Презентация к уроку "Почвы Вологодской области"
презентация к уроку по географии (8 класс) по теме

Данная презентация используется при изучении почтв своего региона.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon pochvy_vologodskoy_oblasti2.ppt994.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вологодская область

Слайд 2

Меня бьют, колотят, ворочают, режут, А я всё терплю и добром плачу. Глубже пахать - больше хлеба видать.

Слайд 3

Почвы Вологодской области «Я знаю, что такое почва. Это не мертвая горная порода, это полное жизни, совершенно особое природное образование» (В.В.Докучаев)

Слайд 4

«Корзина понятий» Понятия, связанные с почвой

Слайд 5

План урока: 1. Условия (факторы) почвообразования. 2. Почвообразующие процессы. 3. Главные типы почв и закономерности их распространения в Вологодской области. Почвенные ресурсы.

Слайд 6

В.В.Докучаев Почва «является продуктом совокупной деятельности а) грунта, б) климата, в) растительных и животных организмов, д) возраста страны, а отчасти и е) рельефа местности»

Слайд 7

«Мозговой штурм» Работа в парах (3 минуты) Сравните карту почв Вологодской области (с.84 учебника) с картой четвертичных отложений (с.24 атласа), климатической картой (с.52 учебника), картой рельефа (физической картой на 1-м форзаце учебника) и картой растительности (с.90 учебника). Установите причинно-следственные связи «Почвообразующие факторы в Вологодской области»

Слайд 8

Почвообразующие факторы в Вологодской области . Основные материнские породы Рельеф Климат Природная зона Преобладающий тип почв Ледниковые (бескарбонатная морена) Холмистая равнина Влажный Тайга Подзолистые почвы

Слайд 9

Почему подзолистые почвы не единственный тип почв в Вологодской области? Установите причины формирования на территории области различных типов почв. (анализ рисунка 47 с.82.) Разные условия почвообразования Разные почвообразовательные процессы Разные типы почв

Слайд 10

Характеристика почвообразовательных процессов Индивидуальная работа с текстом учебника с.82-84 с использованием маркировочных значков (3 минуты)

Слайд 11

Словарь: Г лей, глеевый горизонт — горизонт почвенного профиля, характеризующийся бесструктурностью (не склеивается в комочки). Почвенная масса приобретает свойство липкости и пластичности. Окраска массы определяется закисью железа и имеет голубоватые, зеленоватые или синие тона. Окисляющийся на воздухе глей

Слайд 12

Поисковая задача Работа в группах (3-5 минут) Представьте, что вы - служащие Департамента сельского хозяйства Вологодской области. Начальник Департамента потребовал срочно предоставить отчёт о почвообразовательных процессах, которые происходят в Вологодской области. Пользуясь текстом учебника с.82-85 и картой с. 84. дайте характеристику основных почвообразовательных процессов на территории Вологодской области по плану: 1. Где распространены. Тип растительности. 2. Особенности протекания. 3. Особенности почвенного профиля .

Слайд 13

Подзолообразовательный процесс А0 — лесная подстилка, 1-2 см A1 — гумусово-аккумулятивный, до 30 см, серый или темно-серый, структура мелкокомковатая, по окраске довольно четко отделяется от нижележащего горизонта; А2 — подзолистый (элювиальный) до 30 см, белесый или белесовато-светло-серый, плитчатой, пластинчатой, чешуйчатой или листоватой структуры; А2В(АВ) — переходный пестроокрашенный горизонт от элювиального к иллювиальному, в котором чередуются участки горизонта А2 и В1( участки горизонта А2 сформированы здесь в виде языков, затеков, карманов или клиньев; В — иллювиальный мощностью 20-120 см, бурых, красно-бурых тонов самый плотный; имеет ореховатую структуру; С — почвообразующая порода Подзолистая почва

Слайд 14

Дерновый процесс А0 — дернина или лесная подстилка А1 — гумусовой горизонт мощностью от 3 до 20 см и более, серый или белесо-темно-серый, комковато-порошистой или порошистой структуры, рыхлый; А1А2 — переходный, неравномерно окрашенный горизонт, структура комковато-порошистая; А2 — подзолистый горизонт, белесовато-светло-серый; структура плитчатая; А2В — переходный горизонт мощностью 10-20 см, буровато-белесый; В — иллювиальный горизонт, самый плотный в профиле, бурый, коричнево-бурый или красно-бурый, ореховатой, ореховато-призматической структуры; ВС — переходный, светло-бурых, светло-коричневых тонов, глыбистой или глыбисто-призматической структуры, постепенно переходит в не измененную почвообразованием породу — горизонт С; Дерново-подзолистая почва

Слайд 15

Дерновый процесс А0 — лесная подстилка, бурая или светло-бурая, состоит из слабооторфованного лесного опада; A1 — гумусовый горизонт мощностью 20-30 см, темно-серый с буроватым оттенком, зернистой или комковато-зернистой структурой; В — переходный горизонт с признаками иллювиальности, коричневых или красновато-бурых тонов окрашивания, уплотненный, постепенно переходит в почвообразующую породу, содержащую большое количество обломков известковых пород; мощность почвенного профиля составляет 60-100 см. Дерново-карбонатная почва

Слайд 16

T1 — торфяной горизонт мощностью 10-15 см, буровато-темно-серый, густо переплетен корнями растений степень разложения невысокая; Т2 — торфяной горизонт мощностью 20-50 см, темно-бурый или коричневый; торф, хорошо разложившийся, содержит остатки древесной растительности; горизонт постепенно переходит в слаборазложившуюся торфопороду светло-бурой или желто-бурой окраски. Общая мощность торфа достигает 1 м и более. Болотная торфяная почва Торфообразовательный процесс

Слайд 17

Глеевый процесс T1 — торфяной горизонт мощностью 10-15 см, буровато-темно-серый, густо переплетен корнями растений, степень разложения невысокая; Т2 — торфяной горизонт мощностью 20-35 см, темно-бурый или коричнево-бурый; степень разложения торфа довольно высокая, структура непрочно-комковатая, с глубиной увеличивается степень заиленности торфа; А1 — гумусовый горизонт, сизовато-серый, по ходам корней много ржавых полос, примазок и пятен, горизонт насыщен водой; G — минеральный глеевый горизонт, сизый или оливково-сизый, вязкий, мокрый. Торфяно-глеевая почва

Слайд 18

Поисковая задача Работа в группах (4-5 минут) Оцените почвенные ресурсы нашей области в ходе решения следующей задачи: Пенсионер, житель г.Череповца, решил сменить место жительства и заняться выращиванием овощных культур. Где бы вы посоветовали ему приобрести земельный участок. Обоснуйте, почему. Можно пользоваться картами и текстом учебника (с.85-86, 90, 52, 1-й форзац) и другими источниками знаний

Слайд 19

Словарь: Почвенные ресурсы - это почвенный покров данной территории (все почвы различных типов на данной территории).

Слайд 21

Словарь: Мелиорация - совокупность организационно- хозяйственных и технических мероприятий, направленных на коренное улучшение земель.

Слайд 22

Домашнее задание: 1. Составьте кроссворд или тест по теме “Почвы Вологодской области” по § 16 с.80-87. 2.* Использование земель на протяжении многих столетий привело к изменению почв. Предложите мероприятия по сохранению почвенного покрова и восстановлению нарушенных земель Вологодской области.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по географии Вологодской области 8 класс

Рабочая программа курса «География Вологодской области» разработана на основе регионального образовательного стандарта «География Вологодской области». Она соответствует содержанию раздела «География ...

Конспект урока по теме "Почвы Вологодской области"

Конспект урока используется при изучении почтв своего региона....

Конспект урока "Вырубка леса в Вологодской области"

Рассмотрена одна из острых экологических проблем человечества "Вырубка леса": проблемы, следствия, пути решения....

рабочая программа по географии Вологодской области 8-9 класс

рабочая программа по географии Вологодской области 8-9 класс...

Рабочая программа факультатива «Литература Вологодской области» для 5 класса на 2013-2014 учебный год

Программа курса «Литература Вологодского края» разработана в соответствии с установками регионального базисного учебного плана и регионального стандарта по литературе.Она ориентирована на формирование...

презентация к уроку "Внутренние воды Вологодской области"

Презентация к курсу "География Вологодской области"...

Вологодская область-культурный центр русского Севера

Развитие мировоззрения учащихся  в ходе изучения гуманитарного тнаследия Вологодской области как части культурного наследия русского Севера...