урок учебной практики ПМ 06 "Приготовление и оформление холодных блюд и закусок" на тему "Приготовление и оформление салатов из вареных овощей"
учебно-методический материал по теме

Деменкова Евгения Николаевна

Методическая разработка урока представляет собой подробное описание проведения урока в рамках учебной практики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx67.02 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ

БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

«ПОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ № 7»

ПЛАН – КОНСПЕКТ

ОТКРЫТОГО УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

ПМ № 06

«Приготовление и оформление холодных блюд и закусок»

Приготовление  и оформление салатов из вареных овощей

                                               Выполнил:

                                                                                          мастер производственного обучения

                                                                                  Деменкова Евгения Николаевна

Тымовское

2013

ПМ.06. Приготовление и оформление холодных блюд и закусок.

Раздел 1 ПМ. 06. Приготовление бутербродов и гастрономических продуктов порциями, салатов из сырых  и вареных овощей, винегретов.

Тема урока: Приготовление  и оформление салатов из вареных овощей

Цель урока:

Обучающая: закрепить знания по  предметам общепрофессионального цикла и междисциплинарного курса, сформировать профессиональные компетенции при приготовлении и  оформлении салатов из вареных овощей.

Развивающая: развивать способности к анализу и обобщению, самоконтролю, самооценке; анализировать учебно – производственные работы с целью достижения лучших результатов, уметь применять полученные  знания на практике.

Воспитывающая: формировать культуру отношений в процессе учебного труда, эстетический навык оформления блюд, воспитание бережливости и аккуратности при выполнении работ.

Связь с ОП и МДК: 

ОП.01. Основы микробиологии, санитарии и гигиены;

ОП 02. Физиология питания с основами товароведения,

ОП 03. Техническое оснащение и организация рабочего места,

ОП.04. экономические и правовые основы производственной деятельности,

МДК 06. 01. Технология приготовления и оформления холодных блюд и закусок.

Тип урока: Практическое занятие учебной практики.

Вид урока: Урок – практикум (самостоятельная работа обучающихся).

Материально-техническое оснащение урока:

Посуда, инвентарь, оборудование: доски разделочные ОВ и ОС, ножи поварские ОВ и ОС, миски, кастрюли, ложки, вилки, посуда для подачи, электроплиты, электронные весы, производственные столы, моечные ванны.

Сырье: картофель, свекла, морковь, соленые огурцы, репчатый лук, соль, перец, масло растительное, майонез, зеленый горошек, капуста квашеная или свежая, яйцо.

Ход урока

Организационный момент: (1-2 мин.)

Приветствие:

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Евгения Николаевна. Мне очень приятно видеть вас и я надеюсь, что эффект урока будет зависеть от нашего взаимопонимания и слаженной работы и достигнет желаемых результатов.

Вводный инструктаж: (40 мин)

Сообщение темы и цели урока: (слайд №1, №2)

Обратите внимание на доску. Вашему вниманию представлены названия блюд и первая наша задача исключить только те блюда, которые готовятся из сырых овощей. Итак, посмотрим что у нас получилось. (На доске остались блюда, которые готовят из вареных овощей).

Следовательно, тема нашего урока – «Приготовление и оформление  салатов из вареных овощей»

Цель - закрепить знания по  предметам общепрофессионального цикла и междисциплинарного курса, сформировать профессиональные компетенции при приготовлении и  оформлении салатов из вареных овощей

Сегодня у нас урок пройдет в необычной форме. Мы будем соревноваться за звание  лучший повар группы. Победители сегодняшнего мероприятия заработают  деньги на открытие собственного бизнеса и получат звание «Лучший повар».. Денежки вы будете зарабатывать на протяжении всего урока:  за устные ответы, за приготовление и оформление салатов из ……. Но за различные нарушения  будет накладываться  штраф. Таким образом оценить себя по достоинству на сегодняшнем уроке сможет каждый.  Кто больше всех заработает сегодня денег, тот и становиться победителем.  

Актуализация опорных знаний:

А теперь, давайте «встряхнем ваш багаж знаний»

  1. Что же такое салаты? (слайд №3)

(Холодное блюдо или закуска из мелко нарезанных овощей с добавлением яиц, мяса или рыбы, фруктов. Салаты – блюда, которые можно употреблять каждый день и готовить круглый год, используя различные овощи. Это источник витаминов, минеральных солей и органических кислот. Хорошо оформленный салат возбуждает аппетит и приносит эстетическое наслаждение. )

  1. Из каких последовательных операций складывается процесс приготовления салатов из вареных овощей? 

