Экскурсия в дендрологический парк
статья по географии по теме

Мучкин Павел Петрович

Экскурсия для учащихся в дендрологический парк Порецкого лесничества на уроках географии и биологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskursiya_v_dendrologicheskiy_park.docx15.32 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель географии МОУ Гимназия №4 г.Можайска

Мучкин П.П.

Экскурсия


В дендрологический парк Порецкого лесничества

   В качестве экскурсионных объектов школы можно использовать дендрологические парки. В них, как правило, представлены древесные и кустарниковые растения, имеющие различное географическое происхождение. Учитель географии и биологии, предварительно ознакомившись с видовым составом коллекции парка, может показать ученикам в натуре специфические особенности растений Северной Америки, Дальнего Востока, юга России и других географических регионов.

   Приблизительно в одном километре от Порецкой школы Можайского района Московской области находится дендрологический парк Порецкого лесничества, в котором сосредоточено около 100 видов растений. Этот парк является основным объектом проведения экскурсий, как для учащихся начальной школы, так и для ребят основной школы.

   Маршруты экскурсий намечаю, заранее планируя последовательно показать учащимся виды растений Северной Америки, особенности лесов Дальнего Востока, реликтовые и экзотические виды растений.

   К примеру, на экскурсии подробно рассказываю ученикам о растительности Северной Америки и Евразии. Одной из важных особенностей растений  этих континентов является распространение близких между собой видов растений. Это явление свидетельствует о том, что происхождение Северной Америки и Евразии было единым и разделение произошло после формирования растительности. Близких между собой видов растений демонстрирую учащимся на дубах, клёнах, ясенях, елях. Показываю общие черты и различия этих растений. Например, дубу черешчатому, распространённому в Евразии, соответствуют дубы красный и болотный, произрастающие в Северной Америке, и дубы монгольский на Дальнем Востоке. Сравнение различных видов дубов даёт возможность показать ученикам и значительные отличия, которыми обладает этот род. Например, наши южные дубы отличаются более узкими цельнокрайними листьями и очень плотные. У американских дубов желуди созревают не за один год, как у наших, а за два, поэтому на ветках дуба ребята одновременно видят  маленькие желуди текущего года и крупные прошлого. Школьников очень удивляет, что листья у американских дубов по форме не похожи на листья наших среднеевропейских представителей. По ходу экскурсии рассказываю ученикам об особенностях условий обитания растений. И ребята делают вывод, что такое разнообразие видов дубов является приспособлением растений к различным условиям обитания.

   Зону широколиственных лесов Северной Америки представляют в коллекциях парка ясень американский, клён серебристый и многие другие виды.

   Есть в парке немало представителей Дальнего Востока: ясень маньчжурский, липа амурская и другие виды. В парке широко представлены хвойные породы таёжной зоны Евразии: сосны веймутова  горная, лиственницы сибирская, европейская и даурская, ели сибирская, канадская, колючая, чёрная и серебристая, пихты сибирская и бальзамическая, кедр европейский и сибирский. Есть и реликтовые растения: туи, сирень венгерская и другие виды.

   По пути в парк мы с ребятами определяем, какие формы рельефа пересекает наш маршрут. Для этого я стараюсь включить, как можно больше различных форм рельефа и других природных объектов. Возле некоторых из них делаем небольшие привалы. Один из наших маршрутов проходит по следующим природным объектам: школа – дорога – церковь – смешенный лес – овраг – речная долина – родник – лесная тропа – река – парковая зона – лесная поляна –дендрологический парк.

   Все ребята перед экскурсией могут получить разные задания, можно по группам:

  1. Составление схемы маршрута с обозначением природных объектов;
  2. Определить степень загрязнённости реки Иночь и Порецкого парка;
  3. Сбор листьев для гербария;
  4. И т. д.

   Экскурсии в дендрологический парк сочетают в себе не только элементы обучения школьников по предмету, но и значительно расширяют их географический кругозор, укрепляет межпредметные связи географии и биологии, способствуют природоохранному, экологическому воспитанию учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виртуальная экскурсия "Первоцветы Павловского парка"

Экскурсия знакомит слушателей с раннецветущими первоцветами Павловского парка-заповедника. Рассказыет о биологических особенностях и причинах исчезновения. В конце экскурсии проходит конкурс  для...

Октябрь. Экскурсия в осенний парк.

Урок развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности. 3 класс коррекционная школа VIII вида...

методическая разработка экскурсии по Нижнему парку

разработка экскурсии по Нижнему парку...

Урок-экскурсия по осеннему парку

Прививать любовь к родному языку к родной природе; воспитывать аккуратность при письме....

Экскурсия в станичный парк.

Важной формой работы являются экскурсии. Не обязательно совершать дальние путешествия, что бы познавать мир. Вокруг нас много итересных объектов, на которые мы порой не обращаем внимание. Важно научит...

Статья об экскурсии в национальный парк "Смольный"

20 мая 2014 года учащиеся МБОУ "КСОШ№1" вместе с учителями географии и биологии отправились на экскурсию в один из удивительных и особо охраняемых объектов нашей Мордовии в национальный парк "Смольный...

Экскурсия в осенний парк " Деревья в осеннем лесу"

*Углубить представления о сезонных изменениях в природе.*Расширить знания детей о деревьях осеннего парка.*Коррекция зрительного восприятия через наблюдения за природой.*Воспитывать умение вести себя ...