Конспекты уроков географии для 8 класса
план-конспект урока географии (8 класс) по теме

В данном разделе представлены конспекты уроков по географии для 8 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ur1.docx20.27 КБ
Файл ur2.docx24.7 КБ
Microsoft Office document icon ur3.doc68 КБ
Файл ur4.docx24.9 КБ
Файл ur5.docx33.28 КБ
Файл ur6.docx24.79 КБ
Файл ur7.docx20.03 КБ
Файл ur8.docx24.57 КБ
Файл ur9.docx19.15 КБ
Файл ur10.docx18.05 КБ

Предварительный просмотр:

Урок № 1

ЧТО ИЗУЧАЕТ ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ РОССИИ.

Практическая работа №1

Знакомство с атласом

Цели урока:

-формирование личных учебно-познавательных мотивов учащихся при изучении географии России;

-познакомить учащихся с особенностями курса «География России» и его структурой;

-приветите любви к изучаемому предмету;

-воспитание юного гражданина Родины.

Оборудование: атласы, конкурные карты.

ХОД УРОКА.

1.Организационный момент.

2.  Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя, в котором рекомендуется коснуться всего курса в целом «Природа России», а также курса «Население и хозяйство». Необходимо отметить, как изменилась роль науки географии в настоящее время, по-прежнему ли это та, преимущественно описательная наука, которой она была в недавнем прошлом?

География уже давно не только описательная наука, но нельзя исключить из нее описаний малоизвестных районов, романтику путешествий, походов, открытий Все это в географии есть. И все-таки это наука экспериментально-преобразовательного направления. Объект ее изучения - в основном давно открытые земли, уже освоенные человеком, измененные им.

Главной задачей современной географии, как указывал академик И П Герасимов, является «всестороннее научное обслуживание великой работы человечества по многообразному, все более интенсивному использованию уже открытых природных богатств, преобразованию природы и хозяйства уже освоенных районов».

Основной формой первого урока будет беседа с использованием картин с изображением различных пейзажей природы России, в ходе которой раскрывается многообразие природы России. Суммировав и подчеркнув это, вместе с учащимися формируется сущность курса «Природа России» - науки о географических компонентах, о характере географической оболочки в пределах России, о природных богатствах и условиях хозяйственного освоения территории страны.

Природные богатства - леса, полезные ископаемые и другие, используемые человеком, называются природными ресурсами. Значит, нам нужно познать природу, законы, которым она подчиняется, для того чтобы выявить ее ресурсы, а, выявив, оценить их и наметить основные направления дальнейшего использования в хозяйстве страны, для по вышения жизненного уровня ее населения, а значит, всех нас.

Неправильные взаимоотношения с природой вызывают загрязнения вод, воздушного бассейна, разрушения почв, оскудения растительного и животного мира. Все это ухудшает условия жизни людей. Эти проблемы касаются всех, и в решении их тоже участвует география.

Кроме того, необходимо напомнить учащимся, что все географические компоненты в природе находятся в тесной взаимосвязи, а также основные источники географических знаний, которые будут необходимы в ходе изучения природы России. При этом используется приложение! учебника стр. 280-282.

При обобщении урока сделайте заключение «Итак, нам необходимо знать для того, чтобы уметь, а уметь для того, чтобы действовать!»

3.Знакомство с источниками географической информации:

  1. Первым помощником в изучении географии для вас будет учебник (знакомство со структурой учебника).
  2. Без карт географию изучать никак нельзя. Поэтому нам необходимы атласы и контурные карты (знакомство с атласом и к/к).
  3. Дополнительную информацию о природе России можно получить из энциклопедий ,справочников, хрестоматий, СМИ, Интернета и др.

Практическая работа №1

Тема: Знакомство с атласом

1.      Провести анализ учебного атласа для VIII класса и назвать те тематические карты, с которыми вы встретились впервые.

2.      Провести анализ одной из тематических карт атласа в такой последовательности:

             а.      название карты,

            б.      масштаб,

            в.      условные знаки,

             г.      значение карты.

4.Знакомство с учебником. Структура, содержание.

5. Закрепление материала.

Вопросы для закрепления

1. Что мы узнаем, изучая физическую географию России?

 2. Для чего необходимо изучать географию своей Родины?

IV. Домашнее задание: прочитать введение.



Предварительный просмотр:

Урок № 2

Особенности физико-географического положения России.

Практическая работа 2

Определение по физической карте географических координат крайних точек России, нанесение их на контурную карту

Цели и задачи урока:

1.Изучить главные черты географического положения России и их влияние на природу и хозяйственную деятельность населения.

2.Учить работать с географической картой России.

3.Дать знания о границах России и пограничных государствах.

Оборудование:

Политическая карта мира,

физическая карта России.

Ход урока.

1.Объявление темы и целей урока.

2.Повторение пройденного. Работа с картой.

3.Изучение нового материала.

Чтобы понять природу страны, необходимо определить ее «адрес» на Земле, т.е. географическое положение.

Учащиеся вспоминают план характеристики географического положения страны:

  1. Положение по отношению к экватору.
  2. Положение по отношению к 0° меридиану.
  3. Положение на материке, части света.
  4. Моря и океаны, омывающие страну (морские границы).
  5. Соседние государства.
  6. Координаты крайних точек страны.
  7. Оценка географического положения для жизни и хозяйственной деятельности населения.

Работа с картами  и атласами (беседа)

-Россия имеет площадь 17,1 млн. км 2.

-Смотрите на рисунок  в учебнике и сравните площадь России с площадью материков и крупнейших государств. (Россия – самое крупное государство мира. Ее площадь 17,1 млн. квадратных километров, что примерно равно площади Южной Америки(17,8млн.км2). Россия занимает 1/3 часть площади Евразии, более чем в 2 раза больше Австралии. России почти в 2 раза больше площади Канады, Китая США.)

Площади материков

Материк

Площадь, млн. км2 

Евразия

54

Африка

30,3

Северная Америка

24,»

Южная Америка

18,2

Антарктида

14

Австралия

9

Площади крупнейших государств мира

Государство

Площадь, млн. км2

Россия

17,1

Канада

9,98

Китай

9,56

США

9,36

Бразилия

8,51

Австралия

7,59

- Россия расположена на материке Евразия, в двух частях света – Европе и Азии. Вспомните, где проходит условная граница между Европой и Азией? (Условная граница проходит по Уральским горам, по 60° в.д. по реке Эмбе, по Прикаспийской низменности к реке Куме – по Кумо-Манычской впадине, к Азовскому морю – по Керченскому проливу.)

- Найдите Северный полярный круг. (параллель 66° 6' с.ш.)

 - В каком полушарии мы живем? (В северном полушарии)

- Какие широты имеют самая северная и южная точки России? (м.Челюскин – 77° 43’ с.ш.,  а островная – м. Флигели на острове Рудольфа в архипелаге Земля Франца Иосифа – 81° 49' с.ш. Крайняя южная точка – Юго-Западные горы Базардюзю 41° 11' на Кавказе.)

- Найдите крайние точки России: мыс Флигеля, мыс Челюскин, мыс Дежнёва, остров Ратманов, Гданский залив ( Балтийская коса близ города Калининграда, гора Базардюзю.)

-  Какова протяженность России с севера на юг и с запада на восток? Где наибольшая, где наименьшая? ( От мыса Канин Нос (п-ов Канин) до крайней южной точки ( южная граница Дагестана) - 27۫۬۬۬۬۬۬۬۬۬۬۬۬° ≈ 3000 км. От мыса Челюскин – 28۫° ≈ 3110 км)

- С какими странами граничит Россия? ( Учащиеся находят государственные границы с Норвегией, Финляндией; новая граница с Эстонией, Латвией, Литвой, Беларусью, Украиной( славянские государства входят в СНГ), с Польшей.  Страны Закавказья – Азербайджан и Армения.  Граница проходит по Главному Водораздельному хребту Кавказских гор.)

