Рабочая программа по географии 6 класса УМК Дронова В.П.
рабочая программа по географии (6 класс) по теме
Рабочая программа по географии для 6 класса по УМК В.П.Дронова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_klass.doc | 225.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Большанская основная общеобразовательная школа
Прохоровского района Белгородской области»
«Рассмотреноно» Руководитель МО __________ Протокол № ___ от «____»____________2011 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР______ «____»____________2011 г. | «Утверждаю» Директор МОУ «Большанская ООШ» __________ Приказ №_______ от «____»____________2011 г. |
Рабочая программа
по учебному предмету
«География»
Остапенко Василия Васильевича,
учителя географии первой квалификационной категории
6 класс
2011- 2012 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе:
- стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень), 2004 г.;
- примерной программы основного общего образования по географии;
- авторской программы В.П.Дронова, Л.Е.Савельевой «Землеведение» (Сборник: программы для общеобразовательных учреждений: География 6-11 классы/ сост.Овсянникова. — М.: Дрофа, 2008.-128 с.);
- инструктивно-методического письма «О преподавании предмета «География» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2011-2012 учебном году»
Начальный курс географии – это первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины.
Начальный курс географии достаточно стабилен, с него начинается изучение географии в школе. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.
При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топограф-картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.
Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно- следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.
Цель: заложить основы географического образования учащихся.
Задачи:
- показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;
- приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;
- познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;
- научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории;
- показать школьникам, что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.
Изменения, внесенные в примерную (типовую) и авторскую учебную программу: в конце учебного года в раздел «Заключение» добавлены 2 часа на изучение тем «От географической оболочки к географической среде» и «Глобальная экологическая проблема» в целях усиления информационного аспекта о географической среде и важнейших экологических проблемах нашей планеты.
Используемый УМК:
Учебник: Дронов.В.П. География. Землеведение. 6 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений /В.П.Дронов, Л.Е.Савельева . - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009. – 221с.
Атлас География 6 класс. – М.: Дрофа, 2011.
Контурные карты География 6 класс. – М.: Дрофа, 2011.
Смирнова М.С. Тесты по географии. К учебнику В.П. Дронова, Л.Е. Савельевой «География. Землеведение. 6 класс» - М.: Экзамен, 2010.
Место предмета в базисном учебном плане. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета «География» в 6 классе 35 часов (1 час в неделю). В связи с тем, что учебная программа к линии учебников под редакцией В.П.Дронова рассчитана на 68 ч., количество часов на преподавание данного предмета увеличено на 1 час в неделю за счет часов школьного компонента. Данная рабочая программа также предусматривает использование краеведческого материала и выполнение практических работ на местности.
Единая рабочая программа разработана на 70 часов. Распределение часов по разделам и темам осуществляется в соответствии с указанной авторской программой.
Количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа: всего 70 часов, в неделю - 2 часа. Практических работ – 18, из них оценочных – 9.
Оценочные практические работы:
- Организация наблюдений за погодой, высотой солнца над горизонтом
- Обучение определению направлений на карте
- Ориентирование на местности. Определение на местности направлений, азимутов, расстояний
- Определение расстояний на топографической карте и определение географических координат
- Обозначение на контурной карте гор и равнин
- Обработка результатов наблюдений за погодой (график температур).
- Вычерчивание «розы ветров»
- Обозначение на контурной карте водных объектов.
- Описание географического положения одной из рек
Основные формы организации учебного процесса: урок (ознакомления с новым материалом, закрепления изученного, применения знаний и умений, обобщения и систематизации знаний, проверки и коррекции знаний и умений, комбинированный), лекция, экскурсия, практическая работа, самостоятельная работа. В рамках этих форм организуются коллективная, групповая, индивидуальная, фронтальная работа учащихся как дифференцированного, так и недифференцированного характера.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков учащихся: проверочные, практические, самостоятельные работы, тренировочные тесты, компьютерный контроль знаний, анкетирование, олимпиады, творческие работы. Промежуточная аттестация проводится в виде письменных или устных экзаменов; форма проведения экзаменов может быть различной: по билетам, собеседование, тестирование, защита реферата.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения географии ученик 6 класса должен:
знать/понимать
- основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;
- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;
- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела и тем | Практические работы | Часы учеб-ного вре-мени | Дата план | Датафакт | Повто-рение | Примеча-ние |
Введение – 1 час | |||||||
1 | Что изучает география | Практическая работа №1. Организация наблюдений за погодой, высотой солнца над горизонтом (обучающая) | 1 | ||||
«Земля во Вселенной»- 7 часов | |||||||
2 | Земля и космос | 1 | |||||
3 | Земля – часть солнечной системы | 1 | |||||
4 | Отличия Земли от других планет. | 1 | |||||
5 | Влияние космоса на Землю и жизнь людей | 1 | |||||
6 | Движения Земли | 1 | |||||
7 | Форма и размеры Земли | 1 | Повторение темы «Земля во Вселенной». | ||||
8 | Обобщение по теме «Земля во Вселенной» | 1 | Тесты 1-2 | ||||
«Географические модели Земли» – 10 часов | |||||||
9 | Глобус – уменьшенная объемная модель Земли. Масштаб. | 1 | |||||
10 | Градусная сеть. Географические координаты. | 1 | |||||
11 | Практическая работа №2. Обучение определению направлений на карте. (обучающая) | 1 | |||||
12 | Изображение земной поверхности на плоскости. Аэрофотоснимки и космические снимки. | 1 | |||||
13 | Географические планы и карты. | 1 | |||||
14 | Разнообразие карт по масштабу и содержанию. | 1 | |||||
15 | Можно ли самому составить план местности? | Построение плана школьного двора. | 1 | ||||
16 | Практическая работа №3. Ориентирование на местности. Определение на местности направлений, азимутов, расстояний (тренировочная). | 1 | |||||
17 | Практическая работа №4. Определение расстояний на топографической карте и определение географических координат (обучающая). | 1 | Повторение темы «Географические модели Земли» | ||||
18 | Обобщение по теме «Географические модели Земли». | Топографический диктант. | 1 | Тесты 3-8 | |||
«Земная кора» – 15 часов | |||||||
19 | Внутреннее строение Земли. Состав земной коры. | 1 | |||||
20 | Разнообразие горных пород | Выявление способов использования местных строительных материалов в хозяйственной деятельности. | 1 | ||||
21 | Земная кора и литосфера – каменные оболочки Земли. | Определение горных пород своей местности по образцам. | 1 | ||||
22 | Разнообразие форм рельефа. | Определение форм поверхности и характера залегания пород, особенностей вод, их использование и охрана. | 1 | ||||
23 | Изображение рельефа на планах и картах. | ||||||
24 | Движения земной коры. | 1 | |||||
25 | Землетрясения | 1 | |||||
26 | Вулканизм | 1 | |||||
27 | Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. | 1 | |||||
28 | Работа текучих вод, ледников и ветра. | 1 | |||||
29 | Главные формы рельефа суши | 1 | |||||
30 | Практическая работа №5. Обозначение на контурной карте гор и равнин (итоговая). | 1 | |||||
31 | Рельеф дна океанов. | 1 | |||||
32 | Человек и земная кора. | Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности). | 1 | Повторение темы «Земная кора» | |||
33 | Обобщение по теме «Земная кора» | 1 | Тесты 9-13 | ||||
«Атмосфера»- 12 часов | |||||||
34 | Из чего состоит атмосфера и как она устроена. | 1 | |||||
35 | Нагревание воздуха и его температура. | 1 | |||||
36 | Зависимость температуры воздуха от географической широты | 1 | |||||
37 | Практическая работа №6 Обработка результатов наблюдений за погодой (график температур) (итоговая) | 1 | |||||
38 | Влага в атмосфере. | Наблюдение за облаками и облачностью, зарисовки облаков и описание наблюдаемой погоды. | 1 | ||||
39 | Атмосферные осадки. | 1 | |||||
40 | Давление атмосферы. | 1 | |||||
41 | Ветры. | Практическая работа №7. Вычерчивание «розы ветров» (итоговая). | 1 | ||||
42 | Погода. | Продолжение работы с календарем погоды. | 1 | ||||
43 | Климат. | 1 | |||||
44 | Человек и атмосфера. | 1 | Повторение темы «Атмосфера» | ||||
45 | Обобщение по теме «Атмосфера». | 1 | Тесты 16-26 | ||||
«Гидросфера»- 12 часов | |||||||
