Рабочая программа по географии 6 класса УМК Дронова В.П.
рабочая программа по географии (6 класс) по теме

Остапенко Василий Васильевич

Рабочая программа по географии для 6 класса по УМК В.П.Дронова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6_klass.doc225.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Большанская основная общеобразовательная школа

Прохоровского района Белгородской области»

«Рассмотреноно»

Руководитель МО

__________

Протокол № ___ от

«____»____________2011 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР______  

«____»____________2011 г.

«Утверждаю»

Директор МОУ «Большанская ООШ»

 __________  

Приказ №_______ от

«____»____________2011 г.

Рабочая программа

 по учебному предмету

«География»

 

Остапенко Василия Васильевича,

 учителя географии первой квалификационной категории

           

 

6 класс

 

2011-  2012 учебный год

Пояснительная записка

 

Рабочая программа разработана на основе:

  1. стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень), 2004 г.;
  2. примерной программы основного общего образования по географии;
  3. авторской программы В.П.Дронова, Л.Е.Савельевой «Землеведение»  (Сборник: программы для общеобразовательных учреждений: География 6-11 классы/ сост.Овсянникова.  — М.: Дрофа, 2008.-128 с.);
  4. инструктивно-методического письма «О преподавании предмета «География» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2011-2012 учебном году»

Начальный курс географии – это первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины.

Начальный курс географии достаточно стабилен, с него начинается изучение географии в школе. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.

При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топограф-картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.

Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно- следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

 Цель: заложить основы географического образования учащихся.

Задачи:

- показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;

- приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;

- познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;

  1. научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории;
  2. показать школьникам, что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.

Изменения, внесенные в примерную (типовую) и авторскую учебную программу: в конце учебного года в раздел «Заключение» добавлены 2 часа на изучение тем «От географической оболочки к географической среде» и «Глобальная экологическая проблема» в целях усиления информационного аспекта о географической среде и важнейших экологических проблемах нашей планеты.

Используемый УМК:

Учебник:    Дронов.В.П.  География. Землеведение.  6 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений /В.П.Дронов,  Л.Е.Савельева . - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009. – 221с.

 Атлас География  6 класс. – М.:  Дрофа, 2011.

Контурные карты География 6 класс. – М.: Дрофа, 2011.

Смирнова М.С. Тесты по географии. К учебнику В.П. Дронова, Л.Е. Савельевой «География. Землеведение. 6 класс» - М.: Экзамен, 2010.

Место предмета в базисном учебном плане. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета «География» в 6 классе  35 часов (1 час в неделю). В связи с тем, что учебная программа к линии учебников под редакцией В.П.Дронова рассчитана на 68 ч.,  количество часов на преподавание данного предмета увеличено на 1 час в неделю за счет часов школьного компонента. Данная рабочая программа также предусматривает использование краеведческого материала и выполнение практических работ на местности.

Единая рабочая программа разработана  на 70 часов. Распределение часов по разделам и темам осуществляется в соответствии с указанной авторской программой.

Количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа: всего 70 часов,  в неделю - 2 часа.  Практических работ – 18, из них оценочных  – 9.

Оценочные  практические  работы:

  1. Организация наблюдений за погодой, высотой солнца над горизонтом
  2. Обучение определению направлений на карте
  3. Ориентирование на местности. Определение на местности направлений, азимутов, расстояний
  4. Определение расстояний на топографической карте и определение географических координат
  5. Обозначение на контурной карте гор и равнин
  6. Обработка результатов наблюдений за погодой (график температур).
  7. Вычерчивание «розы ветров»
  8. Обозначение на контурной карте водных объектов.
  9. Описание географического положения одной из рек

Основные формы организации учебного процесса: урок (ознакомления с новым материалом,  закрепления изученного,  применения знаний и умений,  обобщения и систематизации знаний,   проверки и коррекции знаний и умений, комбинированный), лекция,  экскурсия,  практическая работа, самостоятельная работа.  В рамках этих форм  организуются коллективная, групповая, индивидуальная, фронтальная работа учащихся как дифференцированного, так и недифференцированного характера.

        Формы текущего контроля знаний, умений, навыков учащихся: проверочные, практические, самостоятельные работы, тренировочные тесты, компьютерный контроль знаний, анкетирование, олимпиады, творческие работы. Промежуточная аттестация проводится в виде письменных или устных экзаменов;   форма проведения экзаменов может быть различной: по билетам, собеседование, тестирование, защита реферата.  

