Программа курса "География с основами краеведения"
рабочая программа по географии (6 класс) по теме

Программа позволяет:

-      формировать у учащихся представление о качественном своеобразии своей местности, его природной, историко-культурной, хозяйственной целостности, подчиненности общим законам развития природы, хозяйства, специфики их местного проявления;

-      формировать географическую культуру как составную часть общечеловеческой, что позволит воспитать новое поколение природопользователей, сориентированное на сохранение природы, поддержание экологического равновесия, улучшение способов ведения хозяйства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_kraeved..docx25.1 КБ

Предварительный просмотр:

Программа курса 

“География с основами краеведения” VI класс

Пояснительная записка

Новые задачи, поставленные сегодня перед школьным образованием, значительно расширяют сферу действия и назначение образовательного стандарта. Все более значимым становится его развивающий потенциал, обеспечивающий развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства к  сфере образования. 

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования.

 Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника: любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции. Изучение родного края позволит развить у детей универсальные учебные действия. В ходе реализации ФГОС будет возможность заниматься туристско-краеведческой работой с учащимися во время внеучебной деятельности на которую отводится 10 часов в каждом классе.

В федеральном базисном учебном плане – 2004, учебный предмет “География” сокращен на 1 час за счет объединения преподавания физической и экономической географии в единый синтезированный предмет, перевода части его содержания (элемент экономико-политического содержания)  в учебный предмет “Обществознание”.

Начальный курс географии – первый этап в системе географического образования учащихся. При его изучении учащиеся должны усвоить в элементарном содержании основные географические понятия и представления, а также обобщенные приемы: ориентирование на местности и изучение объектов местности, чтение крупно и мелкомасштабных картографических изображений, наблюдение погоды и обработки собранных материалов.

На относительно завершенном уровне учащиеся должны усвоить знания об особенностях ближайшего окружения школы и соответствующие приемы ознакомления с его рельефом, водами, растительным и животным миром, населением и его хозяйственной деятельностью, с условиями быта и труда, отдыха, с взаимосвязями в системе “природа - человек”.

Для решения создавшейся проблемы необходимо применение краеведческого принципа в обучении географии, для реализации которого предусмотренные программой практические работы учащихся будут включены в курс “География с основами краеведения” – 0,5 часа.  

Краеведение, как народное знание о родных местах, зародилось в далеком прошлом. Важную роль в развитии школьного краеведения России сыграл К.Д. Ушинский, который в ходе своих работ теоретически обосновал “родиноведческий принцип” в обучении, показал большое воспитательное и образовательное значение изучения своего края.

«Прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, - указывал он, - с которым трудно соперничать влиянию педагога; что день, проведенный ребенком посреди рощи и полей,.. стоит многих недель, проведенных на учебной скамье».

Основные дидактические цели курса:

  1. дать учащимся знания по географии своей местности;
  2. углубить, конкретизировать теоретические знания и практические умения, полученные в основном курсе географии;
  3. развить интерес к изучению географии своей местности, города Чайковского, села Зипуново (через экскурсии, походы, поездки по родному краю);
  4. экологизировать географические знания через изучение своей территории;
  5. гуманизировать географические знания через изучение жизни и деятельности человека, среды его обитания;
  6. воспитывать патриота и гражданина своего Отечества.

Задачи и основные идеи курса:

  1. формировать у учащихся представление о качественном своеобразии своей местности, его природной, историко-культурной, хозяйственной целостности, подчиненности общим законам развития природы, хозяйства, специфики их местного проявления;
  2. формировать географическую культуру как составную часть общечеловеческой, что позволит воспитать новое поколение природопользователей, сориентированное на сохранение природы, поддержание экологического равновесия, улучшение способов ведения хозяйства.

  Введение

Тема 1. Экскурсия по эколого-краеведческой тропе села Зипуново (1 час)

Учащиеся должны знать:

  1. историю названия села Зипуново,
  2. дату его образования,
  3. исторические здания,
  4. памятники, имеющие историческую ценность для жителей села.

Учащиеся должны уметь:

  1. показывать на карте г. Пермь, г. Чайковский, с. Зипуново.

Тема  2. Составление схематического плана небольшого участка местности (2 часа)

Цель работы – формирование умения составлять элементарный план местности. Оборудование: планшеты, рулетка, компас. Способ съемки – полярный.

Учащиеся должны знать:

  1. что такое план местности,
  2. условные знаки,
  3. виды масштабов,
  4. стороны горизонта,
  5. определение азимута.

