Рабочая программа по географии для 6 класса
материал (география, 6 класс) по теме

Гаврилова Татьяна Леонидовна
Рабочая программа рассчитана на 35 часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rab.prog_.6kl.sosh_4.zip49.46 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

Статус документа

           Рабочая программа по географии для учащихся 6а класса разработана на основе федерального компонента государственного стандарта , примерной программы основного (общего) образования по географии (Сборник нормативных документов. География. М., Дрофа, 2008г.)    Рабочая программа рассчитана на 35 часов из расчета 1 час в неделю, что соответствует учебному плану школы на 2011 – 2012 учебный год.

Характеристика предмета

           Начальный курс географии – это первый по счету школьный курс географии. Начальный курс географии достаточно стабилен, с него начинается изучение географии в школе. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.

          При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топограф – картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.

           Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса в 6 классе начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.

           Региональный компонент реализуется при изучении тем: «План и карта», «Географическая оболочка».

           

. Цель курса:

  1. заложить основы географического образования учащихся.

Задачи курса:

  1. Показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;
  2. Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;
  3. Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;
  4. Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории;
  5. Показать школьникам, что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

       

        Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Требования к уровню подготовки

        В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
  1. географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем;
  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды,
  2. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  1. определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;
  1. учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  1. наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;
  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

                               

Тематический план:

п/н

Наименования разделов

Количество часов

1

Введение. Земля во Вселенной.

3

2

Географические модели Земли

7

3

Земная кора

7

4

Атмосфера

6

5

Гидросфера

6

6

Биосфера

4

7

Географическая оболочка

2

Итого: 35 часов.

Учебно-методический комплект:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

1.В.П. Дронов,Л.Е. Савельева. География.Землеведение. 6 класс – М.: Дрофа, 2009.      

2.    Методическое пособие Н.А. Никитина «Поурочные разработки по географии» М.: Вако, 2006.

3. За страницами учебника географии. – М.: Дрофа, 2005.

     4.Атлас. Физическая география, начальный курс. 6 класс.

              5.Тесты «География», 6 класс, К.: Магариф, 2003.

                                                               

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 6А КЛАССА

Тема

Тип урока

Элементы обязательного

минимума образования

Цели и задачи

Дополни-тельный материал

Формы контроля

Практические

работы

До-маш-нее зада ние

Дата про-ведения

Примечанияя

План

Факт

1.

Что изучает география

Урок изу-чения но-вого ма-териала

Развитие географиче-ских знаний человека о Земле. Представление о мире в древности. Эпоха Великих географических открытий. Выдающиеся географические открытия и исследования в России и в мире. Современные на-учные исследования кос-мического пространства

Знать/понимать: основные географи ческие понятия и термины

Вводная беседа

§1

6.09

2.

Земля и кос мос. Земля -часть Солнеч-ной системы

Урок изу-чения но-вого ма-териала

Солнце - источник жизни на Земле. Земля - одна из девяти планет Сол-нечной системы; ее бли-жайшие соседи. Луна -спутник Земли, их взаи-модействие. Влияние космоса на Землю и жизнь людей

Знать/понимать:

основные географи ческие понятия и термины; уметь со-поставлять геогра фические следствия движения Земли, географические яв-ления и процессы в геосферах, выяв-лять взаимосвязи меҗцу ними, их из-менение в результа-те деятельности че ловека

Сравнение Земли с обли-ком других планет Сол-нечной систе мы

Вводная беседа

§2,3

13.09

3.

Движение Земли

Урок изу-чения но-вого ма-териала

Объяснение географиче ских следст-вий движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси

Индивиду-альный, фронталь-ный опрос

§5

20.09

4.

Форма и раз меры Земли

Урок ак-туализа-ции зна-ний и умений

Индивиду-альный, фронталь-ный опрос

§6

27.09

тон. Опреде-ление рас-стояний, на-правлений, географиче-ских коорди нат точек по карте

прак-тикум

ская работа

Определение рас стояний на плане в масштабе, движение по азимуту, осущест-вление его привязки к местным объектам. Измерение относи-тельной высоты то чек местности, изо бражение рельефа местности горизон-талями. Решение практических задач по топографическому плану; описание мар-шрута; составление

5.

Глобус. Гра-

Урок изу-

Изображение поверхно-

Знать/понимать:

Ориентирова-

Определение элеме-

§7,8

4.10

дусная сеть.

чения но-

сти Земли на глобусе и

основные географи-

ние по карте;

нтов градусной сетки

Географиче-

вого ма-

карте. План местности.

ческие понятия и

чтение карт,

на глобусе и карте;

ские ко ординаты

териала

Географическая карта. Масштаб. Градусная сеть на плане и карте.

термины, различия плана, глобуса и гео-графических карт по

космических и аэрофото-снимков, ста-

географических ко ординат по карте по-лушарий и физиче-

6.

Изображение

Урок изу-

Практиче-

§9

11.10

земнои по-

чения но-

Способы картографиче-

содержанию, мас-

тистических

ская работа

ской карте России;

верхности на плоскости. Аэрофотосни-мки и косми-ческие сним-ки. Географи-ческие карты

вого ма-териала

ского изображения. Классификация карт. Чтение и использование карт. Ориентирование на местности. Составление плана местности

штабу, способам

картографического

изображения

материалов

направлении и рас-стояний. Нанесение на контурную карту географических объ-ектов и явлений. Чте ние карты; опреде ление местоположе-ния географических

7.

План местно-

Урок изу-

Практиче-

§10

18.10

сти. Услов-ные знаки, масштаб

чения но-вого ма териале

ская работа

объектов и явлений на карте, их описания по карте. Определе ние направлении на

8.

Ориентиро-

Урок ак-

Фронталь-

25.10

вание на ме-стности. Ком пас, азимут

туализа-ции зна-ний и умений

ный опрос

местности по компасу, местным признакам, звездам, Солнцу, ази-муту; расстояний на местности и плане.

9.

Работа с кар-

Урок-

Практиче-

15.11

тон. Опреде-ление рас-стояний, на-правлений, географиче-ских коорди нат точек по карте

прак-тикум

ская работа

Определение рас стояний на плане в масштабе, движение по азимуту, осущест-вление его привязки к местным объектам. Измерение относи-тельной высоты то чек местности, изо бражение рельефа местности горизон-талями. Решение практических задач по топографическому плану; описание мар-шрута; составление

простейшего плана местности. Состав-ление характеристи-ки карты

10.

Урок изу-

Литосфера: строение

Знать/понимать:

Возникнове-

Индивиду-

Изучение свойств ми-

§11,

2211

чения но-

земной коры. Геология

основные географи-

ние и геологи-

альный,

нералов, горных пород

13

вого ма-

ческие понятия и

ческая исто-

фронталь-

и полезных ископае-

териала

термины, географи-ческие явления и процессы в лито-сфере, взаимосвязи между ними, их из-менение в результа-те деятельности че ловека

рия Земли. Развитие гео-графических знаний чело века о Земле

ный опрос

мых (состав, цвет, тве-рдость, плотность и т. д.). Нанесение на кон-турную карту основных месторождений полез ных ископаемых, при-родных памятников литосферы

11.

Урок ак-

Рельеф (горы, равни-

Изучение

Работа с

§14

29.11

туализа-ции зна-ний и умений

ны), полезные ископае-мые, зависимость меж-ду рельефом, тектониче-ским строением и раз-мещением полезных ис-копаемых, влияние

свойств мине-ралов, горных пород, полез ных ископае-мых

картами атласа

12.

Урок ак-

Индивиду-

Определение по кар-

§15

6.12

туализа-ции зна-ний и умений

рельефа на жизнь и хо-зяйственную деятель-ность человека

альныи, фронталь-ный опрос

те сейсмических рай-онов земного шара. Нанесение на контур-ную карту основных зон землетрясений и вулканизма

13.

Урок ак-

Наблюдение

Работа с

Описание по карте

§20

13.12

туализа-ции зна-ний и умений

за объектами литосферы, описание на местности и по карте

картами атласа

географического по-ложения (ГП) гор и равнин. Определение по карте высоты гор и равнин

14.

Урок ак-

Индивиду-

§21

20.12

туализа-ции зна-ний и умений

альный, фронталь-ный опрос

простейшего плана местности. Состав-ление характеристи-ки карты

15.

Человек и земная кора

Урок ак-туализа-ции зна-ний и умений

Индивиду-альный, фронталь-ный опрос

        

§22

27.12

16.

Итоговый урок по разделу «Земная кора»

Практи кум

Тестирова-ние

17.01

17.

Из чего состоит атмосфера и как она устрое-на. Человек и атмосфера

Урок изу-чения но-вого ма-териала

Атмосфера: ветер, осад ки, образование ветра и его зависимость от атмо-сферного давления, воз-душные массы, погода и климат. Распределение тепла и влаги на поверх-ности Земли

Знать/понимать:

основные географи-ческие понятия и термины, географи-ческие явления и процессы в атмо-сфере, взаимосвязи между ними, их из-менение в результа-те деятельности че-ловека; географиче-скую зональность и поясность

Вводная беседа

Составление табли-цы «Воздушные мас сы и постоянные ветры земного ша-ра». Построение графика температу ры и облачности, ро-зы ветров; выделе-ние преобладающих типов погоды за пе риод наблюдения. Решение практиче-ских задач на опре-деление влажности, изменений темпера туры и давления воз духа с высотой

§23, 32

24.01

18.

Нагревание воздуха и его температура. Зависимость температуры от географиче-ской широты

Урок ак-туализа-ции зна-ний и умений

Индивиду-альный, фронталь-ный опрос

§24, 25

31.01

19.

Влага в атмо-сфере. Атмо-сферные осадки

Урок ак-туализа-ции зна-ний и умений

Индивиду-альный, фронталь-ный опрос

§26, 27

7.02

20.

Давление

атмосферы.

Ветры

Урок ак-туализа-ции зна-ний и умений

Индивиду-альный, фронталь-ный опрос

§28, 29

14.02

21.

Погода. Климат

Урок ак-туализа-ции зна-ний и умений

Индивиду-альный, фронталь-ный опрос

§30, 31

21.02

22.

Вода на Зем-ле. Кругово-рот воды в

Урок изу-чения но-вого ма-

Гидросфера: океан, мо-ре, озеро, река, мировой круговорот воды, движе-

Наблюдение за объектами гидросферы,

Вводная беседа

Нанесение на кон-турную карту эле-ментов географиче-

§33, 43

28.02

природе. Че-ловек и гид росфера

териала

ние вод в океанах. Миро вой океан и его роль в формировании состава атмосферы и климата Земли

их описание на местности и по карте. Оценка обес-печенности водными ре-сурсами раз-ных регионов Земли. При-родные па-мятники гид-росферы

ской номенклатуры. Определение по карте глубин морей и океа-нов, направлений морских течений. Оп ределение основных элементов речной системы одной из крупных рек мира. Нанесение на кон-турную карту эле ментов географиче-ской номенклатуры

23.

Мировой оке ан - основная часть гидро-сферы. Дви-жение воды в океане. Вол-ны

Урок ак-туализа-ции зна-ний и умений

Индивиду-альный, фронталь-ный опрос

§34, 36

6.03

24.

Реки. Жизнь рек

Урок ак-туализа-ции зна-ний и умений

Работа с

картами

атласа; ин-

дивидуаль-

ный, фрон-

тальный

опрос

§38, 39

13.03

25.

Озера и бо-лота. Под-земные воды

Урок ак-туализа-ции зна-ний и умений

Индивиду-альный, фронталь-ный опрос

§40, 41

20.03

26.

Итоговый урок по темам: «Атмосфера» и «Гидросфе ра»

Урок обобще-ния зна-ний и умений

Тестирова-ние

27.

Что такое биосфера и как она уст-роена. Роль биосферы в природе

Урок изу-чения но-вого ма-териала

Биосфера: распростра-нение растений и живот-ных на Земле, взаимо-связь биосферы с други-ми сферами географиче-ской оболочки и способы адаптации растений и животных к среде обита-ния. Почва как особое природное образование, условия формирования почв различного типа

Знать/понимать:

географические яв-ления и процессы в биосфере, измене-ния в результате деятельности чело-века; географиче-скую зональность и поясность

Вводная беседа

§44, 45

3.04

28.

