У 1 отвечает.

О 1

5 минут

В общем принимает или уточняет определения, но не дает других (дебаты по определениям не проводятся). Опровергает утверждения У 1, выдвигает все возможные отрицающие аргументы.

О 1

3 минуты

Команда утверждения задает уточняющие и принижающие аргументацию вопросы О 1, О 1 отвечает.

У 2

5 минут

Отвергает все аргументы О 1, усиливает утверждающую линию и представляет доказательства.

У 2

3 минуты

Команда отрицания задает уточняющие и принижающие аргументацию вопросы У 2, У 2 отвечает.

О 2

5 минут

Опровергает аргументы У 1 и У 2, усиливает отрицающую линию, приводит доказательства в ее поддержку.

О 2

3 минуты

У 1 задает уточняющие и принижающие аргументацию вопросы О 2, О 2 отвечает.

У 3

5 минут

Опровергает аргументы и доказательства отрицающей линии, представляет сравнительный анализ позиций команд для усиления и доказательства утверждающей линии.

О 3

5 минут

Опровергает аргументы и доказательства утверждающей линии, представляет сравнительный анализ позиций команд для усиления и доказательства отрицающей линии.

Судьи. Оценивают игру, заполняют специальный судейский протокол. Судейство – очень сложный процесс. Судья должен отказаться от персональной позиции и оценивать игру по аргументам, доказательствам и суждениям, но не на основе личной симпатии. Ребята, которые не вошли в команды выполняют функции итогистов.

Итогитсы– особые участники дебатов, который подводят итоги в конце занятия, составляя интеллект карту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-дебаты "Восстание декабристов - подвиг или преступление"

Урок для 11 класса с использованием технологии "Дебаты", модифицированной для применения на уроке.Изучению 14 декабря 1825 года и событий, ему предшествовавших, в программе 11 класса о...

Урок-дебаты по рассказу В.Г.Распутина "Уроки французского"

Урок-дебаты по рассказу В.Г.Распутина "Уроки французского".Тема дебатов: Лидия  Михайловна, играя с учеником на  деньги, совершила  непедагогический поступок.Цели урока: 1.Подолжить раб...

Урок физики : «Идеальный газ в молекулярно-кинетической теории. Основное уравнение молекулярно- кинетической теории газа.»

План-конспект урока физики «Идеальный газ в молекулярно-кинетической теории. Основное уравнение молекулярно- кинетической теории газа.»...

Открытый урок "Мой идеальный дом"

Несколько раз в год мы проводим открытые уроки для коллег и родителей. Этот урок называется "Дом моей мечты". Сначала мы рассказываем о том, какие бывают дома. Потом мы обсуждаем, что делает...

Методическая разработка урока по мировой художественной культуре. 10 класс. Урок-дебаты Два взгляда. Русская художественная культура в эпоху Просвещения: формирование гуманистических идеалов.

Сегодня у нас необычный урок. Вы хорошо знакомы с дебатами. Помним правила  – быть уважительными по отношению к мнению оппонентов, быть внимательными, слышать друг друга, задавать воп...

План-конспект урока "Виды городского транспорта Кореи. Транспорт Сеула".

Краткий план-конспект урока содержит цели, задачи, поэтапное построение урока в соответствии с ФГОС....