Рабочая программа по географии для 10 класса
материал по географии (10 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по географии для 10 класса разработана на основе федерального компонента государственного стандарта , примерной программы основного (общего) образования по географии (Сборник нормативных документов. География. М., Дрофа, 2008г.) Рабочая программа рассчитана на 35 часов из расчета 1 час в неделю, что соответствует учебному плану школы на 2011 – 2012 учебный год.
Характеристика предмета
Географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.
Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.
Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам. Изучение географии в 10 классе направлено на достижение следующих целей.
Цели и задачи
- освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
- овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
- воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде;
- использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.
школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения географии на базовом уровне учебник должен знать/понимать
- Основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
- Особенности размещения основных видов природных ресурсов, из главные местонахождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
- Географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
- Особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
уметь
- Определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
- Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
- Применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
- Составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
- Сопоставлять географические карты различной тематики;
Содержание предмета
№ п/н | Наименования разделов | Количество часов |
1 | Современные методы географических исследований | 3 |
2 | Современная политическая карта мира | 5 |
3 | Природа и человек в современном мире | 4 |
4 | Население мира | 7 |
5 | География мирового хозяйства | 14 |
6 | Географические аспекты современных глобальных проблем человечества | 4 |
Итого: 35 часов
Учебно-методический комплект
1. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса М., «Просвещение», 2008 г.
2. Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнение глав к учебнику для 10 класса М., «Дрофа», 2004 г.
3. Максаковский В.П. Методическое пособие по экономической социальной географии мира 10 класс. М., «Просвещение», 2004 г
КАЛЕНДАРНО –ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 10 КЛАССА
Раздел 1.Современные методы географических исследований
Дата План/ Факт | Тема урока | Практическая работа | Умения и навыки | Контроль знаний | Оборудование | Домашнее задание | Примечания | ||||
2.09 | 1. Положение географии в системе наук. | Ознакомить со структурой курса, с источниками информации, с особенностями учебника. | Политическая карта мира, атласы | Стр.5 -7 | |||||||
9.09 | 2.Традиционные и новые методы географических исследований. | Анализ карт различной тематики | Ознакомить с традиционными и новыми методами географических исследований: статистический метод, экспедиции, стационарные наблюдения и т.д. | Различные тематические карты, справочники | Записи в тетради | ||||||
16.09 | 3.Виды географической информации, ее роль и использование в жизни людей. | Ознакомить с видами географической информации, ее роли и использование в жизни людей. | Различные тематические карты, справочники | Записи в тетради | |||||||
23.09 | 1.Формирование политической карты мира. | Показать влияние международных отношений на политическую карту мира, и составлять конспект. | Карточки, индив. дом. контрольные работы «Полит. карта мира». | Политическая карта мира, атласы | Тема 1.§ 2 пер.), доп. сообщение «Непризнанные госуд.» | ||||||
30.09 | 2.Разнообразие стран мира. Количество и группировка стран. | Сформировать представление о разнообразие стран, познакомить с классификацией стран, показать место России в мире. Умение слушать и писать конспект. Отрабатывать навыки работы с политической картой. | карточки | Политическая карта мира, атласы | Тема 1.§ 1(выуч. и показывать по карте развитые страны) | ||||||
7.10 | 3.Разнообразие стран мира. Типология стран | Сформировать представление о разнообразие стран, познакомить с классификацией стран, показать место России в мире. Умение слушать и писать конспект. государственно. Отрабатывать навыки работы с политической картой.
