Классный час "Береги природу!".
классный час по географии на тему

На этом мероприятии учащиеся знакомятся с историей создания Красной книги Краснодарского края. знакомятся с историей освоения Кубанской земли. Какие животные обитали на Кубани более 500 лет тому назад и что собой представляет современный животный мир Кубани. К чему привело необдуманное воздействие человека на природу. Раскрываются основные причины сокращения животных и растений. Что необходимо делать,чтобы сохранить красоту природы. Знакомятся с правилами - что можно, чего нельзя. Сопровождается презентацией "Береги природу!".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnnyy_chas_beregi_rirodu..docx37.11 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казённое образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья

с. Ковалёвского Краснодарского края

Классный час

«Береги природу!»

(Кубановедение)

Фрей Татьяна Георгиевна,

учитель географии

Цель: Познакомить учащихся  с историей создания Красной книги Краснодарского края. Раскрыть основные причины сокращения численности животных и растений.  Закрепить у учащихся знания, умения и навыки, полученные на уроках и внеклассных занятиях по Кубановедению.

Задачи урока:

        Образовательные: познакомить учащихся  с состоянием природы нашего региона.

        Коррекционно-развивающие:  способствовать развитию внимания, воображения, памяти и мышления в процессе игры; устанавливать причинно-следственные зависимости; развивать связную речь,  любознательность, познавательный интерес к изучению природы края.

        Воспитательные: воспитывать у учащихся  бережное отношение  к окружающей среде.

Оборудование:

  1. Экран;
  2. Мультимедийная установка;
  3. Музыкальный центр;
  4. Плакаты для оформления зала;
  5. Иллюстрации;
  6. Красная книга Краснодарского края.

Приложения:

  1. Презентация «Береги природу!»

Ход  мероприятия

Слайд № 1.

Ведущий. Природа, человек и общество неразрывное целое. Природа дает людям пищу, одежду, обувь, свет, кислород для дыхания, воду, солнечное тепло. Очень важно значение природы и для здоровья человека.

Ведущий. Дело охраны природы, как и дело мира, касается каждого живущего на Земле. По решению организации Объединенных Наций ежегодно 5 июня отмечается Международный день охраны окружающей среды.

Ведущий. Давайте посмотрим на этот плакат, Не правда ли, как прекрасны творения природы, представленные на этих фотографиях и рисунках! Ими б только восхищаться, поражаясь, сколь щедра на выдумки природа, если бы не одно тягостное обстоятельство: все они занесены в Красную книгу и всем им угрожает исчезновение с лица Земли.

        Чтец. Кубань… Многие народы прошли через эту землю. Буйно красочный мир природы неодолимо манил людей. Человек появился на Кубани более 500 тысяч лет  тому назад.  Первобытные люди охотились на крупных животных: на дикую лошадь, бизона, зубра, кавказского козла, благородного и гигантского оленя, мамонта, дикого кота, дикого кабана, первобытного тура, волка и лисицу, которые в большом количестве водились на Кубани. Некоторые из них полностью уничтожены, стёрты с лица Земли.                       Слайд № 2, № 3.

        Чтец. В конце XVIII века после переселения казаков  на Кубань началось формирование современного населения края.          Слайд № 4.

        Край осваивался ошеломляюще быстро. Люди черпали природные богатства, возделывая землю, осваивая высокогорные пастбища, вырубая леса, охотясь на животных, используя водоёмы. А земля, страдая от своей щедрости, всё влекла и влекла новые народы.                Слайд № 5.

        Чтец. Историки  и краеведы отмечают, что в то время  фауна и флора была более богата и разнообразна.

            Автор «Истории Кубанского казачьего войска» Ф.А.  Щербина  рассказывает, что, когда весной всадники въезжали на степные курганы, травы волновались, подобно волнам морским,  переливаясь под солнцем разными цветами. А коли спустится казак с кургана и зайдёт в травы, то издали видны были лишь часть туловища всадника и голова лошади». Интенсивное освоение  человеком  кубанских чернозёмов привело по выражению Щербины, к полному уничтожению «беспредельных кубанских степей».

Слайд № 6.

Чтец. Сейчас в местах, где когда-то произрастали степные ковыли, типчак,  овсюг, тонконог, пырей, вика, тимофеевка и прочие, на распаханных землях колосятся хлеба. А травы, обладающие лечебными свойствами,  специально выращиваются на полях в качестве сырья для лекарственной промышленности. Дикорастущую степную  растительность можно встретить по балкам, на обочине дороги, на Таманском полуострове, отрогах Ставропольской возвышенности. Многие  виды степной растительности теперь находятся на страницах Красной книги.

Слайд № 7, № 8, № 9, № 10.

Чтец. В середине XIX столетия в степях встречались  в большом количестве дикие лошади,  козы, пищухи, барсуки. Часто устраивалась охота на зайцев, которых добывали сотнями. В степи водились дрофа, стрепет,  серая куропатка, перепел.

«На зиму  стрепеты улетали, а дрофы оставаясь в степи,  часто  сотнями становились добычею жадного человека.  Бывали случаи, когда обледеневших и не могших летать в гололёдку  дроф казаки загоняли сотнями со степи к себе во дворы и здесь и резали, замораживали и солили.»  (Ф.А. Щербина).

В обилии водились тетерева, фазаны, много мелкой птицы:  скворцы, щуры, ласточки, синицы, овсянки, жаворонки.  Из хищников – орлы, коршуны, ястребы, соколы, филины, вороны.                    Слайд № 11.

Но, увы,… Безвозвратно исчезли степные  лошади,  козы, дикие свиньи, тетерева и фазаны. Редко можно встретить дрофу, перепела, стрепета.

Слайд № 12.

Чтец. Тоже самое можно сказать и о  количестве рыбы,  обитающей в степных реках. Был описан случай, как казак, переходивший реку верхом на лошади, был сбит надвигающейся армадой рыбы.

В реке Бейсуг, когда вода спала, тарани было так много, что она перекрывала устье и становилась живым мостом, а в некоторых лиманах плавало так много мелкой рыбёшки,  что нельзя было зачерпнуть ковшом воды, чтобы в него не попала рыба. Из ценных пород было много судака, леща, карпа,   севрюги.

Вся рыба перерабатывалась и сотнями возов  отправлялась в различные губернии России. Рыболовство как промысел  считалось  самой выгодной отраслью «казачьей промышленности».             Слайд № 13, № 14.

На заболоченных местах было много пеликанов,  караваек,  куликов, уток, фазанов,  водились свиньи и козы.      Слайд № 15.

В лесных чащах  Закубанской равнины встречались филины, орлы, коршуны. Водились козы,  кабаны, зайцы, лисицы, дикие кошки, рыси, куницы, шакалы и  медведи.

Но шли годы, десятилетия, и ареалы  того или иного вида животных либо менялись, либо исчезали вовсе.

Чтец. Что же представляет собой современный животный мир степной  зоны Кубани?                                                   Слайд №16.

К числу  сохранившихся видов степных животных относятся полёвка обыкновенная, суслик, мышовка, мышь полевая, слепыш, заяц-русак, ёж, крот, тушканчик и ласка. Из птиц – жаворонок,  перепел, серая куропатка, лунь, орёл.

Из степных районов Кубани почти полностью исчезли дрофа и стрепет, а из предгорной полосы -  чёрный аист.     Слайд № 17.

Величайшей редкостью стали в Приазовских плавнях лебеди и пеликаны.  

Слайд № 18, 19.

Количество пернатой дичи, в том числе водоплавающей, сократилось в несколько раз. А кавказский леопард был уничтожен исключительно браконьерами.

Слайд № 20.                                                                                                                                             Сейчас бьют тревогу из-за резкого сокращения численности орлов, ястребов, сов.

Чтец. Необдуманное  воздействие человека на природу привело к тому,  что за время  современного летоисчисления  полностью уничтожено, стёрто с лица Земли 350 видов животных. Учёные начали бить тревогу.

В 1948 году во Франции был основан Международный союз охраны природы. Его главной задачей было выявление видов животных и растений, которые находились на   грани исчезновения. Учёными был составлен список редких видов.  Этот список было решено назвать  Красной книгой. Почему Красной?

Красный цвет – это сигнал опасности, не губите эти растения, не убивайте этих животных!

В нашей стране была учреждена Красная книга в 1974 году. А в 1994 году Красная книга Краснодарского края.            Слайд № 21.

Затем её переиздали в 2007 году. Задача Красной книги Краснодарского края – уточнить и углубить знания о редких видах растений и животных с целью разработки мер по их охране. Красная книга Кубани состоит из двух томов:         Слайд № 22.

I том – животные (353 вида);

II том – растения и грибы (386 видов).

В Красную книгу помещены редкие и находящиеся под угрозой исчезновения растения и животные.

Чтец. Охраняют не только животных, растения, но и всю окружающую нас природу - реки, озера, леса. Заботятся о чистоте воды - ведь нам ее пить. Заботятся о чистоте воздуха - ведь нам им дышать.

У нас есть закон об охране природы, и нарушать его никому не разрешается.

Закон об охране природы должны соблюдать не только взрослые, но и дети. Дети должны знать – что можно, чего нельзя.

Издали наблюдать за птичьими гнездами - можно. А вот трогать и близко подходить к ним - нельзя.

Мастерить кормушки для животных - можно. А делать рогатки и всякие ловушки – нельзя!

Нельзя ломать ветви деревьев и кустарников.

Нельзя ловить бабочек, стрекоз и других насекомых.

Нельзя уничтожать жаб, лягушек, змей и других животных.

Нельзя срывать цветы.             Слайд № 23.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок...

Если все: и Я и ТЫ —

Если МЫ сорвем цветы,

То окажутся пусты

И деревья и кусты...

И не будет красоты.

        Чтец.                 Давай пройдемся медленно по лугу

                                И здравствуй скажем каждому цветку.

                                Я должен над цветами наклониться

                                Не для того, чтоб рвать или срезать.

                                А чтоб увидеть добрые их лица

                                И доброе лицо им показать.

        Прекрасен мир живой природы, а люди - часть его. Нам надо сообща беречь, умножать, познавать этот великий мир! Без него не было бы ни поэзии, ни искусства, а значит, и ЧЕЛОВЕКА.

Ведущий. Но чтобы сохранить красоту природы и для себя и для будущих поколений, давно пора отказаться от варварской привычки. Когда человек собирает букет, то выбирает самые лучшие, самые красивые и крупные цветки. На семена остаются худшие, мелкие. Происходит вырождение цветов, их измельчание. Сорванные цветы быстро вянут. Люди выбрасывают их без сожаления. Лишь редкий букет попадает в комнату, которую он должен украсить. Да и живет он здесь недолго. Скоро и его выбрасывают на помойку. Нужно помнить, что дикие цветы - это  богатство природы. Если цветы исчезнут, природа обеднеет. Не такими красивыми будут наши горы, луга, поля.           Слайд № 24.

Ведущий. Или ещё пример. При виде красивой пестрой бабочки появляется непреодолимое желание обязательно поймать ее. Когда она сидит на цветке, ее легко прихлопнуть кепкой или ладонью. Мало того что такое занятие приучает детей к жестокости, но еще плохо и потому, что другие люди не смогут полюбоваться таким красивым творение природы.          Слайд № 25.

Ведущий. Не оставайтесь также неблагодарны лесу. Он так много дает человеку - очищает воздух, дает много грибов и разных ягод. В нем

живут дикие животные и птицы. Небрежный человек, уходя из леса, бросил непогашенную спичку, не погасил костер. В жаркое лето ветер раздует угли, и пойдет гулять по лесу, по сухому лугу злой огонь, уничтожая все живое на своем пути. Сгорят деревья, кустарники, мхи, трава. Улетят или погибнут птицы, убегут звери. Вместо тенистых зеленых деревьев, ярких цветов останутся обуглившиеся черные пни. А чтобы на месте гари возникла новая жизнь, должны пройти многие десятилетия.

Ведущий.                Опомнитесь! Верните лесу счастье.

                        Отдайте рыбам чистый, легкий всплеск!

                        Пусть птицы позабудут про ненастье!

                Живи же в мире с миром, человек.

Литература.

1. Шулякова Г.Г. Кубанские рассветы. – Краснодар, 1989.

2. Лотышев И.П. Мой край родной. – Краснодар, 2010.

3. Терская И.А. География Краснодарского края. – Краснодар, 2007.

4. Фотоальбом «Зовут меня Кубань». – Краснодар,1993.

5. Ратушняк В.Н. Родная Кубань. – Краснодар,2003.

6. Нагалевский В.Я. Красная книга Краснодарского края. – Краснодар, 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час: "Природа — наш дом родной"(6 класс)

Цели: •    расширить знания о природе; •    раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значение •    природы в жизни людей и ж...

Классный час "Природа не прощает ошибок"

Классный час посвящён законам экологии. Никакой предварительной подготовки сценарий не требует: в нём использован простой сценарный ход: учитель организовывает и направляет общение детей, расставляя н...

Классный час "Природа не прощает ошибок"

Детям об экологических законах; о формировании негативной нравственной оценки нарушений в сфере природы, негативного отношения к безответственному отношению к природе; пропаганда экологических идей....

Классный час "Природа-это мы"

Классный час проводится в виде соревнования двух команд и состоит из различных конкурсов по экологии и биологии ....

Классный час «Природа не прощает ошибок»

Цели: расширить представление детей об экологических законах; способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе; формировать негативную нравственную оценку нарушений в...

классный час природа не прощает ошибок

классный час о бережном отношении к природе...