46 | Вода на Земле. Круговорот воды в природе. | Описание «путешествия» капельки по большому круговороту из своего населенного пункта. | 1 | ||||
47 | Мировой океан – основная часть гидросферы. | Практическая работа №8. Обозначение на контурной карте водных объектов (итоговая) | 1 | ||||
48 | Свойства океанических вод. | 1 | |||||
49 | Движения воды в океане. Волны. | 1 | |||||
50 | Течения. | 1 | |||||
51 | Реки. | 1 | |||||
52 | Питание и режим рек. | Практическая работа №9. Описание географического положения одной из рек (итоговая) | 1 | ||||
53 | Озера и болота. | 1 | |||||
54 | Подземные воды. | 1 | |||||
55 | Ледники. Многолетняя мерзлота. | 1 | |||||
56 | Человек и гидросфера. | 1 | Повторение темы «Гидросфера» | ||||
57 | Обобщение по теме «Гидросфера» | 1 | Тесты 27-31 | ||||
«Биосфера»-6 часов | |||||||
58 | Что такое биосфера и как она устроена. Роль биосферы в природе. | 1 | |||||
59 | Особенности жизни в океане. Распределение жизни в океане. | 1 | |||||
60 | Жизнь на поверхности суши. Леса. | 1 | |||||
61 | Жизнь в безлесных пространствах. | 1 | |||||
62 | Почва. | 1 | |||||
63 | Человек и биосфера. | 1 | Повторение темы «Биосфера» | ||||
«Географическая оболочка»- 5 часов | |||||||
64 | Из чего состоит географическая оболочка. | 1 | |||||
65 | Особенности географической оболочки. | 1 | |||||
66 | Территориальные комплексы. | 1 | |||||
67 | Разнообразие и взаимосвязи природных комплексов. | 1 | Повторение темы «Географическая оболочка» | ||||
68 | Обобщение по темам «Биосфера» и «Географическая оболочка». | 1 | Тесты 42 -43 | ||||
Заключение – 2 часа | |||||||
69 | От географической оболочки к географической среде. | 1 | Тесты 44-50 | ||||
70 | Глобальная экологическая проблема. | 1 |
Содержание программы
Раздел, тема | Элементы обязательного минимума образования |
Введение – 1 час | Что изучает география. Планета Земля как объект изучения различных наук. Развитие географических знаний о Земле. Представление о мире в древности. Эпохи Великих географических открытий. Выдающиеся географические открытия и исследования в России и в мире. Современные научные исследования космического пространства. |
«Земля во Вселенной» – 7 часов. | Земля и космос. Земля – часть Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Движения Земли. Форма и размеры Земли. |
«Географические модели Земли» – 10 часов. | Глобус. Градусная сеть. Географические координаты. Изображение земной поверхности на плоскости. Аэрофотоснимки и космические снимки. Географические планы и карты. |
«Земная кора» – 15 часов | Внутреннее строение Земли. Состав земной коры. Разнообразие горных пород. Земная кора и литосфера – каменные оболочки Земли. Разнообразие форм рельефа. Движения земной коры. Землетрясения. Вулканизм. Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. Работа текучих вод, ледников, ветра. Главне формы рельефа суши. Рельеф дна океанов. Человек и земная кора. |
«Атмосфера» – 12 часов. | Из чего состоит атмосфера и как она устроена. Нагревание воздуха и его температура. Зависимость температуры воздуха от географической широты. Влага в атмосфере. Атмосферные осадки. Давление атмосферы. Ветры. Погода. Климат. Человек и атмосфера. |
«Гидросфера» – 12 часов. | Вода на Земле. Круговорот воды в природе. Мировой океан – основная часть гидросферы. Свойства океанических вод. Движения воды в океане. Волны. Течения. Реки. Озера и болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Человек и гидросфера. |
«Биосфера» – 6 часов. | Что такое биосфкра и как она устроена. Роль биосферы в природе. Особенности жизни в океане. Распределение жизни в океане.Жизнь на поверхности суши. Почва. Человек и биосфера. |
«Географическая оболочка» – 5 часов | Из чего состоит географическая оболочка. Особенности географической оболочки. Территориальные комплексы. |
Заключение – 2 часа | От географической оболочки к географической среде. Глобальная экологическая проблема. |
Формы и средства контроля
- Фронтальный и индивидуальный устный опрос
- Фронтальная и индивидуальная письменная работа
- Географический диктант
- Самостоятельная работа
- Практические работы:
- Организация наблюдений за погодой, высотой солнца над горизонтом.
Цель работы: формирование умений вести наблюдения за изменениями, происходящими в природе.
Оборудование: календарь погоды, термометр, барометр, гигрометр, угломер, флюгер, осадкомер.
- Обучение определению направлений на карте.
Цель работы: формирование умений определять направления на географической карте.
Оборудование: учебник, атлас, контурные карты
- Ориентирование на местности. Определение на местности направлений, азимутов, расстояний.
Цель работы: формирование умений ориентироваться на местности с помощью компаса, плана, местных признаков; обучение умению составлять простейший план местности.
Оборудование: компас, планшет, линейка, карандаш, рулетка.
- Определение расстояний на топографической карте и определение географических координат.