| карточки | Политическая карта мира, атласы | Тема 1.§ 1(выуч. и показывать по карте развивающие страны) | ||||||
14.10 | 4.Государственный строй стран мира | » | Знание о формах государственного правления и административно – территориального устройства, закрепить знание номенклатуры. Формировать умение составлять систематизирующие таблицы. | карточки | Политическая карта мира, атласы | Тема.1 .§3(перес.), завершить практ. работу | |||||
21.10 | 5.Зачет по теме «Политическая карта мира» | Проверить уровень усвоения знаний по теме; закрепить знание основных терминов и понятий темы; обобщить знания по теме «Политическая карта мира» | Устно по билетам и тест «Политическая карта мира» | Политическая карта мира, атласы | |||||||
Раздел 2. Природа и человек в современном мире | |||||||||||
28.10 | 1.Взаимодействие общества и природы. Рациональное и нерациональное природопользование. | Понятия: географическая среда, ресурсообеспеченность, Природопользование. Определить степень воздействия человеческого фактора на состояние окружающей среды в развитых и развивающих странах. | карточки | Карта «Минеральные ресурсы», атлас | Тема 2. §1(перес.), (работа в творческих группах) | ||||||
11.11 | 2.Мировые природные ресурсы. Минеральные ресурсы, земельные. | Знакомство с закономерностями распределения ресурсов и обеспеченности стран и регионов мира. | карточки | Карта «Минеральные ресурсы», атлас | §2 (работа в творческих группах) | ||||||
18.11 | 3. Водные, биологические ресурсы, ресурсы Мирового океана, рекреационные ресурсы. | Практическая работа №3 «Оценка ресурсообеспеченности стран основными видами природных ресурсов» | Знакомство с закономерностями распределения ресурсов и обеспеченности стран и регионов мира. Формировать умение определять по таблицам и картам степень ресурсообеспеченности стран и районов мира. Навыки работы с картами и текстом | карточки | Карта «Минеральные ресурсы», атлас | §2 (работа в творческих группах) | |||||
Практическая работа №1 «Оценка ресурсообеспеченности стран основными видами природных ресурсов» | |||||||||||
25.11 | 4.Загрязнение и охрана окружающей среды | Анализ карт природопользования с целью выявления районов острых геоэкологических ситуаций. | Ознакомить с проблемой антропогенного загрязнения атмосферы, гидросферы, литосферы и рассмотреть 3 главных пути решения проблем охраны окружающей среды. Формировать экологическое мышление учащихся. | Карточки блок самоконтроля | Политическая карта мира, карта «Минеральные ресурсы». | § 3, блок самоконтроля, стр.48 | |||||
Раздел 3. Население мира . | |||||||||||
2.12 | 1.Численность и воспроизводство населения. | Сформировать представление о численности населения Земли; закономерностях динамики численности мирового населения. Познакомить с теорией Мальтуса о народонаселении. | карточки | Политическая карта мира, атласы, карта-схема ночного снимка Земли. | Тема 3. §1 п.1-3(перес.), доп. сообщ. | ||||||
9.12 | 2. Типы воспроизводства населения. Демографическая политика. | Оценка основных показателей уровня и качества жизни населения в разных странах. | Сформировать представление о типах воспроизводства населения, о демографической политике в странах с разным темпом воспроизводства населения (в частности в России), о продолжительности жизни. | карточки | Политическая карта мира, атласы | §1 п.3-7(пер.) | |||||
16.12 | 3.Состав населения: половозрастной состав. | Выявить географические особенности полового и возрастного состава населения. | карточки | Политическая карта мира, атласы | §2 п.1-2 (пер.) | ||||||
Практическая работа№2 « Сравнение возрастно-половых пирамид стран, различающихся типами воспроизводства населения» | |||||||||||
23.12 | 4.Этнический и религиозный состав населения. Основные очаги этнических и конфессионных конфликтов. | Составление схемы «Основные языковые семьи мира». | Сформировать представление о религиозном и этническом составе; о религиозных конфликтах и географии основных видов религии. | Карточки | Политическая карта мира, карта этнического населения мира, атласы | §2 п.3-5 (пер.) доп. сообщ. | |||||
30.12 | 5.Размещение населения. Миграции | Представление об особенностях размещения населения; знакомство с основными миграционными явлениями в мире. | Карточки | Политическая карта мира, карта плотности населения мира, атласы | §3 (пер.) | ||||||
13.01 | 6.Урбанизация в современном мире | Практическая работа «Сравнение состава населения развитых и развивающих стран». | Представление об урбанизации как всемирном процессе; видах, этапах урбанизации. | Карточки, блок самоконтроля | Политическая карта мира, атласы | §4 (пер.), подготовится к зачету (таблица, термины) | |||||