Учащиеся должны уметь: 

  1. изображать план местности в масштабе,
  2. читать план местности,
  3. рассказывать о его применении,
  4. ориентироваться на местности,
  5. определять азимуты местности.

Тема 3.  Экскурсия по изучению рельефа (2 часа)

Цель работы - измерение склона, описание обнажения, сбор образцов горных пород.

Оборудование: нивелир (высотой 1 метр), эклиметр, рулетка, размеченная веревка, коробочка или мешочки для образцов горных пород, лопатка для зачистки обнажения.

              Учащиеся должны знать:

  1. формы рельефа,
  2. полезные ископаемые своей местности.

Учащиеся должны уметь:

  1. измерять склон с помощью нивелира;
  2. определять крутизну склона;
  3. вести записи наблюдений, зарисовывать;
  4. определять виды горных пород, примесей, особенности залегания, толщину слоев;
  5. составлять этикетки, на которых записывать место взятия образца, дату, номер образца.

Тема 4. Работа с образцами горных пород (2 часа)

Цель: обучение систематизации горных пород по группам, определение их хозяйственного  использования.

Оборудование: раздаточный материал горных пород.

Учащиеся должны знать:

  1. условные обозначения горных пород,
  2. осадочные (обломочные, органические, химические),
  3. магматические,
  4. метаморфические,
  5. хозяйственное использование горных пород, в том числе пород, встречающихся в своей местности.

Учащиеся должны уметь:

  1. систематизировать горные породы по группам,
  2. составлять запись в виде таблицы,
  3. рассказывать о хозяйственном использовании горных пород,
  4. показывать на физической карте Пермского края, России месторождения полезных ископаемых: каменного угля, нефти, природного газа, железной руды, калийных солей.

Тема 5. Описание по карте Уральских гор (1 час)

Цель -  определение географическое положение гор

Оборудование: физическая карта России, атласы, план на стр. 71 учебника географии 6 класса под редакцией Т.П. Герасимовой

Учащиеся должны знать:

  1. формы рельефа,
  2. понятие о горах,
  3. различие гор по высоте.

Учащиеся должны уметь:

  1. показывать горы на физической карте России, мира,
  2. определять географическое положение гор по плану:
  1. Название, высота
  2. Географическое положение:
  1. на материке,
  2. направление и протяженность,
  3. относительно других объектов,
  4. преобладающие высоты,
  5. наибольшая отметка высоты и ее координаты.

Тема 6. Описание Восточно-Европейской равнины (1 час)

Цель - определение географического  положения равнины, на которой мы живём.

Оборудование: физическая карта России, атласы.

Учащиеся должны знать:

  1. формы рельефа,
  2. понятие о равнине,
  3. различие равнины по высоте.

Учащиеся должны уметь:

  1. определять географическое положение равнин по плану на стр.71 учебника география 6 класса под редакцией Т.П. Герасимовой:
  1. название, тип равнины
  2. географическое положение
  1. на материке,
  2. направление и протяженность с севера на юг и с запада на восток,
  3. относительно других объектов,
  4. в каком направлении понижается,
  5. преобладающая высота,
  6. какие реки протекают по равнине.

Тема 7. Определение расстояния от своего населенного пункта до ближайшего моря (1 час)

Цель:  определение расстояния  и направления по карте.

Оборудование: физическая карта России, измерительные ленты.

Учащиеся должны знать:

  1. понятие о море,
  2. понятие о географической долготе и широте.

Учащиеся должны уметь:

  1. определять географические координаты,
  2. определять географическое положение своей местности по координатам и карандашом ставить точку на карте, обозначающую её.

Тема 8. Описание реки Камы (1час)

Цель -  определение  географического  положения  реки.

Оборудование: физическая карта России, Пермского края, Чайковского района.

Учащиеся должны знать:

  1. понятие о реке,
  2. типы рек,
  3. части реки,
  4. питание и уровень реки.

Учащиеся должны уметь:

  1. определять географическое положение реки по плану, помещенного на стр.107 учебника география 6 класса под редакцией Т.П. Герасимовой,
  2. выполнять действия, соответствующие пунктам плана.

Тема 9. Комплексная характеристика  малой реки (3 часа)

Цель – изучение  реки  Бурёнки.

Оборудование:  бутылка с пробкой, термометры (для измерения температуры воздуха и воды); поплавок, рейка водомерная, рулетка, диск (белый) для определения  прозрачности воды; размеченная на метры прочная веревка, веревка с грузом на конце (для измерения глубины).

