Урок по географии "Географическое положение РБ и Аскинского района"
план-конспект урока по географии (9 класс) на тему

Открытый урок для 9 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_9_klasse.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по географии

ФИО педагогического работника Никитина Елена Васильевна

Должность, место работы МБОУ СОШ с. Ключи

Тема занятия       Географическое положение Башкортостана и Аскинского района.

Предмет, класс   География,  9 класс

Этапы работы

Содержание этапа

1. Организационный момент, включающий:

• постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной)

• определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;

• описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на  учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог)

Цели для обучающихся:

         1.Углубление знаний обучающихся о Географии Башкортостана.

         2.Совершенствование умений  работы с различными источниками получения информации (книгой, атласом, картами, дополнительной литературой).

         3.Развивать познавательный интерес к предмету.

Цели учителя:

  1. Создать условия для закрепления знаний обучающихся о ГП РБ.
  2. Организовать деятельность обучающихся, направленную на формирование умений  пользоваться картой.
  3. Учить применять полученные знания и сведения в нестандартной жизненной ситуации.

(Отрывок из стихотворения народного поэта Республики Башкортостан Мустая Карима).

Взгляни на глобус:
Вот он шар земной,
На нем Башкирия
С березовый листок величиной.
Всего лишь навсего
Не больше
Обыкновенного листка,
Береза же - Великая Россия -
Так зелена, так высока!

- О чем говорится в этом стихотворение?

+ Правильно, о Башкортостане.

- С чем сравнивает поэт Башкирию? Правильно. Тема нашего урока «Географическое положение Башкортостана и Аскинского района». Откроем тетради и запишем тему урока. Слайд 1. Тема и цели урока.

+А вот писатель Р.Г.Хакимов писал, что на карте РБ более всего напоминает сердце. Действительно, наш край, словно сердце, мерно бьется в сплетении магистралей дорог и трубопроводов.

И сегодня мы с вами начнем изучать региональный компонент. И так как мы с вами живем в Башкирии, то следующие 8 уроков у нас посвящены РБ и Аскинскому району.

2. Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает:

• постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут обучающимися на данном этапе урока);

• определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;

• изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен обучающимися;

• описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;

• описание основных форм и методов  организации индивидуальной и  групповой деятельности обучающихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог;

• описание критериев определения уровня внимания и интереса обучающихся к излагаемому педагогом учебному материалу;

• описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности обучающихся в ходе освоения нового учебного материала

Цель для обучающихся: Определение теоретического минимума, необходимого для решения задач,  вспомнить весь изученный теоретический материал (экономические районы РФ, знание географической номенклатуры по изученной теме); познакомить с главными чертами географического положения Республики Башкортостан.

Цель учителя: проверить степень усвоения теоретического материала обучающимися.

Форма организации деятельности: Фронтальный опрос.

1. Вступительное слово учителя.

 - Что такое экономические районы?

+ Экономические районы - это исторически сложившиеся территории, которые различаются величиной, условиями и особенностями формирования, специализацией и т.д.

- На сколько районов разделена РФ?

+ 11

- К какому экономическому району относится РБ?

+ к Уральскому.

- Покажите на карте РФ территорию Республики Башкортостан.

Слайд 2. Образование Башкирской АССР

         Дата образования Башкирской АССР – 23 марта 1919 г. Переименование в Республику Башкортостан – 1990 г. Столица – г. Уфа (1021,5 тыс. жителей на 1 января 2008 г.), основан в 1586 г. Расстояние от Москвы до Уфы 1519 км.

2. Характеристика географического положения РБ.   

Слайд 3. План характеристики географического положения объекта.

1) положение по отношению к экватору:

Республика Башкортостан  расположена в Северном полушарии.
2) положение на материке, части света:

Он соединяет воедино две части света - Европу и Азию. Республика Башкортостан расположена в южной части Уральских гор и равнин Предуралья и Зауралья.
3) площадь:

Площадь Республики Башкортостан составляет 143,6  тыс. кв. км (0,8 процента общей площади Российской Федерации).

4) положение к крупным физико-географическим объектам;

Башкортостан расположен в пределах Русской равнины. Охватывает Южный Урал. Протянулся узкой полосой вдоль восточных границ республики к востоку от Уральских гор.

5) границы Республики Башкортостан:

РБ граничит: на западе Республика Татарстан, на севере Пермский край и Свердловская область, на востоке Челябинская область, на юге и юго-востоке Оренбургская область,  реки Урал, Кама, Белая, Дема.
6) координаты крайних точек;

Северная-56° 31' с.ш. 54° 31' в.д. к северо-западу от деревни Байсарово Янаульского района.

Южная-51° 34' с.ш.; 57° 12' в.д. к юго-востоку от деревни Кужанак Зианчуринского района.

Западная-55° 07' с.ш.;53° 08' в.д. к юго-западу от деревни Ивановка Баклинского района.

Восточная-54° 52' с.ш.; 60° 00' в.д. к северо-востоку от станции Устиново Учалинского района.