Особенности жизни в океа не. Распро-странение жизни в океа не

Урок ак-туализа-ции зна-ний и умений

Индивиду-альный, фронталь-ный опрос

§46, 47

10.04

29.

Жизнь на по-верхности суши. Леса

Урок ак-туализа-ции зна-ний и умений

Индивиду-альный, фронталь-ный опрос

§48

17.04

30.

Жизнь в без-лесных про-странствах

Урок ак-туализа-ции зна-ний и умений

Индивиду-альный, фронталь-ный опрос

§49

24.04

31.

Почва. Человек

Урок обобще-ния зна-ний и умений

Наблюдение за изменени-ем почвенного покрова

Тестирова-ние

Определение состава почвы. Сравнение чернозема и подзоли-стой почвы по плану

§50, 51

1.05

32.

Из чего состо-ит географи-ческая обо-лочка. Осо-бенности гео-графической оболочки. Территори-альные ком плексы

Урок ак-туализа-ции зна-ний и умений

Природный комплекс (ландшафт), природная зона, широтная и высот-ная зональность, роль климата и рельефа в формировании природ-ных комплексов, измене-ние природных комплек сов в результате хо-зяйственной деятельно-сти человека

Знать/понимать:

основные географи-ческие понятия и термины, географи-ческие явления и процессы в геосфе-рах, взаимосвязи между ними, их из-менение в результа те деятельности че ловека; географиче-скую зональность и поясность

Наблюдения за раститель-ным и живот-ным миром для опреде-ления качест-ва окружаю-щей среды. Описание растительного и животного мира на мест-ности и по карте

Вводная беседа

Составление схемы «Взаимодействие оболочек Земли». Характеристика ком-понентов природы

§52, 53

8.05

33.

Выделение и описание при-родных терри-ториальных комплексов

Урок ак-туализа-ции зна-ний и умений

Индивиду-альный, фронталь-ный опрос

§54

15.05

34.

Итоговый урок по разделам «Биосфера» и «Географиче-ская оболочка»

Урок обобще-ния зна-ний и умений

Тестирова-ние

22.05

35.

Экскурсия: «Изучение природных комплексов»

Урок обобще-ния зна-ний и умений

29.05

Пояснительная записка

Статус документа

           Рабочая программа по географии для учащихся 6б класса разработана на основе федерального компонента государственного стандарта , примерной программы основного (общего) образования по географии (Сборник нормативных документов. География. М., Дрофа, 2008г.)    Рабочая программа рассчитана на 35 часов из расчета 1 час в неделю, что соответствует учебному плану школы на 2011 – 2012 учебный год.

Характеристика предмета

           Начальный курс географии – это первый по счету школьный курс географии. Начальный курс географии достаточно стабилен, с него начинается изучение географии в школе. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.

          При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топограф – картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.

           Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса в 6 классе начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.

           Региональный компонент реализуется при изучении тем: «План и карта», «Географическая оболочка».

           

. Цель курса:

  1. заложить основы географического образования учащихся.

Задачи курса:

  1. Показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;
  2. Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;
  3. Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;
  4. Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории;
  5. Показать школьникам, что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

       

        Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Требования к уровню подготовки

        В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
  1. географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем;
  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды,
  2. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  1. определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;
  1. учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  1. наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;
  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

                               

Тематический план:

п/н

Наименования разделов

Количество часов

1

Введение. Земля во Вселенной.

3

2

Географические модели Земли

7

3

Земная кора

7

4

Атмосфера

6

5

Гидросфера

6

6

Биосфера

4

7

Географическая оболочка

2

Итого: 35 часов.

Учебно-методический комплект:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

1.В.П. Дронов,Л.Е. Савельева. География.Землеведение. 6 класс – М.: Дрофа, 2009.      

2.    Методическое пособие Н.А. Никитина «Поурочные разработки по географии» М.: Вако, 2006.

3. За страницами учебника географии. – М.: Дрофа, 2005.

     4.Атлас. Физическая география, начальный курс. 6 класс.

              5.Тесты «География», 6 класс, К.: Магариф, 2003.

                                                               

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 6Б КЛАССА

Тема

Тип урока

Элементы обязательного

минимума образования

Цели и задачи

Дополни-тельный материал

Формы контроля

Практические

работы

До-маш-нее зада ние

Дата про-ведения

Примечанияя

План

Факт

1.

