Урок географии в 8 классе по теме "Растительные ресурсы России"
методическая разработка (география, 8 класс) по теме

Кангизер Виктория Ремуальдовна

Материал к уроку содержит подробный конспект урока, презентацию. На уроке используется музыкальный фрагмент из балет Сергея Прокофьева "Ромео и Джульетта" (Танец рыцарей) для образного представления растительных сообществ России.  В Приложении есть карточки с индивидуальным заданием.

 

УМК учащихся:

1) Баринова И.И. География России. Природа. Учебник для 8 класса. - М., Дрофа, 2007 г.

2) Сиротин В.И. Физическая география России. 8 кл. : рабочая тетрадь по географии с комплектом контурных карт.- М. : Дрофа; ДИК, 2010.

3) Атлас. География. 8 класс. – М., Дрофа, 2012 г.

 

Цель урока: определить основные типы растительности на территории России и условия их формирования; сформировать представление о возможностях использования растительных ресурсов.

Задачи.

I.                   Образовательные:

1)      Сформировать представление о причинах разнообразия растительных сообществ;

2)      Выявить взаимосвязь растительного мира  с компонентами природы: климатом, рельефом. Почвами, водами;

3)      Определить значение растительных ресурсов для жизни человека и возможности их использования.

II.                Развивающие:

1)      Развивать умение анализировать и совмещать различные виды карт;

2)      Развивать умение графического конспектирования текста;

3)      Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи.

III.             Воспитательные:

1)      Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;

2)      Воспитывать умение работать в паре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rastitelnyy_mir_rossii.zip1.55 МБ

Предварительный просмотр:

8 класс. Тема «Растительные ресурсы России»

Тип урока: изучение нового материала.

УМК учащихся:

1) Баринова И.И. География России. Природа. Учебник для 8 класса. - М., Дрофа, 2007 г.

2) Сиротин В.И. Физическая география России. 8 кл. : рабочая тетрадь по географии с комплектом контурных карт.- М. : Дрофа; ДИК, 2010.

3) Атлас. География. 8 класс. – М., Дрофа, 2012 г.

Цель урока: определить основные типы растительности на территории России и условия их формирования; сформировать представление о возможностях использования растительных ресурсов.

Задачи.

  1. Образовательные:
  1. Сформировать представление о причинах разнообразия растительных сообществ;
  2. Выявить взаимосвязь растительного мира  с компонентами природы: климатом, рельефом. Почвами, водами;
  3. Определить значение растительных ресурсов для жизни человека и возможности их использования.
  1. Развивающие:
  1. Развивать умение анализировать и совмещать различные виды карт;
  2. Развивать умение графического конспектирования текста;
  3. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи.
  1. Воспитательные:
  1. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
  2. Воспитывать умение работать в паре.

Оборудование:

  1. Атласы и учебники у учащихся;
  2. Мультимедийная презентация;
  3. Задания на карточках для пар по вариантам;
  4. Физическая карта России (настенная, школьная);
  5. Образцы тканей из искусственных волокон.

План урока

  1. Организационное начало урока.
  2. Объявление темы и целей урока.
  3. Изучение нового материала:

А) Определение типов растительности на территории России;

Б) Практическая работа по характеристике растительного сообщества;

В) Азональные типы растительности;

Д) Музыкальный фрагмент;

Е) Значение растительных ресурсов

  1. Обобщение и закрепление пройденного «Географический диктант»
  2. Домашнее задание, оценки.
  3. Организационный конец урока.

           Ход урока

  1. Организационное начало урока

   Приветствие учителя, проверка готовности  к уроку.

  1. Объявление темы и целей урока.

- Наш урок посвящен еще одному компоненту природы. Рассмотрите схему предыдущего урока и назовите, что не хватает на ней?

Слайд № 2.  (Растительность, животные).

- Тема нашего урока сегодня – это «Растительные ресурсы России». Сегодня мы не только определим основные типы растительности на территории нашей страны и условия их формирования, но условия их формирования. Также нам предстоит установить взаимосвязь растительного мира с компонентами природы. И, конечно, необходимо сформулировать понятие растительные ресурсы и определить их значение в жизни человека. Запишем тему урока.

  1. Изучение нового материала:

А) Определение типов растительности на территории России. Метод: объяснительно-иллюстративный (фронтальная беседа).

- Определите значение растений в природе и жизни человека . (Почвообразующий фактор, защищают почву от водной и ветровой эрозии, поддерживает уровень грунтовых вод, это пища для травоядных животных, обогащает атмосферу кислородом, сырье для промышленности. Плоды, ягоды, лекарственные травы, отдых, эстетическое наслаждение).

- Давайте определим типы растительности на территории России. Откройте карту Атласа «Карта растительности» (Тундра, леса, степи, пустыни).

- Чем будет тундра от леса о внешнему виду? Пустыня от степи? ( Нет древесной растительности, скудная травянистая растительность).

Б) Практическая работа по характеристике растительного сообщества. Метод: частично-поисковый.

- Характеристику растительного сообщества вы дадите в парах, по вариантам. Вам надо дать характеристику, используя графические символы. Для климатических характеристики сообщества используйте карту Атласа «Климатическая карта».

Графические символы: t я    и       К увл ≤1    К увл  ≥1   Кувл=1    Ветер

Вариант 1. Тундра. Вариант 2. Лесная зона. Вариант 3. Степи. Вариант 4.  Пустыни.

- Учащиеся зачитывают свои ответы.

На дополнительные вопросы можно не отвечать.

Вариант 1.

-Почему растения тундр имеют подушкообразную форму и небольшой рост?

 ( Спасаются от сильных ветров, защита тепла).

Почему нет однолетников? (Короткое холодное лето, не успевают пройти вегетативный период).

Почему разветвленная корневая система? (Почва с многолетней мерзлотой, кори не могут пробиться сквозь грунт).

Вариант 2.

Почему кедровый стланик на Камчатке и Сахалине прижимается к земле? (Сильные ветры с Тихого океана)

Почему у ели корень вглубь, а у лиственницы разветвленная корневая система? (Лиственница произрастает в Восточной Сибири, там многолетняя мерзлота)

Вариант 3.

- Почему в степях мало древесной растительности? (Не хватает влаги)

Почему степи зеленеют весной? (Это сезон дождей, а летом сухой период, поэтому все выгорает).

Вариант 4.

- Как приспособились растения к скудному увлажнению? (Длинные корни, мелкие листья или их отсутствие, восковой налет).

Почему на саксауле за год несколько годовых колец? (Образование колец связано с количеством дождливых дней).

- Подведем промежуточный итог. Какие растительные сообщества выделяются на территории России? (Тундра, лесная зона, степи, полупустыни). Какой тип растительности характерен для тундры? Леса? Степи? Пустыни?

( Кустарничковый и мохово-лишайниковый, древесный, травянистый. Для пустыни скудно-травянистый).

В) Азональные типы растительности. Метод: частично-поисковый (проблемное изложение материала).

- В чем главная причина различи типов растительности? (Различия в температурах и увлажнении территории, то есть климате). Тундра, лес, степь, пустыня  - это зональные типы растительности, потому что они образуют сплошную зону. Но есть растительные сообщества, которые встречаются и в тундре, и в лесу, и в степях и даже пустынях.

Слайд 5. Такой тип растительности называют азональный тип. Запишите название. Это болота и луга. Попробуем определить  условия их формирования.

Слайд 6. Коэффициент увлажнения больше 1, плоский рельеф, водоупорные подстилающие породы.

- Что может быть водоупором? (Гранит, многолетняя мерзлота)

Слайд 7. Какую болотную растительность вы знаете? ( Клюква, морошка, мох, рогоз, осока, осина, хвощи, плавуны).

Слайд 8. Луга образуются при условии периодического затопления во время весеннего половодья. Близость грунтовых вод и нужны достаточно высокие летние температуры . Тогда почему в суровой сибирской тайге и даже тундре на северо-востоке страны, Чукотском плоскогорье, можно встретить луга? (Затрудняются ответить).

Слайд 9. Не забывайте, что в природе все взаимосвязано. Пусть здесь низкие температуры, пусть переувлажнение территории, но здесь материнская порода у почвенного профиля – известняк. А чем богата эта порода? (Кальцием). Это очень яркий пример, который доказывает, что не только климатические условия могут определять тип растительности, но и такой компонент природы как почва.

Д) Слайд 10. Я предлагаю вам прослушать отрывок из музыкального произведения, которое должно нарисовать в вашем воображении какое-то растительное сообщество.

С. Прокофьев. Балет «Ромео и Джульетта». Танец рыцарей.

- Дают свое объяснение. Ответ может быть любым.

Е) ) Значение растительных ресурсов.

- И наконец, нам надо определение растительных ресурсов и выявить их значение для человека. (Учащиеся пробуют дать определение лесных ресурсов по аналогии минеральных, водных, почвенных).

Слайд 11. Приведите примеры. Растительные ресурсы можно подразделить на лесные, кормовые, лекарственное сырье (заполняют схему в тетради).

Что такое кормовые ресурсы? (Луга, пастбища).

Назовите лекарственные травы и ягоды, которые вы знаете? (Зверобой, ромашка, кедровые орехи, малина, черника, березовые почки, крапива, череда, кора дуба и т.п.).

- Собственно лесные ресурсы уникальны. Здесь ничего не будет лишним. Приведу пример использование ели.

Слайд 12. Попробуйте сами предложить, что можно сделать из ствола?

Слайды 13, 14(Пиломатериалы, шпалы, бумага, мебель, фанера, карандаши, спички. Лыжи, музыкальные инструменты).

- Более подробно про фурфурол, скипидар, этиловый спирт, целлюлозу. Можно показать образцы тканей из искусственного волокна.

4.Обобщение и закрепление пройденного «Географический диктант». Метод: репродуктивный (упражнение). Слайд 15. Из предложенных ответов выберите правильный.

5. Домашнее задание, оценки.Подготовить сообщения о животных России.

6. Организационный конец урока.

Использованная  литература.

  1. Баринова И.И., Дронов В.П. - Методическое пособие.  География России. 8-9 классы. «Дрофа», 2007г.
  2. Баринова И.И., Ром В.Я. Методическое пособие. География России. 8-9 классы. - «Дрофа», 2010г.
  3. Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: Природа России: 8 класс. – М.: «ВАКО», 2008. – (В помощь школьному учителю). – ISBN 5-946655-168-4
  4. Павлова Н.Н., Роднянская Э.Е., Севасстьянов Д.В. Физическая география России: Зонально-провинциальная структура: учебное пособие. – СПб.: Издательство С.-Петерб. Ун-та, 2009. – ISBN 5-288-01926-6

Практическая работа. Вариант 1. Тундра

  1. Используя карту Атласа «растительный мир России», определите географическое положение растительного сообщества: побережье Северного Ледовитого океана, Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина, Средне-Сибирское плоскогорье, Дальний Восток, Прикаспийская низменность.
  2. Дайте краткую характеристику условий формирования по плану, составив графический конспект урока:

а) климатические условия ( t я и, коэффициент увлажнения);

б) тип растительности (кустарничковый, древесный, травянистый);

в) особенности (наличие или отсутствие годовых колец, многолетняя мерзлота, сильный ветер)

3. Приведите примеры этого растительного сообщества (Атлас, учебник)

4. Попробуйте ответить на вопросы:

а) Почему растения тундры имеют небольшой рост и подушкообразную форму?

б) Почему нет однолетних растений?

в) почему у растений разветвленная корневая система?

 Географический диктант.

Безлесная зона, многолетняя мерзлота, хвоя вместо листьев, недостаток влаги, достаточное увлажнение, небольшой рост, азональная зона, отсутствие листьев, мощные корни и луковицы, низкие температуры зимой.

Практическая работа. Вариант 2. Лес

  1. Используя карту Атласа «растительный мир России», определите географическое положение растительного сообщества: побережье Северного Ледовитого океана, Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина, Средне-Сибирское плоскогорье, Дальний Восток, Прикаспийская низменность.
  2. Дайте краткую характеристику условий формирования по плану, составив графический конспект урока:

а) климатические условия ( t я и, коэффициент увлажнения);

б) тип растительности (кустарничковый, древесный, травянистый);

в) особенности (наличие или отсутствие годовых колец, многолетняя мерзлота, сильный ветер)

3. Приведите примеры этого растительного сообщества (Атлас, учебник)

4. Попробуйте ответить на вопросы:

а)Почему кедровый стланик на Камчатке и Сахалине прижимается к земле?

б)Почему у ели корень вглубь, а у лиственницы разветвленная система?

 Географический диктант.

Безлесная зона, многолетняя мерзлота, хвоя вместо листьев, недостаток влаги, достаточное увлажнение, небольшой рост, азональная зона, отсутствие листьев, мощные корни и луковицы, низкие температуры зимой.

Практическая работа. Вариант 2. Степи

  1. Используя карту Атласа «растительный мир России», определите географическое положение растительного сообщества: побережье Северного Ледовитого океана, Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина, Средне-Сибирское плоскогорье, Дальний Восток, Прикаспийская низменность.
  2. Дайте краткую характеристику условий формирования по плану, составив графический конспект урока:

а) климатические условия ( t я и, коэффициент увлажнения);

б) тип растительности (кустарничковый, древесный, травянистый);

в) особенности (наличие или отсутствие годовых колец, многолетняя мерзлота, сильный ветер)

3. Приведите примеры этого растительного сообщества (Атлас, учебник)

4. Попробуйте ответить на вопросы:

а) Почему в степях нет древесной растительности?

б) Почему степь зеленеет весной, а летом высыхает?

 Географический диктант.

Безлесная зона, многолетняя мерзлота, хвоя вместо листьев, недостаток влаги, достаточное увлажнение, небольшой рост, азональная зона, отсутствие листьев, мощные корни и луковицы, низкие температуры зимой.

Практическая работа. Вариант 4. Пустыни

  1. Используя карту Атласа «растительный мир России», определите географическое положение растительного сообщества: побережье Северного Ледовитого океана, Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина, Средне-Сибирское плоскогорье, Дальний Восток, Прикаспийская низменность.
  2. Дайте краткую характеристику условий формирования по плану, составив графический конспект урока:

а) климатические условия ( t я и, коэффициент увлажнения);

б) тип растительности (кустарничковый, древесный, травянистый);

в) особенности (наличие или отсутствие годовых колец, многолетняя мерзлота, сильный ветер)

3. Приведите примеры этого растительного сообщества (Атлас, учебник)

4. Попробуйте ответить на вопросы:

а)Как растения приспособились к скудному увлажнению?

б)Почему на саксауле за год может быть несколько годовых колец?

 Географический диктант.

Безлесная зона, многолетняя мерзлота, хвоя вместо листьев, недостаток влаги, достаточное увлажнение, небольшой рост, азональная зона, отсутствие листьев, мощные корни и луковицы, низкие температуры зимой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по географии 8 класс.Тема: Почвенные ресурсы России.

8 класс почвенные ресурсы россии.Конспект урока....

Водные ресурсы, урок географии 10 класс

Урок изучается в разделе "Природные ресурсы" в 10 классе к учебнику географии Гладкий, Николина....

Урок географии 7 класс. Тема урока: Природные условия и ресурсы Австралии

Урок географии 7 класс. Тема урока: Природные условия и ресурсы Австралии...

Урок географии 8 класс по теме "Рельеф России"

Приемы технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо) как средство формирования  универсальных учебных действий на уроках географии...

Конспект урока География, 9 класс, VIII вид, тема: "Россия -крупнейшее государство Евразии"

На этом уроке ,учащиеся закрепляют, обобщают и систематизируют имеющиеся у них знания, используя такой методический приём, как "Корзина".Применяются различные приёмы работы с картой.Учащиеся сами став...

Технологическая карта урока географии 9 класс "Народные промыслы Центральной России"

Тема урока:  Народные промыслы Центральной России.Тип урока:  Открытие нового знания.Цель урока:  Создание условий для формирования целостного представления учащихся о народных промысла...