Школьное объединение "Роза ветров"
статья по географии по теме

Соколова Ольга Васильевна

Краткое описание работы школьного географического объединения с примерами разнообразных видов работ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon st2.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Школьное объединение «Роза ветров».

Соколова О.В.,

 учитель географии

основной школы Чехов-8

Школьная география, как и другие учебные предметы, располагает большими возможностями широкого использования многих видов внеклассной работы. Наиболее целенаправленно их можно применять в работе школьного географического объединения.

В нашей школе объединение «Роза ветров» работает несколько лет. Его цели:

- формирование целостной географической картины мира через комплексное изучение различных компонентов природы;

- развитие интереса к краеведению;

- расширение работы с различными источниками географических знаний;

- участие в природоохранных мероприятиях;

- пропаганда географических знаний среди школьников.

В объединение принимаются учащиеся с 6-го класса, увлечённые географией. В начале учебного года формируется его состав, распределяются обязанности: начальник экспедиции, ответственные за снаряжение, топографы, разведчики-информаторы, запевалы и т.п.

В 2008-2009 учебном году работа объединения была спланирована с упором на краеведческий материал. В план включены теоретические и практические занятия, игры, конкурсы. Особым интересом у детей пользуются темы об историческом прошлом родного края: «Битва при Молодях», «Село Никольское в 1812 году», а также темы о знаменитых людях, живших на нашей земле: «Мелиховское семилетье. А.П. Чехов», «Потомки А.С. Пушкина». С удовольствием члены объединения побывали  в усадьбе Васильчиковых-Гончаровых, в Талеже – подворье монастыря Давидова пустынь. Каждый сезон, выходя на экскурсии, с ребята наблюдают за изменениями в природе, работают с компасом, принимают участие в субботниках по благоустройству нашего городка.

За много лет работы у объединения появились свои традиции:

- каждое занятие начинаем географическими новостями из СМИ;

- играем в географические игры (ребусы, лото, подвижные игры, настольные игры с географическими картами);

- следим за календарём знаменательных географических дат и вывешиваем сообщение об этом событии для всей школы (в виде газеты «Географический кружок «Роза ветров» информирует»;

- принимаем активное участие в декаде естественных наук: выпускаем игровые газеты, проводим блиц-опросы учителей и учащихся начальной школы по географическим вопросам;

- участвуем в экологических десантах;

- готовимся к школьным и районным олимпиадам по географии;

- участвуем в исследовательской деятельности, в школьных и районных научных конференциях.

В 2007-2008 учебном году исследовательская работа ученицы 7-го класса Нагорневой Ульяны «Познавательная работа школьного краеведческого объединения» заняла на школьной научно-практической конференции 1-е место и была представлена для участия в районной конференции. Представляю материалы одной из глав этой работы - «Познавательная работа объединения среди младших школьников и учителей». Именно работа среди младших школьников и учителей особенно нравится членам объединения. Мы проводим так называемые «выездные» заседания: идём на уроки природоведения или на классные часы в начальную школу с заранее составленными викторинами, сообщениями.

В викторины включаются вопросы о природе нашего края, о символике России, о достопримечательностях Чеховского района. Причём, задания постепенно усложняются от 1-го к 4-му классу, хотя некоторые остаются традиционно неизменными.

После проведения любых викторин у нашего объединения есть традиция не просто подводить итоги, а знакомить с ними участвовавших, обобщая их ответы. Учащимся начальной школы  мы печатаем «письма», в которых  благодарим за участие, уточняем некоторые ответы, делаем шутливые и серьёзные выводы. Почти все ребята 1-4 классов знают, как называется наша Родина, столица, перечисляют цвета российского флага, помнят название ближайших рек, самых распространённых деревьев и животных. Правда, бывают и казусы. Например, на вопрос: «Какое крупное  копытное животное водится в наших лесах» мы ожидали услышать ответ: «Лось», а услышали: «Корова», «Конь». На вопрос: «Сколько ног у жука?» разброс в ответах был от четырёх до десяти. Спрашиваем мы и о выдающихся памятниках истории и культуры нашего Чеховского района: об усадьбе Мелихово, о монастыре Давидова пустынь.

 С удовольствием ребята начальных классов разгадывают наши географические загадки. Вот, например, одна из них для 1-го класса.

На первой картинке нарисованы бусы. Мы задаём вопрос: «На какую букву начинается название этого предмета?» Когда получаем ответ, что на букву «Б», картинку переворачиваем и на обратной стороне действительно написана эта буква. Дальше спрашиваем о приспособлении для того, чтобы показывал телевизор (антенна) и, переворачивая картинку, видим букву «А». Затем узнаём, чем можно обработать разбитую коленку, показывая картинку с флаконом йода и получаем букву «Й». На следующем рисунке изображены краски. Интересуемся: «Чем вы пользуетесь на уроках рисования?» Получаем ответ: «Красками» (буква «К»). Ещё одна буква «А» появляется после ответа на вопрос о птице, поносящей счастье (аист). В итоге игры задаём вопрос: «Какое солнышко, созданное руками человека освещает комнату?» Получается буква «Л» (лампочка). Какое же слово сложилось в итоге? Дети хором читают: «Байкал!».

Показываем это озеро на карте и рассказываем о его уникальности.

Для 2-го класса подобная загадка сложилась из следующих вопросов: 1. Вид посуды? (кружка). 2. Полосатое лакомство? (арбуз). 3. Гора, дышащая огнём? (вулкан). 4. Любимая детская сладость? (конфета). Чемоданчик, спасающий в случае болезни? (аптечка). 5. Животное, встречающееся в наших лесах, герой многих мультфильмов? (заяц). Что получилось в итоге? «Кавказ».

Для усложнения иногда вопросы задаём не по порядку, поэтому из открывшихся букв слово ещё не сложено, нужно постараться, чтобы оно получилось.

Затем ведём беседу о Кавказе – самых высоких горах России.

С просьбой принять участие в викторинах ребята обращаются и к учителям. Обычно, это происходит во время ежегодной декады естественных наук. Педагоги охотно соглашаются ответить на наши вопросы. 90 процентов из них помнят, что самая длинная река мира – Нил, а самая мощная – Амазонка, что самая высокая вершина мира – Эверест, а России – Эльбрус, что Землю делит пополам экватор, что посёлок Лопасня переименован в город Чехов в 1954 году. А вот на вопрос: «Почему происходит смена времён года?»  80 процентов учителей ответили лишь частично: то, что Земля вращается вокруг Солнца, они знают, а то, что ещё важен наклон земной оси – забыли.

И учащиеся начальной школы, и учителя встречают нас всегда с удовольствием, мы чувствуем их заинтересованность. Педагоги говорят нам, что эти вопросы заставляют их  вспомнить то, что изучено давным-давно, что это хорошая зарядка для ума. Наши встречи, обычно, заканчиваются фотографией на память.

Все эти «выездные» заседания помогают школьникам обобщать знания из разных предметов, т.е. имеют интегрирующее значение, да и члены объединения «Роза ветров» с пользой для себя повторяют знания прошлых лет, учатся держаться на публике.

Внеклассная работа по географии, обладая разнообразием форм, способствует развитию интереса к естественным наукам, к изучению своего края. В ней удачно сочетаются обучение и воспитание, активный отдых и общественно-полезная деятельность.

Большинство видов работы школьного краеведческого объединения «Роза ветров» связаны между собой, один вытекает из другого. В викторинах для начальной школы постепенно к вопросам о природе добавились задания о нашем крае. Вспоминая на занятиях о выдающихся географических событиях, мы решили информировать об этом всю школу. Так сложилось, что видов деятельности становится всё больше.

Темы занятий всегда интересны, актуальны. Важным является и то, что наша деятельность находит отклик у других учащихся школы, значит, познавательная работа школьного краеведческого объединения – это, хотя и небольшая, важная часть школьной жизни.

Подводя итоги, мы всегда строим планы на будущее. И они у нас такие:

- продолжить поездки по Чеховскому району; ближе познакомиться с местными достопримечательностями;

- создать фотоальбом «Гордость земли лопасненской»;

- разработать новые конкурсы, игры для будущих кружковцев;

- воспитывать чувство патриотизма не только к России, но и к своей малой родине – Чеховскому району.

Литература.

  1. Беспалько А.А. Славный город – город Чехов. М.: Граница, 2004.
  2. Бычков Ю.А. Течение мелиховской жизни. – М.: Планета, 1989.
  3. Липатов П.И., Прокин А.М. Лопасненские страницы. – Чехов, 1991.
  4. Макаров А.В., Прокин А.М. Люди и судьбы. – М.: Старая Басманная, 2004.
  5. Середа В.И. Система внеклассной работы по географии в средней школе. – М.: Просвещение, 1972.
  6.  Сухов В.В., Морозов А.Ю. История Московской области. – М.: Народный учитель, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление России на Международном конкурсе детского и юношеского творчества «Роза Ветров во Франции» 2008г.

Представление России на Международном конкурсе детского и юношеского творчества «Роза Ветров во Франции » 2008г.   Цель:Достойно представить Россиюна Международном конкурсе детског...

Ветры.Роза ветров

Презентация к уроку географии в 6 классе по теме "Ветер"...

Дуют ветры в феврале.

Сезонные изменения в феврале....

Интегрированные уроки по зарубежной литературе и истории: Авраам Линкольн и роман Маргарет Митчелл "Унесённые ветром"

Интегрированные уроки с привлечением учителя английского языка, с тестами и творческими заданиями...

Мы у солнца и у ветра взяли пламенный задор

Текст экскурсии по одноименной экспозиции школьного музея, посвященного пионерской организации школы...

Проект «Ветры Куликова поля»

Для творчески одаренных детей очень важным, с одной стороны, является качество и информационный уровень проводимых мероприятий. С другой, становится значимой задача развить в них патриотические чувств...

Ветры. Постоянные и переменные ветры.

Презентация предназначена к уроку в 7классе по теме климат, раздел ветер....