Главные вкладки

    Конспект урока по теме "Режим и питание рек" 6 класс
    план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

    Сюльгина Ирина Ивановна

    Урок-поэтическая композиция. Необычно и интересно. Урок разработан для 6-х классов по учебному плану 2004 года. я надеюсь будет особенно полезен для начинающих учителей географии.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_uroka_geografii_6_klass.doc225 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока географии 6 класс

    Тема: Режим и питание рек

    Цели урока:

    1. Познакомить обучающихся с понятиями водный режим реки, питание реки, элементы речной системы, характер течения реки.
    2. Развивать умение определять географическое положение реки.
    3. Осуществлять экологическое воспитание обучающихся.

    Тип урока: комбинированный.

    Вид урока: урок-поэтическая композиция.

    Оборудование: карта полушарий, мультимедийная презентация, картины с изображением рек.

    Ход урока:

    I. Организационный момент

    Здравствуйте, дети!

    Сегодня наш урок – об очень важном на свете.

    Продолжим реки мы изучать.

    Прошу быть внимательным и хорошо отвечать.

    1. Проверка домашнего задания.

    Географический диктант

    Сейчас мы проведём диктант.

    Список слов с цифрами вам уже дан.

    Я вам буду определения читать,

    А вы – цифры ответов писать.

    На доске написаны слова:   1. Бассейн реки

    2. Водораздел

    3. Долина реки

    4. Речная система

    5. Русло

    6. Устье

    7. Исток

    8. Водопад

    9. Пороги

    Учитель читает определения:

    1. Углубление, по которому постоянно река продолжает теченье.
    2. Граница не на век, разделяющая бассейны двух рек.
    3. Место это очень мало, где река берёт начало.
    4. Место – финал, где река впадает в море или океан.
    5. Площадь – та, с которой собирает воду река.
    6. Это нагромождение камней, пересекающих реку, образует на ней…
    7. Реку и её притоки смело назови…
    8. Понижение, но не русло,  от истока и до устья.
    9. Место это очень круто, там река лежит в уступах…

    Ответы: 5; 2; 7; 6; 1; 9; 4; 3; 8

    Посмотрите на ответ:

    А у вас такой, иль нет?

    Если с моим не совпадает

    Значит ваш ответ не тот.

    Опрос по схеме

    Теперь посмотрите на схему реки.

    Здесь цифрами части её нам даны.

    Какой цифрой обозначен исток? (2)

    Какой правый приток (3,4), левый приток? (8)

    Какой цифрой устье намечено? (1)

    Скажите скорее, какой – верхнее течение (7), нижнее течение (6), и среднее (5)?

    Работа по картинкам

    На картину посмотрите

    И скорее  вы решите,

    Где здесь горная река,

    Где равнинная?

    Объясните – почему?

    Может быть я не пойму.

    Работа с атласами

    Работа с атласами вам предстоит,

    По координатам объект определить.

    Нужно его вам назвать,

    На  карте настенной показать: а) 50 с.ш., 620з.д. (водопад Анхель)

     б) 430 с.ш., 800 з.д. (водопад Ниагарский)

    Проверка номенклатуры

    Внимательно на карту посмотрите,

    И крупные реки нам покажите.

    (Амазонка, Миссисипи, Конго, Нил, Ганг, Инд, Янцзы, Хуанхэ, Амур, Лена, Енисей, Обь (Иртыш), Волга, Днепр, Дунай)

    Вы отлично поработали,

    Вот оценки вам за хлопоты.

    II. Изучение нового материала

    Слушайте внимательно

    Объяснение моё,

    Было бы желательно

    Чтобы вы записывали всё.

    Гераклит сказал: «Дважды не войти в один поток» –

    И это правда, вода в реке постоянно течет.

    За год вода меняется 30 раз.

    А питает речку подземный запас.

    А ещё питает дождь, воды снега и льда.

    И характер питания зависит от климата

    Дождём питается Амазонка и Конго.

    Амударья – водами ледниковыми,

    А сразу всем питаются Терек, Волга и Енисей.

    Режим реки.

    От питания реки зависит водный её режим.

    Слово вам это знакомо.

    Что по  вашему это такое?

    Наступает в природе зима, а на реках ледостав.

    Покрывается река льдом, но под ним

    Вода течет своим путём.

    Реки замерзают в разное время,

    Об этом расскажет картосхема.    (Вскрытие и замерзание рек)

    Весной в реки стекает вода

    От растаявшего снега и льда.

    Они переполняются и заливают водой

    Часть речной долины, называемой поймой.    (таблица Строение речной долины)

    А воды в реке подъём

    Всяк половодьем назовёт.

    Летом становится тепло,

    И очень сильно реки мелеют.

    И межень наступает в это время.

    Но тает снег далеко в горах, и летом разливается Амударья.

    Осенью часто идут дожди.

    Подъём воды в реке, т.е. паводок, жди.

    Питание рек Московской области.

