Разработка урока "Реки" 6 класс
план-конспект урока (география, 6 класс) на тему

Реки в работах великих художников, поэтов и писателей. Работа над понятиями: река, приток, истоки, устье, водораздел, бассейн, речная система.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reki.docx23.05 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «КЯТСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
                   БУИНСКОГО РАЙОНА  РТ"

                  Цели и задачи урока:

Назвать воды суши, изучить части речной системы; познакомиться с понятиями «река», «исток», «устье»,  «приток», «водораздел», «бассейн рек».

  Учить показывать на карте реки; находить речные системы крупнейших рек мира и России.

                Оборудование урока:

Физические карты мира, России, атласы, контурные карты, презентация к уроку.

   

Урок подготовила учитель географии Тихонова А.Л.

1 . Орг. Момент.

Проверка рабочего места.

2. Изучение новой темы.

-- Темой нашего урока будет отгадка следующей загадки.

Течёт, течёт – не вытечет;

Бежит, бежит – не выбежит.

Или: Не конь, а бежит.

          Не лес, а шумит.

-- Вы уже поняли, что темой нашего урока будет «Река».

Запишем тему «Воды суши. Река».

Мы с вами на уроке  познакомимся с новыми понятиями «река», «исток», «приток», «водораздел», бассейн реки». Научимся находить и показывать на карте крупнейшие реки мира и России, поговорим о нашей реки Свияге и совершим путешествие по великой реке мира Нил. Итак, в добрый путь за знаниями!

 Много великих и прекрасных художников изображали на  своих картинах реки. (По слайдам презентации назвать картины и их авторов). Не только художники, но и поэты и писатели  посвящали свои произведения рекам. (Дети читают стихи).

  « О, Волга, колыбель моя,

Любил ли кто тебя, как я!»

          (Н. Некрасов)

                                    Дары Терека.

Терек воет дик и злобен,

Меж увесистых громад.

Буре плач его подобен,

Слёзы брызгами летят.

Но по степи разбегаясь,

Он лукавый принял вид,

И, приветливо, ласкаясь,

Морю Каспию журчит.

    (М. Лермонтов).

--Ребята, даже в стихах видно плавное течение реки Волги и стремительный и шумный бег горной реки Терек.

Реки для человека чрезвычайно важны. Недаром историк В.О. Ключевский так сказал о значение рек.

«…Нашу русскую историю во многом предначертали реки…на реке русский человек оживал и жил с нею душа в душу. Он любил свою реку…При переселениях река указывала ему путь, при поселении она – его неизменная соседка: он жался к ней. На её пойменном берегу ставил своё жильё, село или деревню…Для торговца она – готовая летняя и даже зимняя ледяная дорога…

- Ребята, а на берегу какой реки мы проживаем? (на Свияге). Верно, и нашим малым рекам России будет в дальнейшем посвящён целый урок, где мы более подробно и детально познакомимся с нашей рекой.

 - Итак, что же такое РЕКА? (Дети дают свои определения). Давайте сравним ваши высказывания с точным определением реки по учебнику.     

  Далее по определению: Постоянные потоки – сплошной линией, временные – штрихами. В Африке они называются вади, В Австралии  - криками.

--Когда показывают реки на карте, то указку перемещают вдоль линии – от истоков к устью.

Исток  --начало реки. (По презентации). Это может быть простой родник, ледник, болото, другая река.

(По карте) Совершим воображаемое путешествие по реке от её истока к устью. Справа от нас будет располагаться правый берег, с лева. Соответственно, левый берег. Река на своём бегу принимает притоки; правые и левые. Для Волги река Ока – правый приток, Кама – левый приток. Приток, запишем в тетрадь.

  Главная река и её притоки образуют речную систему.

Река собирает свои воды с ручьёв, с подземных вод. И эту территорию суши, с площади которой все воды текут в реку называют бассейном реки. Самый большой бассейн в мире у реки Амазонка – 7180 кв. км; в России – у реки Обь – 2990 кв. км. Мы проживаем на территории  бассейна великой реки Волги.

  Между 2-мя соседними бассейнами проходит линия водораздела. В горах она ярко выражена и совпадает с линией главного хребта. Например, Верхоянский хребет является водоразделом рек Лена и Яна. (По карте показать и на слайде) На равнинах водоразделом находится на плоских возвышенностях.