Цель работы: формирование умений определять расстояния на топографической карте, географических координат по глобусу и карте; формирование знаний о географическом положении своего населенного пункта.
Оборудование: учебник, карты: топографическая, полушарий, глобус, разметочный циркуль, линейка.
- Обозначение на контурной карте гор и равнин.
Цель работы: формирование умений обозначать на контурной карте гор и равнин на основе комплексного использования физической и контурной карт; развитие умений определять географические координаты.
Оборудование: учебник, атлас, контурные карты.
- Обработка результатов наблюдений за погодой (график температур).
Цель работы: формирование умений обрабатывать материалы своих наблюдений за погодой, строить графики хода температур.
Оборудование: календари погоды, графики температур.
- Вычерчивание «розы ветров».
Цель работы: развитие умений анализировать данные наблюдений за погодой, формирование умений построения «розы ветров».
Оборудование: календари погоды, учебник, тетрадь, линейка, карандаш.
- Обозначение на контурной карте водных объектов.
Цель работы: формирование умений обозначать на контурной карте водные географические объекты.
Оборудование: учебник, атлас, контурные карты.
- Описание географического положения одной из рек.
Цель работы: формирование умений определять географическое положение рек.
Оборудование: учебник, атлас.
- Тестирование (см. Смирнова М.С. Тесты по географии. К учебнику В.П. Дронова, Л.Е. Савельевой «География. Землеведение. 6 класс» - М.: Экзамен, 2010)
Перечень учебно-методических средств обучения
Литература основная:
- Дронов В.П. География. Землеведение. 6 класс. / В.П.Дронов , Л.Е.Савельева – М.: Дрофа, 2009. – 221с.
дополнительная:
- Евдокимов В.И.. География. Полный курс в географических диктантах. – 2-е изд. – М.: «Московский Лицей», - 2004, 312 с.
- Петрова Н.Н. Тесты по географии. 6-10 классы: Метод. Пособие. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000. – 128 с.
- Пятунин В.Б. Контрольные и проверочные работы по географии. 6-10 классы: Метод. Пособие. – М.: Дрофа, 1996. – 192с.
- Сиротин В.И. Практические работы и самостоятельные работы по географии (6-10 классы): Книга для учителя. М.: Просвещение, 1997.
- Смирнова М.С. Тесты по географии. К учебнику В.П. Дронова, Л.Е. Савельевой «География. Землеведение. 6 класс» - М.: Экзамен, 2010.
- Элькин Г.Н. География. Тесты 6-7 классы – С-Пб: Паритет, 2005.
Оборудование и приборы:
Компьютер, мультимедиа учебник по географии для учащихся 6 классов. География. Начальный курс.
Географические карты (мира, отдельных областей земного шара, комплексные, политические, физические, России), печатные раздаточные пособия, статистические материалы, рисунки и тексты, комплекты таблиц демонстрационных по географии, портреты ученых-географов и путешественников.
ПРИБОРЫ ЛАБОРАТОРНЫЕ: компасы, комплект топографических инструментов учебный
ЦИФРОВЫЕ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ: термометр, барометр, гигрометр, угломер
ОБЪЕКТЫ НАТУРАЛЬНЫЕ: гербарии культурных и дикорастущих растений, коллекции «Горные породы и минералы», «Полезные ископаемые».
МОДЕЛИ, МАКЕТЫ, МУЛЯЖИ: глобусы, теллурий, рельефные модели : «Формы рельефа», «Стадии развития оврага», «Речная система».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по географии 9 класс к учебнику В.П.Дронова, В.Я.Рома "География России.Население и хозяйство.", 2 часа в неделю.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, поурочно-тематическое планирование....
Рабочая программа по географии 9 класс по программе Дронова
Рабочая программа 2 вида по географии 9 класс по программе Дронова...
Рабочая программа по географии 5-9 класс к авторской программе И.И.Бариновой, В.П.Дронова, И.В. Душиной, Л.Е Савельевой
Программа разработана на основе ФГОС ООО (второго поколения) (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373); по Программе...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа по географии 9 класс по учебнику Дронова В.П. Географии России.Хозяйство.
Рабочая программа составлена в соответствии с ФК ГОС...
Рабочая программа по географии. 5 класс. Учебник Летягин А.А. География. Начальный курс. Под ред. В.П.Дронова
laquo;География. Начальный курс» - первый систематический курс, новой для школьников, учебной дисциплины. В процессе формирования представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях...
Рабочая программа по географии. 6 класс. Учебник Летягин А.А. География. Начальный курс. Под ред. В.П. Дронова
В процессе изучения курса формируются представления о Земле как о природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении курса географии в 6 классе продолжается фор...