- Найдите страны: Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Беларусь, Монголия, Китай, КНДР, Япония, США, Казахстан, Украина, Азербайджан, Грузия.

- С Какими странами самая протяженная граница? (Самая протяженная граница с Казахстаном, Монголией, Китаем.)

- Какая область России граничит с Польшей и Латвией? ( С Польшей и Латвией граничит Калининградская область.)

- С какими странами граница проходит по горам, по рекам? ( По горам Россия граничит с Азербайджаном, Арменией ( Кавказ), с Монголией (Алтай), по рекам  - с Китаем ( Амур с Уссури).)

- Что значит «морская граница»? ( «Морская граница» проходит в 12 милях (22.2 км) от берега.)

- Определите, с какими странами Россия граничит только по морю. ( Морскую границу Россия имеет с Японией в Кунаширском проливе  между Японским островом Хоккайдо и Курильскими островами  (остров Кунашир) России. В Беринговом проливе морская граница проходит между островами   Диомида, их два: западный остров Ратманова принадлежит России, а восточный остров Крузенштерна – США.)

- Что такое «Российский сектор Арктики»? ( Российский сектор Арктики – часть Северного Ледовитого океана, принадлежащая России от острова  Ратманова  по меридиану до Северного полюса и от северной точки российско-норвежской границы по меридиану также до Северного полюса) .

Викторина «Моря России»

1.Самое глубокое море России (Берингово)

2.Самое большое море России (Берингово)

3.Самое маленькое по площади море (Азовское)

4.Самое холодное море (Восточно-Сибирское)

5.Самое чистое море (Чукотское)

6.Самое теплое море (Черное)

7.Самое мелководное море (Азовское)

  Географическое положение России имеет как положительные, так и отрицательные  черты:

        Положительные черты:

а) большая площадь России – это, как правило, означает богатство природными ресурсами;

б) наличие морских границ, свободный выход в океан;  

в) расположение большей части России в умеренных широтах.

         Отрицательные черты:

а) моря России замерзают на длительный период, что затрудняет судоходству;

б) ¼ часть площади России  лежит за Северным полярным кругом ( суровый климат);

в) огромная территория требует больших транспортных расходов.

4.Закрепление изученного.

Практическая работа 2

Определение по физической карте географических координат крайних точек России, нанесение их на контурную карту

Работа проводится на контурной карте, при этом используется контурная и политико-административная карта из атласа. Последовательность выполнения :

1. По физической карте атласа определить крайние точки России, географические координаты и подписать их на контурной карте.

2. Определяют широту крайней северной и крайней южной точек, долготу крайней западной и крайней восточной точек. Данные определений записать на контурной карте.
3. Нанести границу России, подписать государства, с которыми граничит наша страна.

4. Определить наибольшую протяженность материковой части России с севера на юг и с запада на восток, используя градусную сеть и масштаб карты или глобуса.

5. Определить протяженность России по меридиану 60° в.д.

6. Нанести границу России, подписать государства, с которыми граничит наша страна.

5.Домашнее задание.

Прочитать §2; ответить на задания в конце параграфа. Составить устный рассказ о географическом положении России.



Предварительный просмотр:

Урок № 3

Экономико- и транспортно-географическое положение России.Геополитическое положение России.

Практическая работа №3

“Определение по картам, статистическим и текстовым материалам геополитического и экономико-географического положения России”.

Цели урока

1. Выяснить сущность понятия экономико- ,транспортно-  и политико-географического положения;

2. Ознакомиться с особенностями геополитического положения СССР “Россия в разное время”;

3. Сформировать представление об особенностях ЭГП России;

Оборудование

1. Учебник

2. Атлас, контурные карты;

3. Политико-административная карта;

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Проверка д.з..

3.Введение в тему.

1.-Вспомните, что такое географическое положение.

(положение к экватору и нулевому меридиану океаном, климатическим поясом)

- Сегодня мы изучаем географическое положение России.

Запишите тему урока: “Географическое положение России: Экономико-географическое,транспортно-географическое  и политико-географическое положение”.

Эпиграфом урока являются слова Ивана Никитина из стихотворения “Русь.

Сделайте запись:

“Это ты моя Русь державная

Моя Родина православная!
Широко ты, Русь, по лицу Земли
В красе царственной развернулася!...”

Граница СССР - 12 государств (Каких?)

Граница России - 16 государств (Каких?)

.- Из скольких субъектов состоит РФ?

4. Изучение нового материала.

На уроке вводятся новые термины

 “Экономико-географическое положение страны -это ее положение по отношению к объектам, имеющим экономическое значение:транспортным путям, государствам, сырьевым базам.

 (Положение на экономической карте мира по отношению к основным районам и центрам экономики).

Транспортно-географическое положение-оценивает особенности и возможности транспортных связей с другими странами.

Политико-геграфическое положение (геополитическое положение) - это оценка страны на политической карте мира, ее отношения к различным государствам.

План изучения

1. Экономико-географическое положение (ЭГП)

а) Границы России

2.Транспортно-географическое положение(ТГП)

2. Политико-географическое положение (ПГП)

а) отношения с соседями (страны СНГ, охрана границ, военные базы Армения, Таджикистан. Азербайджан; таможенный союз: Россия-Казахстан, Белоруссия, Киргизия, Узбекистан, Таджикистан; страны АТР, США, Канада, Япония).

б) территориальные проблемы.

1)Экономико-политическое положение.

1 .Каковы границы России? (рис. 4,стр 17)

  1. С какими странами ранее граничил Советский Союз?
  2. С какими из них продолжает граничить Россия?
  3. С какими новыми независимыми государствами Россия граничит на западе и юге?
  4. Какие из них входят в СНГ, а какие нет?

-Какие страны СНГ не являются непосредственными соседями 1 -го порядка? - Какие из них 2-го и 3-го порядка? - Назовите самую протяженную границу России?

(Запись в тетради. Термины: таможенный союз - Казахстан, Россия, Узбекистан, Таджикистан, Белоруссия. Прозрачные границы - Страны СНГ. Прохладные отношения - страны Балтии (ущемление интересов русских).

2) Транспортно-географическое положение.

Географические особенности экономических связей определяются транспортными возможностями. До распада СССР мы имели четыре основных выхода в мировой океан: балтийский, тихоокеанский, североморский, черноморский. С распадом СССР образовались независимые государства, в том числе, СНГ. Возможности самостоятельного выхода России к основным торговым путям резко ограничились, особенно через Балтийское и Черное море, что сказалось на ухудшении геополитической ситуации, например, отрыв России от стран Балтии с ее крупными портами.

На Балтике у РФ остался только один крупный порт – Санкт-Петербургский, а Выборгский и Калининградский – небольшие по мощности порты .Сегодня Санкт-Петербург – порт международного значения. Он обеспечивается системой внутренних транспортных путей, веером расходящихся от Санкт-Петербурга.

В Черноморско-Азовском бассейне сложилась аналогичная ситуация. Новороссийск и Туапсе – 2 порта, через которые вывозятся нефтяные грузы, и ввозится зерно. Но здесь Россия не имеет причалов для погрузки штучных грузов и контейнеров. К тому же у России нет на северо-западе и юге приморских участков пригодных для строительства портов без ограничения расходов.

В связи с этим вопрос о большой эффективности использования портов внутренних морей: Азовского, Черного, Каспийского (порты Таганрог, Астрахань, Новороссийск).

Сложившееся положение ограничивает морские связи со странами Запада через Балтийское и Черное моря. Но, вместе с тем, увеличивается значение северных портов. Северный выход связан с рискованным высокоширотным мореходством. Однако, надо увеличить пропускную способность портов на севере.

С 1937 года началось регулярное мореплавание по Северному морскому пути. Он соединяет дальневосточные и европейские порты, а также устья судоходных рек Сибири. Почти при полном отсутствии других транспортных магистралей на северной Сибири для использования богатых природных ресурсов этих районов и их хозяйственного развития роль Сев м пути неизменно будет возрастать.


Экономико-географические и геополитические проблемы России связаны с эксплуатацией не только морских портов, но и железнодорожного транспорта на западе и пропускной способности железных дорог на востоке. Разрабатываются интересные проекты транзитных связей через США и Японию в Западную Европу с помощью железных дорог, авиации и даже морских путей.

На западных границах СССР было 25 железнодорожных пересечений, а Россия имеет только три: с Финляндией; из Калининградской области в Польшу и далее в Брест – 620 км по территории Белоруссии; и путь в 833 км из Санкт-Петербурга до Гродно на 2/3 проходящий по территории 3-х государств Балтии. На западе России возникло множество транспортных, автодорожных и газопроводных проблем. Перевозка по этим магистралям, идущим из России обходится дорого, так как, Россия вынуждена оплачивать все транспортировки.

Пока современные транспортные возможности портов и железных дорог ограничены.

Около 70% внешней торговли приходится на страны Европы и 50% на страны ЕС. К ним ведут морские пути через Балтийское море и сухопутные чрез границы к югу и северу от Балтии.

При всех сложностях Россия, активно используя выгоды географического положения, проводит новую политику. Она вошла в десятку Балтийских государств, подписав соглашение об экономическом и культурном сотрудничестве. Аналогичное соглашение подписано с черноморскими государствами. В последнее время возрастает возможность отношений с Западной Европой, США, Канадой, Кореей.

Вывод: Важным для ЭГП является использование территории России для грузов из Японии в Западную Европу, из США в страны Южной и Юго-Восточной Азии.

3)Политико-географическое положение.

Геополитические приоритеты на современном этапе

Если раньше СССР существовал в биополярном мире (США - НАТО, СССР – организация Варшавского договора), то распад СССР изменил геополитическое положение России. Мир постепенно стал многополярным. Россия в своей геополитике должна ориентироваться ни на одну группировку стран. Сегодня для нас важны экономические связи не только со странами СНГ, но и со всеми странами, на чьих рынках можно выгодно продать продукцию и закупить нужные для нашей страны товары. Россия вынуждена ориентироваться на те страны, которые позволяют получить наибольший эффект от внешнеэкономических связей. Разные приоритеты были связаны с политическими симпатиями, потенциальными союзниками поставок военной техники и лишь отчасти с экономической выгодой. Изменилось геополитическое положение и приоритеты:

Страны Западной и Южной Европы, то есть, ЕС. Лидер нового геополитического полюса – Германия, с которой установились прочные связи. Доля ЕС во внешней торговле России – 50 %.
-Страны Восточной Европы, с которой Россия должна обновить и улучшить связи. Их доля во внешней торговле России упала до 20%.
-Страны АТР (Япония, Китай, ЮЗА, Индия ).
-Особая роль отведена укреплению и развитию многосторонних связей России с США (взаимодействие в сферах: космос, научно-технические связи, разоружение, развитие экономических связей).
-Большое значение приобретает связь России со странами севера (Канадой, США (Аляска), странами Северной Европы).
В России 64% территории относится к зоне Севера, что составляет 50% площади планетарного Севера. Опыт в освоении этих территорий очень важен для нашей страны.

Изменение геополитического положения привело к ряду негативных последствий. Внешние экономические связи со странами в западном и южном полушарии приходится осуществлять через территорию государств СНГ (Белоруссия, Украина). Это усложняет торгово-транспортные операции и функционирование топливно-энергетических факторы международного характера (нефте-, газопроводы, ЛЭП).

Изменение геополитического положения России в равнении с СССР.

СССР

Россия

Выгода

  1. 2-х полярный мир
  2. 2 военных блока: НАТО (США, Западная Европа, Канада)
  3. Варшавский пакт (страны Восточной Европы, СССР)

Многополярный мир:

1. Экономические связи с СНГ

2.Страны Европы (ЕС)

3.Страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) – особенно новый полюс мировой экономики – Китай, Юго-Восточная Азия, Япония, Индия

4.США (договор о разоружении, об освоении космоса, о развитии экономических и научно-технических связей)

Связь со странами, где выгодно продавать свою продукцию и купить нужные для себя товары.

Крупнейшие внешнеторговые партнеры России с 1995 года.

Доля стран во внешнеторговых связях России, %

В экспорте

В импорте

1. Украина – 8,5

1. Украина – 14,2

2. Германия – 7,6

2. Германия – 14,0

3. США – 5,4

3. Казахстан – 5,9

4. Швейцария – 4,4

4. США – 5,7

5. Китай – 4,2

5. Финляндия – 4,4

6. Италия – 4,1

6. Белоруссия – 4,0

7. Нидерланды – 4,4

7. Италия – 4,0

8. Великобритания – 3,9

8. Нидерланды – 3,5

9. Япония – 3,9

9. Польша – 2,8

10. Белоруссия – 3,7

10. Великобритания – 2,4

Вывод: ЭГП и ПГП не остаются неизменными: меняются отношения между странами, прокладываются новые дороги (мировоззренческие идеи). Неизменно лишь географическое положение.

5. Заключение.

Практическая работа №3

“Определение по картам, статистическим и текстовым материалам геополитического и экономико-географического положения России”.

Цели и задачи работы:

1. Углубление знаний о географическом положении России по отношению к группам стран

или отдельным странам на границах России.

2. Оценка коренных изменений связей России с окружающими странами: геополитическое,

экономико-географическое, транспортно-географическое положение.

Средства обучения: карта мира, карта России.

Ход работы

Порядок выполнения работы:

1. Используя карту атласа, определите изменение границ России на востоке и севере по сравнению с границами бывшего СССР (выход к морям, транспортным переходам).

2. Определите, какие государства играют наибольшую роль во внешнеторговых связях.

Понятие: “Экспорт” (Вывоз товара) “Импорт” (Ввоз товара в страну)

3. Посмотрите на карту, с какими странами Россия имеет лишь морскую границу?

4. Вспомните, с какими государствами, территория которых входит в планетарную зону Севера, Россия установила тесные связи?

5. На основе проделанной вами работы по картам и статистическим материалам, определите особенности современного геополитического и ЭГП России, составьте прогноз их изменения в будущем с учетом транспортных проблем.

6. Домашнее задание.

1. Учить П. №3,4



Предварительный просмотр:

Урок № 4

Этнокультурное и эколого-географическое положение России.

Задачи: изучить особенности исторического развития народов России,экологическую ситуацию в России, источники экологической опасности; совершенствовать навыки работы с контурной картой.

Учебно-наглядный комплекс: Карты России - физическая, политико-административная, экологическая,  контурные карты.

Ход урока

1.Организационный момент.

2. Проверка д.з.. 

3.Изучение нового  материала.

1)Этнокультурное географическое положение связано с историческим развитием народов России и окружающего ее мира.

В России в результате многовековой истории образовалась огромная область,которую иногда называют Евразийская цивилизация(или Российским миром).Многочисленные народы ,проживающие на территории России,объединились,сохранив при этом особенности культуры,быта,обычаев,религиозных взглядов.

Окружают Россию цивилизации,отличающиеся от нее историей,этническими особенностями,своеобразием культуры,языка и господствующих религий.

К западу от России находится Европейская цивилизация(Европейский мир),Она охватывает большое число стран и народов с преобладанием католической и протестантской ветвей христианства.

К югу от России расположена Исламская цивилизация(Мусульманский мир),охватывающая территорию Западной и Центральной Азии,а также Северной Африки.

С востока к России примыкают Китайская и Восточно-Азиатская цивилизация.

