Рабочая программа по географии для 6 класса
материал (география, 6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по географии для учащихся 6а класса разработана на основе федерального компонента государственного стандарта , примерной программы основного (общего) образования по географии (Сборник нормативных документов. География. М., Дрофа, 2008г.) Рабочая программа рассчитана на 35 часов из расчета 1 час в неделю, что соответствует учебному плану школы на 2011 – 2012 учебный год.
Характеристика предмета
Начальный курс географии – это первый по счету школьный курс географии. Начальный курс географии достаточно стабилен, с него начинается изучение географии в школе. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.
При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топограф – картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.
Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса в 6 классе начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.
Региональный компонент реализуется при изучении тем: «План и карта», «Географическая оболочка».
. Цель курса:
- заложить основы географического образования учащихся.
Задачи курса:
- Показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;
- Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;
- Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;
- Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории;
- Показать школьникам, что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать
- основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
уметь
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды,
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;
- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;
- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Тематический план:
№ п/н | Наименования разделов | Количество часов |
1 | Введение. Земля во Вселенной. | 3 |
2 | Географические модели Земли | 7 |
3 | Земная кора | 7 |
4 | Атмосфера | 6 |
5 | Гидросфера | 6 |
6 | Биосфера | 4 |
7 | Географическая оболочка | 2 |
Итого: 35 часов.
Учебно-методический комплект:
1.В.П. Дронов,Л.Е. Савельева. География.Землеведение. 6 класс – М.: Дрофа, 2009.
2. Методическое пособие Н.А. Никитина «Поурочные разработки по географии» М.: Вако, 2006.
3. За страницами учебника географии. – М.: Дрофа, 2005.
4.Атлас. Физическая география, начальный курс. 6 класс.
5.Тесты «География», 6 класс, К.: Магариф, 2003.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 6А КЛАССА
№ | Тема | Тип урока | Элементы обязательного минимума образования | Цели и задачи | Дополни-тельный материал | Формы контроля | Практические работы | До-маш-нее зада ние | Дата про-ведения | Примечанияя | |
План | Факт | ||||||||||
1. | Что изучает география | Урок изу-чения но-вого ма-териала | Развитие географиче-ских знаний человека о Земле. Представление о мире в древности. Эпоха Великих географических открытий. Выдающиеся географические открытия и исследования в России и в мире. Современные на-учные исследования кос-мического пространства | Знать/понимать: основные географи ческие понятия и термины | Вводная беседа | §1 | 6.09 | ||||
2. | Земля и кос мос. Земля -часть Солнеч-ной системы | Урок изу-чения но-вого ма-териала | Солнце - источник жизни на Земле. Земля - одна из девяти планет Сол-нечной системы; ее бли-жайшие соседи. Луна -спутник Земли, их взаи-модействие. Влияние космоса на Землю и жизнь людей | Знать/понимать: основные географи ческие понятия и термины; уметь со-поставлять геогра фические следствия движения Земли, географические яв-ления и процессы в геосферах, выяв-лять взаимосвязи меҗцу ними, их из-менение в результа-те деятельности че ловека | Сравнение Земли с обли-ком других планет Сол-нечной систе мы | Вводная беседа | §2,3 | 13.09 | |||
