Рабочая программа по географии для 10 класса
материал по географии (10 класс) по теме

Гаврилова Татьяна Леонидовна
Рабочая програма рассчитана на 35 часов

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rab.prog_.10kl.sosh4_.zip20.1 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Статус документа

           Рабочая программа по географии для 10 класса разработана на основе федерального компонента государственного стандарта , примерной программы основного (общего) образования по географии (Сборник нормативных документов. География. М., Дрофа, 2008г.)    Рабочая программа рассчитана на 35 часов из расчета 1 час в неделю, что соответствует учебному плану школы на 2011 – 2012 учебный год.

Характеристика предмета

Географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.

Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.

Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам. Изучение географии в 10 классе направлено на достижение следующих целей.

Цели и задачи

       

  1. освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
  2. овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;
  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
  4. воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде;
  5. использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.

школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей.

Требования к уровню подготовки

        В результате изучения географии на базовом уровне учебник должен знать/понимать

  1. Основные географические понятия  и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
  2. Особенности размещения основных видов природных ресурсов, из главные местонахождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве  жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
  3. Географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
  4. Особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

уметь

  1. Определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
  2. Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
  3. Применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
  4. Составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
  5. Сопоставлять географические карты различной тематики;

Содержание предмета

п/н

Наименования разделов

Количество часов

1

Современные методы географических исследований

3

2

Современная политическая карта мира

5

3

Природа и человек в современном мире

4

4

Население мира

7

5

География мирового хозяйства

14

6

Географические аспекты современных глобальных проблем человечества

4

Итого: 35 часов

Учебно-методический комплект

1. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса М., «Просвещение», 2008 г.

2. Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнение глав к учебнику для 10 класса М., «Дрофа», 2004 г.

3. Максаковский В.П. Методическое пособие по экономической  социальной географии мира 10 класс. М., «Просвещение», 2004 г

КАЛЕНДАРНО –ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 10 КЛАССА

   Раздел 1.Современные методы географических исследований

Дата

План/ Факт

Тема урока

Практическая работа

             Умения и навыки

Контроль знаний

Оборудование

 Домашнее задание

Примечания

2.09

1. Положение географии в системе наук.

Ознакомить со структурой курса, с источниками информации, с особенностями учебника.

Политическая карта мира, атласы

Стр.5 -7

9.09

2.Традиционные и новые методы географических исследований.

Анализ карт различной тематики

Ознакомить с традиционными и новыми методами географических исследований: статистический метод, экспедиции, стационарные наблюдения и т.д.

Различные тематические карты, справочники

Записи в тетради

16.09

3.Виды географической информации, ее роль и использование в жизни людей.

Ознакомить  с видами географической информации, ее роли и использование в жизни людей.

Различные тематические карты, справочники

Записи в тетради

23.09

1.Формирование политической карты мира.

Показать влияние международных отношений на политическую карту мира, и составлять конспект.

Карточки,

индив. дом. контрольные работы «Полит.  карта мира».

Политическая карта мира, атласы

Тема 1.§ 2 пер.), доп. сообщение «Непризнанные госуд.»

30.09

2.Разнообразие стран мира. Количество и группировка стран.

Сформировать представление о разнообразие стран, познакомить с классификацией стран, показать место России в мире. Умение слушать и писать конспект. Отрабатывать навыки работы с политической картой.                    

карточки

Политическая карта мира, атласы

Тема 1.§ 1(выуч. и показывать по карте развитые страны)

7.10

3.Разнообразие стран мира. Типология стран

Сформировать представление о разнообразие стран, познакомить с классификацией стран, показать место России в мире. Умение слушать и писать конспект. государственно. Отрабатывать навыки работы с политической картой.    

             

 

карточки

Политическая карта мира, атласы

Тема 1.§ 1(выуч. и показывать по карте развивающие страны)

14.10

4.Государственный строй стран мира

»

Знание о формах государственного правления и административно – территориального устройства, закрепить знание номенклатуры. Формировать умение составлять систематизирующие таблицы.