2) Эколого-географическое положение.

 Мне хотелось бы напомнить, что мы живем в самом большом по площади государстве мира. Красота полей, небес, лесов: Сколько стихов сложено в честь матушки Руси.

Представьте себе, что вся красота природы может исчезнуть через какой-то промежуток времени. Виной этому является человек. Для человека как и для любого другого биологического вида, природа-среда жизни и источник существования. Как биологический вид, человек нуждается в определённом составе и давлении атмосферного воздуха, чистой природной воде с растворёнными в ней солями, растениях и животных, земной температуре. Оптимальная для человека окружающая среда - это естественное состояние природы, которое поддерживается нормально протекающими процессами круговорота веществ и потоков энергии. Когда происходит сбой в общей системе окружающей среды, возникает экологические проблемы.

Какие задачи стоят перед нами на уроке?

Ответы учеников:

- Значимость изучения экологических проблем? На какие виды делятся экологические проблемы? Есть ли на территории Калужской области проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды? Какие способы есть для решения этих проблем?

Покажите на физической карте России наиболее неблагоприятные районы проживания населения и почему?

На нашу долю выпала нелёгкая судьба – принять участие в историческом процессе  возрождения своей Родины. Новая Россия должна быть не только демократической, но и экологически чистой. Лишь при восстановлении и сохранении  возможен рост качества жизни.

Сегодня мы, как никогда, далеки от этого  идеала, но положение наше далеко

 небезнадёжно. Другие страны, например, ФРГ и Япония, добились замечательных успехов в

 сохранении природы. Их опыт показывает, что можно развивать современную промышленность и иметь продуктивное сельское хозяйство и при этом надёжно охранять природу.

Россия унаследовала экологические беды, связанные с бесхозяйственным использованием ресурсов и энергии .

Усиление роста нагрузки на природу: интенсивное строительство городов приводит к увеличению нагрузки на окружающую среду, что в конечном итоге сказывается на здоровье человека.

Городские поселения нарушают  природные ландшафты. На территории России скопились миллионы свалок.

Гигантские масштабы нагрузки на природу: освоение практически всех районов России, усиленный рост добычи полезных ископаемых, строительство промышленных гигантов, катастрофическое сокращение лесов.Добыча полезных ископаемых сопровождается существенными изменениями окружающей природной среды из-за создания отвалов, терриконов… В таких районах необходима рекультивация.

Жизнь на Земле возможна до тех пор, пока существует земная атмосфера, защищающая живые организмы от вредного воздействия космических излучений и резких колебаний температуры.Источниками искусственного загрязнения служат промышленные, транспортные, бытовые выбросы. На действующих предприятиях в целях защиты атмосферы ставятся  пылегазоулавливатели.

 Вода самое распространённое на Земле вещество.В последнее время возник дефицит пресной воды.Это связано с тем, что большое количество её загрязнено.

Русская  река – матушка  Волга. На ней построены каскады гидроэлектростанций. На её берегах раскинулось большое количество городов со своей инфраструктурой, промышленностью.Деятельность человека становится в настоящее время мощным факторомвлияющим на качество водных ресурсов.Обрабатываемые земли – результат сложных естественных процессов и многовекового труда людей. Поэтому качество почв зависит отдлительности возделывания земли и культуры земледелия.Флора и фауна  - уникальная часть всей природы на Земле. За всю свою историю человек неразрывно связан с этим богатством.

Возникла проблема сохранения чистоты вод и всего природного комплекса уникательного озера мира –Байкал.В горах южной Сибири расположено замечательное озеро Байкал. Громадная глубина, суровая сказочная красота берегов производит впечатление на  каждого, кто хотя бы раз побывал на Байкале.Байкал – глубочайшее озеро на Земле. Максимальная глубина 1637м. Местные жители называют морем.  В Байкал впадает более 500 рек. Огромная масса воды оказывает влияние на климат. Своеобразный и интересный органический мир.Особо охраняемые территории создаются для сохранения типичных и уникальных  природных комплексов, редких и исчезающих растений и животных.

Российское законодательство поддерживает введение специальных целевых программ, с помощью которых можно предотвратить нарушения пользования природными ресурсами.

4.Закрепление.

Слово учителя:

Сегодня на уроке мы говорили об одной их самых важных проблем на Земле. Экологическая катастрофа - боль всего человечества. Горят тысячи гектаров леса в США, над городами Европы стои смог, матушка-река Волга теряет ежегодно десятки сотен килограммов рыбы: Этот список можно продолжить. Людиновский район, в котором проживаем, подвержен радиоактивному загрязнению. Сегодня возросла заболеваемость бронхо-лёгочной системы у населения, большое количество людей страдают раковыми заболеваниями. Пока мы с вами не поймём, что экологическая проблема уничтожит всё живое, мир потихоньку будет чернеть.

Задания:

  1.  Обозначьте на контурной карте районы экологического бедствия.
  2.  Обозначьте на контурной карте ареалы острых экологических ситуаций.

5.Д/з   п. 4, закончить практическую работу



Предварительный просмотр:

Урок № 5

Государственная территория России.

Задачи: -Сформировать понятие "государственная территория".

-Показать изменение географического положения России.

Оснащение урока: Политико-административная карта России.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Проверка д.з.

3. Вводная беседа

Эпиграфом к данному уроку могут стать слова Н. Забилы:

Как велика моя страна,

Как широки ее просторы!

Учитель вновь возвращается к тому факту, что Россия - самая большая страна в мире. Даже такие крупнейшие страны, как Канада, США, Китай почти в два раза меньше России. Огромное пространство не могло не наложить отпечаток на характер россиян, на особенности экономики и политики. Ярким примером этому может послужить отрывок из произведения А. И. Ильина "О России"

"-Россия одарила нас бескрайними просторами, ширью уходящих равнин, вольно пронизываемых взором да ветром, зовущих в легкий, далекий путь. И просторы эти раскрыли наши души и дали им ширину, вольность и легкость, каких нет у других народов.

-Россия поставила нас лицом к лицу с природой, суровой и захватывающей, с глубокой зимой и раскаленным летом, с безнадежною осенью и бурною, страстною весною. Она дала нам почувствовать разлив вод, безудерж ледоходов, бездонность омутов, зной засухи, бурелом ветра, хаос метелей и смертные игры мороза...

4. Получение новых знаний

Первоначально учитель формирует у учащихся понятие "государственная территория"( это часть поверхнрсти планеты,на которую распостраняется власть данного государства). За основу можно взять объяснение, приведенное в тексте учебника (Дронов В. П. "География России. Хозяйство и географические районы. С. 11), и в процессе совместной работы, обсуждения прочитанного составить схему "Государственная территория". Её учащиеся переносят в тетрадь.

Учитель: В течение длительной истории географическое положение нашей страны неоднократно менялось.

-Сначало возникают племенные союзы.Согласно арабским источником в 8 веке их было три.Позднее русские летописи называют 2:северный и южный.Южный располагался в Преднепровье(Центр Киев),а северный в Поволжьею(центр Новгород).Слияние северных и южных  союзов завершило образование единого древнерусского государства(882год)

12 век- Московская колонизация

А)северное направление,освоение побережья Белого и Баренцева морей-поморы(потомки русских переселенцев) основывали свои поселения и торговые центры по северному побережью.

Б)большую роль сыграла монастырская колонизации

-создавались небольшие прибежища монахов,многие превращались в крупнейшие монастыри-крепости(Соловецкий)

14 век(1300г.)-Московское княжество,в междуречье Оки и Волги сформировался русский народ(восточные славяне).Московское княжество – ареал их расселения.

16век- Русское государство

-поглощало окружавшие его слабые княжества

-преимущество Москвы связано с выгодным ЭГП(Пересечения важных транспортных путей,развитие ремесел и торговли)

Середина 16 века – К русскому государству присоединяются районы Поволжья

-разрыв с золотой ордой

-Южная колонизация

Конец 16 века – освоение Сибири

Конец 17 века – Россия из русского государства превращается в Российское государство.

-присоединяется восточная часть Украины

- в нач.18 века присоед. Побережье Финского залива(1703г.-создание Санкт-Петербурга)

-18 век присоединяется центральная и западная Украина,Белоруссия,Литва.Предкавказье ,северные районы Казахстана,побережье Черного и Азовского морей(В результате победы над Турцией)

Начала 19 века –формируется Российская империи

-присоединяется Финляндия,кавказ,Казахстан,Средняя Азия.Закрепление за Россией Приамурья,приморья.

20 век –Распад Российской империи

-из нее вышли Польша,Финляндия,страны Балтии(в 40-е годы опять присоединилмсь)

Конец 20 века – распад СССР- все бывшие союзные республики стали независимымыми государствами

Если проанализировать последний этап: распад СССР в 1991 году, то сейчас Россия имеет следующие особенности географического положения.

Российская Федерация занимает восточную часть Европы и весь север Азии, а Российский сектор Арктики простирается до Северного полюса, тогда как южная точка территории расположена несколько ближе к экватору, чем к Северному полюсу.

В Европе границы современной РФ примерно совпадают с границами Российской империи к моменту ее основания (начало XVIII в.). После 1991 года рубежи России отодвинулись на несколько сотен километров восточнее прежних границ СССР. Калининградская область сейчас представляет собой своеобразный "остров", оторванный от основной территории России.

Изменились и южные границы страны, они оказались смещенными к северу.

В целом Россия стала более континентальной, так как самый большой отрезок морских границ она сохранила только на Северном Ледовитом океане, где судоходство затруднено. К тому же более четверти всей территории удалено от морей более чем на тысячи км. От ближайшего незамерзающего моря удалено на это расстояние 86 % территории.

5. Подведение итогов урока .Задание: Письмено составить рассказ од изменение гп России в 20 веке.Выпишите основные исторические события,которые вызвали изменение гп нашего государства.Перечислите и обозначьте на к.к. новые страны образовавшиеся после распада СССР

6.Домашнее задание. П.5.

 



Предварительный просмотр:

Урок № 6

Российские пространства : вопросы и проблемы.

Задачи: -Дать представление об особенностях зоны Севера в России.

-Актуализировать знания о природных богатствах России.

-Формировать умения работать с картосхемами, составлять таблицы, анализировать материал, делать выводы.

Оснащение урока: Политико-административная карта России.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2. Проверка д.з.

3.Вводная беседа.

Сегодня мы поговорим об обширных российских пространствах.Существует два взгляда на необъятные пространства России: А)это зло,тормозящие развитие страны,подрывающее ее жизненные силы.Б)это концентрация важнейших потенциальных богатств России,основа ее безопасности и перспективногоразвития

Давайте попробуем в этом разобраться.

4.Изучение нового материала.

Россия - самая северная (точнее, высокоширотная) из крупных стран мира; средняя параллель материковой части страны (без учета арктических островов) проходит по широте Санкт-Петербурга - около 60° сш. В схожей по географическому положению Канаде к северу от этой широты живет в пределах Северо-Западной территории и Юкона несколько десятков тысяч жителей (0,2 % всего населения страны). Немногим больше насчитывает население штата Аляска (США), тогда как в России севернее 600, даже без Санкт-Петербурга, проживает около 8 млн чел. Только половина площади России находится к югу от этой суровой широты. По другим подсчетам геоцентр России расположен гораздо севернее - у полярного круга (66°25`), в Эвенкийском автономном округе у озера Виви, где с 1992 г. установлена 7-метровая стела.

Столь северное и континентальное положение делает Россию страной с самыми суровыми климатическими условиями. В то же время южные районы России (Дагестан) расположены несколько ближе к экватору, чем к Северному полюсу. Большая часть населения страны сосредоточена в южной ее половине (главным образом на юго-западе), тогда как остальные 3/4 ее территории имеют экстремальные природные условия для развития экономики, особенно сельского хозяйства.

Проанализировать размеры экономически эффективной территории России учащиеся могут по таблице 1 на с. 27 учебника.

Учитель: Мы видим, что страны, расположенные в южных широтах и имеющие преобладающий равнинный рельеф (Австралия, Бразилия, США), практически на 100% могут экономически эффективно использовать свою территорию. Тогда как северные страны (Россия, Канада) или страны с горным, пустынным рельефом (Китай), имеют лишь 30-50% продуктивной части своей территории. Северное расположение России сказывается на увеличении расходов на топливо и энергию, больших затратах средств на проведение транспортных путей, строительство, освоение ресурсов.

Зона Севера в России. Для характеристики этого обширного региона нашей страны учитель может организовать небольшую практическую работу.

Задания:

  1. По тексту  учебника выберите общие сведения о зоне Севера.
  2. Проанализируйте полученные данные и сделайте выводы об особенностях зоны Севера.

В итоге работа может иметь такой вид:

Площадь зоны Севера в России - 11,9 млн км2.

Доля в общей площади России - более 70%.

Население - 11, 7 млн чел.

Ресурсы зоны Севера в России

Регион

Площадь, млн км2

Население, млн чел

Полезные ископаемые

Лесные ресурсы

Промысловые животные

Индекс стоимости жизни

Дальний Север

5,4

1,7

Горючий газ, каменный и бурый уголь, медные, никелевые, оловянные руды, золото.

Незначительные.

В больших количествах.

1,8-2,0

Средний Север

3,1

3,8

Нефть и горючий газ, каменный и бурый уголь, железные, никелевые, медные руды, слюда, апатиты, алюминиевое сырье, графит, золото, алмазы, строительный камень.

Значительные.

В больших количествах.

1,5-1,7

Ближний Север

2,1

6,0

Нефть и горючий газ, бурый и каменный уголь, железная, оловянная руды, поваренная соль, строительный камень.

Значительные.

Отсутствуют.

1,2-1,6

Вывод: Наибольшую площадь занимает район Дальнего Севера (5,4 млн км2). Большая часть населения проживает в районе Ближнего Севера (6,0 млн чел.). Конечно, это связано с более благоприятными природными условиями Ближнего Севера. Средний и Ближний Север имеют более широкий набор полезных ископаемых (топливных, рудных, химических и т.д.). Возможно, полезные ископаемые Дальнего Севера еще не полностью разведаны из-за суровых природных условий. Зона Дальнего Севера - это зона арктических пустынь и тундры, поэтому лесные ресурсы здесь незначительны. Однако моря Северного Ледовитого и Тихого океанов богаты промысловыми животными. Суровость природы сильно влияет на индекс стоимости жизни: он самый высокий (1,8-2,0) на Дальнем Севере.

Учитель: Россия располагает огромными природными ресурсами - минеральными, водными, гидроэнергетическими, биологическими. Обилие и разнообразие ресурсов во многом обеспечило индустриализацию страны в ХХ в., в отдельные периоды ее истории экспорт минерального сырья и топлива, леса, пушнины играл важнейшую роль в экономике. Могут ли эти природные богатства обеспечить процветание России в будущем?

Экстремальные природные условия многих районов страны многократно усложняют и удорожают организацию добычи, обустройство необходимого для освоения ресурсов населения. При этом снижается и производительность труда.

Потенциальные запасы природного газа составляют 35 % мировых - 212 трлн м?, из них 159 трлн м? - на суше.

Запасы нефти - около 19,5 млрд т. Подавляющая часть запасов газа и нефти находится за Уралом (в месторождениях Западной Сибири), там же расположены и перспективные районы Красноярского края, Центральной Якутии, шельфа Сахалина. В европейской части месторождения истощены, надежды возлагаются на шельф Баренцева моря.

