План-конспект урока "Северная Европа"
план-конспект урока по географии (10 класс) по теме

Шикунова (Малькова) Надежда Евгеньевна

Представлен план-конспект урока "Северная Европа".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_severnaya_evropa.doc108.5 КБ

Предварительный просмотр:

Регионы Западной Европы. Северная Европа.

                                               

Цель: сформировать представление об особенностях населения и хозяйства Северной Европы; развивать картографические умения и умения работать со статистическим материалом; воспитывать чувство прекрасного, бережного отношения к окружающей среде

 и умение совместной работы.

         Задачи:

  1. Закрепить знания о составе Северной Европы.
  2. Сформировать  представление об особенностях населения и хозяйства Северной Европы.
  3. Закрепить понятия «ВВП,  ВВП на душу населения, экономическая модель, отрасль международной специализации».
  4. Развивать картографические умения  (посредством работы с политической картой, составления «графа»).
  5. Развивать умения работать со статистическим материалом (посредством анализа и построения диаграмм, анализа таблиц).
  6. Воспитывать чувство  прекрасного бережного отношения к окружающей среде на основе рекреационных ресурсов региона.
  7. Развивать навыки совместной деятельности посредством работы в парах.

Тип урока: урок формирования новых знаний, урок-практическая работ, элементы учебной лекции.

Методы: объяснительно - иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, практический.

Средства обучения и оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Северная Европа» (сделана самостоятельно с использованием ресурсов Интернет), основа для графа «Северная Европа», таблица «Структура ВВП Финляндии», таблица «Статьи экспорта и импорта стран Северной Европы», стенная политическая карта, учебник В.П. Максаковского, атласы.  

План урока.

  1. Организационный момент. Мотивация: задание по картинкам (слайды 1-4), постановка целей и задач урока, план урока (слайды 5-6).
  2. Объяснение нового материала.
  1. Актуализация знаний: по изображению определить страну Северной Европы (слайды 7-8).  
  2. Формирование знаний и умений.
  1. Состав Северной Европы. Задание: по политической карте назвать страны Северной Европы и их столицы (слайды 9-12).
  2. Задание: составить граф Северной Европы (в парах заполнить пустые кружки) (слайды 13-14).
  3. ЭГП. Задание по карте выявить общую черту ЭГП стран региона (приморское положение) (слайды 15-16).
  4. Политическая карта: сформировать главные черты (слайд 18).
  5. Население: сформировать главные черты (слайды19-22).
  6. Природные ресурсы: сформировать главные черты (слайд 23). Задание: на основе природных ресурсов определить ОСХ региона (слайд 24). Иллюстрация природных условий и ресурсов региона (слайды 25 - 35).
  1. Отрасли международной специализации региона (слайды 36-39).

Практическая работа: расчет ВВП на душу населения Финляндии и Эстонии

Финляндия:  ВВП 186 млрд. долларов США;

Эстония:  ВВП  18 800 млн. долларов США (слайд 40, раздаточные материалы).

Практическая работа: анализ диаграммы. На какой ступени находится экономика Норвегии?

По статист. данным постройте и проанализируйте диаграмму. На какой ступени находится экономика Финляндии? (слайды 41-43).

ВВП по секторам 

сельское хозяйство: 2,9 %
промышленность: 29 %
сфера услуг: 68,1 %

 Практическая работа: по статьям экспорта и импорта определить страну (слайды 44-46).

Страна

Статьи экспорта

Статьи импорта

Финляндия

машины и оборудование, химикаты, металлы, древесина, бумага, целлюлоза

продукты питания, нефть и нефтепродукты, товары химической промышленности, транспортное оборудование, сталь, товары машиностроения, текстильная пряжа и ткани, зерно

Исландия

рыба и продукты из рыбы, алюминий

машины и оборудование, текстиль, сырье, потребительские товары, нефть

Дания

молочные продукты, мясо, рыба, электрооборудование, транспортное оборудование.