Учащиеся должны знать:

  1. понятие о реке,
  2. части реки,
  3. питание и уровень реки.

Учащиеся должны уметь:

  1. определять среднюю ширину реки,
  2. определять максимальную и минимальную глубину реки,
  3. определять скорость течения воды в реке,
  4. составлять описание реки Бурёнки.

Тема 10. Изучение родника

Цель – исследование родника.

 Оборудование: мерная линейка, секундомер, мерная емкость, термометр, пробирка, лист бумаги белого цвета.

 Учащиеся должны знать: понятия подземные воды, источник, клюю, родник.

Учащиеся должны уметь: определять дебет, температуру, запах воды  источника, описывать местонахождение родника.

Тема 11. Описание погоды за сутки по материалам наблюдений. Вычерчивание графика годового хода температур воздуха по данным ГМС г.Чайковского. Составление розы ветров. (1 час)

Цель -  составление графиков, розы  ветров.

Учащиеся должны знать:

  1. понятие о ветре, атмосферном давлении, температуре воздуха, суточном, годовом ходе температуры, амплитуде колебаний температуры воздуха,
  2. значение ветра.

Учащиеся должны уметь:

  1. составлять график годового хода температур воздуха,
  2. определять средние температуры воздуха,
  3. составлять розу ветров,

составлять диаграмму годового количества осадков.

Тема 12. Изучение природных комплексов своей местности (2 часа)

Цель -  описание природных  комплексов  своей местности.

Оборудование: термометр для измерения температуры поверхностного слоя почвы, линейка для определения толщи слоев в почвенном разрезе.

Учащиеся должны знать:

  1. понятие о природном комплексе, долине реки, овраге, балке.

Учащиеся должны уметь:

  1. определять географическое положение природного комплекса,
  2. описывать луг, лес, овраг по плану (стр.187 учебника география 6 класса под редакцией Т.П. Герасимовой).

План описания и действия едины для всех участков:

1) Географическое положение природного комплекса

2) Описание каждого природного комплекса

а) назвать участки (по форме рельефа, растительности);

б) выявить особенности компонентов: форму рельефа, горные породы, тип почвы, глубоко ли залегают грунтовые воды, растительность (скудная, богатая), виды растений, животных; оценить возможности для использования природного комплекса человеком;

в) выявить связи между компонентами природы;

г) оценить влияние человека на природный комплекс, что нужно сделать, чтобы его улучшить.

В заключение сравнить и сделать вывод о причинах различия природных комплексов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса «ТУРИСТСКАЯ ПОДГОТОВКА И ОСНОВЫ КРАЕВЕДЕНИЯ».

Программа элективного курса «ТУРИСТСКАЯ ПОДГОТОВКА И ОСНОВЫ КРАЕВЕДЕНИЯ»,  предназначена для учащихся 7 - 8 классов.Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуаль­ная для всех времен и...

"Помни имя свое" (комплексная программа духовно-нравственного воспитания учащихся на основе краеведения)

Данная авторская программа духовно-нравственного воспитания молодежи представляет собой комплекс мероприятий по урочной, внеурочной и внешкольной деятельности на основе уроков краеведения, дополнитель...

Итоговый тест по основам краеведения для учащихся 8 класса

Курс основы краеведения Самарской области...

План самообразования учителя истории и обществознания по теме: Повышение мотивации в познавательной деятельности обучающихся на уроках в условиях модернизации школьного образования по ФГОС на основе краеведения на 2012-2015 гг.

Цель: Создание условий для развития и самореализации обучающихся.Задачи:Развитие познавательной активности учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания в практичес...

План самообразования учителя русского языка и литературы по теме: "Повышение мотивации в познавательной деятельности обучающихся на урока в условиях моднернизации школьного образования по ФГОС на основе краеведения на 2013-2017 гг."

План самообразования учителя русского языка и литературы по теме: "Повышение мотивации в познавательной деятельности обучающихся на урока в условиях моднернизации школьного образования по ФГОС на осно...

Программа элективного курса «ПРАВОСЛАВНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ В ШКОЛЕ»; Рецензия к Программе

Вопросы изучения литературы родного края, а также православного краеведения, православной литературы, в настоящее время очень важны и актуальны.  Сегодня причиной всех наших бедствий является стр...

Программа по формированию экологической культуры воспитанников детского дома на основе краеведения «Сбереги свой край»

Экологические проблемы  в настоящее время актуальны.Наиболее  благоприятный период для формирования экологического сознания – это ст.дошкольный и младший школьный возраст детей....