Что изучает география

Урок изу-чения но-вого ма-териала

Развитие географиче-ских знаний человека о Земле. Представление о мире в древности. Эпоха Великих географических открытий. Выдающиеся географические открытия и исследования в России и в мире. Современные на-учные исследования кос-мического пространства

Знать/понимать: основные географи ческие понятия и термины

Вводная беседа

§1

3.09

2.

Земля и кос мос. Земля -часть Солнеч-ной системы

Урок изу-чения но-вого ма-териала

Солнце - источник жизни на Земле. Земля - одна из девяти планет Сол-нечной системы; ее бли-жайшие соседи. Луна -спутник Земли, их взаи-модействие. Влияние космоса на Землю и жизнь людей

Знать/понимать:

основные географи ческие понятия и термины; уметь со-поставлять геогра фические следствия движения Земли, географические яв-ления и процессы в геосферах, выяв-лять взаимосвязи меҗцу ними, их из-менение в результа-те деятельности че ловека

Сравнение Земли с обли-ком других планет Сол-нечной систе мы

Вводная беседа

§2,3

10.09

3.

Движение Земли

Урок изу-чения но-вого ма-териала

Объяснение географиче ских следст-вий движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси

Индивиду-альный, фронталь-ный опрос

§5

17.09

4.

Форма и раз меры Земли

Урок ак-туализа-ции зна-ний и умений

Индивиду-альный, фронталь-ный опрос

§6

24.09

тон. Опреде-ление рас-стояний, на-правлений, географиче-ских коорди нат точек по карте

прак-тикум

ская работа

Определение рас стояний на плане в масштабе, движение по азимуту, осущест-вление его привязки к местным объектам. Измерение относи-тельной высоты то чек местности, изо бражение рельефа местности горизон-талями. Решение практических задач по топографическому плану; описание мар-шрута; составление

5.

Глобус. Гра-

Урок изу-

Изображение поверхно-

Знать/понимать:

Ориентирова-

Определение элеме-

§7,8

1.10

дусная сеть.

чения но-

сти Земли на глобусе и

основные географи-

ние по карте;

нтов градусной сетки

Географиче-

вого ма-

карте. План местности.

ческие понятия и

чтение карт,

на глобусе и карте;

ские ко ординаты

териала

Географическая карта. Масштаб. Градусная сеть на плане и карте.

термины, различия плана, глобуса и гео-графических карт по

космических и аэрофото-снимков, ста-

географических ко ординат по карте по-лушарий и физиче-

6.

Изображение

Урок изу-

Практиче-

§9

8.10

земнои по-

чения но-

Способы картографиче-

содержанию, мас-

тистических

ская работа

ской карте России;

верхности на плоскости. Аэрофотосни-мки и косми-ческие сним-ки. Географи-ческие карты

вого ма-териала

ского изображения. Классификация карт. Чтение и использование карт. Ориентирование на местности. Составление плана местности

штабу, способам

картографического

изображения

материалов

направлении и рас-стояний. Нанесение на контурную карту географических объ-ектов и явлений. Чте ние карты; опреде ление местоположе-ния географических

7.

План местно-

Урок изу-

Практиче-

§10

15.10

сти. Услов-ные знаки, масштаб

чения но-вого ма териале

ская работа

объектов и явлений на карте, их описания по карте. Определе ние направлении на

8.

Ориентиро-

Урок ак-

Фронталь-

22.10

вание на ме-стности. Ком пас, азимут

туализа-ции зна-ний и умений

ный опрос

местности по компасу, местным признакам, звездам, Солнцу, ази-муту; расстояний на местности и плане.

9.

Работа с кар-

Урок-

Практиче-

29.10

тон. Опреде-ление рас-стояний, на-правлений, географиче-ских коорди нат точек по карте

прак-тикум

ская работа

Определение рас стояний на плане в масштабе, движение по азимуту, осущест-вление его привязки к местным объектам. Измерение относи-тельной высоты то чек местности, изо бражение рельефа местности горизон-талями. Решение практических задач по топографическому плану; описание мар-шрута; составление

простейшего плана местности. Состав-ление характеристи-ки карты

10.