машины и оборудования, сырье, полуфабрикаты, потребительские товары

Норвегия

сырая нефть и природный газ,  рыба, машины, оборудование и транспортные средства (суда старой и новой постройки), различные полуфабрикаты (по норвежской терминологии – «первично обработанные товары), главным образом цветные металлы (алюминий).

готовые изделия, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье

На основе результатов практических работ сделать вывод об отраслях международной специализации стран региона (слайд 47).

Иллюстрация ОСХ (слайды 48-50).

  1. Рекреационные ресурсы. Особенности отдельных стран (Финляндия, Норвегия, Исландия) (слайды 49-57). Охрана природы (слайд 58). Культурно-исторические достопримечательности (слайды 59-61).
  1. Закрепление:  определить страну по контуру (слайды 62-63).

Решить тест (слайд 64-64).

Выводы (обсудить с учащимися, слайд 66):

  1. Приморское положение.
  2. Преобладают КМ и У государства.
  3. Развитые страны.
  4. Постиндустриальная стадия экономики.
  5. Высокий рекреационный потенциал.
  1. Постановка Домашнего задания:  (слайд 67).
  2. Рефлексия: игра «Камешек в ботинке» (что было сложно, непонятно на уроке, мешало, помогало; что было понятно и приятно).

Ход урока

Этап

Познавательная задача

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.

Мотивация учебной деятельности.

Постановка целей и задач урока.

Мотивирует на работу: по картинкам определить страны. (слайды 1-4). Организует с учащимися беседу о задачах урока и его результатах (слайды 5-6).

Знать: Состав Северной Европы. Особенности Северной Европы.

Уметь: Называть состав и показывать регион на карте.

Анализировать карты  и диаграммы. Работать в парах.

Настраиваются на работу. С помощью презентации и объяснения учителя формулируют задачи урока и его результаты. Записывают название темы в тетрадь.

II.1

Актуализация знаний.

Рассмотрев слайды, по изображению определить страну Северной Европы (слайды 7-8).  

По слайду называют страны: Финляндия, Норвегия, Дания, Исландия.

II.2

Анализ карт.

Формулирует задачи практической работы. Задание: по политической карте назвать страны Северной Европы и их столицы (слайды 9-12).

Задание: составить граф Северной Европы (в парах заполнить пустые кружки) (слайды 13-14) (работа в парах).

Задание по карте выявить общую черту ЭГП стран региона (приморское положение) (слайды 15-16).

Политическая карта: беседа с учащимися о главных чертах (слайд 18).

  1. Конституционные монархии.
  2. Унитарные государства.
  3. Члены НАТО.
  4. Члены ЕС.

Население: беседа с учащимися о главных чертах (слайды19-22).

  1. Пониженная плотность населения.
  2. Тип воспроизводства — Первый. Во всех странах на данный момент димографический кризис.
  3. Высокий уровень урбанизации.
  4. Однонациональные страны (германская группа, финская группа).
  5. Протестантизм.

Природные ресурсы: беседа с учащимися о главных чертах (слайд 23).

Выход к морю.

  1. Горные и возвышенный рельеф.
  2. Рудные полезные ископаемые.
  3. Быстрые реки (Норвегия).
  4. Влажный умеренно холодный климат (Дания).
  5. Северный лесной пояс.
  6. Геотермальные ресурсы.
  7. Рекреационные ресурсы.

Задание: на основе природных ресурсов определить ОСХ региона (слайд 24).

  1. Выход к морю – судостроение, рыболовство, морской транспорт.
  2. Горные и возвышенный рельеф.
  3. Рудные полезные ископаемые – добыв. промышленность.
  4. Быстрые реки – ГЭС, Al.
  5. Влажный умеренно холодный климат – с/х (молочное животноводство).
  6. Северный лесной пояс – лесная промыш.
  7. Геотермальные ресурсы - ГеоТЭС.
  8. Рекреационные ресурсы - туризм.