    Выбегает ручеёк,

    Звонко песенку поёт,

    А зовётся он рекой,

    Какая у нас течет река? (Скалба приток Учи)

    Чьим притоком является она? (р.Клязьмы)

    (краткие сообщения учащихся о реках Московской области)

    Беседа об использовании рек и их охране.

    У воды нет ни вкуса, ни цвета,

    И запаха тоже нет.

    Но без неё на свете

    Не может жить человек!

    Куда используют воду рек?

    Вы должны мне дать ответ.

    Как с водою поступать,

    Очень важно, дети, знать.

    Игра-схема

    На схеме проставлены номера вопросов и слоги. Отвечая на вопрос, соответствующий слог переписываем рядом с номером вопроса.

    Давайте правильно ответим на вопросы и письмо-загадку мы прочтём всерьёз:

    1. Какое питание имеют реки нашей области? (смешанное)
    2. Что такое половодье? (ежегодно повторяющийся подъём воды)
    3. Что такое паводок? (внезапный подъём воды в реке во время дождей)
    4. Что такое пойма реки?
    5. Как называется самый низкий уровень воды в реке? (межень)
    6. Как называется изменение уровня воды в реке в течение года? (режим реки)

    (дети читают «Бе-ре-ги-те  во-ду».)

    III. Практическая работа

    Определите географическое положение рек: Волги, Нила, Амазонки, а потом,

    Прослушав о них выступления,

    Будет вам легко

    Нанести их на контурную карту

    Без промедленья.

    Прием определения географического положения реки

    План

    Действия, соответствующие пунктам плана

    1. Название

    1. Назвать и показать реку

    1. Географическое положение:

    2. Определить

    а) на метерике

    а) на каком материке и в какой его части находится;

    б) относительно других объектов

    б) положение относительно крупных географических объектов, где начинается, в каком направлении течет, куда впадает, к бассейну какой реки (или озера, моря) относится.

    Волга – материк Евразия, Европейская часть. На Восточно-Европейской равнине. Начинается с Валдайской возвышенности, с родника. Юго-восточное направление. В Каспийской море впадает. Замкнутый бессточный бассейн.        

    Нил  –  материк Африка. Северо-восток материка. Между Ливийской пустыней и Красным морем. При слиянии Белого и Голубого Нила. Течет с юга на север, впадает в Средиземное море. Бассейн Атлантического океана.

    Амазонка – Южная Америка. В северной части материка. Протекает по Амазонской низменности. С гор Анд. С запада на восток. Впадает в Атлантический океан. К бассейну Атлантического океана.

    IV. Закрепление

    Ваши знания нужно закрепить,

    Соответствие между признаками и реками восстановить.

    Ну-ка к доске побыстрее идите,

    Признак прочтите и линию к нужной реке проведите.

    Смешанное питание

    Терек

    Дождевое питание

    Волга

    Не замерзает

    Амур

    Замерзает

    Нил

    А теперь, ребятки,

    Отгадайте-ка загадки

    1. У тебя, краса-река, женское обличье,

    Даже имя у тебя женское, девичье. (Лена)

    1. Бьёшься ты сквозь топи, сквозь тайгу.

    Летом вся блестя, зимой – белея,

    Верная подруга Иртышу,

    Ты течёшь на север смело. (Обь)

    1. Не приметен почти, не широк

    По просторам Валдайского края

    Еле слышно журчит ручеёк,

    К морю Каспию убегая. (Волга)

    V. Итог урока

    Вот и к концу подошел урок,

    Нам подводить пора итог.

    Спасибо за работу, детки,

    А я поставлю вам отметки


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект урока: "Значение овощей в питании человека".

    План-конспект урока по технологии в 6 классе. Тема раздела: "Кулинария ". Тема урока: "Значение овощей в питании человека. Практическая работа. Приготовление блюд из картофеля"...

    План- конспект урока по физической культуре в 5 классе Тема: «Пирамида здорового питания. Способы приготовления пищи»

    Цель: использование педагогических технологий и методических приёмов для демонстрации учащимся значимости их физического и психического здоровья. Задачи: • образовательные - ознакомить учащихся с...

    конспект урока по английскому языку в 3 классе на тему "Продукты питания"

    Данный урок является повторением и закреплением лексики по теме "Food" . урок проходит в форме игры...

    Конспект урока "Значение овощей в питании человека, способы и формы нарезки.Оформление блюд из овощей. Практическая работа:Приготовление салата, винегрета.

    Конспект урока для 5класса по разделу "Кулинария" в современной образовательной технологии модерации.Цель применения данной технологии - эффективное управление классом в процессе урока, максимально по...

    План-конспект урока 6 кл Особенности питания растительного организма. Фотосинтез и его значение в жизни растений.

    План урока разработан к учебнику Сонин Н.И. «Биология. Живой организм» 6 класс. Тип урока: урок комплексного применения знаний с элементами инновационных технологий и дифференцированного под...

    конспект урока Регуляция пищеварения. Гигиена питания

    Разработка урока на основе метапредметного подхода...