Балансовые запасы угля превышают 200 млрд т, половина из них - каменный уголь, пятая часть пригодна для коксования. Более половины можно разработать открытым способом. Самый большой Канско-Ачинский бассейн, на втором месте Кузнецкий бассейн с каменным углем. Вместе на Западную и Восточную Сибирь приходится 4/5 всех запасов угля России - при том, что самые крупные бассейны (Ленский, Тунгусский и др.) еще почти не разведаны.

Велика обеспеченность России железными рудами, запасы их более 55 млрд т. Разведано 107 месторождений, из них в 11 крупных сосредоточено до 4/5 всех запасов. Более половины всех запасов сосредоточено в пределах Курской магнитной аномалии.

Из руд цветных металлов в России имеются крупные месторождения меди и никеля. Используются главным образом медные руды Урала, никель добывается в районе Норильска.

Многочисленные месторождения золота на обширных пространствах от Урала до Чукотки (только крупных около 100 в 28 регионах).

Из ценных нерудных полезных ископаемых отметим алмазы (18 крупных месторождений) - в основном на западе Якутии

Всего в России 20 тыс. месторождений ценных видов сырья, из которых 7,5 тыс. разрабатываются - это без учета месторождений торфа, горючих сланцев, минеральных строительных материалов и др. полезных ископаемых. Но многие виды полезных ископаемых или отсутствуют, или пока не открыты, или слабо разведаны. Многие месторождения истощены длительной эксплуатацией. В результате некоторые виды ресурсов дефицитны, добыча других не является экономически эффективной.

Значительно лучше положение с неисчерпаемыми и возобновимыми видами ресурсов.

Многие страны мира испытывают трудности с водоснабжением. В России же объем речного стока около 4,3 тыс. км3 в год - почти по 30 тыс. м3 на каждого жителя. Правда, большая часть стока приходится на малонаселенные районы Азиатской России. Большое значение имеют запасы подземных пресных и минеральных вод, которые есть во всех районах. Велик энергетический потенциал рек России.

Россия - одна из самых лесных стран мира. Около 45% всей площади ее территории покрыто лесом. 3/4 всех запасов приходится на ценную древесину хвойных пород.

Моря и внутренние воды России всегда славились большими рыбными ресурсами, в том числе ценнейших видов (осетровые, лососевые, сиговые). В настоящее время внутренние водоемы эту славу утратили (загрязнение вод, гидростроительство). Сохранили рыбопромысловое значение дальневосточные моря.

IV. Подведение итогов урока

В качество заключения по теме урока можно прочитать текст учебника.

Закрепить полученные знания поможет обсуждение проблемы. Учащиеся рассматривают два противоположных взгляда на большие пространства России и высказывают свою точку зрения.

Домашнее задание п.6



Предварительный просмотр:

Урок № 7

Государственные границы России.Типы и виды государственных границ.Сухопутные и морские границы.

Цели:Сформировать представление о типах и видах государственных границ ,об особенностях сухопутных и морскихт границ России.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2. Проверка д.з..

3.Изучение нового материала.

-Перечислите типы границ которые вам известна?

Для более подробного изучения рассмотрим рис.11 стр 31 учебника.

-По карте (рис 3) уточните ,какие границы России относятся к старым и новым по времени образования.Какие сухопутные границы россии можно назвать речными,озернами,горными,равнинными?По таблице 2 выясните их протяженность.

ГРАНИЦЫ РОССИИ

Протяженность российских рубежей составляет более 60,9 тысячи километров, которые охраняют примерно 183 тысячи пограничников.

Сухопутные границы

На суше Россия граничит с 14-ю государствами, 8 из которых — бывшие союзные республики.

Калининградская область представляет собой полуанклав: территорию государства, со всех сторон окруженную сухопутными границами других государств и имеющую выход к морю.

Западные сухопутные границы не привязаны к каким-либо природным рубежам. На участке от Балтийского до Азовского моря они проходят по заселенным и освоенным равнинным территориям. Здесь границу пересекают железные дороги: Санкт-Петербург-Таллин, Москва-Рига, Москва-Минск-Варшава, Москва-Киев, Москва-Харьков.

Южная граница России с Грузией и Азербайджаном проходит по горам Кавказа от Черного до Каспийского моря. Железные дороги проложены по кромке берегов, через центральную часть хребта проходят две автодороги, которые зимой часто закрываются из-за снежных заносов.

Самая протяженная сухопутная граница — с Казахстаном — проходит по степям Заволжья, Южного Урала и юга Сибири. Граница пересекается множеством железных дорог, связывающих Россию не только с Казахстаном, но и со странами Средней Азии: Астрахань-Гурьев (далее вТуркмению), Саратов-Уральск, Оренбург-Ташкент, Барнаул-Алма-Ата, небольшой участок Транссибирской магистрали Челябинск-Омск, Среднесибирская и Южносибирская магистрали.

Вторая по протяженности — граница с Китаем — проходит по протоку реки Амур, его притоку реке Уссури, реке Аргунь. Она пересекается Китайско-Восточной железной дорогой (КВЖД), построенной еще в 1903 году, и магистралью Чита-Владивосток, проложенной по китайской территории, чтобы кратчайшим путем связать Дальний Восток и Сибирь.

Граница с Монголией проходит по горным районам Южной Сибири. Монгольскую границу пересекает ответвление Транссибирской магистрали — Улан-Удэ-Улан-Батор-Пекин.

Через границу с КНДР проходит железная дорога на Пхеньян.

Морские границы 

По морю Россия граничит с 12-ю государствами.(38,8 тыс.км)

Только морскую границу Россия имеет с США и Японией. Это узкие проливы, которыми отделяются Южные Курилы от острова Хоккайдо и остров Ратманова от острова Крузенштерна. Длина границы с Японией — 194,3 километра, с США — 49 километров.

Самая протяженная морская граница (19 724,1 километра) проходит вдоль побережья морей Северного Ледовитого океана: Баренцева, Карского, Лаптевых, Восточно-Сибирского и Чукотского. Круглогодичное судоходство без ледоколов возможно только у северных берегов Кольского полуострова. Все северные порты кроме Мурманска работают только во время короткой северной навигации: 2–3 месяца. Поэтому северная морская граница не имеет большого значения для связей с другими странами.

Вторая по протяженности морская граница (16 997 километров) проходит вдоль побережья морей Тихого океана: Берингова, Охотского, Японского. Юго-восточное побережье Камчатки выходит непосредственно к океану. Главные незамерзающие порты —Владивосток и Находка.

Железные дороги выходят к побережью лишь на юге Приморского края в районе портов и в Татарском проливе (Советская гавань и Ванино). Приморские территории тихоокеанского побережья слабо освоены и заселены.

Протяженность морского побережья Балтийского и Азово-Черноморского бассейнов невелика (126,1 километра и389,5 километра соответственно), но используется с большей интенсивностью, чем побережья северных и восточных рубежей.

Самый крупный морской торговый флот страны — Санкт-Петербург, в Финском заливе ведется строительство новых портов и нефтеналивных терминалов.

В Азовском море морская граница проходит от Таганрогского залива до Керченского пролива, а затем вдоль Черноморского побережья Кавказа. Главные порты Черноморского побережья — Новороссийск (самый большой порт России) и Туапсе. Азовские порты — Ейск, Таганрог, Азов мелководны и недоступны для крупных судов. К тому же Азовское побережье ненадолго замерзает и судоходство здесь поддерживается ледоколами.

Морская граница Каспийского моря точно не определена и оценивается российскими пограничниками в 580 километров.

Непосредственно России в океане принадлежат по международным соглашениям (рис 12)

-внутренние воды

-Территориальные воды(22,2 км)

-200 мильная зона(370км)экономическая зона

-шельфовые пространства

Во внешей торговле России особенно выделяются соседи 1-го и 2-го порядка.Посмотритет на таблицу (3,4) крупнейших партнеров нашей страны,а затем найдите их место  в карте ,отражающей  их соседское положение.  