Показывает иллюстрации природных условий и ресурсов региона (слайды 25 - 35).

Называют страны.

Составляют граф.

Выявляю главную черту ЭГП – приморское положение.

Участвуют в беседе.

Участвуют в беседе.

Участвуют в беседе.

Конспектирую главные особенности.

Участвуют в беседе.

Конспектирую главные особенности.

II.3

Формирование умения работать со статистическим материалом (посредством анализа и построения диаграмм, анализа таблиц).

Формулирует задачи практической работы.

Практическая работа: расчет ВВП на душу населения Финляндии и Эстонии

Практическая работа: анализ диаграммы. На какой ступени находится экономика Норвегии?

По статист. данным постройте и проанализируйте диаграмму. На какой ступени находится экономика Финляндии? (слайды 41-43).

Практическая работа: по статьям экспорта и импорта определить страну (слайды 44-46).

На основе результатов практических работ сделать вывод об отраслях международной специализации стран региона (слайд 47).

Иллюстрация ОСХ (слайды 48-50).

Выполняют задания практической работы.

Делают выводы:

ОМС:

  1. Машиностроение: судостроение, автомобилестроение, электроника, электротехника.
  2. Цветная металлургия: выплавка алюминия (Норвения).
  3. Лесная промышленность (Финляндия).
  4. Молочное животноводство (Дания).
  5. Морской транспорт (Норвегия, Дания).
  6. Рыболовство (Норвегия).

Смотрят слайды, конспектирую главные мысли.

II.4

Воспитание чувства  прекрасного и бережного отношения к окружающей среде.

Организует беседу на тему «Рекреационные ресурсы. Особенности отдельных стран (Финляндия, Норвегия, Исландия) (слайды 49-57). Охрана природы (слайд 58). Культурно-исторические достопримечательности (слайды 59-61)».

Участвуют в беседе, смотрят слайды.

III.

Повторение и закрепление, коррекция сформированных знаний и умений.

Формулирует задания: определить страну по контуру (слайды 62-63).

Решить тест (слайд 64-64).

Выводы (обсудить с учащимися, слайд 66):

Отвечают на вопросы (Норвегия, Финляндия, Дания, исландия, Швеция).

Решают тест.

Ответы:

1.- б

2. - а

3.- а

4. - б

5. - в    

6. 1- 4  2- 1 3- 2  4 - 3  

Совместно с учителем формулируют выводы:

  1. Приморское положение.
  2. Преобладают КМ и У государства.
  3. Развитые страны.
  4. Постиндустриальная стадия экономики.
  5. Высокий рекреационный потенциал.

IV.

Закрепление изученного материала через постановку домашнего задания.

Формулирует домашнее задание:

Записывают домашнее задание.

V.

Рефлексия результатов учебной деятельности.

Организует игру «Камешек в ботинке» (что было сложно, непонятно на уроке, мешало, помогало; что было понятно и приятно).

Участвуют в игре, высказывают свое мнение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока "Культура Западной Европы в XI – XV веках"

Данный открытый урок был проведен в рамках городского модуля семинара «Системно – деятельностный подход в образовательном процессе»...

план - конспект урока 9 классе_Тема_ Страны Западной Европы и США в 1924-1939 гг

план - конспект урока 9 классе_Тема_ Страны Западной Европы и США в 1924-1939 гг...

План-конспект урока по ИЗО 6 класс Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Витражи - искусство средневековья Западной Европы.

Данный план-конспект урока по изобразительному искусству для 6 класса к разделу  "Декор — человек, общество, время." Он позволяет более подробно познакомить учащихся с такой видом...

План-конспект урока с использованием игровой технологии. 10 класс Урок обобщения «Страны Зарубежной Европы»

План-конспект урока с использованиемигровой технологии.10 классУрок обобщения «Страны Зарубежной Европы»...