Урок в 8 классе раздел "Питание" тема урока "Рациональное приготовление обеда"
план-конспект урока (8 класс) по теме

Для ребенка с проблемами в развитии важны не столько академические знания и навыки, сколько социальные, культурные, коммуникативные умения, которые он может освоить и использовать, благодаря специально организованному обучению.
Данная разработка «Рациональное приготовление обеда: первое на мясном бульоне, второе с использованием мяса из бульона», поможет в работе учителям социально-бытовой ориентировки при изучении темы «Питание» в 8 классе специальной коррекционной школы VIII вида.
Материал успешно применяется в работе педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл scenariy_uroka.docx532.23 КБ
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx13.47 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Питание                                                                                                8 класс

Тема урока: Рациональное  приготовление обеда:

первое на мясном бульоне, второе с использованием  мяса из бульона.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: Учить  детей рационально использовать продукты. Познакомить с технологией приготовления обеда, используя мясо из бульона для начинки фаршированных блинов.

Задачи:

Образовательная (информационная): сообщение сведений о режиме тепловой обработки продуктов; научить пассировать овощи.

Коррекционно–развивающая: развитие мелкой моторики рук при работе ножом и тёркой.

Воспитательная: формирование интереса к предмету, умений и навыков в приготовлении блюд, соблюдая ТБ при работе на кухне.

Оборудование:

ножи, разделочные доски, кастрюля, сковорода, миксер, миска, тёрка, столовая посуда.

Инструкционные карты «Приготовление борща на мясном бульоне» Инструкционные карты «Приготовление  фаршированных блинчиков, фаршированных мясом»

 Н. Шейко «Экономная хозяйка» серия «Хозяюшка»

Необходимые продукты:

Окорочка, овощи для приготовления борща, мука, яйца, молоко, рис, масло сливочное, сметана.

Словарь:

Рациональное приготовление

Пассировка

Тепловая обработка продуктов

Ход урока:

I Организационный момент.

II Повторение  правил ТБ при работе с острыми и режущими  предметами.

III Объяснение нового материала

         Учитель - Не секрет, что большая часть семейного бюджета тратится на питание.  О том, что на питании можно экономить, мы с вами уже говорили. Еда должна быть простой, полноценной и вкусной.  Всему этому отвечает традиционный русский стол. Рецепты блюд русской кухни не только просты в приготовлении, но и экономичны.  О каком человеке говорят: «Мало каши ел»? Каша проста в приготовлении, если соблюдать  правила, которым мы научились ещё в шестом классе. Что это за правила?

- Ответы детей

/-Соблюдай меры соотношения крупы и жидкости.

-Помни, что манную кашу при варке нужно непрерывно помешивать.

-Гречневую крупу сначала варят на сильном огне, а доваривают на слабом при плотно закрытой крышке.

-«Кашу маслом не испортишь»/

Учитель: - Каши придают человеку силы для работы и энергию на весь день, поэтому каши подают к столу на завтрак. Мы сегодня будем готовить обед.  Я научу вас, как приготовить из одной порции мяса первое и второе блюдо.

         Борщ- суп со свеклой и другими овощами. /С.И. Ожегов, Словарь русского языка/

Овощи для борща (лук, морковь, свеклу),  перед тем, как положить в бульон, мягко обжаривают в небольшом  количестве масла. Этот прием в кулинарии называется пассировка. Так лучше  сохраняются витамины, и борщ приобретает аппетитный вид.

С правилами приготовления бульона мы знакомились на прошлом уроке. Давайте проверим ваши знания.

IV. Активизация знаний учащихся

Работа  у доски  «Отметь правильный ответ»

Для варки мясного бульона используют  -       воду, сироп,  молоко.

Пену, появляющуюся при кипении мяса – удаляют, оставляют.

Бульон солят -  в начале варки,  в конце варки.

Готовность мяса в бульоне проверяют - по внешнему виду, по вкусу, по времени.

Готовый бульон перед заправкой  – процеживают, остужают, разбавляют водой.

Последовательность приготовления борща - в инструкционной карте «Приготовление борща на мясном бульоне»( Приложение1)

        Второе блюдо - блинчики, фаршированные мясом из бульона. Приготовить тесто для блинов и выпечь их  мы учились с вами в начале этого года. Инструкционные карты «Приготовление   блинчиков, фаршированных мясом» ( приложение 2) помогут, если что-то забыли.

Деление детей на бригады

Задание 1- ой бригаде: приготовление куриного бульона,  чистка овощей для борща, пассировка овощей. Приготовление борща на мясном бульоне.

Задание 2- ой бригаде: выпечка блинов, фаршировка их отварным мясом с рисом.

Дежурные: сервировка стола к обеду.

V. Практическая работа.

Контроль и помощь в процессе работы.

VI Оценка  знаний и умений каждой бригады.

Учитель: обед готов, бригады трудились без замечаний и нарушений ТБ, в конце урока бригадиры, не забудьте положить мне на стол отчет о практической работе (Приложение3)

Дежурные накрыли стол к обеду, давайте освежим в памяти наши знания о сервировке стола и этикете.

Этикет — это совокупность исторически сложившихся правил поведения человека в обществе.

Правила этикета предусматривают, в частности, умение держать себя за столом, правильно пользоваться столовыми приборами и т. п., умение, которым в одинаковой степени должны обладать и хозяева, и гости.

         «Эстетика еды» тесно связана с красотой сервировки стола. Посуда и сервировка воспитывает эстетический вкус человека.

В основе правил поведения за столом лежит соблюдение эстетических норм, удобство и целесообразность. Так, не рекомендуется сидеть слишком далеко от края стола или слишком близко и класть локти на стол. Этим вы можете стеснить соседа. На стуле следует сидеть прямо, не нагибаясь над тарелкой.

Во время еды необходимо следить за собой, соблюдая сложившиеся правила.

Неэстетичная манера есть вызывает раздражение у окружающих.

Тонкости этикета:  как правильно есть блины (Приложение 4)

VII Обед.

VIII Итог  урока.

Учитель: до конца урока осталось несколько минут, я хочу услышать  от вас что нового вы узнали, чему научились.

Ответы детей:

Учитель: Я надеюсь, что полученные сегодня знания и умения вам пригодятся, запишите домашнее задание.

IX Домашнее  задание: Вместе с воспитателем сходить на экскурсию в магазин с целью выяснения цен на продукты, указанные в таблице. Заполнить  2-ую колонку в таблице стоимости продуктов ( Приложение 5)

«Приготовление борща на мясном бульоне»        ( Приложение1)

Ингредиенты

1 кг мяса или курицы

500 г картофеля

300 г свежей капусты

1  свекла

1 морковь

1-2 гол.  лука

3 ст.л. томатной пасты

2-3 зубчика чеснока

2-3 лавровых листа

соль

перец

растительное масло

зелень по вкусу

Рецепт приготовления

  1. Мясо залить водой, варить до готовности.
  2. Овощи помыть, почистить, помыть.

 3. Лук мелко покрошить.

 4. Морковь натереть на средней терке.

 5. Капусту нашинковать тонкой соломкой.

 6. Свеклу нарезать тонкой соломкой, обжарить.

 7.На растительном масле пасировать лук,  добавить морковь.

 8. Добавить  томатную пасту (если паста густая, добавить немного воды), тушить 5-7 минут.

9. Картофель нарезать кубиками или брусочками.

10. В кипящий бульон добавить картофель, посолить.

11. Когда бульон закипит, добавить капусту. Варить на небольшом огне 5 минут.

12. Добавить свеклу, варить еще около 10 минут.

13. Добавить лук и морковь.

14. Следом добавить лавровый лист. Если необходимо, посолить, поперчить.

15. Добавить измельчённый чеснок .

16.Убрать с огня, дать настояться 15-20 минут.

17. Готовый борщ разлить по тарелкам, добавить сметану и посыпать зеленью.

ПРИЯТНОГО  АППЕТИТА!

«Блины, фаршированные мясом и рисом » ( приложение 2) 

Ингредиенты:

 3 яйца,

 300 г муки,

 1/2 литра молока,

 1 луковица,

 50 г подсолнечного масла,

 300 г мясного фарша ,

 50 г риса,

 2 ст. ложки сметаны,

 3-4 перышка зеленого лука,

 соль.