             7) протяженность в градусах и километрах с севера на юг и с запада на восток;

Наибольшая протяженность:

- с севера на юг по меридиану 57° 20' в.д. - 540 км.
- с запада на восток по параллели 54° 15' с.ш. - 420 км.
- максимальная протяженность по азимуту 152° 00' - 590 км.

8) природных условий и ресурсов

Башкортостан характеризуется многообразием природных условий и ресурсов. Увалисто-холмистые равнины Башкирского Предуралья занимают 2/3 площади республики, горный Башкирский (Южный) Урал - более 1/4, а грядово-мелкосопочная полоса Башкирского Зауралья - более 1/10. Западная часть республики – равнинная, восточная – гористая. Климат континентальный – теплое лето, холодная снежная зима. Зимой температура воздуха от -10 до -22 градусов; летом от +15 до +25 градусов. Вегетационный период составляет 120-135 дней. Около 5 млн га территории республики покрыто лесом. Главная река – Белая (приток Камы).
Находясь на стыке Европы и Азии, в переходной полосе от Восточно-Европейской равнины к Уральским горам и от них к Западно-Сибирской равнине, Башкортостан в своей природе сочетает черты прилегающих обширных разнородных пространств.

9) оценка географического положения для жизни и хозяйственной деятельности человека

Географическое положение Башкортостана определяет благоприятные для человека природные условия, что способствует развитию его экономики, природным условиям. Территорию нашей республики можно разделить на западный, горный Башкортостан и Башкирское Зауралье. Они хорошо выделяются на физической карте по характеру рельефа.

           Слайд. Области Башкортостана

Западный Башкортостан

Горный Башкортостан

Башкирское Зауралье

Географическое положение

Расположен в пределах Русской равнины.

Охватывает Южный Урал.

Протянулась узкой полосой вдоль восточных границ республики к востоку от Уральских гор.

Природные условия

Наиболее благоприятные для жизни и хозяйственной деятельности, территория республики.

Менее благоприятная для развития сельского хозяйства промышленности.

Более благоприятная по сравнению с Южным Уралом.

Население

Здесь проживает основная часть населения республики.

Освоено слабо.

Лучше освоено человеком по сравнению с Южным Уралом.

10) экономические преимущества и недостатки:

Преимущества: Башкортостан – индустриально-аграрная республика, богатая различными полезными ископаемыми, один из основных нефтедобывающих районов Российской Федерации. Республика располагает высокопродуктивным сельским хозяйством, специализирующимся на продукции зернового растениеводства, мясомолочного и шерстяного животноводства. На территории республики существует значительное число лечебно-оздоровительных комплексов, минеральных источников.
Наиболее существенный
недостаток социально-экономического развития республики Башкортостан – тяжелая экологическая ситуация и высокая вероятность техногенных аварий в ряде районов и городов в связи с перенасыщенностью экологически опасными производствами нефтяной, нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности, а также прохождением через территорию республики нефте- и газопроводов.

3. Географическое положение Аскинского района.   

1) Географическое положение

Район расположен на правобережье реки Уфы (Караидель) вдоль северной и северо - восточной границы республики Башкортостан.

Граничит он на севере с Пермским краем и Свердловской областью, а также с Татышлинским, Балтачевским, Караидельским и Дуванскими районами Республики Башкортостан.

2) Центр района 

 Село Аскино, расположено на р. Бурминка. Начало заселения с. Аскино было положено в 1665 - 1670 гг. переселенцами из Пермской области. Село находится в 213 км от г. Уфы и в 80 км от ближайшей железнодорожной станции Чернушка, находящейся в Пермской области.
Территория вытянута
с запада на восток на 87,5 км.

Максимальная протяженность с севера на юг достигает 57 км.

Общая протяженность границ составляет около 375 км.
3) Рельеф. Рельеф представлен Аскинским плато и западной частью Уфимского плато с максимальной высотой 423 м.
4) Земли. Общая площадь земель района составляет 254209 гектаров, из них земли:
     
1. сельхозназначения - 114606 га;                4. лесного фонда - 133275 га;
     
2. населенных пунктов - 5564 га;                 5.водного фонда - 321 га;
     
3. промышленности - 418 га;                         6. запаса - 25 га.
5) Климатические условия.

Климат умеренно - континентальный, достаточно увлажненный. Средняя температура июля составляет 17, 5, а января минус 15 градусов. Годовое количество осадков превышает 600 - 650 мм. Поверхностные воды представлены притоками рр. Уфа (Тюй, Сарс, Кунгак) и Быстрый Танып (Кутмас, Альягиш).
6) Почвенный покров. 

Почвы: дерново-подзолистые, темно - серые лесные и черноземы оподзоленные, с мощностью гумусового горизонта до 20 - 25 см и содержанием общего гумуса 3 - 6%.
7) Растительность. 

В растительном покрове преобладают темнохвойно - широколиственные леса с елью, липой и дубом, широколиственные мезофитные леса из дуба, клена, вяза и липы и мягколиственные леса из березы и осины.
8) Полезные ископаемые. 

Территория достаточна богата природными ресурсами, особенно лесными и водными.

