Опыт работы
методическая разработка по географии по теме

Обобщение опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mbou_prohorovskaya_gimnaziya.docx35.08 КБ

Предварительный просмотр:

                      МБОУ  Прохоровская гимназия

                                  п. Прохоровка.

             

                             

                                 Обобщение  опыта работы

                          учителя  географии  Немыкиной С. Л.

                                       По теме:

                    «Краеведение как форма организации

                     творческих способностей учащихся

            на уроках географии и во внеурочной деятельности».

                     

                             2012г.

              Содержание.

  1. Информационный раздел:

 

  1. Наименование опыта………………….
  2. Условия возникновения, формирования опыта………..
  3. Обоснование актуальности и перспективности опыта……….

  1. Описание технологии опыта:

  1. Цели и задачи……………
  2. Организация учебно-воспитательного

процесса…………….

  1. Теоретическая база опыта…………..
  2. План изучения краеведения…………..
  3. Методы и формы учебно- воспитательной работы  

   

1.Теоретическая база опыта.

2. План изучения краеведения

  1. Технология опыта.
  2. Результаты опыта

ИНФОРМАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

 1.   Наименование опыта     

«Краеведение как форма организации творческих способностей учащихся на уроках географии и во внеурочной деятельности!    

2.Условия возникновения ,формирования и становления опыта .

.

Я работаю учителем  с 1988года.В Прохоровской гимназии с 2000года.  Имею высшее образование по специальности учитель географии. При работе с учащимися я столкнулась с затруднениями в краеведческой работе. Традиционная система не предусматривает широкого краеведческого исследования на уроках географии и во внеурочной деятельности. Я разработала отдельные темы краеведческих уроков с элементами исследования, а также индивидуальные темы исследовательских работ для учащихся проявляющих интерес к предмету.

Выступления учащихся на заседаниях кафедры исторического краеведения, научно практических конференциях гимназии представляют широкие возможности для развития творческих способностей учащихся, готовят их к практической деятельности. Прохоровская гимназия с момента своего основания пропогандирует идеи патриотизма, воспитывает учащихся в духе уважения к малой родине. Все это дает возможность для исследовательской работы, а через географическое краеведение воспитание гражданственности и патриотизма

3.Обновление актуальности и перспективности опыта                   

Применяя разнообразные методы и формы в работе с учащимися, создавая атмосферу заинтересованности в результатах своего труда через публичные выступления можно развивать творческие способности каждого ученика, позволяющие ему проявить самостоятельность, инициативу, стимулировать свободу мышления, высказывание без самостоятельно мыслить, анализировать, делать выводы боязни ошибиться, умение

       

.

[1]

Годы

Тематика исследования

Практическая деятельность

Классы

1

2005

Изучение Г.П. района Границы, площадь территория

Составление карты Прохоровского района

5-9 классы

2

2006

Особенности рельефа Прохоровского района

Изучение овражно- балочной системы на местности

5 кл.-6кл.

3

2007

Почвы Прохоровского района.

Заложение почвенных разрезов и их описание.

8-9кл

4

2008

Развитие хозяйства на территории области

Изучение хозяйственной деятельности ОАО»БМК»

10-11   кл.

Описание технологии                        

1.Цели и задачи опыта.

Цель:

-формирование мировозрения учащихся и нравственных качеств личности;

-развитие твердых убеждений в диалектико-матереолистическом характере изучаемых объектов и явлений в познаваемости их сущности;

-повышение качества жизни;

-формирование навыков поисково-исследовательской деятельности учащихся;

Задачи:

-выработать у учащихся умение формировать познавательные задачи

-планировать и осуществлять познавательные задачи;

-вовлекать в поиско- исследовательскую работу детей разного возраста

-формировать у учащихся чувство ответственности за принятые ими решения.

        2Организация учебно-воспитательного процесса        

Применение краеведческого принципа при изучении географии я считаю необходимым, так как он относится к методам проблемного обучения и рассматривается как технологии развивающего образования

Большое место в моей работе занимает изучение природных условий края: рельефа, полезных ископаемых, рек, озер, болот. Эти изучения  я провожу посредством специальных наблюдений; например за погодой. Учащиеся 6 класса ведут календари погоды, в которых отмечают температуру воздуха, облачность, направление ветра и осадки.

При изучении рельефа(8 класс) и геологического строения, полевых исследованиях изучают обножения, положительных и отрицательных форм рельефа.

Экскурсии в природу, на производство помогают научить детей не только смотреть, но и видеть, приучать их изучать окружающую местность, находить новое интересное, знакомиться с разными профессиями.

Теоретическая база опыта.