(Первичная обработка продуктов, варка   продуктов, нарезка овощей и нарезка украшений, заправка, оформление и подача салата).

  1. Какими формами нарезки вы будете нарезать овощи для приготовления салатов? (Мелкий или средний кубик, соломка)
  2. Что используют в качестве заправок?

(Холодные соусы, сметана, растительное масло, салатные заправки)

  1. Когда следует заправлять салаты и почему?

(Желательно перед подачей, так как ухудшается внешний вид и вкусовые качества).

  1. Почему приготовление салатов из вареных овощей должно проводится в строгом соответствии с санитарными правилами?

(Т. к. они не подвергаются тепловой обработке).

7.   Какова температура подачи салатов?

(10-120С)

  1. Каковы сроки хранения салатов?

(не заправленные при Т 4-80С, заправленные – 1 час)

Объяснение нового материала:

В мире существует множество салатов. Но мы с вами рассмотрим приготовление салата «Оливье» и винегрета овощного (слайд № 4, № 5)

Для приготовления данных салатов нам понадобится необходимый инвентарь, посуда и оборудование:  (слайд № 6, №7, № 8)

  • доски разделочные ОВ и ОС,
  • ножи поварские ОВ и ОС,
  • миски, кастрюли, ложки, вилки,
  • посуда для подачи,
  • электроплиты, электронные весы, производственные столы, моечные ванны.

Но прежде чем мы с вами приступим к приготовлению данных салатов, давайте вспомним правила по технике безопасности, санитарии: (слайд №9, №10)

1. Подготовка к работе

— оставлять верхнюю одежду, головные уборы в гардеробной;

— ногти должны быть коротко острижены, без лака;

— перед началом работы надеть чистую санитарную одежду, обувь;

— подбирать волосы под колпак или косынку;

— перед началом работы тщательно вымыть руки с мылом, после чего, вытереть насухо индивидуальным полотенцем;

В течение рабочего дня, мытье рук с мылом повторяют:

— после каждой производственной операции;

— в случае если работник что-либо поднимал с пола;

— после посещения туалета;

— санитарную одежду менять по мере загрязнения;

— бак для пищевых отходов должен освобождаться через каждые 1-1,5часа по мере наполнения.

Во время работы запрещается:

— выходить из лабораторного кабинета или столовой в санитарной одежде.

4. Завершение работы:

— участники рабочего процесса убирают рабочие места, лабораторный кабинет.

Инструктаж по технике безопасности при работе с ножом

1. при работе с ножом соблюдать осторожность;

2. правильно держать руку при обработке, нарезке продуктов;

3 переносить, передавать нож с перевязанным лезвием к себе, ручкой к передаваемому;

4 при остановке работы с ножом убирать его в специальную ячейку для ножей;

5 о любом несчастном случае немедленно сообщить мастеру производственного обучения.

Инструктаж по технике безопасности при работе с кухонной электроплитой

1.Перед началом работы

— проверить наличие и цельность ручек, переключатель электроплиты;

— проверить наличие и исправность заземления (надежность подсоединения к корпусу);

— включить конфорочную плиту;

2. Во время работы:

2.1. максимально заполнять посудой рабочую поверхность электроплит, своевременно включить секции электроплиты и переключать их на меньшую мощность;

2.2. не допускать включения конфорок на максимальную мощность и среднюю мощность без загрузки;

3. Требования безопасности в аварийном случае

3.1. при обнаружении неисправностей в работе кухонной плиты, а также нарушение защитного заземления её корпуса, работу прекратить и отключить кухонную электроплиту, немедленно сообщить мастеру производственного обучения;

3.2. до устранения замеченных неполадок припустить к работе не рекомендуется;

3.3. самому не разрешается производить какой-либо ремонт оборудования или устранять неисправность;

4.Требование безопасности по окончанию работы:

4.1. выключить кухонную электроплиту и после её остывание вымыть горячей водой.

