Урок географии 8 класс. Тема "Охрана природы и охраняемые территории"
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме

Охрана природы наиболее актульна для изучения и обсуждения  в наше врямя, так человек бездумно вторгается в природное равновесие нарушая его. Обучающиеся должны знать не только охраняемые природные территории нешей страны, но уникальные охраняемые территории и объекты на в пределах своей "малой Родины" - Волгоградской области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_geografii__v_8_klasse.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по географии  в 8 классе

Аттестуемый педагог: Ускова Светлана Викторовна

Предмет:  география                                  Класс: 8

Тема урока: «Охрана природы и охраняемые территории».

Цель:
 - расширить   и  углубить   знания  по  проблеме   охраны   окружающей   среды.

Задачи:

  1. - Раскрыть   величие  и  красоту  природы  как  источника   гражданских  чувств  и  творческой  деятельности;
  2. Развивать  эстетическое  восприятие  природы, способность  видеть и    чувствовать  ее  красоту  как   гармонию  форм, красок;
  3. Воспитывать  экологическую  культуру, активное,  действенное  и    бережное  участие  в  сохранении  и  улучшении  природы.
  4. развивать качества личности: внутреннюю мотивацию к деятельности, критическое мышление, умение самостоятельно добывать знания;
  5. совершенствовать навыки грамотной речи.

Этапы работы

Содержание этапа

1

Организационный момент

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:  подготовиться к работе, мобилизовать внимание.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: проверить готовность учащихся к уроку.

Задачи:

-создать положительный эмоциональный настрой;

Методы: словесные, наглядные

-Добрый день. Я рада снова видеть вас и надеюсь на успешное взаимодействие на уроке.

- Проверьте, все ли у вас готово к работе.

2

Активизация полученных ранее знаний.

Цели, которые учитель ставит перед обучающимися:

- закрепить знания по темам:

Цели, которые учитель хочет достичь на данном этапе:

- проверить имеющиеся знания обучающихся по темам: «Природные зоны России»

Задачи:

- выполнить

Методы организации работы: словесные, наглядные, практический.

- Сегодняшний урок я начну стихотворением Виктора Бокова

«Откуда начинается Россия?

С Курил, Камчатки, с Командор?

О чем грустят глаза ее степные

Над камышами всех ее озер?

Россия начинается с пристрастья

К труду, терпению, к правде, доброте.

Вот в чем ее звезда. Она прекрасна!

Она горит и светит в темноте.

Отсюда все дела ее большие,

Ее неповторимая судьба .

И если ты причастен к ней-

Россия не с гор берет начало, а с тебя!»

- О чем пишет поэт Боков?

- Красота природы – это не только эстетическое чувство, но и родная земля. Но всего этого может и не быть. Человек вторгается в природу иногда бездумно, не задумываясь о последствиях.

4

Постановка темы урока через создание проблемной ситуации.

Цели, которые учитель ставит перед обучающимися:

- сформулировать тему урока.

Цели, которые учитель хочет достичь на данном этапе:

- подвести обучающихся к самостоятельной постановки темы урока путем анализа недостающих знаний для решения определенных.

Задача:

- создать положительную мотивацию обучающихся для изучения новой темы.

Методы организации работы: словесный, наглядный, частично-поисковый.

«Охранять природу – значит охранять Родину» М.Пришвин

- Вы согласны с Пришвиным? Почему?

- Вы можете рассказать, какие меры по охране окружающей среды проводятся в нашей области?

-  Каких знаний вам не хватает?

- Кто догадался, чем же мы будем заниматься сегодня на уроке? Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

- Тема нашего урока «Охрана природы и охраняемые территории» (слайд № )

5

Целеполагание.

Цели, которые учитель ставит перед обучающимися:

- сформулировать цели урока.

Цели, которые учитель хочет достичь на данном этапе:

- формировать у обучающих логическое мышление, умение на основе анализа темы урока формулировать цели урока.

Методы организации работы: словесный, наглядный, частично-поисковый.

- прочтите еще раз тему нашего урока.

- Как вы думаете, что вы должны знать,?

- А что вы должны уметь?