Урок изу-

Литосфера: строение

Знать/понимать:

Возникнове-

Индивиду-

Изучение свойств ми-

§11,

12.11

чения но-

земной коры. Геология

основные географи-

ние и геологи-

альный,

нералов, горных пород

13

вого ма-

ческие понятия и

ческая исто-

фронталь-

и полезных ископае-

териала

термины, географи-ческие явления и процессы в лито-сфере, взаимосвязи между ними, их из-менение в результа-те деятельности че ловека

рия Земли. Развитие гео-графических знаний чело века о Земле

ный опрос

мых (состав, цвет, тве-рдость, плотность и т. д.). Нанесение на кон-турную карту основных месторождений полез ных ископаемых, при-родных памятников литосферы

11.

Урок ак-

Рельеф (горы, равни-

Изучение

Работа с

§14

19.11

туализа-ции зна-ний и умений

ны), полезные ископае-мые, зависимость меж-ду рельефом, тектониче-ским строением и раз-мещением полезных ис-копаемых, влияние

свойств мине-ралов, горных пород, полез ных ископае-мых

картами атласа

12.

Урок ак-

Индивиду-

Определение по кар-

§15

26.11

туализа-ции зна-ний и умений

рельефа на жизнь и хо-зяйственную деятель-ность человека

альныи, фронталь-ный опрос

те сейсмических рай-онов земного шара. Нанесение на контур-ную карту основных зон землетрясений и вулканизма

13.

Урок ак-

Наблюдение

Работа с

Описание по карте

§20

3.12

туализа-ции зна-ний и умений

за объектами литосферы, описание на местности и по карте

картами атласа

географического по-ложения (ГП) гор и равнин. Определение по карте высоты гор и равнин

14.

Урок ак-

Индивиду-

§21

10.12

туализа-ции зна-ний и умений

альный, фронталь-ный опрос

простейшего плана местности. Состав-ление характеристи-ки карты

15.

Человек и земная кора

Урок ак-туализа-ции зна-ний и умений

Индивиду-альный, фронталь-ный опрос

        

§22

17.12

16.

Итоговый урок по разделу «Земная кора»

Практи кум

Тестирова-ние

24.12

17.

Из чего состоит атмосфера и как она устрое-на. Человек и атмосфера

Урок изу-чения но-вого ма-териала

Атмосфера: ветер, осад ки, образование ветра и его зависимость от атмо-сферного давления, воз-душные массы, погода и климат. Распределение тепла и влаги на поверх-ности Земли

Знать/понимать:

основные географи-ческие понятия и термины, географи-ческие явления и процессы в атмо-сфере, взаимосвязи между ними, их из-менение в результа-те деятельности че-ловека; географиче-скую зональность и поясность

Вводная беседа

Составление табли-цы «Воздушные мас сы и постоянные ветры земного ша-ра». Построение графика температу ры и облачности, ро-зы ветров; выделе-ние преобладающих типов погоды за пе риод наблюдения. Решение практиче-ских задач на опре-деление влажности, изменений темпера туры и давления воз духа с высотой

§23, 32

14.01

18.

Нагревание воздуха и его температура. Зависимость температуры от географиче-ской широты

Урок ак-туализа-ции зна-ний и умений

Индивиду-альный, фронталь-ный опрос

§24, 25

21.01

19.

Влага в атмо-сфере. Атмо-сферные осадки

Урок ак-туализа-ции зна-ний и умений

Индивиду-альный, фронталь-ный опрос

§26, 27

28.01

20.

Давление

атмосферы.

Ветры

Урок ак-туализа-ции зна-ний и умений

Индивиду-альный, фронталь-ный опрос

§28, 29

4.02

21.

Погода. Климат

Урок ак-туализа-ции зна-ний и умений

Индивиду-альный, фронталь-ный опрос

§30, 31

11.02

22.