И первым блюдом которое мы будем готовить, будет салат «Оливье». Для данного салата берем уже подготовленные овощи и нарезаем кубиком. (Мастер производственного обучения демонстрирует показ трудовых приемов с объяснениями, а затем обучающиеся выполняют задание, слайд №11).

Сообщение из истории салата «Оливье».

Салат «Оливье» изобрел в 60-е годы XIX века повар-француз Люсьен Оливье– владелец трактира «Эрмитаж», который в те времена находился на Трубной площади. По всем статьям это был не трактир, а самый высокоразрядный парижский ресторан. Главной достопримечательностью эрмитажной кухни сразу же стал салат «Оливье».

Первоначально француз изобрел для своего ресторана вовсе не салат, а блюдо под названием «Майонез из дичи». Сие чудо состояло из выложенных по периметру, чёрной икры, отварного филе куропатки и рябчика, языка, куриного желе и свежих огурцов. В середине блюда помещалась горка картофеля с перепелиными яйцами.

Вскоре Оливье увидел, что многие русские невежи поданный на стол «Майонез из дичи» сразу перемешивают ложкой как кашу, разрушая тщательно продуманный дизайн, затем раскладывают по своим тарелкам и с удовольствием едят эту смесь. От увиденного он пришел в ужас. Но на следующий день изобретательный француз в знак презрения демонстративно смешал все компоненты, обильно полив их майонезом. В творческом учете русского вкуса Люсьен Оливье оказался прав – успех нового блюда был грандиозен! 
            Салат стал главной приманкой для посетителей. Его рецепт был тайной, которую Оливье унес с собой в могилу. Но, после недолгого забвения, рецепт был восстановлен по памяти одного из гурманов – завсегдатаев ресторации. 
Основная тайна изумительного вкуса салата заключалась в небольшом количестве неких приправ, которые Оливье лично в тайной комнате вводил в свой 
майонез.

Затем смешиваем все ингредиенты, заправляем майонезом, выкладываем в салатник горкой, оформляем и подаем. (Мастер производственного обучения демонстрирует показ трудовых приемов с объяснениями, а затем обучающиеся выполняют задание, слайд №12).

Следующее блюдо, которое мы будем готовить – это винегрет овощной. Для винегрета также аналогично нарезаем подготовленные овощи кубиком, свеклу отдельно заправляем растительным маслом. (Мастер производственного обучения демонстрирует показ трудовых приемов с объяснениями, а затем обучающиеся выполняют задание. Разбирают типичные ошибки, обращают внимание на охрану труда).  (слайд №13)

О винегрете

Винегрет – одно из любимых наших блюд и не уступающее по популярности знаменитому салату « Оливье ». Это холодное овощное блюдо, подаваемое на закуску и принятое в русской кухне. С середины 19 века так стали называть в России салаты из отварных овощей, сдобренные уксусом. Утверждают, что название « винегрет» появилось в царствование Александра 1.

Работавший в дворцовой кухне знаменитый французский повар Антуан Карем, наблюдая за работой русских поваров, заинтересовался приготовлением неизвестного ему салата. Увидев, что готовое блюдо повара поливают уксусом, Карем, указывая на него, спросил: «Винегр?», что по-французски означает уксус. Поварам показалось, что он произнес название блюда, и они согласно закивали головами: «Винегрет, винегрет..» Так в царском меню появилось новое название блюда.

  Винегрет – это смесь всячины. Поэтому разновидностей приготовления винегрета очень много. Приготавливают с мясом, отварной рыбой, селедкой, с грибами, с фасолью, жареным мясом, квашеной капустой, со сметаной и т.д.

Затем смешиваем все ингредиенты, заправляем растительным маслом, выкладываем в салатник горкой, оформляем и подаем. (Мастер производственного обучения демонстрирует показ трудовых приемов с объяснениями, а затем обучающиеся выполняют задание. Разбирают типичные ошибки, обращают внимание на охрану труда) (слайд №14)

           Выдача  обучающимся задания на урок учебной практики:

1. Приготовить салат «Мясной»;

2. Приготовить салат «Столичный»;

3. Приготовить  Винегрет с сельдью;

4. Приготовить салат картофельный с соленой рыбой

           Мастер п/о сообщает обучающимся о норме времени на практическое занятие, напоминает о правилах охраны труда, критериях оценки (в соответствии с картой обхода) (Приложение № 1, № 2). (слайд № 15)

Подведение итогов вводного инструктажа.