Слайд №

- Прочтите цели и задачи нашего урока?

-Правильны ли были ваши предположения?

- Запишите число и тему урока..

6

Изучение нового материала.

Цели, которые учитель ставит перед обучающимися:

- знать основные принципы охраны природы

Цели, которые учитель хочет достичь на данном этапе:

-сформировать  понятие охраняемая природная  территории, виды природоохраняемых территорий

Задачи:

- познакомить с основными понятиями темы.

Методы организации работы:

Практический, наглядный.

План:……….(сделать слайд)

Основные принципы охраны природы:

1. Сохранить разнообразие и красоту природы.

2. Предусмотреть значение и место каждого организма в будущем.

3. Помнить о существующих в природе взаимосвязей.

- Охраняемая природная территория – это участки земли, где расположены природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, эстетическое значение, они изъяты из хозяйственной деятельности, установлен режим особой охраны.

- Охраняемая природная территория:

- заповедник

-заказник

-природный парк

-ботанический сад

- памятник природы

- Заповедники бывают:

3

Проверка опережающего домашнего задания.

Цели, которые учитель ставит перед обучающимися:

- познакомить обучающихся с природоохраняемыми территориями Волгоградской облпасти;

Цели, которые учитель хочет достичь на данном этапе:

- расширить кругозор обучающихся по данной теме.

Задачи:

- проверить опережающее задание,

- довести до сведения учащихся нужность и важность изучения темы «Охрана окружающей среды»

Методы организации работы: словесные, наглядные

1. Природный парк «Щербаковский». Общая площадь -34,6 га.

Организован в 2003г.

Цель – сохранить уникальные ландшафты, которые называют «Волжская Швейцария». Особую ценность представляет природная достопримечательность «Ураков бугор» и два памятника природы «Щербаковская балка» и горы «Столбичи»

2. Природный парк «Эльтонский». Общая площадь – 106,04га.

Организован в 2001г.

Цель – сохранить уникальныеприродные комплексы и бальнологические ресурсы «Приэльтонья». Объектами особой охраны являются: уникальные объекты солянокупольного происхождения, озеро Эльтон, Сморогдинский минеральный источник, гора Улаган и Преснолиманская возвышенность.

3. Природный парк «Волго- Ахтубинская пойма». Общая площадь – 154,0га.

Организован в 2000г.

Цель – сохранить уникальные водно-болотные угодья, нерестилища ценных видов рыб, места обитания реликтовых растений, заливные луга и пойменные дубравы, ключевые орнитологические территории. Экологические системы поймы отнесены к первой категории международной значимости.

4. Природный парк «Нижнехоперский». Общая площадь –231,0га.

Организован в 2003г.

Цель – сохранить огромные массивы пойменных лесов и лугов в долине р.Хопер – одной из самых чистых рек Европы. Главные достопримечательности парка огромные массивы пойменных лугов и лесов. Среди большого разнообразия местной флоры и фауны отмечено множество редких и находящихся под угрозой исчезновения видов.

5. Природный парк «Донской». Общая площадь – 61,9га.

Организован в 2001г.

Цель –  изучение и сохранение уникальных ландшафтов: меловых гор, прорезанных глубокими оврагами – каньонами, заливные луга, пойменные и нагорные леса. Главная достопримечательность парка - долины рек Дона и Иловли, в состав парка входит орнитологическая территория международного значения.

6. Природный парк «Цимлянские пески». Общая площадь – 76га.

Организован в 2003г.

Цель – сохранение массива Доно – Цимлянских песков, соответствующих возрасту Днепропетровскому и Московскому оледенения. Особой достопримечательностью Цимлянских песков являются стада одичавших лошадей - мустангов. В настоящее территория слабо заселена и используется на 10 – 15%, что обуславливает ее высокую экологическую значимость.

- С какой целью были созданы все эти природные парки?

9

Практическая работа.

Цели, которые учитель ставит перед обучающимися:

- самостоятельно выполнить задание

Цели, которые учитель хочет достичь на данном этапе:

- формировать навыки самостоятельного осмысления  и оценки обучающимися своих знаний.