4.Закрепление.

Вопросы после п.8

5.Д.з. п. 7,8.



Предварительный просмотр:

Урок №8

Россия на карте часовых поясов.

Практическая работа №4

Определение поясного времени для разных пунктов России.

Цели и задачи: - познакомить учащихся с положением России в часовых поясах и видами времени на территории страны; - дать учащимся представление о практическом значении знаний о времени; - продолжить формирование умения решать задачи, используя географическую карту.

Оборудование:географические атласы 8 класс; - учебник «География России 8 класс»; - глобус

 Тип урока: изучение нового материала.

ХОД УРОКА 

  1. Организационный момент.
  2. Проверка д.з..
  3. Вводная беседа.

На доске карта России с выделенными городами – Москвой, Екатеринбургом, Якутском, Петропавловском-Камчатским. Звучит голос учителя: «Говорит Москва. Московское время 15 часов. В Екатеринбурге – 17 часов, в Якутске – 21 час, в Петропавловске-Камчатском – полночь» ВОПРОС. Почему на территории России в один и тот же час часы показывают разное время? (Ответ: это связано с особенностями географического положения России.

А именно, с большой протяженностью ее территории с запада на восток). На сегодняшнем уроке нам предстоит выяснить, почему в России существует разница во времени. Итак, тема нашего урока: «Россия на карте часовых поясов».

  1. Изучение нового материала.

 МЕСТНОЕ ВРЕМЯ 

На глобусе показывается вращение Земли вокруг своей оси.

Вопрос. За какое время Земля совершает полный оборот вокруг своей оси? Земля совершает оборот вокруг своей оси за 24 часа. 360 : 24 = 15 градусов .За 1 час Земля поворачивается на 15гр., за 2 часа – на 30 гр. и т.д.

1 гр.- за 4 мин.

15 гр.-за 1 час.

360 гр.- за 24 часа.

 В каждый момент суток одинаковое время бывает лишь в точках, расположенных на одном и тои же меридиане.

Это время называют местным временем. Оно одинаково вдоль всего меридиана от Северного полюса до Южного. (Записать в тетрадях) Разница между пунктами, расположенными на соседних меридианах, 1 час

ВОПРОС. Удобно ли пользоваться таким временем?

Почему? Пользоваться таким временем неудобно. Может возникнуть путаница.

ПОЯСНОЕ ВРЕМЯ Открыть учебники на стр. 40 (карта) Для удобства астрономы разработали систему поясного времени. Вся поверхность Земли разделена на 24(0-23) пояса, разница между которыми 15гр. долготы или 1 час времени. (Стр. 40, рис. 13). В пределах пояса условились считать время по тому меридиану, который лежит посередине. ..),от него счет ведут к востоку, к западу будет уменьшаться.

Поясное время – это время в границах одного часового пояса. (Записать в тетрадях) Была создана карта часовых поясов мира и разных стран.

Обратите внимание, что границы часовых поясов не проходят строго по меридианам.

Во избежание путаницы со временем, при проведении границ часовых поясов учитывают административное деление страны, чтобы та или иная административная единица находилась в одном часовом поясе.

ЛИНИЯ ПЕРЕМЕНЫ ДАТ

ВОПРОС как вы думаете, откуда начинаются новые сутки? Началом новых суток условно считают от 12 часового пояса. Через его середину проходит 180 меридиан

Он и считается линией перемены дат (записать в тетрадях). Он указывает так же переход из Восточного полушария в Западное.

ВОПРОС Посчитайте по карте, в скольких часовых поясах лежит Россия? Россия лежит в 9 часовых поясах,за исключением 4-го. Для удобства 12 и 11 часовые пояса соединили.

180 град. Меридиан – линия перемены дат по обе стороны от нее часы и минуты поясного времени совпадают, а календарные даты разнятся на сутки. Пересекая линию, мы попадаем из одного дня в другой.

Например: на Камчатке 15 сентября, в США – 14 сентября. Или из США (Аляска) 12.09 приплыла экспедиция на Чукотку – 13.09.

ДЕКРЕТНОЕ ВРЕМЯ 

СЛАЙД № 13 Люди стараются как можно полно использовать светлое время суток. Поэтому в 1930 году стрелки часов перевели на 1 час вперед.

Это было сделано в соответствии с Декретом Совета Народных Комиссаров в 1930 года. Это время получило название декретного времени. (Записать в тетради)

ЛЕТНЕЕ ВРЕМЯ 

В марте 1991 года декретное время было упразднено. Так как во всем мире пользуются летним временем. Россия перешла на систему летне-зимнего времени.

МОСКОВСКОЕ ВРЕМЯ 

Для удобства отсчета времени на территории России и избежание путаницы в связи с большим количеством часовых поясов, в стране действует московское время. По московскому времени работают все виды транспорта и все средства связи.

Задача. Мы вылетаем из аэропорта г. Магадан по московскому времени в 1000. Во сколько мы должны прибыть в аэропорт по местному времени, если регистрация рейса начинается за 2 часа до вылета? (в 16 часов по местному времени).

5.Закрепление. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №4

Решение задач на определение поясного времени.

1.Определить местное время в Минске, Твери, если в Петропавловске-Камчатском 21 ч.

П.К. 11 пояс Минск 2 пояс

21 ч. – 9 ч. = 12 ч.

    2.Определение поясного времени

Определить поясное время Магадана, если в Москве 6 ч.

Приемы учебной работы:

  1. по карте часовых поясов определить часовые пояса городов: Магадан 10, Москва 2-й.
  2. Определить на сколько часов различаются поясное время этих городов (10 ч. – 2 ч. – 8 ч.)
  3. 6 ч. + 8 ч. = 14 ч. – поясное время Магадана

3.Задание в р.т ,к.к.

ВАРИАНТ 1

  1. Рассчитать поясное время в городе Якутске при условии, что в Ярославле поясное время равно 10 ч.
  2. Определить время во Владивостоке, если в Москве 12 ч.
  3. Сколько раз в нашей стране можно встретить Новый год?
  4. Почему при перелете из Москвы в Екатеринбург надо переводить часы, а при перелете в Мурманск не надо?
  5. В каком часовом поясе находится Волгоградская область?
  6. Какие изменения во времени произойдут при пересечении линии перемены дат с запада на восток? С востока на запад?
  7. Сколько времени в Волгограде, если в Якутске 2 часа ночи?

 

ВАРИАНТ 2

  1. Определить, который час в городе Магадане, если в Екатеринбурге 5 ч утра.
  2. Санкт-Петербург находится примерно на 7,5° западнее Москвы. В каком городе в июне раньше темнеет и насколько?
  3. На сколько и в каком направлении надо перевести стрелки часов, если мы переместимся из 2-го часового пояса в 8-й? в 1-й?
  4. Определите по карте, какие крупные города России отделены друг от друга наибольшим числом часовых поясов (приведите три примера).
  5. В каком городе темнеет раньше, в Москве или в Волгограде?
  6. Теплоход выходит и порта Владивостока в Сан-Франциско (США) 20 сентября в 8.00 утра. В пути он будет трое суток. Какого числа теплоход достигнет Сан-Франциско?
  7. Сколько времени в Петропавловске-Камчатском, если в Волгограде 18 часов?

5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. П.9



Предварительный просмотр:

Начало формы


Урок № 9

Этапы и методы географического изучения территории.

Цели урока:
      • Выяснить, как заселялась территория России.
      • Оценить вклад русских путешественников и первопроходцев в освоение территории страны.
      • Формировать умение работать с текстом и картами учебника.
      