карточки

Политическая карта мира, атласы

Тема.1

.§3(перес.), завершить практ. работу

21.10

5.Зачет по теме «Политическая  карта мира»

Проверить уровень усвоения знаний по теме; закрепить знание основных терминов и понятий темы; обобщить знания по теме «Политическая  карта мира»

Устно по билетам и тест «Политическая  карта мира»

Политическая карта мира, атласы

 Раздел 2. Природа и человек в современном мире

28.10

1.Взаимодействие общества и природы. Рациональное и нерациональное природопользование.

Понятия: географическая среда, ресурсообеспеченность,

Природопользование. Определить степень воздействия человеческого фактора на состояние окружающей среды в развитых и развивающих странах.

карточки

Карта «Минеральные ресурсы», атлас

Тема 2. §1(перес.), (работа в творческих группах)

11.11

2.Мировые природные ресурсы. Минеральные ресурсы, земельные.

Знакомство с закономерностями распределения ресурсов и обеспеченности стран и регионов мира.

карточки

Карта «Минеральные ресурсы», атлас

§2 (работа в творческих группах)

18.11

3. Водные, биологические ресурсы, ресурсы Мирового океана, рекреационные ресурсы.

Практическая работа №3  «Оценка ресурсообеспеченности стран основными видами природных ресурсов»

Знакомство с закономерностями распределения ресурсов и обеспеченности стран и регионов мира. Формировать умение определять по таблицам и картам степень ресурсообеспеченности стран и районов мира. Навыки работы с картами и текстом

карточки

Карта «Минеральные ресурсы», атлас

§2 (работа в творческих группах)

Практическая работа №1 «Оценка ресурсообеспеченности стран основными видами природных ресурсов»

25.11

4.Загрязнение и охрана окружающей среды

Анализ карт природопользования с целью выявления районов острых геоэкологических ситуаций.

Ознакомить с проблемой антропогенного загрязнения атмосферы, гидросферы, литосферы и рассмотреть 3 главных пути решения проблем охраны окружающей среды. Формировать экологическое мышление учащихся.

Карточки

блок самоконтроля

Политическая карта мира, карта «Минеральные ресурсы».

§ 3, блок самоконтроля, стр.48

Раздел 3.    Население  мира

.

2.12

1.Численность и воспроизводство населения.

Сформировать представление о

численности населения Земли;

 закономерностях динамики численности  мирового населения. Познакомить с теорией Мальтуса о народонаселении.

карточки

Политическая карта мира, атласы, карта-схема ночного снимка Земли.

Тема 3. §1 п.1-3(перес.), доп. сообщ.

9.12

2. Типы воспроизводства населения. Демографическая политика.

Оценка основных показателей уровня и качества жизни населения  в разных странах.

 Сформировать представление о типах воспроизводства населения, о  демографической политике в странах с разным темпом воспроизводства населения (в частности в России), о продолжительности жизни.

карточки

Политическая карта мира, атласы

§1 п.3-7(пер.)

16.12

3.Состав населения: половозрастной состав.

Выявить географические особенности полового и возрастного состава населения.

карточки

Политическая карта мира, атласы

§2 п.1-2 (пер.)

Практическая работа№2

 « Сравнение возрастно-половых пирамид стран, различающихся типами воспроизводства населения»

23.12

4.Этнический и религиозный состав населения. Основные очаги  этнических и конфессионных конфликтов.

Составление схемы «Основные языковые семьи мира».

Сформировать представление о религиозном и этническом составе; о религиозных конфликтах и географии основных видов религии.

Карточки

Политическая карта мира, карта этнического населения мира, атласы

§2 п.3-5 (пер.) доп. сообщ.

30.12

5.Размещение населения. Миграции

Представление об особенностях размещения населения; знакомство с основными миграционными явлениями в мире.

Карточки

Политическая карта мира, карта плотности населения мира,  атласы

§3 (пер.)

13.01

6.Урбанизация в современном мире

 Практическая работа  «Сравнение состава населения развитых и развивающих  стран».

Представление об урбанизации как всемирном процессе; видах, этапах  урбанизации.

   Карточки, блок самоконтроля

Политическая карта мира, атласы

§4 (пер.), подготовится к зачету (таблица, термины)

20.01

7. Зачет по теме «Население мира».

Закрепить понятия и термины;  проверить уровень знаний и умений по теме «Население мира».

Устно по таблице, термины. Тест

«Население мира».