 

Текущий инструктаж: (5 часов)

Распределение обучающихся по рабочим местам.

Деятельность обучающихся

Деятельность мастера

1. Организация рабочего места

1. Обход с целью проверки правильности организации рабочего места

2. Подготовка продуктов и их взвешивание

2. Наблюдение за деятельностью обучающихся

3.Первичная обработка продуктов, их варка, охлаждение

3. Обход с целью контроля правильности выполнения трудовых приемов и операций. При необходимости индивидуальное инструктирование и показ.

4. Нарезка продуктов для салатов

4. Обход с целью контроля соблюдения правил по техники безопасности. Наблюдение за деятельностью обучающихся. При необходимости индивидуальное инструктирование и показ.

5.Соединение ингредиентов. Заправка салатов  

5. Обход с целью контроля правильности выполнения трудовых приемов и операций. Обход с целью контроля соблюдения правил по санитарии и гигиене. При необходимости индивидуальное инструктирование и показ.

6. Оформление салатов

6. Обход с целью оказания практической помощи по оформлению салатов. Наблюдение за деятельностью обучающихся.

7. Подача салатов

7 Принятие работ. Бракераж готовых салатов. Оценка качества.

           Заключительный инструктаж

1. Подведение итогов за день.

2. Демонстрация лучших изделий.

3. Разбор ошибок, допущенных во время работы, а также способы их устранения

4. Сообщение оценок за выполнение работы.

5. Дегустация изделий.

6. Уборка рабочих мест и лаборатории

Домашнее задание: самостоятельно приготовить салат – коктейль с ветчиной и сыром. Технология приготовления представлена в инструкционно- технологических картах. (слайд № 16) (Приложение № 3)

Мастер производственного обучения отмечает работу каждого обучающегося и группы в целом. Объявляет обучающегося, который заслужил звание «Лучший повар»

Рефлексия:  Техника «рефлексивный спектр».

На доске рисуется мишень, которая делится на сектора. В каждом из секторов записываются параметры  рефлексии состоявшейся деятельности. Участник вкладывает смайлики  в «кармашки» сектора:

  • Активно;
  • Было интересно;
  • Было понятно;
  • Узнал новое.

Затем мастер п/о проводит краткий анализ деятельности обучающихся на уроке учебной практики (производственного обучения).

Приложение 1

Карта обхода рабочих мест

№ п/п

Ф. И. О.

Виды обхода

1

2

3

4

5

6

7

8

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

1 – Организация рабочих мест.

2 – Первичная обработка продуктов.

3 – Нарезка продуктов

4 – Соединение ингредиентов, заправка

5 – Оформление салатов

6 - Соблюдение правил санитарии и гигиены.

7 – Соблюдение требований охраны труда.

8 – Норма времени


Приложение 2

Тест качества и производительности труда

Профессия

260807 «Повар, кондитер»

Специальность

Повар, кондитер

Задание

Приготовить: салат – коктейль с ветчиной и сыром

Учебные элементы программы

Подготовка продуктов, нарезка продуктов соломкой, выкладывание в креманки, оформление и подача.

Норма времени 5ч 00мин

Условия выполнения

Учебный кулинарный цех

Эталонные требования к качеству

1

Цвет: соответствует продуктам входящих в состав салата

5

Вкус: соответствует продуктам входящих в состав салата, в меру соленый

2

Внешний вид: эстетически оформлен, зелень свежая, не вялая

6

Выполнение нормы времени: 5 ч. 00 мин.

3

Консистенция: продуктов упругая, не разваленная

7

Соблюдение охраны труда, техники безопасности и правил санитарии и гигиены

4

Запах: соответствует продуктам входящих в состав салата

Критерии оценки качества и производительности труда

Показатель оценки

Оценка в баллах

«5»

«4»

«3»

1

Цвет

соответствует продуктам входящих в состав салата

соответствует продуктам входящих в состав салата

соответствует продуктам входящих в состав салата

2

Внешний вид

эстетически оформлен, зелень свежая, не вялая

эстетически оформлен, зелень свежая, не вялая

эстетически оформлен, зелень свежая, не вялая

3

Консистенция

продуктов упругая, не разваленная

Продукты слегка не сохранили форму

продукты форму нарезки не сохранили

4

Запах

соответствует продуктам входящих в состав салата

Без изменений

Имеет посторонний запах

5

Вкус

соответствует продуктам входящих в состав салата, в меру соленый

  Без изменения

Пересолен

6

Выполнение нормы времени

5 ч. 00 мин.