    И вот река заканчивает свой путь. Путь у рек различен. Самая длинная река в мире (по карте показать)

Нил – 6671 км,  далее по порядку:

Амазонка -  6420 км

Миссисипи – 6400 км

Янцзы – 5800 км

Обь с Иртышом – 5510 км

Хуанхэ – 4845 км

Волга – 3531 км

Нева – 74 км.

Место, где река впадает в другую реку, в озеро или в море – называют устьем. Основные типы устьев рек – простые устья, эстуарии, дельты.

 Основными типами устьев  являются: простые, эстуарии и дельты. Эстуарии – воронкообразные устья, расширяющие в сторону моря и имеют большие глубины. Устье в виде эстуария имеют российские реки Амур и Енисей. Дельта реки – низменность. Сложенная речными наносами и прорезанная многочисленными протоками. Дельта реки формируется постепенно. Дельту имеют реки     Амазонка,  Лена, Волга, Нил.

2. Первичное закрепление:

Чтение терминов по тетради. Работа по слайду: повторение частей реки.

Исследовательская работа. Описание географического положения реки Нил.

Совершим путешествие по самой длинной реке мира Нил. (Ученик рассказывает и вывешивает листочки с основными значениями)

По слайду:

1.Положение реки на градусной сетке.

2. Начало (исток) реки.

3.Притоки реки. Названия притоков.

5. Названия стран, по которым протекает река.

6. Устье реки. Его тип.

7. Длина реки.

Аналогично дети описывают реку Волгу.

Работа в к/картах. Обозначение рек: Амазонка, Нил, Волга, Янцзы, Хуанхэ, Обь, Амур, Миссисипи.

5. Итог урока: С чем познакомились на уроке. Названия частей рек.

6. Домашнее задание: П. 35, работа в к/картах.

7. Оценки.

Загадки о реках:

  1. Я – сибирская река,

Широка и глубока.

Букву «е» на «у» смени –

Стану спутником земли.

                (Лена-Луна)

  1. Ты меня, наверно, знаешь,

Я сказки Пушкина героя.

Но если «л» на «н» сменяешь,

Сибирской стану я рекой.

                (Елисей - Енисей)

  1. Вот вам лёгкая шарада:

К ноте "Н" прибавить надо.

Нота больше не поёт,

А рекой она течёт.

(До + Н = Дон.)

  1. С "К" - коль к карте обратиться –

Это Турции столица.

С  "Г" - Сибирская река,

Полноводна, глубока.

(Анкара - Ангара.)

  1. Междометие - слог первый.

Среди птиц ищи второй.

Третий - буква.

По Уралу протекаю я рекой.

                        (чу-сова-я).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка мастер-класса по географии 9 класс "Сюрпризы осени"

Конечная цель учебного проекта-создание сети блинных на территории Ростовской области, доказать их экономическую состоятельность....

Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR» Тема: «Проведение Мастер-класса по выполнению вечерней прически » .

Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR»Тема:  «Проведение Мастер-класса по выполнению  вечерней прически »Цель:     Дать учащимся возможность...

Разработка мастер-класса учителя по теме: "Признаки параллельности прямых" в 7-м классе.

Это разработка проведенно мастер-класса  учителем математики Бегзи Д.Д. на тему: "Прихнаки параллельности прямых" для учащихся 7-го класса....

Методическая разработка мастер-класса по батику Мастер-класс «Развивающие кубики для детей дошкольного возраста»

Методическая разработка мастер-класса по батику Мастер-класс  «Развивающие кубики для детей дошкольного возраста»...

Методическая разработка мастер-класса по батику Мастер-класс «Роспись праздничной открытки»

Методическая разработка мастер-класса по батику Мастер-класс  «Роспись праздничной открытки»...

Методическая разработка Мастер-класса Тема: «Мастер-класс «Антивирусинка»

Описание: Превосходным материалом для творчества является фоамиран. Из него можно сделать огромное количество оригинальных поделок. В этом мастер классе  я  расскажу: как сделать ...

Разработка мастер - класса Шубиной Ларисы Викторовны на тему: "Изучение элементов бурятского танца по некотрым разработкам Т.Е. Гергесовой"

Разаботка мастер - класса на тему: "Изучени элементов бурятского танца по некоторым разработкам ТЕ Гергесовой"...