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

                                                                                                                                 

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения географии  ученик 6 класса должен: 

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
  1. географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем;
  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды;
  2. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  1. определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;
  1. учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  1. наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;
  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Наименование раздела и тем

Практические работы

Часы учеб-ного вре-мени

Дата  план

Датафакт

Повто-рение

Примеча-ние

Введение – 1 час

1

Что изучает география

Практическая работа №1. Организация наблюдений за погодой, высотой солнца над горизонтом (обучающая)

1

«Земля во Вселенной»- 7 часов

2

Земля и космос

1

3

Земля – часть солнечной системы

1

4

Отличия Земли от других планет.

1

5

Влияние космоса на Землю и жизнь людей

1

6

Движения Земли

1

7

Форма и размеры Земли

1

Повторение темы «Земля во Вселенной».

8

Обобщение по теме «Земля во Вселенной»

1

Тесты 1-2

«Географические модели Земли» – 10 часов

9

Глобус – уменьшенная объемная модель Земли. Масштаб.

1

10

Градусная сеть. Географические координаты.

1

11

Практическая работа №2. Обучение определению направлений на карте. (обучающая)

1

12

Изображение земной поверхности на плоскости. Аэрофотоснимки и космические снимки.

1

13

Географические планы и карты.

1

14

Разнообразие карт по масштабу и содержанию.

1

15

Можно ли самому составить план местности?

Построение плана школьного двора.

1

16

Практическая работа №3. Ориентирование на местности. Определение на местности направлений, азимутов, расстояний (тренировочная).

1

17

Практическая работа №4. Определение расстояний на топографической карте и определение географических координат (обучающая).

1

Повторение темы «Географические модели Земли»

18

Обобщение по теме «Географические модели Земли».

Топографический диктант.

1

Тесты 3-8

«Земная кора» – 15 часов

19

Внутреннее строение Земли. Состав земной коры.

1

20

Разнообразие горных пород

Выявление способов использования местных строительных материалов в хозяйственной деятельности.

1

21

Земная кора и литосфера – каменные оболочки Земли.

Определение горных пород своей местности по образцам.

1

22

Разнообразие форм рельефа.

Определение форм поверхности и характера залегания пород, особенностей вод, их использование  и охрана.

1

23

Изображение рельефа на планах и картах.

24

Движения земной коры.

1

25

Землетрясения

1

26

Вулканизм

1

27

Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание.

1

28

Работа текучих вод, ледников и ветра.

1

29

Главные формы рельефа суши

1

30

Практическая работа №5. Обозначение на контурной карте гор и равнин (итоговая).

1

31

Рельеф дна океанов.

1

32

Человек и земная кора.

Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности).

1

Повторение темы «Земная кора»

33

Обобщение по теме «Земная кора»

1

Тесты 9-13

«Атмосфера»- 12 часов

34

Из чего состоит атмосфера и как она устроена.

1

35

Нагревание воздуха и его температура.

1

36

Зависимость температуры воздуха от географической широты

1

37

Практическая работа №6 Обработка результатов наблюдений за погодой (график температур) (итоговая)

1

38

Влага в атмосфере.

Наблюдение за облаками и облачностью, зарисовки облаков и описание наблюдаемой погоды.

1

39

Атмосферные осадки.

1

40

Давление атмосферы.

1

41

Ветры.

Практическая работа №7. Вычерчивание «розы ветров» (итоговая).

1

42

Погода.

Продолжение работы с календарем погоды.

1

43

Климат.

1

44

Человек и атмосфера.

1

Повторение темы «Атмосфера»

45

Обобщение по теме «Атмосфера».

1

Тесты 16-26

«Гидросфера»- 12 часов

46

Вода на Земле. Круговорот воды в природе.

Описание «путешествия» капельки по большому круговороту из своего населенного пункта.

1

47

Мировой океан – основная часть гидросферы.

Практическая работа №8. Обозначение на контурной карте водных объектов (итоговая)

1

48

Свойства океанических вод.

1

49

Движения воды в океане. Волны.

1

50

Течения.

1

51

Реки.

1

52

Питание и режим рек.

Практическая работа №9. Описание географического положения одной из рек (итоговая)

1

53

Озера и болота.

1

54

Подземные воды.

1

55

Ледники. Многолетняя мерзлота.