В основе технологии обучения-личный опыт, идеи учителей новаторов, идеи классической и современной педагогики. Поэтому опыт моей работы можно определить как репродуктивно-рационализаторский.

Интересна и полезна на мой взгляд книга Инессы Соколовой «Краеведческая работа в школе». Познакомившись с ней я пришла к выводу, что понимание и использование учителем краеведческого материала повышает эффективность обучения, способствует получению учащимися прочных знаний о своем крае.

В процессе работы я неоднократно обращалась к теории российского педагога В.А. Сухомлинского. В своей замечательной книге «Сердце отдаю детям» он писал, что для ребенка Родина начинается с куска хлеба и нивы пшеницы, с лесной опушки и голубого неба над маленьким прудом, с экскурсии в поле, в лес, в соседние села.Загадка педагога постепенно расширять кругозор ребенка, воспитывать у него чувство гордости за свою Родину.

        Научное мировозрение формируется через географическое исследование. Работая в данном направлении, я тщательно подбирала краеведческие источники, литературу, видео. Их совокупность обеспечивает развитие подсознательного интереса, исследовательских навыков учащихся, активизирует деятельность и повышает интерес к предмету, воспитывает гражданственность и патриотизм.

При использовании формы краеведческого исследования в обучении необходимо учитывать следующие закономерности:

-возрастные и психологические особенности учащихся,

-степень подготовленности, уровень знаний,

-творческие способности,

-возможность практической реализации исследований.

Школьное краеведение находится в тесной связи с научным- используются одни и те же источники , местная печать. По мнению исследования школьного краеведения Д.В Кацюбы в ученических исследованиях различают два вида открытий:

-субъективный- открытие истины, известной обществу, но неизвестной самому ученику;

-объективный- открытие нового, еще неизвестного науке, имеющее научно-практическое направление.

Особенностью краеведческой работы является то, что она ставит учителей и учащихся в положение исследователей. Поэтому обязательной частью является сотворчество учителя и ученика.

Исследовательская работа по краеведению выводит учащихся за рамки урока, в мир окружающей действительности, расширяет их кругозор, область интересов, развивает наблюдательность, учит вдумчиво относиться к жизни.

В учебных целях важны не научные результаты исследования, а обязательно-воспитательное значение этого метода как пути активного познания действительности .Основные этапы физико-географических исследований: подготовительный, полевой и камеральный.

На всех этапах краеведческой работы применяются разнообразные методы исследования: литературный, картографический, статистический, визуальный, анкетный, метод бесед, фотографирование и киносъемки. На практике эти методы часто объединяются. Таким образом краеведение представляет собой огромную лабораторию, где можно организовать самостоятельную работу учащихся, обучить их элементам географического исследования, помогая учащимся понять общие закономерности географического развития через краеведческий материал.

        4. План изучения краеведения

Независимо от того, какая территория понимается под «своим краем», она представляет собой небольшую часть России. Ее района, природные условия сходны с той природной зоной, в пределах которой она расположена, а направление хозяйства отвечает специализации того экономического района , в который она входит. Но эта территория в природном отношении имеет много особенностей, свойственных только ей. Также много отличий от других территорий она может иметь по своему хозяйсвенному  развитию. Поэтому при изучении своего края необходимо стараться установить, какими чертами природы и хозяйства он отличается от окружающих его территорий, какие взаимосвязи природных условий и сочетания хозяйственных отраслей создают его своеобразие.

План должен рассматриваться как единая программа для изучения своего края в 7-8 классах одновременно с курсами физической и экономической географии России. При этом изучение направляется на исследование главных его природных богатств и хозяйственных ресурсов. Например, в лесном районе необходимо изучать лес, степень его хозяйственного использования, охрану; в степном районе почву, борьбу с эрозией; в районе богатом полезными ископаемыми - зависимость местной экономики от их своеобразия. В остальных классах изучают те элементы территориального комплекса, которые наиболее тесно увязываются с учебной программой. Например, в 5-ом классе изучение касается местных форм рельефа, климатических условий, вод края.

Изучение начинается с географического положения, По картам и в результате разного рода работ на местности определяются границы края, рассматриваются соседние территории, дается качественная оценка географического положения. Совершенно иметь картографическую основу изучаемой территории. Карты или картосхемы могут быть взяты в местном исполнительном комитете. Но может оказаться, что печатной карты нужного масштаба на месте не будет. В этом случае, а также если имеющиеся карты не будут удовлетворять поставленным задачам, следует включить в программу работ составление схематического плана или карты изучаемого района. Несложную топографическую съемку отдельных участков можно выполнять самостоятельно общими силами учеников во время экскурсий и походов. Но независимо от топографических съемок по маршрутам экскурсий не исключается специальная работа с привлечением школьников по топографической съемки и составление планов территории своего края и прежде всего окрестностей школы.  

Большое место во всей работе занимает занимает изучение природных условий края: рельефа, полезных ископаемых, климата, рек озер, болот, почвенного и растительного покрова, животного мира. Это изучение проводится или посредством специальных наблюдений на установленных станциях, например, на собственной или какой-либо метеорологической станции, школьной географической площадке, водомерном посту местной реки, на подготовленных почвенных ямах и. т.д. или во время экскурсий и походов. Станции наблюдения должны быть оборудованы соответствующими приборами и приспособлениями, удобными для выполнения систематических наблюдений и для проведения учебных занятий. Например должна быть предусмотрена площадь для размещения на ней целого класса, обеспечены меры предосторожности от всяких опасностей для здоровья детей.и.т.д. Из числа учащихся выделяются дежурные наблюдатели и ответственные за правильную работу станции.

5.Методы и формы учебно-воспитательной работы

Осуществление краеведческого принципа в преподавании географии требуют от учителя умелого сочетания разнообразных методов и приемов работы .В одних условиях усвоения географических понятий происходит через непосредственное изучение края, в других путем рассказа, чтения, беседы о родных местах, включаемых в тему. Учащиеся на уроке постигают особенности природы и хозяйства отдельных областей России и некоторых зарубежных стран, опираясь на известные понятия географии края. Наконец, применение на уроках натуральных или иллюстрированных, наглядных пособий, составленных на местном материале, также будет способствовать усвоению учебной программы предмета.

Объем и содержание краеведческого материала, включаемого в преподавание, определяется учебной программой. Она рекомендует организацию систематических наблюдений над явлениями природы и трудовой деятельности людей своей местности.

В программе предусматриваются и обязательные экскурсии по изучению отдельных географических объектов или всего географического комплекса в целом в окрестностях школы.

Для обеспечения планомерности в изучении своего края и применение краеведческого принципа в преподавании учебных курсов серьезную помощь оказывают соответствующие упражнения и задания по практическим работам, помещенных в учебниках. Выполнение их вырабатывает у учащихся необходимые навыки и умения. Они помогают устанавливать связи между конкретной местной средой и изучаемым программным материалом.

Осуществление краеведческого принципа в преподавании географии связано с включением в учебные темы определенной работы или вопросов краеведческого содержания. Вопросы и формы работы должны определяться содержанием темы и способствовать правильному пониманию и лучшему усвоению материала. Естественно, что непосредственная связь учебного процесса с краеведением может осуществляться в различных стадиях изучения темы- в начале ее, середине или конце. Например, изучение нового материала на уроках может начинаться не с изложения программных сведений , а с сообщений учащихся о результатах их краеведческих наблюдений. При этом учитель специально планирует краеведческие работы учащихся таким образом, чтобы они предшествовали изучению определенных теоретических вопросов.

Развитие творческих способностей и сомовыражение учащихся на различных этапах исследовательской работы

Этапы

Способы самовыражения Развитие творческих способностей

1

2

3

4

Выбор темы, определение темы и задач

Распределение и принятие общего плана работы

Распределение видов работы, определение сроков работы их выполнения

Определение форм и приемов по каждому разделу плану

Подготовка дидактического материала к урокам

Обоснование темы выбранного исследования, ее актуальности на заседаниях секции географического краеведения НОУ «Эврика»

5

Изучение опубликованной литературы

Выступление с докладами на уроках, классных часах

6

Практическая часть работы: изучение и сбор информации на местности,описание изучаемого объекта на местности

Подготовка индивидуальных выставочных работ

7

Оформление реферата, исследования

Выступления на заседаниях кафедры, научно- практических  конференциях гимназии района, области

        Технология опыта

Краеведение- достаточно обширная область познавательной деятельности. Для успешного решения проблемы развития творческих способностей учащихся через систему краеведческого исследования я ставлю следующие цели и задачи:

1. Помочь каждому ученику с учетом имеющегося у него опыта познания совершенствовать свои индивидуальные способности.

2. Освоить с гимназистами формы исследовательской работы, умение работать с краеведческими источниками и литературой.

3. Стимулировать учащихся к поиску своего способа работы и выбору видов и форм учебного содержания:

Краеведческое исследование имеет на мой взгляд, ряд особенностей:

-во-первых, краеведческие темы мало изучены, что создает большие возможности для успешной работы,

-во-вторых, краеведение позволяет в знакомой учащимся местности, в повседневной обстановке наблюдать географическую активность,

4. в-третьих в своей краеведческой работе учащиеся могут воспользоваться помощью местных общественных организаций.

Краеведение- могучее средство для осуще6ствления связи школы с жизнью. Это предполагает систематическое установление связей любого изучаемого курса географии с теми знаниями, какие получают учащиеся в результате непосредственного исследования края. При правильной организации краеведения должен быть тесный контакт между учебными занятиями и внеклассной работой. Многогранность окружающей жизни позволяет найти различные объекты краеведческого исследования. Такая работа требует постоянного собирания и изучения литературного материала.и.т.д.

В своей работе я выделила следующие этапы:

-Подготовительный период включает ознакомление с программой и методикой того или иного вида краеведческих исследований, изучение природных условий территории, маршрута по литературным и картографическим источникам. Составляется схема исследования.

-Следующий этап практической подготовки- изучение  природных условий края: рельефа, полезных ископаемых, климата, рек. Это изучение проводится посредством специальных наблюдений во время экскурсии и походов.

-На последнем этапе учащимся необходимо усвоить все требования оформления реферата- логичность изложения по избранному плану, умение правильно использовать документы, ссылаться на литературу и источники, ставить цели, обосновывать актуальность темы, делать необходимые выводы.

На каждом этапе учитель должен найти способы поддержать его интерес к дальнейшему исследованию, закрепить успех. Это могут быть дополнительные оценки, но лучше всего это публичное применение своих достижений.

Выделив основные особенности, последовательность и этапы исследовательского краеведения, я хочу остановиться на формах и методах краеведческой работы с учащимися.

        Это могут быть групповые занятия ( лекции, семинары, викторины, конференции), а могут быть индивидуальные (работа над сообщениями и рефератами).

источниками информации, повышать общую эрудицию На уроках я стараюсь использовать различные методы вовлечения учащихся в краеведческое исследование. Например:

Игровой метод

Игровая форма наиболее эффективная, поскольку в нее включены и разум, и чувство и фонтазия.

        

        Репортаж

В основу деятельности над репортажем закладывается работа с дополнительными источниками информации. Данный момент положительно влияет на развитие поисковой активности учащихся, развивает умение работать с дополнительными учеников.

Особая роль в краеведческом исследовании принадлежит туристическим походам с заранее определенными целями и маршрутом. Ежегодно в нашем районе проводится «Экологическая практика», на которой учителя и учащиеся выпускают в равной степени исследователями родного края.

        « Я учитель»

Методический прием не требует специальной  предварительной подготовки учащихся к уроку и рассчитан на удовлетворение природных лидерских потребностей учащихся, на повышении эмоциональной значимости восприятия материала.

        «Ступеньки интеллекта»

После прохождения определенного этапа учебного материала или этапа урока учитель предлагает ученикам составить вопросы по определенной теме. Их количество должно быть не менее 5. Предварительно нужно объяснить учащимся значимость умения составлять и задавать вопросы. Необходимо привести психологическую истину: «Умение правильно формулировать глубокие вопросы есть показатель развитости интеллекта человека». В классе объявляется конкурс на лучший вопрос.

        «Золотое слово»

Предварительно учитель объясняет учащимся, что такое ключевое слово ( словосочетание) в географическом определении, предложении в тексте. Положительно в этом приеме то, что школьники учатся продуктивно анализировать специальную информацию, выявлять причинность явлений, развивать знаковую память

        Творческая работа

Методический прием положительно влияет на развитие общих мысленных способностей учащихся и позволяет усовершенствовать навык письменного изложения суждений по определенной теме.

        Мне это пригодится

Ученикам предлагается кое-что доказать. Для этого необходимо задать сложный и в то же время интересный вопрос «Где вам может пригодиться изучаемый материал?». После чего ученики самостоятельно пытаются найти ответ на поставленный вопрос, а потом поочередно перед всем классом доказывают, что изучаемый материал имеет прикладную или теоретическую ценность.

Ценность данного методического приема в том , что ученики действительно начинают осознавать значимость изучаемого материала.

К применяемым методическим приемам можно отнести «Кепку лидера», «Рекламное бюро», и.т.д. Все они создают условия для повышения продуктивности урока, позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, способствуют развитию творческих способностей.

Результативность опыта Опыт моей работы по развитию творческих способностей учащихся через краеведческое исследование позволяет сделать следующие выводы:

-краеведческое исследование пробуждает у учащихся  интерес к открытиям, создает творческий подъем, активирует их познавательную деятельность;

-развивает у учащихся умения и навыки исследовательской работы;

-помогает каждому ученику совершенствовать свои индивидуальные способности, самосовершенствоваться;

-воспитывает патриотизм и гражданственность.

Результаты участия в различных олимпиадах, конкурсах:

Год

Фамилия имя класс

Мероприятия Конференции Олимпиады

Тема исследования

Место поощрения

1

2005

Наумова Анна 9в

Всероссийский открытый конкурс «Первые шаги»

Особенности рельефа Прохоровского района

Прохоровская гимназия

2

2006

Врагов Алексей 9а

Научно практическая конференция

Прохоровская нефтебаза

Грамота гимназии

3

2007

Бабич Олеся 10в

Научно практическая конференция

Развитие пищевой промышленности на примере ОАО «Белгородский молочный комбинат

Грамота гимназии

4

2004

Шляхова Татьяна  10г

Научно практическая конференция

Экономические проблемы безработицы

Грамота гимназии

5

2008

Кульшан Олег 10а

Гимназическая олимпиада районная олимпиада по экономике

Грамота гимназии грамота РОНО

6

2011

Воронина Катя 10в

Гимназическая олимпиада районная олимпиада по экономике

Грамота гимназии грамота РОНО

7

2011

Шевченко Владимир

Основы потребительских знаний Гимназическая олимпиада

Грамота

8

2011

Найденова Василиса

Основы потребительских знаний Гимназическая олимпиада

Грамота

9

2011

10

2011

11

2011

Итоги экзаменов

Год

Класс

Предмет

Оценка-5

Оценка-4

Оценка-3

2010

11-«г»

география

14

2

-

2010

11-«в»

география

16

2

-

2010

11-«а»

география

2

2

-

2010

11-«в»

экономика

1

-

-

        Результаты экзаменов по географии в форме ЕГЕ (9-класс)

Год

Класс

Ф.И.О-уч-ся

«5»

«4»

«3»

2011

9-а

Кульшан Олег

5

-

2011

9-а

Алексеев Александр

5

-

2011

9-а

Царьков  Влад

3

2011

9-в

Пушкарный Денис

5

-

2011

9-в

Стариков Стасик

5

-

2011

9-в

Котов Владимир

4

-

2011

9-а

Шмидюк Андрей

4

-

Анализ контрольных работ        Районная контрольная работа по географии

Учебный год

Класс

Кол-во уч-ся

«5»

«4»

«3»

«2»

2011

«8-а»

18

5

11

2

-

2011

11-а

рафии

За время работы над этой проблемой я проследила степень заинтересованности учащихся краеведческим материалом:

Количество учащихся в(%), проявляющих интерес к предмету

        2010-2011 уч. год. 5-8кл.

        

        Учащиеся 9-11кл.

        

        2007-2008уч.год

5-8 кл..        9-11кл..

        Возрос интерес не только к географическому краеведению, но и не оставляет старшеклассников равнодушными к экономическим и социальным проблемам Прохоровского района.

В этом 2008-2009 учебном году к научно-практической конференции готовятся следующие учащиеся:

1.Найденова Василиса

                                                                   



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Нетрадиционные формы урока и внеклассная работа как фактор формирования положительной мотивации к обучению"

Нетрадиционные формы проведения занятий направлены на повышение эффективности деятельности учащихся. Главным достоинством нетрадиционных форм уроков является развитие и совершенствование со...

Анализ письменных контрольных работ (диктантов) по русскому языку (опыт работы)

Учебный материал посвящен анализу диктантов по русскому языку. Дано описание основных разделов и порядок работы при проведении анализа диктанта (работы над ошибками). Проведение анализа позволяет...

«Опыт работы по инновационной методике организации и проведения внеучебной физкультурно-оздоровительной и спортивной работы»

Автореферат для участия в X областном конкурсе «Мастер педагогического труда по учебным и внеучебным формам физкультурно-оздоровительной и спортивной работы»...

Опыт работы социального педагога по теме: "Работа социального педагога с детьми девиантного поведения как условие успешности обучения и развития учащихся".

       Опыт работы  показал, что, используя систему работы с детьми с девиантным поведением, у учащихся формируется положительная самооценка, эмоциональная стабил...

Опыт работы по теме "Работа с одаренными детьми"

Материал был предоставлен на 1 этап областного конкурса "Лидер в образовании- 2013"...

"Пожарная профилактическая работа с учащимися в системе дополнительного образования" - опыт работы

Аннотация    Представлен опыт пожарной профилактической работы с учащимися в системе дополнительного образования в объединении «Юные пожарные» МБОУ СОШ №10 Абинского района.Мир, в котор...