Обучение проблемных детей с использованием новейших технологий.
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

1.                      Обучение  детей с проблемами в  развитии на  основе коррекции стандарта образования с  использованием современных новейших технологий.

В названии темы  три главных взаимосвязанных звена.

ü      Проблемы  в  развитии

ü      Коррекция  стандарта

ü      Современные новейшие  технологии.

 

В самом названии мы видим  стоящие  перед преподавателем проблемы, которые  надо решить.  Это оказание помощи. Какой?

a)      На первом месте оказание  медицинской помощи.

b)      Социально-педагогическая  помощь.

c)      Психологическая  помощь. Эмоциональные расстройства, так как идет расслоение общества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обучение  проблемных детей с  использованием новейших технологий  урок в  6 классе “Координаты”

 на тему “План и карта”.

Учитель – Потапова  Людмила Анатольевна

Школа № 633 Калининского района

м.т. +7 921 684 6261

        

  1.  Обучение  детей с проблемами в  развитии на  основе коррекции стандарта образования с  использованием современных новейших технологий.

В названии темы  три главных взаимосвязанных звена.

  1. Проблемы  в  развитии
  2. Коррекция  стандарта
  3. Современные новейшие  технологии.
  1. Особенности  и проблемы  современных детей.

Я работаю  в  школе № 633 Калининского района  в структурном  подразделении для  детей,  нуждающихся в  психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

В самом названии школы мы видим  стоящие  перед ней  проблемы, которые  надо решить.  Это оказание помощи. Какой?

  1. На первом месте оказание  медицинской помощи. Современных детей  только 5% здоровых. Чтобы  поправить здоровье  наших детей нужно улучшить нашу  экологию.
  1. Бороться  с  вредными привычками
  2. Улучшить питание
  3. Обеспечить профилактику  заболеваниям, если они имеются  то лечение.
  1. Социально-педагогическая  помощь.
  1. Учеба – труд, но некоторым  детям он не по силам, поэтому  они не  хотят учиться. Учеба должна быть не  только посильная, но и интересная, а  значит и успешная.
  2. Родители не выполняют свои обязанности перед обществом: неблагополучные семьи  и  благополучные, у которых нет времени на воспитание детей (занятые  в бизнесе).
  1. Психологическая  помощь. Эмоциональные расстройства, так как идет расслоение общества.
  1. Решить проблему  социально-педагогическую можно через коррекцию стандарта  образования. Ученики в классе  разные и каждый является  личностью с  различным уровнем  развития. Поэтому мы  для  урока  заготавливаем  карточки  с  заданиями: А- несложные, В – средние, С – сложные. Точно так  же и стандарт образования : А- коррекция  стандарта ( упрощение структуры, сохранение  объема, элементарный по уровню стандарт образования, который  нацелен на переход   к нему)

В – стандарт образования,

С – профильное образование (расширение  и углубление стандарта).

  1. Корректировать стандарт образования и переходить к профильному  обучению помогают новейшие современные технологии.

Если 20 век был “атома  и космоса”, то  21 век назван веком инновационных (новых) технологий.

Технология

                    Мастерство                                                      Учение

В 50-х годах технологичностью обучения считалось использование  на уроках технических средств (фильмы, диафильмы, проектор) и  программирования.

Педагогическая  технология – инструмент работы. По Кларину  педагогическая  технология – воспроизводимый способ организации учебного процесса  с четкой ориентацией  на  диагностик.

  1. Педагогические  технологии это инструмент, направленный на повышении эффективности образовательного процесса, который гарантирует достижение запланированных результатов  обучения.
  2. Педагогические технологии имеют название  инновационных, т.е. новых, которые не только создают новое, но и в корни изменяют процесс обучения, т.е. нацелены  на само (деятельность и мышление)  учащегося.
  3. Преобразуют характер обучения, изменяя ориентацию и цель. Взаимодействия  педагога и ученика. Их позиции в  ходе  обучения  изменились.

Форма, методы, приемы, стратегии  педагогической  технологии.

Форма – создает коммуникации между  учителем  и учеником.

Метод – достигает определенные цели с помощью умений  и навыков в определенных предметных областях (в предмете).

Прием – педагогические технологии нацелены на развитие определенных умений и навыков не связанных с определенной областью предмета и может быть применен во всех.

Стратегия – установление последовательных шагов, нацеленных на реализацию поставленных целей, что повышает вероятность достижения ее.

Образовательные технологии:

  1. Набор моделей обучения
  2. Выбор оптимальной модели
  3. Планируемые результаты
  4. Их диагностика

Содержание:

Тема “План и карта”.  Урок “Координаты”

Урок 1. Традиционный (повторение, изучение нового, проверка знаний).

Урок 2. Опорный  конспект (метод Шаталова).

Урок 3. С использованием  развивающих методических приемов (различных игр и упражнений).

Урок 4. Модульная технология “Технологическая  карта”.

Урок 5. Урок презентация “Мой адрес не  дом и не улица, а географические  координаты”.

Урок 6. Блок-схема (естественное мышление) использование  компьютеризации.

Урок 7. На основе рефлексии критического мышления.

Урок 8. Ипользование в различных частях урока (на основе современных технологий) “Синквейн”, “Ромашка Блума”, “Рыба”, “Толстый и тонкий” вопрос.

Урок 9. Комбинированный ( фрагментарно из перечисленных выше уроков).

Использовалась методическая литература:

  1. Учебник Т.П. Герасимова, Н.П. Никлюкова. Начальный курс географии 6 класс. Дрофа М -2003 г.
  2. А.В. Штатных. Рабочая тетрадь 6 класс. Дрофа М -2003г.
  3. И.И. Баринова, Н.А. Тихонова. Методические разработки “Современный урок” части 1 и 2. Москва. Школьная пресса 2001-2002гг.
  4. В.Г. Суслов “Развивающие упражнения на уроках географии в  6 классе”. Астрель М. -2004г.
  5. Г.Н. Элькин. “Тесты” 6-7 класс. С-Пб. Паритет, 2005 г.
  6. М.С. Тимофеева. “Естественное мышление”. АППО, С-Пб, 2005г.

Урок 1. Традиционный.

Конспект урока на тему “План и карта - Координаты” (проверка знаний предыдущего урока, новый материал, закрепление  пройденного).

Цели и задачи. Научить определять географические  координаты. Находить объект по координатам и определять координаты  объекта. Подготовиться к практической  работе.

Оборудование. Атлас, карта полушарий, физическая карта России. Карточки с терминами: широта, долгота, полюс (а), экватор. Цветные магниты, лазерная указка. Демонстрационный  и раздаточный  материал.

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Часть. Организация.

Учитель обращает внимание учеников на доску. Там написан план урока.

Нацеливаются на успешную работу

План урока

  1. Вспомним “Что такое меридианы, параллели, экватор, полюса”
  2. Узнаем “что такое  долгота и широта”
  3. Научимся определять географические  координаты

  1. Часть. Повторение пройденного материала

У учеников  карточки с терминами (можно цифры, рисунок).

Учитель читает вопросы теста

Отмечает  детей, у которых неправильный  ответ

  1. Линия параллельная экватору (1)
  2. Длина  этой параллели – 40000 км (3)
  3. Воображаемая  линия, соединяющая полюса и пересекающая экватор (2)
  4. Самая большая параллель (3)
  5. Эти воображаемые линии одинаковы, длина  их 20000 км (2)
  6. Воображаемая линия, находящаяся на одинаковом расстоянии от полюсов (3)
  7. Воображаемая ось, пересекающая землю в двух точках (4)
  8. Эти воображаемые линии показывают направление на с-ю и с ю-с (2)
  9. Точки на карте, которые соединяют меридианы (сходятся все меридианы) (4)
  10. Эти воображаемые  линии показывают направления с  запада на восток (1)
  1. Параллели
  2. Меридианы
  3. Экватор
  4. Полюса

Оценки

6 правильных ответов – “3”

8 правильных ответов – “4”

10 правильных ответов – “5”

После прочтения вопроса поднимается термин, карточка с рисунком или цифра.

  1. Часть. Объяснение нового материала.

Зачитываются определения  из учебника

Записываются определения в  тетрадь

Географическая  широта – определяется по параллелям (величиной градусной дуги меридиана).

Географическая долгота – определяется по меридианам в градусах дуги на параллели (от начального меридиана до меридиана, проходящего через точку.

Географические  координаты – адрес заданной точки при пересечении географической широты  и долготы.

Заполнение по определениям таблицы.

Географические координаты

Определяются

Линии на карте

Длина (км)

В градусной мере

Направление

Географическая  широта

По параллелям

Воображаемые линии параллельные экватору

Различны

Самая большая – экватор 40000 км, маленькая * полюс

Угол от 0° до 90°

С запада на восток

Географическая  долгота

По меридианам

Соединяют полюса, пересекают экватор

Одинаковы

20000 км

Развернутый от0° до 180°

С севера на  юг

  1. Часть. Закрепление пройденного материала  на уроке

  1. 60° ю.ш. 70° з.д.
  2. 55° с.ш.  160°в.д.
  3. 20° ю.ш. 46° в.д.
  4. 15° с.ш.  65° в.д.
  5.  0° ш.     110° в.д.
  6. 23° с.ш.  90° з.д.
  7. 46° ю.ш. 140° з.д.
  8. 75° с.ш.  40° з.д.
  9. 75° с.ш.  40° в.д.
  10. 11° с.ш.  142° в.д.
  1. Аравийское море
  2. Баренцево море
  3. Мексиканский  залив
  4. Пролив Дрейка
  5. Остров Мадагаскар
  6. Остров Гренландия
  7. Полуостров Камчатка
  8. Марианская впадина
  9. Течение  Западных ветров
  10. Малайский архипелаг

Определить объект и нанести на контурную карту

  1. Часть. Обобщение, подведение итогов, оценка, домашние задание.

Урок 2. Опорный.

Опорный конспект (метод Шаталова), состоящий из блоков, схем, рисунков.

Задачи:  научить определять географические  координаты, используя опорный конспект. Подготовка к практической  работе.

Оборудование: карты  полушарий, физическая карта России, атлас, контурные карты, графопроектор.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Часть. Повторение пройденного материала.

Дети за правильный ответ получают жетон (1 балл)

  1. Что называется полюсом?
  2. Какую условную линию называют экватором?
  3. Перечислите главные признаки параллелей?
  4. Перечислите признаки меридианов?
  5. Чем отличается меридиан от параллели?
  6. В чем сходство параллелей и экватора?
  7. Какая параллель самая длинная?
  8. Назовите самые короткие параллели?
  9. Можно ли совершить кругосветное путешествие по меридиану идя на север?
  10. Можно ли совершить кругосветное путешествие, идя на восток по параллели?

  1. Часть. Объяснение  нового материала (с помощью графопроектора рис.1, рис.2, рис.3).

         

Рис. 1.

Рис.2.

Координаты – пересечение двух воображаемых линий (параллелей и меридианов).

Рис. 1. Широта места определяется по параллелям, линиям параллельным  экватору, самая  большая параллель (40000 км) экватор, маленькая  на карте (.) полюса. В градусной мере  от 0° до 90°.Если от экватора на север (северная широта), если двигаются  на  юг (южная), полушария  закрашены  С- синим цветом, Ю – красным.

Рис. 2. Долгота места определяется  по меридианам (линиям, соединяющим полюса и пересекающие экватор). Длина ½ экватора = 20000 км, по длине все одинаковы. 0° и 180° меридианы делят на  два  полушария по 180°  (западное и восточное). В градусной мере  0 –начальный, 180° - конечный.

Рис. 3. Практическая работа (можно использовать контурные карты).

Соедините Рис. 1 и 2. Раскрасив карту полушарий цветной штриховкой.

  1. Широта северная - синяя, южная- красная.
  2. Восточная долгота - коричневая, западная – зеленая.
  1. Часть. Закрепление. С помощью опорного конспекта, контурных карт определить широту и долготу материков.

  1. Евразия большая часть
  2. Африка
  3. Северная Америка
  4. Южная Америка
  5. Антарктида
  6. Австралия

с.ш.  в.д

с.ш. з. и в. д.,  ю.ш. в.д.

с.ш.  з.д.

ю.ш. з.д.

ю.ш. з. и в. д.

ю.ш. в.д.

Самостоятельная работа. Дети определяют 5 объектов и с помощью графоскопа, опорного конспекта, рис. 1,2,3, выполненных контурных карт, координат в  градусной  мере.

  1. Часть. Оценка, итоги, домашнее задание.

Урок 3. “Игровая форма” на основе игр и упражнений.

Игровые технологии отличаются разнообразием. Детям важен процесс, а не результат. Это усиливает развивающие  значение игр. У игры (в слабом классе) есть и образовательные возможности, если их проводить в системе. От решения кроссвордов до их составления. От уроков описания – уроков путешествий к объяснениям (экспедиции, исследования).Каждого учителя беспокоит вопрос об эффективности его уроков и как их интересней  провести. Спасательным  кругом в решении этой  задачи могут стать универсальные, рассчитанные не на один урок развивающие методические приемы.

Урок на тему “План и карта”. Географические координаты (из развивающих упражнений и игр).

Цели: Получить представления о географических координатах. Расширить и углубить знания о параллелях и меридианах.

Задачи: Через игры и развивающие упражнения научить определять географические  координаты.

  1. Часть. Повторение темы “Параллели и меридианы”.

Игра “Помашем, похлопаем” – можно использовать карточки (да-нет), (правильно-неправильно).

К доске вызывается ученик, ему задаются вопросы, остальные реагируют на его ответ (машут, хлопают). На доске вывешена карта полушарий.

  1. Самая большая параллель (40000 км).
  2. Воображаемая линия, соединяющая полюса, экватор.
  3. Воображаемые линии параллельные экватору.
  4. Воображаемые линии одинаковые по длине (1/2 экватора = 20000 км).
  5. Точки на карте.
  6. Эти линии от экватора до полюсов изменяются по длине (уменьшаются).
  7. Делят на З и В полушария.
  8. Показывают направления с З на В.
  9. Делят планету Земля на С и Ю полушария.
  10. Показывают направления с С на Юг.

  1. Часть. Объяснение нового.  “Аналогии” – игра.

Ищите сходства и различия и они у вас будут.

Составление сводной таблицы “Сходства и различия”.

Сходства

Различия

Географическая широта

Географическая долгота

  1. Воображаемые линии

  1. Делят на  два  полушария
  2. Выражаются в градусной мере
  3. Имеет протяженность в км
  4. Показывают направления

Параллельные  экватору

Северное и южное

От 0 до 90°

От 40000 км до (.)

З-В

Соединяют полюса и пересекают экватор

Западное и восточное

От 0 до 180°

Все одинаковые ½ экватора

С-Ю

  1. Часть. Повторение темы “Географические координаты”.
  1. Игра “Мостик”. Учитель задает вопросы, которые  закрепляют пройденную тему и с ней связанные понятия, термины с расчетом на то, что останется сказать  (вписать) ключевое слово.

Со словами параллели и меридианы.

Вариант 1.

  1. Воображаемая линия, соединяющая полюса (г/долгота)
  2. Выражается в  градусной  мере  от 0° до 90° (г/широта)
  3. Показывает направление с юга  на  север (г/долгота)
  4. Пересекает экватор (г/долгота)
  5. На карте  точка (г/широта)
  6. Выражается в  градусной  мере  от 0° до 180° (г/долгота)
  7. Показывает отношение к 0 меридиану (г/долгота)
  8. Показывает направление с запада  на  восток (г/широта)
  9. Воображаемая линия параллельная экватору (г/широта)
  10. Линия, имеющая протяженность 40000 км (г/широта)
  11. Линия, имеющая протяженность 20000 км ½ экватора (г/долгота)

Варианты:

  1.  Воображаемая линия в  градусной  мере  от …. до 90°
  2.  Воображаемая …….. в  градусной  мере  от 0°  до 90°
  3. Воображаемая линия в  ………  мере  от 0° до 90°
  4. Воображаемая линия в  градусной  …….  от 0  до 90
  5. ……….. линия в  градусной  мере  от 0°  до 90°
  6. Воображаемая линия в  градусной  мере  от 0° до ……
  1. Игра “Подбери пару” (цифра-буква).

Работа с контурной картой. Отметить цифрами  по координатам объекты.

  1. Везувий
  2. Гекла
  3. Камерун
  4. Килиманджаро
  5. Ключевская Сопка
  6. Катапахи
  7. Кракатау
  8. Орисаба
  9. Фудзияма
  10. Этна
  1. 10° с.ш. 98° з.д.
  2. 55° с.ш. 161°
  3. 37° с.ш. 14° в.д.
  4. 7° ю.ш. 105° з.д.
  5. 64° с.ш. 10° з.д.
  6. 41° с.ш. 15° в.д.
  7. 36° с.ш. 138° в.д.
  8. 1° ю.ш. 78° з.д.
  9. 4° с.ш. 9° в.д.
  10. 4° ю.ш. 38°в.д.

  1. Игра “Спутники интеллекта”. По теме составить пять вопросов.

Умение правильно формулировать глубокие вопросы, есть показатель развития интеллекта человека.

Конкурс “Лучший вопрос”.

  1. Причинно-следственный                                                “отлично”
  2. Аналитический и сравнительного характера                  “хорошо”
  3. Констатирующий                                                        “удовлетворительно”
  1. Часть. Домашние задание. Игра “Кругосветное путешествие”. Оценка.

Урок 4. Модульная технология. Технологическая карта.

Особенности модульной технологии.

  1. Добивается желаемого результата.
  2. Происходит коррекция  (разного уровня задания) на  “3” справляются все.
  3. При желании можно получить положительную и хорошую оценку.
  4. Результативность (учитывает всех и  каждого).
  5. Гибкость: способность оперативно реагировать; мобильность (адаптация к изменению условий).
  6. Генерализация и разбивка на блок-схемы или карточки-инструкции.
  7. Продвижение учащихся в обучении (направленно, шагово).
  8. Самооценка учащимися своей учебной  деятельности.
  9. Функция учителя информационно-контролирующая к координационно-консультативной.
  10. Учет индивидуальных особенностей (знаний и темпов работы).
  11. Запланированные  конкретные  знания.
  12. Изменение  блоков  (в зависимости от поставленных целей и задач).

САМО

              Осознанение -     подготовка и вхождение в поисковую деятельность              Определение -

              Выражение  -  стимулирование поисковой деятельности

              Реализация  -  активный поиск – утверждение

              Регуляция    -  фиксация результата

Технологическая карта № 12

Раздел “План и карта”, тема “Координаты”.

Цели урока:

  1. Полученные знания применить для определения координат по алгоритму.
  2. Определить (найти) общие черты в определение географической широты  и долготы, а так же различия.

Задачи:

  1. Научиться определять по параллелям географическую широту, по меридианам географическую долготу, т.е. географические  координаты.
  2. Произвести генерализацию всех способов для правильного определения географических координат.

Блок 1. Повторение пройденного материала (параллели и меридианы)

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению материала

Баллы

Параллели

1.

Определи и отметь на контурной карте красным карандашом экватор.

Расположен на одинаковом  расстоянии от С и Ю полюсов. С-вверху, Ю-внизу, карта полушарий.

1 балл

2.

Как выражен экватор в  градусной мере?

Он начальный

1 балл

3.

Определи протяженность экватора в  км.

Используй масштаб карты

1° =111 км, 2 меридиана

1 балл

4.

Определи конечные параллели (полюса) в км и градусной мере.

От экватора к  полюсам на север и юг. (.) – длина,   прямой угол

1 балл

Меридианы

5.

Синим карандашом отметить на карте полушарий конечный и начальный меридианы

Начальный меридиан проходит через город Лондон, пересекает экватор и соединяет полюса. Конечный соединяется с начальным у полюсов и является его продолжением образуя круг.

1 балл

6.

Протяженность в км.

½ экватора, экватор – 40000 км

1 балл

7.

В градусной мере от 0° до ….

Начальный 0° до конечного составляет развернутый угол или пол круга.

1 балл

8.

Показывает направления

     

         определи

1 балл

Блок 2. Новый материал  “Географические координаты”

9.

Географическая широта - определяется по параллелям. Она  бывает северная и  южная

     

См. Блок 1, пункты 1,2,3,4,5

1 балл-4 балла

10.

Географическая  долгота – определяется по меридианам. Бывает западная и восточная

См. Блок 1, пункты 6,7,8,9

1 балл-4 балла

11.

Географические координаты – Пересечение  двух воображаемых линий параллелей (определяется широта) и меридиан (определяется долгота)

См. Блок 1, пункты 1,2,3,4,5,6,7,8,9

§13 стр. 45 Учебник Герасимова

5 баллов

Блок 3. Определение  географических координат.

12.

Определи координаты  южной точки материка Африка, обозначь на карте этот мыс и запиши координаты в тетрадь

§13 стр. 45 Учебник Герасимова

2 балла

13.

Если из точки 35° ю.ш. 22° в.д. вы плывете на восток, то на берег вы высадитесь с координатами.

Рис. 23 и 25 учебника.

Опиши действия. Выполнить на контурной карте: 1 - координаты, 2-океан, 3 – материк.

3 балла

14.

Если вы перемещаетесь из точки с координатами 75° с.ш. и  100° в.д. в точку с координатами 0° ш. и 100° в.д.

Рис. 23 и 25 учебника.

  1. Запиши материк на к/карте
  2. Отметь точку
  3. Штрихом путь перемещения
  4. Объекты на пути

3 балла

15.

Если вы отправились в путь из точки с координатами 11° с.ш. и  51° в.д.  в точку с координатами 10° ю.ш. и  132° в.д. то вы пересечете океан.

Рис. 23 и 25 учебника.

Блок 1 и Блок 2.

  1. Запиши  океан и  объекты, на которых обозначены точки
  2. Отметить координаты
  3. Стрелкой путь продвижения
  4. объекты

3 балла

Блок 4. Итоговый

16.

Назовите людям каких профессий необходимо знать координаты?

Летчики, моряки, спасатели, метеоролог, всем  людям на планете

1 балл

Самооценка более 30 баллов – “5”, 25-29 баллов – “4”, 20-24 балла –“3”

Урок 5. Презентация.

Очень современны и актуальны  уроки презентации. Они способствуют самореализации ребенка, т.к. он  уже живет в  мире конкуренции. На  этих уроках в полном  объеме будут реализованы все компоненты человеческого САМО (см. урок 4. “Особенности модульного урока” пункт №12).

Цели: научить проектировать презентацию. Уметь подбирать материал и его конструировать.

Задачи: уметь самоопределяться, самовыражаться, самореализовываться, самоутверждаться.

  1. Часть. Повторение темы “Параллели и меридианы”.

Дети самостоятельно или под руководством взрослых могут индивидуально или в  группах подготовить презентацию. За несколько дней  до урока учитель собирает презентации, рассматривает их и лучшие работы заслушиваются. (Детям могут помочь родители).  

  1. Часть. Объяснение нового материала “Определение координат”.

Для презентации можно использовать цветные магниты (географическая широта северная – синий магнит, южная – красный; географическая  долгота восточная –зеленый, западная – желтый.

Используя §12 и §13 учебника (Т.П. Герасимова, Н.Т. Никлюкова) на карте полушарий выкладываются магниты. Географические координаты, раскрашенные пополам человечки, жуки, бабочки, звездочки, которые определяют широту  и долготу.

                                          магниты

         

                          стрелки указывают направления

                          параллели (широты)

                          меридианы (долготы)

  1. Часть. Повторение и закрепление темы.

Задание 1. С помощью цветных магнитов. Определите, выложив магниты широту и долготу материков и океанов.

  1. Евразия з с ж
  2. Африка з с ж  к/з
  3. Северная Америка с/ж
  4. Южная Америка к/ж
  5. Антарктида к/з и ж
  6. Австралия к/з
  1. Тихий                   все
  2. Атлантический     все
  3. Индийский            к/з
  4. Северный Ледовитый   с/с

                                     ж/з

Задание 2. Даны города. На карте полушарий расставлены цветные магниты или разноцветные фигуры. Определить их координаты.

  1. Оттава
  2. Осло
  3. Мехико
  4. Санкт-Петербург
  5. Якутск
  6. Гавана
  7. Уэлен
  8. Мурманск

46° с.ш. 75° з.д.

60° с.ш. 11° в.д.

20° с.ш. 99° з.д.

60° с.ш. 30° в.д.

62° с.ш. 130° в.д.

23° с.ш. 83° з.д.

65° с.ш. 170° з.д.

68° с.ш. 33° в.д.

Задание 3. По координатам  определить равнину и расставить на карту  цветные  магниты или раскрашенные фигуры.

  1. 65° с.ш. 75° в.д.
  2. 66° с.ш. 108° в.д.
  3. 35° с.ш. 115° в.д.
  4. 15° ю.ш. 45° з.д.
  5. 3° ю.ш. 63° з.д.
  6. 60° с.ш. 47° в.д.
  7. 47° с.ш. 48° в.д.
  8. 24° с.ш. 42° в.д.
  9. 52° с.ш. 38°в.д.
  10. 56° с.ш. 33° в.д.
  1. Часть. Подведение итогов, оценка, домашние  задание.

Урок 6. Блок-схема.

(использована книга М.С. Тимофеевской “Естественное мышление”).

Как научиться и научить быстро думать? – автор учитель математики, информатики и программист.

Блок схема состоит из геометрических фигур (графическое описание алгоритма). Алгоритм – последовательное описание действий, выполнение которых приводит к решению задач.

Ввод данных

Словесное действие

Простое действие

Условие

Начало, конец

Вывод

        

Задачи и цели: научить определять координаты  объекта и объект по координатам, используя блок-схему  из геометрических фигур, выполняя графическое описание  алгоритма.

Оборудование: физическая карта мира (полушария), графопроектор, пособия.

  1. Часть . Повторение пройденного материала.

Вопросы

Ученики в тетради в столбик записывают ответы

  1. Почему линии параллели, меридианы получили название “ воображаемые линии”?
  2. Самая большая параллель?
  3. Самая маленькая параллель?
  4. Определи в  градусной  мере полюса?
  5. Определи в  градусной мере экватор?
  6. Линия, которая расположена на одинаковом расстоянии от полюсов?
  7. Линия, соединяющая полюса и пересекающая экватор?
  8. Воображаемая линия разной длины?
  9. Воображаемая линия, которая проходит через город Лондон?
  10. Воображаемые линии одинаковой длины?

Эту работу можно проводить с карточками (кроме вопросов 1,4,5) “параллель”, “меридиан”, “полюса”. При ответе дети поднимают их.

  1. Нет в  действительности.

  1. Экватор
  2. Полюса
  3. 90°
  4. Экватор

  1. Меридиан

  1. Параллели
  2. Меридиан

  1. Меридианы

Оценка: выбирают 5-7 работ, или меняются работами и проверяют друг друга ученики.

6    правильных ответов – “3”,

7-8  правильных ответов –“4”,

9     правильных ответов –“5”

Часть. Объяснение нового материала.

Графопроектор демонстрирует блок-схему из геометрических фигур.

Координаты на карте

Пересечение двух линий

Параллели

Меридианы

Линии параллельные экватору

Соединяют полюса

Пересекают экватор

По длине все одинаковы (20000км)

Определяют широту места

Определяют долготу места

Самая большая экватор (40000км)

Самая маленькая - полюса

Северная

Южная

От 0° до 90°

Западная

Восточная

От 0° до 180°

Координаты

  1. Часть. Закрепление материала. Работа с контурной картой, используя блок-схему.

Координаты

Населенный пункт

Координаты

Населенный пункт

  1. 0° ш. 50° з.д
  2. 30° с.ш. 32° в.д
  3. 34°ю.ш.149° з.д
  4. 23° ю.ш. 44° з.д
  5. 30° с.ш. 52° в.д

1.

2.

3.

4.

5.

1.

2.

3.

4.

5.

1. Москва

2. Санкт-Петербург

3. Лондон

4. Сидней

5. Нью-Йорк

  1. Часть. Итог. Оценка. Домашние задание.

Урок 7. Критическое мышление.

Цели и задачи: по поводу его определения существует большое  разнообразие мнений и оценок. В русском языке “критическое” – негативное и отвергающее, но есть. Существует  другое  значение (от греческого слова kritiri – оценка, разбор, обсуждение). Разумное мышление способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, которые развиваются путем наложения новой  информации на  жизненный опыт. На основе  этой  технологии урок разбивается на  три стадии (фазы):1. Вызов, 2. Осмысление, 3. Рефлексия.

Тема “План и карта”, урок “Координаты”.

  1. Стадия. Вызов. Повторение пройденного материала и его систематизация.
  1. Заполнение таблицы (верные и неверные  варианты утверждения) или диаграммы.

Верное (2,3,5,9,10)         Неверное (1,4,6,7,8)

верное                      

неверное

                          1    2     3     4     5   6   7   8    9    10

                             1   2  3   4  5   6  7  8   9  10  

  1.  -  Меридианы  находятся на одинаковом расстоянии от полюсов.
  2.  +  Протяженность самой  большой параллели 40000 км.
  3.  +  Эти воображаемые линии – меридианы одинаковой длины.
  4.  -   Параллели соединяют полюса и пересекают экватор.
  5.  +  Меридианы показывают направление с севера  на  юг.
  6.  -  Начальная (нулевая) параллель проходит через город Лондон.
  7.  -  Самый  маленький по протяженности меридиан (.) – северный  и  южный  полюса.
  8.  -  Меридианы  делят на два полушария: северное и южное.
  9. +  По этим линиям (параллелям) определяют направление  с  запада на восток.
  10.  +  Протяженность меридиан 20000 км.

Если хватит времени и быстро ученики справились с  заданием можно неправильные высказывания исправить.

  1. Заполнение таблицы: Сходства и различия “параллель и меридиан”.

Сходства

Различия

Параллели

Меридианы

  1. Воображаемые  линии

  1. Делят на два полушария

  1. Имеют протяженность

       В  градусах

       В км

  1. Определяют направление

Параллельные экватору

Северное, южное

0° до 90°

От 40000 км

З-В

Соединяют полюса, пересекают экватор

Западное, восточное

От 0° до 180°

20000 км (1/2экватора)

С-Ю

  1. Стадия – осмысления. Новый материал. Географические координаты.
  1. Детям предлагается небольшой  рассказ (он написан на  доске и по нему они определяют каждый  для  себя что известно, что нет, а что надо взять на  заметку).

Корабль, идущий  из Англии в Америку потерпел крушение 30° с.ш. 70° з.д. Команда, которая  спасается на  шлюпках долго плыла  на С-В и  была  подобрана на корабль 36° с.ш. 50° з.д.

Дети работают с картой  полушарий и отмечают объекты, которые не прозвучали в  тексте.

+ “знаю”     - “не знаю”     ?- беру на  заметку      *- объекты, которые  не прозвучали.

  1. Выясняется, что многие  дети не умеют  определять географические  координаты. Работа  с рисунками и текстами учебника §12,13, стр.30-34.

Запись в тетрадь терминов:

  1. Географическая широта рис. 18-19 §12
  2. Географическая долгота рис.  20 §13
  3. Географические координаты стр.34

  1. Стадия. Рефлексия (повторение, закрепление пройденного материала).

Работа с контурной картой  полушарий. Поможем  тонущим  морякам и составим карту  спасения.

  1. Место крушения корабля обозначено знаком +
  2. Путь лодки пунктиром (------)
  3. Место встречи со спасателями

Первые  пять контурных карт проверяются, оцениваются. Выполнившим ученикам задание раздаются индивидуальные карточки.

  1. Часть. Оценка.

Урок 8. Использование различных инновационных технологий “Ромашка Блюма”, “Толстый и тонкий”, “Синквейн”, “Рыба”, “Зигзаг”.

Эти технологии вносят разнообразие в формах проведения уроков со сменой деятельности. Могут быть использованы в  различных частях и блоках урока.  

Урок  в  6 классе “Координаты”.

  1. Часть. Повторение пройденного материала. “Синквейн”.
  1. Параллели
  1. Существительное – линия
  2. Прилагательное – воображаемая, 40000 км, экватор, (.) полюса
  3. Действие – делит землю на  два полушария (северное и  южное) от 0° до 90°.
  4. Отношение – показывает направление с  запада на восток.
  1. Меридианы
  1. Существительное – линия
  2. Прилагательное – воображаемая, одинаковой  длины равная 20000 км
  3. Действие – делит землю на  два полушария (западное и восточное) от 0° до 180°.
  4. Отношение – показывает направление с  севера на юг.
  1. Часть. Новый материал “Рыба”.

  1. Часть.  Повторение. Ромашка “Блюма”. Составление  6 типов  вопросов.
  1. Простые (информационные)
  2. Уточняющие (информационные)
  3. Интерпретационные (объясняющие)
  4. Творческие (прогноз)
  5. Оценочные (критические)
  6. Практические.

“Зигзаг”. Класс делится на  5 групп. Текст делится на  пять частей  и каждая группа готовит презентацию.

  1. Часть. Итоги, оценка.

Урок 9. Комбинированные уроки в 6 классе на тему “Координаты”.

Можно составить комбинированные уроки, используя  новые современные  технологии. Эти виды уроков  эффективны  тем, что часто сменяется вид деятельности, которая  способствует удерживанию внимания  детей до конца  урока.

Вариант 1.

  1. Часть урока. Повторение. Развивающая  игра “Помашем, похлопаем”.
  2. Часть урока. Объяснение нового материала. “Опорный конспект”.
  3. Часть урока. Закрепление нового материала. Модульная  технология. Технологическая карта п.12 часть 3.

Вариант 2.

  1. Часть урока. Повторение. Модульная  технология. Технологическая карта п.12 часть 1.
  2. Часть урока. Объяснение нового материала. Игра  развивающая  “Аналогии”.
  3. Часть урока. Закрепление. “Презентация”.

Вариант 3.

  1. Часть урока. Повторение. “Презентация”.
  2. Часть урока. Объяснение нового материала. Модульная  технология. Технологическая карта п.12 часть 2.
  3. Часть урока. Закрепление. Развивающая игра “Мостик”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презенетация Использование новых технологий на уроке музыка и развитие творческих способностей детей

в презентации раскрывается актуальность использования современных образовательных технологий на уроках музыки. собственный опыт и мктодика преподавания....

Использование новых технологий при обучении устной речи учащихся по иностранному языку в т.ч. технологии “Дебаты”.

Данная работа познакомит читателя с такими понятиями как социальная и стратегическая компетенция, тактика и стратегия общения, с тем, что из себя представляет монолог и диалог. Одна из новых педагогич...

План по совершенствованию методов обучения и воспитания, продуктивного использования новых технологий в условиях учреждения дополнительного образования.

План по совершенствованию методов обучения и воспитания, продуктивного использования новых технологий в условиях учреждения дополнительного образования....

Доклад по теме: "Обучение незрячих детей" с использованием приемов технологии критического мышления.

ТЕМА: «Особенности обучения незрячих детей русскому языку и литературе».Осуществляемая в нашей стране реформа общеобразовательной школы на принципах всемерной ее гуманизации, демократизаци...

План по совершенствованию методов обучения и воспитания, продуктивного использования новых технологий

План по совершенствованию методов обучения и воспитания, продуктивного использования новых технологий...

Критерий 4. Личный вклад в повышения качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, продуктивного использования новых технологий, транслирование в педагогических коллективах опыта практической деятельности.

4.1. Методическая деятельность в сфере образования.4.2. Разработка электронных образовательных продуктов.4.3. Повышение квалификации педагогов4.4. Проектирование уроков на основе применения образовате...