Задачи:

- показать сформированность навыка самостоятельной работы с картой и учебником

Методы организации работы

метод проектов.

У: Я знаю, что ваш класс является активным участником различных акций по защите природы. Назовите, в каких акциях вы участвовали и почему? (Слайд №  )

Д:

У:  Вы очень часто ходите в походы и сейчас с вами разработаем проекты, которые будут отражать правила поведения туристов во время экскурсий, походов и путешествий.

1 группа - Разрабатывает правила установки бивуака (стоянка туристов)

2 группа – Разработайте проект по сохранению первоцветов ( на территории села Рахинка).

3группа   -  Обращение  юных  друзей  природы.

4группа – Помоги зеленым братьям.

Дети зачитывают правила и проекты защиты

10

Рефлексия.

Цели, которые учитель ставит перед обучающимися:

осмыслить и провести оценку своих знаний и возможностей для дальнейшего изучения темы.

Цель, которую учитель хочет достичь: формировать способность учащихся вырабатывать собственное отношение к изучаемому материалу.

Методы организации работы: беседа, практический.

В заключении урока посмотрим, как усвоили основные правила поведения в природе и выясним в процессе теста, кем является человек для природы.

Тест

1.22 апреля – День независимости России (Нет)

2.В России  35 заповедника. (Нет)

3. Захочешь развести в лесу костер, найди старое кострище (ДА)

4. Для костра наломай веток с ближайших деревьев (НЕТ)

5. Гулять в лесу лучше по тропинкам (ДА)

6. Если хочешь сделать девушке приятное, собери букет из лесных, полевых  цветов. (НЕТ)

7. На территории Волгоградской области – 6 природных парков.(ДА)

8. Редкие растения и животных охранять нет смысла, ведь они все равно вымрут (НЕТ)

10. В местах, где живут редкие растения и животные, можно создать заповедник (ДА)

11

Домашнее задание.

Цель: закрепить полученные на уроке знания, умения;

Цель учителя: развивать внутреннюю мотивацию к деятельности,  умение самостоятельно добывать знания.

Методы организации работы

Практический, самостоятельная работа.

Не сомневалась я, что все у нас получится.

Все знают, как природу охранять,

И кто особенно старался,

В журнал получит «хорошо» и «пять».

И в заключение хочу сказать,

Что лучше географии предмета не сыскать.

Мир географии огромен,

Стремитесь вы его познать.

§

- Спасибо за урок. Можете идти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Охрана природы и охраняемые территории. Заповедник Присурский.

Проблемы рационального использования природных ресурсов тесно связаны с проблемами охраны и преобразования природы.            Беречь приро...

Охрана природы и охраняемые территории.

Данный материал предназначен для изучения темы "Особо охраняемые природные территории" по учебнику "География России" В. П. Дронова, И. И. Баринова, А. А. Лобжанидзе. Эта работа направлена на расширен...

План - конспект урока по географии, 8 класс, по теме «Охрана природы и охраняемые территории»

План - конспект урока с использованием ЭОР  по географии 8 класс по теме«Охрана природы и охраняемые территории» представлен учителем географии достаточно подробно. Учителем  сформулирована ...

презентация по географии 8 класс«Охрана природы и охраняемые территории»

"Особо охраняемые природные территории (ООПТ) - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природ...

КОНСПЕКТ УРОКА ГЕОГРАФИИ НА ТЕМУ "ДАЛЬНИЙ ВОСТОК: ОСВОЕНИЕ ТЕРРИТОРИИ И НАСЕЛЕНИЕ

1. Плюсы ЭГП Дальнего Востока? - омывается двумя океанами, - преобладание равнин в южной части Дальнего Востока, (Зейско-Буреинская и Приханская )- размещение в южной части Дальнего Востока ...

Презентация к уроку географии на тему "Природа Австралии" (8 класс)

Презентация к уроку географии для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на тему "Природа Австралии"(8 класс)...

Задания для формирования и оценки естественнонаучной грамотности на уроках географии. Тема: Взаимодействие природы и человека. Класс:7

Задания для формирования и оценки естественнонаучной грамотности на уроках географии. Тема: Взаимодействие природы и человека. Класс: 7...