Основное содержание: формирование территории России. Заселение территории России. Вклад исследователей, путешественников в освоение территории России. Русские первопроходцы — Ермак, И. Москвитин, С. Дежнев, В. Беринг, В. Поярков, Е. Хабаров, С. Крашенинников.
      
Практикум. Подготовка доклада о русском первопроходце (по выбору).
      
Способы действия учащихся: вспомнить из курса истории о том, как формировалась территория России, работать с текстом § 10 и картами (рис. 10 и 11 учебника), оценить вклад путешественников и первопроходцев в освоение территории России.
      
Ценностный компонент урока: значимость походов первопроходцев и исследователей в освоении территории России; проблемы, связанные с освоением территории.
Ход урока.

1.Организацонный момент.

2.Проверка д.з..

3.Изучение нового материала.

      Эпиграфом к уроку могут стать слова историко-географа В. И. Малова: «История географических открытий, формирование русских территорий — это полный драматизма долгий рассказ о великой человеческой предприимчивости и любознательности, об извечном стремлении заглянуть за горизонт».
      Особенность данного урока — опора на знания, полученные учащимися из курса истории: когда была заселена территория, входящая ныне в состав России? Чем занималось население? Как оно приспосабливалось к природным условиям?
      В связи с тем что учащиеся только начинают знакомиться с новым учебником, с учетом междисциплинарного характера урока, рекомендуется провести его на основе работы с текстом § 10 и анализа карт .
      Для того чтобы раскрыть вклад отечественных путешественников и исследователей в формирование территории России, используются мини-сообщения учащихся на основе опережающих заданий по плану:
      1. Краткая биография первопроходца (путешественника, исследователя).
      2. Вклад в освоение территории России.
      3. Вклад в развитие географии.
      4. Вклад в развитие хозяйства России.
      5. Что в биографии привлекло ваше внимание и почему.
      Мини-сообщение можно оформить в виде таблицы.

Таблица 3

ФИО

Годы жизни

Исследуемая территория

Основной вклад в развитие географии

 

 

 

 

      При подготовке мини-сообщений учащимся следует определить лейтмотив рассказа, сформулировав его в виде эпиграфа. Этим подчеркивается ценностный аспект урока.
      Обсуждая с учениками материал параграфа, нужно привести слова известных ученых, например географа В. В. Покшишевского, который отмечал, что в своих переселениях наш народ прошел многие муки, но для его великого географического пути не было характерно то ощущение расставания с Отчизной, какое знала иностранная зарубежная миграция.
      Известный географ Н. Н. Михайлов выделил такие особенности в освоении территории: «...в пределах необъятной России вновь осваиваемые места прилегали к ранее освоенным, и русский человек, переселяясь, не покидал своей Родины, а лишь раздвигал ее границы. Он не переставал быть русским человеком, непосредственно и кровно связанным с Отечеством».
      Путешественник И. Д. Черский писал: «Если бы люди не путешествовали, как бы они узнали о красоте мира, о красоте дел человеческих?»
      Учитель предлагает проанализировать слова ученых, высказать свое мнение по поводу справедливости этих высказываний. Учитель задает вопрос: «Какое из высказываний вам ближе и почему?»
      В завершение урока учащиеся выполняют одно из заданий тренажера по изучаемой теме (на выбор).
     4. 
Домашнее задание:  изучить § 10



Предварительный просмотр:

Урок № 10

Особенности административно-территориального устройства.

Цели: познакомить учащихся с особенностями административно-территориального устройства РФ; развивать навыки работы с картой; воспитывать любовь и уважение к Родине.

Оборудование: физическая карта России, карта административно-территориального устройства России; кроссворды.

 

Ход урока

1. организация на урок.

2. Проверка домашнего задания.

1. Фронтальный опрос.

 - Назовите этапы географических исследований территории России.

 - Какова роль Русского географического общества в исследовании нашей страны?

 - Назовите имена географов, которые внесли вклад в исследование России.

3. Изучение нового.

1. Объяснение учителя.

«Родина» -  мы произносим тихо,

И в глазах задумчивых у нас

Медленно качается гречиха

И дымится луч в рассветный час.

 Речка вспоминается, наверное,

Чистая, прозрачная до дна,

И сережки светятся на вербе,

И в траве тропиночка видна.

Родина! Отечество святое!

Перелески. Рощи. Берега.

Поле от пшеницы золотое.

Голубые от луны стога.

Сладкий запах скошенного сена,

Разговор в деревне нараспев,

Где звезда на ставеньку присела,

До земли чуть-чуть не долетев.

Наша Родина официально называется «Российская Федерация – Россия».

-Что же такое – «федерация»?

 В переводе с латинского это означает «союз», «объединение». Федерация – это форма государственного устройства, при котором государство состоит из системы федеральных единиц, субъектов Федерации, обладающих определенными политическими правами.

 - Запишите в опорный конспект тему урока «Особенности административно-территориального устройства России». Запишите определение «федерации».

2. Самостоятельная работа с текстом учебника.

 - Прочтите в учебнике на стр. 49 о том, каким было административно-территориальное деление России в различные исторические периоды.

3. Беседа по прочитанному.

 - В мае 2000 года по Указу Президента Российской Федерации В.В. Путина для укрепления эффективности государственной власти, совершенствования контроля за исполнением законов, Конституции России и решений федерального правительства были образованы 7 федеральных округов, включающих все субъекты Федерации. Эти округа непосредственно подчинены Президенту через назначаемых в них полномочных представителей. В каждом округе выделен центр – крупнейший город: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Новосибирск, Хабаровск.

 - Найдите эти округа на карте в атласе, в учебнике рис. 16 на стр. 52.

4. Работа по демонстрационной таблице «Административно-территориальное устройство России» и карте России.(83 субъектаРФ)

 - На территории РФ 9 краёв, 4 автономных округов, 46 областей, 21 республика, 1 автономная область, 2 города федерального подчинения.. Назовите их и покажите на карте.

4. Закрепление.

В к.к. обозначить автономные округа,края.республики.автономную область,федеральные округа. 

5. Итог урока.

 - О чем мы говорили сегодня на уроке?

 - Что такое федерация?

 - В чем особенности административно- территориального устройства РФ?

 - Назовите федеральные округа РФ и их центры.

6. Домашнее задание.

§ 11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока географии 6 класс для изучения темы "Горные породы"

Урок позволяет изучить тему "Горные породы" в курсе географии 6 класса. Необычность этой разработки состоит в том, что в ней на протяжении почти всех этапов звучит имя великого дея...

конспект урока географии 6 класс по теме : "Движения Земли"

План - конспект урока по географии по теме: "Движения Земли" Урок с использованием презентации....

конспект урока географии 7 класс по теме "Население Африки"

Учебное занятие по теме «Население Африки» построено с использованием информационно-коммуникативных технологий, которые  позволяют разнообразить учебное занятие, насытить...

конспект урока географии 7 класс по теме "Население Африки"

Учебное занятие по теме «Население Африки» построено с использованием информационно-коммуникативных технологий, которые  позволяют разнообразить учебное занятие, насытить...

Конспект урока географии 9 класс на тему: «Топливно-энергетический комплекс России».Презентация к уроку.

ТЭК- один из важнейших МК народного хозяйства. Экономику России-страны с суровыми климатическими условиями,  развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. Урок и пр...

Конспект урока географии, 8 класс - Урок-викторина "К неведомым землям"

Материалы  викторины "К неведомым землям" могут быть использованы  как для проведения урока в рамках изучения темы "Географическое положение России" в курсе географии 8 класса "География Рос...

Конспект урока географии 8 класс Тема: "Субтропики – «райский уголок» России. Олимпиада. Сочи – 2014" Презентация урока

Интегрированный урок географии и физической культуры по теме "Субтропики – «райский уголок» России. Олимпиада. Сочи – 2014". Проводимый в 8 классе. Разработали и провели учитель географии - С. М. Заха...