3. | Движение Земли | Урок изу-чения но-вого ма-териала | Объяснение географиче ских следст-вий движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси | Индивиду-альный, фронталь-ный опрос | §5 | 20.09 | |||||
4. | Форма и раз меры Земли | Урок ак-туализа-ции зна-ний и умений | Индивиду-альный, фронталь-ный опрос | §6 | 27.09 |
тон. Опреде-ление рас-стояний, на-правлений, географиче-ских коорди нат точек по карте | прак-тикум | ская работа | Определение рас стояний на плане в масштабе, движение по азимуту, осущест-вление его привязки к местным объектам. Измерение относи-тельной высоты то чек местности, изо бражение рельефа местности горизон-талями. Решение практических задач по топографическому плану; описание мар-шрута; составление | ||||||||||||||||||||
5. | Глобус. Гра- | Урок изу- | Изображение поверхно- | Знать/понимать: | Ориентирова- | Определение элеме- | §7,8 | 4.10 | |||||||||||||||
дусная сеть. | чения но- | сти Земли на глобусе и | основные географи- | ние по карте; | нтов градусной сетки | ||||||||||||||||||
Географиче- | вого ма- | карте. План местности. | ческие понятия и | чтение карт, | на глобусе и карте; | ||||||||||||||||||
ские ко ординаты | териала | Географическая карта. Масштаб. Градусная сеть на плане и карте. | термины, различия плана, глобуса и гео-графических карт по | космических и аэрофото-снимков, ста- | географических ко ординат по карте по-лушарий и физиче- | ||||||||||||||||||
6. | Изображение | Урок изу- | Практиче- | §9 | 11.10 | ||||||||||||||||||
земнои по- | чения но- | Способы картографиче- | содержанию, мас- | тистических | ская работа | ской карте России; | |||||||||||||||||
верхности на плоскости. Аэрофотосни-мки и косми-ческие сним-ки. Географи-ческие карты | вого ма-териала | ского изображения. Классификация карт. Чтение и использование карт. Ориентирование на местности. Составление плана местности | штабу, способам картографического изображения | материалов | направлении и рас-стояний. Нанесение на контурную карту географических объ-ектов и явлений. Чте ние карты; опреде ление местоположе-ния географических | ||||||||||||||||||
7. | План местно- | Урок изу- | Практиче- | §10 | 18.10 | ||||||||||||||||||
сти. Услов-ные знаки, масштаб | чения но-вого ма териале | ская работа | объектов и явлений на карте, их описания по карте. Определе ние направлении на | ||||||||||||||||||||
8. | Ориентиро- | Урок ак- | Фронталь- | 25.10 | |||||||||||||||||||
вание на ме-стности. Ком пас, азимут | туализа-ции зна-ний и умений | ный опрос | местности по компасу, местным признакам, звездам, Солнцу, ази-муту; расстояний на местности и плане. | ||||||||||||||||||||
9. | Работа с кар- | Урок- | Практиче- | 15.11 | |||||||||||||||||||
тон. Опреде-ление рас-стояний, на-правлений, географиче-ских коорди нат точек по карте | прак-тикум | ская работа | Определение рас стояний на плане в масштабе, движение по азимуту, осущест-вление его привязки к местным объектам. Измерение относи-тельной высоты то чек местности, изо бражение рельефа местности горизон-талями. Решение практических задач по топографическому плану; описание мар-шрута; составление | ||||||||||||||||||||
простейшего плана местности. Состав-ление характеристи-ки карты | |||||||||||||||||||||||
10. | Урок изу- | Литосфера: строение | Знать/понимать: | Возникнове- | Индивиду- | Изучение свойств ми- | §11, | 2211 | |||||||||||||||
чения но- | земной коры. Геология | основные географи- | ние и геологи- | альный, | нералов, горных пород | 13 | |||||||||||||||||
вого ма- | ческие понятия и | ческая исто- | фронталь- | и полезных ископае- | |||||||||||||||||||
териала | термины, географи-ческие явления и процессы в лито-сфере, взаимосвязи между ними, их из-менение в результа-те деятельности че ловека | рия Земли. Развитие гео-графических знаний чело века о Земле | ный опрос | мых (состав, цвет, тве-рдость, плотность и т. д.). Нанесение на кон-турную карту основных месторождений полез ных ископаемых, при-родных памятников литосферы | |||||||||||||||||||
11. | Урок ак- | Рельеф (горы, равни- | Изучение | Работа с | §14 | 29.11 | |||||||||||||||||
туализа-ции зна-ний и умений | ны), полезные ископае-мые, зависимость меж-ду рельефом, тектониче-ским строением и раз-мещением полезных ис-копаемых, влияние | свойств мине-ралов, горных пород, полез ных ископае-мых | картами атласа | ||||||||||||||||||||
12. | Урок ак- | Индивиду- | Определение по кар- | §15 | 6.12 | ||||||||||||||||||
туализа-ции зна-ний и умений | рельефа на жизнь и хо-зяйственную деятель-ность человека | альныи, фронталь-ный опрос | те сейсмических рай-онов земного шара. Нанесение на контур-ную карту основных зон землетрясений и вулканизма | ||||||||||||||||||||
13. | Урок ак- | Наблюдение | Работа с | Описание по карте | §20 | 13.12 | |||||||||||||||||
туализа-ции зна-ний и умений | за объектами литосферы, описание на местности и по карте | картами атласа | географического по-ложения (ГП) гор и равнин. Определение по карте высоты гор и равнин | ||||||||||||||||||||
14. | Урок ак- | Индивиду- | §21 | 20.12 | |||||||||||||||||||
туализа-ции зна-ний и умений | альный, фронталь-ный опрос | ||||||||||||||||||||||
простейшего плана местности. Состав-ление характеристи-ки карты |
15. | Человек и земная кора | Урок ак-туализа-ции зна-ний и умений | Индивиду-альный, фронталь-ный опрос |
| §22 | 27.12 | |||||
16. | Итоговый урок по разделу «Земная кора» | Практи кум | Тестирова-ние | 17.01 | |||||||
17. | Из чего состоит атмосфера и как она устрое-на. Человек и атмосфера | Урок изу-чения но-вого ма-териала | Атмосфера: ветер, осад ки, образование ветра и его зависимость от атмо-сферного давления, воз-душные массы, погода и климат. Распределение тепла и влаги на поверх-ности Земли | Знать/понимать: основные географи-ческие понятия и термины, географи-ческие явления и процессы в атмо-сфере, взаимосвязи между ними, их из-менение в результа-те деятельности че-ловека; географиче-скую зональность и поясность | Вводная беседа | Составление табли-цы «Воздушные мас сы и постоянные ветры земного ша-ра». Построение графика температу ры и облачности, ро-зы ветров; выделе-ние преобладающих типов погоды за пе риод наблюдения. Решение практиче-ских задач на опре-деление влажности, изменений темпера туры и давления воз духа с высотой | §23, 32 | 24.01 | |||
18. | Нагревание воздуха и его температура. Зависимость температуры от географиче-ской широты | Урок ак-туализа-ции зна-ний и умений | • | Индивиду-альный, фронталь-ный опрос | §24, 25 | 31.01 | |||||
19. | Влага в атмо-сфере. Атмо-сферные осадки | Урок ак-туализа-ции зна-ний и умений | Индивиду-альный, фронталь-ный опрос | §26, 27 | 7.02 | ||||||
20. | Давление атмосферы. Ветры | Урок ак-туализа-ции зна-ний и умений | Индивиду-альный, фронталь-ный опрос | §28, 29 | 14.02 | ||||||
21. | Погода. Климат | Урок ак-туализа-ции зна-ний и умений | Индивиду-альный, фронталь-ный опрос | §30, 31 | 21.02 | ||||||
22. | Вода на Зем-ле. Кругово-рот воды в | Урок изу-чения но-вого ма- | Гидросфера: океан, мо-ре, озеро, река, мировой круговорот воды, движе- | Наблюдение за объектами гидросферы, | Вводная беседа | Нанесение на кон-турную карту эле-ментов географиче- | §33, 43 | 28.02 |
природе. Че-ловек и гид росфера | териала | ние вод в океанах. Миро вой океан и его роль в формировании состава атмосферы и климата Земли | их описание на местности и по карте. Оценка обес-печенности водными ре-сурсами раз-ных регионов Земли. При-родные па-мятники гид-росферы | ской номенклатуры. Определение по карте глубин морей и океа-нов, направлений морских течений. Оп ределение основных элементов речной системы одной из крупных рек мира. Нанесение на кон-турную карту эле ментов географиче-ской номенклатуры | |||||||
23. | Мировой оке ан - основная часть гидро-сферы. Дви-жение воды в океане. Вол-ны | Урок ак-туализа-ции зна-ний и умений | Индивиду-альный, фронталь-ный опрос | §34, 36 | 6.03 | ||||||
24. | Реки. Жизнь рек | Урок ак-туализа-ции зна-ний и умений | Работа с картами атласа; ин- дивидуаль- ный, фрон- тальный опрос | §38, 39 | 13.03 | ||||||
25. | Озера и бо-лота. Под-земные воды | Урок ак-туализа-ции зна-ний и умений | Индивиду-альный, фронталь-ный опрос | §40, 41 | 20.03 | ||||||
26. | Итоговый урок по темам: «Атмосфера» и «Гидросфе ра» | Урок обобще-ния зна-ний и умений | Тестирова-ние | ||||||||
27. | Что такое биосфера и как она уст-роена. Роль биосферы в природе | Урок изу-чения но-вого ма-териала | Биосфера: распростра-нение растений и живот-ных на Земле, взаимо-связь биосферы с други-ми сферами географиче-ской оболочки и способы адаптации растений и животных к среде обита-ния. Почва как особое природное образование, условия формирования почв различного типа | Знать/понимать: географические яв-ления и процессы в биосфере, измене-ния в результате деятельности чело-века; географиче-скую зональность и поясность | Вводная беседа | §44, 45 | 3.04 | ||||
28. | Особенности жизни в океа не. Распро-странение жизни в океа не | Урок ак-туализа-ции зна-ний и умений | Индивиду-альный, фронталь-ный опрос | §46, 47 | 10.04 |
29. | Жизнь на по-верхности суши. Леса | Урок ак-туализа-ции зна-ний и умений | Индивиду-альный, фронталь-ный опрос | §48 | 17.04 | ||||||
30. | Жизнь в без-лесных про-странствах | Урок ак-туализа-ции зна-ний и умений | Индивиду-альный, фронталь-ный опрос | §49 | 24.04 | ||||||
31. | Почва. Человек | Урок обобще-ния зна-ний и умений | Наблюдение за изменени-ем почвенного покрова | Тестирова-ние | Определение состава почвы. Сравнение чернозема и подзоли-стой почвы по плану | §50, 51 | 1.05 | ||||
32. | Из чего состо-ит географи-ческая обо-лочка. Осо-бенности гео-графической оболочки. Территори-альные ком плексы | Урок ак-туализа-ции зна-ний и умений | Природный комплекс (ландшафт), природная зона, широтная и высот-ная зональность, роль климата и рельефа в формировании природ-ных комплексов, измене-ние природных комплек сов в результате хо-зяйственной деятельно-сти человека | Знать/понимать: основные географи-ческие понятия и термины, географи-ческие явления и процессы в геосфе-рах, взаимосвязи между ними, их из-менение в результа те деятельности че ловека; географиче-скую зональность и поясность | Наблюдения за раститель-ным и живот-ным миром для опреде-ления качест-ва окружаю-щей среды. Описание растительного и животного мира на мест-ности и по карте | Вводная беседа | Составление схемы «Взаимодействие оболочек Земли». Характеристика ком-понентов природы | §52, 53 | 8.05 | ||
33. | Выделение и описание при-родных терри-ториальных комплексов | Урок ак-туализа-ции зна-ний и умений | Индивиду-альный, фронталь-ный опрос | §54 | 15.05 | ||||||
34. | Итоговый урок по разделам «Биосфера» и «Географиче-ская оболочка» | Урок обобще-ния зна-ний и умений | Тестирова-ние | 22.05 | |||||||
35. | Экскурсия: «Изучение природных комплексов» | Урок обобще-ния зна-ний и умений | 29.05 |
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по географии для учащихся 6б класса разработана на основе федерального компонента государственного стандарта , примерной программы основного (общего) образования по географии (Сборник нормативных документов. География. М., Дрофа, 2008г.) Рабочая программа рассчитана на 35 часов из расчета 1 час в неделю, что соответствует учебному плану школы на 2011 – 2012 учебный год.
Характеристика предмета
Начальный курс географии – это первый по счету школьный курс географии. Начальный курс географии достаточно стабилен, с него начинается изучение географии в школе. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.
При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топограф – картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.
Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса в 6 классе начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.
Региональный компонент реализуется при изучении тем: «План и карта», «Географическая оболочка».
. Цель курса:
- заложить основы географического образования учащихся.
Задачи курса:
- Показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;
- Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;
- Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;
- Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории;
- Показать школьникам, что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать
- основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
уметь
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды,
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;
- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;
- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Тематический план:
№ п/н | Наименования разделов | Количество часов |
1 | Введение. Земля во Вселенной. | 3 |
2 | Географические модели Земли | 7 |
3 | Земная кора | 7 |
4 | Атмосфера | 6 |
5 | Гидросфера | 6 |
6 | Биосфера | 4 |
7 | Географическая оболочка | 2 |
Итого: 35 часов.
Учебно-методический комплект:
1.В.П. Дронов,Л.Е. Савельева. География.Землеведение. 6 класс – М.: Дрофа, 2009.
2. Методическое пособие Н.А. Никитина «Поурочные разработки по географии» М.: Вако, 2006.
3. За страницами учебника географии. – М.: Дрофа, 2005.
4.Атлас. Физическая география, начальный курс. 6 класс.
5.Тесты «География», 6 класс, К.: Магариф, 2003.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 6Б КЛАССА
№ | Тема | Тип урока | Элементы обязательного минимума образования | Цели и задачи | Дополни-тельный материал | Формы контроля | Практические работы | До-маш-нее зада ние | Дата про-ведения | Примечанияя | |
План | Факт | ||||||||||
1. | Что изучает география | Урок изу-чения но-вого ма-териала | Развитие географиче-ских знаний человека о Земле. Представление о мире в древности. Эпоха Великих географических открытий. Выдающиеся географические открытия и исследования в России и в мире. Современные на-учные исследования кос-мического пространства | Знать/понимать: основные географи ческие понятия и термины | Вводная беседа | §1 | 3.09 | ||||
2. | Земля и кос мос. Земля -часть Солнеч-ной системы | Урок изу-чения но-вого ма-териала | Солнце - источник жизни на Земле. Земля - одна из девяти планет Сол-нечной системы; ее бли-жайшие соседи. Луна -спутник Земли, их взаи-модействие. Влияние космоса на Землю и жизнь людей | Знать/понимать: основные географи ческие понятия и термины; уметь со-поставлять геогра фические следствия движения Земли, географические яв-ления и процессы в геосферах, выяв-лять взаимосвязи меҗцу ними, их из-менение в результа-те деятельности че ловека | Сравнение Земли с обли-ком других планет Сол-нечной систе мы | Вводная беседа | §2,3 | 10.09 | |||
3. | Движение Земли | Урок изу-чения но-вого ма-териала | Объяснение географиче ских следст-вий движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси | Индивиду-альный, фронталь-ный опрос | §5 | 17.09 | |||||
4. | Форма и раз меры Земли | Урок ак-туализа-ции зна-ний и умений | Индивиду-альный, фронталь-ный опрос | §6 | 24.09 |
тон. Опреде-ление рас-стояний, на-правлений, географиче-ских коорди нат точек по карте | прак-тикум | ская работа | Определение рас стояний на плане в масштабе, движение по азимуту, осущест-вление его привязки к местным объектам. Измерение относи-тельной высоты то чек местности, изо бражение рельефа местности горизон-талями. Решение практических задач по топографическому плану; описание мар-шрута; составление | ||||||||||||||||||||
5. | Глобус. Гра- | Урок изу- | Изображение поверхно- | Знать/понимать: | Ориентирова- | Определение элеме- | §7,8 | 1.10 | |||||||||||||||
дусная сеть. | чения но- | сти Земли на глобусе и | основные географи- | ние по карте; | нтов градусной сетки | ||||||||||||||||||
Географиче- | вого ма- | карте. План местности. | ческие понятия и | чтение карт, | на глобусе и карте; | ||||||||||||||||||
ские ко ординаты | териала | Географическая карта. Масштаб. Градусная сеть на плане и карте. | термины, различия плана, глобуса и гео-графических карт по | космических и аэрофото-снимков, ста- | географических ко ординат по карте по-лушарий и физиче- | ||||||||||||||||||
6. | Изображение | Урок изу- | Практиче- | §9 | 8.10 | ||||||||||||||||||
земнои по- | чения но- | Способы картографиче- | содержанию, мас- | тистических | ская работа | ской карте России; | |||||||||||||||||
верхности на плоскости. Аэрофотосни-мки и косми-ческие сним-ки. Географи-ческие карты | вого ма-териала | ского изображения. Классификация карт. Чтение и использование карт. Ориентирование на местности. Составление плана местности | штабу, способам картографического изображения | материалов | направлении и рас-стояний. Нанесение на контурную карту географических объ-ектов и явлений. Чте ние карты; опреде ление местоположе-ния географических | ||||||||||||||||||
7. | План местно- | Урок изу- | Практиче- | §10 | 15.10 | ||||||||||||||||||
сти. Услов-ные знаки, масштаб | чения но-вого ма териале | ская работа | объектов и явлений на карте, их описания по карте. Определе ние направлении на | ||||||||||||||||||||
8. | Ориентиро- | Урок ак- | Фронталь- | 22.10 | |||||||||||||||||||
вание на ме-стности. Ком пас, азимут | туализа-ции зна-ний и умений | ный опрос | местности по компасу, местным признакам, звездам, Солнцу, ази-муту; расстояний на местности и плане. | ||||||||||||||||||||
9. | Работа с кар- | Урок- | Практиче- | 29.10 | |||||||||||||||||||
тон. Опреде-ление рас-стояний, на-правлений, географиче-ских коорди нат точек по карте | прак-тикум | ская работа | Определение рас стояний на плане в масштабе, движение по азимуту, осущест-вление его привязки к местным объектам. Измерение относи-тельной высоты то чек местности, изо бражение рельефа местности горизон-талями. Решение практических задач по топографическому плану; описание мар-шрута; составление | ||||||||||||||||||||
простейшего плана местности. Состав-ление характеристи-ки карты | |||||||||||||||||||||||
10. | Урок изу- | Литосфера: строение | Знать/понимать: | Возникнове- | Индивиду- | Изучение свойств ми- | §11, | 12.11 | |||||||||||||||
чения но- | земной коры. Геология | основные географи- | ние и геологи- | альный, | нералов, горных пород | 13 | |||||||||||||||||
вого ма- | ческие понятия и | ческая исто- | фронталь- | и полезных ископае- | |||||||||||||||||||
териала | термины, географи-ческие явления и процессы в лито-сфере, взаимосвязи между ними, их из-менение в результа-те деятельности че ловека | рия Земли. Развитие гео-графических знаний чело века о Земле | ный опрос | мых (состав, цвет, тве-рдость, плотность и т. д.). Нанесение на кон-турную карту основных месторождений полез ных ископаемых, при-родных памятников литосферы | |||||||||||||||||||
11. | Урок ак- | Рельеф (горы, равни- | Изучение | Работа с | §14 | 19.11 | |||||||||||||||||
туализа-ции зна-ний и умений | ны), полезные ископае-мые, зависимость меж-ду рельефом, тектониче-ским строением и раз-мещением полезных ис-копаемых, влияние | свойств мине-ралов, горных пород, полез ных ископае-мых | картами атласа | ||||||||||||||||||||
12. | Урок ак- | Индивиду- | Определение по кар- | §15 | 26.11 | ||||||||||||||||||
туализа-ции зна-ний и умений | рельефа на жизнь и хо-зяйственную деятель-ность человека | альныи, фронталь-ный опрос | те сейсмических рай-онов земного шара. Нанесение на контур-ную карту основных зон землетрясений и вулканизма | ||||||||||||||||||||
13. | Урок ак- | Наблюдение | Работа с | Описание по карте | §20 | 3.12 | |||||||||||||||||
туализа-ции зна-ний и умений | за объектами литосферы, описание на местности и по карте | картами атласа | географического по-ложения (ГП) гор и равнин. Определение по карте высоты гор и равнин | ||||||||||||||||||||
14. | Урок ак- | Индивиду- | §21 | 10.12 | |||||||||||||||||||
туализа-ции зна-ний и умений | альный, фронталь-ный опрос | ||||||||||||||||||||||
простейшего плана местности. Состав-ление характеристи-ки карты |
15. | Человек и земная кора | Урок ак-туализа-ции зна-ний и умений | Индивиду-альный, фронталь-ный опрос |
| §22 | 17.12 | |||||
16. | Итоговый урок по разделу «Земная кора» | Практи кум | Тестирова-ние | 24.12 | |||||||
17. | Из чего состоит атмосфера и как она устрое-на. Человек и атмосфера | Урок изу-чения но-вого ма-териала | Атмосфера: ветер, осад ки, образование ветра и его зависимость от атмо-сферного давления, воз-душные массы, погода и климат. Распределение тепла и влаги на поверх-ности Земли | Знать/понимать: основные географи-ческие понятия и термины, географи-ческие явления и процессы в атмо-сфере, взаимосвязи между ними, их из-менение в результа-те деятельности че-ловека; географиче-скую зональность и поясность | Вводная беседа | Составление табли-цы «Воздушные мас сы и постоянные ветры земного ша-ра». Построение графика температу ры и облачности, ро-зы ветров; выделе-ние преобладающих типов погоды за пе риод наблюдения. Решение практиче-ских задач на опре-деление влажности, изменений темпера туры и давления воз духа с высотой | §23, 32 | 14.01 | |||
18. | Нагревание воздуха и его температура. Зависимость температуры от географиче-ской широты | Урок ак-туализа-ции зна-ний и умений | • | Индивиду-альный, фронталь-ный опрос | §24, 25 | 21.01 | |||||
19. | Влага в атмо-сфере. Атмо-сферные осадки | Урок ак-туализа-ции зна-ний и умений | Индивиду-альный, фронталь-ный опрос | §26, 27 | 28.01 | ||||||
20. | Давление атмосферы. Ветры | Урок ак-туализа-ции зна-ний и умений | Индивиду-альный, фронталь-ный опрос | §28, 29 | 4.02 | ||||||
21. | Погода. Климат | Урок ак-туализа-ции зна-ний и умений | Индивиду-альный, фронталь-ный опрос | §30, 31 | 11.02 | ||||||
22. | Вода на Зем-ле. Кругово-рот воды в | Урок изу-чения но-вого ма- | Гидросфера: океан, мо-ре, озеро, река, мировой круговорот воды, движе- | Наблюдение за объектами гидросферы, | Вводная беседа | Нанесение на кон-турную карту эле-ментов географиче- | §33, 43 | 18.02 |
природе. Че-ловек и гид росфера | териала | ние вод в океанах. Миро вой океан и его роль в формировании состава атмосферы и климата Земли | их описание на местности и по карте. Оценка обес-печенности водными ре-сурсами раз-ных регионов Земли. При-родные па-мятники гид-росферы | ской номенклатуры. Определение по карте глубин морей и океа-нов, направлений морских течений. Оп ределение основных элементов речной системы одной из крупных рек мира. Нанесение на кон-турную карту эле ментов географиче-ской номенклатуры | |||||||
23. | Мировой оке ан - основная часть гидро-сферы. Дви-жение воды в океане. Вол-ны | Урок ак-туализа-ции зна-ний и умений | Индивиду-альный, фронталь-ный опрос | §34, 36 | 25.02 | ||||||
24. | Реки. Жизнь рек | Урок ак-туализа-ции зна-ний и умений | Работа с картами атласа; ин- дивидуаль- ный, фрон- тальный опрос | §38, 39 | 3.03 | ||||||
25. | Озера и бо-лота. Под-земные воды | Урок ак-туализа-ции зна-ний и умений | Индивиду-альный, фронталь-ный опрос | §40, 41 | 10.03 | ||||||
26. | Итоговый урок по темам: «Атмосфера» и «Гидросфе ра» | Урок обобще-ния зна-ний и умений | Тестирова-ние | ||||||||
27. | Что такое биосфера и как она уст-роена. Роль биосферы в природе | Урок изу-чения но-вого ма-териала | Биосфера: распростра-нение растений и живот-ных на Земле, взаимо-связь биосферы с други-ми сферами географиче-ской оболочки и способы адаптации растений и животных к среде обита-ния. Почва как особое природное образование, условия формирования почв различного типа | Знать/понимать: географические яв-ления и процессы в биосфере, измене-ния в результате деятельности чело-века; географиче-скую зональность и поясность | Вводная беседа | §44, 45 | 17.03 | ||||
28. | Особенности жизни в океа не. Распро-странение жизни в океа не | Урок ак-туализа-ции зна-ний и умений | Индивиду-альный, фронталь-ный опрос | §46, 47 | 7.04 |
29. | Жизнь на по-верхности суши. Леса | Урок ак-туализа-ции зна-ний и умений | Индивиду-альный, фронталь-ный опрос | §48 | 14.04 | ||||||
30. | Жизнь в без-лесных про-странствах | Урок ак-туализа-ции зна-ний и умений | Индивиду-альный, фронталь-ный опрос | §49 | 21.04 | ||||||
31. | Почва. Человек | Урок обобще-ния зна-ний и умений | Наблюдение за изменени-ем почвенного покрова | Тестирова-ние | Определение состава почвы. Сравнение чернозема и подзоли-стой почвы по плану | §50, 51 | 28.04 | ||||
32. | Из чего состо-ит географи-ческая обо-лочка. Осо-бенности гео-графической оболочки. Территори-альные ком плексы | Урок ак-туализа-ции зна-ний и умений | Природный комплекс (ландшафт), природная зона, широтная и высот-ная зональность, роль климата и рельефа в формировании природ-ных комплексов, измене-ние природных комплек сов в результате хо-зяйственной деятельно-сти человека | Знать/понимать: основные географи-ческие понятия и термины, географи-ческие явления и процессы в геосфе-рах, взаимосвязи между ними, их из-менение в результа те деятельности че ловека; географиче-скую зональность и поясность | Наблюдения за раститель-ным и живот-ным миром для опреде-ления качест-ва окружаю-щей среды. Описание растительного и животного мира на мест-ности и по карте | Вводная беседа | Составление схемы «Взаимодействие оболочек Земли». Характеристика ком-понентов природы | §52, 53 | 5.05 | ||
33. | Выделение и описание при-родных терри-ториальных комплексов | Урок ак-туализа-ции зна-ний и умений | Индивиду-альный, фронталь-ный опрос | §54 | 12.05 | ||||||
34. | Итоговый урок по разделам «Биосфера» и «Географиче-ская оболочка» | Урок обобще-ния зна-ний и умений | Тестирова-ние | 19.05 | |||||||
35. | Экскурсия: «Изучение природных комплексов» | Урок обобще-ния зна-ний и умений | 26.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной
Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии 5 класс.В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учеб-ник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 5 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просве...
Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение...
Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение...
Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение...