Реки. Режим и питание рек.
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме

Ветрова Елена Владимировна

Урок  разработан с учетом поурочного планирования. (Урок № 25, Реки. Режим и питание рек, 6  класс) по учебнику: Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. Начальный курс географии.

Данный урок хорошо вписался в планирование, как урок-презентация или урок изучения нового материала. На уроке происходит общее представление темы, создается мотивация к дальнейшей проработке материала.

Построенной мною урок ориентирован не столько на знания, сколько на деятельностный компонент в целом, на мотивацию, желание учиться.

Для проведения урока у меня имелся весь необходимый материал.

Урок состоял из трёх частей, каждая из которых имела своё назначение.

На уроке мною были использованы следующие технологии: тестовые,  информационные, здоровьесберегающие.

Материал урока соответствовал требованиям программы. При изучении нового материала активизировалась мыслительная деятельность учащихся.

Объяснение нового базировалось на помощь класса. Самостоятельной работе учащихся способствовала наглядность, выделение главного, выявление причинно-следственных связей. В урок включена исследовательская деятельность при работе с учебником и разними источниками информации. Прослеживались межпредметные связи: литература, экология.

Продуманная мною структура урока оправдала себя на практике. При выявлении знаний использовались следующие методы опроса: устные, письменные, практические. При опросе все учащиеся включились в работу. На уроке удалось реализовать дидактические принципы доступности, научности, индивидуального подхода к учащимся.

Уделялось внимание усвоению учащимися логических операций: сравнение

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_geografii_v_6_klasse_po_teme.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Ветрова Е.В.  Учебник: Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П.. Начальный курс географии. 6 класс – М.: Дрофа, 2007.  Урок № 25.

Предмет: география

Класс: 6 «Б»

Тема:  Реки. Питание, режим рек.

Тип: урок изучения нового материала.

Оборудование: проектор, компьютер, презентация, физическая карта мира.

Цели урока: сформировать представление о питании реки, её режиме.

Задачи:  научиться давать комплексную характеристику рекам, находить истоки и устья рек, определять источники питания и режим реки;  воспитывать бережное отношение к природе.

Ход урока:

I. Орг.момент:

Фамилия Имя

Закончи предложение

Описание реки

Географический диктант

Итог

Работа с тетрадью. Записать число, классная работа.

II. Систематизация знаний:     

Тестированные технологии. (слайд 8)

Закончи предложение:

1. Место впадения реки в другую реку, озеро, море, океан….. (устье).

2. Углубление, где течёт река…. (русло).

3. Водный поток, текущий в выработанном им углублении….(река).

4. Начало реки…(исток).

5. Главная река со всеми её притоками … (речная система).

Взаимоконтроль по ключу. (слайд 9)

III. Изучение нового материала:

Дома необходимо было найти стихи, в которых давалась бы характерная особенность любой реки. (слайд 10)

Дети зачитывают четверостишие о реке.

Все реки разные. Почему?

Работа в парах. На столах лежат карточки (озеро, ледник, снег, дождь, болото, подземные воды, океан, море). Поднимите те карточки, которые считаете лишними. Объясните причину выбранного варианта.

Какова тема урока? Какой цели должны достичь? Тема: Режим и питание рек. (слайд 11)

Делаем выводы: каковы источники питания рек? Источники питания рек. (Слайд 12-19).

Задания ученикам (по группам): определить основные источники питания следующих рек, объяснить причины.

Здоровьесберегающие технологии. 

На карточках зелёного цвета написаны названия рек.

1 группа: Амазонка.

2 группа:  Енисей.

3 группа:  Амударья

4 группа: Нил.

5 группа: Ангара.

6 группа: Конго.

Индивидуальное задание. Река Бирюса.

Определите тип питания рек.

Понятие режим реки (работа с учебником стр.90-91, доп.литературой) - колебание  уровня воды  в реке в течение  года.

Половодье в стихотворении Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»: слайд 13

...Я раз за дровами

В лодке поехал - их много с реки

К нам половодье весной нагоняет —

Еду, ловлю их. Вода прибывает.

Вижу один островок небольшой —

Зайцы на нем собралися гурьбой.

С каждой минутой вода подбиралась

К бедным зверькам; уж под ними осталось

Меньше аршина земли в ширину,

Меньше сажени в длину.

Тут я подъехал: лопочут ушами,

Сами ни с места; я взял одного,

Прочим скомандовал: прыгайте сами!

Прыгнули зайцы мои, — ничего!

Только уселась команда косая,

Весь островок пропал под водой.

Что же такое половодье?  Работа с учебником стр. 90.

Паводок, межень (Слайды 14). Сообщения учащихся.

Делаем выводы о типах водного режима рек (Слайд 15 )

Стихийные бедствия (слайд 16)

Здоровьесберегающие технологии. 

На карточках зелёного цвета написаны названия рек.  слайд 17.

Учащиеся приводят примеры рек с разными типам водного режима.

От каких причин зависит тип водного режима реки? От рельефа.

Групповая работа

Работа в группах. На доске размещены две картины (горная и равнинная река). Составить рассказ-описание реки используя учебники стр.91-92, доп.литературу, интернет.

Работа рек.

Какую работу производит равнинная река? (Слайд 18)

ИЗЛУЧИНЫ (меандры), изгибы русла реки; возникают в результате действия течений, не совпадающих с направлением основного речного потока, при  которых поверхностные струи направляются к вогнутому берегу, а донные — к выпуклому.

Горная река? (Слайды 19). Примеры.

слайды 19-23.

Здоровьесберегающие технологии

Из предложенных вариантов рек выберите горные и равнинные.

Река может?..... Созидать и разрушать. слайд 24

«Зрелище это завораживает. И не только искрящимися струями воды, мириадами брызг, грохотом и шумом, но больше своей необычностью, первозданностью. Особенно удивительная картина предстаёт в ясный солнечный день, когда переливающаяся разноцветьем, сверкающая водяная пыль относится ветром к ближайшим склонам, образуют радуги. Кажется, скалы, деревья, трава – всё подчинено ритму водной стихии».

- О чем писал в своём дневнике путешественник? (о водопадах)

Водопад – это падение речного потока с уступа сложенного твёрдыми породами (стр.93)

Сообщения учащихся.

 вдп.Виктория, Ниагарский, Мамотова пещера, Большой каньон Колорадо. (слайды 26-28)

Пороги – стр.93 (рис.60) слайд 29

IV. Закрепление изученного материал:

Здоровье сберегающие технологии. слайд 30.

Практическая работа. слайд 31

Дать характеристику реки по плану. Работа по вариантам.

Дайте характеристику реке Енисей (1 в.)  по плану, Амазонка (2 в.).

План описания

Название реки  

Амазонка

1

На каком материке находится

Южная Америка

2

Где берет начало

От слияния двух рек (Мараньон, Укаяли)

3

Каково общее направление течения

На запад

4

Куда впадает

Атлантический океан

5

Характер течения

равнинная

План описания

Название реки

 Енисей

1

На каком материке находится

Евразия

2

Где берет начало

  Западные Саяны

3

Каково общее направление течения

На север

4

Куда впадает

Карское море (Енисейский залив)

5

Характер течения

горная

Проверка в группах по ключу. слайд 32-33

Географический диктант (знание карты) – учитель показывает географические объекты на карте, учащиеся находят и записывают реки в тетрадях.

1. р. Амазонка.

2. вдп. Виктория.

3. р. Нил

4. р. Енисей

5. р. Амур

6. вдп. Ниагарский

Самоконтроль по ключу.  слайд 34.

Использование рек. слайд 35-36.

Экологические проблемы рек? Как решать?  слайд 37.

V. Рефлексия урока:  Подведём итог урока, все ли цели урока были достигнуты? Самостоятельно заполните оценочные листы. Дорисовать смайлик. слайд 40.

VI. Задание на дом:    Составить ребусы по теме «Реки». Индивидуальные задания: Озеро Байкал, Каспийское, Эйр, Баскунчак.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии по теме "Режим и питание рек"

Конспект к уроку географии 6 класс по теме "Режим и питание рек". Автор : Исакова С.В.....

Конспект урока "Реки. Элементы речной долины. Речная система, бассейн реки и водораздел. Питание и уровень реки. Их происхождение, условия залегания и использования. Реки Тульской области".

Цели: Образовательная:·         Продолжить формирование понятия: «Воды суши»; сформировать представление о реке - как  о  виде  «Внутренних вод» ...

Тема: «Реки. Питание и режим рек. Горные и равнинные реки. Пороги и водопады». 6 класс

Географии основыЗаставляют стать поэтом!Не опишешь тусклым словомНашу яркую планету…И.И. Ландо...

Конспект урока по теме "Режим и питание рек" 6 класс

Урок-поэтическая композиция. Необычно и интересно. Урок разработан для 6-х классов по учебному плану 2004 года. я надеюсь будет особенно полезен для начинающих учителей географии....

Презентация к уроку "Режим и питание рек" 6 класс

Презентацию лучше перевести для работы на интеактивной доске...

Режим и питание рек

Разработка урока в стихах по теме " Режим и питание рек" по учебнику Герасимовой Н.П. , Герасимовой Т.П....

Технологическая карта дистанционного урока на тему: Воды суши. Реки на географической карте и в природе: основные части речной системы, характер, питание и режим рек. Озера и их происхождение.

Дистанционный онлайн-урок по географии в 6 классе, в программе Zoom с использованием  материалов урока, размещенного на учебной платформе «Lekta»(с учетом рекомендации СанПиН 30 минут...