5 ч. 30 мин.

5 ч. 40 мин.

7

Организация рабочего места, Т.Б., санитария и гигиена

Без нарушений

Без изменений

Мелкие нарушения требований охраны труда.

Сумма баллов :  35-32 баллов – «отлично»,    31-27  баллов – «хорошо»,   26-21 баллов – «удовлетворительно»


                                           Инструкционно-технологическая карта                                                Приложение 3

Тема: приготовление и оформление  холодных блюд и закусок

Тема урока: приготовление и оформление салатов из вареных овощей.

Приготовить: Салат – коктейль с ветчиной и сыром

Посуда, инвентарь: миска, кастрюли. разделочные доски, поварские ножи, посуда для подачи.

Технология приготовления

Очищенные от кожицы огурцы, сыр и ветчину нарезают соломкой, укладывают в фужер или креманку слоями, поливают майонезом со сметаной. Перед отпуском украшают сладким перцем, яйцами, зеленью.

Ход работы

  1. подготовка продуктов
  2. нарезка продуктов соломкой
  3. укладывание в фужеры или креманки
  4. заправка салата
  5. оформление
  6. подача
  7. уборка рабочего места

Продукты

Бруто

Нетто

Сыр

44

40

Ветчина

40

40

Огурцы

50

45

Сметана

20

20

Яйцо

20

20

Майонез

30

30

Перец сладкий маринов.

20

20

Петрушка зелень

6

6

Требования к качеству

Продукты  нарезаны аккуратно, равномерно. Консистенция  овощей упругая. Вкус соответствует продуктам входящих в состав салата, в меру соленый.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока учебной практики «Приготовление и подача блюд из овощей запеченных» Тема урока «Кабачки фаршированные овощами и рисом».

Методическая разработка предназначена для проведения уроков учебной практики( длительность - 360 минут (6часов))  по теме «Технология приготовления и подачи блюд из овощей запеченных» по професси...

План урока учебной практики по профессии "Повар, кондитер" ПМ.01 «Приготовление блюд и гарниров из овощей и грибов» Тема урока: «Приготовление полуфабрикатов и блюд из жареных овощей, бракераж готовых блюд, виды подачи»

Методическая разработка урока учебной практики по теме: "Приготовление полуфабрикатов и блюд из жареных овощей, бракераж готовых блюд , виды подачи" разработана по профессии 19.01.17 "Повар, кондитер"...

Методические рекомендации для выполнения самостоятельных внеаудиторных работ МДК.06.01 Технология приготовления и оформления холодных блюд и закусок Профессия: 19.01.17 Повар, кондитер

Рекомендации для выполнения самостоятельных внеаудиторных работПрофессия  19.01.17 Повар, кондитер разработаны в соответствии с содержанием рабочей программы  профессионального модуля П...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для выполнения лабораторно-практических занятий по МДК.06.01 Технология приготовления и оформления холодных блюд и закусок Специальность (профессия): 19.01.17 Повар, кондитер

Выполнение студентами лабораторно-практических занятий по МДК.06.01 Технология приготовления и оформления холодных блюд и закусок служит для закрепления теоретических знаний, полученных при изучении р...

Методическая разработка урока учебной практики По ПМ.03 Приготовление, оформление и подготовка к реализации холодных блюд, кулинарных изделий, закусок разнообразного ассортимента по теме: «Приготовление сложных горячих закусок». Профессия: 43.01.09 Повар,

Методическая разработка урока учебной практикиПо ПМ.03 Приготовление, оформление и подготовка к реализации холодных блюд, кулинарных изделий, закусок разнообразного ассортиментапо теме: «Пригото...

Данная методическая разработка предназначена для проведения занятия учебной практики в соответствии с программой профессионального модуля ПМ.02 Приготовление и оформление и подготовка к реализации горячих блюд, кулинарных изделий, закусок разнообразного а

Учебная практика направлена на формирование у обучающихся умений, приобретение первоначального практического опыта и реализуется в рамках профессиональных модулей ППКРС СПО по основным видам профессио...