Приготовление:

  1. Заводим блинное тесто: яйца смешать с молоком, добавить муку, соль, масло. Хорошо взбить миксером.
  2. Испечь блины на сковороде, смазывая её с подсолнечным маслом.
  3. Отварное мясо вытащить из бульона, пропустить через мясорубку.
  4. Лук мелко нашинковать и обжарить на сковороде с фаршем до готовности.
  5. Посолить, поперчить по вкусу.
  6. Рис отварить, добавить в фарш.
  7. Нафаршировать каждый блин:

- положить начинку на край блина,

- обернуть начинку краем блина дважды,

- завернуть боковые стороны блина внутрь (конвертиком),

-свернуть трубочкой, обжарить на сливочном масле.

8.Подавать горячими со сметаной и зеленым луком.

Приятного аппетита!

Отчет о практической работе  (приложение 3)

Дата ______________    

   

Список учащихся

Наличие фартука, колпака, косынки

Соблюдение правил ТБ

Порядок на рабочем месте

Качество выполнения работы

Соблюдение инструкций

дисциплина

1

2

3

4

5

Бригадир__________________

Тонкости этикета:  как правильно есть блины (Приложение 4)

По русской традиции

 Древняя русская пословица гласит:

 «Блин – не стог, на вилы не наколешь».

В старину каждый кругляш считался

 обрядовым кушаньем,

 символом солнца, наступления весны

 и надежды на сытную жизнь.

«Солнышко» просто грех было жестоко

 резать ножом и нанизывать на вилку.

Блин полагалось брать руками, макать его в понравившуюся начинку или заворачивать в него кусочки рыбки и смачно откусывать.

Дома ты можешь запросто следовать народным традициям и, не стесняясь, вымазать свои ручки в жире. Складывай блинчики в конвертики или скручивай их в рулетики  и наслаждайся вкуснятиной.

Если угощения с творогом, мясом или другими начинками, дома также можно есть их  руками.

Главное перед трапезой – запастись салфетками, чтобы потом было чем вытереть жир.

Но…

 Блинчики мы едим не только дома, но и в гостях, на обеде в столовой.

В официальной обстановке стоит напрочь забыть народные привычки и вспомнить о том, как правильно пользоваться ножом и вилкой. Взяв нож в правую руку, а вилку в левую, придерживая вилкой край блина, отрезать от трубочки или конвертика небольшой ломтик и отправить его в рот.

Если угощение красуется общей стопочкой на столе, одним зубцом вилки надо суметь зацепить край верхнего солнечного кругляша и, вращая столовый прибор от себя, свернуть блин в трубочку.

В таком виде перенеси угощение на свою тарелку, и лишь после этого начинай резать его на ломтики.

                                                                  http://supercook.ru/za-28.html

Таблица стоимости продуктов (приложение 5)

1

2

3

Название

продукта

Стоимость за кг

Вес или штука, используемые  на

приготовление блюда

Окорочка

Молоко

Сметана

Масло сливочное

Масло подсолнечное

Рис

Яйцо

Мука

Картофель

Морковь

Капуста

Свекла

Томатная паста

Лук



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Для  ребенка с проблемами в развитии важны не столько академические знания и навыки, сколько социальные, культурные, коммуникативные умения, которые он может освоить и использовать, благодаря специально организованному обучению.

Данная разработка «Рациональное приготовление обеда: первое на мясном бульоне, второе с использованием мяса из бульона», поможет в работе учителям социально-бытовой ориентировки при изучении темы «Питание» в 8 классе специальной коррекционной школы VIII вида.

Материал успешно применяется в работе педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приготовление обеда в походных условиях.

Ознакомить учащихся со съедобными декоративными травами, с правилами выбора места отдыха с природными источниками воды; научить обеззараживать воду в походных условиях и приготавливать салат из ...

урок учебной практики ПМ 06 "Приготовление и оформление холодных блюд и закусок" на тему "Приготовление и оформление салатов из вареных овощей"

Методическая разработка урока представляет собой подробное описание проведения урока в рамках учебной практики....

Урок СБО в 7 классе "Сервировка стола к обеду"

Правила сервировки стола, история их появления, складывание салфеток....

Рациональное приготовление обеда: второе с использованием мяса из бульона

Конспект урока развитие речи для учащихся с умеренной умственной отсталостью....

Урок на тему:Сервировка стола к обеду. 6кл

На уроке применены технологии групповой работы, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, технологии контроля учебной деятельности.На уроке были использованы различные приёмы активизации вни...

«Приготовление обеда. Сервировка стола к обеду"

План- конспект урока  технологии для 6 класса, ФГОС. Приложение: Презентация. Презентация разделена на 3 части. Для использования соедините части....