Карты:полити

ческая  мира,  плотности населения  мира, атласы

Раздел 4. География мирового хозяйства

27.01

1.Основные этапы формирования мирового хозяйства.

Сформировать понятие  «мировое хозяйство», «международное географическое  разделение  труда», «международная экономическая  интеграция ознакомить с причинами  специализации стран мира.

Политическая карта мира, атласы

Тема 4. §2 (пер.)

3.02

2.Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства

Дать  представление о типах структуры хозяйства и  географических моделях мирового хозяйства;  знания о  влияние НТР на отраслевую и территориальную структуру мирового хозяйства;

Политическая карта мира, атласы

 § 3 (пер.)

Практ.работа №3

Характеристика стран центра, полупереферии и переферии.

10.02

3.Факторы размещения отраслей мирового хозяйства

Формировать знания о факторах размещения отраслей мирового хозяйства, умение работать с тематическими картами.

Тест «Мировое хозяйство»

блок самоконтроля

Политическая карта мира, атласы,

§ 4 (пер.)

17.02

5.География промышленности. Топливно-энергетический комплексмира.

Определение обеспеченности различных стран мира и России энергетическими ресурсами.

Представление о топливном балансе мира; характеристика газовой и угольно и нефтяной промышленности мира; рассмотреть рост производства различных видов топлива;

карточки

Карты: топливная  промышленность  мира и электроэнергетика мира, атласы.

Тема 5. §1 п.1-4 (пер.) доп. сообщ.

24.02

6.Горнодобывающая и металлургическая промышленность.

 Сформировать представление  о современном развитии  черной и цветной металлургии мира.  Знакомство с основными  металлургическими базами мира

карточки

Карты: черная и цветная металлургия мира, атласы

§1 п.6-7 (пер.)

2.03

7.Машиностроение, химическая, лесная и легкая промышленность.

Знать главные центры машиностроения, химической, лесной и деревообрабатывающей промышленности.

карточки

Карты тематические

§1 п.8-12 (пер.)

9.03

8.География сельского хозяйства.

Знать структуру сельского хозяйства; познакомится  с понятием «зеленая революция», типами сельского хозяйства.

карточки

Карты отраслей сельского хозяйства мира, атласы.

§2п.1-3 (пер.) доп. сообщ.

16.03

 9.Растениеводство и животноводство

Знать главные сельскохозяйственные районы мира.

карточки

Карты отраслей сельского хозяйства мира,

§2п.4-8 (пер.) доп. сообщ.

23.03

10.География транспорта мира

Сформировать представление   о структуре транспорта мира; определить основные направления изменения транспорта в эпоху НТР.

карточки

Карта транспорта мира, атласы.

§ 3п.1-3 (пер.)

6.04

11.Современные виды транспорта  и связи.

Составление таблицы «Особенности различных видов транспорта»

Развивать  умение работать в группах; с  разными источниками информации; самостоятельно  готовить доклады, рефераты.

карточки

Карта транспорта мира, атласы

§ 3п.4-6 (пер.) доп. сообщ.

13.04

12.Международные экономические отношения.

Дать  представление о международных экономических отношениях.

блок самоконтроля

Политическая карта мира, атласы

§ 4 (пер.) блок самоконт.

20.04

13.Обобщение знаний по теме «Мировое  хозяйство».

Закрепить понятия и термины;  проверить уровень знаний и умений по теме « Мировое  хозяйство».

Тест «  Отрасли мирового хозяйства»

Политическая карта мира, атласы

Раздел 5. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества

27.04

1. Понятие о глобальных проблемах.

Политическая карта мира, атласы

Т.11, п.1

4.05

2.Глобальные  проблемы и пути их решения. Проблемы преодоления отсталости развивающихся стран.

Дать  представление о глобальных  проблемах и путях их решения

Политическая карта мира, атласы

П.2

11.05

3. Глобальные  проблемы и пути их решения

Дать  представление о глобальных  проблемах и путях их решения

Политическая карта мира, атласы

П.3

18.05

   

4.Глобальные проблемы

тест

В тетради

25.05

5..Урок обобщающего повторения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной

Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной...

Рабочая программа по географии 5 класс.В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учеб-ник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 5 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просве...

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...