1

56

Человек и гидросфера.

1

Повторение темы «Гидросфера»

57

Обобщение по теме «Гидросфера»

1

Тесты 27-31

«Биосфера»-6 часов

58

Что такое биосфера и как она устроена. Роль биосферы в природе.

1

59

Особенности жизни в океане. Распределение жизни в океане.

1

60

Жизнь на поверхности суши. Леса.

1

61

Жизнь в безлесных пространствах.

1

62

Почва.

1

63

Человек и биосфера.

1

Повторение темы «Биосфера»

«Географическая оболочка»- 5 часов

64

Из чего состоит географическая оболочка.

1

65

Особенности географической оболочки.

1

66

Территориальные комплексы.

1

67

Разнообразие и взаимосвязи природных комплексов.

1

Повторение темы «Географическая оболочка»

68

Обобщение по темам «Биосфера» и «Географическая оболочка».

1

Тесты 42 -43

Заключение – 2 часа

69

От географической оболочки к географической среде.

1

Тесты 44-50

70

Глобальная экологическая проблема.

1

Содержание программы  

Раздел, тема

Элементы обязательного минимума образования

Введение –

1 час

Что изучает география. Планета Земля как объект изучения различных наук. Развитие географических знаний о Земле. Представление о мире в древности. Эпохи Великих географических открытий. Выдающиеся географические открытия и исследования в России и в мире. Современные научные исследования космического пространства.

«Земля во Вселенной» –

7 часов.

 Земля и космос. Земля – часть Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Движения Земли. Форма и размеры Земли.

«Географические модели Земли» –

10 часов.

 Глобус. Градусная сеть. Географические координаты. Изображение земной поверхности на плоскости. Аэрофотоснимки и космические снимки. Географические планы и карты.

«Земная кора» –

15 часов

Внутреннее строение Земли. Состав земной коры. Разнообразие горных пород. Земная кора и литосфера – каменные оболочки Земли. Разнообразие форм рельефа. Движения земной коры. Землетрясения. Вулканизм. Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. Работа текучих вод, ледников, ветра. Главне формы рельефа суши. Рельеф дна океанов. Человек и земная кора.

«Атмосфера» –

12 часов.

Из чего состоит атмосфера и как она устроена. Нагревание воздуха и его температура. Зависимость температуры воздуха от географической широты. Влага в атмосфере. Атмосферные осадки. Давление атмосферы. Ветры. Погода. Климат. Человек и атмосфера.

«Гидросфера» –

12 часов.

Вода на Земле. Круговорот воды в природе. Мировой океан – основная часть гидросферы. Свойства океанических вод. Движения воды в океане. Волны. Течения. Реки. Озера и болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Человек и гидросфера.

«Биосфера» –

 6 часов.

Что такое биосфкра и как она устроена. Роль биосферы в природе. Особенности жизни в океане. Распределение жизни в океане.Жизнь на поверхности суши. Почва. Человек и биосфера.

«Географическая оболочка» –

5 часов

Из чего состоит географическая оболочка. Особенности географической оболочки. Территориальные комплексы.

Заключение –

2 часа

От географической оболочки к географической среде. Глобальная экологическая проблема.

Формы и средства контроля 

  1. Фронтальный и индивидуальный устный опрос
  2. Фронтальная и  индивидуальная письменная работа
  3. Географический диктант
  4. Самостоятельная работа
  5. Практические работы:
  1. Организация наблюдений за погодой, высотой солнца над горизонтом.

Цель работы: формирование умений вести наблюдения за изменениями, происходящими в природе.

Оборудование: календарь погоды, термометр, барометр, гигрометр, угломер, флюгер, осадкомер.

  1. Обучение определению направлений на карте.

Цель работы: формирование умений определять направления на географической карте.

Оборудование: учебник, атлас, контурные карты

  1. Ориентирование на местности. Определение на местности направлений, азимутов, расстояний.

Цель работы: формирование умений ориентироваться на местности с помощью компаса, плана, местных признаков; обучение  умению составлять простейший план местности.

Оборудование: компас, планшет, линейка, карандаш, рулетка.

  1. Определение расстояний на топографической карте и определение географических координат.

Цель работы: формирование умений определять расстояния на топографической карте, географических координат по глобусу и карте; формирование знаний о географическом положении своего населенного пункта.

Оборудование: учебник, карты: топографическая, полушарий, глобус, разметочный циркуль, линейка.