Вода на Зем-ле. Кругово-рот воды в

Урок изу-чения но-вого ма-

Гидросфера: океан, мо-ре, озеро, река, мировой круговорот воды, движе-

Наблюдение за объектами гидросферы,

Вводная беседа

Нанесение на кон-турную карту эле-ментов географиче-

§33, 43

18.02

природе. Че-ловек и гид росфера

териала

ние вод в океанах. Миро вой океан и его роль в формировании состава атмосферы и климата Земли

их описание на местности и по карте. Оценка обес-печенности водными ре-сурсами раз-ных регионов Земли. При-родные па-мятники гид-росферы

ской номенклатуры. Определение по карте глубин морей и океа-нов, направлений морских течений. Оп ределение основных элементов речной системы одной из крупных рек мира. Нанесение на кон-турную карту эле ментов географиче-ской номенклатуры

23.

Мировой оке ан - основная часть гидро-сферы. Дви-жение воды в океане. Вол-ны

Урок ак-туализа-ции зна-ний и умений

Индивиду-альный, фронталь-ный опрос

§34, 36

25.02

24.

Реки. Жизнь рек

Урок ак-туализа-ции зна-ний и умений

Работа с

картами

атласа; ин-

дивидуаль-

ный, фрон-

тальный

опрос

§38, 39

3.03

25.

Озера и бо-лота. Под-земные воды

Урок ак-туализа-ции зна-ний и умений

Индивиду-альный, фронталь-ный опрос

§40, 41

10.03

26.

Итоговый урок по темам: «Атмосфера» и «Гидросфе ра»

Урок обобще-ния зна-ний и умений

Тестирова-ние

27.

Что такое биосфера и как она уст-роена. Роль биосферы в природе

Урок изу-чения но-вого ма-териала

Биосфера: распростра-нение растений и живот-ных на Земле, взаимо-связь биосферы с други-ми сферами географиче-ской оболочки и способы адаптации растений и животных к среде обита-ния. Почва как особое природное образование, условия формирования почв различного типа

Знать/понимать:

географические яв-ления и процессы в биосфере, измене-ния в результате деятельности чело-века; географиче-скую зональность и поясность

Вводная беседа

§44, 45

17.03

28.

Особенности жизни в океа не. Распро-странение жизни в океа не

Урок ак-туализа-ции зна-ний и умений

Индивиду-альный, фронталь-ный опрос

§46, 47

7.04

29.

Жизнь на по-верхности суши. Леса

Урок ак-туализа-ции зна-ний и умений

Индивиду-альный, фронталь-ный опрос

§48

14.04

30.

Жизнь в без-лесных про-странствах

Урок ак-туализа-ции зна-ний и умений

Индивиду-альный, фронталь-ный опрос

§49

21.04

31.

Почва. Человек

Урок обобще-ния зна-ний и умений

Наблюдение за изменени-ем почвенного покрова

Тестирова-ние

Определение состава почвы. Сравнение чернозема и подзоли-стой почвы по плану

§50, 51

28.04

32.

Из чего состо-ит географи-ческая обо-лочка. Осо-бенности гео-графической оболочки. Территори-альные ком плексы

Урок ак-туализа-ции зна-ний и умений

Природный комплекс (ландшафт), природная зона, широтная и высот-ная зональность, роль климата и рельефа в формировании природ-ных комплексов, измене-ние природных комплек сов в результате хо-зяйственной деятельно-сти человека

Знать/понимать:

основные географи-ческие понятия и термины, географи-ческие явления и процессы в геосфе-рах, взаимосвязи между ними, их из-менение в результа те деятельности че ловека; географиче-скую зональность и поясность

Наблюдения за раститель-ным и живот-ным миром для опреде-ления качест-ва окружаю-щей среды. Описание растительного и животного мира на мест-ности и по карте

Вводная беседа

Составление схемы «Взаимодействие оболочек Земли». Характеристика ком-понентов природы

§52, 53

5.05

33.

Выделение и описание при-родных терри-ториальных комплексов

Урок ак-туализа-ции зна-ний и умений

Индивиду-альный, фронталь-ный опрос

§54

12.05

34.

Итоговый урок по разделам «Биосфера» и «Географиче-ская оболочка»

Урок обобще-ния зна-ний и умений

Тестирова-ние

19.05

35.

Экскурсия: «Изучение природных комплексов»

Урок обобще-ния зна-ний и умений

26.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной

Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной...

Рабочая программа по географии 5 класс.В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учеб-ник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 5 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просве...

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...