Обучение, воспитание и развитие ребенка, как творческий процесс с использованием новых технологий.
статья по теме
Размышления из опыта своей работы по организации внеклассной, внеурочной деятельности в основной общеобразовательной школе. Раскрыта программа по организации технического, художественного творчества учащихся в простой сельской школе, которая охватывает целый пласт образовательной и воспитательной деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сюрбей-Токаевская основная общеобразовательная школа»
Комсомольского района Чувашской Республики
ОБУЧЕНИЕ, ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА, КАК ТВОРЧЕСКИЙ ПРЦЕСС С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.
Петров Геннадий Николаевич, учитель физики и
технологии МБОУ «Сюрбей-Токаевская ООШ»
Комсомольского района Чувашской Республики
д. Сюрбей-Токаево - 2013
ОБУЧЕНИЕ, ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА, КАК ТВОРЧЕСКИЙ ПРЦЕСС С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.
Петров Геннадий Николаевич, учитель физики и технологии.
МБОУ «Сюрбей-Токаевская ООШ», Комсомольский район, Чувашская Республика. Е –mail: tok_shool@cbx.ru
Жизнь – это сказка, которую пишет каждый человек для себя сам. Только для учителя это исключение, он пишет эту сказку для себя и для своих воспитанников, помогая им познать мир и радоваться новыми знаниями и своими успехами. Истинный учитель – и пилот, и штурман, он знает, какую дорогу выбрать. Творчество - вот главная доминанта в ее работе. Главная цель школы- воспитание, образование должно быть подчинено воспитанию. Воспитание- это, прежде всего прививка нравственности и создание у учащихся навыков жизни в нравственной атмосфере. Вторая цель- развитие всех способностей человека и особенно тех, которые свойственны тому или иному индивидууму. Ребята, которые учатся у нас, психологически очень разные, это дети, способности которых могут раскрыться при определенной системе. Успех ученика это не сиюминутный взрыв, а результат системной работы педагогов, родителей и всей той системы, в которую погружен ребенок. Это индивидуальная траектория работы с каждым ребенком, каждый ученик требует определенного отношения с ним, пусть он и не показывал каких-то особых результатов. Уметь найти общий язык со всеми детьми, в каждом увидеть неповторимую личность, особый талант. Детей надо учить тому, чтобы им хотелось творить, чтобы они научились понимать бесконечность и сиюминутность этого мира, чтобы ощущали бездонную реку времени, без начала и без конца, времени, которая струится сквозь человека, оставаясь к нему совершенно равнодушным. Уроки, как бы правильно и педагогически грамотно они ни были построены, не способны охватить весь спектр мировоззрения человека. Занимаясь преподаванием физики и технологии в основной школе в течение многих лет, я понял, что только классно-урочная система не сможет дать тех результатов в формировании метапредметных навыков, универсальных учебных умений, в становлении технологически грамотной личности, на которые рассчитывает общество. Именно сейчас нужны представители человечества, хорошо информированные, способные принять разумные, грамотные решения и отвечать за них. Страна нуждается в людях, которые могут свободно изобретать, безбоязненно говорить, самостоятельно находить ответы. Проблему формирования такой личности и должна решать современная школа. Количество часов, отводимое на изучение физики в средней школе сократилось, нет таких предметов – как астрономия, черчение. Часы технологии, как учебного предмета сократились, изучается она в 5-8 классах по 1 часу в неделю, а в 9 классе их уже нет. Вот ведь парадокс: часы сократились, или их нет, но олимпиады – и муниципальная, и региональная – по технологии, астрономии в 9 классе проходят регулярно. Так учитель оказывается перед дилеммой: и уроков нет, и результат необходим. В этом случае на помощь должна прийти система внеклассной и внеурочной деятельности. Поэтому в школе, где я работаю, сформировалась и особое направление этой программы по техническому творчеству учащихся, которая охватывает целый пласт образовательной и воспитательной деятельности. Программа оформлена в виде проекта, которая состоит из четырех блоков:
- Работа с родителями и общественностью.
- Проектно- исследовательская работа с учащимися.
- Организация и проведение внеклассных и внешкольных мероприятий.
- Система дополнительного образования (элективы, кружковая работа).
Работа с родителями и общественностью.
Эта работа - одна из важнейших задач школы. Каким вырастет ребенок, во многом зависит от того, какие ценности являются определяющими у его родителей. Родители, мамы и папы, которые приводят своего ребенка в нашу школу, как правило, тоже амбициозны, но зачастую они думают, что их миссия завершилась на том, что они привели свое чадо к нам, в школу. Хотя им приходится, прежде всего, материально обеспечивать ребенка. Они считают, что по мановению волшебной палочки их ребенок превратится в гения, но со временем у них это улетучивается, оставляя нехороший осадок в их душе. Но даже при наличии серьезных способностей у ребенка, это всегда длительная кропотливая работа. Без помощи родителей даже мудрому и опытному наставнику трудно добиться серьезных результатов, а без их участия процесс образования и воспитания не может быть качественным. Какие же виды работ с родителями и общественностью я практикую в своей работе:
- совместная разработка и обсуждение с родителями индивидуальной траектории работы с ребенком;
- ознакомление родителей рабочими учебными программами по своим предметам, с планируемыми объектами творческих работ учащихся на уроках физики, технологии;
- приглашение родителей на уроки, внеклассные, внешкольные мероприятия;
- ведение совместно с родителями и детьми паспорта творческих достижений учащихся (чтобы можно было видеть творческие достижения и рост ученика в школе);
- на родительском собрании - показ достижений учащихся в школе, выставка творческих работ;
- организация выставок творческих работ учащихся во время проведения различных мероприятий для населения деревень в микрорайоне школы в сельском информационно-методическом центре, во время праздничных мероприятий в районе, в районном музее «Земля и люди»;
- привлечение предпринимателей для оказания спонсорской помощи, в ходе реализации в жизнь проектов учащихся.
Не всегда эта работа бывает удачной в нужном нам русле, но без всего этого немыслима учебно-воспитательная работа со школьниками. Своим собственным поведением, всем образом жизни, системой воспитательных воздействий родители сами создают «дорогу жизни» для своего ребенка. Актуальная тема – родители в школе: партнеры, оппоненты или дальние родственники. Какой вариант выбираем, от этого зависит успех работы школы.
Проектно – исследовательская работа с учащимися.
Наиболее эффективно эти задачи могут быть решены путём организации целостного учебно-воспитательного процесса технологической подготовки учащихся, использования в преподавании современных педагогических технологий и развивающих личность методов обучения. Особую значимость при этом имеет метод проектов, который позволяет школьникам в системе овладеть организацией практической деятельности по всей проектно-технологической цепочке – от идеи до её реализации в модели, изделии (продукте труда). Чтобы молодёжь была конкурентоспособной на рынке труда и могла реализовать себя, нельзя обучать её только теории, необходимо готовить её к практической деятельности. Проектный метод обучения предполагает, что проектирование выполняется не под опекой преподавателя, а вместе с ним, строится не на педагогическом диктате, а на педагогике сотрудничества. Проектной деятельностью ребята в школе занимаются в течение последних лет, хотя подобная же работа она проводилась давно, но мы его не называли проектной деятельностью. При выполнении проекта осуществляется работа с источниками информации: со справочниками, журналами, учебниками, поиск информации в Интернете, создаются технологические карты, эскизы, чертежи. Выполняются технологические операции, приобретается опыт работы в паре и в группе, а также опыт публичного выступления. Работая с учащимися над проектом необходимо, чтобы учитель сам четко представлял себе суть проекта, методику его подготовки, оформление и представление (презентации). Особое внимание следует обратить внимание на психологическую подготовку ребят, чтобы учащиеся защищали свой проект убедительно, грамотно выражали свои мысли и не боялись отвечать на вопросы. Работа над проектом проводится не только на уроках физики, технологии (из-за недостаточности времени не успевают реализовать свой проект), но и во внеурочное время, во время работы кружка технического моделирования, а в 9 классе данной работой учащиеся охвачены в ходе изучения элективного курса «Практическая астрономия». Работая над проектом, мы проводим работу по следующим направлениям:
- составление проекта, работа с источниками информации;
- проведение исследования, изготовление модели, макета, изделия (продукта труда) и оформление результатов, составление презентаций;
- представление их на конкурсах, конференциях, выставках различного уровня.
При этом, чем более близка учащимся тема исследования, тем с большим интересом и энтузиазмом они работают над проектом. Кроме того, творческий проект – неотъемлемая часть олимпиады по технологии в 7-9 классах, где оценивается не только теоретическая подготовка участника, но и уровень его исследовательских, технологических навыков. Со своими проектно- исследовательскими работами учащиеся участвовали на фестивалях исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио», проводимой ИД «Первое сентября», это проекты «Элемент Калло», «Чувашские национальные музыкальные инструменты», модель (макет)
космического корабля «Восток». В конкурсах «Поиск», проводимой центром ЮНИТЕКС, проекты «Ракетоноситель «Восток», «Трещотка». На студенческих научно практических конференциях (секция «Физика» для учащихся школ) ЧГУ им. И.Н.Ульянова. Конкурс детского и юношеского технического и художественного творчества «Дорога к звездам», посвященный году Российской космонавтики. (Андреева А.- 1 место, 2011.г). На районных научно- практических конференциях школьников, в конкурсах «Творчество учащихся», на районных конкурсах «Космос», проведенных в последние годы, на районных методических фестивалях «Урок физики». Из разработанных в последние годы проектов учащихся можно назвать следующие темы. Темы, связанные с чувашскими народными музыкальными инструментами (были разработаны проекты и изготовлены инструменты): «Барабан - параппан», «Колотушка - шакартма», «Колотушка - шакмак», «Трещотка - сатарка», «Жужжалка - сер», «Флейта Пана - палнай», «Глиняные свистульки - там шахлич», «Трубы - хупху, пуч», «Рога - кавал», «Деревянная флейта - най, шахлич». По ракетно- космической тематике: «Ракета-носитель «Восток», модель (макет) космического корабля «Восток», «Ракета-носитель «Ангара», «Ракета-носитель «Русь», «Телескоп Хаббла», «Спутник «Pioner 1», «Станция Салют», «Телескоп Хаббла». Другие проекты - «Детская игрушка», «Демонстрационные модели по физике», «Мебель для школы и семьи» и др.
Организация и проведение внеклассных и внешкольных мероприятий.
Организация и проведение внеклассных и внешкольных мероприятий включает в себе проведение:
- научно- практические конференции (в школе, ежегодно в феврале);
- конкурсы «Юный токарь», «Мой творческий проект»; «Творчество учащихся»;
- интеллектуальные игры по технологии, физике и технике, «Космический марафон», посвященный дню космонавтики;
- консультации по вопросам проектных исследовательских работ.
Система дополнительного образования (элективные курсы, кружковая работа).
В последние годы в 9 классе появились элективные курсы, но у школьной администрации почему-то нет желания выделять часы на физику и технологию. Поэтому приходится идти по обходным путям, используя элективные курсы по другим предметам, одновременно вовлекая учащихся в проектную работу. А здесь уже для изготовления проектного изделия нужны технологические знания и навыки. В результате мы изучаем, и элективный курс и у нас есть проект для участия на олимпиаде по технологии, на различных конкурсах, выставках. В посление годы в школе веду элективный курс для 9 класса «Практическая астрономия», в рамках которого выполняются практические проектные работы учащихся.
Человечеству от природы присуще стремление познать новое, ранее неизвестное. А что там за горизонтом? – волнует и нас, живущих в современном мире. Пытаясь решить этот вопрос, человек с малых лет под действием неведомой силы любознательности стремится к неизведанному. Занятия в кружке технического моделирования дают возможность удовлетворить эти потребности. Кружок технического моделирования в школе работает более четверти века. На начальном этапе работы занимались разными видами моделирования, Последние десять лет занимаемся спортивно-техническим моделированием. Работа в кружке технического моделирования ориентирована на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации. Руководитель кружка работает по авторской программе. На занятиях кружка дети изучают исторические сведения, приобретают навыки работы с разными материалами. Учатся составлять творческие проекты. Со своими моделями ракет учащиеся выступают на соревнованиях по ракетомодельному спорту, на фестивалях «Воздушные змеи» и занимают призовые места. Со своими исследовательскими работами выступают на научно- практических конференциях разного уровня. Раньше кружковая работа проводилась через центр дополнительного образования, в настоящее время на общественных началах, по своей инициативе.
Программа дополнительного образования (кружка технического моделирования) «Воздушные змеи». Программа рассчитана на учащихся V-IX классов, но участвуют и учащиеся начальных классов.
Пояснительная записка.
Основная форма организации дополнительного образования по техническому творчеству – добровольное объединение учащихся, проявляющих особый интерес к определенной области техники и стремящихся работать в ней. Дополнительная образовательная программа «Воздушные змеи» поможет организовать работу по изготовлению простейших летательных аппаратов, провести увлекательные соревнования по их запуску, провести серию исследований, обсуждение итогов и их теоретическое осмысление. Задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребенку, но чтобы достичь успехов, творческие способности необходимо развивать с раннего возраста. Один из путей развития творческих способностей, это включение детей в творческую деятельность. Основным методом обучения в данной программе является метод проектов. Проектная деятельность позволяет развить исследовательские и творческие способности учащихся.
Цели и задачи программы:
• воспитание у школьников интереса и любви к технике и труду, развитие творческих способностей и формирование конструкторских умений и навыков;
• научить целенаправленно, применять имеющиеся знания и практические навыки в разработке и изготовлении различных технических устройств,
Данная дополнительная образовательная программа рассчитана на детей 12-14 лет. Продолжительность образовательного процесса по данной программе рассчитана на один учебный год. Занятия следует проводить один раза в неделю. В зависимости от особенностей и содержания работы можно рекомендовать занятия со всеми учащимися одновременно, по звеньям или индивидуально. Теоретические занятия, беседы, экскурсии, соревнования проводят со всеми учащимися. Когда собирают, отделывают и красят модели (воздушные змеи), преподаватель должен уделять много внимания каждому учащемуся. В этот период учащихся рекомендуется разбить на группу до 4-6 человек. В отдельных случаях необходимо проводить индивидуальные занятия.
Ожидаемые результаты:
• понимать принципы расчета, знать принципы построения воздушного змея;
• изготовить самостоятельно (по готовым чертежам) различные модели воздушных змей (плоские, коробчатые, бескаркасные); модель парашюта; приспособления для запуска воздушного змея, парашюта;
• уметь запускать воздушные змеи;
• уметь определять силу и направление ветра (ориентировочно) по местным признакам.
В конце учебного года проводится выставка технического творчества учащихся, соревнования по запуску воздушных змей. Наиболее подготовленные учащиеся участвуют со своими учебно-исследовательскими проектами на школьной, районной конференции, районном фестивале воздушных змей. Учащиеся –ветераны кружка, занимаются по индивидуальной программе, разрабатывают свои индивидуальные проекты.
Учебно-тематическое планирование.
№ п/п | Тема | Общее количество часов | Теоретические занятия | Практические занятия |
I | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 |
II | Оборудование рабочего места | 2 | 1 | 1 |
III | Воздушный змей 1.немного истории 2.почему летает змей? 3.расчет воздушного змея 4.изготовление воздушных змеев по готовым чертежам 5.плоские змеи 6.объемные змеи 7.коробчатые змеи 8.воздушные змеи 9.управляемые змеи | 21 | 3 | 18 |
IV | Запуск змеев | 4 | - | 4 |
V | Воздушный почтальон | 1 | - | 1 |
VI | Выставки, показательные запуски воздушных змей, соревнования | 4 | - | |
Итого | 34 | 5 | 29 |
Содержание изучаемого курса.
- Вводное занятие
Роль техники в жизни человека. История развития авиамоделизма. Почему мы занимаемся техническим моделизмом? Особенности технического творчества. Демонстрация действующих моделей.
П. Оборудование рабочего места.
Инструменты и приспособления. Материалы при изготовлении моделей. Клеи и их виды. Основы техники безопасности.
Ш. Воздушный змей.
1. Немного истории.
Воздушный змей – первый летательный аппарат, который изобрели люди. Китай – родина воздушных змеев. Применение воздушных змей в своих исследованиях учеными. Различные конструкции воздушных змей.
Темы рефератов.
1. История воздушного змея;
2. Воздушный змей на службе у науки;
3. Военные профессии воздушного змея;
2. Почему летают змеи?
Воздушные змеи – простейший летающий аппарат тяжелее воздуха. Условия полета воздушные змеи. Образование подъемные силы. Угол атаки, скорость ветра, площадь несущий поверхности – факторы, влияющие на подъемную силу воздушного змея.
Темы рефератов
1. Атмосфера - воздушная оболочка земли;
2. Воздушные течения и их причины.
3. Расчет воздушного змея.
Силы, действующие на воздушный змей. Отчего зависит подъемная сила? Формулы и графики для расчета воздушных змеев.
4. Изготовление воздушных змеев по готовым чертежам.
Первый этап - выбор конструкции из следующих возможных: мини-змей, плоский змей, объемный змей, коробчатый змей, управляемый змей.
Второй этап - подготовка материально-технической базы.
Третий этан- сборка змея.
5. Плоские змеи
- плоский квадратный змей;
- плоский пятигранный змей;
- плоский фигурный змей;
- воздушный змей дельта крылом.
6. Объемные змеи
• змей спутник;
• надувные змеи.
7. Коробчатые змеи
• одно коробчатый воздушный змей;
• двух коробчатый змей.
8. Воздушный змей - дракон.
9. Управляемые змеи.
Проектные задания:
1. Плоский квадратный змей;
2. Плоский пятигранный змей;
3. Воздушный змей - дельтаплан;
4 Плоский воздушный змей-птица;
5. Змей-вертушка;
6. Воздушный змей ромб;
7. Одно коробчатый воздушный змей;
8.Двух коробчатый змей;
9. Воздушный змей акробат;
10. Воздушный змей парашют;
11. Воздушный змей – вертушка (змей - вертолет).
Темы рефератов:
- История плоских воздушных змей их виды;
- История коробчатых воздушных змей их виды;
- История надувных воздушных змей.
IV. Запуск воздушного змея.
Изготовление леера, катушки для намотки леера. Требование к запуску воздушных змей. Техника безопасности при запуске воздушных змей.
Проектная работа:
Система запуска воздушного змея.
V. Воздушный почтальон.
Парашют. Вычерчивание и выкройка купола, крепление сторон на куполе. Регулировка парашюта.
Устройства воздушного змея почтальона для сбрасывания груза. Изготовление тележки и замка воздушного почтальона.
Тема реферата:
1. История изобретения парашюта;
Проектная работа:
1. Воздушный почтальон.
VI. Выставки, соревнования, показательные запуски воздушных змей.
Скоро в основную школу придут новые стандарты образования. Ни одна из методик, по которым мы работали, не схватывает все три типа результатов: предметные, метапредметные и личностные. Чтобы реализовать новый стандарт, учителю важно понимать, как в работе с конкретными детьми комбинировать разные технологии. Если мы хотим, чтобы ученик рос и развивался, то учитель сам должен расти и развиваться, иначе он не успеет за своим учеником. Уметь найти общий язык со всеми детьми, в каждом увидеть неповторимую личность, особый талант. Ребята это ценят. Быть учителем не работа, а образ жизни. Если хотите состоятся в профессии, оставайся в ней до конца, а понимание, ради чего ты в школе, придет с годами. Будущее школы за молодыми, талантливыми, нестандартно мыслящими педагогами. Какой он учитель будущего: универсал или специалист узкого профиля? Найдет ли он дорогу в школу?
Литература.
- Бабаев Н.А. и др., Авиационный моделизм, изд. ДОСААФ, М.- 1956
- Выгонов В.В., Я иду на урок «Начальная школа», Подделки, модели, игрушки. М. «Первое сентября» - 2002
- Ермаков А.М., Простейшие авиамодели; М., «Просвещение», 1988
- Павлов А.П. Твоя первая модель, М., изд. ДОСААФ, 1979
- Рожков В.С. Авиамодельный кружок. М., Просвещение, 1978
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии личностно ориентированного обучения с целью развития познавательных и творческих способностей учащихся
Современный этап педагогической практики - это переход к деятельностно развивающей, л...
презенетация Использование новых технологий на уроке музыка и развитие творческих способностей детей
в презентации раскрывается актуальность использования современных образовательных технологий на уроках музыки. собственный опыт и мктодика преподавания....
Мастерская творческого письма ( с использованием новых технологий "Педагогические мастерские")
На обычном школьном уроке учитель, подобно первопроходцу, ведет за собой весь класс, дети же идут вслед за ним по уже проторенной дороге.Даже если педагог начинает с обсуждения проблемного вопроса, от...
Совершенствование методов обучения и воспитания, продуктивное использование новых технологий
игровая технология, цель, результат...
План по совершенствованию методов обучения и воспитания, продуктивного использования новых технологий в условиях учреждения дополнительного образования.
План по совершенствованию методов обучения и воспитания, продуктивного использования новых технологий в условиях учреждения дополнительного образования....
План по совершенствованию методов обучения и воспитания, продуктивного использования новых технологий
План по совершенствованию методов обучения и воспитания, продуктивного использования новых технологий...
Критерий 4. Личный вклад в повышения качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, продуктивного использования новых технологий, транслирование в педагогических коллективах опыта практической деятельности.
4.1. Методическая деятельность в сфере образования.4.2. Разработка электронных образовательных продуктов.4.3. Повышение квалификации педагогов4.4. Проектирование уроков на основе применения образовате...