Разведаны месторождения:

  1. нефти (Кунгаковское, Каюмовское, Биавашевское),
  2. природного газа (Кубиязовское, Новоказанчинское),
  3. агрономических руд (Кшлау - Елгинское 1 и 2, Мутабашевское, Староказанчинсоке),
  4. известняка (Любимовское, Аскишское, Евбулякское)
  5. кирпичного сырья (Амировское, Утяшинское, Северо - Аскинское, Шороховское).

9) Природные памятники.
Аскинский заказник.

Фауна охотничье-промысловых и редких видов животных.
Сосновый бор у с. Кунгак.

Памятник природы местного значения. 1990 г. Старовозрастной сосняк (160-180 лет), имеющий важное научное (дендрохронологическое) и рекреационное значение.
Болото и озеро у с. Упканкуль. Памятник природы. 1985 г.
1). Эталонные и редкие болотные растительные сообщества (осоково-сфагновые сплавинные болота).

2). Популяции редких видов растений (пушица стройная, клюква болотная, росянка круглолистная, росянка английская, гаммарбия болотная и др.).

Метод  организации деятельности обучающихся –  работа с картой.

Способы повышения внутренней мотивации обучающихся: оценивание и похвала за правильно выполненные задания. Использование на уроке ситуации успеха, соревнования.

Ознакомление с критериями оценивания, комментарии при оценке и самооценке знаний.

3. Закрепление учебного материала, предполагающее:

• постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);

• определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;

• описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог.

• описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала;

• описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал.

Цель для учащихся: провести анализ уровня  усвоения знаний, т.е. выявить все основные виды движения воды в океане. Воспроизвести изученный материал в опорном конспекте.

Вы смогли воспроизвести изученный материал в опорном конспекте?

Цель для учителя: выявить   уровень сформированности  знаний об основных видах движения воды в океане, причинах и закономерностях их образования  и умения работать с картой. Закрепление учебного материала выбирается из двух вариантов.

1. Практическая работа. Обучающиеся выполняют работу по контурной карте Республике Башкортостан.

Задание 1. Обведите красным цветом границы Республики Башкортостан.

Задание 2. Подпишите названия пограничных субъектов Российской Федерации, с которыми граничит наша республика: на западе Республика Татарстан, на севере Пермский край и Свердловская область, на востоке Челябинская область, на юге и юго-востоке Оренбургская область, реки Урал, Кама, Белая, Дема.

2. Ответить на вопросы теста.

1.Площадь Республики Башкортостан равна:

а) 143,4 тыс. кв. км;
б) 143,6 тыс. кв. км;
в) 17,1 млн. кв.км.

2. По каким рекам проходит граница Республики Башкортостан:

а) по Белой;
б) по Деме;
в) по Уфе.

3. Аскинский район на севере граничит:

  1. Татышлинским районом;
  2. Пермским краем;
  3. Караидельским районом.

4. Село Аскино, расположено на реке:

  1. Бурминка
  2. Деме
  3. Кама

Вопросы: 

1. Ребята, что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? (Ответы учащихся)

2.Покажите по карте, какие объекты были упомянуты на уроке? (Учащиеся показывают географические объекты).

Форма организации деятельности учащихся: индивидуально-обособленная, т.к. содержание учебного материала вполне доступно для самостоятельного изу чения школьников. Познавательная задача в этом случае не выступает перед классом как общая и решается индивидуальными усилиями каждого ученика самостоятельно, без непосредственного его общения с другими учащимися. Педагогическая ценность этой формы организации познавательной дея тельности заключается в том, что она может хорошо учитывать особенности учащихся

Метод организации деятельности учащихся: самостоятельная работа, практическая работа.

Учащиеся самостоятельно  выполняют практическую работу. Учебную задачу каждый выполняет самостоятельно, в соответствии с  уровнем усвоения знаний.

4. Задание на дом, включающее:

• постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);

• определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом;

Цель для учащихся: Читать конспект.

Найти в литературе интересные факты о Республике Башкортостан, придумать познавательные вопросы по изученной теме.

Цель для учителя: вооружить учащихся навыками самостоятельной работы, повысить уровень их знаний, воспитывать чувство ответственности.

Критерии успешного выполнения домашнего задания: самые интересные сообщения и задачи будут представлены на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Географическое положение РБ и Аскинского района"

Презентации к открытому уроку по географии в 9 классе...

Конспект урока "Географическое положение, территория, границы Мостовского района."

Данный конспект урока может использоваться при ведении регионального компонента в 8 классе....

Положение о проведении первенства района по ВФСК ГТО среди учащихся 10-11 классов

положение о проведении личного первенства по ВФСК ГТО среди учащихся 10-11 классов...

Справка о профессиональных достижениях учителя Аскинского района деревни Кшлау-Елга Галиевой Эльзы Ришатовны

Справка о профессиональных достижениях  учителя Аскинского района деревни Кшлау-Елга Фамилия, имя, отчество (полностью) Галиева Эльза РишатовнаОбразовательная организация (сокращенное ...

Положение о проведении XIII районного вокального конкурса «Дружат дети на планете»

Конкурс  проводился заочно. Конкурсный просмотр участников проводится путем подачи в оргкомитет заявки , согласия на обработку персональных данных и  ссылки на видео выступления у...