  1. Обозначение на контурной карте гор и равнин.

Цель работы: формирование умений обозначать на контурной карте гор и  равнин на основе  комплексного использования физической и контурной карт; развитие умений определять географические координаты.

Оборудование: учебник, атлас, контурные карты.

  1. Обработка результатов наблюдений за погодой (график температур).

Цель работы: формирование умений обрабатывать материалы своих наблюдений за погодой, строить графики  хода температур.

Оборудование: календари погоды, графики температур.

  1. Вычерчивание «розы ветров».

Цель работы: развитие  умений анализировать данные наблюдений за погодой, формирование умений построения «розы ветров».

Оборудование: календари погоды, учебник, тетрадь, линейка, карандаш.

  1. Обозначение на контурной карте водных объектов.

Цель работы: формирование умений  обозначать  на контурной карте водные географические объекты.

Оборудование: учебник, атлас, контурные карты.

  1. Описание географического положения одной из рек.

Цель работы:  формирование умений определять географическое положение рек.

Оборудование: учебник, атлас.

- Тестирование (см. Смирнова М.С. Тесты по географии. К учебнику В.П. Дронова, Л.Е. Савельевой «География. Землеведение. 6 класс» - М.: Экзамен, 2010)

Перечень учебно-методических средств обучения

Литература основная:

  1. Дронов В.П.  География. Землеведение.  6 класс. / В.П.Дронов , Л.Е.Савельева  – М.: Дрофа, 2009. – 221с.

дополнительная:

  1. Евдокимов В.И.. География. Полный курс в географических диктантах. – 2-е изд. – М.: «Московский Лицей»,  - 2004, 312 с.
  2. Петрова Н.Н. Тесты по географии. 6-10 классы: Метод. Пособие. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000. – 128 с.
  3. Пятунин В.Б. Контрольные и проверочные работы по географии. 6-10 классы: Метод. Пособие. – М.: Дрофа, 1996. – 192с.
  4. Сиротин В.И. Практические работы и самостоятельные работы по географии   (6-10 классы): Книга для учителя.   М.: Просвещение, 1997.
  5. Смирнова М.С. Тесты по географии. К учебнику В.П. Дронова, Л.Е. Савельевой «География. Землеведение. 6 класс» - М.: Экзамен, 2010.
  6. Элькин Г.Н. География. Тесты 6-7 классы – С-Пб: Паритет, 2005.

Оборудование и приборы:

Компьютер, мультимедиа учебник по географии для учащихся 6 классов. География. Начальный курс.

Географические карты (мира, отдельных областей земного шара, комплексные, политические, физические, России), печатные раздаточные пособия, статистические материалы, рисунки и тексты, комплекты таблиц демонстрационных по географии, портреты ученых-географов и путешественников.

ПРИБОРЫ ЛАБОРАТОРНЫЕ: компасы, комплект топографических инструментов учебный

ЦИФРОВЫЕ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ: термометр, барометр, гигрометр, угломер

ОБЪЕКТЫ НАТУРАЛЬНЫЕ: гербарии  культурных и дикорастущих растений,   коллекции «Горные породы и минералы»,  «Полезные ископаемые».  

 

МОДЕЛИ, МАКЕТЫ, МУЛЯЖИ: глобусы, теллурий, рельефные  модели : «Формы рельефа», «Стадии развития оврага», «Речная система».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии 9 класс к учебнику В.П.Дронова, В.Я.Рома "География России.Население и хозяйство.", 2 часа в неделю.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, поурочно-тематическое планирование....

Рабочая программа по географии 9 класс по программе Дронова

Рабочая программа 2 вида по географии 9 класс по программе Дронова...

Рабочая программа по географии 5-9 класс к авторской программе И.И.Бариновой, В.П.Дронова, И.В. Душиной, Л.Е Савельевой

      Программа разработана на основе  ФГОС ООО (второго поколения) (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373); по Программе...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии. 5 класс. Учебник Летягин А.А. География. Начальный курс. Под ред. В.П.Дронова

laquo;География. Начальный курс» - первый систематический курс, новой для школьников, учебной дисциплины. В процессе формирования представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях...

Рабочая программа по географии. 6 класс. Учебник Летягин А.А. География. Начальный курс. Под ред. В.П. Дронова

В процессе изучения курса формируются представления о Земле как о природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях.  При изучении курса географии в 6 классе продолжается фор...