Урок географии по теме "Режим и питание рек"
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме

Исакова Светлана Викторовна

Конспект к уроку географии 6 класс по теме "Режим и питание рек". Автор : Исакова С.В..

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rezhim_i_pitanie_rek_2.doc674.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОБУ «Староладожская средняя общеобразовательная школа»

Учителя географии и биологии: Исаковой С.В.

Старая Ладога

 2013г.

Оргмомент

Здравствуйте, садитесь, пожалуйста.

Сегодня, дети!

Урок наш о важном на свете

Продолжим мы реки изучать,

Прошу вас хорошо отвечать.

Проверка домашнего задания

Сейчас мы проводим диктант, проверим домашнее задание и выясним на сколько  вы хорошо подготовились к изучению новой теме.

Список с цифрами вам уже дан,( он на доске)

Я буду определенья читать,

А вы - цифры ответов писать.

  1. бассейн реки        6.устье
  2. водораздел          7.исток
  3. речная долина        8.водопад
  4. речная система        9.пороги
  5. русло

Определения:

  1. Углубление, по которому река постоянно продолжает течение
  2. Граница не на век, разделяющая бассейны двух рек
  3. Место это очень мало, где река берет начало
  4. Место – финал, где река впадает в море или океан
  5. Территория, с которой река собирает воду
  6.  Награмаждение камней, пересекающих реку образует на ней…
  7. Как называется река с ее притоками
  8. Понижение, но не русло, от истока реки и до устья
  9. Место это очень круто, там река летит с уступа

Посмотрите на ответ:

А у вас такой иль нет?

Если с моим не совпадет

Значит ваш ответ не тот

5,2,7,6,1,9,4,3,8

Поднимите руки, кто справился с этим заданием без ошибок. Кто с одной ошибкой ? с двумя…

Теперь посмотрите на схему реки. Здесь цифрами части ее нам даны.

  1. Какой цифрой обозначен исток?2
  2. Какой правый приток? 3,4
  3. Какой левый? 8
  4. Какой цифрой устье намечено ? 1
  5. Скажите скорее какой верхнее течение 7, нижнее 6, среднее 5

Опрос по картине

На картину посмотрите

И скорее вы решите,

Где здесь горная река,

Где равнинная.

Объясните, почему

Может быть и я пойму.

Картина №1

Картина №2

Молодцы! Вы хорошо поработали дома и справились со всеми заданиями. А теперь давайте подведем итог и ответим на вопрос: Что такое река и чем она отличается от других водных объектов?

Изучение нового материала

Сегодня мы продолжаем изучать реки.

Тема нашего урока «Питание и режим реки»

  • Сегодня  на уроке мы должны изучить питание и режим рек
  • Закрепить знания об элементах речной системы
  • Познакомиться с некоторыми реками Ленинградской области
  • Научиться давать хозяйственную оценку рек
  • Совершенствовать навыки работы с картой в процессе выполнения практической работы

Проблемный вопрос:

Ребята, а как вы думаете, для чего необходимо изучать режим и питание рек?

Слушайте внимательно объяснение мое,

Было бы желательно,

Чтоб вы запомнили все.

Мы переходим к первому вопросу – питание рек.

Ребята , а что это такое питание рек? Как вы понимаете?

1.Питание рек

Гераклит сказал: «Дважды не войти в один поток»- и это правда, вода в реке постоянно течет. За год меняется 30 раз. А питает реку подземный запас. А еще питает дождь, снега и льда. И характер питания зависит от климата.

2.Режим рек

От питания реки зависит водный ее режим. Слово это вам знакомо. Что по-вашему это такое? (Распорядок)

Наступает в природе зима, а на реках ледостав. Покрываются реки льдом, а под ним вода течет своим путем. Зимой реки получают только подземное питание.

  1. Зима

     Ледостав

Весной в реки стекает вода

От растаявшего снега и льда.

И воды в реке подъем

Мы половодьем назовем.

Оно наступает ежегодно весной.

  1. Весна

Половодье

Половодье – это ежегодный подъем воды в реке в результате таяния снегов.

Летом становится тепло и очень сильно реки мелеют

Межень наступает в это время.

       С.  Лето

           Межень

А меженью называется самый низкий уровень воды в реке.

Некоторые реки в нашей стране разливаются не весной, а летом.

Летом часто идут дожди,

Подъем в реке, т.е. паводок жди.

  1. Лето

     Паводок

Паводок – это кратковременный подъем воды в реке.

В бассейне реки Амур зимы малоснежные и весной река почти не разливается. Зато  в конце лета, когда там идут  сильные дожди Амур не может уместиться в своих берегах.

Также летом разливаются реки, берущие начало в горах. Под лучами палящего солнца ледники начинают быстро таять. Летом разливается  Амударья.

А сейчас посмотрим на график  режима

реки Волги.

  1. В каком месяце наступает  половодье?
  2. Как вы это определили?
  3. Когда наступает межень?

Молодцы.

От чего зависит количество воды  и время разлива в реках?

3. Реки Волховского района и Ленинградской области

Выбегает ручеек из-под горки меловой

Звонко песенку поет, а зовется он рекой.

Ребята, а какие реку протекают в нашей местности?

(Свирь, Волхов, Сясь, Нева и т.д.)

Послушайте, пожалуйста краткие сообщения о некоторых реках.

  • В какое время года на наших реках наступает половодье? Межень?

Ребята, а когда у наших рек уровень воды поднимается?

(Весной, талый снег)

4.Значание рек

Уводы нет ни вкуса , ни цвета

И запаха тоже нет.

Но без нее на свете

Не может жить человек!

Куда используют воду рек?

Вы должны мне дать ответ.

(орошение полей, промышленность, судоходство, ГЭС, отдых, место обитания животных)

На доске:

Итак, какой вывод мы сделаем о значении рек?

(реки играют огромную роль в жизни человека и всего живого на земле)

Как нам сними поступить очень важно дети знать. Давайте правильно ответим на вопросы письма-загадки и прочтем шифровку.

  1. Какое питание имеют реки нашей области?(смеш)
  2. Что такое половодье? (Ежегодно повторяющийся подъем воды в реке)
  3. Что такое паводок? (Внезапный подъем воды в реке во время дождя)
  4. Как называется самый низкий уровень воды в реке? (Межень)
  5. Как называется изменение уровня воды в реке в течение года?(Режим реки)
  6. От чего зависит питания рек ?(От климата)

Ребята, а что значит беречь реки?

Проблемный вопрос

Ребята, давайте вернемся к вопросу поставленному в начале урока:

Для чего необходимо знать режим и питание рек?

5.Практическая работа

Следующий этап нашего урока – это выполнение практической работы. Вам необходимо дать характеристику реки по плану. 1-в Амазонка, 2-в-Ганг

А потом без промедления мы послушаем о них выступления.

План работы

  1. Название реки
  2. На каком материке протекает
  3. Где берет начало река
  4. Куда впадает
  5. Характер течения (горная или равнинная)
  6. Время разлива реки

6.Закрепление

Ваши знания надо закрепить.

Соответствия между признаками и реками восстановить.

  1. Смешанное питание        А. Терек
  2. Дождевое питание        В. Волга
  3. Не замерзают        С. Амур
  4. Замерзают        Д. Нил

7.Домашнее задание

А теперь домашнее задание. Я предлагаю вам на выбор:

  • «3» & 30 (уметь пересказывать и давать определения всем понятиям о  режиме и питании рек )
  • «4»Составьте по плану описание  реки Сясь
  • «5»Напишите сочинение –рассуждение о значении и использовании рек
  • «5»Разработайте свою программу по охране рек Ленинградской области

  • Вот и к концу пришел урок.
  • Нам подводить пора итог (Подведение итога урока. Что вы сегодня узнали нового? Чему научились?)
  • Спасибо за работу, детки,
  • А я поставлю вам отметки

Загадки

  1. У тебя краса-река, женское обличие,

     даже имя у тебя женское, девичье.

  1. Бьешься ты сквозь топи, сквозь тайгу. Летом вся блестя, зимой белея, верная подруга Иртышу, ты течешь на север смело.
  2. Не примете ни чем, ни широк по просторам Валдайского края еле слышно журчит ручеек, к морю Каспию убегая


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 8 классе раздел "Питание" тема урока "Рациональное приготовление обеда"

Для ребенка с проблемами в развитии важны не столько академические знания и навыки, сколько социальные, культурные, коммуникативные умения, которые он может освоить и использовать, благодаря специальн...

Урок – презентация по теме "Физиология питания"

Урок-презентация для объединенных 5-6 классов по технологии (девочки) по теме  "Физиология питания". Урок изучения и первичного закрепления материала. 5класс "Витамины," 6класс "Минеральные вещес...

Интегрированный урок (география и физическая культура) Тема урока: Чемпионат мира по футболу. География городов

Чемпионат мира по футболу - величайшее спортивное соревнование современности, собирающее на стадионах и у телеэкранов миллионы и миллиарды зрителей. Россия впервые в своей истории стала страной-хозяйк...

Урок по СБО: Основные продукты питания

Конспект проведения открытого урока по СБО в 6а классе на тему: «Основные продукты питания»....

Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.

В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...

Урок географии в 6 классе по теме: " Питание и режим рек"

Разработка комбинированного урока в 6 классе к учебнику В. П. Дронов, Л. Е. Савельевой....

Конспект урока география 8 класс "Воды суши. Закономерности их питания и режима"

Конспект урока география 8 класс "Воды суши. Закономерности их питания и режима"...