20.01 | 7. Зачет по теме «Население мира». | Закрепить понятия и термины; проверить уровень знаний и умений по теме «Население мира». | Устно по таблице, термины. Тест «Население мира». | Карты:полити ческая мира, плотности населения мира, атласы | |||||||
Раздел 4. География мирового хозяйства | |||||||||||
27.01 | 1.Основные этапы формирования мирового хозяйства. | Сформировать понятие «мировое хозяйство», «международное географическое разделение труда», «международная экономическая интеграция ознакомить с причинами специализации стран мира. | Политическая карта мира, атласы | Тема 4. §2 (пер.) | |||||||
3.02 | 2.Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства | Дать представление о типах структуры хозяйства и географических моделях мирового хозяйства; знания о влияние НТР на отраслевую и территориальную структуру мирового хозяйства; | Политическая карта мира, атласы | § 3 (пер.) | |||||||
Практ.работа №3 | Характеристика стран центра, полупереферии и переферии. | ||||||||||
10.02 | 3.Факторы размещения отраслей мирового хозяйства | Формировать знания о факторах размещения отраслей мирового хозяйства, умение работать с тематическими картами. | Тест «Мировое хозяйство» блок самоконтроля | Политическая карта мира, атласы, | § 4 (пер.) | ||||||
17.02 | 5.География промышленности. Топливно-энергетический комплексмира. | Определение обеспеченности различных стран мира и России энергетическими ресурсами. | Представление о топливном балансе мира; характеристика газовой и угольно и нефтяной промышленности мира; рассмотреть рост производства различных видов топлива; | карточки | Карты: топливная промышленность мира и электроэнергетика мира, атласы. | Тема 5. §1 п.1-4 (пер.) доп. сообщ. | |||||
24.02 | 6.Горнодобывающая и металлургическая промышленность. | Сформировать представление о современном развитии черной и цветной металлургии мира. Знакомство с основными металлургическими базами мира | карточки | Карты: черная и цветная металлургия мира, атласы | §1 п.6-7 (пер.) | ||||||
2.03 | 7.Машиностроение, химическая, лесная и легкая промышленность. | Знать главные центры машиностроения, химической, лесной и деревообрабатывающей промышленности. | карточки | Карты тематические | §1 п.8-12 (пер.) | ||||||
9.03 | 8.География сельского хозяйства. | Знать структуру сельского хозяйства; познакомится с понятием «зеленая революция», типами сельского хозяйства. | карточки | Карты отраслей сельского хозяйства мира, атласы. | §2п.1-3 (пер.) доп. сообщ. | ||||||
16.03 | 9.Растениеводство и животноводство | Знать главные сельскохозяйственные районы мира. | карточки | Карты отраслей сельского хозяйства мира, | §2п.4-8 (пер.) доп. сообщ. | ||||||
23.03 | 10.География транспорта мира | Сформировать представление о структуре транспорта мира; определить основные направления изменения транспорта в эпоху НТР. | карточки | Карта транспорта мира, атласы. | § 3п.1-3 (пер.) | ||||||
6.04 | 11.Современные виды транспорта и связи. | Составление таблицы «Особенности различных видов транспорта» | Развивать умение работать в группах; с разными источниками информации; самостоятельно готовить доклады, рефераты. | карточки | Карта транспорта мира, атласы | § 3п.4-6 (пер.) доп. сообщ. | |||||
13.04 | 12.Международные экономические отношения. | Дать представление о международных экономических отношениях. | блок самоконтроля | Политическая карта мира, атласы | § 4 (пер.) блок самоконт. | ||||||
20.04 | 13.Обобщение знаний по теме «Мировое хозяйство». | Закрепить понятия и термины; проверить уровень знаний и умений по теме « Мировое хозяйство». | Тест « Отрасли мирового хозяйства» | Политическая карта мира, атласы |
Раздел 5. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества
27.04 | 1. Понятие о глобальных проблемах. | Политическая карта мира, атласы | Т.11, п.1 | ||||
4.05 | 2.Глобальные проблемы и пути их решения. Проблемы преодоления отсталости развивающихся стран. | Дать представление о глобальных проблемах и путях их решения | Политическая карта мира, атласы | П.2 | |||
11.05 | 3. Глобальные проблемы и пути их решения | Дать представление о глобальных проблемах и путях их решения | Политическая карта мира, атласы | П.3 | |||
18.05
| 4.Глобальные проблемы | тест | В тетради | ||||
25.05 | 5..Урок обобщающего повторения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной
Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии 5 класс.В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учеб-ник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 5 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просве...
Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение...
Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение...
Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение...